Культурный код современных подростков.

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Культурный код современных подростков.

Ткачук С.Е. 1
1МБОУ СОШ №17
Ткачук О.С. 1
1МБОУ СОШ №17
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Хочешь победить врага – воспитай его детей.

Восточная мудрость.

В размышлениях о культуре, духовности, нравственности современный образованный человек часто использует понятие «русский культурный код». В словаре В.И.Даля говорится, что «код – тайна, тайнопись, загадка, секрет, шифр». Американский психоаналитик Клотер Рапай в своей книге «Культурный код» пишет: «Культурный код – это культурное бессознательное. Он определяет набор образов, которые связаны с каким-либо понятием в нашем сознании. Это не то, что мы говорим или четко осознаем, а то, что скрыто даже от собственного понимания, но проявляется в наших поступках».

Каждому образованному человеку известно, что культура – это жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое, настоящее и будущее. В основе любой национальной культуры лежит принцип народности, и ни один народ не существует вне своей культуры. Главное же предназначение национальной культуры – противостояние перерождению любого народа. Уничтожение культуры – уничтожение нации. Наш враг сейчас - это мы сами, во многом образ жизни семьи, занятой материальными проблемами. Поэтому воспитание духовной, нравственной культуры детей, на мой взгляд,- главная задача общества.

Так как изучение культурного кода остается одним из основных ключей к пониманию сущности общества и отдельного в нем человека, а также оказывает большое влияние на формирование человека, я решила попытаться сформулировать для себя понятие «культурного кода современных подростков», попытаться увидеть разум и сердце, прошлое, настоящее и будущее моих ровесников, тем более что актуальность темы обусловлена недостаточно глубокой степенью изученности проблемы в течение долгих лет развития общества. Таким образом, основополагающим вопросом (проблемой) исследования становится проблема формирования культурного кода в межличностных отношениях современных подростков.

Тип проекта: научно-исследовательский, информативный, творческий.

Гипотеза работы: нравственность – одна из важнейших составляющих культурного кода современного подросткового общества.

Цель работы: разобраться в вопросе формирования нравственности школьников как основной составляющей культурного кода современных подростков на примере повести В. Железникова «Чучело» и одноименного фильма Р. Быкова.

Задачи исследования:

Проанализировать проблему формирования культурного кода.

Изучить понятие «нравственность» как составляющую культурного кода.

Сопоставить зрительское и читательское восприятие проблемы нравственности в школьном коллективе на примере повести В.Железникова и фильма Р.Быкова «Чучело».

Обосновать важность взаимоуважения и взаимопомощи в межличностных отношениях подростков.

Систематизировав собранную информацию, сформулировать понятие «культурного кода современных подростков».

Методы исследования:

теоретические - анализ печатных изданий, словарей, ресурсов сети Интернет по теме исследования;

эмпирические - собственные наблюдения.

Объект исследования – культурный код современных подростков.

Предмет исследования – формирование нравственности школьников как основной составляющей культурного кода современных подростков.

Практическая значимость проекта:

Раскрытие понятий «нравственность» и «культурный код» в современном обществе.

Развитие интереса к миру кино и книги.

Воспитание нравственных идеалов.

Привлечение внимания подростков к проблеме и желание участвовать в дискуссии.

Основными источниками для написания работы послужили журнальные статьи и отзывы, рецензии, критические статьи, найденные мной на просторах Интернета. Литературы по поднятой проблеме оказалось крайне мало, а доступные мне и моим ровесникам интернет-ресурсы дали возможность проанализировать позиции современников.

Культурный код – нерешенная проблема XX столетия.

Одна из нерешенных проблем двадцатого столетия

заключается в том, что мы до сих пор имеем смутное и предвзятое представление о том, что именно делает Японию

страной японцев, США страной американцев,

Францию страной французов, а Россию страной русских...

Недостаток этих знаний мешает странам понимать друг друга.

Рут Бенедикт. Хризантема и меч

От всех остальных живых существ, населяющих Землю, человек отличается, прежде всего, тем, что он осваивает природу, преобразует её и создает культуру – творение его разума, души и рук. В течение столетий многие поколения людей создают язык народа, его письменность, литературу, памятники искусства и архитектуры, формируют обычаи и традиции, формируют культурный код.

