Влияние общения в социальных сетях на речь учащихся МАОУ «СОШ №55»

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние общения в социальных сетях на речь учащихся МАОУ «СОШ №55»

Лягушкина  В.А. 1
1МАОУ "СОШ "55" г.Перми
Кычева Е.Ю. 1
1МАОУ "СОШ №55" г.Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение В нашей жизни постоянно и непрерывно происходят такие события, появляются такие факты, которые нуждаются в немедленном осмыслении и оценке не только с позиций современной науки (что далеко не всегда интересно и понятно людям, далёким от лингвистики), но и с точки зрения любого человека, для которого родной язык – единственное универсальное средство освоения мира, бесконечно многообразного и постоянно меняющегося; мира, созидаемого языком.

Наш родной русский язык в какой-то момент становится «предметом» размышлений каждого человека (не только русского), который оказывается вовлечённым в языковое пространство. Невольно – с момента рождения; неизбежно – с начала системного обучения языку; вполне осознанно – «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий» о судьбах Родины.

Родной язык внутри и вокруг нас, как вода или воздух, без которых мы умираем от жажды или удушья, как Душа, которую начинаешь чувствовать, когда она болит, или радуется, чернеет от горя или светлеет от радости, ликует, или скорбит. О русском языке сказано столько прекрасных слов в стихах и прозе, написано столько многотомных трудов, умных диссертаций и наивных школьных сочинений, что кажется невозможным представить вниманию образованного читателя какие-то новые, оригинальные мысли, приглашающие к раздумью и побуждающие к действию. Виртуальная коммуникация породила особый язык – язык виртуального общения. Этот особый язык стал постепенно перебираться в нашу повседневную жизнь. В настоящее время проблема чистоты современного русского языка актуальна, потому что речевая свобода, с одной стороны, - благо для языка, это способствует его развитию, вовлекаются в активную сферу пользования различные пласты: и разговорная речь, и просторечие, и жаргон, современный компьютерный сленг; с другой стороны, - дозировка «коверкания» речи зависит от внутренней культуры человека, получается некая искусственная смесь, которая и не воспринимается серьезно. Возможно, мы живем в эпоху языковой распущенности, и это является большой потерей для общества.

Мне далеко не безразлична судьба русского языка, ведь культура общения на родном языке, как мне кажется, уходит на второй план. Отчасти это связано с появлением новых технологий. Раньше люди вместо Интернета общались через письма, поэтому старшее поколение не так пострадало от этой проблемы. Современная молодежь старается общаться на более упрощённом языке. В дальнейшем всё это может отразиться на речевой культуре подрастающего поколения, поэтому мы не должны этого допустить.

Тема моего исследования – «Влияние общения в социальных сетях на речь учащихся МАОУ «СОШ №55» г.Перми».

Цель: выявление факторов отрицательного влияния социальных сетей на речь.

Задачи:

1. Определить наиболее популярные социальные сети среди подростков с помощью опроса.

2. Проанализировать язык социальных сетей.

3. Раскрыть отрицательные факторы влияния социальных сетей на речь учащихся.

4. Систематизировать полученные данные.

Объект исследования: речь учащихся 7-9 классов.

Предмет исследования: говорящий online-субъект в пространстве социальных сетей.

Гипотеза: использование особых языковых средств при общении в Интернете негативно сказывается на речи учащихся, снижает культуру общения между подростками.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ материала по теме. 2. Наблюдение.

3. Опрос. 4. Обобщение. 5. Анализ.

Основная часть.

В школе мы изучаем русский язык с первого по одиннадцатый класс. Это один из богатых и удивительных языков мира.

К сожалению, сейчас для русского языка настало трудное время. Стремительные негативные изменения, которые происходят в нём, заставляют многих учёных, исследователей всё чаще и чаще говорить о том, что он, теряет свой блеск, глубину.

По статистическим данным к 1990 г. количество владеющих русским языком в мире достигало 350 млн. человек. В 2010 г. оно сократилось до 278 млн. человек, в том числе в самой Российской Федерации — до 140 миллионов человек. По оценкам 2006 г., русский язык является родным для 130 миллионов граждан Российской Федерации, для 26,4 миллионов жителей республик СНГ и Балтии и для почти 7,4 миллионов жителей стран дальнего зарубежья, то есть в общей сложности для 163,8 миллионов человек. Ещё свыше 114 миллионов человек владеют русским как вторым языком (преимущественно в странах СНГ и Балтии) или знают его как иностранный (в странах дальнего зарубежья). По данным исследования W3Techs в марте 2013 года русский язык вышел на 2 место по использованию в Интернете.

