Образ собаки в произведении А. П. Чехова «Каштанка»

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ собаки в произведении А. П. Чехова «Каштанка»

Сердцева Л.А. 1
1МБОУ "Гимназия №3"
Мареева М.И. 1
1МБОУ "Гимназия №3"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Собака живет рядом с человеком с давних времен. За долгие века она успела занять прочное место и в литературе.Сопровождая человека на протяжении многих тысячелетий, собака стала и литературным героем.

У большинства народов древности собака была в большом почете.Образ собаки и волка часто встречается в русских сказках. Собака одной породы с волком, но с давних времен стала его лютым врагом, оберегая хозяйское добро. Недаром сложилась в жизни поговорка: "Собака – друг человека".

Русский народ всегда верил в приметы: если собака качается из стороны в сторону - к дороге хозяину; воет пес, опустив морду вниз или копает под окном ямку - быть в доме покойнику; воет, подняв голову - жди пожара. Образ собаки существовал еще в древних мифах и продолжает находить свое воплощение в современной литературе.

О собаках написаны стихи, поэмы, рассказы, повести, романы.Нет, пожалуй, ни одного крупного писателя или поэта, который хотя бы несколько страниц не посвятил собакам: А. Барто «Он был совсем один»С. Михалков «Щенок».С. Михалков «Трезор»»А. Барто «Уехали»А. Барто «Собака»Л. Андреев « Кусака»

Актуальность

Проблема, поднятая в произведении А. П. Чехова, актуальна и сегодня, т.к. до сих пор много равнодушия и даже жестокого отношения к братьям нашим меньшим.

Цель работы:

-определить роль собаки в произведении А.П.Чехова «Каштанка

Задачи:

Найти материал о роли собак в жизни Чехова.

Проанализировать рассказ:

наблюдение за портретом Каштанки;

наблюдать за поступками собаки;

наблюдать за мыслями собаки;

показать, как образ собаки помогает понять идею произведения;

выяснить, какую роль играет образ собаки в произведении

3. Изучить общественное мнение по проблеме отношения к собакам.

Объектомисследования стал рассказ А.П.Чехова «Каштанка».

Предметисследования: образ собаки в произведении А.П.Чехова «Каштанка».

В работе используются следующие методы исследования: анкетирование, метод анализа, наблюдение.

1. Собаки в жизни А. П. Чехова.

А.П. Чехов очень любил собак породы такса, даже его знаменитая "Каштанка" - это метис таксы. Чуть позже Чехов завел своих собственных такс - черненького Брома Исаевича и рыжую Хину Марковну (бром и хина - это едва ли не самые популярные лекарства того времени). У его брата Михаила так же была такса по кличке Йод. Дочку Хины и Брома звали Селитрой. Антон Палыч часами разговаривал со своими таксами, писал им письма из заграницы, передавал приветы, втюхивал всем знакомым щенков. Жили Бром и Хина в Мелихововской усадьбе.Знакомы были Чехову и наши проблемы - он тоже переправлял такс между столицами, вот что он писал своему старшему брату, Александру: "Спишись со своим другом Лейкиным, которого ты так любишь, и привези от него двух моих великолепных таксов. Расходы по провозу собак - мои. Я отдам. Это очень милые животные, они будут всю дорогу утешать тебя. Ты их полюбишь, Саша".И так же искал для них передержку: "...таксы побудут у тебя дня два-три до моего приезда. Извини, что причиняю собачьи хлопоты. Но, что делать, больше не на кого свалить эту чепуху. Ну и конечно же, таксы сразу же построили всю усадьбу, разрыли горшки и всё перепачкали, за что - о как это знакомо - их полюбили еще больше.Таксы Чехова вообще вили веревки из всей семьи, вспоминает Михаил Чехов: "Каждый вечер Хина подходила к Антону Павловичу, - клала ему на колени передние лапки и жалостливо и преданно смотрела ему в глаза. Он изменял выражение лица и разбитым, старческим голосом говорил: - "Хина Марковна!.. Страдалица!.. Вам ба лечь в больницу!.. Вам ба там ба полегчало ба-б". Целые полчаса он проводил с этой собакой.

2. Образ собаки в произведении А.П. Чехова «Каштанка»

Каштанка-главная героиня повести А. П. Чехова.

В литературе есть произведения, которые невозможно было представить без образа собаки. Одним из ярких примеров является «Каштанка» А.П.Чехова.

Об истории создания рассказа «Каштанка».

