Переплетение реальности и фантастики в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Переплетение реальности и фантастики в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

Грачёв Н.А. 1
1МОУ Пановская СОШ имени героя Советского Союза П.Л. Черябкина, 10 класс
Грачёва С.В. 1Малородова С.В. 2
1Биорковская сельская библиотека-филиал МБУК «МЦБ имени И.И. Лажечникова»
2МОУ Пановская СОШ имени героя Советского Союза П.Л. Черябкина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Повесть «Пиковая дама» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным более 180 лет назад, но и по сей день это произведение интересно читателям. Эта повесть является одним из самых ярких и загадочных произведений Пушкина. «Пиковую даму» не только читают, но и ставят по её сюжету оперы, снимают фильмы. Почему же повесть, вышедшая в свет почти два века назад, до сих пор не теряет своей популярности? Всё дело в том, что в этом шедевре русской литературы на редкость удачно и искусно переплетены реальность и фантастика. Именно благодаря этому, данное произведение привлекает представителей разных возрастов и разных художественных вкусов и предпочтений.

1. Переплетение реальности и фантастики в сюжете повести

Сюжетная линия, выстроенная А.С. Пушкиным, мгновенно захватывает читателя, заставляя его прочитывать повесть не отрываясь, «на одном дыхании».

Действие повести происходит в начале ХIХ века в Санкт-Петербурге. Начинается произведение довольно реалистично и прозаично: автор повествует о карточной игре – самом обычном занятии людей того времени. Однако, не дав читателям заскучать ни на секунду, уже на первой странице Пушкин заинтересовывает нас довольно загадочной историей. Главный герой – молодой инженер Германн слышит невероятный рассказ о графине Анне Федотовне Томской. Судя по слухам, графиня может назвать человеку три карты, которые обязательно принесут ему выигрыш. Небогатый, но расчетливый Германн хочет попытать счастье. Он надеется, что старуха назовет ему три заветные карты.

Далее сюжет развивается быстро и стремительно. Чтобы встретиться с графиней, герой решается на авантюру: он очаровывает воспитанницу графини - милую и наивную девушку Лизу. В конце концов Лиза соглашается на тайное свидание. Она рассказывает ему, как незаметно проникнуть к ней в дом ночью. Следуя советам Лизы, Германн пробирается в дом графини и прячется в её комнате. Когда старуха остается одна, Германн умоляет ее назвать три карты, которые принесут выигрыш. Старуха упрямится, и Германн угрожает ей пистолетом. Испуганная графиня внезапно умирает. Старуху хоронят. И с этого момента Пушкин вводит в сюжет мистические явления. В ночь после похорон к Германну приходит призрак графини. Старуха называет ему три заветные карты - тройка, семерка, туз, которые должны принести ему выигрыш. Вскоре Германн получает шанс сыграть в карты с богатыми соперниками. В первый вечер Германн ставит крупную сумму, 47 тысяч, на тройку и выигрывает. На следующий день он ставит на семёрку и снова выигрывает. На третий день он ставит всё на туза. Вскрыв карту, он обнаруживает вместо туза пиковую даму. Из-за этой карты Германн проигрывает все деньги. Пиковая дама прищуривается и улыбается, поражая несчастного Германна своим невероятным сходством со старухой. Этот кульминационный момент является самым фантастическим во всей повести. После проигрыша Германн сходит с ума, Лиза же благополучно выходит замуж за другого мужчину.

Таким образом, мы видим, что в сюжете повести «Пиковая дама» А.С. Пушкин мастерски переплетает мистику с реальностью.

2. История создания произведения как доказательство переплетения реальности и фантастики в повести

История создания повести «Пиковая дама» окутана ореолом тайны и будоражит умы критиков, исследователей, литературоведов и простых читателей уже много лет.

Точные даты написания "Пиковой дамы" неизвестны, так как рукопись повести не дошла до наших времен. По мнению исследователей, Пушкин написал "Пиковую даму", вероятно, в Болдине в октябре-ноябре 1833 г. Повесть впервые была опубликована в журнале "Библиотека для чтения" в 1834 г. В том же году повесть вошла в сборник "Повести, изданные Александром Пушкиным".

Многие литературоведы придерживаются мнения, что в основе повести лежит реальная история, которую Пушкин услышал от своего приятеля, князя С. Г. Голицына, а герои произведения имеют реальных прототипов.

