1. Введение
Танец – это самый древний вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд, с его помощью люди могут передавать другим людям свои радость или скорбь, любовь и надежду.
Танец – такой вид искусства, в котором художественный образ создается при помощи пластики, грации, чаще сопровождается музыкой и имеет своей целью рассказ сюжета, с одной стороны, и выражение мыслей, чувств и эмоций, с другой стороны. Танец как явление культуры связан неразрывно с музыкой, живописью и литературой.
У меня как исполнителя народных танцев на уроках литературы вызвали особый интерес те произведения, на страницах которых встречаются эпизоды, изображающие танец того или иного героя. Возникало желание сравнить себя как исполнителя, танцора с танцующими героями произведений. Именно поэтому тема моей исследовательской работы связана с танцем как особым видом искусства, позволяющим выразить исполнителю свои чувства, характер, настроение.
У нас родилась следующая гипотеза: образные параллели между литературой и танцевальным искусством способствуют выявлению художественного своеобразия произведений и приводят к более глубокому пониманию содержания произведения.
Предметом исследования в работе является мотив танца в русской литературе.
Избранная область исследования представляется малоизученной, мы не нашли подобных исследовательских работ, это обусловлено главным образом сложностью исследуемого объекта.
Целью моего исследования является выяснить, почему в русской классической литературе часто используется мотив танца
Для достижения этой цели мы должны решить следующие задачи:
Выяснить, почему в литературные произведения авторы часто включают мотив танца героев.
Определить авторов и произведения, которые знакомы практически всем читателям, проанализировать эпизоды «узнаваемых» танцев и их роль в произведениях.
Познакомится с особенностями плясок и танцев, популярных в XIX веке, определить их возможности для характеристики героев через словесную характеристику танца.
Расширить собственные знания о средствах художественной выразительности для создания «языка танца».
Методы исследования: чтение, наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, синтез.
Языком танца люди выражают свои мысли, свое отношение к жизни. Ведь в танце человек пластикой тела выражает все свои эмоции и переживания, мысли и чувства, не говоря ни слова. Язык танца раскрывает самые тонкие человеческие переживания и эмоции. Все подвластно движению. Языку танца не нужен перевод. С помощью танца раскрывается сила и духовная культура человека, его физические данные и талант. В разные эпохи танец являлся частью культуры, религии, воспитания; становился профессией, терапией, развлечением, спортом, искусством. Танцевали короли и простолюдины, аристократы и обитатели рабочих районов. Танцы рождались в академиях, во дворцах, в трущобах. Сегодня мы танцуем в танцзалах, на дискотеках, на улицах, дома, танцуем в компании и поодиночке.
Основная часть
2.1 Танец как особое явление культуры
Когда-то я услышал фразу о том, что боги танцевали, создавая мир. Эта фраза потрясла меня своей простотой и заставила по-другому взглянуть на этот вид искусства.
Из уроков истории и литературы я знаю, что танец – это древнейшая традиция. Танцем призывали помощь богов, отгоняли злых духов. «В разные эпохи танец являлся частью культуры, религии, воспитания; становился профессией, терапией, развлечением, спортом, искусством. Танцевали короли и простолюдины, аристократы и обитатели рабочих районов. Танцы рождались в академиях, во дворцах, в трущобах». [3]
С древнейших времен люди посредством танца выражали свои мысли, свое отношение к жизни, свои эмоции. В русской классической литературе невозможно пройти мимо тех произведений, где показана поэтика танца. Учитель литературы подобрал мне список тех произведений, где главные герои исполняют танец. Я удивился его многообразию. Мотив танца активно реализуется в раннем творчестве Н.В. Гоголя (повести "Вий", "Страшная месть", "Сорочинская ярмарка"), В.Ф. Одоевского (научно-фантастическое произведение «Бал"), Л.Н. Толстого (повести "Поликушка", "Альберт", "После бала"), Н.С. Лескова (повесть "Очарованный странник"). Танец есть и в произведениях И.А. Бунина (повесть "Деревня", новелла "Легкое дыхание") и А.И. Куприна (повесть "Поединок").
