«ШКОЛЬНЫЙ СЛЕНГ. А ВЫ В ТЕМЕ?»

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«ШКОЛЬНЫЙ СЛЕНГ. А ВЫ В ТЕМЕ?»

Бухтиярова  М.Е. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 5
Михайлова Т.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 5
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Недавно в интернете1 я прочитала информацию о том, что в английских школах детям 11-18 лет запретили использовать школьный сленг. Даже такие слова как привет и пока подростки должны заменить на доброе утро и до свидания. Взрослые обеспокоены тем, что дети перестали общаться на нормальном английском языке.

Мне стало интересно, что такое школьный сленг и есть ли российские исследования2, которые затрагивают этот вопрос? Всё чаще, общаясь между собой, школьники разговаривают на своём, особом языке, который не понятен многим. Почему он так популярен среди подростков? Многие ребята моего возраста и старше намеренно допускают в своей речи словесную небрежность. «Непросвещённому» человеку, порою, трудно понять, о чём вообще хотел сказать его «крутой» собеседник. К тому же, как мне кажется, бессмысленные и грубые словечки засоряют не только нашу устную речь, но и письменную. Но самое удивительное, что они не видят в этом большой проблемы, приводя массу аргументов «за».

Чтобы получить ответы на свои вопросы, я решила исследовать этот актуальный вопрос и понять, почему так происходит, кто виноват, можно ли обойтись в нашей жизни без сленга.

Цель исследования: изучение сленга школьников и выяснение причины употребления в речи подростков большого количества жаргонных слов.

Для решения цели я поставила перед собой следующие задачи:

изучить научную литературу о сленге и историю его возникновения;

провести социологический опрос и определить, какие сленговые слова употребляют в речи, обучающиеся нашей школы, выяснить отношение

1https://cyberleninka.ru/- Сравнительный анализ молодежного сленга Великобритании и Германии, статья

2 https://sibac.info/ - Сленг российских подростков в лингвостилистическом и социальном аспектах, статья

учащихся и родителей к сленгу;

установить причины употребления жаргонных слов и выражений;

выявить, что предпринять, чтобы сохранить речевую культуру школьников;

составить толковый словарь школьного сленга учащихся четвертых классов нашей школы с литературными синонимами

Актуальность темы обусловлена тем, что культура речи – показатель интеллектуального развития человека, а речь школьников переполнена словами и выражениями, которые не отвечают нормам русского языка. Учащиеся пользуются не литературным языком, а жаргонной лексикой.

Для проведения исследования я выбрала методы:

теоретический (поиск информации - работа с научной литературой, материалами электронных ресурсов);

социологический (опрос, анкетирование учащихся, родителей);

эмпирический (анализ и сравнение полученных результатов).

наблюдение над речью школьников;

сбор молодёжного сленга.

Проблема: Действительно ли школьникам необходим сленг для общения на «своём» языке, чтобы отличаться от сверстников и взрослых?

Гипотеза: предположим, что сленг влечет за собой разрушительные последствия культуры речи.

Объект исследования: речь обучающихся нашей школы во внеурочное время.

Предмет исследования: наличие школьного сленга в моём учебном заведении.

Прогнозируемый результат: помочь предотвратить использование сленга в устной и письменной речи школьников.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Раздел 1. Определение понятия «школьный сленг» и его происхождение

Своё исследование я начала с теоретической части. Перелистала словари и энциклопедии, заглянула в интернет. Я попробовала найти определение сленга в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля в редакциях 1984 г. и 2001г., в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова под редакцией Н. Ю. Шведовой и обнаружила, что в этих источниках нет определения слова сленг, что говорит о его молодости. Если сравнивать с появлением сленга в Европе, то его использование берет начало в XVIII веке. В большом толковом словаре русского языка С.А Кузнецова написано: Сленг–английское слово. Это элементы разговорной речи, не совпадающие с нормой литературного языка.

В «Большой советской энциклопедии» сленг (англ. slang) –это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы. Изучая теорию, связанную с понятием «сленг», пришла к выводу, что сленги бывают разных видов (компьютерный, сленг футбольных хулиганов, армейский, журналистский и т. д.).Это связано, в большей степени, со сферой их использования и функциональным применением.

