Введение
Всегда интересно узнавать что-то новое, жить и развиваться в ногу со временем, в котором ты живешь. Вокруг столько всего интересного! Но, невозможно жить по-настоящему наполненной жизнью, если не знать своих корней, истории своей страны, истории того великого русского народа, частью которого мы себя по праву считаем.
Для нас человеком-проводником в мир русской литературы и истории, в увлекательное «познавательное прошлое» стал ведущий научный сотрудник дома-музея имени Корнея Ивановича Чуковского, звукоархивист, ведущий радио и телепередач о литературе и поэзии, заместитель главного редактора, редактора отдела поэзии известного литературного журнала «НОВЫЙ МИР», друг нашего класса - Павел Михайлович Крючков.
Благодаря его историям, мы узнаем много новой для нас интересной информации о жизни великих русских поэтов, писателей и художников.
Наши встречи продолжаются вот уже второй год. За это время мы познакомились с историей создания сказок и стихов Корнея Ивановича Чуковского, узнали о его дружбе с Блоком, Маяковским, другими известными историческими личностями. Открыли для себя такого поэта как Валентин Дмитриевич Берестов. Павел Михайлович читал нам его стихи. В октябре 2017 года одну из встреч Павел Михайлович посвятил лицею, в котором учился Александр Сергеевич Пушкин. Вот с этой встречи и началась наша проектная работа, о которой мы сегодня хотим рассказать.
Цели проекта:
Создание портрета-миниатюры на пушкинскую тематику и проведение выставки наших миниатюр.
Задачи проекта:
Проведение встречи с ведущим научным сотрудником дома-музея имени Корнея Ивановича Чуковского, звукоархивистом, ведущим радио и телепередач о литературе и поэзии, заместителем главного редактора, редактора отдела поэзии известного литературного журнала «НОВЫЙ МИР» - Павлом Михайловичем Крючковым по теме: «Портрет эпохи в миниатюре на примере лицейского периода жизни А. С. Пушкина».
Изучение понятия «портретной миниатюры», как художественного произведения.
Разработка собственного дизайна миниатюры в стиле «портрет эпохи» (женский и мужской, особенности элементов интерьера, историческая архитектура).
Оформление выставки наших работ.
Основная часть
Глава I. «Прикосновение к истории»
Во время встречи с Павлом Михайловичем мы узнали о том, что в годы, когда происходило лицейское детство Пушкина, детской литературы как таковой не было.
В школах читали произведения признанных классиков современности, таких как: Гавриил Романович Державин, Василий Андреевич Жуковский, Александр Петрович Сумароков, Михайло Васильевич Ломоносов.
Интересно было узнать и о том, что всех лицеистов привозили на открытие родители будущих учеников. Так, Сашу Пушкина привез его отец-Пушкин Сергей Львович. В этот же день привезли всех других лицеистов,тех, с которыми Пушкина в дальнейшем связали узы дружбы и братства. Это Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер.
Открытие было пышным и торжественным. Сам император Александр Iторжественной речью открывал эту церемонию. Открытие Лицея было делом государственной важности. На него возлагались большие надежды. Здесь должны были учиться те, кто в будущем прославит русскую науку, литературу и словесность, общественную деятельность и дипломатию России.
Забавно то, что после окончания торжеств, все лицеисты бросились во двор играть в снежки. В сущности, все они были еще детьми.
Мы узнали о том, во что и как были одеты лицеисты. Как и чем писали на занятиях, как жили, кто и как принимал у них экзамен, да и много всего другого.
По окончании занятия Павел Михайлович задал нам творческое задание: «Нарисовать Пушкина и то, что окружало его в лицейские годы в стиле миниатюры».
Глава II. «Что такое миниатюра?»
Миниатюра - (от латинского слова minium-красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг).
В изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм.
-История миниатюры.
Как отдельный жанр живописного искусства портретная миниатюра сформировалась в эпоху Возрождения, по технике и стилю она происходит от книжной миниатюры.
Портретная миниатюра-вид миниатюры-потрет небольшого формата – от 1,5 до 20 см), отличающийся особой тонкостью письма, своеобразной техникой исполнения и использованием средств, присущих только этой изобразительной форме.
Виды и форматы миниатюр очень разнообразны: их писали на пергаменте, бумаге, картоне, слоновой кости, на металле, фарфоре, используя акварель, гуашь, специальные художественные эмали и масляные краски. Автор может вписать изображение в круг, овал, ромб, восьмиугольник, квадрат.
Как и живописный, миниатюрный портрет может быть камерным или парадным; подчиняется тем же требованиям, что и весь портретный жанр в целом, но миниатюра всегда носит более интимный характер.
Небольшие изображения вставляли в медальоны и носили на груди или хранили в футляре, украшали ими крышки табакерок, веера, часы и даже браслеты, броши и перстни.
Самым распространенным материалом для обрамления была золоченая бронза,а также серебро.
В конце XIX века фирма Карла Фаберже выпускала рамки для миниатюрных портретов и фотографий.
Миниатюрные портреты брали с собой, отправляясь в путешествие или военный поход. В начале XIX века миниатюры в рамках размещали на столе или развешивали на стенах в библиотеках, гостиных и кабинетах. Часто стена была заполнена рядами миниатюрных портретов, напоминавших о родных и близких людях.
Один из крупнейших русских художников Владимир Лукич Боровиковский наряду с большими станковыми портретами писал и миниатюрные. Эти портреты находятся сейчас в коллекции Русского музея.
Глава III. Создание миниатюр
Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.
Н. Заболоцкий
1)Мы начали создание будущих миниатюр с создания эскизов.
Для этого мы с Еленой Владимировной рассмотрели:
-портретные миниатюры Боровиковского: портреты-миниатюры Менеласа, Капниста, Львовой.
-архитектурное сооружение Царскосельского Лицея, в котором учился А. С. Пушкин;
-портреты поэта, написанные В. А. Тропининым, О. А. Кипренским, прижизненный портрет поэта - акварель Соколова П.Ф.; лицейский портрет Пушкина, написанный Ю.В. Ивановым, «Пушкин в Царском Селе» Ильи Репина, картины Б.М. Кустодиева и В.А.Серова;
2)При изготовлении миниатюры на рабочем формате мы использовали традиционные графические материалы и приемы исполнения, а именно: карандаш, тушь, перо, акварель и их вариативные сочетания;
3) При оформлении рамы мы также использовали характерные декоративные приемы, такие как лепнина и тонирование.
Заключение.
В процессе работы мы узнали много новой информации, получили интересный опыт работы пером и тушью, научились новым для нас приемам работы, таким, как изготовление лепнины для рамы и последующее ее тонирование.
Самое главное, мы испытали чувство удовлетворения своей работой, так как сумели на очень хорошем уровне выполнить непростое задание. И доставили радость не только себе, но и многим заинтересованным людям.
Список литературы
http://ru.wikipedia.org
old-chest.ru
http:/pushkin.niv.ru
Организатор проекта Государственная Третьяковская галерея, куратор: Т.Л.Карпова «Каптина и рама. Диалоги» Москва, 2014.
Организатор проекта Государственный Русский музей «Одеть картину», Санкт-Петербург,2005
Организатор проекта Государственный Русский музей посв. выставке миниатюры в Михайловском замке.