Также показан мотив танца в произведениях писателей XX века: В. Брюсова (новелла "Менуэт", роман "Огненный ангел"), М. Горького ("Сказки об Италии", роман «Жизнь Клима Самгина"), Л. Андреева (пьесы "Жизнь человека", "Анатема", рассказ «Стена"), А. Белого (роман "Петербург", стихотворения "Пир" 1902 г., "Пир" 1905 г., "Маскарад", "В летнем саду").
Есть "танцевальные" сцены в произведении М. Булгакова в романе "Мастер и Маргарита", в романе М. Замятина "Мы", в рассказах В.М. Шукшина "Верую", "До третьих петухов", "Танцующий Шива", "Далекие зимние вечера", "Степка", "Сени", "Камаринская", "Подгорная", "Барыня", "Классный водитель", "Гринька Малюгин", в книгах писателей XXI века, например, Виктории Токаревой "Глубокие родственники", "Стечение обстоятельств", "Неромантичный человек", "Ни сыну, ни жене, ни брату", "Ничего особенного", "Самый счастливый день", "Не сотвори".
Как мы видим, мотив танца находит отражение в произведениях самого разного жанра. В литературе, рассказывая о танце, художник не стремится воссоздать его целостно – танец становится одним из художественных средств, помогающих писателю раскрыть состояние души либо танцующего, либо повествователя. Танец в литературе – это лишь впечатление зрителя от танцующих или впечатления самих танцующих.
Столкнувшись с проблемой выбора книг для исследования, мы решили остановиться на самых «узнаваемых» танцах из классических произведений.
Языку танца не нужен перевод, образно говоря, это один из международных языков, в котором не нужны слова и выражения, это язык тела, души, чувств, разума. С помощью танца раскрывается сила и духовная культура человека, его физические данные и талант. В парном танце чувствуешь партнера, можно узнать его мысли и желания, даже самые тайные. Танцуя, мы разговариваем на одном языке — на языке танца. Об этом хорошо сказала знаменитая американская танцовщица А. Дункан: «Тело танцора – это светящееся проявление его души»
2.2 Танец как средство характеристики героев
(на материале произведений русских писателей XIX века)
2.2.1 Пляска как возможность раскрыть индивидуальные черты характера (по повести Максима Горького «Детство»)
Не жалей каблука, валяй трепака!
Бей трепака, не жалей каблука!
Русская народная пословица
Мы раскроем образ героев повести М. Горького «Детство» с неожиданной стороны: через танец.
В произведении М. Горького два героя исполняют народный танец – бабушка Акулина Ивановна и Цыганок. Танцуют они в доме, в редкий период отдыха, и именно этот танец помогает нам взглянуть на героев по- другому.
Нам точно не известно, какой танец исполняют герои, но в танцевальном искусстве можно выделить пляску, вид русского народного танца. В каждом районе пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком.
М. Горький очень подробно описывает танец бабушки. [Приложение1] Из приведенного отрывка мы увидели, что в пляске бабушки есть безудержная энергия, но при этом её движения спокойные, лёгкие, плавные. Через танец героиня показывала свою душу, повествовала о нелегкой женской доле, о жизненных трудностях и невзгодах, а когда лицо «засияло доброй, приветливой улыбкой» [2], то складывалось впечатление, что она вспоминает о чем-то радостном, счастливом. Танец возвращал главную героиню в дни беззаботной юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне, чувствуешь себя беспричинно счастливой, веришь в лучшую жизнь. Бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила» [2]. Танец бабушки — искренний рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.
Описывая сам характер танца, писатель использует выразительные сравнения: «плыла по полу бесшумно, как по воздуху»[2], «ее сорвало с места, закружило вихрем» [2], ряды однородных глаголов, деепричастий, прилагательных - «идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг» [2]; «дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой» [2]; «откачнулась в сторону, уступая кому – то дорогу, отводя рукой кого – то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, - и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем» [2]; «так буйно красива и мила становилась она[2].
Данные художественные средства позволяют не только увидеть описываемую картину, но и почувствовать состояние героини. Музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню повести М. Горького, она стала как будто моложе. Эти минуты танца автор называет «чудесным возвращением к юности». Описываемый эпизод горьковской повести, условно названный «Пляска бабушки», по-новому раскрывает образ бабушки, помогает понять читателям ее переживания, сложный внутренний мир.
