"Летние обманы" Бернхарда Шлинка как цикл

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Летние обманы" Бернхарда Шлинка как цикл

Кудрявцева Е.Д. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №23" г. Калуги
Фролкина А.В. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №23" г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время все большей популярностью в России пользуются произведения зарубежных авторов. Можно даже сказать, что преобладающей литературой является зарубежная. Происходит это во многом из-за того, что большинство зарубежных книг доходят до читателя только после экранизации – просмотр фильма рождает у зрителя интерес познакомиться с книгой и сравнить с ней увиденный фильм.

Так произошло и с «Чтецом». В 2008 году зрители увидели фильм «Чтец», где роль главной героини исполнила Кейт Уинслет. Фильм был снят по одноименному роману Бернхарда Шлинка. Именно благодаря постановке Стивена Долдри роман дошел до широкого круга читателей, и Бернхард Шлинк быстро стал одним из самые читаемых писателей современной Германии. Писатель в основном пишет романы, но есть у него и два сборника – «Другой мужчина» и «Летние обманы». Именно в этих сборниках, как отмечают критики, писатель показал всю мощь своего мастерства.

Цель данной работы – определить, являются ли книга «Летние обманы» Шлинка циклом.

Актуальность работы определяется новизной самого материала, сборник, как и другие произведения Бернхарда Шлинка, не знакомы русскому читателю. Но в то же время читать объемные произведения, например, романы сейчас сложно из-за их величины и нехватки времени. Поэтому большинство людей предпочитают произведения малых объемов, которые можно быстро прочитать, но чтобы в них был и глубокий смысл. Можно сказать, что выбранный сборник отвечает требованиям нас, современных читателей. Еще важно понять, почему какие-то произведения малых объемов так и остаются одиночными, а какие-то образуют единое целое. Есть еще и субъективная сторона – важность и интересность лично для себя. Мне понравился сборник, и захотелось узнать, почему эти произведения объединены в цикл.

Объект исследования – жанровая природа произведений малого объема, понятие «литературный цикл».

Предметом исследования стал сборник Бернхарда Шлинка «Летние обманы».

Для выполнения цели мы поставили следующие задачи:

- выяснить, что понимается под литературным циклом;

- узнать, какие существуют жанры прозаических произведений малого объема и сопоставить их с произведениями из сборника «Летние обманы» (чтобы определить их жанровую природу);

- выявить, почему «Летние обманы» является именно циклом, а не набором разных, не связанных между собой произведений.

Историография вопроса. По крупным произведениям Шлинка в Интернете есть несколько работ, например, статья Шарыгиной Т.А. ««Возвращение» Бернхарда Шлинка в литературном контексте Германии новейшего времени» [Шарыгина, 2011], статья Махлиной С.Т. ««Чтец» Бернхарда Шлинка как отражение знаковости войны» [Махлина, 2012]. Статьи о каком-либо из сборников за время работы найдены не были. Но, возможно, что смотреть статьи или заметки о творчестве Б Шлинка нужно в каких-нибудь толстых литературных журналах.

Новизна работы заключается в том, что сборники Шлинка не упоминаются ни в одной статье и, возможно, что они пока не изучаются.

Структура работы отвечает поставленным задачам: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЦИКЛА

В современной литературе такая форма организации, объединения произведений как литературный цикл становится все более популярной. Происходит это, опять же, из-за того, что произведения, составляющие цикл, обладают малым объемом, что привлекает читателя, но при этом произведения цикла выражают законченную мысль.

В литературном энциклопедическом словаре [Литературный энциклопедический словарь, 1987, с.492] под литературным циклом понимается группа произведений, которые объединены автором по следующим признакам:

- идейно-тематическая общность (наличие единой задумки, которая проходит через все произведения, включенные в цикл);

- жанровый признак (все произведения, которые автор включает в сборник, должны быть одного жанра);

- общность персонажей (например, во всех произведениях цикла действуют одни и те же персонажи);

- общее эмоциональное начало (для всех произведений цикла, как правило, характерно одно настроение, то есть автор использует одну преобладающую эмоцию, которая явно видна во всех произведениях цикла);

- ассоциативная связь (все произведения связаны между собой при помощи ассоциаций; то есть, между произведениями цикла возникает ассоциативная цепочка);

- каждое произведение может быть исключено из цикла и существовать отдельно (оно является целостным само по себе);

- если какое-нибудь из произведений исключается из цикла, то цикл теряет «часть своей эстетической значимости» [Литературный энциклопедический словарь, 1987, с.492];

- стилистическое единство (все произведения, включенные в цикл, обладают единым стилем).

