Когда слова диктуют чувства…

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Когда слова диктуют чувства…

Кропачев Е.Д. 1
1МБОУ СОШ №5 (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»
Грозных Л.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема моего проекта: «Когда слова диктуют чувства». Тема была выбрана не случайно. Она появилась после того, как я прочитал рассказ Ирины Полянской «А снег идёт тихо-тихо».

Актуальность исследования:

Это произведение заставило меня задуматься о том, как коротка и непредсказуема жизнь, как много мы не успеваем сказать близким людям, спеша куда-то, наши дни протекают в суете и рутине.

Цель исследования: выяснить, почему и как именно слова диктуют чувства.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

Познакомиться с биографией писательницы.

Определить понятия, являющиеся составляющими образа -символа в рассказе И. Полянской «А снег идет тихо-тихо…»

Выяснить, как через образы рождаются чувства.

Научная и практическая значимость исследования:

Анализ образов – символов позволяет обоснованно говорить об их важности для целостного анализа художественных произведений. Материалы работы могут быть использованы при изучении художественного текста на уроках литературы и курсах по выбору.

Глава 1. Основные темы творчества И. Полянской

Полянская Ирина Николаевна — малоизвестная русская писательница, прозаик. Родилась 22 февраля 1952 в г. Касли, Челябинской области в семье репрессированного научного работника в закрытом сталинском концлагере для учёных, работавших над атомным проектом. После окончания средней школы в Новокуйбышевске закончила актёрское отделение Ростовского театрального училища и Литературный институт имени М. Горького в Москве. Работала концертмейстером, актрисой, санитаркой, корреспондентом в газете, литконсультантом и редактором в журналах.

Дебютировала в 1982 году в журнале «Аврора» с рассказом «Как провожают пароходы». Входила в группу молодых писательниц «Новые амазонки», в конце 80-х причисленную критикой к идейно-эстетическому течению «новой женской прозы» в современной русской литературе.

Печаталась в сборниках и журналах. По собственному признанию, в перестроечные годы зарабатывала на жизнь сочинением «в команде» кинороманов по сюжетам телевизионных сериалов: американских и мексиканских.

Также опубликовала книгу для детей «Жизнь и подвиги Жанны д’Арк», этнографическую энциклопедию «Праздники народов мира», документальное жизнеописание Светланы Аллилуевой, «Библию для детей» и книгу «Христианство». Книги Ирины Полянской издавались в переводе в США, Франции, Германии, Индии и Японии. Умерла Ирина 31 июля 2004 в Москве. Прожила всего 52 года.

Ирина писала свои книги на разные темы: религия, история, семья, смысл жизни…. В «Библии для Детей» Ирина описала события Библии простым языком, который будет понятен детям. Этой книгой Ирина пробуждает Веру в Бога в детях. Почему она выбрала именно Библию? Потому что только В Библии описана жизнь Христа и его учеников. Ребёнок, когда читает Библию, проникается всеми чудесами, которые творил Иисус. В «Христианстве» она описала жизнь верующих в Бога людей, их быт, традиции и обычаи.

Ирина писала и об исторических личностях. Ярким примером является произведение «Жизнь и подвиги Жанны д’Арк». В книге описана жизнь от рождения до сожжения Жанны и о её подвигах. Ирина восхищается ею, потому что Жанна единственная женщина, которая возглавила борьбу за права французского народа, и её подвигами, ведь их совершила женщина.

Так же Ирина написала энциклопедию «Праздники народов мира». В ней описаны различные праздники всех народов мира. Писательница с восторгом рассказывает о чудесных праздниках, чтоб читатели имели представление не только о русских праздниках, но и о праздниках всего мира. Ведь Россия многонациональная страна, с разными народами и обычаями. Эта книга нужна таким странам, как наша, чтобы знать обычаи жителей своей страны, чтоб ненароком не оскорбить или не обидеть их.

В произведении «А снег идёт тихо-тихо…» автор поднимает тему смысла жизни. Даже после смерти человека природа продолжает жить и радовать всех своей красотой. Можно и с другой точки зрения посмотреть на эту тему. Человек, проживший жизнь, познав основы мироздания и обредший покой, понимает, в чем ценность жизни.

Глава 2. Почему именно слова диктуют чувства (анализ произведения «А снег идёт тихо-тихо»)

Мы всегда руководствуемся своими чувствами, когда говорим. Просто слова с чувствами разнятся, если последние нужно скрыть. А иногда бывает, что смысла или желания их скрывать уже нет, и мы говорим напрямую - так, как есть.

Слово – это одна из основных единиц языка, служащая для наименования предметов, лиц, действий, свойств. Это речь, способность говорить.

Слово - основная структурно - семантическая единица языка, служащая для именования денотатов, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка.

Слово – это основная структурная единица языка. Главная функция слова – обозначение предметов, их свойств, отношений, явлений и т. д. В каждом языке слово несет свои грамматические, фонетические и семантические признаки.