Такое явление как “социальная сеть” вошло в активную жизнь современного школьника.

Социальная сеть - представляет собой онлайн-сервис (или веб-сайт), который является средством обеспечения сервисов, связанных с установлением взаимоотношений между его пользователями.

2.1.Плюсы и минусы социальных сетей.

Социальные сети имеют много преимуществ:

• Друзья, знакомые, родственники часто оказываются за тысячи километров, одноклассники теряются, связи с бывшими коллегами прекращаются, а социальные сети как раз идеальный вариант для поддержания контактов. С помощью подобных Интернет-ресурсов людям удается находить друг друга спустя десятилетия.

• Социальные сети зачастую становятся настоящими помощниками в работе. Во-первых, их возможностями пользуются компании для поиска сотрудников. Объединение людей в группы по интересам, профессиям, хобби позволяет легко найти нужного человека. Во-вторых, в социальных сетях есть возможность постоянно общаться как с коллегами, так и с конкурентами, а всем известно, что врага нужно знать в лицо. В-третьих, подобные сайты выбирают многие компании для поиска клиентов, привлечения партнеров и массовой рекламы своей продукции.

• Общение с единомышленниками. Здесь всегда можно обменяться впечатлениями о новом фильме, посоветовать скачать неизвестный альбом популярной группы, рассказать о плюсах и минусах какого-то приобретения, найти еще несколько человек, которые, как и Вы собирают, допустим, тюбики от зубной пасты и т.д.

• Имея аккаунт в социальной сети, человек всегда находится в курсе всего, что происходит с его друзьями, он может зайти на страничку любого интересующего его человека, посмотреть фотографии, прокомментировать новости или просто пообщаться. Это очевидное достоинство социальных сетей – сегодня общаться стало гораздо проще и удобнее. Помимо плюсов есть и серьезные минусы.

Постоянное присутствие в социальной сети может нанести определенный вред здоровью: гиподинамия, снижение зрения – вот к чему может привести многочасовое сидение за компьютером.

• Потеря навыков живого общения также не способствует развитию коммуникабельности. Особенно подвержены влиянию социальных сетей подростки – у них даже может выработаться зависимость, при которой отсутствие доступа в интернет может вызвать настоящую психическую “ломку”.

• Потеря мотивации к работе. Человек, попавший в зависимость от социальных сетей, становится менее активным и это сразу же заметили работодатели. Сегодня на многих предприятиях доступ сотрудников в социальные сети недоступен, так как подобное общение сильно отвлекает от работы. Интернет-общение вытесняет реальное общение. Мимику, эмоции, интонации, жестикуляцию заменяют значки и смайлики. Многие, общаясь в Интернете, приукрашивают свои качества, способности и внешность, создают идеальный образ, который пользуется успехом. Естественно, что сбросить маску и превратиться в обычного человека уже не кажется им привлекательным, а это уже грозит серьезными психологическими проблемами.

Самая главная проблема состоит в том, что многие подростки становятся полностью зависимыми от социальной сети, они уже не могут представить свою жизнь без неё. Постоянно взаимодействуя друг с другом посредством онлайн - переписки, они забывают про личное общение, у некоторых пользователей это доходит до фанатизма, иногда абсолютно не осознавая этого. Со временем у подростка может развиваться патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Такая зависимость весьма схожа с наркотической или алкогольной.

Проведенный опрос показал, что

- 90 % школьников 7-9 классов постоянно общаются в социальных сетях;

- самая популярная социальная сеть среди учащихся МАОУ «СОШ №55» «Вконтакте» (86.1%). На втором месте «Instagram» (9.7%). На третьем месте «Twitter» (2.8%). Ну и на четвертом социальная сеть «Мой Мир» (1.4%). А остальные социальные сети, такие как «Одноклассники», «Facebook» и «Ask.fm» не пользуются популярностью и активным посещением среди учащихся МАОУ «СОШ №55». (Приложение 1)

Интернет давно уже завоевал прочные позиции не только в среде профессиональной деятельности, но и стал одним из любимейших источников развлечений. Всемирная сеть – это общение с миром посредством клавиатуры, то есть при помощи письменного языка, а значит, Интернет и грамотностьтесно взаимосвязаны, вряд ли кто-то осмелится оспорить данное утверждение.

