ведение
Сегодня многие взрослые сетуют на то, что современные дети увлечены компьютерными играми, всевозможными гаджетами, много времени проводят в Интернете в социальных сетях. Взрослые говорят о том, что подростки совсем перестали читать, что растёт поколение, которое редко держит книгу в руках. Тема подросткового чтения волнует сегодня и педагогов, и библиотекарей, и родителей. Однако, объективно ответить на вопрос, что же читают мои сверстники и читают ли они вообще что-нибудь, мало кто может.
Обратившись к Интернет - ресурсам я узнала, что в нашей стране тема подросткового чтения мало изучена. По оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в 2015 году регулярно читали 28% детей до 15 лет. В 2012 году в исследовании С.Н. Майоровой-Щегловой среди подростков 11-17 лет «чтение книг» в качестве досуга назвали 34,1%, этот показатель вырос по сравнению с 2005 годом (18,1%), но сильно упал по сравнению с 1998-м (49,1%). Ни ВЦИОМ, ни Левада-центр, ни РОМИР не обращались к исследованиям подросткового чтения (младше 15 лет) с 2001 года.
Меня заинтересовал вопрос: «Какой он, читатель моего поколения?» и для того, чтобы получить на него ответ я провела свое исследование среди учащихся 6 классов. Но прежде, чем приступить к своему исследованию, я решила подробнее познакомиться с историей появления книг и их значением для человека. Действительно ли, так важно, чтобы подросток читал книги? Итак, это первый вопрос, который я ставлю для себя в начале исследования.
Второй вопрос моего исследования и он же основной «Что читают шестиклассники нашей школы, и любят ли они вообще читать? ».
Недостаточно изученная проблема подросткового чтения, решение моих вопросов предопределило актуальность данной работы. Познакомившись с результатами моей работы можно узнать: как выглядит читательский портрет моего сверстника.
Информация, полученная в ходе исследования, я думаю, будет интересна нашим родителям, педагогам и, возможно, самим ребятам.
Цель работы – «создание» читательского портрета моего сверстника.
Задачи:
1) Изучить литературу о влиянии чтения на человека
2) провести анкетирование учащихся
3)взять интервью у библиотекарей;
Методы:
1)изучение литературы
2)анкетирование
3)интервью
Глава 1. Из истории книги.
1.1.Когда появились первые книги?
Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени
и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Фрэнсис Бэкон
Самые первые книги появились более пяти тысяч лет назад в Месопотамии. Это были глиняные таблички, на которых заостренной палочкой наносились знаки клиновидной формы. Таблички обжигались на огне и приобретали прочность камня. Каждая книга состояла из десятков или даже сотен глиняных «страниц», уложенных в деревянный ящик — древнейший книжный переплет. До наших дней дошли сведения о сказочно богатой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (669—633 гг. до н. э.), в которой хранились десятки тысяч книг по различным отраслям знаний: математике, истории, медицине, географии и так далее. Во время пожара царский дворец погиб в огне, но глиняные книги уцелели. С их помощью ученые смогли узнать историю древних государств в Месопотамии, а многие литературные произведения Шумера, Ассирии, Вавилона вошли в золотой фонд мировой литературы.
В разных странах люди использовали для книг самые различные материалы. В Древнем Египте для письма использовались длинные ленты папируса. Писали египтяне тоненькой тростинкой, вместо чернил использовали черную и красную краски. Текст писали черной краской, а начало каждого нового раздела выделяли красным цветом. Так появилось выражение «красная строка», которым и сейчас обозначают новую строку в начале абзаца.
В Индии, например, писали на пальмовых листьях, которые потом аккуратно сшивали и заключали в деревянный переплет. В Китае до изобретения бумаги для письма использовался бамбук, в древнем Новгороде писали на бересте.
В XV веке Иоганн Гутенберг первым в Европе использовал для печати типографский станок с металлическими подвижными литерами, это позволяло получить большое количество оттисков. Книги стали сравнительно доступными, хотя для большинства всё ещё весьма дорогими.
Необходимость бережного отношения к ним была очевидна.