Я учусь в школе, поэтому объектом моего исследования является школьный сленг. Он, как выяснилось, является компонентом молодёжного сленга - средства общения большого количества молодых людей в возрасте примерно 10 – 25 лет. Противопоставляет себя старшему поколению и официальной системе, отличается разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Его носители, как и он сам, дерзкие, резкие, своеобразные.

Очень часто из уст своих одноклассников слышу такие слова, как офигел, зашибись, улет, класс, супер, клево. Считаю, что эти и другие подобные словечки вытесняют нормальную речь.

Читая детские современные книги, я тоже встречала в них слова и выражения молодежного сленга. ( Приложение № 1)

Вывод: жаргонная лексика появилась давно в кругу торговых людей и диктовалась жизненной необходимостью. Сейчас употребление жаргонных слов существует как в разговорной речи, так и в литературных произведениях современных писателей.

Раздел 2. Путешествие во времени

Когда же появился школьный сленг? Как общались подростки 100 лет назад? Совершив путешествие по России в конец XIX века, я узнала много интересного. В то время мальчики учились в духовных семинариях (бурсах) гимназиях и кадетских училищах. Девочки обучались в пансионах.

Духовные семинарии (бурсы) были закрытого типа. Бурсаки в них жили постоянно. Порядок и дисциплина были очень строгими. За невыученные уроки и проступки учащихся пороли розгами, ставили на горох и лишали обеда. Не смотря на трудные условия жизни, подростки сочиняли свои песни, шутки, имели свои обычаи и привычки. Изобретали свой язык, понятный только им. Например, глаза – гляделы, выпрашивать – кальячить, избить – вздуть, действовать – наяривать, украсть - стыбрить, сбондить.

Гимназистов в то время называли – грачами, примерного ученика – башка, медальон. Отстающего ученика - бородач, безобедник. Запалить дубину означало – поставить двойку, выпороть за неуспеваемость – выдать горячих блинов, наказать – поставить на горох.

Все эти выражения описаны в «Очерках бурсы» Н. Помяловского. Например, известный писатель Константин Паустовский учился в Киевской гимназии. В своем произведении «Повести о жизни» он вспоминает о том, что их приготовишек старшие гимназисты звали «кишатами». Своё путешествие я продолжила в начало двадцатого века.

18-20 годы — это Октябрьская революция и гражданская война. Для России очень тяжёлое время – кругом разруха и нищета. В школы пришли новые ученики – дети рабочих и крестьян, беспризорники, прошедшие через все трудности того времени. Именно в этот период школьный сленг пополнился воровским жаргоном. В своей повести «Республика ШКИД» А. Пантелеев и Г. Белык, используют слова воровского жаргона того времени: тиснуть - своровать, накатить – пожаловаться, лепить горбатого – притворяться, стоять на стрёме – сторожить, шамовка – еда и т.д.

30-40 годы я пропустила, потому что ничего интересного о школьном сленге подростков найти не удалось. Да и в послевоенных школах подростки не особо его употребляли.

Перенесёмся в 50-60 годы. В это время страна постепенно восстанавливается после Великой Отечественной войны.

Артисты и спортсмены начинают выезжать на гастроли и соревнования за границу. Они привозят оттуда новую музыку, новую моду.

На улицах крупных городов появились стиляги. Они выделялись яркой одеждой, необычными причёсками, слушали только иностранную музыку (американский джаз), танцевали буги-вуги и рок-н-ролл. Общались на своём жаргоне. К окружающим относились с пренебрежением. Так они выражали свой протест советскому строю. Стиляги подрожали всему американскому и английскому, и жаргон их состоял в основном из английских слов, переделанных с помощью русских окончаний и суффиксов, например:

Гёрла - девушка (от английского girl)

Джакеток – пиджак (от английскогоjacket)

Лукать – смотреть (от английскогоlook)

Манюшки – деньги (от английскогоmoney)

Олдовый – старый (от английскогоold)

Соксы – носки (от английскогоsocks)

Таек – галстук (от английскогоtie)

Трузера – брюки (от английскогоtrousers)

Фазер – отец (от английскогоfather)

Многие слова из стиляжьего языка перекочевали в молодёжный и школьный сленг. Некоторые из них живы до сих пор.

