Художественный мир поэзии поэтов нашего села

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Художественный мир поэзии поэтов нашего села

Кобзева  А.А. 1
1МКОУ "Усть-Мосихинская СОШ"
Хохрякова С.А. 1
1МКОУ "Усть-Мосихинская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, семье, селу, родному краю. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, познания культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего малой родины для формирования истинного гражданина и патриота Отечества.

Край, в котором я живу удивителен и загадочен. Невозможно описать словами бескрайние поля и луга, реки, озёра, леса. Здесь я родилась, росла и делала свои первые шаги по священной земле, где ступала нога моих предков. Этот край приютил нас всех, дал нам возможность жить на плодородной земле. Каждый уголок её прекрасен и щедр. Недаром многие писатели и поэты воспевают наш край в своих стихах и рассказах. У каждого человека есть своя малая родина. Что мы, в сущности, о ней знаем?! Географические и природные особенности, историческое прошлое, ратный и трудовой подвиг, прославленные земляки. А где душа, каково духовное наследие? Искать её надо в поэзии. Поэзия открывает перед читателями внутренний мир человека, учит любви к родине, ко всему живому в природе, любви к родному краю. Поиск истины, желание высказаться, поделиться самым сокровенным – вот что заставляет многих творить. Строки, проникнутые теплом и любовью, способны лечить сердце, давать советы, заставлять верить в светлое и доброе.

Моя малая Родина – это с.Усть-Мосиха Ребрихинского района Алтайского края. Щедра земля нашего села природой, богата земными недрами, источниками, разнообразен его растительный и животный мир. И всё же главное его богатство – это люди. В нашем селе есть замечательные поэты. Но не всех мы их знаем.

Желание познакомить моих сверстников с талантливыми мастерами художественного слова родного села и обусловило актуальность данной работы. Похвально, что мои ровесники знают и читают Пушкина А.С., Н.В.Гоголя, Толстого Л.Н., Ф.М.Достоевского, Булгакова М.А. и многих других классиков русской литературы. Но крайне важно знать и читать В.М.Шукшина, Р.Рождественского, Г.Панова, В.Сапожникова, О.Г. Смольякову, Л.И.Дойнеко, П.Курмаеву, Т.Н.Ильиных. Тех, кто родился, жил и живёт в нашем краю, в нашем селе.

Исходя из этого, цель моей работы заключается в том, чтобы популяризировать имена поэтов нашего села, привлечь интерес к их творчеству, через знакомство с литературным наследием села прививать любовь к своей малой родине.

Объект исследования: творчество поэтов нашего села;

Предметисследования: стихи С.В.Емельяновой и О.Г.Прахт;

Задачиисследования:

Знать поэтов своего села

Формирование стремления и желания к чтению

Воспитание у подрастающего поколения интереса к изучению своего родного села, любви к слову, книге.

Методыисследования: беседа, исследование и анализ лирических произведений поэтов.

Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что данный материал позволяет расширить представление о поэтах родного села и будет использован на уроках литературы при изучении литературы Алтайского края.

Практическая значимость моего исследования в том, что его результаты данной исследовательской работы можно представить на неделе литературы, выступить на вечере, посвящённом поэтам-землякам, могут быть использованы педагогами на уроках литературы в школе при изучении литературы Алтайского края.

Проблема исследования заключается в том, что важно изучать литературу родного села, чтобы иметь представление об особенностях своей малой родины, гордиться ей.

Приступая к исследованию, сформулировала гипотезу: если сделать анализ стихотворений, то увидим, что в нашем селе живут талантливые художники слова, продолжающие традиции русской классической литературы и формирующие свои индивидуальные творческие особенности.

Основная частьХудожественный мир поэзии

Мосихинская земля богата талантами. В том числе и поэтическими. Эти таланты рождаются благодаря уютному и зеленому селу, в котором живут люди разных поколений.

