ВВЕДЕНИЕ
Еще немного - и мы будем отмечать поистине всенародный великий праздник в истории нашего Отечества - День Победы - символ патриотизма, величия, мужества и силы духа нашего народа!
Летят годы... Но сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа. О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая произведения о войне.
Книги о войне надо читать с детства, чтобы не оборвать нить памяти о доблести наших соотечественников, подаривших нам жизнь.
Чтение произведений о войне развивает чувство патриотизма, любви к Родине, заставляет гордиться своей страной и народом, который живёт на её территории, учит быть человечными даже в самой трудной и страшной ситуации, учит придерживаться своих принципов до конца, даже тогда, когда умирают твои друзья, учит любить, верить, надеяться, учит объединению тысяч сердец ради одной великой цели - победы.
Нынешнее поколение школьников, что ни для кого не секрет, книг о Великой Отечественной войне читает значительно меньше поколения своих родителей, чему есть причины вполне объективные: сегодня они вообще меньше читают и, главное, время изменилось, а с ним изменилось и восприятие тех событий. Конечно, война коснулась каждой семьи, осталась в семейных воспоминаниях. Но для большинства современных детей она воспринимается как далекое прошлое.
Актуальность исследования определяется
- обращением к теме Великой Отечественной войны накануне Дня Победы;
- важностью патриотического воспитания подрастающего поколения.
Новизна исследования заключается в представленной попытке рассмотреть малоизученную проблему обращения современных подростков к произведениям русской литературы о Великой Отечественной войне.
Предмет исследования: произведения русской литературы о Великой Отечественной войне
Объект исследования: обучающиеся МОУ СОШ №16
Цель работы:
- исследовать отношение обучающихся школы к художественной литературе о Великой Отечественной войне
Цель конкретизировалась в следующих задачах:
1) выявить уровень знаний и интерес подростков к событиям Великой Отечественной войны;
2) проанализировать художественные произведения русской литературы о войне, раскрыть нравственные качества героев этих произведений;
3) выявить, что сегодня читают школьники, какие идеалы в жизни ценят, каким традициям верны;
4) установить мотивацию обращения подростков к литературе о Великой Отечественной войне.
При подготовке работы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (анализ текстов художественной литературы о Великой Отечественной войне);
- эмпирические (анкетирование, анализ результатов анкетирования, анализ программы по литературе, наблюдений участия учащихся во внеурочной деятельности;
- математические( диаграммы).
Практическая значимость работы: материалы исследования могут быть использованы для подготовки к выпускным экзаменам по литературе и русскому языку в форме ЕГЭ и ОГЭ.
Структура исследования: работа состоит из введения, в котором обосновываются актуальность, цель и задачи работы, предмет и объект исследования, методы исследования);
основной части, которая содержит теоретическую часть , в которой дается анализ текстов художественной литературы о Великой Отечественной войне;
аналитическую часть, содержащую результаты анкетирования, анализ программы по литературе, обобщение наблюдений участия учащихся во внеурочной деятельности;
заключения, которое содержит основные выводы исследования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Война! Эти пять букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное, смерть людей. На нашей планете войны шли всегда. Всегда сердца людей переполняла боль утраты. Отовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей и оглушительные взрывы, которые разрывают наши души и сердца. К нашему большому счастью, мы знаем о войне лишь из художественных фильмов и литературных произведений. Мир не должен забывать ужасы войны, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступление перед будущим. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами. Бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война, несмотря на безмерные жертвы, стала для советских людей школой духовного, нравственного роста. Отечественная война подняла на гребень все самое истинно прекрасное, что было воспитано в советском человеке. Советская литература стала подлинной художественной летописью Отечественной войны.
Тема Великой Отечественной войны, образ защитника Родины - не новая тема. Написано о войне так много, что не хватит целой книги, чтобы перечислить только названия произведений о войне.
Память о героях Великой Отечественной войны будет вечной. Источником этой памяти, неугасающим огнем в нашей душе, будет русская литература XX века. Почему же мы должны читать военную литературу? Многие скажут, что это пережиток прошлого. Правы и те, кто не хотят видеть ужасы войны на страницах книг, испытывать страдания и боль. Но читать военные книги стоит именно поэтому. Если однажды мы увидим реальную картину боя, столкнемся с тысячами трупов, мы навсегда сохраним в душе память о кровавых страницах истории, от которых зависела наша судьба, свобода и мир.
О войне написано немало произведений. Тема Великой Отечественной войны стала одной из основных в литературе. Много ярких произведений создано писателями и поэтами нашей страны о войне, именно из них мы сегодня узнаем о великом подвиге. Авторы книг о войне исследовали военные будни, достоверно изображали сражения, говорили они также о мужестве родной земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющие совесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой.
Писателям необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убеждённость, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом, донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни
По версии «Российской газеты» лучшими книгами о Великой Отечественной войне названы следующие произведения:
Борис Васильев. "А зори здесь тихие..."
Константин Симонов. "Живые и мертвые"
Владимир Богомолов. "Момент истины"
Виктор Некрасов. "В окопах Сталинграда"
Юрий Бондарев. "Горячий снег"
Борис Васильев. "В списках не значился"
Юрий Бондарев. "Батальоны просят огня"
Василь Быков. "Сотников"
Александр Твардовский. "Василий Теркин"
Михаил Шолохов. "Они сражались за Родину"
Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: "Альпийская баллада", "Обелиск", "Сотников" и других. В повести Быкова "Сотников" подчеркнуто, заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.