Известно, что Антон Павлович Чехов любил животных, наблюдал за ними. У него в доме почти постоянно жили собаки, а одно время - даже ручной журавль! В своих письмах друзьям Чехов часто упоминает о любимом коте по имени Фёдор Тимофеевич (в рассказе есть кот с таким именем).

Среди друзей писателя был знаменитый дрессировщик Владимир Дуров, от него Чехов, конечно, слышал множество рассказов о повадках зверей. Благодаря этим рассказам и своим собственным наблюдениям за животными он написал свой знаменитый рассказ «Каштанка».

Основа рассказа – история рыжей собаки Владимира Леонидовича Дурова. В жизни эта история имела продолжение: Дуров судился со столяром из-за собаки, и в конце концов Каштанка осталась у дрессировщика.

Современники Антона Павловича Чехова были восхищены этим рассказом и спрашивали автора, не пожил ли он некоторое время в собачьей шкуре. Это означает, что они поняли замысел писателя, который хотел посмотреть на мир глазами животных.

Такое заглавие просто и понятно, в название вынесена главная героиня рассказа, которая, имела рыжий окрас шерсти.

Чехову удалось сделать литературное открытие: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животного.

Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность, они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска славы.

Один из самых волнительных эпизодов текста.

Тётка выступает в цирке и слышит голоса:

« - Тятька! – крикнул детский голос. – А ведь это Каштанка!

- Каштанка и есть! – подтвердил пьяненький, дребезжащий тенорок.

Тётка вздрогнула и посмотрела туда, где кричали. ….Она вспомнила… и с радостным визгом бросилась к этим лицам.»

Собака словно поставлена в ситуацию выбора между жизнью у столяра и Федюшки и жизнью у дрессировщика.

Как ей жилось у обоих хозяев.

«Жила Каштанка в квартире, в которой стоял туман, пахло клеем, лаком. Её хозяином был столяр Лука Александрыч, вместе с ним она нередко бегала ужасно далеко к заказчикам и была этому рада. В доме её жизнь обычно протекала под верстаком, где она спала на стружках, или же с нею играл сын столяра Федюшка, выделывая фокусы, от которых зеленело в глазах и болело во всех суставах. Нередко приходилось ей бывать ужасно голодной. Так в тот день, когда она потерялась, пришлось ей пожевать только 2 раза: клейстеру у переплётчика и колбасной кожицы около прилавка одного из трактиров. Нередко можно было получить удары и услышать: «Пошла вон, треклятая!»

Чехов пишет о её жизни: «Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»

Новый её хозяин жил в большой светлой комнате, где сначала поселилась и Каштанка. Ей отвели место в углу около дивана на матрасике, а затем переселили в комнату с грязными обоями, в которой героиня обрела соседей: кота Фёдора Тимофеевича и гуся Иван Иваныча. Жизнь её текла как по маслу. Ей позволяли ходить по всей квартире, ни разу никто на неё не затопал ногами, никто не ударил, не крикнул. Одна она оставалась только вечерами, днём же хозяин учил её разным наукам, хвалил её и видел в ней « несомненный талант»; она получала массу новых впечатлений.

Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.»

У дрессировщика Каштанке жилось лучше, но при первой возможности она возвращается к своим прежним хозяевам. (Возможно, потому, что главными её качествами были преданность и верность .В доме хозяина часто с ней играли.)

Собака радостно откликается на голоса во время выступления, радуется возвращению к прежнему своему состоянию, а её жизнь у дрессировщика представляется ей длинным, перепутанным, сном.

Чехов показал нам, что собаки ласковы, любят, когда рядом друг, с ним можно посидеть рядом, погреться. И мы, люди, должны понимать это и не обижать «братьев наших меньших»)

В своём произведении Чехов использует художественный приём -метафору.

Метафора – это слово или сочетание слов, используемое для описания предмета в переносном смысле, основываясь на схожих признаках с другим предметом. Метафора служит для эмоционального приукрашивания разговорной речи. Зачастую она вытесняет первоначальный смысл слова. Метафора используется не только в разговорной речи, но и выполняет определенные функции в литературе. Она позволяет придать предмету, событию некий художественный образ..

Портрет Каштанки

Каштановый цвет - цвет огня, цвет домашнего очага. Каштанка - ласковое имя, от него веет теплом, домом. У каштана вся верхняя кожица в шипах, а под ней ядрышко. Так и в Каштанке. Для знакомого, родного она опускает шипы и вынимает серединку - свою душу и сердце.

Незнакомцу имя безразлично, оно отходит на второй план, главное - репетиции, концерты. Тетка - холодное, бездушное имя.

