Введение
Мы все очень хорошо знаем сказки. Они рассказывают о добрых и злых волшебниках, о сильных богатырях и красавицах царевнах, о мудрых людях, добрых животных, великанах и чародеях. Я очень люблю сказки - это один из моих самых любимых жанров литературы. Поэтому я решил разобраться и исследовать следующие вопросы: что же такое сказки, чем они отличаются друг от друга у разных народов мира и какие бывают у них особенности, почему снова и снова хочется попасть в этот увлекательный, волшебный и таинственный мир?
Актуальность темы
В наше время, в век компьютеров и высоких технологий, человек не может обойтись без чтения. Все любят читать и слушать сказки. Сказки – это особый мир, который завораживает детей и взрослых. Многие, вырастая, не забывают его. Поэтому создаются прекрасные картины, ставятся интересные спектакли и до сих пор притягивают к телевизору кинофильмы со сказочными сюжетами. Расставаться со сказкой не хочется никогда. Я узнал, что в мире тысячи сказок - они есть у каждого народа и у каждого времени.
Я поставил перед собой следующие цели:
Узнать, что такое сказка.
Исследовать, какие бывают сказки у разных народов мира.
Какие бывают виды сказок.
Показать друзьям результаты исследования и рассказать, чем отличаются народные сказки от авторских.
Разобраться, какие сказки нравятся детям и взрослым.
Определить свое отношение к сказкам.
Таким образом, предмет моего исследования - сказка, а объект - виды сказок.
Для этого я выбрал как теоретический, так и эмпирический метод исследования.
Для достижения поставленных целей были разработаны следующие задачи, разбитые по этапам:
Сбор информации
Посещение библиотек (Школьная и Библиотека им. Ленина) для изучения научной литературы, экспонатов, наглядных пособий о происхождении и видов сказок (статьи энциклопедии и пр.).
Просмотр интернет - ресурсов по теме «Сказки» (статьи и сайты).
Изучение всех книг со сказками дома.
Анализ собранной информации и подготовка предварительных результатов для презентации работы
Проанализировать основные особенности сказок в разных странах.
Проанализировать основные виды сказок.
Презентация результатов классу, обмен мнениями и анкетирование.
Презентация в классе с использованием оборудования (выставка книг со сказками, иллюстрация русских народных сказок, опросные листы и сладкие призы) и проведение викторины среди учеников - любят ли дети читать, могут ли они классифицировать сказки по видам (волшебные, бытовые, сказки о животных, богатырские).
Подведение итогов исследования
Оформление результатов исследования (определение своего отношения к сказкам).
Основная часть
Сказки народов мира
Работая над проектом, мне стало интересно, какие были самые популярные жанры литературы.
Проанализировав большой объем информации, я узнал, что жанрами литературы являются:
Эпос (басня, былина, повесть, рассказ, роман, сказка, и др.);
Лирика (гимн, песня, стихотворение и др.);
Драма (комедия, трагедия, мелодрама и др.).
Разделение литературы на жанры имеет начало еще в Античности. Классификация осуществлялась в соответствии с типом отношения автора к высказываемому. Если автор говорит от своего лица – это поэзия (лирика). Если содержание представляется в виде обмена речами героев – это драма. Если же соединяет свои слова с чужими словами, принадлежащим действующим лицам, то это эпос. Мне интересны эпические жанры. Эпос от греческого языка – слово, повествование, рассказ.1 Больше всего мне нравится эпический жанр - сказка. Это произведение в стихотворной форме, опирающиеся на фольклорные традиции народной сказки (одна сюжетная линия, вымысел, изображение борьбы добра и зла, антитеза, повтор).
Сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.2 Сказки бывают разные.
Я узнал, что в мире тысячи сказок. У каждого народа они есть. Сказки бывают народные и литературные.
Народные сказки – созданные народом. Они передавались из уст в уста на протяжении столетий, и дошли до нас.
Литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему.3
Сказки появились на основе древних рассказов о чудесном, волшебном в природе.
Сказки рассказывают об отношениях людей, о их пороках, вступают на защиту слабых, о том что добро всегда побеждает.
ВРусских сказкахположительные герои - женщины, так как они в нашей культуре уважаемы. Противоречивые герои есть, например Иван – вроде бы дурак, но справляется со всеми испытаниями. Герои помогают друг другу, действуют сообща. Это отражает нашу традицию жить общиной жизнью.
Например, как в сказке «Царевна-Лягушка».
Лень и русский авось в сказках «По-Щучьему веленью».
«Иван Царевич и Серый волк».
Сказка учит нас быть добрыми, отзывчивыми к окружающим, как в сказке «Морозко», Настенька всем помогала.
Английские сказки начинаются со слов «Жили-были старик со старухой» или «король с королевой» был у них сын, вырос он и пошел искать счастье. Счастье для него найти богатства, клад, курицу несущую золотые яйца.