Самые лучшие произведения другого писателя, Бориса Васильева, тоже о войне, о том, как человек остаётся человеком, только до конца выполнив свой долг, - "В списках не значился", "А зори здесь тихие". Это произведения о людях, чувствующих и несущих личную ответственность за судьбу страны. Мы должны знать, какой ценой было завоевано наше счастье. Знать и помнить о тех, почти совсем девчонках из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», которые смело смотрели смерти в глаза, защищая свою Родину. Пятеро совсем ещё юных девчат и бывалый солдат... У каждой из девушек свой суровый счёт с фашистами. У Риты Осяниной - гибель "на второй день войны в утренней контратаке" мужа. У Жени Комельковой - "маму, сестру, братишку - всех из пулемёта уложили"... У Сони Гурвич - "дружная и очень большая семья" в оккупированном Минске. У Лизы Бричкиной - "несостоявшееся предчувствие ослепительного счастья". У Гали Четвертак - неосуществлённые мечты. Разные характеры, разные жизни, но одна любовь к Родине и ненависть к врагу. Все девушки погибли, навеки остались лежать в краю, где зори тихие-тихие. И это очень больно, потому что война - не женское дело и "у войны - не женское лицо".
Благодаря Васковым и тысячам таких же, как он, была одержана победа. Они сражались с "коричневой чумой" за своих близких, за всю свою землю, за нас.
Лучший пример беззаветного героизма солдата - образ Николая Плужникова в повести "В списках не значился". Герой дрался с врагом до последнего патрона. Единственное чувство, которое руководило им в той неравной схватке с фашистами, было чувство ответственности за судьбу Родины, за судьбу своего народа. Оставшись один, он не прекратил борьбу, выполнил свой солдатский долг до конца. Даже фашисты отдали ему честь, оценив мужество и стойкость бойца.
Поэма А.Т. Твардовского "Василий Тёркин" - самое удивительное, самое жизнеутверждающее произведение, посвящённое войне. Оно помогает нам понять, почему вопреки всем тяготам и невзгодам, обрушившимся на страну, нашим людям удалось победить фашизм.
"Василий Тёркин" - поэма-памятник русскому солдату, воздвигнутый задолго до окончания войны. Главного героя отличают доброта, юмор, чуткость, благожелательность, внутренняя сила. Ему присуще внутреннее благородство, чувство единства со своим народом, принятие воинского долга сердцем. Он смекалист, храбр. Все эти черты можно обобщить в понятие русский национальный характер. Твардовский часто повторял: "парень он обыкновенный". "Обыкновенный" - то есть один из многих русских людей, несущих в себе нравственную чистоту, внутреннюю силу и необыкновенную лиричность души. Именно такие герои способны заряжать читателя оптимизмом и любовью к своей стране, людям, ко всему, что именуется жизнью.
Показать несгибаемую волю, мужество, героизм и вместе с тем большое, щедрое сердце простого русского человека, который в годину тягчайших испытаний и непоправимых личных утрат смог, внутренне восторжествовать над своей исполненной глубочайшего трагизма личной судьбой, сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть - такова суть рассказа М. Шолохова "Судьба человека". В этом рассказе автор стремится поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Сочетание высокой идейности и подлинного художественного мастерства придаёт рассказу впечатляющую силу, делает этот совсем маленький рассказ "томов премногих тяжелей".
Роман Ю. Бондарева "Горячий снег" рассказывает о беспредельных возможностях людей, для которых защита Родины является органической потребностью. В романе рассказывается о том, как, несмотря на возрастающие трудности и напряжение, в людях усиливается воля к сопротивлению, к победе. И всякий раз кажется - вот он предел человеческих возможностей. Но воины, измотанные боями, бессонницей, постоянным нервным напряжением, находят силы снова вступать в поединок с танками, идти в атаку. В романе рассказывается лишь об одном военном эпизоде. В центре внимания автора - действия батареи, входящей в артиллерийский заслон, перед которым поставлена задача любой ценой не пропустить огромные танковые силы врага, рвавшиеся к Сталинграду на помощь окружённым фашистским войскам. Этот бой, возможно, решит судьбу фронта. Это понимают и молодой лейтенант Кузнецов, и командир орудия Уханов, и солдат Рубин, и санинструктор Зоя, и другие герои романа, чьи поступки и действия писатель изобразил с большой художественной правдой. Беспредельное мужество и стойкость сочетаются у героев с душевной мягкостью, благородством и человечностью.
Хочется отметить и повесть В. Кондратьева "Сашка". Перед нами предстаёт фигура рядового солдата, простого труженика, будничный подвиг которого стал основой героизма всего народа. Писатель выделяет совестливость и человечность героя, его чуткость к чужой боли, готовность прийти на помощь другим, когда им тяжело.
Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, всё, им пережитое и им совершённое, его беспредельное мужество, патриотическое самопожертвование, умение побеждать - это моральный капитал, из которого будут черпать духовную силу всё новые и новые поколения.
Невозможно перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен". Книги о войне - тоже памятник погибшим. Они учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов.
Аналитическая часть
Анализ анкетирования обучающихся МОУ СОШ №16
Анкетирование было проведено с целью
- выявить, что сегодня читают школьники, какие идеалы в жизни ценят, каким традициям верны;
- установить мотивацию обращения подростков к литературе о Великой Отечественной войне.
1) Какие книги вы любите читать?
приключенческая литература 53%
фантастика 50%
книги о войне 33%
познавательная литература 28%
2)Великая Отечественная война в вашем понимании – это...
великий подвиг России, который нельзя забывать72%
гордость за свой героический народ 46%
скорбь по погибшим 24%
уважение к ныне живущим ветеранам и участникам войны 15%
далекое прошлое 2%
3) Откуда вы черпаете информацию о Великой Отечественной войне?
школьные уроки 82%
кинофильмы 64%
теле- и радиопередачи 53%
книги 38%
рассказы ветеранов 22%
газеты и журналы 3
4) Читаете ли Вы книги о Великой Отечественной войне?