Но чаще всего эти принципы объединяются, и возникает цикл. Стоит сказать, что цикл – подвижное объединение произведений, потому что произведения внутри него можно переставлять, читать отдельно, убирать из него произведения, добавлять в него новые. Поэтому такая форма организации произведений становится очень популярной в литературе, как отечественной, так и зарубежной. В русской литературе образцом литературного цикла считаются «Записки охотника» И.С. Тургенева, в зарубежной – «Ругон-Маккары» Э.Золя. Каждое из произведений, входящих в эти циклы, может читаться как отдельное законченное произведение.

Современные ученые выделяют у цикла особые функции [Кадацкая, 2017], которые также привлекают авторов при написании циклов:

- такая форма организации позволяет произведениям существовать одновременно объединенными и самостоятельными; цикл позволяет связать между собой произведения, не лишая при этом внутренней целостности;

- возможность автора сосредоточиться на каких-то истинах и показать их во всем многообразии, указав при этом на то, что эти истины объединяют всех людей (например, вечная повторяемость, хотя и происходит постоянная смена ценностей, норм, правил, интересов; стремление людей к объединению чего-либо с чем-либо).

Таким образом, под циклом понимается группа произведений, объединенных между собой рядом признаков, и обладающая при этом определенной подвижностью.

Для того, чтобы определить, являются ли «Летние обманы» циклом, нужно посмотреть, есть ли у произведений, которые объединяет автор, какие-либо общие признаки, которые позволили бы назвать эту книгу циклом.

ГЛАВА II. «ЛЕТНИЕ ОБМАНЫ» БЕРНХАРДА ШЛИНКА КАК ЦИКЛ

2.1. Жанр «Летних обманов» Бернхарда Шлинка

По своим объемам произведения, входящие в книгу «Летние обманы», могут относиться к средним эпическим формам (повести) или малым эпическим формам (рассказ, новелла, очерк, притча). Для того, чтобы определить жанр «Летних обманов», нужно сначала выявить, что понимается под каждой из названных форм и что для них характерно.

Повесть занимает срединное положение между рассказом и романом и обладает рядом признаков: медленным развитием сюжета, ровный темп повествования, простая композиция, линейное расположение событий (события идут друг за другом и описываются по порядку). В повести много внимания уделяется описанию душевных состояний героя, описаниям пейзажа. Например, повести А.И. Куприна «Олеся», «Поединок», повесть И.С. Тургенева «Ася».

Рассказ – это малый повествовательный жанр, для которого характерны лаконичность, краткость, постановка ключевой (одной) проблемы. В рассказе, как правило, говорится об одном событии, которое наиболее ярко характеризирует героя, помогает раскрыть его личность. Количество действующих лиц в рассказе ограничено (их не может быть много). Автор берет узкий промежуток времени, добавляя в него какие-то яркие детали. Концовка в рассказе, как правило, выразительна. Таковы, например, рассказы А.П. Чехова «Человек в футляре», И.А. Бунина «Чистый понедельник».

Новеллу часто путают с рассказом, потому что во многом эти жанры сходны. Но у них есть и большое отличие: для новеллы характерен остро развивающийся сюжет, то есть нет той замедленности, которая характерна для рассказа. Как пишет Амелина Е.В.: «В центре внимания автора новеллы – «неслыханное происшествие»» [Амелина, 2010, с.11]. В целом, для новеллы характерны противопоставление ситуаций, появление в повествовании какого-то острого конфликта, а в центре произведения – какое-то неожиданное событие. Например, таков сборник О’Генри «Дары волхвов».

Очерк похож на рассказ, но в очерках, как правило, описывается действительность, характерная для какого-то периода времени. В нем преобладает мысль автора, рассказчик в них появляется крайне редко.