Сегодня, когда сужается круг людей поистине интеллигентных, встреча с настоящим поэтом - праздник. И таким праздником для меня была встреча с поэтами, проходившая в 2016 году в нашей школе в рамках недели литературы, на котором я впервые услышала стихи поэтов нашего села в исполнений самих авторов. Стихи Дойнеко Л.И., Смольяковой О.Г. нередко печатались в районной газете «Знамя труда», изданы сборники стихов. Есть отзывы. А вот стихи Емельяновой Светланы Владимировны я услышала впервые, и они сразу тронули струны моей души, т.к. очень напоминают строки С.Есенина своей простотой лексики, мелодичностью, душевностью, искренностью, лаконичностью и живописностью образов, философичностью, а лиричностью, женственностью, психологизмом – строки М.Цветаевой и А.Ахматовой . Совпадение не случайное. Сходство с поэтами начала 20 века- эпохи великий потрясений. Светлана тоже родилась и формировалась как поэт в сложное историческое время - 90-ые годы.

Поэтическое наследие Светланы Владимировны для анализа оказалось не так просто, как казалось с первого взгляда. Её стихи многоплановы. Широкий охват тем: и любовь, и природа, и тема Родины, философская тематика.

Н.Бердяев писал: «Женщина часто бывает, гениальна в любви, её отношение к любви универсально, она вкладывает в любовь всю полноту своей природы и все упования свои связывает с любовью».

Тема любви в творчестве многих поэтов занимала и занимает центральное место в русской поэзии, потому что любовь возвышает, пробуждает в человеке самые высокие чувства.

Анализируя стихи Светланы Владимировны, я увидела, что основное место в лирике Емельяновой бесспорно, занимает тема любви. Однако ей несвойственно изображение романтически преувеличенных чувств, которые обесценивают все обычное, простое и земное. Она говорит о простом человеческом счастье и о простом, интимном и личном горе: разлуке, измене, одиночестве, отчаянии— о том, что близко каждому, что переживает и понимает каждый.

***

Я замерзаю без тебя. Мне в сердце рвётся стужа. Осколки льда топлю, любя, Как ты мне, милый, нужен. Так нужен мне твой нежный взгляд, И синих глаз улыбка .Как жаль, что нет пути назад, Где было сладко, зыбко. Но так волшебно и светло В твоих объятьях нежных, Где жарких губ твоих тепло Царило безмятежно. Где сказку сочиняла ночь Про Золушку и Принца, И где рассвет мечты гнал прочь, Чтоб в дымку нам не обратиться.

На мой взгляд, главная черта её любовной лирики- погружённость в чувства, глубокое проникновение в душевный мир лирической героини. Ссылаясь на слова Б.Эйхенбаума, можно сказать, что перед нами «конкретные человеческие чувства, конкретная жизнь души, которая радуется, печалится, томится, негодует, ужасается, молится».

Погружённость в мир эмоции роднит поэзию Светланы Владимировны, как и поэзию А.А. Ахматовой с психологической прозой. Как сказал литературовед Б.Эйхенбаум «идёт обрастание эмоции сюжетом», как элемента романа и новеллы. Центром данного «сюжета» является сердце, душа лирической героини, которая явно сливается с образом поэтессы, душа, переполненная чувствами, эмоциональными переживаниями.

Иногда, по моему мнению, стихи нашей поэтессы представляю собой лирический роман-миниатюру:

***Я так ждала тебя сегодня,

А ты сегодня не пришёл.

Сначала плакал дождь на небосводе,

Затем, смущаясь, снег пошёл.

Потом вдруг солнце улыбнулось и погасло,

И стало грустно, как в нелепом сне.

Ждала тебя я, видимо, напрасно,

Не слишком торопился ты ко мне.

***

Скажите, что делать, когда хочется плакать,

Кричать во всю мощь, бить о стену головой,

Когда твою жизнь кто- то хочет залапать

Нахальной и гнусной немытой рукой,

Когда душу ливни рвут в клочья на части,

Когда лёд на сердце ничем не разбить,

Когда ты не веришь, что есть оно, Счастье…

Что делать тогда? Скажите, как жить?

***

А я сокровище своё нашла.

Оно такое хрупкое, как дымка,

Как пёрышка летящего душа,

Как на ветру колышет паутинка.

И лишь немного времени пройдёт,

Сумеешь даже ты его увидеть.

Тогда, быть может, счастье и тебя найдёт,

Ты лишь не смей, не смей его обидеть! Стихотворение – история, возможно, многих лет рассказана в одном кратком событии, одном жесте, взгляде, слове. Нередко миниатюры были принципиально незавершёнными. Они походили, скорее, не на роман, а на вырванную из него страничку, не имеющую ни начала, ни конца и заставляющую читателя самого додумывать, что же происходило между героями прежде. В. Гиппиус называл подобные стихотворения «гейзерами». В этих стихах-фрагментах чувство, словно мгновенно вырывается наружу из плена молчания, безнадёжности, отчаяния. Фрагмент даёт поэту возможность насытить стихотворение острым психологизмом.