По- другому выглядел главный герой повести Цыганок, во время веселья он, празднично одетый, самозабвенно плясал. Мечтал о хорошем голосе, чтобы попеть лет десять, а потом хоть в монахи: «Эх, кабы голос мне,- пел бы я как, господе!» [2]
Он отлично танцует, и его пляску отличает бешеный темп, порывистые движения переходов, дробь. [Приложение1]
В пляске Цыганка проявляются главные свойства его характера - свободолюбие, непокорность, сила духа: «Казалось, что, если открыть дверь на волю, он так и пойдёт плясом по улице, по городу, неизвестно куда…» [2]
Описывая «неутомимую, самозабвенную пляску» Цыганка, автор использует разные художественные средства: сравнительные обороты – «реял коршуном, размахнув руки точно крылья, метался золотым стрижом, освещая всё вокруг, словно горел и плавился» [2]; ряды однородных членов – «плясал неутомимо, самозабвенно»; «весь вскинулся, вытянулся, прикрыл глаза»; «остановился и, подскочив, пошёл вприсядку кругом бабушки» [2]. Это подчёркивает энергию танца, темперамент и силу эмоционального самовыражения танцора. Этот танец – порыв, размах, широта, идущая из глубины души.
Итак, читая страницы повести «Детство», мы знакомимся с манерой исполнения танца героями повести, Цыганка и бабушки Алёши – Акулины Ивановны. Они ведут свою партию раскрепощённо, выражая широту души, эмоциональный подъём, радость от соприкосновения с танцем. Для них это настоящие мгновения счастья после тёмных, безрадостных дней, проведенных в постоянной работе и бесконечных заботах. На глазах у зрителей Акулина Ивановна, словно молодеет, забывая свой возраст, а Цыганок забывает подневольное положение своё в доме деда Каширина.
2.2.2 Вальс – танец, дарящий надежду на счастье
(по повести И.С. Тургенева «Ася»)
У счастья нет завтрашнего дня;.. у него есть настоящее
И.С. Тургенев
А при словах «тургеневская девушка» многие сразу вспоминают Асю из одноименной повести. Это произведение о первой любви, о любви несчастной. Главному герою, господину Н.Н. Ася кажется существом непонятным, непредсказуемым. Виной тому происхождение главной героини: дочери дворянина и крепостной крестьянки. Но мы понимаем, что чистое, честное сердце девушки – прямое наследство её матери. Главный герой только спустя годы поймет, что не удержал своё счастье, на тот момент он просто испугался ответственности за чужую жизнь, ведь он привык жить «без оглядки»
В этой главе мы попытаемся доказать, что именно через танец автор открывает тайны душевных переживаний героев. Из текста повести мы можем проследить, как обычная встреча перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, которые потом, с годами, хоть и утратили свою остроту, но обрекли героя на судьбу холостяка. Но у главных героев было несколько свиданий, и еще прекрасный короткий вальс «под сладкие звуки Ланнера» [8]
Ещё до вальса между господином N и Асей происходит следующий диалог: «Если б мы с вами были птицы,- как бы мы взвились, как бы полетели… Так бы и утонули в этой синеве… Но мы не птицы.
- А крылья могут у вас вырасти,- возразил я.
-Как так?
-Поживете – узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья.
-А у вас были?
-Как сказать… Кажется, до сих пор я ещё не летал» [8]
Но душа его еще не жила, он ещё не летал. В повести показана и душа Аси. Девушка сливается с синевой неба, всем своим существом стремится ввысь. Не случайно в момент пробуждения чувства любви Ася воображает, что летает. Что у неё выросли крылья. Именно в танце она хочет передать свои чувства: «Умеете ли вы вальсировать? - спросила она вдруг [8]
Вальс - бальный парный танец, с начала XIX века завоевавший популярность во всех слоях европейского общества. Один из секретов красоты вальса в грации, в красоте движений, умении непринужденно и легко вести свою партнершу и подчиняться партнеру.
Главный герой по-новому смотрит на партнершу по танцу, которая до вальса была для него загадкой: «Ася вальсировала прекрасно, с увлечением. Что – то мягкое, женское проступило вдруг сквозь её девически строгий облик».