В литературном энциклопедическом словаре предлагается выделять несколько видов рассказа [Литературный энциклопедический словарь, 1987, с.318]: очерковый (описательно-повествовательный тип: раскрытие нравственных, бытовых и гражданских качеств) и новеллистический (конфликтно-повествовательный тип: в егооснове лежит случай, который показывает героя с другой стороны). Такая классификация удобнее, потому что иногда тяжело разграничить рассказ и новеллу.

Теперь посмотрим, что характерно для «Летних обманов» Шлинка.

Действие в произведениях Бернхарда Шлинка, как правило, развивается быстро, там нет статичности, которая свойственна повестям. Герои часто обращаются к своим воспоминаниям, что также не позволяет считать их повестями, для которых характерно хроникальное расположение событий. В этих произведениях нет описания жизни героя от его рождения, мы встречаемся с героем в какой-то определенный, выбранный автором промежуток жизни, на котором у героя появляется проблема.

Например, в «Последнем лете» мы знакомимся с героем, когда он тяжело болен и больше не может мириться со своей болью. Мы мало что знаем о том, что было до этого: мы не знаем о детстве героя, о его юности. Читатель узнает о жизни героя только то, что он читал лекции в Нью-Йорке, что у него есть семья (жена, дети и даже внуки). Но главным остается описание того, что дано в названии. Герой решил, что это лето для него будет последним, и именно об этом больше всего и говорится в произведении. Как он проводит это лето, как он начинает «жить заново». А потом уже возникает проблема: жена догадывается о том, что ее муж решил добровольно уйти из жизни и уходит от него сама, чтобы не видеть исполнение этого решения. Дети тоже оставляют его, и он остается совсем один. Все повествование ограничено во времени: все события, описанные в произведении происходят в течение одного лета. Но в то же время нельзя сказать, что действие здесь развивается стремительно, остро, нет явного противопоставления ситуаций. Количество действующих лиц также ограничено – это, как правило, действующий герой, его супруг или возлюбленный (в некоторых рассказах еще и дети), слушатель. Повествование ровное, в этих произведениях нет внезапного изменения сюжета, каких-то дополнительных историй. Герои в начале произведения видятся или даже представляются сами несколько иначе, чем ближе к концу произведения, когда уже произошло какое-либо событие, которое раскрыло героя с другой стороны.

Таким образом, можно сказать, что это, вероятнее всего, сборник рассказов, потому что для «Летних обманов» характерны краткость повествования, раскрытие только одной проблемы через описание опять же одного, но яркого эпизода в жизни персонажа, небольшое количество героев, а само повествование ограничено узким промежутком времени.

2.2. «Летние обманы» Бернхарда Шлинка: их идея и тема

В каждом рассказе сборника есть какая-то ситуация, и автор описывает восприятие героем этой ситуации. Например, в рассказе «Межсезонье», герой, вернувшись из отпуска, в котором встретил женщину, с которой в какой-то момент хотел прожить всю жизнь, вдруг понимает, что те противоречия, которые были между ними, станут еще глубже, что ему уже не так сильно хочется менять свою жизнь, к которой он привык. И, сидя на пороге своего дома, решает, что лучше оставить все как есть, что они из разных миров, разных социальных слоев.

То есть, мысли героя, его душевные терзания, поиск выхода из сложившейся ситуации становятся главными в рассказах.

Сборник объединяет рассказы, которые описывают типичные жизненные ситуации. Все они о любви, о разной любви, любви с обидами, ложью, предательствами. Все герои показаны нам через свою любовь, так что можно сказать, что основная тема этих рассказов – любовь и ее проявления. Как правило, любовь в этих рассказах не получает своего развития. В рассказе «Бах на острове Рюген» герой так и не смог полюбить своего отца, хотя и пытался понять его, принять его интересы, но так и не смог, потому что и отец был не готов принять чувства своего сына. В рассказе «Дом в лесу» герой, думая, что любит свою жену, своего ребенка, не готов принять успех жены, которая является популярной писательницей, которую любят читатели и литературные критики. И, прикрываясь любовью, которая на самом деле является лишь эгоизмом (а возможно, и завистью к успеху жены, потому что сам герой не состоялся как писатель), главный герой решает оградить свою жену и дочь от всего, что может их «забрать от него», как ему кажется. Ради этого он даже готов пожертвовать здоровьем и жизнью своего ребенка. В финале мы видим уже обезумевшего человека, который не признает, что его «любовь» - не более чем эгоизм.