Путешествуя дальше, переносимся в 70-80 годы. В это время в стране появилось новое молодёжное движение «Хиппи». Хиппи носили длинные волосы, яркую удобную одежду, украшения из бисера которые делали сами. Они были противниками войны и насилия. Стремились к полной свободе и не хотели жить по законам общества. Это молодёжное движение пришло к нам из Америки. Оно принесло в нашу культуру рок-музыку, моду и конечно свой сленг. Молодёжный и школьный сленг пополнился новыми словами. Вот некоторые из них:

Волосатый – хиппи

Ворк – работа

Голяк – полное отсутствие

Дабл – туалет

Зипер – застёжка, молния

Кантри – деревня

Лайф – жизнь

Слинять – сбежать, быстро уйти

Лонговый - длинный

В 90 и 2000 годы в стране произошло очень важное событие. В 1991 году перестал существовать Советский Союз. Россия стала отдельным государством. Открылись границы. В страну стали приезжать популярные рок-группы, на экраны кинотеатров и телевизоров хлынули зарубежные фильмы. Появились компьютеры и мобильные телефоны, иностранная электронная и бытовая техника.

В русском языке появилось много новых американских и английских слов. Школьный сленг пополнился новыми выражениями, например:

Лаве – деньги

Комп – компьютер

Респект – уважение

Крейзи – сумасшедший

Фифти-Фифти – 50 на50, или-или

Пипл – люди

Мобила – телефон

Чел – человек

Глюк – ошибка в компьютерной программе

Клава – клавиатура

Исследовав тему школьного сленга, я сделала следующие выводы:

- В 19, 20, 21 веках подростки всегда пытались использовать свой особый язык общения, чтобы отличаться от мира взрослых.

- На сленге им проще, удобнее выражать свои мысли.

- Говорить на правильном литературном языке им скучно и не интересно.

- Школьный сленг всё время меняется и обновляется под влиянием событий происходящих в стране и иностранных языков (американского и английского).

Путешествие во времени закончилось и я вернулась в 2018 год.

Раздел 3. Исследование подросткового сленга в нашей школе.

Почему же большая часть моих сверстников употребляет слова школьного сленга? Что их привлекает в сленге? Как же выглядит школьный сленг в наше время? Как к нему относятся современные подростки? Ответы мне подсказали сами учащиеся школы. Чтобы узнать об этом, я составила анкету (Приложение 1), провела социологический опрос среди учащихся четвёртых классов нашей школы, а затем создала толковый словарь нашего школьного сленга (Приложение 10). В анкетировании участвовало 65 человек. Полученные результаты опроса я отобразила в виде диаграммы (Приложения 4, 5, 6).

Из диаграмм видно, что из 65 опрошенных

- Постоянно используют сленг в своей речи - 13 человек

- Не используют - 15 человек

- Используют иногда - 37человек

- Считают что это модно, современно - 20 человек

- Так удобнее, понятнее выражать свои мысли - 22 человека

- Считают, что сленг помогает самоутвердиться - 13 человек

- Считают, что все так говорят - 10 человек

- Понимают смысл сленговых слов - 34 человека

- Не всегда понимают смысл слов - 31 человек

- В общении с взрослыми используют сленг - 5 человек

- Не используют - 40 человек

- Используют иногда - 20 человек

- Считают, что могут обойтись без сленга - 32 человека

- Не могут - 15 человек

- Пытаются не использовать сленг - 18 человек

Считают, что поможет избавиться от сленга:

- Чтение классической литературы - 16 человек

- Замечания взрослых - 9 человек

- Изучение этикета общения - 28 человек

- С возрастом само пройдёт - 17 человек

Результаты опроса показали, что большая часть учащихся используют сленг в своей речи. С помощью сленга им проще, быстрее и понятнее выражать свои мысли. При этом почти половина из опрошенных не всегда понимает смысл сленговых слов. В общении со взрослыми большинство обходятся без него. Большинство опрошенных считает, что избавиться от сленга поможет изучение этикета общения, или с возрастом пройдёт само. Чтение классической литературы выбрали не многие.

Опираясь на личные наблюдения, могу добавить, что некоторые школьники намеренно используют в своей речи сленг, не желая следовать правилам, придуманным взрослыми, другие стремятся к разнообразию, считая, что правильно говорить – это скучно. Есть категория ребят, которым просто не хватает словарного запаса для того, чтобы точно выразить свою мысль.