Лирика Светланы Владимировны – это прежде всего «лирика любовных переживаний, страстная исповедь страдающей женской души».

Любовь у неё почти никогда не изображается в спокойном состоянии. Она изображается в предельном кризисном выражении: взлета или падения, первой счастливой встречи или убивающего разрыва.

Сочетание лиризма и эпичности сближает стихи Емельяновой не только с жанрами романа и новеллы, но и драмы.

Демон

Ты воскресил меня, чтоб вновь убить?

О, ты жесток, ты просто демон.

А я хотела лишь любить

И быть любимой, тихо, немо.

Хотела ждать тебя в ночи,

Хотела счастья хоть не много.

Теперь хоть вороном кричи…

Не вымолить судьбы у Бога.

Ты погубил совсем росток,

Который пробивался к свету.

Теперь не вырастет цветок,

Не будет музы для поэта.

Всё умерло в один лишь миг.

Желанье жить опять пропало.

Из сердца рвётся дикий крик.

А нужно было мне так мало:

Лишь знать, что помнишь обо мне,

И солнцу утром улыбаться,

И видеть сны, но не во сне

Счастливой быть, мечтать, смеяться,

А наяву сок жизни пить

Без меры, жадными глотками.

Тебе легко взять всё и убить…

А мне с колен вставать годами.

Любовные драмы, развёртывающиеся в её стихах, происходят, будто в молчании. Ничто в них не разъясняется, не комментируется, слов очень мало, но каждое из них несёт огромную психологическую нагрузку: «мне в сердце рвётся стужа», «из сердца рвётся дикий крик души», «и стало грустно, как в нелепом сне», «скажите, что делать, когда хочется плакать, Кричать во всю мощь, Когда душу ливни рвут в клочья на части,

Когда лёд на сердце ничем не разбить». Предполагается, что читатель или должен догадаться или обратиться к своему личному опыту, и тогда стихотворение окажется очень широко по своему замыслу. Его тайная драма, скрытый сюжет относятся ко многим людям. Для меня стихи Светланы Владимировны– это лирический дневник, т.к. стихи обладают такими качествами, как доверительность и интимность, насыщены личным местоимением «Я»:

________________

А я хотела лишь любить

И быть любимой, тихо, немо.

Хотела ждать тебя в ночи,

Хотела счастья хоть не много.

_________________

Я замерзаю без тебя.

Мне в сердце рвётся стужа.

Осколки льда топлю, любя,

Как ты мне, милый, нужен.

____________________

Когда хочу я умереть,

Я представляю старый сад.

Могу я долго так смотреть,

Не оглянувшись назад...

Я вижу корни и стволы,

И ветви старые с листвою,

О чём же думают они

Зимой, качая головою?

Одна из тайн ее поэтического дара заключается в умении полно выразить самое интимное и чудесно-простое в себе и окружающем мире. В ее стихах поражает «струнная напряженность переживаний и безошибочная меткость острого их выражения. В этом сила притяжения её стихов для меня. Лирическая героиня – это чаще всего героиня любви несбывшейся, обманутой, безнадежной. Любовь в лирике предстает как "поединок роковой", она почти никогда не изображается безмятежной, идиллической, а наоборот – в драматические моменты: в моменты разрыва, разлуки, утраты чувства и первого бурного ослепления страстью.

***

За что со мной ты так жесток?

Я ж много не просила!

Ты жизни подарил глоток

И тут же отнял, милый.

Ты подарил мне два крыла,

Что бы летать умела,

Но тут же крылья обломал,

Взмахнуть я не успела.

Зачем тогда ты был так мил?

Что бы потом смеяться?

Зачем ты к жизни возвратил,

Если спешил расстаться?

Как можно ранить душу так,

Как по цветам сапог кирзовый?

Да, ранить души ты мастак!

И кто- то попадётся снова

В твою раскинутую сеть

И будет жить, дышать тобою,

Сдувать пылинки и не сметь

Лить слёзы под слепой луною.

А ты, насытившись игрой,

Уйдёшь во мраке ночи,

Но кто останется с тобой?