В начале 1800-х стали популярны паровые печатные машины. Они могли печатать до 1100 листов в час, однако рабочие могли установить за то же время не более 2000 знаков.
В конце XIX века были внедрены монотипные и линотипные прессы. На них можно было ставить до 6000 знаков и даже целые строки сразу.
А к середине XX века производство книг в Европе перешагнуло отметку 200 тыс. наименований в год.
Всего на сегодня существует примерно 130 миллионов наименований книг
Собрание книг может быть как частным (коллекция), так и общественным (библиотека). Иметь подобное собрание первое время было привилегией дворян и состоятельных людей, а также монастырей и университетов.
С удешевлением книг и увеличением их количества получили распространение общественные библиотеки, сделавшие книги доступными широким массам. Однако, из различных соображений. Быстрота доступа, вкусы, соображения престижа некоторые предпочитали (и предпочитают) иметь собственную (личную) библиотеку.
Появление книг в мягкой обложке в XX веке привело к взрыву популярной литературы. Из-за упавшей цены большинства книг и распространения книжных магазинов, обладание частной библиотекой перестало быть символом положения в обществе. Частная библиотека стала появляться во многих семьях.
1.2.Зачем нужны книги?
Читая авторов, которые хорошо пишут,
привыкаешь хорошо говорить.
Ф. Вольтер
Книга объединяет поколения, это часть нашего культурного наследия. В книгах мы находим ответы на многие вопросы, книги дают пищу для размышлений, книги воспитывают в нас человека, книги предлагают лучший интеллектуальный отдых и полёт воображения, потому что в книгах, в отличие от фильмов, нет ограничений на спецэффекты. Следует еще заметить, чтение книг это не только получение новой информации, это работа с ней. О пользе чтения сказано довольно много и многими.
Чтение книг
пополняет словарный запас,
учит общаться с людьми на различные темы, способствует формированию речевых навыков.
способствуют формированию эмоциональной сферы личности
развивает память, фантазию и мышление
дает новые знания, в том числе необходимые знания для жизни.
оказывает положительное влияние на духовное развитие и нравственные ориентиры человека: учат любить, сопереживать, прощать, анализировать действия, оценивать поступки и отслеживать причинно-следственную связь между событиями.
При чтении у человека активизируются те же самые участки мозга, как и при наблюдении описанных в книге сцен вживую. Профессор оксфордского университета Джон Стейн утверждает: мы настолько «вживаемся» в происходящее, что мозг реагирует на книгу так же, как если бы мы реально участвовали в описанном. Иными словами, утверждение: «Читатель проживает тысячи жизней», — очень недалеко от истины.
И наконец, чтение поднимает настроение, усиливает стремление к жизни, мотивирует на необходимые действия, хорошие поступки!
Ещё очень важно не только то, что мы ЧИТАЕМ, а ещё и то, ЧТО именно мы читаем. Бенджамин Франклин всегда советовал окружающим уделять много времени книгам, однако относиться к ним избирательно. Доказано, что расширению словарного запаса, умению писать грамотно способствуют в первую очередь произведения, признанные классикой. Фактически читатель берет уроки у лучших авторов, активно задействует и развивает зрительную память.
О пользе чтения упоминается в русских пословицах, существует достаточно много высказываний.
Итак, ответ на свой первый вопрос, поставленный мною в начале исследования - «Действительно ли, так важно, чтобы подросток читал книги» - лежит на поверхности. Подросток обязательно должен читать, для того, чтобы развиваться, быть коммуникабельным, успешно учиться в школе.
Глава 2. Проведение исследования.
2.1.Проблема подросткового чтения в социологии.
В поисках статистики о подростковом чтении я наткнулась на сайт «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования». Он объединяет взрослых людей ведущих исследования в этих сферах. Обратившись к заведующей отделом Социологии, психологии и педагогики детского чтения, кандидату социологических наук Колосовой Елене Андреевне в поисках статистики о подростковом чтении я получила ссылку на отчет 2013 года «Проведение комплексного всероссийского исследования по проблемам детского чтения» под руководством Марии Александровны Веденяпиной. В этом отчете ученые отмечают мало изученность подросткового чтения. В самом документе ему отведена всего одна страница, для сравнения, чтению дошкольников и младших школьников посвящено 33 страницы!