Да - 61%
Нет - 36%
Не ответили на вопрос 3 %
5)Вы читаете книги о войне потому, что… (закончите фразу)
задали в школе - 56%
не ответили на вопрос 19 %
посмотрел (а) кино о войне - 14%
посоветовали родители - 13%
мне нравится читать о войне - 11%
просто попалась на глаза книга - 8%
посоветовали друзья - 1%
6)Что вас привлекает в книгах о войне?
преодоление человеком трудностей, становление характера - 56%
яркие характеры и необычные судьбы - 43%
сюжет - 31%
изображение исторических событий и деятелей -30,5%
психология героев - 24,7%
военный быт - 17,9%
другое - 4,3%
7)Какие книги о Великой Отечественной войне Вам больше всего понравились?
Большинством респондентов названы в основном книги, включенные в школьную программу:
Б.Васильев «А зори здесь тихие...»,
А.Твардовский «Василий Теркин»,
М.Шолохов «Судьба человека»,
Б.Васильев «Завтра была война»,
В.Быков «Сотников»,
В.Кондратьев «Сашка»,
М.Шолохов «Они сражались за Родину»,
Б.Васильев «В списках не значился»,
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»,
В.Катаев «Сын полка»,
А.Фадеев «Молодая гвардия»
Г.Ильина «Четвертая высота»,
8)Как Вы считаете, должна ли сегодня молодежь читать книги о войне?
книги о войне нужно читать обязательно – 98%
информацию можно взять из других источников – 2%
9) Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?
любовь к Родине – 78%
любовь к национальной культуре – 47%
любовь к народу– 35%
любовь к своей семье, близким – 20%
любовь ко всему человечеству, гуманизм – 13%
Большинство анкетируемых характеризует понятие «патриотизм» как любовь к Родине, к национальной культуре, к народу. Истинный патриотизм, на взгляд респондентов, проявляется, прежде всего, в праздновании исторических событий и юбилеев, в работе с полной отдачей сил по своей специальности, а также в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы.
10) Считаете ли Вы, что литература о войне оказывает воздействие на формирование патриотических чувств молодежи?
Да 87 %
Не знаю 13%
По результатам анализа анкет видно, что школьники активно читают о войне. Чаще всего к прочтению книг о войне молодых людей побудило изучение школьной программы, впечатления от просмотра фильмов о войне, совет родителей, а также интерес к истории своей страны.
Приятно осознавать, что 98% респондентов считают, что книги о Великой Отечественной войне нужно читать обязательно.
Таким образом, можно констатировать, что интерес у молодежи к прошлому и героическим деяниям предков не иссяк.
Диаграммы, иллюстрирующие результаты анкетирования, представлены в Приложении №1.
2. Анализ содержания школьной программы по литературе
Как видно из анкет, чаще всего к прочтению книг о войне подростков побудило изучение школьной программы. Я проанализировала содержание авторской программы по литературы под редакцией В.Я. Коровиной на предмет включения в нее произведений о Великой Отечественной войне.
класс |
произведения |
5 класс |
«Ради жизни на Земле»: К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…», А. Твардовский «Рассказ танкиста» |
6 класс |
К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д. Самойлов «Сороковые» В. Распутин «Уроки французского» |
7 класс |
«На дорогах войны»: образы военной лирики Е.Носов «Живое пламя» |
8 класс |
А. Твардовский «Василий Теркин» В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» Стихи и песни о Великой Отечественной войне |
9 класс |
М. Шолохов «Судьба человека» А. Твардовский «Я убит подо Ржевом» А. Ахматова «Ветер войны» |
Как видно, программа содержит значимые произведения о Великой Отечественной войне, однако включает мало произведений современной литературы. С целью расширения читательского кругозора, воспитания активного читателя учителя школы в своих рабочих программах предусматривают проведение уроков внеклассного чтения.
Очень важно определить рекомендательный список произведений для проведения уроков внеклассного чтения и для самостоятельного чтения учащимися.
Предлагаем вашему вниманию произведения авторов, пришедших в литературу непосредственно с переднего края, а также произведения, созданные современниками. Прочтение книг известных авторов и журналистов поможет осмыслить события Великой Отечественной войны и познать цену Победы. В рекомендательный список литературы включены книги за 1981 - 2010 годы. Литература в списке сгруппирована в тематические разделы: «Великая Отечественная война в художественной прозе», «Поэзия, опаленная войной». Информация об изданиях расположена в алфавите авторов и заглавий. Для более полного раскрытия содержания разделов применяется система аннотаций рекомендательного характера. Список адресован всем, кому дорога память о тех суровых годах, о бессмертном подвиге нашего народа. ( Приложение №5)
3. Реализация школьного проекта «Да здравствует право читать!»
Огромное воспитательное и познавательное значение для учащихся имеет реализуемый в школе проект «Да здравствует право читать!». Цель его – воспитание активного читателя, приобщение школьников к чтению. Стали традиционными литературные праздники по определенной тематике. Ребята знакомятся с произведениями авторов, выбирают эпизоды для инсценировки, готовят литературно-музыкальные композиции. Проведены Пушкинский, Лермонтовский, экологический праздники, «Писатели-юбиляры».
В 2017 году в рамках проекта « Да здравствует право читать!» на празднике «Книги – юбиляры» наш класс инсценировал повесть Б.Васильева « А зори здесь тихие…», которой исполнилось 45 лет. Мы выбрали это произведение, потому что оно произвело на нас неизгладимое впечатление на уроке внеклассного чтения. ( Приложение №2).
В рамках проекта « Да здравствует право читать» в марте 2017 года в нашей школе был проведен праздник «Хочешь мира – помни о войне», в котором приняли участие ученики 1-11 классов.