Чувство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.

Чувство - это что-то животрепещущее в каждом человеке, вызываемое самыми разными людьми, разговорами, ситуациями, местами. Чувство может и поглощать, съедать тебя изнутри в негативном проявлении - например, зависть, ревность, ярость, гнев. Оно может казаться необъяснимым и довольно противоречивым, отчего ты сам не понимаешь своего отношения к нему, как, например, влюблённость.

Чувство – это способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-нибудь; это состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями.

Слово:

Чувство:

Единица языка

Процесс

Служит для наименования

Отношение к реальным или абстрактным объектам

Обозначает предметы, явления

Способность воспринимать внешние впечатления

Выражает эмоции

Выражает эмоции

Таким образом: слово кратковременно, но смысл, который заключен в слове велик: «Словом можно убить…», а чувство длительно, потому что это процесс, а слово только название. Словом мы обозначаем всё, что есть на свете, а чувстовом выражаем отношение к тому, что слово называет.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите предложении «А снег идёт тихо-тихо»? Возможно, такие: снегопад, тишина, безветрие, холод. Почувствовали вы, что у фразы отсутствует интонация конца, как будто идет человек и о чем-то размышляет? Да, он может размышлять о разных вопросах: в чём смысл жизни, зачем я появился…

Рассказ можно условно разделить на 4 части: поход к отцу, подарок, похороны и находка. В первой части главный герой идёт по ночной улице и размышляет о своей жизни «То, что случилось, требовало глубокого размышления…» «…шел и думал…»

Во второй части герой приходит к отцу и дарит ему подарок в виде записной книжки. Эта часть пропитана любовью отца и своего сына. «…желая утешить сына…» «Между прочим, сын не хотел уходить…»

В третьей части мы узнаём о том, что отец умирает. Вся часть пропитана грустью, печалью, мрачностью и тоской. «…очищая пространство для сыновьей скорби…»

В четвёртой части главный герой находит свой подарок и обнаруживает, что там почти ничего не написано. Лишь одна фраза - «Снег идет тихо-тихо…» Этот заставляет его задуматься о смысле жизни. «… в небытии более полном…»

Естественно, в каждой их этих микротем внимание сконцентрировано на отдельных персонажах или явлениях.

В первой теме всё внимание на себя берёт главный герой. Он идёт по улице, и никто не хочет с ним пересекаться взглядом. Создаётся атмосфера удручённости, неудачи, избегания. «Люди почтительно отступили от него…» «Они перестали смотреть ему в глаза…»

Во второй теме всё внимание на себя берёт отец главного героя. Этот персонаж создаёт впечатление старого человека, который уже не надеяться прожить до своего дня рождения. «Ясно ведь было им обоим, что до весны ему не дотянуть.»

В третьей теме внимание достаётся и сыну и его мёртвому отцу. Создаётся атмосфера уныния, скорби, безысходности. «…очищая пространство для сыновьей скорби…»

В четвертой части ключевым объектом является снег. Он заставляет задуматься о смысле жизни отца перед его смертью. «…в небытии более полном…»

Все когда-то умирают, но жизнь всего остального продолжается

Заключение.

Ознакомившись с биографией Ирины Полянской, её произведениями, в том числе и с произведением «А снег идёт тихо-тихо» и понять, почему слова диктуют чувство, можно сделать несколько выводов:

Ирина Полянская прожила не долгую, но очень насыщенную жизнь. Она посвятила все свои 52 года жизни служению людям. Произведения, написанные Ириной, носят исторический, философский, религиозный характер. Она пишет исключительно полезные книги, которые помогают развивать душевные качества читателей.

Ее слово кратковременно, но смысл, который заключен в слове велик. В произведении «А снег идет тихо-тихо…» Снег – это и есть сама жизнь. С одной стороны, она не тороплива, а с другой, быстротечна. Так, как снег, дни, прожитые нами, растают без следа. Но как важно, сколько мы успеем за время этого снегопада.

Даймонд

1.Слово

2.Необходимое, ласковое

3. Радует, лечит, согревает

4. Без него невозможно прожить ни одного дня

5 Ласкает, ранит, окрыляет

6 Волшебное, нежное

7 Чувство

Список использованной литературы:

http://flaminguru.ru/

http://magazines.russ.ru/znamia/2009/5/po9.html

http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_5_104

http://www.e-reading.club/bookreader.php

https://coollib.com/b/28132/read

https://otvet.mail.ru/

https://www.libfox.ru/43855-irina-polyanskaya-rasskazy.html

https://www.livelib.ru/author/575/top-irina-polyanskaya

Журнал "Вопросы литературы" No1-2002, автор статьи Елена Черняеваhttp://magazines.russ.ru/novyi_mi/2005/8/pol4.html: Новый мир №8- 2005, автор статьи Алла Латынина. Как трудно оторваться от зеркал…

Просмотров работы: 511