Запечатленный образ и код — это примерно как замок и шифр к нему. Зная последовательность цифр и букв, вы можете открыть замок. Дешифровка широкого спектра впечатлений имеет огромное значение. Это помогает нам ответить на один из важнейших для нас вопросов: что заставляет нас поступать так, а не иначе? Понимание культурных кодов обеспечивает нас прекрасным новым инструментом, своего рода новыми очками, через которые мы можем изучить себя и свое поведение. Оно переворачивает наше представление о мире, меняет наши взгляды на все вокруг. Более того, оно подтверждает истину, которую мы всегда интуитивно ощущали: несмотря на общую человеческую природу, люди разных стран действительно очень разные. Понять эту разницу, по мнению Клотера Рапай, помогают культурные коды [5].

Таким образом, изучение культурного кода остается одним из основных ключей к пониманию сущности как отдельного человека, так и нации в целом через культурное наследие наших предков, как единой национальной системы, которая оказывает большое влияние на формирование человека.

Вне своей культуры не существует ни один народ. Уничтожение культуры неизбежно приводит к уничтожению нации. Именно поэтому после уничтожения СССР основной разрушительный удар пришелся на русскую культуру. Особое внимание было уделено молодежи, которой стали вместо традиционной культуры активно пропагандировать, внедрять в сознание чужую субкультуру. Так недруги России пытались вмешиваться в «культурное бессознательное» её нации, меняя культурный код [4].

Героями мультфильмов для детей стали Бэтмен, Супермен и Человек-паук, Кошки, похожие на Зайцев, и Куклы-монстры. Героями подростков стали певцы, актеры, блогеры, стендаперы («крутые» парни в татуировках и гламурные девушки с искусственной внешностью и сомнительными идеалами). Героями студенческой и работающей молодежи являются представители крупного американского IT-бизнеса (Стив Джобс, Билл Гейтс, Марк Цукерберг) и представители российской олигархической элиты. Если сравнить культурные образы современности с культурными образами СССР, получится следующее. Малыши Советского Союза грезили идеалами пионеров, тимуровцев, доброго Кота Леопольда и дружелюбными мультгероями- зверюшками. Советские подростки – комсомольцами, героями Великой Отечественной войны. Работающая молодежь равнялась на стахановцев, героев труда (врачей, учителей, инженеров, работников сельского хозяйства).

Безусловно, русская культура достаточно мощная для того, чтобы впитать в себя различные культурные изменения и дополнения, но если русские дети воспитываются героями США, то основная цель изменения культурного кода (ядра) выполнена. И в первые десятилетия последствия можно не разглядеть, но они будут обязательно. Каковы же могут быть последствия? На этот вопрос отвечает в своей статье историк, президент СГОО «Сообщество молодых ученых» Игорь Власенко.

В детях формируется индивидуализм (супергерои, в основном, одиночки), эгоизм (супергерой всегда прав, ради своей цели можно использовать любые средства), соперничество (супергерои не только не идеальны, но зачастую аморальны в жизни и соперничают с другими). Усиливается тенденция к клиповости мышления (подростки не могут сосредоточиться на одном деле, мыслить в системно-стратегических категориях), хуже развивается собственное творческое мышление (любую информацию можно найти в Интернете), результатом бесконтрольности получения информации становится беспрепятственный доступ к нецензурным и аморальным идеям [1].

Отличается ли такое поведение современных детей и подростков от принципов советского юношества: системного мышления, формировавшегося из книг и научно-познавательных журналов, умения работать в команде (пресловутого коллективизма), а также направленности информации на социально важные аспекты общества, научные достижения, активное участие в жизни класса, школы, коллектива, общества? Думаю, несомненно.

Историк также считает, что в основе культурного ядра должно быть аналитическое, системное и проектное мышление. Молодой человек должен задаваться вопросами: «Кто?», «С какой целью?», «Какими инструментами?», - понимать, когда на него воздействуют и как избегать манипулирования его чувствами, убеждениями и действиями.