Исследователи отмечают, что подростки приходят в библиотеку уже с готовым списком книг, которые они возьмут. С другой стороны, они считают, что мои сверстники читают легкую, развлекающую литературу, не требующую эмоциональных затрат. Но они так же уверены, что дети читающие «легкую» литературу, смогут обратить свое внимание на серьезные книги, если доступ к развлекательным книгам ограничить.
Отмечено, что научно-популярная литература не пользуется спросом у моих сверстников. «Читатели-подростки часто обращаются в библиотеку за современной социально-критической литературой: книгами о современной жизни, о проблемах в семье, школе и других проблемах, с которыми они сталкиваются в повседневности».
Мнение о том, интересует ли подростков история нашей страны, разделилось, некоторые эксперты отмечают особый интерес к книгам по Древней истории, востребована художественная литература о Великой Отечественной войне, другие, говорят о том, что дети не знают историю своей страны.
В рекомендациях к развитию детского, подросткового чтения исследователи отмечают преемственность чтения, т.е. если родители читают, то и дети будут читать.
2.1. Проведение анкетирование и его результаты.
Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги,
и тех, кто слушает тех, кто читает.
Вербер Бернард
Изучив социологические исследования по проблеме подросткового чтения , я захотела представить, как выглядит читательский портрет моего сверстника: какие произведения читают ребята, кто из писателей является их любимым автором , каким жанрам литературы они отдают предпочтение и т.п. Основным методом сбора первичной информации при проведении исследования было анкетирование.В анкетировании участвовали 72 ученика 6 классов МБОУ «Козульская СОШ №2»: из них 42 мальчика и 30 девочек. В анкете требовалось указать пол, класс ученика и ответить на 16 вопросов. (Приложение №1).
По данным опроса я получила следующие результаты:
На первый вопрос « Нравится ли тебе читать?»- 35 человек (57%) ответили положительно, 18 опрошенных (30%) отрицательно и 8 человек (13%) не имеют определенного мнения по данному вопросу. Из ответивших, что любят читать – 16 мальчиков и 19 девочек.
На вопрос «Что тебе нравится больше: читать книги или слушать их?» 25 девочек ответили, что предпочитают читать, 3 слушать и 2 девочки любят и слушать и читать.
Из 42 мальчиков, участвовавших в анкетировании, 20 человек любят читать, 13 слушать, 8 и читать и слушать и 1 человек не любит ни то ни другое.
Отвечая на третий вопрос, читатели должны были выбрать жанр произведений, который они наиболее предпочитают – фэнтази, детектив, книги о животных, энциклопедии, приключения или свой вариант, количество ответов не ограничивалось.
16 девочек из ответивших выбрали несколько жанров литературы, среди мальчиков таких оказалось 7 человек.
Для наглядности данные опроса представлены в виде таблицы:
Жанр |
Девочки |
Мальчики |
Фэнтази |
16 |
15 |
Детектив |
13 |
3 |
Книги о животных |
9 |
6 |
Энциклопедии |
4 |
1 |
Приключения |
14 |
20 |
В графе «другое» 2 девочки написали, что читают романы, одна любит читать фольклорный жанр сказки, так же среди отвечающих нашлось 2 любительницы ужасов. У мальчиков 2 человека также указали жанр ужасов и 1 любитель биографий.
.
На вопрос книги отечественных или зарубежных авторов ты предпочитаешь, опрошенные ответили следующим образом:
На вопрос «Тебе больше нравится классическая или современная литература?» ответы мальчиков и девочек сильно не отличались, они были единодушны в том, что произведения современной литературы им нравится читать больше.
Ты чаще читаешь те книги, которые тебе хочется или те которые вы изучаете в школе?
По какому принципу ты выбираешь книгу в библиотеке?