Подумай, между прочим!

Любовь в стихах Светланы Владимировны - это чувство непостижимое, таинственное, исполненное непредсказуемости, волшебства. Но счастье любви недолговечно, обреченное не выдерживать роковых ударов судьбы. С одной стороны – это чувство, приносящее счастье, крылья мечты, с другой – боль, страдания, разлуку, слёзы.

В лирике поэтессы утверждается мысль о том, что любовь, даже трагическая - символ подлинного человеческого существования, без которого жизнь немыслима. Звучат мотивы скоротечности счастья, гибельности любви, что сближает поэзию Светланы Владимировны с поэзией Ф.И.Тютчева.

Но на этом жизнь не останавливается. Один из часто встречающихся мотивов в поэзии Емельяновой С.В. – мотив весны, как символ жизни, молодости, пробуждения, возрождения. Природа находит силы для возрождения после зимней спячки и начала новой жизни. Так и лирическая героиня с приходом весны воскресает от пережитой разлуки, боли, собирается с силами, чтобы жить дальше.

***

Но лишь взмахнёт крылом весна

Как всё вокруг вдруг оживёт,

Ручьи куда - то в даль спешат,

И всё кричит! Цветёт! Поёт!

И хочется опять дышать!!!

***

Где каждый день – приход Весны.

Так скажешь, не бывает?

Бывает! Ведь Весна в душе!

Её храним, как память!

Весна

К нам снова пришла весна.

Ожили озёра и реки,

Куда - то ушли холода,

Весне теперь рады дети.

Скоро вновь зацветут сады

И ручьи побегут по земле.

Будут песни нам петь соловьи,

Будут песни нам петь о Весне!

Босиком побежим по траве,

По густой и душистой, как мёд.

И как грустно ты скажешь мне,

Что всё это скоро пройдёт!

Воскрешение лирической героини стихов Емельяновой происходит в материнской любви.

Я молюсь о тебе мой сыночек.

Я молюсь, где бы я не была.

Я молюсь о тебе днём и ночью,

Чтоб твоя служба лёгкой была.

Чтобы ветры все не были злыми,

Чтобы гром был лишь после дождя,

Облака над тобой голубые,

Чтобы дружба всё крепче была.

Чтобы горечь обид, неудачи

Обходили тебя стороной,

Чтоб решив все солдата задачи,

Ты скорее вернулся домой.

Ну, а дома, мы ждём с нетерпеньем

Как тогда, всё в саду расцветёт...

Я тебя обниму, и мгновеньем

Нам покажется прожитый год.

В данном стихотворении предстаёт образ любящей матери. Любовь матери безгранична. В этом чувстве заложена огромная сила, свет, забота. Оно наполняет мир маленького человека радостью, целостностью. Материнская любовь – это сознательная или бессознательная самоотдача, посвящение себя, соприсутствие. Чувство матери – это чистый, тихий свет, который освящает собой мир. Любовь матери – это дающая силы, возрождающая энергия. В материнстве жизнь женщины обретает иной, подлинный смысл. Через использование анафоры (повторов синтаксических конструкций в начале каждой строки) мы чувствуем силу желания матери уберечь, защитить свое дитя от всех несчастий и бед. Для Светланы Владимировны мать является самым близким человеком и ангелом хранителем. Сила материнской любви проявляется в преданности, вере, неразрывной связи со своим ребенком. Особенно это возникает в переломные моменты жизни не только отдельной семьи, но и страны в целом. Как бы ни было больно матери отпускать своего сына в армию, она принимает долг чести перед Родиной и отпускает его. Мудрость, вера, терпение, сила материнской любви помогает лирической героини пережить годы разлуки и дождаться сына. Поэтесса описывает переживания матери: она ждет сына, молится о его судьбе, просит помощи у Бога, т.к. сама рядом быть не может. Но верит в то, что Всевышний услышит её молитвы, и сила веры, любви будет оберегать сына, и они снова встретятся. Произойдёт эта встреча, весной « Как тогда, всё в саду расцветёт...», и обнимет мать своё дитя «… и мгновеньем нам покажется прожитый год» . Произведение очень нежное и ласковое, наполнено любовью. Она живет этой надежной. Только она, позволяет ей держаться, так как эта надежда теплит ее материнское сердце, которое всегда будет волноваться. В ее стихах поражает «струнная напряженность» переживаний и безошибочная меткость острого их выражения. В этом сила притяжения её стихов Светланы Владимировны для меня.