Что касается современной России, то сейчас мы видим понимание у высшего руководства государства того, что без сохранения русской культуры, без воспитания молодежи и понимания, к какому будущему идет общество, – без всего этого невозможно построить созидательную, позитивно развивающуюся страну.

С 2006 года в России планомерно каждый год посвящается одному из важных культурно-смысловых, значимых направлений в жизни общества. 2006 год был объявлен Годом академика Дмитрия Лихачева, 2007 – Годом русского языка, 2008 – Годом семьи, 2009 – Годом молодежи, 2010 – Годом учителя, 2011 – Годом российской космонавтики, 2012 – Годом российской истории, 2013 – Годом охраны окружающей среды, 2014 – Годом культуры, 2015 – Годом русской литературы, 2016 – Годом кино. Если обратить внимание, этот ряд имеет глубокую основу, так как выражает ключевые основы культуры русской цивилизации и ценности русского народа[1]. Именно в трудности сочетания русской морали и нравственности, добра, сплоченности, терпения и принятия чуждых нам эгоизма и индивидуализма, черствости, пробивного хамства и заключается проблема русского культурного кода, нерешенная в XX столетии и так актуальная сегодня.

Нравственность как основная составляющая культурного кода.

Если рассматривать понятие «культурного кода» как совокупность важных культурных составляющих, то, пожалуй, важнейшими составляющими являются духовность и нравственность.

В современном обществе проблема нравственности молодежи – одна из основных, потому что, как ни банально это звучит, за молодежью будущее. Но «век нынешний» и «век минувший» всегда состоят в противоречии. То, что убеленным сединами кажется необходимым, для молодых людей звучит глупо и смешно. Но почему нам кажется, что старшее поколение всегда не право? Наверное, потому, что в сегодняшней молодежи не так сильно развито чувство ответственности, или оно еще не сильно укоренилось в молодых душах. Когда тебе пятнадцать лет, кажется, вся жизнь впереди и впереди еще много времени, чтобы исправить свои возможные ошибки. Процесс становления современной российской молодежи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и социальных отношений.

Куда идет российская молодежь? С какими ценностями и установками молодые люди вступают в жизнь? С каким духовным багажом они будут преодолевать проблемы своей будущей взрослой жизни? И что надо делать, чтобы изменить существующую ситуацию к лучшему?

Д.С.Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» размышляет о ценностях жизни. «Душно бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Следует хорошенько «выдохнуть» все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяя человеку принимать жизнь, её ценности, её красоту… Надо быть открытым людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто хорошее, «заслоненную красоту» обогащает человека духовно» [6]. Не могу не согласиться с мнением Лихачева. Только открытый доброму и прекрасному человек способен увидеть и принять это доброе и прекрасное.

Современной молодежи необходимо воспитывать в себе понимание «прекрасного» и «вечного». Какими бы пессимистичными ни были волнения наших учителей об их нерадивых учениках, мы еще не потеряны. Нам нужно что-то, что захватило бы наши рассудки и направило нас в верном направлении. Нам нужен яркий пример. Я думаю, литература – первый из таких примеров, самый глубоко нравственный и чистый.

Литература относится к наиболее сложному интеллектуальному виду искусства, так как восприятие литературного произведения носит опосредованный характер, создается с помощью слова, языка. Человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, возникающие у него в процессе чтения. И образы, населяющие его, нельзя потрогать, увидеть, услышать. Они оживают в нашем воображении в ходе чтения, а потом остаются в нашей памяти.

Да, сегодня школьников привлекает высокая скорость передачи информации. Значит ли это, что чтение книг уходит в прошлое? Нет. Тот мой ровесник, который хочет быть успешным, знает, что нет лучшего способа для развития интеллекта, чем чтение. А тот, кто понимает, что книга – лучший путь к развитию духовности, еще и умеет выбрать для себя направление этого пути.

Прошедший 2015 год, объявленный Годом литературы, подарил молодежи много интересных проектов, стимулирующих детей и подростков к чтению. Я и мои сверстники с удовольствием следили в соцсетях за проектом «Занимайся чтением». Я знаю ребят, которые активно занимаются спортом, и подобная «реклама» чтения стала для них понятной, действенной, они посмотрели на чтение с другой стороны.