Если на первых страницах повести перед нами предстаёт непредсказуемая в своих шалостях «девушка - хамелеон», неуверенная в себе, в завтрашнем дне, пытающаяся разными способами самовыражения определить своё место в обществе, то в танце мы, вместе с героем, видим совершенно другую Асю.
В сцене вальса с господином Н.Н. она преображается: из угловатого подростка вдруг она превращается в нежную, женственную, уверенную в себе девушку
Именно вальс открывает новые горизонты перед героем, дарит ощущение лёгкости и беспричинной радости. Господин N понимает, что очень нравится ему эта загадочная девушка: «Долго потом рука моя чувствовала прикосновение её нежного стана, долго слышалось мне её ускорённое, близкое дыханье, долго мерещились мне тёмные, неподвижные, почти закрытые глаза на бледном, но оживлённом лице, резво обвеянном кудрями» [8].
Многократное повторение наречия «долго» подчёркивает силу впечатлений, полученных героями от замечательного танца. Чувствуется, что герой, господин Н. Н. весь во власти танца. И, спустя какое – то время не может забыть состояние лёгкости, парения над землёй. Не случайно героиня произносит перед танцем: «Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья» [8].
Мы видим, что танец, исполняемый Асей и господином Н., дарит героям новое чувство, чувство зарождающейся любви, надежду на счастье (не случайно ключевым словом в этом отрывке является именно слово «счастье»). Вальсируя, Ася сравнивает себя с летящей птицей, но в дальнейшем с горечью осознает, что «крылья у нее выросли да лететь некуда» [8].
2.2.3Мазурка и кадриль – возможность показать себя свету
(по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
А.С.Пушкин
В XIX веке главным развлечением были балы: это было местом и для развлечений, и для игр, и для свиданий, и для признаний в любви. Естественно, все балы строились по определенным правилам, вольности не допускали. Любой бал открывался полонезом, и каждый танец имел свой порядок, а, иногда, и своё значение.
Читая страницы рассказа Л.Н. Толстого «После бала», мы попадаем в атмосферу танцев. Главный герой, Иван Васильевич вспоминает счастливые минуты своей жизни, которые связаны с его присутствием на балу у губернского предводителя. Герой влюблён, счастлив, поэтому всё вокруг ему представляется замечательным и превосходным: «бал был чудесный», «зала прекрасная», «музыканты знаменитые», «буфет великолепный» [7]. Герой опьянен любовью к Вареньке. Главное удовольствие в его жизни – вечера и балы, потому что танцевал он хорошо: «и кадрили, и вальсы, и польки» [7].
Когда бал был в самом разгаре, наставал через мазурки. Этот танец считался самым важным на балу, показывал близость героев, он располагал к лирическому разговору, возможности показать себя во всей красе, именно в мазурке проявлялось мастерство танцора. Главный герой с восторгом наблюдает за тем, как Варенька танцует со своим отцом, «очень красивым, статным, высоким и свежим стариком – полковником» [7]. [Приложение1]
Надо отметить, что с отцом Варенька танцевала мазурку, показывая, что она дочь своего отца, у них много общего. Надо отметить, что движения этого танца имеют некоторые отличительные особенности. В данном танце соединяются контрасты: в мелодии мазурок встречаются отрывистые интонации, чередующиеся с плавными. Нам кажется, что выбор танца не случаен: он как нельзя лучше характеризует отца Вареньки. Прекрасного семьянина и жестокого служаку. Противоречие между свободой праздника и службой, замкнутой в суровые рамки, наложило свой отпечаток на характер и мышление человека.
Автор описывает героев с нежностью, использует большое количество наречий в качестве определений: «бойко», «тихо» и «плавно», «шумно» и «бойко» [7]; эпитетов «грузная, грандиозная фигура», «маленьких белых атласных ножек» [7]. Средствами выразительности является метафора: «Грандиозная фигура Вареньки плыла около него» [7]. Главный герой ослеплён любовью, и за прекрасным салонным танцем не видит противоречивости в поведении во время танца отца Вареньки. В мазурке, где нет места импровизации, совершенно нет места непринужденности, невозможно увидеть душу человека, но для главного героя в дальнейшем поведение отца ночью во время наказания коснулось и его избранницы. В танце он увидел, насколько отец и дочь близки внутренне.