Общение в социальных сетях является не просто времяпровождением, но и становится образом жизни подростка. Из этого втекает множество проблем, одна из которых - негативное влияние социальных сетей на речь учащихся.Интернет - это огромная сеть, в которой одновременно сидят миллионы человек. И каждый человек имеет свой уровень грамотности, который не всегда соответствует желаемому. Поэтому неокрепший ум ребенка может воспринять речь безграмотного человека как образцовую, правильную и впоследствии также безграмотно изъясняться в сообщениях с другими людьми.

2.2. Сленг в социальных сетях.

Проанализировав более 30 блогов обучающихся 7-9 классов можно выявить наиболее распространенные тенденции неправильного использования языка. 2.2.1. Нарушение лексических норм.

В социальных сетях часто употребляются сокращения слов. Сокращение некоторых слов занимает меньше времени для написания. Человеку проще написать три буквы, нежели целое слово. В связи с этим школьник по привычке начинает употреблять данные сокращения в жизни.

Например: Пжс – пожалуйста.

Спс – спасибо.

Мб – может быть.

Спок – спокойной ночи.

Нз - не знаю.

Прив– привет.

Теряются исконно-русские слова и заменяются иностранными кальками.

Например: Лайк (от англ. Like) – нравится.

Окс (от англ. Okay) – договорились.

Лав (от англ. Love) – люблю.

Плиз (от англ. Please) – пожалуйста.

Омг (от англ. OhMyGod) - о боже мой.

Топ (от англ. Top) – крутой.

Постепенно все эти слова переходят в устную речь школьников. Тем самым русский язык теряет свою культуру и происходит заимствование и искажение русских слов иностранными.

Часто используется искажение значения слова.

Например: 1)Баян – музыкальный инструмент, но в интернете это слово обозначает совсем несвежую шутку. 2)Слизать – слизать что-либо, но в интернете украсть, позаимствовать идею. 3)Шарить - шариться, но в интернете это понимание чего-либо. 4)Позер - позиция, позирует. Но в интернете это человек, который выдает себя за модную личность.

Искажение значений слов нарушает нормы общения не только в социальных сетях, но и в повседневной жизни.

Обитая на просторах интернета, можно встретить множество незнакомых слов – сленговые слова молодежи.

Например: Лол – смешно.

Челлендж – предложение совершить какое-то действие на спор. Хайп – мода.

Зашквар – позор.

Кэп - человек, который говорит очевидные вещи.

Молодежный сленг распространяется в геометрической прогрессии, но понимает его лишь узкий круг людей. Тем самым многие люди не понимают смысл прочитанного или услышанного.

Проанализировав лексику, используемую подростками в языке Интернет-сообщений, можно утверждать, что темп современной жизни настолько высок, что люди передают друг другу большое количество информации и, чтобы делать это быстрее, используют сокращения, но при этом стараются не утратить смысл своего высказывания. Такие сокращения сможет понять не каждый: они понятны только пользователям социальных сетей.

2.2.2. Олбанский язык

Распространившийся в Рунете в начале 2000-х годов стиль употребления русского языка с фонетически почти верным (с некоторыми исключениями вроде медвед, зайчег, креведко и т. п.), но орфографически нарочно неправильным написанием слов (т. н. эрративом), частым употреблением ненормативной лексики и определённых штампов, характерных для сленгов, получил название «олбанский язык». Чаще всего он используется при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и веб-форумах. Сленг породил множество стереотипных выражений и интернет-мемов, в частности, с ним связывают мемы «превед», «низачот» и «убей себя апстену» (последнее стало встречаться — в том же значении — и в нормативной орфографии, вне интернета: «убей себя об стену», «убейся об стену», — в значении «ты говоришь вещь низменную и недостойную»).

Основой «олбанского» языка как раз и является возведение ошибок в правило, говоря иначе, своеобразный культ ошибки, которая превращается в единственно признаваемый принцип. К нему, в свою очередь, присоединяется несколько технических приемов, обеспечивающих в случае необходимости «перевод» с русского языка на «олбанский».

Это, во-первых, правило: «пиши, как слышишь». Во-вторых, написание в конце слов звонких согласных, которые в произношении невозможны. Например:«прувэд» вместо «привет» или «красавчег» вместо «красавчик».В третьих, в языке интернет-сообщений сохраняется единство морфологических признаков и выделяются те же части речи, что и в литературном языке: знаменательные, служебные и междометия. Но в отличие от кодифицированного языка, увеличивается количество междометий, которые выражают недостающие на письме эмоции. Видно, что у знаменательных частей речи те же морфологические признаки (существительные: род, число, падеж; прилагательные: род, число, падеж; глагол: вид, переходность, число), предлоги и частицы по-прежнему существуют, но предлоги сливаются на письме с существительными и местоимениями, частицы – с наречиями и глаголами.