Раньше наша страна считалась самой читающей в мире. Все народы завидовали интеллектуальному потенциалу советской молодежи, которая стремилась к знаниям. А какая современная молодежь? Читающая! Этому есть подтверждения. Я вижу это в классе, в метро, на отдыхе. Просто её стало меньше, а значит, есть над чем работать семьям и школе [7].

Человек с его уникальным внутренним миром, его отношением к добру и злу, к поиску смысла жизни всегда имеет выбор и несет за него ответственность. К какому бы литературному жанру ни принадлежало произведение, автор всегда вкладывает в него свое видение мира, проблемы, свои чувства, черты эпохи, о которой пишет. Для чего же он передает все самое ценное бумаге? Он делится своими ценностями с Читателем. Читателем, который тоже ищет смысл жизни, чувствует, переживает, имеет свой внутренний мир и находится в процессе становления своей личности [7]. В тот момент, когда чувства, которые вложил в свое произведение писатель, совпали с чувствами читателя, получается эффект резонанса. Читатель становится участником всего, что пережил и прочувствовал писатель. «Все струны, которыми владеет автор, находятся в сердцах у читателей. Иных струн у автора нет. И в зависимости от качества игры на этих струнах они отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо», - считал С.Маршак.

Именно таким музыкантом, играющим на струнах моей души, стал для меня Владимир Железников, автор повести о нравственном конфликте «Чучело». Наши чувства совпали. Эффект резонанса налицо. Впервые я прочитала повесть три года назад. Позже посмотрела одноименный фильм Ролана Быкова. Железников и Быков в симфонии эмоций, чувств, терзаний героев произведения донесли до читателя и зрителя тот самый глубокий духовный смысл, обратились к «Золотому правилу нравственности», которое мы зазубрили на уроках обществознания: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». И, на мой взгляд, тем самым подняли проблему формирования нравственности, культурного кода подростков своего времени, проблему и в XXI веке не менее актуальную.

Нравственность подростков XX века. Анализ зрительского и читательского восприятия повести В.Железникова «Чучело» и одноименного фильма Р.Быкова.

С чего же начать… С начала… С того, какие эмоции посетили меня при прочтении книги…Руки дрожали. Мысли роились и путались. Я была в замешательстве. Над этой книгой можно размышлять бесконечно, можно вынести множество выводов, по ней можно научиться жить. Удивительно, как точно автор передал огромную мировую проблему – жестокость среди подростков, описал её во всех проявлениях. Значит, не только сегодня в наших школах дети бьют своих товарищей и издеваются над ними беспричинно? Значит, это было и во времена детства моих родителей?

«Самые жестокие существа на свете – дети. Их готовность убить и надругаться не знает себе равных», - сказал Сальвадор Дали. Кажется, что Владимир Карпович Железников писал повесть, как расшифровку «кода Дали». «Надругаться – подвергнуть кого-что-нибудь оскорбительному издевательству», - гласит толковый словарь Ушакова. И, надо заметить, издевательств Лена Бессольцева вынесла немало. Железников в данном случае под словом «убить» понимает убийство моральное, а не физическое. Ребята из класса пытаются убить в Лене веру в себя, надежду. Но она не сдается, и однажды мы слышим от неё фразу: «Верить надо до конца!»

На уроке литературы нам рассказывали, что повесть имела большой резонанс в обществе. Советский читатель отказывался верить в то, что дети могут унижать и оскорблять, презирать своего товарища. А за что? За чистоту, духовность, воспитанность, самоотверженность.

Задумывались ли когда-нибудь мои сверстники, как радикально может измениться человек под влиянием окружающих? Что безнравственные стереотипы могут сделать с людьми? Думаю, настолько же неглубоко, насколько и я до прочтения этой замечательной книги. Меня поразили кардинальные перемены, произошедшие в Димке Сомове, который из сильного и смелого мальчика превращается в трусливого, неспособного на поступок человека. В конце повести Димка из «друга» Лены превращается в безнравственного жестокого предателя.