Многое в рассказах приходится додумывать самому читателю. Кажется, что автор описывает обычный случай, но если задуматься, то в нем можно найти и ощутить достаточно сложные и серьезные проблемы. Автор пытается показать, что не нужно ничего усложнять: в рассказе «Последнее лето» главный герой-профессор не может принять саму жизнь, не может просто наслаждаться своей жизнью, любовью своих близких – он живет только иллюзиями.

Таким образом, автор в своих рассказах затронул сложные вопросы жизни, на которые герои отвечают своими словами и поступками. А основной посыл, основная идея этих рассказов в том, что надо просто любить и быть любимым, а ответы подскажет сама жизнь.

2.3. Герои «Летних обманов»

Всех героев рассказов объединяет то, что все они любят или любили. Но эта любовь разная, все герои по-разному чувствуют и понимают эту любовь. Попытки разобраться в своих чувствах, поиск сложных ответов на простые вопросы приводят к тому, что герой совершает поступки, которые не принимают его близкие люди.

Герой рассказа «Ночь в Баден-Бадене», поехав на премьеру своего спектакля с другой женщиной, уверяет свою возлюбленную, что измены не было. Он просто с детства привык быть учтивым к женщинам, так его приучила мать. Его возлюбленная не верит ему, но измены действительно не было. Он долго размышляет о своей любви, о своих чувствах к этим двум разным женщинам. В итоге он доходит до того, что нельзя быть дважды наказанным за одно преступление и все-таки изменяет своей возлюбленной.

Само название сборника тоже не случайно. Все истории действительно происходят летом, но и вторая часть названия может быть отнесена ко всем рассказам. Все герои Шлинка живут в самообмане и пытаются обмануть своих близких. В рассказе «Поездка на юг» главная героиня, пожилая женщина, врет своей внучке о том, что ее первая любовь ничем не завершилась потому что ее возлюбленный бросил ее, уехав в другую страну. Она долго ждала его, но он так и не вернулся, он даже не отправил никакой весточки. Но внучка находит этого мужчину, организует встречу героев, во время которой читатель узнает, что сама героиня не дождалась героя, она побоялась возможных проблем, нищеты. Вот как о своем самообмане говорит сама героиня: «Я не смогла простить Адальберту, что он не догадался о моем страхе, не рассеял этот страх, не успокоил меня. Я чувствовала себя брошенной, а память потом все это соединила в той сцене, когда он простился со мной на вокзале» [Шлинк, 2013, с.282]. То есть, героиня более полувека жила, обманывая других и себя – она добровольно отказалась от своего счастья. Таков и герой «Последнего лета», который полностью живет мечтами и представлениями о том, как все будет выглядеть, достаточно ли хорошо. Он тешит себя мыслью, что никто ничего не узнает о его решении покончить с жизнью, но жена уже давно все знает. И даже оставшись в одиночестве, герой не может отказаться от иллюзорности и наигранности своей жизни – он кладет яд в шкатулку, пишет жене письмо, в котором доверяет свою судьбу (и ключи от шкатулки) ей, но при этом забывает вложить ключи в письмо. «Странник в ночи», герой одноименного рассказа, обманывает своего соседа по самолету, выдумывая и приукрашивая детали своей жизни, либо просто недоговаривая о каких-то событиях своей жизни – так он пробует свою историю, как она воспринимается на слух. Ведь главный герой должен представить эту историю в суде.

Еще героев объединяет страх изменения своей жизни, особенно страх изменения своего социального и материального положения. Героиня рассказа «Поездка на юг» в приведенной выше цитате признается, что боялась бедности, поэтому решила расстаться с любовью всей своей жизни, вернувшись в прежний мир достатка. Герой «Межсезонья» не готов променять свой устоявшийся мир (встречи с гобоистом, приходы Марии, которая училась у него музыке) на жизнь с женщиной, которая еще и выше его по социальному положению. Он боится, что он – всего лишь ее новая игрушка, боится ее настойчивости.