Персонажи - люди каких-нибудь профессий: фермеры, крестьяне, чародеи, знатные особы и очень бесстрашная женщина.
Герой свои проблемы решает сам. В этом характерное для английской культуры «сделай себя сам».
В Немецких сказкахглавное дом и семья. В конце обычно происходит свадьба, например, «Белоснежка и семь гномов».
Положительные герои мужчины, солдат, храбрый портняжка, щелкунчик.
Все герои трудолюбивые, например в сказке «Король-Дроздовик» король трудится как и все простые люди и приучает к труду свою жену.
Французские сказки– волшебные, романтичные. Положительные герои добрые феи, а отрицательные волки, людоеды. Герои ищут любви, заканчивается все свадьбой.
«Золушка»
У героев есть помощники, от которых зависит счастливый конец сказки.
«Кот в сапогах»
«Красная шапочка»
«Мальчик с пальчик»
В Итальянских сказкахгерой ищет богатство, власть им важно стать королем. Героями могут быть певцы, актеры.
Например «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди.
Персонажами могут быть растения, овощи, например, «Чиполлино».
Арабские сказкиучат, как почувствовать себя счастливым в любой ситуации. Для получения богатства герой почти ничего не делает, обретает его сразу.
Например, «Али-баба и сорок разбойников». Сказки учат не брать лишнего, будь рад тому, чего у тебя достаточно для жизни.
Герои решают свои задания с помощью силы, хитрости. Заканчивается тем, что главный герой остается бедным, но счастливым. Мужчина главный герой, а женщина ему помогает.
Сказки Кавказаотличаются своей героичностью, показывает характер жителей гор. Сказки в основном волшебные и приключенческие. Герои находчивые, смекалистые, находят выход из любых ситуаций. Например, как в сказке «Кузнечик», героя прозвали так местные жители, потому что он везде успевал, всем помогал и о себе не забывал.
В Сказках Азииотражен мир, в котором живет народ и окружающая природа. Животные в сказках разговаривают и понимают человеческую речь. Они помогают положительному герою. Часто маленький зверь побеждает большого и сильного. В сказках есть птица Феникс, Драконы, злые и добрые духи, волшебные предметы.
Виды народных сказок
В них живут необычные герои, которые совершают необыкновенные поступки при помощи чудесных предметов. Наличие чуда, столкновение с волшебной силой, волшебные персонажи.
В их основе лежат смешные или поучительные истории, взятые из жизни.
Отсутствие фантастики, реальный конфликт, сказочное разрешение.
В них звери разговаривают и ведут себя как люди: Лиса ходит в гости к журавлю, а Волк хвостом рыбу ловит. Характерные для таких сказок иносказательность, быстродействие, диалог, облегченная композиция.
Сказки об Илье Муромце, Святогоре, Добрыне и других богатырях - сильных и смелых защитниках Руси.
Сказки – это особый мир, вырастая, мы не забываем его. Расставаться со сказкой не хочется никогда.
Мы всегда можем пригласить сказку в гости. Нужно прийти в библиотеку, выбрать книгу и погрузиться в волшебный мир.
Заключение
В результате моего исследования я узнал, что сказки появились очень давно. Когда сказок еще не было, существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса. Древний человек не понимал до конца такие явления природы как ветер, гроза, тучи, дожди, затмение солнца – они были не понятны и пугали его. Так же пугали его дикие звери в дремучих лесах. Он думал, что животные могут разговаривать, деревья - двигаться. Фантастические явления, о которых говорится в сказках, появились на основе древних рассказов о чудесном, сверхъестественном, волшебном в природе. Эти истории передавались из уст в уста, от поколения к поколению. И называются такие сказки народными. «Гуси - лебеди», «По щучьему велению», «Царевна - лягушка».
Я пришел к выводу, что во многих сказках разных народов мы познаем народную мудрость, стараемся представить себя в роли того или иного персонажа (как бы мы поступили в ситуациях, в которых побывал герой?), знакомимся с обычаями и обрядами разных народностей. В сказках разных стран прослеживается единая мысль, они хотят побудить в нас лучшие чувства, уберечь нас от черствости, эгоизма, равнодушия. Народ красочно рисует в сказках борьбу сил добра и зла, рассказывает, как сложна эта борьба и как стойкость, мужество, преданность побеждает зло.
Литературные авторские сказки отличаются от народных тем, что текст неизменный и есть конкретный автор (например, произведения «Кот в сапогах», «Огниво» и «Золотой петушок» наших любимых сказочников Шарля Перро, Г.Х. Андерсена и А.С. Пушкина).
Прочитав литературу, изучив интернет-ресурсы, я узнал, что сказка – это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.4
Сказки бывают разные. В одних главными персонажами являются животные. Это -сказки о животных. В других главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях героев, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки. Есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки. И, наконец,богатырские - об Илье Муромце, Святогоре, Добрыне - сильных и смелых защитниках Руси.