Для инсценировок были выбраны следующие произведения:
1-4 классы
В.Катаев «Сын полка»;
«Дети – герои ВОВ»
5-8 классы
В.Осеева «Васек Трубачев и его товарищи»;
Е.Ильина «Четвертая высота»;
Книги о пионерах-героях
А.Агафонов «Повесть о Вите Черевичкине»;
9-11 классы
А.Фадеев «Молодая гвардия»;
Б.Васильев «В списках не значился»;
Л. Пожедаева «Война, Блокада, Я и Другие";
А.Твардовский «Василий Теркин»
Участие в этом празднике для учащихся очень значимо, потому что литературе о Великой Отечественной войне принадлежит особое место в процессе гражданского становления личности. Произведения о войне вводят подростков в суровую для страны эпоху, помогают понять величие подвига народа, спасшего от уничтожения не только страну, но и мир, пробудить чувство гордости и осознать свою ответственность за сохранение добытого старшим поколением ценой огромных жертв.
О значимости прочитанных произведений можно прочитать в отзывах учащихся школы (Приложение 4).
С целью приобщения школьников к чтению художественной литературы о Великой Отечественной войне мною написано «Обращение к моим ровесникам» ( Приложение №3).
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Интерес подростков к прошлому и героическим деяниям предков не иссяк. 98% респондентов считают, что книги о Великой Отечественной войне нужно читать обязательно.
Чаще всего к прочтению книг о войне молодых людей побуждает изучение школьной программы, участие во внеурочной деятельности, впечатления от просмотра фильмов о войне, совет родителей, а также интерес к истории своей страны.
Обращение к литературе о войне для учащихся очень значимо, потому что литературе о Великой Отечественной войне принадлежит особое место в процессе гражданского становления личности. Произведения о войне вводят подростков в суровую для страны эпоху, помогают понять величие подвига народа, спасшего от уничтожения не только страну, но и мир, пробудить чувство гордости и осознать свою ответственность за сохранение добытого старшим поколением ценой огромных жертв. О значимости прочитанных произведений можно прочитать в отзывах учащихся школы
Книги о войне… Они о многом заставят нас задуматься: о жизни своих сверстников и всей страны в годы войны, о героических сражениях, о мужестве и стойкости русского народа, о выборе между совестью и предательством, об умении договариваться и решать все проблемы мирным путем. Книги о войне нужно обязательно читать, через них передается память, уважение к подвигу, который совершили наши бабушки и дедушки.
В.В. Путин в статье для американского журнала "Вторая мировая война" (World War II) порекомендовал читать «честные книги», которые без фальши и патетики рассказывают о далеких событиях. «Память о Второй мировой войне, ее страшные образы, трагическое дыхание времени - навсегда запечатлены в воспоминаниях очевидцев. В их письмах, рассказах, мемуарах. Обращение к ним заставляет о многом задуматься. И, конечно, особое место в этом историческом наследии принадлежит творчеству писателей-фронтовиков", - говорится в статье президента. "Россия по праву гордится целой плеядой выдающихся писателей, поэтов, которые были на фронте, смотрели смерти в лицо. Их честные, лишенные фальши и патетики книги я и советовал бы вам прочитать... Познакомиться с героями повестей и романов наших военных корреспондентов - Константина Симонова ("Живые и мертвые") и Михаила Шолохова ("Судьба человека", "Они сражались за Родину"). Узнать о самоотверженности и величайшем терпении простого советского солдата, которые стали лейтмотивом творчества боевых офицеров Бориса Васильева ("А зори здесь тихие", "В списках не значился") и Константина Воробьева ("Убиты под Москвой", "Это мы, Господи!"). О тяжелых, полных опасностей буднях военной контрразведки вам расскажет книга "Момент истины", написанная Владимиром Богомоловым, который добровольцем ушел на фронт", - перечислил Владимир Владимирович книги, которые, по его мнению, стоит читать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Русская литература ХХ века. Изд. "Астрель", 2000 г.
2. И.Дедков. Василь Быков – человек, который выстоял. Москва, Советский писатель, 1990.
3. Духан Я.С. Великая Отечественная Война в прозе 70-80-х годов. Ленинград «Знание» 1982г.
4. Михаил Сильников. Во славу павших, во имя живущих. Москва «Молодая гвардия», 1985
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Опросный лист.
Какие книги вы любите читать?
Великая Отечественная война в вашем понимании – это...
Откуда вы черпаете информацию о Великой Отечественной войне?
Читаете ли Вы книги о Великой Отечественной войне?
Вы читаете книги о войне потому, что… (закончите фразу)
Что вас привлекает в книгах о войне?
Как Вы считаете, должна ли сегодня молодежь читать книги о войне?
Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?
Считаете ли Вы, что литература о войне оказывает воздействие на формирование патриотических чувств молодежи?
Приложение 2
Школьный проект «Да здравствует право читать!»
Приложение 3
ОБРАЩЕНИЕ К МОИМ РОВЕСНИКАМ
СЕГОДНЯ, В ПРЕДДВЕРИИ ДНЯ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ, Я ХОЧУ ОБРАТИТЬСЯ К СОВРЕМЕННЫМ ШКОЛЬНИКАМ.
СЕРДЦУ КАЖДОГО ИЗ НАС ДОРОГ ПРАЗДНИК ПОБЕДЫ. МЫ ДОЛЖНЫ ВСЕГДА ПОМНИТЬ О ЛЮДЯХ, ОТДАВШИХ СВОИ ЖИЗНИ ЗА СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ НАШЕЙ СТРАНЫ. БЕССМЕРТЕН ПОДВИГ ТЕХ, КТО БОРОЛСЯ И ПОБЕДИЛ ФАШИЗМ. ПАМЯТЬ ОБ ИХ ПОДВИГЕ БУДЕТ ВЕЧНО ЖИТЬ В НАШИХ СЕРДЦАХ.