Главный герой и Варенька исполняют на балу много танцев, но автор описал нам только один - кадриль. Кадриль – народный и бальный танец, ставший популярным салонным танцем в XIX веке. Каждый воспитанный юноша и каждая благородная девушка должны были научиться этому танцу. Его особенность проста: это набор заученных движений, переходов, в данном танце опять нет места импровизации, нет чувств, он состоит из определённых движений, которые носят такие названия: знакомство, прогулочка, смена, прощание. Нам кажется, что автор использовал такой выбор и этого танца не случайно. Характер героини нам не показан вовсе, он как бы скрыт под маской света.
Вот как описывает эмоции от танца сам автор: «После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на то, что я был, казалось, бесконечно счастлив, счастье мое все росло и росло. Мы ничего не говорили о любви. Я не спрашивал ни ее, ни себя даже о том, любит ли она меня. Мне достаточно было того, что я любил ее. И я боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья» [7].
Ключевыми словами в этом отрывке становятся слова «счастье» и «любовь». Эти чувства переполняют главного героя, он готов поделиться с ними со всем миром: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» [7]. Чувства героя вызывают у нас восторг и умиление, но, к, сожалению, после бала, столкнувшись с реальной действительностью, главный герой в корне меняет своё отношение к жизни, прекрасные впечатления от бала не удалось сохранить.
Автор показывает нам, что салонный танец – это еще не вся жизнь. То, что прекрасно в танце, может оказаться безобразным в реальной жизни.
2.2.4 Танец – средство психологического анализа любимой героини Л.Н.Толстого (по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Музыка — высшее в мире искусство Толстой Л.Н.
В «Войне и мире» танец и музыка являются одними из главных характеристик действующих лиц, средством психологического анализа. Любовь к музыке, музыкальная чуткость и одаренность героев для Толстого — средство их положительной оценки. В произведениях Толстого семьи Ростовых и Болконских часто показаны нам именно через «призму музыкальности».
Наибольшей музыкальной чуткостью отличается Наташа Ростова; эту романтическую, искреннюю героиню невозможно представить вне мира танца.
В своей работе я рассматриваю первый выход в свет Наташи Ростовой.
[Приложение 1]. Это, несомненно, волнительный переход героини на новую ступень взросления. Этот эпизод примечателен тем, что мы видим душу Наташи в движении: от минуты отчаяния, когда она думает: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины?..» [6], до вершины наивысшего счастья, когда она танцует с князем Андреем, почувствовавшим «себя ожившим и помолодевшим» [6], стоило ему только прикоснуться к тонкому стану Ростовой. Именно тогда он понимает, что жизнь не кончена в тридцать один год.
Мы уже говорили, что вальс по праву считается самым романтическим танцем, чему способствовали постоянные кружения и близость партнеров по танцу друг к другу. Именно в этот момент между главными героями вспыхивает искра, которая в дальнейшем приведет к началу их отношений. Наташа счастлива на балу: «Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастья» [6]. А князя Андрея поражают естественность, открытость, непринуждённость этой девочки, отсутствие столичного лоска.
Помимо этого, Толстой воплотил в своей любимой героине необычайное чувство народности, которое особо выражается в знаменитой сцене танца в доме дядюшки Ростовых. Эту сцену он описывает с великим блаженством, он оттачивает каждое ее движение, и мы видим, как внезапно и вдохновенно эта «графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой» [6], вдруг показала ритм, который «всосала из русского воздуха» [6]. Тогда героиня поняла все то, «что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». Автор не описывает, какой танец исполняла Наташа, но подчеркивает, что «дух и приемы эти были те самые неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка». Все любуются Наташей: ее дядюшка, дворовые, братья. Грустно подперев щеку, стоит Анисья Федоровна, вспоминая себя девушкой, когда она так же, как и эта графинечка, плясала русские пляски.