Со стихотворение Ольги Геннадьевны Прахт я познакомилась в день юбилея села. Его премьера состоялась в июне 2017 года на сельском празднике, посвящённого 240 летию нашего села. Прозвучало оно со сцены Дома культуры в исполнении воспитанницы дошкольного образования Беляевой Дарьи. На районо уровне в конкурсе юных чтецов получило призовое место.

Стихотворение называется «Моё село». В самом названии заложена тема стихотворения- любовь к Родине, к малой Родине. Стихотворение «Моё село» представляет собой яркий пример патриотической лирики. Автор развивает традиционную для русской литературы тему- тему любви к Родине, но особенность в том, к малой Родине, к родному селу.

Данное стихотворение представляет собой мир чувств лирической героини к своему селу. Оно построено на созерцании красот нашего села, вызывающее радостные эмоции. Автор любуется природой, несущей тепло, покой и уют. Восхищение благоухающей зеленью, бурливыми реками: «Она прохладой манит, несёт в душе покой, И сердце сладко тает от красоты такой» - это проявление нежности, любви к богатствам родного села.

Настроение произведения жизнерадостное. С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя присутствует воспоминание о тяжёлом историческом прошлом нашей Родины, коснувшееся каждого уголка России. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга, который лирический герой призывает разделить с ней.

Прежде всего привлекает своей простой лексикой. Большинство слов просты и понятны для понимания. Из чего складывается образ малой Родины? Река Кулунда, красивые места, зелень деревьев.

Рифма не просто фонетически облагораживает стих, делает его более музыкально мелодичным, плавным, но и подчеркивает вертикальные связи, в том числе и смысловые.

Силу своих чувств поэтесса передаёт многократным использованием звонких согласных (91 –звонк.согласная). Это своеобразный призыв, чтобы её услышали. Что село, в котором она живёт, кипит жизнью. А смешение их с глухими согласными (75-глухих согл.) придают стихотворению мелодичность, нежность, любовь, спокойствие к милому селу. Безграничная любовь передаётся через использование эпитетов: небольшое, но родное, красивое. Показывает красоту в простоте, скромности, застенчивости.

Поэт показывает величие и могущество родного края, которое стоит 240 лет и ничто не старит его облик. Употребляя слово «облик», поэтесса придаёт одухотворённость. Перед нами предстаёт живой образ-образ матери. В русском сознании образу матери всегда отводилось особое место: она и кормилица, и защитница, она и олицетворение русской земли, она и «мати зеленая дубравушка», и «Волга - матушка», и «Родина – мать», и наконец: «мать - сыра - земля» - последний приют каждого человека. У Ольги Геннадьевны складывается священный образ матери. Поэт создаёт образ-символ, истоки которого в русской национальной традиции. Мать становится символом детства, родного дома, очага родной земли, Родины.

Вера в силы родного села поэтесса передаёт через обильное использование глаголов: стоит, не стариться, были, живёт, строиться, манит, несёт, тает. Из этого ряда глаголов в прошедшем времени немного. Преобладают глаголы настоящего времени, указывающие на то, что село может пережить всё и набраться сил и жить дальше «бедам всем на зло».

Автор признаётся в своей любви не только природе родного края, но и к России в целом:

Годы не состарили облика села,

Жизнь России-Матушки в нём отражена.

Восприятие автором и малой родины, и России очень близко к есенинскому. Ольга Геннадьевна видит в России самое доброе, светлое, чистое – то, чем проникнута душа русской женщины. И образ России, как образ Матери величественен и вечен. Употребляя слово с прописной буквы, показывает уважение к Родине, родному селу, как частички Великой России.

Обратила внимание на то, что мало используются прилагательные, только слово с общим значением «красивое». В скромной, порой застенчивой природе автор ищет и находит добрые светлые краски реки и зелени, свежести и покоя. Но наличие бурливой Кулунды, зелёной листвы, манящей прохладой, даёт право говорить о том, что село богато водоёмами и утопает в зелени. Для поэтессы природа - это вечная красота и гармония мира. Нежно, заботливо природа врачует души людей, снимая напряжение душевных перегрузок:

Она прохладой манит, несёт в душе покой,

И сердце сладко тает от красоты такой.