МЫ БЛАГОДАРНЫ ПОГИБШИМ И НЫНЕ ЖИВУЩИМ СОЛДАТАМ ТОЙ СТРАШНОЙ ВОЙНЫ, КОТОРЫЕ ОСВОБОДИЛИ НАШУ СТРАНУ, ДАЛИ ЕЙ БУДУЩЕЕ, ЖИЗНЬ. ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ЖИВА. ОБ ЭТОМ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ. ОНА ВСЕГДА БУДЕТ ВОЛНОВАТЬ НАШИ СЕРДЦА, А 9 МАЯ ОСТАНЕТСЯ САМЫМ ДОРОГИМ СЕРДЦУ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ПРАЗДНИКОМ.
В ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ОТЛОЖИТЕ СВОИ ДЕЛА, ПРОЧТИТЕ ХОРОШУЮ КНИГУ О ВОЙНЕ. ОКУНИТЕСЬ В ТУ ЛИХУЮ ГОДИНУ, ОЩУТИТЕ ДЫХАНИЕ ВРЕМЕНИ, ПЕРЕЖИВИТЕ ВМЕСТЕ С ГЕРОЯМИ КНИГ БОЛЬ, ГНЕВ, ОТЧАЯНИЕ, ВОСТОРГ, ЧУВСТВО ЛЮБВИ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ И НАСТОЯЩЕМУ. УЧИТЕСЬ ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕПРЕОДОЛИМОГО, ВЕДЬ ИМЕННО ЭТО СДЕЛАЛО ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЕ НАМ ПОКОЛЕНИЕ, ПОЭТОМУ МЫ ИМЕЕМ СЧАСТЬЕ ЖИТЬ.
Приложение 4
ОТЗЫВЫ О ПРОЧИТАННЫХ КНИГАХ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ МОИХ ОДНОКЛАССНИКОВ, ДРУЗЕЙ, УЧАЩИХСЯ НАШЕЙ ШКОЛЫ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ.
1.Кристина Трубицина, учащаяся школы №16:
« Огромное впечатление произвела на меня повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие". Основная идея книги -подвиг женщины на войне. В центре повествования повести писатель ставит совсем юных девушек-зенитчиц. Все они погибают, но погибают как герои. Читая эту книгу, осознаешь настоящую цену победы. Именно такие героические люди подарили нам жизнь. Их подвиг бесценен. Именно такие книги нужно читать молодому поколению. Думаю именно такие книги, как эта, учат нас жить».
2.Взято из Интернета:
«Книги могут нравиться или не нравиться. Но есть среди них такие, которые врезаются в память, становятся событием в жизни человека. Таким событием для меня стала книга Константина Воробьева "Убиты под Москвой". Сжимается сердце при мысли, что герои этой книги были лишь чуть старше меня. Тотчас же оно наполняется невыразимой благодарностью за то, что мне не пришлось испытать того, что испытали они, за драгоценный дар свободы и жизни».
3. Алиса Скрипченко, ученица школы №16:
«Захотелось мне прочитать произведение о войне, выбрала к прочтению книгу Бориса Львовича Васильева "В списках не значился". И не пожалела... Сказать, что это интересная и поучительная книга - ничего не сказать. Книга "В списках не значился" передает нам всю сущность советского народа - его подвиг, его смелость. Об этом подвиге и самоотверженности мы должны помнить всегда! Эту книгу должен прочитать каждый - это очень пронзающее до глубины души произведение».
4.Анастасия Абрамова, учащаяся школы №16:
«Совсем недавно мы читали поэму А.Твардовского «Василий Теркин». Она о подвиге простого человека "не ради славы, ради жизни на земле". Просто замечательная поэма, наполненная гордостью и любовью к своей стране и народу. Она прекрасно характеризует отечественную войну с позиции простого солдата. Поэтому на века останется одним из лучших произведений о войне.»
5.Анастасия Кулагина, студентка колледжа:
«Недавно закончила читать роман Ю.Бондарева "Горячий снег". Показана невероятная сила духа советских солдат, их жизнестойкость и веру в победу. Автор просто, но предельно точно передал страх, боль, любовь, надежду, ужас, ожидание и горе в своём произведении . Нет, не могу передать все чувства, бущующие сейчас в моём сердце. Могу лишь посоветовать другим прочитать "Горячий снег"».
6. Взято из интернета:
«Хочется сказать о романе А. Фадеева «Молодая гвардия». Это ВЕЛИКОЕ произведение о ВЕЛИКИХ людях!!!! О НАСТОЯЩЕМ ПАТРИОТИЗМЕ и любви к Родине! О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ!!! В наше время, время вещей и ложных ценностей такие истории надо читать ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!! Чтобы подростки знали и умели различать истинные ценности! Читала ее прошлым летом, но до сих пор помню все переживания, эмоции и чувства во время ее прочтения.... Сколько же слез было пролито над этой книгой.... Но произведение было, есть и будет моим самым любимым.»
7. Никита Требич, ученик школы №16:
«Хочу рассказать о повести Кондратьева «Сашка». Эта книга описывает тяжелые трудные будни солдат на войне. Это время голода, страха за себя и близких. И в то же время геройства, мужества, отваги. Именно таким показал себя молодой солдат Сашка, у которого было, на мой взгляд, все, что нужно в таких ситуациях: смелость, уважением к старшим, невероятная жажда жизни, воля к победе, сила духа. Пока мы помним, каких усилий стоила нам эта Победа, значит мы живы. Если мы об этом забываем, значит, у нашего народа нет будущего».
8.Отзыв пользователя сети интернет:
«Книги о войне, об этих ужасных событиях читать тяжело, иной раз приходится себя буквально заставлять. Но делать это нужно. Для чего? Каждый для себя решает сам. Лично для меня это очередная возможность осознать, какой ужасный ценой был совершен поистине великий подвиг, и как же хорошо, что эта события мне знакомы лишь из книг и фильмов. Спасибо за мирное небо над головой».