Вывод: основная причина употребления школьниками жаргонизмов – «погоня» за модой и современностью. Ученики считают, что современный язык должен быть «прикольный», «крутой», правильная, культурная речь кажется молодежи скучной. Другая причина - чтобы выделиться среди сверстников – я не такой, как все. Есть мнение, что если школьники будут говорить на культурном языке, то одноклассники и друзья не только их не поймут, но и будут смеяться. Третья причина - в детстве хочется выглядеть взрослее, старше. Школьники «изобретают» новые слова, чтобы общаться на «своём» языке и отличаться от взрослых.

Раздел 4. Исследование отношения родителей к детскому сленгу (жаргону)

Как же относятся родители к сленгу своих детей? Чтобы это выяснить, я провела анкетирование среди родителей учеников четвертого класса. Создала анкету (Приложение 2)

В анкетировании участвовало 27 родителей. Полученные результаты опроса я отобразила в виде диаграммы (Приложения 7,8,9)

Из диаграмм видно, что большинство родителей относятся отрицательно к школьному жаргону, считают это проблемой. Родители считают что – на речь детей отрицательно влияет интернет и телевидение, а также подражание друг другу в школе и на улице. Они утверждают, чтобы сленга и жаргона в речи детей стало меньше, нужно следить за тем как они говорят, делать замечания. В семье самим родителям разговаривать правильно, а детям побольше читать хорошей художественной литературы.

Рекомендации взрослым:

- в присутствии детей не пользоваться жаргонными словами.

Вывод: Язык общения должен быть доступным и понятным. Культурный, образованный человек не будет общаться на языке жаргона.

Раздел 5. Источники пополнения школьного сленга.

Занимаясь исследованием сленга в своей школе, я убедилась, что школьный сленг – явление развивающееся и обновляющееся.

Мы живём в век компьютерных технологий, поэтому одним из первых источников пополнения речи школьников сленгом стали интернет, компьютерные игры, видеоролики (комп – компьютер, винт – винчестер, гамать – играть, ютуб - интернет-сервис youtube.com).

Не менее масштабным источником, по моему мнению, является музыка. То, что сейчас мы слышим в современных песнях и видеоклипах, я бы назвала настоящим «рассадником» сленга. «Пришла и оторвала голову нам чумачечная весна…Чумачечная весна пришла и крышу нам с тобой снесла…», «Круто ты попал на ТV…» - уверена, что эти песни слышали все. А мои сверстники сразу «схватили» запоминающиеся припевы.

В речь школьников проникло много иностранных (особенно английских) слов. Разумеется, это не могло не сказаться на школьном сленге: фазер – отец; флэт – дом; шузняк – любая обувь; сейшн – вечеринка; хипповать – вести себя независимо, пренебрегая общими правилами.

Конечно же, источником пополнения школьного сленга являемся и мы, учащиеся. Нами «изобретены» домашка, училка, матеша, русиш, контроша, сменка, двойбас, тройбас, дискач, тубзик, столовка, нормас – нормально, несите тазик – так говорят при чрезмерно положительных эмоциях, кэк - здорово. и т. д.

Учащиеся считают молодёжный сленг нормой, так как слышат его повсюду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении своей исследовательской работы хочу отметить, что цель исследования достигнута, а задачи выполнены. Мне удалось изучить сленг школьников и выяснить причины употребления в речи подростков большого количества жаргонных слов.

Школьники действительно употребляют сленговые слова, чтобы выглядеть «круто» - быть не такими, как все, утвердиться при помощи сленга в среде сверстников и отличаться от взрослых. Но исследование также показало, что жаргонизмы не являются необходимыми словами в нашей речи. Сленговые слова и выражения не украшают, а портят язык, делают речь непонятной и оскорбительной, что доказывает мою гипотезу.

Проведя исследование, я пришла к выводу, что употребление сленга в речи – явление историческое, вызванное жизненными обстоятельствами. Но сейчас наш язык засорён непонятными и ненужными, порой очень обидными словами. В настоящее время жаргонные слова употребляются везде, даже в прессе, в кино и в литературе для придания речи живости. А дети подражают взрослым.