Таким образом, несмотря на то, что в каждом рассказе мы знакомимся с новыми персонажами, все они похожи друг на друга: все они ищут себя в любви, они живут обманами (и себя, и близких), боятся изменить свою жизнь (особенно в социальном плане).

2.4. Другие признаки цикла

Рассказы объединены и эмоциональным началом – все рассказы о неудавшейся любви, поэтому в них преобладают такие эмоции, как: грусть, тревога, обида, страх, неуверенность, недоверие. Все герои Шлинка рано или поздно испытывают все названные эмоции, что отражается и на общем содержании сборника.

Можно также отметить, что каждый из этих рассказов является самостоятельным и целостным. Если мы будем читать какой-то из рассказов отдельно, или искусственно исключим его из сборника, то он не потеряет своей идеи, эмоциональности. Смысл рассказа останется прежним. Но при этом утратится целостность самого сборника – он потеряет какую-то часть своей эмоциональной и эстетической значимости.

Кроме того, все рассказы одинаковы по стилистике – они написаны в одной манере. Все рассказы написаны простым языком, который не дает двойного прочтения. И уже после прочтения второго рассказа начинает угадываться авторский стиль.

Таким образом, все рассказы объединены еще и настроением (общим эмоциональным началом), стилистикой. Каждый из рассказов является самостоятельным, но при этом играет определенную роль в сборнике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполнив данную работу, мы выяснили, что под циклом понимается группа произведений, объединенных между собой рядом признаков (идейно-тематической и жанровой общностью, общностью персонажей, эмоционального начала и других) и являющаяся подвижной (можно менять произведения местами, убирать их).

Чтобы определить, являются ли «Летние обманы» Бернхарда Шлинка циклом, мы посмотрели, есть ли в них те признаки, которые образуют цикл.

Для «Летних обманов» характерны лаконичность повествования, раскрытие только одной проблемы через изображение одного, но яркого эпизода из жизни каждого героя, само количество героев в каждом рассказе ограничено (не более пяти), все события происходят в узкий промежуток времени. Таким образом, мы определили, что в книге объединены рассказы.

Мы пришли к выводу, что все рассказы имеют общую тематику – любовную. Автор во всех рассказах затронул сложные жизненные вопросы, на которые герои отвечают, в первую очередь, своими поступками. Сами герои, хотя и не являются сквозными, похожи друг на друга: они ищут себя в любви, при этом живут в обмане, в постоянном страхе жизненных изменений. Основная идея сборника в том, что нужно просто любить, наслаждаться этим чувством, не анализируя его и не подвергая сомнению.

Также рассказы из сборника едины по стилю и по настроению (общему эмоциональному началу).

В дальнейшем можно более подробно разобрать каждый из рассказов, чтобы выявить их индивидуальные черты (например, тщательнее рассмотреть образы, обратить внимание на какие-то значимые элементы каждого рассказа), можно также посмотреть, что общего между рассказами русских писателей (например, И.А. Бунина) и рассказами Бернхарда Шлинка.

БИБЛИОГРАФИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

1. Шлинк Б. Летние обманы. Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. – 288 с.

КРИТИЧЕСКАЯ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

2. Амелина Е.В. Школьный справочник по литературе. Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Литературный энциклопедический словарь (под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А. Г. Бочаров и др.). М.: «Советская энциклопедия», 1987. – 752 с.

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

4. Кадацкая Д.С. Термин «цикл» в отечественном лиетратуроведении // Молодой ученый, 2017. - №22. URLhttps://moluch.ru/archive/156/44174/ (дата обращения: 05.10.2017)

5. Махлина Т.С. ««Чтец» Бернхарда Шлинка как отражение знаковости войны // Naukarus, 2012. URLhttp://naukarus.com/chtets-bernharda-shlinka-kak-otrazhenie-znakovosti-voyny (дата обращения: 21.09.2017)

6. Шарыгина Т.А. ««Возвращение» Бернхарда Шлинка в литературном контексте Германии новейшего времени» // Cyberleninka, 2011. URLhttps://cyberleninka.ru/article/n/vozvraschenie-bernharda-shlinka-v-literaturnom-kontekste-germanii-noveyshego-vremeni (дата обращения: 29.09.2017)

Просмотров работы: 124