Лирическая героиня гордится своей Родиной. В нём поэтесса воспевает родное село. В стихотворении выражена любовь поэта к родному краю. Её лирическая герой – это человек, прочно стоящий на своей земле, уверенный, что Родина, которая его воспитала, научила “красоте и доброте”.

Читая стихотворение Ольги Геннадьевны, понимаешь, в каком чудесном краю мы живём!

Заключение

В результате своих исследований я пришла к выводу, что более пристальное и глубокое изучение литературного наследия родного села позволяет внимательно относиться и любить свою малую Родину, которая рождает таких талантов. А какое богатое литературное наследие дают нам поэты-земляки! Я считаю, что именно обращение к литературе, а значит и к культуре своего народа поможет нам сохранить духовные ценности.

Подводя итоги проделанной работе, можно отметить, что художественный мир поэзии поэтов нашего села необычайно разнообразен. В своем творчестве они продолжают традиции классической русской литературой – с одной стороны, с другой – их поэзия яркая и самобытная, имеющая свои особенности.

Самые яркие, на мой взгляд, это умение поэта предстать перед читателями то реалистом, то романтиком, оставаясь при этом самим собой, мастерство органического соединения разных тем: тема любви, пейзажная лирика, патриотическая и философская лирика. Читать стихи поэтов нашего села – большая духовная работа. Каждое произведение имеет глубокий смысл. Каждый поэт требует от читателя ответной работы, роста души.

В процессе работы над темой удалось сделать наиболее значительный вывод о том, что поэзия земляков востребована, нужна нам молодому поколению, чтобы знать о культурном наследии нашего села, духовно обогащаться, гордиться своим селом, которое богато талантами. Ведь литература родного села – это часть национальной культуры.

Использованная литература

Стихи Емельяновой С.В. и Прахт О.Г.

Н. М. Скоркина. Анализ лирического произведения. Волгоград, 2002г.

А.И.Горшков. Русская словесность. Москва, Просвещение, 1997 г.

Г.П. Пустовой. Тайны словесного мастерства – Москва, 2007

Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов – Москва, 1978.

Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва,« Просвещение», 1985 г.

Тимофеев Л.И. Основы теории литературы – Москва, 1986.

Пустовой П.Г. Тайны словесного мастерства – Москва, 2007.

Приложение

Стихи Емельяновой Светланы Владимировны

***

Я замерзаю без тебя. Мне в сердце рвётся стужа. Осколки льда топлю, любя, Как ты мне,милый, нужен. Так нужен мне твой нежный взгляд, И синих глаз улыбка .Как жаль, что нет пути назад, Где было сладко, зыбко. Но так волшебно и светло В твоих объятьях нежных, Где жарких губ твоих тепло Царило безмятежно. Где сказку сочиняла ночь Про Золушку и Принца, И где рассвет мечты гнал прочь, Чтоб в дымку нам не обратиться.

Старый садКогда хочу я умереть, Я представляю старый сад. Могу я долго так смотреть, Не оглянувшись назад... Я вижу корни и стволы, И ветви старые с листвою, О чём же думают они Зимой, качая головою? Наверно думают: "Мертвы!" И птиц пропали голоса, Не слышно запаха смолы, Но лишь взмахнёт крылом весна, Как всё вокруг вдруг оживёт, Ручьи куда то в даль спешат, И всё Кричит! Цветёт! Поёт! И хочется опять Дышать!!!

***Я так ждала тебя сегодня,

А ты сегодня не пришёл.

Сначала плакал дождь на небосводе,

Затем, смущаясь, снег пошёл.

Потом вдруг солнце улыбнулось и погасло,

И стало грустно, как в нелепом сне.

Ждала тебя я, видимо, напрасно,

Не слишком торопился ты ко мне.

***

Скажите, что делать, когда хочется плакать,

Кричать во всю мощь, бить о стену головой,

Когда твою жизнь кто- то хочет залапать

Нахальной и гнусной немытой рукой,

Когда душу ливни рвут в клочья на части,

Когда лёд на сердце ничем не разбить,

Когда ты не веришь, что есть оно, Счастье…

Что делать тогда? Скажите, как жить?

***

А я сокровище своё нашла.

Оно такое хрупкое, как дымка,

Как пёрышка летящего душа,

Как на ветру колышет паутинка.