С грубыми, оскорбительными словами нужно бороться. Ведь даже сказочные персонажи за чистую и красивую речь. (Приложение 3)

« - И к тому же у него очень засорена речь, - подхватила Кисонька. – Что это за слова: башка, чепуха, влётка! Надо будет поработать над его речью и постепенно отучить от некрасивых слов». [ 5, 106 ]

В современном мире на язык общения подростков огромное влияние оказывает интернет, молодёжные сериалы, социальные сети.

Многие из нас перестали читать классическую литературу, наша грамотность снижается. В общении школьников мы часто слышим бранные, оскорбительные слова. А ведь народная мудрость гласит:

Спорить спорь, а браниться грех.

Не бранись – что из человека исходит, то его и поганит.

Брань не смола, а саже сродни; не льнёт так марает.

Горлом не возьмёшь, бранью не выпросишь.

Русский литературный язык – наше богатство, наше достояние. Мы несём ответственность за его судьбу.

Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку.

(Константин Георгиевич Паустовский)

Простирайтесь в обогащении разума и в украшении Российского слова.

(Михаил Васильевич Ломоносов)

Следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов.

(Антон Павлович Чехов)

Обращаться с языком кое-как значит мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.

(Алексей Николаевич Толстой)

Может быть, нам стоит задуматься над словами великих людей?

Я составила словарь школьного сленга с литературными синонимами, который поможет учащимся понимать значение таких слов и правильно использовать их в своей речи.

Подводя итог, хочется сказать, что школьный сленг был, есть и, к сожалению, будет. Хорошо это или плохо, однозначного ответа нет. Однако я считаю, что сленг разрушает нашу речь. И если выбирать между: «Пушкин - офигенный писатель» и «Пушкин – гениальный писатель», то я выберу последнее. Согласитесь, звучит намного красивее, ярче и выразительнее.

Буду рада, если моя исследовательская работа заставит хоть кого-то задуматься над тем, как мы говорим, и станет первым этапом в борьбе за искоренение сленга из нашей речи.

В заключение не могу не вспомнить строки из стихотворения В. Полторацкого:

Слова бывают разные –

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые…

Есть чистые, алмазные,

А есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить.

Другие – душу вытравить.

Есть речь огнем горящая,

Есть тлением смердящая.

Слова – высокой доблести,

И самой низкой подлости…

Выбор всегда есть. Я уже сделала свой. А вы?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Большая советская энциклопедия.- М.: «Советская энциклопедия», 19691978.

С.А Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка – 1 издание: СПБ: «Норинт», 1998

О.А Анищенко Словарь русского школьного жаргона XIX века Изд.: «Москва», 2007

Н.Г Помяловский «Очерк Бурсы». Изд.: «Свое издательство», 2010 г.

К.Г Паустовский «Повесть о жизни». Изд.: «АСТ», 2007 г.

А. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД» Изд.: «Азбука», 2016 г.

М.Ю. Россихина «Школьный жаргон в письменных источниках XIX начала XX века» УДК – 408.8:371

Абеди Изабель. «Лола ищет подругу». Изд. «Ранок», 2013г.-192с.

Драгунский В. Ю. «Денискины рассказы». – X.: Изд. –коммерч. Предпр. «Паритет» ЛТД, 1993г.- 296 с.

Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». /Ил. А.Лаптева и Г. Валька. – М.: ТЕРРА, 1991г.-720с.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

ru.wikipedia.org/Стиляги

wiki2.org.ru/Хиппи

rus.fizolimpiada.ru Высказывания великих людей о русском языке

studwood.ru/1713003…narodnoy.mudrostiИзречения народной мудрости об общении – культура речи

Приложение 1

Анкета для учащихся

Используете ли вы сленг, жаргон в своей речи?

а) да б) нет в) иногда

Для чего употребляете жаргон (сленг) в своей речи?

а) Считаете, что это модно, современно

б) Удобнее, понятнее выражать свои мысли

в) Помогают самоутвердиться

г) Все так говорят

Знаете ли вы смысл слов, жаргона (сленгов) которые употребляете?

а) Да

б) Не всегда

Используете ли сленг (жаргон) в общении с взрослыми?

а) Да

б) Нет

в) Иногда

Можете ли вы обойтись без слов жаргона (сленга)?

а) Да

б) Нет

в) Пытаюсь

Что поможет вам избавиться от сленга (жаргона)?