Во многих сказках очень красиво описываются природные явления, как выглядят птицы, звери, насекомые. Сказки учат добру, не быть жадными, богатства не нажиты трудом не главные, настоящему другу не нужны богатства в трудную минуту.
Я решил провести опрос в классе, чтобы выяснить любят ли дети читать и какие жанры произведений предпочитают. Могут ли определить жанр сказки (приложение 1).
Практически все дети ответили, что любят читать – на сегодняшний день большой популярностью пользуются сказки. Все одноклассники правильно распределили по видам предложенные мной сказки.
С помощью этой исследовательской работы, я многое узнал. Каждый человек с самого раннего возраста стремится быть умным, любознательным, сообразительным, всесторонне развитым. Мы все хотим быть интересными собеседниками и много знать. А получится это лишь у того, кто любит читать. Самые первые наши произведения – сказки. Начиная с самого раннего детства, мы знакомимся с русскими народными сказками. Придя в школу, мы продолжаем их изучать. Существует много пословиц и поговорок на тему сказок. Для примера, приведу несколько наиболее понравившихся:
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Сказка – сердцу ласка.
Благодаря сказке мы становимся чувствительней к красоте, учимся осуждать зло и восхищаться добротой.
Любите сказку, знайте её, старайтесь подражать её добрым героям.
Список использованных источников и литературы
Литература:
Круглов Ю.Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4 — 6 кл. Сост., автор предисл., примеч., словаря Ю. Г. Круглов. — М.: Просвещение, 1983. - 320 с, ил. — (Школ. б-ка). Аннотация: Сборник содержит сто наиболее известных народных сказок. Сказки отобраны и адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся 4—6 классов.
Ожегов С.И. Словарь русского языка 3-е издание, под редакцией С.П. Обнорского. Государственное издательство иностранных дел и национальных словарей. М. 1953
Краткий толковый словарь русского языка/ сост.И.Л.Городецкая, Т.Н.Поповцева, М.Н. Судоплатова, Т.А.Фоменко; под ред.В.В. Розановой. 4-е изд.,, стереотипное. М. Рус. Яз. 1985
Былины/Сост., вступ.ст., обраб. текстов, примеч. и слов. Ю.Г. Круглова.-М.: Просвещение, 1993.-207 с.
Сказки зарубежных писателей В.В. Безбожный ЗАО «Книга», 2005
Гофман Э.Т.А.Новеллы/Пер.с нем.-М.:Моск.рабочий,1983
Новейшая хрестоматия по литературе:1 класс.-4-е издю, испр.и доп.-М.:Эксмо, 2013
Хрестоматия для внеклассного чтения.1 класс/А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, В.П. Катаев, В.В. Бианки и др.-М.: РОСМЭН, 2016
Русские волшебные сказки.-Ростов-на-Дону:Издательский дом Проф-Пресс, 2010
Коллекционное издание сказок. Европейские сказки. РООССА, 2007
Сказки народов Кавказа
Сказки народов Азии
Информационные сайты:
http://kazkar.info/ru/literaturnie_skazki/
http://www.Literatura5.narod.ru
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://peskarlib.ru/skazki/
http://www.skazayka.ru/category/skazki-narodov-mira/
http://fb.ru/article/316014/samyie-luchshie-skazki-mira-spisok-retsenzii-syujet-i-otzyivyi
Приложение 1 «Анкета»
Ответьте на вопросы:
Любите ли вы читать сказки?
Какие жанры произведений предпочитаете:
Сказка,
Приключение,
Фантастика,
Энциклопедия.
Какую последнюю книгу прочитали?
Что больше нравится, читать или смотреть мультфильмы?
1 Краткий толковый словарь русского языка/ сост. И.Л.Городецкая, Т.Н. Поповцева, М.Н. Судоплатова, Т.А.Фоменко; под ред.В.В. Розановой. 4-е изд.,, стереотипное. М. Рус. Яз. 1985
2 Краткий толковый словарь русского языка/ сост. И.Л.Городецкая, Т.Н. Поповцева, М.Н. Судоплатова, Т.А.Фоменко; под ред.В.В. Розановой. 4-е изд.,, стереотипное. М. Рус. Яз. 1985
3 Круглов Ю.Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4 — 6 кл. Сост., автор предисл., примеч., словаря Ю. Г. Круглов. — М.: Просвещение, 1983. - 320 с, ил. — (Школ. б-ка). Аннотация: Сборник содержит сто наиболее известных народных сказок. Сказки отобраны и адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся 4—6 классов.
4 Ожегов С.И. Словарь русского языка 3-е издание, под редакцией С.П. Обнорского. Государственное издательство иностранных дел и национальных словарей. М. 1953