Танцы в романе-эпопее помогает раскрыть многие черты характера Наташи Ростовой. Она многогранна, это настоящая графиня, девушка из высшего света, но в ней Л.Н.Толстой показывает русскую душу, чуждую фальши и лицемерия. Очень примечательно, что сложную натуру главной героини автор раскрывает нам с помощью танца.
2.3 Танец в моей жизни.
Танец – поэма, в ней каждое движение – слово.
Мата Хари
Некоторые люди воспринимают танец как физическое действие, с помощью которого можно развивать и поддерживать в форме свое тело. Искусство, которому мы отдаем часть своей жизни - это танец.
В танец пришел так: три года назад я увидел ансамбль «Счастливое детство» на выступлении во Дворце Пионеров и школьников. Я долгое время уже занимался баскетболом, но решил совместить танцы и свой прежний вид спорта. Это не получилось, не хватало времени посещать все тренировки сразу. Настало время выбирать. Я остался в танцевальном коллективе. Ежедневные тренировки порой выматывали, а когда врачи сказали, что надо сделать перерыв в танцах из-за болей в коленках, я долго не выдержал и потихоньку стал восстанавливать былую форму.
Приходя на занятия, я познакомился и с историей танца. Я узнал, что народный танец является основоположником всех направлений танца, он несёт в себе историю народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. В этом плане народный танец стал видом искусства, показывающего быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы словно отдаем дань прошлому нашей Родины.
Мы танцуем интересные по рисунку и грации танцы: хороводы, кадрили, переплясы и так далее... Каждый танец говорит своим языком, подчиняя исполнителя своей воле, своему ритму, музыкальному сопровождению.
Для меня танец-это искусство, которое сочетает в себе пластику и грацию, характер, эмоциональную выразительность и артистизм. Танец нужно чувствовать. А научиться этому можно только в процессе постоянной работы над собой. Еще танцор должен обладать богатым внутренним миром, быть интересной личностью. Этого я достигаю, знакомясь с русской классической литературой.
Для меня танец - это выражение себя, своих чувств, эмоций, любви ко всему, что окружает нас. Танцуя, мы прислушиваемся к своему внутреннему миру, наслаждаемся каждую минутой, вкладываем как в свою, так и в душу зрителей частичку любви к этому прекрасному виду искусства, отдаем всю энергию, зрители получают в ответ сильные эмоции.
Танец – это настроение, это позитивная энергия, радость, улыбка или грусть в каждом танце есть своя изюминка –душа народа и его характер. Язык танца, словно приглашая человека к разговору, даёт ему возможность выразить себя.
Заключение.
Танец оставил свой след во многих литературных произведениях. Но главное, каждый танец – это неотъемлемый элементом отдельной эпохи, продукт этой эпохи. Ведь он был обязательной частью повседневной жизни дворянина XIX века и крепостного крестьянина. Не зная и не понимая танец, мы не сможем понять и человека эпохи, духа эпохи, а, следовательно, причин многих событий и поступков, а также основ в соответствии с которыми строилась жизнь XIX века.
В данной работе мы исследовали тему значимости танца в художественной литературе как средства характеристики героев. Для наблюдения мы постарались взять разные направления в танцах: плясовая (народный танец), кадриль и мазурка (танцы, вышедшие из народных, в XIX веке ставшие салонными), вальс (бальный танец).
«Как показывает анализ нескольких "танцевальных" сцен в литературе XIX в., мотив танца находит отражение в произведениях самого разного толка. Однако, наличие устойчивых инвариантных элементов в структуре мотива дает основания предполагать, что танец в контексте художественного произведения приобретает специфическое символическое звучание» [1]
Подводя итоги нашим наблюдениям, хочется отметить, что танец, как никакое другое произведение искусства, даёт возможность человеку (герою произведения) выразить свои скрытые возможности: широту натуры, нравственную душевную чистоту, любовь к прекрасному. Являясь средством самовыражения, танец даёт возможность остаться герою самим собой, помогает раскрыть духовный облик, динамику внутренней жизни, ощутить потребность в стремлении к прекрасному, выразить свои чувства.
Познакомившись с многообразием танцев, описанных в русской классической литературе, мы сделали выводы:
Тема перекрестных воздействий литературы и танца позволяет изучать художественное произведение вместе с духом той эпохи, к которой оно относится, лучше понимать героев, отдаленных от нас столетиями.