а) Чтение книг классической литературы

б) Замечания взрослых

в) С возрастом пройдет само

г) Изучение этикета общения

Приложение 2

Анкетирование родителей

Уважаемые родители, пожалуйста, подчеркните выбранные вами ответы!

1. Слышите ли Вы в речи своего ребёнка жаргонные слова?

Да

Нет

2. Как Вы к этому относитесь?

С юмором

Спокойно

Нормально

2. По Вашему мнению, употребление жаргонных слов детьми и подростками – это норма или проблема

Норма

Проблема

3. Как Вы считаете, почему школьники употребляют много жаргонных слов?

Влияет окружающая среда

Интернет ТВ

Так модно

Для упрощения речи, удобно выражать свои мысли

Маленький словарный запас

Подражание друг другу, быть «как все»

Взрослые подают пример

4. Надо ли бороться с жаргонными словами?

Да

Бесполезно

Пройдёт с возрастом

Нет

5.Если «да», то как? Что Вы можете предложить?

- Родителям проводить беседы, следить за речью своих детей, не позволять произносить эти слова хотя бы дома, поправлять делать замечания

- Объяснять, что так говорить некрасиво, объяснять происхождение этих слов.

- В семье самим родителям разговаривать правильно

- Взрослым следить за своей речью, показывать личный пример

- Учить правильно, говорить

- Побольше учить наизусть стихов-

- Чтение хорошей художественной литературы

- Изучение книг по культуре речи

Приложение 3

Жаргонные слова, употребляемые в детской литературе

«А однажды меня даже показали по ящику». [1, 76]

«Не колышет ее ни то, что в ухе у меня стреляет, ни то, что спина чешется». [ 1, 98 ]

«- Фу-у-у-у, ты противная корова! – завизжала она и швырнула Поли Покет мне в лицо. – Чеши отсюда и оставь меня в покое раз и навсегда!». [ 1, 102 ]

«Письмо, прямо скажем, - отпад. Тут тебе и могила, и мраморный ангел. Но то, которое получила Анализа, было еще круче». [1, 154 ]

«- Ты спятил, братец, - сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши».[ 4, 67 ]

«И я вошел во двор, и мы стали с Чапкой носиться и кувыркаться, и прыгать и колбаситься, подскакивать, и вертеться, и лаять, визжать, и смеяться, и валяться». [ 4, 134 ]

« - Это какая влётка? – спросила Кнопочка.

- Ну, трепанация.

- Что значит трепанация?

- Ну, просто колотят» [5, 105 ]

Приложение 4 (дети)

Использование сленга

Причины использования сленга

Приложение 5 (дети)

Понимание смысла слов сленга

Использование сленга в общении со взрослыми

Приложение 6 (дети)

Можно ли обойтись без сленга?

Что поможет избавиться от сленга?

Приложение 7 (родители)

Слышите ли Вы в речи своего ребёнка жаргонные слова?

Как Вы к этому относитесь?

Приложение 8 (родители)

По Вашему мнению, употребление жаргонных слов детьми и подростками – это норма или проблема?

Как Вы считаете, почему школьники употребляют много жаргонных слов?

Приложение 9 (родители)

Надо ли бороться с жаргонными словами?

Если «да», то как? Что Вы можете предложить?

Приложение 10

Словарь школьного сленга учащихся четвертых классов средней общеобразовательной школы №5 г. Одинцово

Сленг

Толкование

Литературный

синоним

адьес

прощание

до свидания

до встречи

бабло, бабки

деньги

финансы

братуха

свой понимающий человек, ровесник

друг, приятель, земляк

батя

отец

папа

бомбить

бесить, раздражать

надоедать, злить

блин, блинчик

сожаление

незадача, неудача, невезение

бухтеть, бухтелка

высказывать недовольство

ворчать, нервничать

браза

брат

 

вау

выражение чувств, удивление

вот это да!