На вопрос «Есть ли у вас в семье домашняя библиотека?» положительно ответили-30 человек, 5 человек затруднились с ответом и 37 человек ответили на данный вопрос-отрицательно, так как у них в доме нет домашней библиотеки.
«Как ты считаешь, могли бы понравиться твоим родителям книги, которые ты читаешь?» - был следующий вопрос анкеты. 39 ребят из опрошенных считают, что да, книги, которые они читают, могут понравиться их родителям, 18 ребят считают, что «нет» и 15 человек затруднились с ответом.
10. Какая концовка тебе больше нравится в книге?
Этот вопрос затруднил в ответе 18 человек (из них10 мальчиков и 8 девочек, 4 ребятам нравится плохая концовка (здесь представители полов поделились поровну 2 и 2), остальным 50 нравится счастливая концовка (30юношей и 20 девушек).
Помогают ли книги тебе в реальной жизни?
Перечитываешь ли ты книгу, которая тебе понравилась?
Обсуждаете ли вы с друзьями книги, которые вы читаете?
Сколько примерно книг ты прочитываешь в месяц?
Количество книг |
Количество человек |
0 |
7 |
От 1 до 3 |
43 |
От 3 до 5 |
7 |
От 5до 10 |
8 |
Затруднились с ответом |
7 |
Напиши, пожалуйста, 3-4 своих самых любимых книги.
У многих это предложение вызвало затруднение. 19 человек не написали ничего. Автора понравившегося произведения не смогли назвать 19 опрошенных. Написали авторов, но не указали названия книг 4 человека. Допустили ошибку в фамилиях авторов или в названии произведений 11 учеников. Так же наблюдались случаи приписывания произведений другим авторам у 6 человек.
Ниже в таблице представлены самые популярные авторы и произведения в порядке убывания.
Автор |
Название |
Количество человек |
Грин А. |
«Алые паруса» |
6 |
Пушкин А. С. |
«Дубровский» |
6 |
Тургенев И. С |
«Бежин луг» |
6 |
Лесков Н. С. |
«Левша» |
4 |
Тургенев И. С. |
«Му-му» |
4 |
Пушкин А.С. |
«У Лукоморья» |
3 |
Пушкин А. С. |
«Барышня-крестьянка» |
3 |
Волков А. |
«Изумрудный город» |
3 |
Дойл А.К. |
«Затерянный мир» |
3 |
Некрасов Н А. |
«Железная дорога» |
3 |
Клочков С. А. |
«S.T.A.L.K.E.R» серия |
3 |
Носов Н. |
«Незнайка на луне» |
2 |
Пушкин А. С. |
«Медный всадник» |
2 |
Джонатан Свифт |
«Путешествия Гулливера» |
2 |
Толстой Л.Н. |
«Детство» |
2 |
Полянская Е. |
«Волшебная академия» |
2 |
Твен М. |
«Том Сойер» |
2 |
Чехов А. П. |
«Каштанка» |
2 |
Чуковский К.И. |
«Федорино горе» |
2 |
Есенин С. |
Стихотворения |
2 |
Андерсен Г. Х. |
«Русалочка» |
2 |
Пушкин А. С. |
«Зимняя ночь» |
2 |
Экзюпери С. |
«Маленький принц» |
2 |
Донцова Д. |
«Фокус-покус от Василисы ужасной» |
1 |
Верн Ж. |
«Путешествие к центру Земли» |
1 |
Андерсен Г.Х. |
«Дюймовочка» |
1 |
Ахматова А. А. |
Стихотворения |
1 |
Джордж Д. |
«Солнце и луна, снег и лёд» |
1 |
Пушкин А. С. |
«Сказка о царе Салтане…..» |
1 |
Крылов И. А. |
«Лебедь, рак и щук» |
1 |
Полянская Е. |
«Я ненавижу оборотней» |
1 |
Носов Н |
«Живая шляпа» |
1 |
Тютчев Ф. И. |
Стихотворения |
1 |
Щерба Н. |
«Чародеи» |
1 |
Дмитриев И. И. |
«Муха» |
1 |
Толстой А. К. |
«Где гнутся над омутом лозы…» |
1 |
Грин А. |
«Продавец счастья» |
1 |
Емц Д. |
«Таня Гроттер» |
1 |
Кэрролл Л. |
«Алиса в стране чудес» |
1 |
Рид М. |
«Охота на медведей» |
1 |