Произведения русской классической литературы, содержащие мотив танца, - это рассказ «После бала» и роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого, повесть «Ася» И.С. Тургенева, повесть «Детство» М. Горького - включены в школьную программу, а, следовательно, знакомы всем. Эпизоды с танцем в этих произведениях полнее раскрывают образы героев и позволяют наметить поворот в сюжете.
Выбор автором танца или пляски, исполняемый героями, помогает почувствовать эпоху, в которой они живут, и глубже понять общий смысл произведения.
Для того, чтобы хорошо танцевать, мне необходимо не только грамотно и технично выполнять танцевальные движения в такт музыки, но и очень много знать о языке танца, средствах художественной выразительности и постоянно обогащать мой духовный внутренний мир. Ведь танец призван передавать мои эмоции и чувства зрителям.
4. Список использованной литературы
1.Будникова Е.А. «Символика танца в русской литературе XIX-XX вв.». - [электронный ресурс]. - Режим доступа.- http://interlibrary.narod.ru
2. Горький М. «Детство» М., Просвещение, 1982-208с
3. Магия танца http://ecology.md/page/magija-tanca.ru
4. Сочинения о музыкальных страницах танца в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» - [электронный ресурс].- Режим доступа.- http://www.detskiysad.ru
5. Танец и его роль в развитии человека [электронный ресурс]. - Режим доступа. - - http://www.4dancing.ru
6. Толстой Л.Н. «Война и мир». Избранные сочинения в трех томах. - М., Изд-во «Художественая литература», 1988
7. Толстой Л.Н. «После бала». - Саранск, 1978
8. Тургенев И.С. «Ася». - М., 1980
Приложение 1
М.Горький «Детство»
«Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкапу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.
Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что, если открыть дверь на волю, он так и пойдет плясом по улице, по городу, неизвестно куда…»
«Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, — и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее — так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!»
Л.Н. Толстой «После бала»
«Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и нога об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих, маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками,- хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные»,- думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня. Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он все-таки ловко прошел два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши за уши и поцеловать в лоб, подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что не я ее кавалер.
После ужина я танцевал с нею обещанную кадрил, и, несмотря на то, что я был, казалось, бесконечно счастлив, счастье мое все росло и росло. Мы не чего не говорили о любви. Я не спрашивал не ее, ни себя даже о том, любит ли она меня. Мне достаточно было того, что я любил ее. И я боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья».
Л.Н.Толстой «Война и мир»
«Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.
«Давно я ждала тебя», — как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.
Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцевать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.
После князя Андрея к Наташе подошел Борис, приглашая ее на танцы, подошел и тот танцор-адъютант, начавший бал, и еще молодые люди, и Наташа, передавая своих излишних кавалеров Соне, счастливая и раскрасневшаяся, не переставала танцевать целый вечер. Она ничего не заметила и не видала из того, что занимало всех на этом бале. Она не только не заметила, как государь долго говорил с французским посланником, как он особенно милостиво говорил с такой-то дамой, как принц такой-то и такой-то сделали и сказали то-то, как Элен имела большой успех и удостоилась особенного внимания такого-то; она не видала даже государя и заметила, что он уехал, только потому, что после его отъезда бал более оживился. Один из веселых котильонов, перед ужином, князь Андрей опять танцевал с Наташей. Он напомнил ей о их первом свиданье в отрадненской аллее и о том, как она не могла заснуть в лунную ночь и как он невольно слышал ее. Наташа покраснела при этом напоминании и старалась оправдаться, как будто было что-то стыдное в том чувстве, в котором невольно подслушал ее князь Андрей»
«Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».
И.С.Тургенев «Ася»
«Мы кружились в тесной комнате, под сладкие звуки Ланнера. Ася вальсировала прекрасно, с увлечением. Что-то мягкое женское проступило вдруг сквозь ее девический строгий облик. Долго потом рука моя чувствовала прикосновение ее нежного стана, долго слышалось мне ее ускоренное, близкое дыхание, долго долго мерещились мне темные, неподвижные, почти закрытые глаза на бледном, но оживленном лице, резво обвеянном кудрями».
Приложение 2