10. Алексей Соловьев, ученик школы № 16:
«Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» - замечательная и поучительная история о простом советском лётчике. Сколько боли и лишений пришлось вынести этому Человеку!!!! И после всего этого он снова начал ходить( на протезах) и вернулся опять к своей профессии!!!! Вот это НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК!! С Большой Буквы!!! Советую прочитать всем мальчишкам!!! Вот кто должен служить примером, а не какие-то там сверхъестественные Человек-Паук, Супермен и т. п.»
11.Сергей Ушаков, мой старший брат:
«Скоро великий праздник - 70-летие со дня победы над фашизмом. Есть книги, которые не дадут забыть о тех страшных событиях ВОВ. Одной из таких книг является " Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого. Эта книга о тех, перед кем мы в неоплатном долгу. Они не жалели себя, защищая Родину, во имя будущего на земле. Я считаю, что эту книгу обязательно надо прочесть подрастающему поколению, чтобы узнать всю правду о Великой Отечественной войне без прикрас. Книга пробуждает патриотические чувства и чувство гордости за нашу Родину, за наш непобедимый народ».
12. Ирина Кондратова , студентка РГСУ:
«Подруга посоветовала прочитать книгу Светланы Алексеевич «У войны не женское лицо». Эта книга – не авторский текст, это голоса женщин-участников каких-то событий. Эту книгу нельзя сравнить ни с какой другой. Ее невозможно читать без слез и невозможно забыть. Я знаю одно, что эту книгу должен прочесть каждый! Чтобы каждый человек понял для себя всю ценность мира на Земле, всю ценность мирной жизни, жизни без войны.»
13.Татьяна Донченко, студентка МГУ:
«Роман Фадеева «Молодая гвардия» просто попался мне на глаза, без интереса взяла в руки и... прочитала за одну ночь. Эту книгу должны прочитать все! Для того чтобы знать и помнить! И не важно, сколько лет прошло после войны, не важно, что ветеранов, которым можно сказать спасибо, остается все меньше и меньше. Мы обязаны это помнить! Пока мы помним, они живы в наших сердцах, признанные герои и неизвестные солдаты, благодаря которым мы живем».
14.Анастасия Камышева, ученица школы №16:
«Книга Бориса Васильева "А зори здесь тихие" - рукотворный памятник русскому народу, который победил в Великой Отечественной войне. Эта книга интересна тем, что она - олицетворение добра и человечности. Это откровенный рассказ о непобедимости русского оружия, если даже молодые девушки способны оказывать упорное и ожесточенное сопротивление немецкой армии».
15.Иван Шакурин, ученик 8 класса лицея г. Павловский Посад:
« В этом году я прочитал книгу Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". Я не мог от неё оторваться. Меня эта книга очень тронула. Я понял, что с таких героев, как Маресьев, мы должны брать пример, учиться у них мужеству, смелости, стойкости. Я благодарен автору за его повесть и очень советую прочитать ее вам».
16.Инна Ушакова, моя мама:
«Если бы меня спросили, что почитать человеку, который хочет знать о войне и подвиге советского народа, я бы посоветовала в первую очередь познакомиться с произведениями Бориса Васильева - "В списках не значился" и "А зори здесь тихие...". Это поразительно трогательные произведения, которые н е смогут оставить никого равнодушными. Произведения однозначно надо читать, потому что надо помнить, какой ценой была завоевана Победа ».
Приложение 5
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ
Авраменко А. Огненное лето 41-го: повесть / Александр Авраменко. - М.: Эксмо, 2007. - 351 с. - (Мы были солдатами. Фронтовые приключения).
Адамович А.М. Блокадная книга / А.М. Адамович, Д.А. Гранин.- М.:ПИК, 2003.- 507 с.: ил. Ленинградская битва
Адамович А.М. Хатынская повесть / А.М. Адамович.- М.: Азбука-классика, 2010.- 240 с.
Известный белорусский писатель Алесь Адамович - участник Великой Отечественной войны, партизан; его «Хатынская повесть», представленная в настоящем издании, создана на документальном материале и посвящена партизанской борьбе в оккупированной Белоруссии. «Это талантливо воплощенная память войны, повесть-напоминание и повесть-предупреждение. Опыт тех, кто пережил войну, не может пропасть даром. Он учит человечество, может, самой элементарной из истин: только не щадя своей жизни, можно отстоять свободу и победить врага. Тем более такого изощренного, каким был
немецкий фашизм». Василь Быков
Акулов И. И. Крещение: роман / Иван Акулов. – М.: Вече, 2003. - 567 с.
Роман посвящен событиям первого года Великой Отечественной войны.
Алексеев М.Н. Солдаты: роман / Михаил Алексеев.- М.: Вече, 2010.- 576 с. - (Победители).
Алексиевич С.А. У войны не женское лицо / С.А. Алексиевич. - М.: Время, 2008. - 414 с. - (Голоса утопии).
Роман о женщинах, выживших в нечеловеческих условиях Великой Отечественной войны.
Астафьев В.П. Веселый солдат: роман / Виктор Астафьев. - СПб.: Лимбус Пресс, 2002. - 360 с.
Астафьев В.П. Военные страницы: повести и рассказы / Виктор Астафьев. - М.: Мол. гвардия, 1986. - 462 с. : ил.
Астафьев В. Прокляты и убиты: роман / Виктор Астафьев.- М.: Эксмо, 2007.- 832 с.- (Библиотека Всемирной литературы).
Астафьев В. П. Так хочется жить: повести и рассказы / В. П. Астафьев. – М.: Кн. палата, 1996. – 445 с. – (Популярная библиотека).
Бакланов Г.Я. Июль 41 года: роман / Григорий Бакланов. – М.: Вагриус, 2004. – 347 с.
Бакланов Г. Я. Навеки - девятнадцатилетние: авт. сб. / Г. Бакланов. – М.: Эксмо, 2011. - 704 с. - (Красная книга русской прозы).