В описании портрета собаки присутствует метафора, которая делает его образным, ярким и приближает описание собаки к описанию человека. Собаке дано теплое, домашнее имя.

Поступки Каштанки

«Каштанка бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка онаостанавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?» А.П Чехов приближает описание поступков собаки к описанию поступков человека.

Сны Каштанки

Все сны Каштанка видит в разные периоды её пребывания у незнакомца, все они говорят о том, что героиня грустит о своём «уютном местечке» под верстаком, страдает, прощает обидчику Федюшке все обиды. Она привыкла жить у нового хозяина, но память о её прежней жизни очень свежа.

Многие её черты присущи человеку.(Домовитая, беспокойная, чуткая, старательная.)

Мысли Каштанки

«как могло случиться, что она заблудилась?», «нет, так жить невозможно, нужно застрелиться!», «решала вопрос: где лучше − у незнакомца или у столяра?»)

Мысли собаки похожи на мысли человека.

С помощью метафоры Чехову удается приблизить описание жизни собаки к описанию жизни человека.

Произведений, которые показывают эту актуальную проблему, в русской литературе очень много. Одни показывают недобросовестных, безответственных хозяев, и, как итог, страдающее животное. В других случаях, напротив, пример истинной любви и дружбы человека и животного.

Неслучайно ведь, что во многих городах России поставлены памятники Каштанке. Материал о памятниках можно прочитать в Приложении.

Произведение А.П.Чехова «Каштанка» учит доброте, милосердию, любви к природе и братьям нашим меньшим.

Знакомясь с такими книгами, возникает понимание, что нас окружает удивительный мир со своими законами и порядками, мир, за который мы, люди, во многом в ответе. Истории о животных учат ответственности, верности, любви и состраданию не только детей, но и их родителей.

3.Анкетирование и его результатыНа основе моих размышлений, решила выяснить, есть ли у современных детей опыт общения с собаками, знают и читают ли дети художественные произведения о собаках и как эти факты оказывают влияние на характер детей, их нравственные качества.Мною было разработано и проведено анкетирование среди обучающихся 2-4 классов (37 человек)Я получила следующие результаты.Любите ли вы собак?( Да-90%, нет-10%)

Считаете ли вы, что собака – друг человека?( Да-97%, нет-3%)

Любите ли вы произведения о животных?(да-80%,нет-20%)

Назовите произведения и фильмы, в которых собака является героем.Популярные ответы:А.П. Чехов «Каштанка» - 11%;Фильм «Бетховен» - 28%;Фильм «101 далматинец» -61 %;Есть ли (была ли) у вас дома собака?(да-82%, нет-18%)

Вы когда-нибудь кормили бездомную собаку? (Да-90%, нет-10%)Как помочь бездомным собакам? Распространённые ответы:

построить для них приюты;-48%

искать собакам хозяев;16%

подкармливать,24%

наказывать тех, кто бросил собаку.12%

На основании проведённого анкетирования можно сделать вывод о том, что в нашей школе обучаются неравнодушные люди, которые прошли через общение с собакой и любят это животное. Но, к сожалению, современные школьники очень мало читают и поэтому не имеют возможности видеть разные примеры доброго отношения к животным.

Чтобы привлечь внимание к проблеме отношения к собакам, поделиась впечатлениями о прочитанном на классном часе.

ЗаключениеМы видим, что образ собаки действительно очень важен в произведении, ведь отношение к животному – это проверка на человеческую состоятельность. Человек живет не только среди людей, но и среди животных, обладающих своей мудростью, и людям есть чему у них поучиться. Любое соприкосновение с миром зверей согревает, учит великодушию, доброте, чего иногда так не хватает человеческому обществу.Люди должны уметь заботиться не только о себе, но и о тех, кого приручили, если не хотят, чтобы окружающий мир стал жестоким и несправедливым.

Используемая литература:

1.А.П. Чехов «Рассказы» - Издательство «Детская литература» Москва, 1971 г2.Толковый словарь русского языка / Авт.сост. С.И.Ожегов ред. Л.И. Скворцов, изд. «Оникс» 2010

3. Биография А.П. Чехова: izbrannoe.com/news/lyudi/anton-pavlovich-chekhov-i-ego-taksy/

4.Сайты, содержащие тексты о собаках: ekzotika.com

5.Памятник Каштанке: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298539-d11930611-Reviews-Monu

-Понятие метафора http://infoogle.ru/chto_takoe_metafora.html

Приложение

Памятники Каштанке в городах России

г.Таганрог

Скульптурная композиция «Египетская пирамида» открыта в Таганроге.

г Таганрог

г Челябинск

Просмотров работы: 6114