Толкиен Д. |
«Властелин колец» - трилогия |
1 |
Роулинг Д. |
«Гарри Поттер» |
1 |
Поляков В. |
«Заветная мечта» |
1 |
Барто А. |
«Я расту» |
1 |
Крылов И. А. |
«Осел и соловей» |
1 |
Гоголь Н. В. |
«Тарас Бульба» |
1 |
Чехов А. П. |
«Толстый и тонкий» |
1 |
Пушкин А. С. |
«Сказка о рыбаке и рыбке» |
1 |
Рик Янси |
«Пятая волна» |
1 |
Рик Янси |
«Бесконечное море» |
1 |
Купер Ф. |
«Последний из могикан» |
1 |
Киплинг Р. |
«Книга джунглей» |
1 |
Сергеев А. С. |
«Альберт Энштейн. История задач» |
1 |
Читаете ли вы какие-либо журналы?
Название журнала |
Количество человек |
«Собери и познай человеческое тело» |
1 |
«Трансформеры» |
1 |
«Live» |
1 |
«People» |
1 |
«Непоседа» |
3 |
«Мега мозг» |
1 |
«Тошка» |
3 |
«Животный мир» |
2 |
«Мурзилка» |
7 |
«Приключения Донольда» |
1 |
«Фиксики» |
1 |
«Winx» |
1 |
«Победа» |
1 |
«Супер герои» |
1 |
«Мишки» |
1 |
«Bravo» |
1 |
«Girls» |
1 |
«Том и Джерри» |
1 |
«Простоквашино» |
1 |
«Мир спорта» |
1 |
«10 звезд» |
2 |
«Звезды» |
1 |
46 человек не указали названия журналов. 3 человека написали общую тему журналов, которые они читают: «о моде», «о футболе», «о хоккее».
2.3. Интервьюирование библиотекарей и его результаты.
Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг,
но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи.
Моя работа была бы неполной без учета мнения специалистов, которые каждый день видят, какие книги предпочитают читать именно подростки. Чтобы выяснить, какие книги читают мои сверстники и часто ли они посещают библиотеку, я взяла интервью у библиотекарей моей школы МБОУ «Козульская СОШ №2» Кирсановой Натальи Олеговны, Оствальд Лидии Филипповны и у библиотекаря МБУК «Централизованная библиотечная система Козульского района» Нины Антоновны Пермяковой.
Первый вопрос, на который они отвечали, звучал так: «Часто ли ученики 6 классов посещают библиотеку?» На этот вопрос библиотекари школьной библиотеки ответили, что «довольно часто». Библиотекарь центральной библиотеки отвечает, что наоборот, подростки стали реже посещать библиотеку.
«Какую литературу предпочитают читать подростки?»- так звучал второй вопрос. В ответе на него библиотекари были единодушны в том, что и девочки и мальчики любят читать приключения и фэнтази.
На вопрос «Сколько ребят из учащихся 6-7 классов являются постоянными читателями?»- все опрашиваемые библиотекари сказали, что очень мало детей такого возраста являются постоянными читателями.
«Дети берут литературу по собственному желанию или по школьной программе?» Библиотекари школьной библиотеки отметили, что дети практически все книги берут по собственному желанию. Библиотекарь центральной библиотеки выразила мнение, что дети берут книги ближе к каникулам или же в обычный день, когда задали прочитать что-то по школьной программе.
«Есть ли какая-нибудь статистика о читателях 6-7 классов?» Библиотекари школьной библиотеки ответили на этот вопрос так: «80% подростков зарегистрированы в нашей библиотеке». Ответ библиотекаря центральной библиотеки: как таковой статистики про читателей этого возраста нет.
Глава 3. Заключение
Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми,
кто смотрит телевизор.