Бек А. А. Волоколамское шоссе: в 2 кн. / Александр Бек. - М.: Терра-Книж. клуб, 2005. - (Великая Отечественная). Кн. 1. - 304 с. Кн. 2. - 432 с.
Богомолов В. Момент истины: роман, повести, рассказы / Владимир Богомолов.- М.: Воскресенье, 2002.- 616 с.
Богомолов В.О. Сердца моего боль / Владимир Богомолов. - М.: Мол. гвардия, 1985. - 543 с.
Бондарев Ю. В. Горячий снег: роман; Батальоны просят огня: повесть / Юрий Бондарев. – М.: Эксмо, 2005. – 639 с.
Бубеннов М. Белая береза / Михаил Бубеннов. – М.: Вече, 2010. – 512 с.
Быков В. Повести: авт. сб. / Василь Быков. - М.: АСТ, 2010. - 528 с.- (Русская классика).
Быков В. Знак беды: повесть / Василь Быков. - М.: Вагриус, 2001. - 350 с. Быков В. Третья ракета; Дожить до рассвета: повести / В. Быков. - Л.: Лениздат, 1981. - 254 с.
Васильев Б. Л. А зори здесь тихие…: романы и повести / Б. Л. Васильев; предисл. А. Дементьева. - М.: Эксмо, 2003. - 765 с. - (Красная книга русской прозы).
Васильев Б. Л. В списках не значился: роман, повести / Б. Л. Васильев. - М.: Эксмо, 2005. - 544 с.
Васильев Б. Завтра была война: роман, повести / Б. Васильев. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1994. – 477 с.
Воробьѐв К. Д. Убиты под Москвой; Крик; Это мы, господи!: повести и рассказы / Константин Воробьѐв. – М.: Терра-Книж. клуб, 2005. - 288 с. - (Великая Отечественная).
Гроссман В. С. Жизнь и судьба: роман: в 3 кн. / В. С. Гроссман. - М.: Терра-Книж. клуб, 2005. - 400 с. - (Великая Отечественная).
«Закруткин В.А. Матерь человеческая: повести / Виталий Закруткин. - М.: Современник, 1984. - 469 с.: ил.
«Матерь человеческая» - замечательная, пронзительная повесть о величии духа простой русской женщины, спасительницы Жизни перед лицом смерти и войны.
Казакевич Э. Г. Звезда: сб./ Э. Г. Казакевич. - М.: АСТ, 2004. - 477 с. - (Мировая классика).
Кондратьев В.Л. Отпуск по ранению: повести, рассказы / Вячеслав Кондратьев. - М.: Терра-Книж. клуб, 2005. - 398 с. - (Великая Отечественная
Курочкин В. На войне как на войне: авт. сб. / Виктор Курочкин. - М.: Вече, 2010. - 320 с. - (Победители).
Некрасов В. П. В окопах Сталинграда: повесть / Виктор Некрасов. - М.: Амфора, 2005. - 476 с. - (Победа).
Носов Е. И. Памятная медаль: повести и рассказы / Евгений Носов. – М.: Рус. мир, 2005. - 509 с.
Панова В. Ф. Спутники: повесть / Вера Панова. – М.: Терра-Книж. клуб, 2005. - 272 с. - (Великая Отечественная).
Платонов А. П. Иван Великий: рассказы о войне / А. П. Платонов; сост. М. А. Платонова. - М.: Сов. писатель, 2000. - 445 с.: ил.
Полевой Б. Н. Повесть о настоящем человеке / Б. Н. Полевой. - М.: Сов. Россия, 1983. - 272 с.: ил.
. Приставкин А.И. Ночевала тучка золотая: повесть / А.И. Приставкин. - М.: АСТ: Олимп, 2002. - 269 с.: ил. - (Школьная хрестоматия).
Распутин В.Г. Живи и помни: повесть, рассказы / В. Распутин; М.: Панорама, 1997. – 440 с. – (Русская литература. ХХ век).
«Живи и помни» - хрестоматийная повесть Распутина о войне - о военном деревенском быте, о чести и совести двух людей, о дезертире-муже и принявшей его жене (оплатившей затем его бегство своей смертью).
Симонов К. М. Живые и мертвые: роман: в 5 кн. / К. М. Симонов. – М.: Терра-Книж. клуб, 2004. – (Великая Отечественная).
Стаднюк И. Ф. Война: роман / И. Ф. Стаднюк. – М.: Воениздат, 1987. - 651 с. - (Библиотечная серия).
Фадеев А. Молодая гвардия: роман / Александр Фадеев. - М.: Просвещение, 1982. - 528 с.
Шолохов М. А. Они сражались за Родину
Михаил Александрович Шолохов (1905–1984) попал на Великую Отечественную войну после гражданской, параллель с которой проводится в неоконченном романе «Они сражались за Родину» (1943-1944, 1959 гг.). Для автора «Тихого Дона» война – всегда грязна и кровава, но за ее потом и кровью может скрываться великое. Хотя главными героями являются солдаты, Шолохов намеренно не разделяет солдат и командиров, в романе ощущается единство всего народа: от солдата до главнокомандующего. Книга посвящена героическому подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне. Незаконченный роман Шолохова приобрел большую популярность в немалой степени благодаря одноименному художественному фильму режиссера С. Бондарчука с участием известных актеров (В. Шукшина, С. Тихонова, Ю. Никулина и др.), оказавшему колоссальное воздействие на зрителя.
Шолохов М. А. Судьба человека: рассказ / М. А. Шолохов. - М.: Дет. лит., 1981.