И лишь немного времени пройдёт,

Сумеешь даже ты его увидеть.

Тогда, быть может, счастье и тебя найдёт,

Ты лишь не смей, не смей его обидеть!

Демон

Ты воскресил меня, чтоб вновь убить?

О, ты жесток, ты просто демон.

А я хотела лишь любить

И быть любимой, тихо, немо.

Хотела ждать тебя в ночи,

Хотела счастья хоть не много.

Теперь хоть вороном кричи…

Не вымолить судьбы у Бога.

Ты погубил совсем росток,

Который пробивался к свету.

Теперь не вырастет цветок,

Не будет музы для поэта.

Всё умерло в один лишь миг.

Желанье жить опять пропало.

Из сердца рвётся дикий крик.

А нужно было мне так мало:

Лишь знать, что помнишь обо мне,

И солнцу утром улыбаться,

И видеть сны, но не во сне

Счастливой быть, мечтать, смеяться,

А наяву сок жизни пить

Без меры, жадными глотками.

Тебе легко взять всё и убить…

А мне с колен вставать годами.

Весна

К нам снова пришла весна.

Ожили озёра и реки,

Куда - то ушли холода,

Весне теперь рады дети.

Скоро вновь зацветут сады

И ручьи побегут по земле.

Будут песни нам петь соловьи,

Будут песни нам петь о Весне!

Босиком побежим по траве,

По густой и душистою, как мёд.

И как грустно ты скажешь мне,

Что всё это скоро пройдёт!

***

Я молюсь о тебе мой сыночек.

Я молюсь, где бы я не была.

Я молюсь о тебе днём и ночью,

Чтоб твоя служба лёгкой была.

Чтобы ветры все не были злыми,

Чтобы гром был лишь после дождя,

Облака над тобой голубые,

Чтобы дружба всё крепче была.

Чтобы горечь обид, неудачи

Обходили тебя стороной,

Чтоб решив все солдата задачи,

Ты скорее вернулся домой.

Ну, а дома, мы ждём с нетерпеньем

Как тогда, всё в саду расцветёт...

Я тебя обниму, и мгновеньем

Нам покажется прожитый год.

***

За что со мной ты так жесток? Я ж много не просила!

Ты жизни подарил глоток И тут же отнял, милый. Ты подарил мне два крыла, Что бы летать умела, Но тут же крылья обломал,

Взмахнуть я не успела. Зачем тогда ты был так мил? Что бы потом смеяться? Зачем ты к жизни возвратил, Если спешил расстаться? Как можно ранить душу так, Как по цветам сапог кирзовый? Да, ранить души ты мастак! И кто- то попадётся снова В твою раскинутую сеть И будет жить, дышать тобою, Сдувать пылинки и не сметь Лить слёзы под слепой луною. А ты, насытившись игрой, Уйдёшь во мраке ночи, Но кто останется с тобой? Подумай, между прочим!

Сон

Я снова вижу этот сон, Где рядом ты со мною, Где мы в саду, а рядом дом И детвора гурьбою. Где ты смеёшься, садя На плечи дочку нашу. «Я так люблю вас!» - говоря. « И нет вас в мире краше!» Где солнцу радуемся мы, Что в небе так сияет, Где каждый день – приход Весны. Так скажешь, не бывает? Бывает! Ведь Весна в душе! Её храним, как память! А сколько лет нам в этом сне? Да кто ж об этом знает?! И разве важно сколько лет? Коль счастье с нами рядом?! Где нас Господь хранит от бед И греет своим взглядом! Где нет счастливее, чем мы На всём огромном свете, Где каждый день – приход Весны! Мы счастливы! И дети! О, как прекрасен этот сон, Что мне так часто снится. Я буду верить в то, что он Вдруг явью обратится.

Стихотворение

Прахт Ольги Геннадьевны

Моё село

Где Кулунда бурливая делает изгиб,

Там село Усть-Мосиха 240 лет стоит.

Годы не состарили облика села,

Жизнь России-Матушки в нём отражена.

Были и репрессии, и была война,

Голода, разрухи хватило всем сполна.

Но живёт и строится бедам всем назло

Это небольшое алтайское село!

Усть-Мосиха родная, красивые места,

Здесь летнею порою зелёная листва.

Она прохладой манит, несёт в душе покой,

И сердце сладко тает от красоты такой.

Просмотров работы: 2731