в натуре

утверждение правдивости

действительно, честно, правда, факт

д.з, домашка

домашнее задание

домашние уроки, уроки на дом

досвидос, досвидули

прощание при расставании

до свидания, до встречи

дрыхнуть

спать

 

жрать

принимать пищу

есть с аппетитом

жесть

неприятный сюрприз

внезапно, неожиданно

зырить

смотреть

глядеть

забить

перестать беспокоиться

проигнорировать, не обращать внимания

изо, изочка

изобразительное искусство

рисование

инглиш

английский язык

 

капут

выражение полной безнадежности

всему конец, это конец

контра, контроша

контрольная работа

 

круть, круто

высшая степень восторга

здорово, отлично, высший класс, неподражаемо

крышка

наказание за проступок

мне конец, я пропал

красава

похвала

молодец, хорошо

кайф

комфортное состояние

удовольствие, блаженство, наслаждение

кидалово

ненадежное, сомнительное дело

обман, мошенничество

клевый

хорошего качества

добротный, классный, полезный, интересный

колбасит

плохое самочувствие

мне очень плохо, чувствую себя ужасно

лебедь

неудовлетворительная оценка

двойка

литра

литературное чтение

 

лол

интернет мем, громко смеяться вслух

очень смешно, взрыв хохота

лох, лошара

человек не вписывающиеся своим характером, поведением в нормы и правила коллектива. Оскорбительное слово.

простофиля, растяпа, ретин, тупица

мамашка, маман

мать

мама

матеша

математика

 

на фиг

от слова «фига» негативный посыл, с целью отвязаться от чего-то или кого-то

Уйди, отстань, отвяжись, пошло все к черту

ништяк

означает нечто хорошее, приятное, степень одобрения

все в порядке, хорошо, здорово

не парься

не думай об этом, не забивай себе голову

Не переживай, будь проще, не волнуйся, расслабься, успокойся

окримир

окружающий мир

 

окей

одобрение, согласие на что либо

хорошо, согласен, все правильно, одобряю, все в порядке

облом

неудача, разочарование, несбыточные надежды, срыв планов

не повезло, не удалось, не сложилось

     

отстой

нечто – незаслуживающие внимания

устаревший, немодный, несовременный, плохой, неинтересный

офигеть

1.сверхудивление 2.оценка ситуации сложной, трудной, неприятной

1.ничего себе! Вот это да!

2. ужас! кошмар!

офигенный

высшая степень оценки чего - либо

классный, потрясающий, великолепный

отвали

отстань, отойди

не приставай

пипец, пипе-рони

оценка ситуации, как очень плохой

провал, все пропало, неудача, катастрофа

по барабану, пофиг

полное безразличие к чему либо

не важно, все равно, безразлично

по любасу

в любом случае

наверняка, точно, обязательно

попадалово, попадос

попасть в неприятную ситуацию

неудача, провал, крах, засада

прет

    1.  

Везение в чем либо

    1.  

Распирание от удовольствия

    1.  

везет, фартит

    1.  

распирает от удовольствия

прикольно

смешно, с юмором

интересно, любопытно, отлично, здорово

по чесноку

степень откровенности

честно, правда, искренне

русач

русский язык

 

родаки

родители

мама с папой

респект

    1.  

выражение благодарности

2. уважение, одобрение

1. благодарю, спасибо

2. мое почтение

столовка

школьная столовая

 

стирка, стиралка

стиральная резинка

ластик

супер

высокая оценка

прекрасно, отлично, здорово

стремно

чувствуешь себя не в своей тарелке

неудобно, рискованно, некомфортно

сдрисни

уйди, исчезни

Отвяжись, скройся, отстань

тормоз

    1.  

человек медлительный в своих действиях

    1.  

медленно соображающий

    1.  

неповоротливый, нерасторопный, тяжелый на подъем

    1.  

недалекий, несообразительный, неумный, тупой

тусить, тусоваться

собираться вместе, для общения, развлечения

общаться, развлекаться, веселиться

тачка

машина

автомобиль

телек

телевизор

 

трояк

тройка

 

училка

учительница

преподаватель

улет

полное удовлетворение

Отлично, здорово

фиолетово

все равно

безразлично, неинтересно

физра

физкультура

 

халява

    1.  

все что достается бесплатно

    1.  

легкий заработок, без лишних усилий

    1.  

даром, подарок, бесплатно, без затрат

    1.  

выгода

хана

все очень плохо

всему конец, все пропало, песенка спета

хавать, хомячить

есть

принимать пищу, жевать

чел

человек

индивидуум

шпора

шпаргалка

 

шмотки

личные вещи, одежда

 

шухер

Предупреждение об опасности, сигнал опасности

Тревога, берегись, спасайся кто может, полундра

Просмотров работы: 1200