В.Л.Разумневич во вступительной статье к книге «Чучело» тоже размышляет о нравственности. «Острая, местами даже накаленная до глубокого трагизма, повесть «Чучело» предостерегает юного читателя от поспешности в суждениях о том или ином члене коллектива, учит бережному, чуткому отношению к каждому человеку. Писатель осуждает жестокость и беспринципность, бездушие и черствость, решительно отстаивает высокие нравственные законы человеческого благородства и сострадания, рыцарского отношения к людям.

«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству, все сильнее захватывала их сердца и требовала выхода», - говорит автор в конце повести о своих юных героях, для которых события, описанные в книге, послужили серьезным нравственным уроком на всю жизнь» [8].

Книга полезна всем. И взрослым, и детям, а особенно подросткам. Она учит быть терпимыми, честными, сильными духом, благородными, милосердными, а главное – учит ценить нравственное, моральное. «Зато у тебя глаза вдохновенные! И сердце чистое. Это посильнее, чем платье по фигуре» [9].

Нам повезло. Нам повезло так, как может повезти читателям, имеющим удовольствие после прочтения еще и увидеть великолепную экранизацию произведения. Я говорю о фильме Ролана Быкова по сценарию Владимира Железникова. Несмотря на то, что картина вышла маленьким тиражом, её посмотрели почти 34 миллиона зрителей. В этом фильм «Чучело» побил рекорд главного хита, вышедшего в том же 1984 году – «Любовь и голуби» Владимира Меньшова.

Сюжет фильма следует за книгой почти один в один, за исключением некоторых персонажей и сюжетных действий. Много критических статей выпущено об этом фильме. Но для того, кто смотрел фильм просто, по-человечески переживая за героев, игра Кристины Орбакайте (Лена Бессольцева) и Юрия Никулина (дедушка Лены) вне сомнения и вне критики. Я смотрела и верила, что именно такой честный и порядочный человек мог воспитать эту девочку по законам добра. Актеры так прочувствовали и сыграли беззащитность, что я словно пропустила все их переживания через себя. Ком подходил к горлу, когда Лена говорила, что нельзя бежать от толпы.

Я не знаю, что значит «хорошая режиссура», но точно могу сказать, что малоизвестный моему поколению Ролан Быков – мастер своего дела. Этот фильм производит еще более пронзительное впечатление, чем книга.

Фильм вызвал настоящий взрыв среди советской киноаудитории того времени, которая разделилась на две стороны: одни требовали фильм уничтожить, так как он «позорил честь советских детей», другие, наоборот, восхваляли Быкова за такую дерзость и утверждали, что именно до этого и докатились пионерские организации за 60 лет существования.

После просмотра этого кино я поняла, что жестокость была всегда и есть сегодня рядом со мной. Я поняла, что во время разобщенности нашего времени жестокость становится качеством большинства. Но люди, понимающие, что значит быть достойным человеком, хорошим другом, люди, умеющие быть милосердными, есть среди нас. Они не считают доброту и наивность чудачеством. Они наделены чувством самосознания, гордостью и силой духа. Я увидела таких людей в героях «Чучела» и поняла, что они есть среди моих друзей. А значит, я - счастливый человек!

Съемочная группа по праву была вознаграждена за свой труд. В 1986 году фильм получил Государственную премию СССР и главный приз на Международном кинофестивале фильмов для молодежи в Лаоне. В 1987 году – главный приз Всеевропейского кинофестиваля детского и юношеского кино в Виши (призы за режиссуру и лучшую женскую роль).

Наверное, это и есть тот самый советский кинематограф, который, по мнению старшего поколения, возрождает нравственность человеческой личности. Наверное, это и есть тот фильм, который нужно показывать моим ровесникам, несмотря на то, что он снят в начале восьмидесятых и кажется несовременным. Он современен, как и повесть, и так будет всегда, ведь нравственные проблемы вечны. Браво, Железников! Браво, Быков!

Культурный код современных подростков.