В 1830 году в Москве судьба свела А. С. Пушкина с серпуховским помещиком В. С. Огонь-Догановским, опытным игроком в карты, которому поэт в азарте проиграл почти 25 тысяч. Выплатить такую огромную сумму сразу он был не в состоянии и выпросил рассрочку на четыре года. Этот случай, о котором судачили в московских гостиных, едва не расстроил помолвку Пушкина с Н. Н. Гончаровой. В письме П. А. Плетневу 31 августа 1830 года поэт жаловался: "Московские сплетни доходят до ушей невесты и ее матери - отселе размолвки, колкие обиняки, ненадёжные примирения..." Расчеты с Огонь-Догановским еще долго тяготили его душу. Этот проигрыш, чуть было не оказавшийся роковым в судьбе Пушкина, несомненно, стал одной из побудительных причин к созданию повести "Пиковая дама".

Близкие друзья Пушкина, Нащокины, рассказывали, что по словам самого Александра Сергеевича, “главная завязка повести не вымышлена”. Старуха графиня - известная в московском обществе «усатая княгиня» Наталья Петровна Голицына, урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д. В. Голицына, действительно жившая в Париже. Внук ее Голицын рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабушке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. "Попробуй", - сказала бабушка. Внук поставил эти карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести вымышлено.

В дневнике А.С. Пушкина есть запись: "...Моя Пиковая дама в большой моде, - игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Н(атальей) П(етровной) и, кажется, не сердятся..." (Дневник Пушкина, 7 апреля 1834 г.).

Таким образом, мы видим, что сама история создания повести «Пиковая дама» доказывает, что в этом великолепном произведении А.С. Пушкину удалось совместить несовместимое: реальность и фантастику.

3. Переплетение реальности и фантастики в образах главных героев

Реальность и фантастика переплетены также и в самих образах главных героев.

Главным героем произведения является Германн. Это молодой инженер, офицер, немец по-происхождению. Как и все немцы, он расчетлив, умерен и трудолюбив. Германн не богат, но страстно желает разбогатеть. Он скрытен и честолюбив, экономен и бережлив. В душе его кипят страсти, которые он усмиряет силой и твёрдостью своего характера. Германн – целеустремлённый человек, готовый ради своей цели готов на всё, даже на обман. Литературовед Г.А. Гуковский пишет, что образ Германна – это «могучее типическое обобщение, образ, созданный на основе глубокого уразумения социального процесса». Он сравнивает образ Германна – человека скромного достатка и скромного общественного положения – с миром Томских, которые играют в карты, и любят, и женятся, и прожигают жизнь бездумно и весело. Для Германна жизнь тяжела и погружена во мрак. «Он испытывает тяжёлое чувство социальной ущемлённости». По мнению исследователя, «титаническая личность» Германна побеждена злом. Это зло – власть денег. Именно страсть наживы вносит долю мистицизма в образ главного героя, придавая его внутреннему миру демонический характер. «Этот Германн–лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля...» – говорит о нём Томский. А Лиза называет Германна «чудовищем». По словам критика В.Г. Белинского в повести «удивительно верно очерчен демонически-эгоистический характер Германна».

Образу Германна А.С. Пушкин противопоставляет образ Лизы. Это исключительно милое и благородное создание. «Лизавета Ивановна - живой портрет компаньонок наших старых знатных дам, рисованный с натуры мастером» - так характеризуется эта героиня в рецензии из газеты "Северная пчела" 1834 года. Лиза – «домашняя мученица» графини, покорно и безропотно выполняющая все её прихоти и выслушивающая несправедливые упрёки. "Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора; она сопровождала графиню в ее прогулках и отвечала за погоду и за мостовую". И такую бедную, одинокую и несчастную девушку всё-таки посмел обмануть бессердечный Германн, что ещё раз характеризует его как демона, Мефистофеля.

Самым мистическим героем большинству читателей кажется графиня Анна Федотовна Томская. Однако, на самом деле, это обыкновенная своенравная, эгоистичная старуха с тяжёлым характером. Она тиранит свою воспитанницу Лизу, превращая её жизнь в сплошное мучение. Таких старух, испорченных светской жизнью и старостью, немало можно было встретить и в реальной жизни. Однако, явление призрака Томской Германну, прочно закрепляет за ней славу самой мистической героини А.С.Пушкина.

Таким образом, мы видим, что герои повести «Пиковая дама» являются вполне реалистичными, но, тем не менее, их образы окутаны ореолом фантастики и мистицизма.

Мнения критиков и литературоведово реалистичности и фантастичности повести «Пиковая дама»

Многие критики и литературоведы посвятили свои статьи повести «Пиковая дама». Так каково же их мнение насчёт жанра данного произведения? Считают ли они эту повесть реалистичной или относят её к разряду фантастических произведений?