Эти явные противоречия с нормами русской орфографии вследствие активного употребления «олбанского» языка в социальных сетях подростки переносят в школьные тетради.

Развивается неграмотность нарочитая. Те, кто регулярно переписывается при помощи социальных сетей или подобных же средств общения, хорошо знают, что это такое. Неграмотность в этом случае возведена в ранг достоинства. Зачастую владение «олбанским» показывает вашу принадлежность к громадному сообществу Интернет-общения. Печатая слова так, как они слышатся и произносятся(«дефачка»), меняя звонкие согласные на глухие, А на О, и наоборот (например, «кросафчег»), ты становишься своим.

2.2.3. Отсутствие пунктуационных норм

100% общающихся в социальных сетях учеников пренебрегают правилами пунктуации. Для экономии времени знаки препинания не ставятся вообще. (Приложение №3).

Однако страдает не только грамотность. Потеря ее – это, как говорится, полбеды. В конце концов, восстановить правописание можно. Гораздо хуже то, что человек Интернет-общения разучается, как это ни парадоксально, грамотнои стройно излагать свои мысли. Литературнаяречь осложнена, развернута, эмоционально окрашена, в ней используются средства выразительности, то предложения из языка Интернета часто сводятся до границ одного слова, звучат примитивно и грубо, хотя и очень эмоционально. Обеднение синтаксиса приводит к обеднению речи, а речь связана с мышлением, значит, происходит обеднение мышления человека. И в этом повинен уже не только «олбанский». Как ни странно, медвежью услугу оказали широкие сетевые возможности. Прежде всего, звуковые и визуальные.

2.2.4.Интернет-мемы

Мем (англ. meme) — шутка, единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д. Концепция мема и сам термин были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген». Докинз предложил идею о том, что вся культурная информация состоит из базовых единиц — мемов, точно так же как биологическая информация состоит из генов; и так же как гены, мемыподвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции. На основе этой идеи Докинза возникла дисциплина меметика, в настоящее время имеющая спорный научный статус.

Мемы могут размножаться по воле или помимо воли своего носителя. Для мемов выживание зависит от наличия по крайней мере одного носителя, а успешность воспроизводства зависит от окружающей культурной среды и от наличия такого носителя, который намеренно пытается распространять мем. Информационное содержание конкретногомема также влияет на ту вероятность, с которой он будет скопирован. Мемы могут видоизменяться, комбинироваться и разделяться, чтобы формировать новые мемы. Они участвуют в борьбе друг с другом за ресурсы (умы людей-носителей), и, в результате, подвергаются естественному отбору. Самый популярный вид мемов – смешные картинки. (Приложение 2).

По существу, мемы — это информация, но их функционирование имеет заметные поведенческие проявления. Мемы часто образуют группы — комплексные мемы, объединяющие несколько мемов для совместного овладения умами носителей и для усиления в борьбе за них. Комплексный мем также называют «мемплексом» (англ. memeplex) — это сокращение образовано от слов «меметический комплекс».

Помимо прочего, мемы (в данном контексте также иногда встречается термин «медиамемы») могут распространяться через средства массовой информации. Этот аспект явления изучал американский исследователь СМИ Дуглас Рашкофф, применивший термин «медиавирус» и издавший в 1994 году книгу «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание». Несмотря на широкое распространение понятия «мем», концепция мема на данный момент является непризнанной в широких научных кругах. Меметика имеет как противников, так и сторонников, и её статус как науки носит спорный характер.

Пользователи Интернета лишены возможности выражать свои эмоции и чувства с помощью тембра голоса, интонации, жестов и мимики. Это они компенсируют, вводя в текст своих сообщений смайлики(от англ. "smile" - "улыбка" :-). Значок похож на изображение улыбки или грусти на лице человека, и передает настроение пишущего. Например: радость - :-) ;-) :) :)), грусть - :-( ;-( :( :((. Наиболее распространенными вариантами смайликов являются сочетания двоеточия, точки с запятой со скобками, открывающимися или закрывающимися.Разве станет ленивый по сути человек напрягаться и описывать свое настроение, если под рукой куча смайликов, с легкостью отражающих любые эмоции?

Например, вы хотите поздравить знакомого с днем рождения. Во-первых, вы можете найти хорошее поздравление на специальном сайте. Оно и написано грамотно, да и сказано гораздо красивее, чем вы сами могли бы. Но даже и это не обязательно. Можно прислать кучу смайликов и человек поймет вас.