Ф.Жанлис
Итак, каков же он читательский портрет моего сверстника?
По результатам анкетирования и ответов библиотекарей можно сделать определённые выводы:
1.Из 72 учащихся (100%) чуть больше половины опрошенных (57%) любят читать книги, из 30 девочек любят читать 19человек (63%); из 42 мальчиков читать любят 16 (38%). Первый деталь к читательскому портрету - девочки любят читать больше ,чем мальчики.
2.Мальчики наравне с чтением печатных книг любят прослушивать аудиокниги.
3.Любимым жанром и для девочек, и для мальчиков являются фэнтази и приключения. На третьем месте по популярности жанров у девочек-детективы.
4.И мальчики, и девочки по всем методам исследования предпочитают больше книги зарубежных авторов.
5.Больше ребят увлекают произведения современной литературы, однако, в числе любимых книг ребята называют книги, изучаемые в рамках школьной программы, т.е произведения из классической литературы.
6.При выборе книги девочки больше руководствуются своим желанием, а мальчики отдают предпочтение книгам, изучаемым в рамках школьной программы.
69 % учащихся предпочитают читать книги со счастливым финалом. Перечитывают книгу, которая понравилась -34 учащихся (47%).
В числе популярных любимых книг у моих сверстников-А.Грин «Алые паруса», И.С.Тургенев «Бежин луг», «Муму», А.С.Пушкин «Дубровский», Н.С.Лесков «Левша».
Помимо художественной литературы девочки читают и журналы (16 девочек- 53%), мальчики (73%) не любят читать журналы.
7. У 30 учащихся (41%) есть домашняя библиотека, у 37 учащихся(51%) домашней библиотеки.
Я планирую выступить со своей работой на родительском собрании,
Популяризация книг в школе, в школьной библиотеке.
На основе данного исследования мы можем сделать вывод, что читательский портрет ученика шестого класса представляет собой личность, которая предпочитает зачитываться творениями зарубежных писателей, но несмотря на это своим любимым писателем считает Пушкина. Любимым жанром современного восьмиклассника является фантастика. Читает он раз в месяц и понравившуюся литературу находит во всемирной сети Интернет.
Таким образом, читательский портрет школьника представляет позитивное отношение к книге и чтению. Многие мои сверстники осознают необходимость чтения как часть образовательного процесса. Если продолжить развивать читательский интерес, то можно полагать, что в дальнейшем эти качества разовьются и приобретут систематический характер.
3.1. Составление читательского портрета моего сверстника. Рекомендации по расширению круга чтения
На основании результатов эксперимента, индивидуальных портретов читателя - подростка, мы составили обобщённый портрет моего сверстника (подростка):
«Наш Читатель - это подросток – хорошист. Он любит читать, но, к сожалению, читает не часто.
Когда он учился в младших классах, читал каждый день. А позднее - чтение уступило место общению. Теперь он читает от случая к случаю. Чаще всего читает то, что есть дома на книжной полке, или то, что задано на урок литературы (нередко - в сокращении). При этом ему интересно, что читают его сверстники. Они редко обсуждают с ним прочитанное, но иногда возникает желание предложить другу книгу. Порой, Читатель прислушивается к мнению учителя и обращает внимание на книги, рекомендованные взрослыми. Читатель, возможно, и прочёл бы что-нибудь интересное, но он не знает, что бы ему почитать.
Живя в современном мире, Читатель уделяет много внимания интернету и журналам, предпочитает электронные книги. Иногда просматривает газеты и справочную литературу. С детства особое место в его душе отведено комиксам. В библиотеку Читатель ходит редко, в ситуации острой необходимости. Родители Читателя – люди, читающие с увлечением, но он редко видит их с книжкой, потому что ни заняты делами по дому и работой».
Нами совместно с учителями литературы и библиотекарями был составлен рекомендательный список литературы для чтения (Приложение № 4).
Мы с нетерпением ждем начала следующего учебного года, чтобы снова опросить всю школу. Хочется выяснить, каким станет наш Читатель через год?
Список литературы