В результате анализа различных источников и статей авторов, изучающих поднятую в нашем исследовании проблему, мы столкнулись с мыслью, красной нитью проходящей во всех публикациях: мыслью об усилении борьбы не только за раздел мирового пространства, но и борьбы за духовное влияние. Очевидно, что вторая тенденция наиболее часто встречается в образовательных учреждениях, в частности, в школах. По сути, школа является первостепенным инструментом трансляции культурных ценностей, норм и идеалов, и отрицать прочную взаимосвязь между культурой и образованием бессмысленно.

Именно поэтому, на мой взгляд, понятие культурного кода современных подростков тоже формируется в стенах школы, а прежде всего на уроках литературы. Уроках, которые дают нам возможность стать сопричастными судьбам героев, которым сопереживали поколения наших отцов и дедов. Уроках, которые учат нас понимать и любить поэзию и прозу. Уроках, на которых мы окунаемся в мир красоты и гармонии художественной литературы. Уроках, которые делают нас восприимчивыми к «эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию» [3]. Уроках, на которых нас учат сопоставлять зрительское и читательское восприятие произведения и делать выводы.

Думаю, что культурный код для нас сегодня – это то, что дает невероятную свободу осознавать причины собственных поступков, то, что помогает нам ориентироваться в мире, это наше новое видение, своеобразные «очки», через которые мир видится по-новому, это то, что помогает нам духовно развиваться, быть терпимыми и добрыми к людям. Ведь в жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная.

Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое, в конечном счете, верное на пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других. Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно[6].

Школа всегда будет оставаться ареной борьбы за духовное развитие. Меняться будут лишь борцы и их идеи. Но при этом школа всегда будет зависеть от государства. Именно государство решает, будем ли мы, подростки XXI века, смотреть фильмы неисправимого идеалиста Быкова, дающего каждому своему герою шанс на исправление, или чернуху о покалеченных судьбах и морально опустившихся людях «модной» Валерии Гай Германики. И именно государство решает, какие книжки мы будем читать, и каким будет наш культурный код.

Заключение

На основании изучения предмета и объекта исследования можно сделать вывод, что нравственность – действительно одна из важнейших составляющих культурного кода современного подросткового общества. Таким образом, гипотеза исследования подтверждена.

Цель работы - разобраться в вопросе формирования нравственности школьников как основной составляющей культурного кода современных подростков на примере повести В. Железникова «Чучело» и одноименного фильма Р. Быкова – достигнута. Исследование показало, что эта книга полезна всем: взрослым, и детям, а особенно подросткам. Она учит быть терпимыми, честными, сильными духом, благородными, милосердными, а главное – учит ценить нравственное, моральное. А фильм Ролана Быкова - это тот фильм, который нужно показывать современным подросткам, несмотря на то, что он снят в начале восьмидесятых и кажется несовременным. Он современен, как и повесть, и так будет всегда, ведь нравственные проблемы вечны.

Задачиисследования решены. Систематизация собранной информации позволила сформулировать понятие культурного кода. На наш взгляд, культурный код современных подростков – это то, что дает невероятную свободу осознавать причины собственных поступков, то, что помогает нам ориентироваться в мире, это наше новое видение, своеобразные «очки», через которые мир видится по-новому, это то, что помогает нам духовно развиваться, быть терпимыми и добрыми к людям.

Подводя итоги, можно сделать вывод о практической значимости проекта: результаты исследования могут привлечь внимание подростков к чтению и осмысленному просмотру кино, а также заставят задуматься о том, какие они, каков их культурный уровень и к лицу ли им «очки» современного культурного кода. Авторам лишь остается верить: к лицу, несомненно.

Список литературы.

Власенко И. Статья «Информационное общество: современная молодежь и культурный код». Электронный журнал «Наша молодежь».

Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Жарикова Т. Статья «Русский культурный код». Электронный журнал «Наша молодежь».

Клотер Рапай «Культурный код». Электронная библиотека bookcafe.net

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Издательство «Детская литература», 1985.

Педагогика текста. Культурный код/т эпохи. Сборник материалов III научно-практической конференции «Открытое Образование. Педагогика текста», СПб, 2011.

Разумневич В.Л. С книгой по жизни. М.: Просвещение, 1986.

Чучело: повесть/ Владимир Железников. М.: Детская литература, 2012.

Просмотров работы: 4355