Фёдор Михайлович Достоевский писал: «Пиковая дама» - верх искусства фантастического. И вы верите, что Герман действительно имел видение..., а между тем в конце повести, то есть, прочтя ее, вы не знаете, как решить: вышло ли это видение из природы Германа или действительно он один из тех, которые соприкоснулись с другим миром, злых и враждебных человечеству духов. Вот это искусство!..»

Литературовед Г. А. Гуковский в своей статье «Пушкин и проблемы реалистического стиля» и Л. В. Чхаидзе в статье «О реальном значении карт в повести «Пиковая дама» придерживаются одинаковой точки зрения. Они считают, что «Пиковая дама» является абсолютно реалистичной повестью. По их мнению, веры в потустороннее в «Пиковой даме» нет, но колорит фантастического мрачного безумия и дикой денежной игры в ней присутствует. Само собой разумеется, что такая фантастика не противоречит реализму и может обнаруживаться в реалистическом стиле.

Г. А. Гуковский называет Германна человеком скромного достатка и скромного общественного положения, который вынужден бороться за своё социальное благополучие. При этом он выбирает заведомо ложный путь, пытается разбогатеть при помощи игры в карты. В результате под влиянием тёмной силы денег он доходит до морально-психического разложения, то есть до психического расстройства. Все фантастические элементы, которые присутствуют в повести, Г. А. Гуковский называет «литературным колоритом».

Л. В.Чхаидзе не анализирует фантастический пласт текста, а приводит ряд рациональных аргументов относительно истории проигрыша Германа, который выбирает мистические цифры 3 и 7, потому что хочет утроить, усемерить свой капитал. Пиковую даму вместо туза Германн мог вытащить потому, что как колода была новой и карты слиплись, и потому, что он находился в крайне взволнованном состоянии.

Кандидат филологических наук О. С.Муравьёва в статье «Фантастика в повести Пушкина «Пиковая дама», хотя и называет произведение реалистическим, но пытается продемонстрировать фантастическую природу пушкинской повести. Она анализирует «фантастический колорит» повести. И этот анализ даёт неожиданный результат: в «Пиковой даме» не разрабатывается до конца ни один фантастический мотив или образ. С точки зрения исследовательницы, разрушение фантастического шаблона понадобилось Пушкину не ради литературной игры, а чтобы показать «непрояснённость и двойственность» самой повести, то есть её иррациональность. В конце статьи О. С.Муравьёва говорит о том, как фантастические элементы помогают Пушкину раскрыть всю многогранность настоящей жизни.

Таким образом, мы видим, что литературоведы и критики, называя повесть реалистичной, восхищаются её фантастической природой. Это ещё раз доказывает, что реальность и фантастика искусно переплетаются в «Пиковой даме».

Заключение

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама», статьи критиков и литературоведов, посвящённые данному произведению, и исследовав электронные ресурсы, я пришёл к выводу о том, что реальность и фантастика тонко, умело и виртуозно переплетены в данном произведении. Реальная жизнь соседствует с мистическими проявлениями, как в сюжете повести, так и в образах главных героев. История создания «Пиковой дамы» доказывает факт наличия и реалистичных и фантастических моментов в повести. А мнения критиков и литературоведов ещё раз подтверждают двойственный характер её жанра. Благодаря такому искусному сочетанию и переплетению реальности и фантастики, «Пиковая дама» и в наши дни не теряет своей притягательности для читателей.

Библиография

1. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.

2. Чхаидзе Л. В. О реальном значении карт в повести «Пиковая дама» // Пушкин: материалы и исследования. Т. III. Л., 1960.

3. Муравьева О. С. Фантастика в повести Пушкина «Пиковая дама» // Пушкин: материалы и исследования. Т. VIII. Л., 1978.

4. Критика о повести "Пиковая дама" Пушкина: отзывы критиков: [Электронный ресурс].- Режим доступа: Нttр://www.litеrаturus.ru/2016/05/kritikа-рikоvаjа-dаmа-рusНkin-оtzуvу.Нtml

5. История создания повести "Пиковая дама" Пушкина: замысел и прототипы героев, история написания и публикации: [Электронный ресурс].- Режим доступа: Нttр://www.litеrаturus.ru/2016/05/istоrijа-sоzdаnijа-рikоvаjа-dаmа-рusНkin-рrоtоtiру.Нtml

Просмотров работы: 24883