В переписках по электронной почте или в социальных сетях, когда обмен сообщениями занимает секунды, общение посредством письменной речи происходит так, как если бы мы видели собеседника. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, подростки вырабатывают свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах, что обедняет их письменную и устную речь.

Итак, главными языковыми проблемами социальных сетей являются повсеместное распространение так называемого «олбанского» языка, употребление сленга, жаргонных выражений, нарушение орфографии и пунктуации, использование словарных сокращений, картинок и смайликов вместо слов, что неизбежно ведет к определенной лексической и грамматической деградации.

Причина появления и распространения «сетеяза» с одной стороны – бедность словарного запаса пользователей и одновременно желание быть оригинальным, а с другой – новизна. Каждое очередное употребление эту новизну, а значит, игру, остроумие и веселость стирает и превращает в банальность. Следовательно, перспектив дальнейшего развития у этого стиля мало Исследователи отмечают, что судьба сленговых слов и выражений неодинакова: одни из них с течением времени настолько приживаются, что переходят в общеупотребительную речь; другие существуют лишь какое-то время вместе со своими носителями, а затем забываются и даже ими; и, наконец, третьи сленговые слова и выражения так и остаются сленговыми на протяжении длительного времени и жизни многих поколений, никогда полностью не переходят в общеупотребительный язык, но в то же время и совсем не забываются.

Распространения сетевого языка неизбежно снижает грамотность: невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции впомощью «сетеяза» в любых его проявлениях, а потом, когда будет необходимо, заговорить красиво и грамотно. Процессы, идущие в интернет-языке, закрепляются в обычной письменной и устной речи учащихся. К сожалению, большинство школьников, нарушая нормы русского языка при общении в сетях, привыкают к неправильной речи и начинают использовать Интернет-язык не только тогда, когда «чатятся», но и в повседневной жизни: оформляя записи в учебных тетрадях, общаясь между собой, разговаривая с учителями и родителями. Небрежное отношение участников полилога к собственному и чужому правописанию провоцирует неокрепшего человека на прекращение борьбы с безграмотностью. Зачем надрываться, если тебя и так понимают?

На грамотность сложившегося человека повлиять не так-то просто. Гораздо легче сбить с толку ребенка, чья система ценностей, к которой, кстати, относится и уважение к родному языку, находится в процессе формирования. Кроме всего вышеперечисленного дети, увлеченные открывающимися возможностями, перестают читать книги. Обыкновенные бумажные книги. А правильное чтение во все времена было прекрасным залогом правильного письма.

3. Заключение

Анализ общения подростков в социальных сетях не внушает радостных чувств: отсутствие пунктуации, множество орфографических ошибок, множество сокращений и употреблений сленговых, не понятных для обычного общения слов.

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что активным использованием интернет-языка подростки показывают неуважение к русскому литературному языку, он теряет все свое богатство и красоту. Я считаю, что безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека.

Но чаты уже не исключить из нашей жизни, поэтому логичным будет создание концепции борьбы за чистоту русского языка, за общую грамотность в этой области. Я думаю, что язык чатов - это область лингвистических исследований в будущем. Хочется в этом смысле вспомнить слова С.А. Есенина: " Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии". Кто знает, а может, именно с чатов начнётся массовое увлечение грамотностью, стремление возродить "богатый и могучий" русский язык?

Список литературы:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В4Т. – Т.1.: А – З. – М.: РИПОЛ классик. 2006. – 752 с. – (Золотая коллекция)

2.Горбачевич К. С. Вариантность слова и языковая норма. Л., 1978.

3.Козыревская А.В., Осипов В.Е. Современное информационное пространство, его влияние на образование и социализацию человека. // Вестник восточно-сибирской государственной академии образования: Иркутск, 2010. – Вып. 12. – С.24-30

4.Лихолитов П. В. Компьютерный жаргон // Русская речь. — М., 1997. № 3

5.Википедия.

6. http://rl-online.ru/info/authors/77.html

7. https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fteenslang.su%2F

8. http://www.infoniac.ru/news/10-sposobov-vliyaniya-social-nyh-setei-na-nashe-psihicheskoe-zdorov-e.html

9. http://www.inetgramotnost.ru/obshhenie-v-internet/vliyanie-socialnyx-setej-na-cheloveka.html10.http://wiki.vspu.ru/users/demidok/social_networking_service/index

Приложение №1

Просмотров работы: 971