Широко известный рассказ о судьбе простого русского солдата в годы Великой Отечественной войны. Этот рассказ, прочитанный по Всесоюзному радио популярным киноактером Сергеем Лукьяновым, потряс тогда миллионы людей. От войны отделяло одиннадцать лет, раны ещѐ болели, где-то ещѐ надеялись и ждали фронтовиков, о плене и пленных говорили с большой оглядкой. А тут судьба одного из таких, как все, своего брата-шофера, его «нелюдские муки»… Новизна рассказа состояла не столько в возвращении к «простому человеку», сколько в возвращении к простым и вечным общечеловеческим ценностям. Шолохова интересовала душа человека, сохранившего свое достоинство, сумевшего сказать точное слово о себе и мире. Рассказ пронизан светом надежды, который в ситуации даже самой страшной личной катастрофы связан с вечным и спасительным чувством любви, ответственности перед жизнью и будущим усыновленного ребенка.
Солженицын А. И. Военное: повести, рассказы / А. И. Солженицын. - СПб.: Амфора, 2005. - 463 с. - (Победа).
ПОЭЗИЯ, ОПАЛЕННАЯ ВОЙНОЙ…
Я порохом пропахнувшие строки
Из-под обстрела вынес на руках.
С. Орлов
Берггольц О.Ф. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 2. Стихотворения и поэмы, 1941-1945; Проза, 1941-1945 / Ольга Берггольц; сост. М.Ф. Берггольц; примеч. Т. Головановой. – Л.: Худож. лит., 1989. – 431 с.
Во второй том собрания сочинений Ольги Берггольц вошли произведения, созданные ей в блокадном Ленинграде и в трудные послевоенные годы. В их числе – поэмы «Февральский дневник», «Памяти защитников», «Твой путь», «Ленинградская поэма», стихотворения, книга очерков «Говорит Ленинград».
Борисов М. Ф. Избранное: стихотворения и поэма / Михаил Борисов. – М.: Ветеран Отчизны: Мегаполис, 2000. - 285 с.
Высоцкий В. С. Собрание сочинений. В 4 кн. Кн. 2. Мы вращаем землю. - М.: Надежда-1, 1997. - 624 с.
Дорога Побед: стихи советских поэтов о Великой Отечественной войне / сост.
Н. Старшинов, С. Музыченко. - М.: Сов. Россия, 1980. - 480 с. - (Подвиг).
Друнина Ю. Стихи о войне / Ю. Друнина. - М: Эксмо, 2010. - 304 с. - (Стихи о войне). Сквозь грохот орудий дорогами Великой Отечественной войны шла муза Юлии Друниной - женственной и мужественной, верной солдатскому братству. Поэт-фронтовик, поэт-лирик, она любима все новыми и новыми читателями. Страницы этой книги возвращают в далекие «сороковые-роковые», в героические, полные лишений и страданий, но, вопреки всему, романтичные годы вчерашней школьницы, санинструктора Юлии Друниной.
Жди меня и я вернусь…: военная лирика, 1941-1945 - 2005 / В сборнике широко представлено творчество русских поэтов разных поколений. Открывает книгу раздел стихотворений поэтов, павших на фронте. Особое место в поэзии военных лет занимают стихи погибших поэтов. «
Из фронтовой лирики: стихи русских советских поэтов / сост. и вступ. ст. А. Когана. –М.: Худож. лит., 1981. – 350 с. Имена на поверке: стихи воинов, павших на фронтах Великой Отечественной войны / сост. Д. Ковалев. – М.: Мол. гвардия, 1985. – 304 с.
Лирика военных лет: стихи советских поэтов (1941-1945) / предисл., сост. и примеч. В. А. Зайцева и В. И. Фатющенко. - М.: Изд-во Моск ун-та, 1985. - 320 с.
Николаев П. А. Поэтический пантеон победной войны / П.А. Николаев. - М.: Русский импульс, 2005. - 295 с..
Об огнях-пожарищах: Великая Отечественная война в стихах и песнях / сост. А. Турков. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 349 с.: ил.
Одна на всех победа: поэт. антология / сост. Н. Б. Рачков, В.С. Симаков.- Окуджава Б. Ш. Стихотворения / Булат Окуджава. – М.: Эксмо, 2008. - 480 с. - (Всемирная библиотека поэзии).
Партизанская слава: стихи и песни. - Л.: Лениздат, 1985. - 256 с.
Песни войны и Победы / сост.: В. Андриянов, А. Кузнецов. - М.: Трибуна:
Победа. Стихи военных лет. 1941-1945 / сост. С. Наровчатов, Я. Хелемский; худож. В. Аладьев. - М. : Худож. лит., 1985. - 623 с.: ил. В сборник включены наиболее значительные стихи о войне, созданные поэтами – представителями советской многонациональной поэзии в 1941 - 1945 годах.
Поэзия Победы: антология / сост. А. Ю. Шалобаев. - М.: Герои Отечества, 2004.
Прокофьев А.А. Через наши сердца: раздел поэт. сборника // Прокофьев А.А. Россия стоит на граните : избранное. – М., 1982. – С. 193-262.
Лучшие стихотворения автора о героях и событиях войны, о подвиге блокадного Ленинграда.
Родина мужественных: стихотворения и поэмы военных лет / сост. И.Я. Юрьев.- Ярославль: Верх.- Волж. кн. изд-во, 1985.- 239 с.
Самойлов Д. С. Избранное: стихотворения и поэмы / Давид Самойлов. - М.:
Симонов К. М. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины / сост. А. Симонов. – М.: Эксмо, 2005. – 287 с. - (Золотая серия поэзии).
Слуцкий Б. А. Записки о войне: стихотворения и баллады / Б. А. Слуцкий. - СПб.: Логос, 2000. -348 с. Стихи и песни о Великой Отечественной войне / сост. Л.В. Поликовская. - М.: Мир Энциклопедии, 2008. - 446 с.: ил.- (Кастальский ключ). В сборнике собраны стихи и песни поэтов - участников Великой Отечественной войны.
Твардовский А. Василий Теркин: поэма / А. Твардовский. - М.: Вагриус, 2004. - 189 с.