Роль музыки в литературных прозаических произведениях

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль музыки в литературных прозаических произведениях

Ручкина  А.И. 1Абрамова  Д.С. 2
1МОУ "СОШ №18 имени Подольских курсантов", 8 класс
2МОУ «Средней общеобразовательной школы №18 имени Подольских курсантов»
Варанкина Е.Ф. 1
1МОУ "Средняя общеобразовательная школа №18 имени Подольских курсантов"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель:Выявить ассоциативные связи между музыкальными, художественными и литературными образами и узнать роль музыки для выражения основных идей и целей произведения.

Актуальность проблемы:Искусство воздействует на человека с поистине огромной силой. Интерес к исследованию классической литературы на точке соприкосновения с музыкой позволяет более точно понять замысел писателя, раскрыть характер героя и многие другие важные вещи, без которых трудно понять суть произведения.

Обоснование выбора темы:С самого рождения мы, авторы данной научно-исследовательской работы, тесно связаны с таким видом искусства, как музыка. Посещая музыкальную школу, мы не раз замечали, что так или иначе в литературных произведениях присутствуют упоминания об этом виде искусства, а также некоторые сочинения композиторов, известные по всему миру, были написаны именно по творениям писателей и поэтов. Важно понять, зачем авторы обращаются к этой теме или к упоминаниям и описанию данного вида искусства.

Задачи:

 

Найти литературные произведения, в которых музыка занимает значимую роль;

 

Найти взаимосвязь музыки и литературы как в отдельно взятых произведениях, так и в целом;

 

Определить значение образа музыки в литературных произведениях;

 

Рассмотреть множество возможных видов связи между литературой и музыкой;

 

Узнать причину, по которой писатели включают в произведения тему музыки, музыкантов.

Методы:

 

Анализ дополнительных источников информации: книги, фильмы, статьи, интернет ресурсы, документы;

 

Индуктивно-дедуктивный метод рассмотрения литературных произведений и художественных образов с целью нахождения примеров связи музыки и художественных рассказов;

 

Обобщение и систематизация полученной информации и изложение её в исследовательской работе.

План выполнения работы:

 

Выбор темы проекта, постановка цели, задач, определение методов исследования;

 

Поиск информации, выбор и работа с литературными произведениями разных писателей («Скрипка Ротшильда» Антон Павлович Чехов, «Слепой музыкант» Владимир Галактионович Короленко, «После бала» Лев Николаевич Толстой);

 

Обобщения собранной информации, создание презентации для представления проекта;

 

Защита проекта (раскрытие аргументации позиции, доказательство точки зрения, чёткое, ясное и доступное изложение).

Степень изученности: Значением музыки в литературе увлекаются отнюдь не многие, но всё же есть люди, работы которых в том или ином виде представлены обществу. Таким образом хотелось бы отметить работу «Образ музыки в литературных произведениях» (автор не указан), где выделяется образ музыки как «стерео» изображение к одномерному изображению мира и человека в тексте.

Взаимосвязь музыки и литературы (общее)

    •  

«Вся жизнь мира окружена музыкой. Когда земля при своем создании была уже готова к жизни, жизни все-таки еще не было. Тогда вдруг ветер промчался над полем и над лесом. И в волнах возник плеск, а в лесных вершинах гул. Через это в мире возникла музыка, и мир стал живой». Константин Бальмонт

Прежде чем говорить о взаимосвязи двух видов искусства, нужно узнать их определения.

Музыка – это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующий на психику человека.

Литература — это один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык. (поэзия, проза, драма).

Взаимосвязь музыки и литературы зачастую неразделима. Без музыки не появились бы такие виды искусства, как: опера, балет, оперетта, мюзикл, романс - в основе которых лежат литературные произведения. (Молитва «Ave Maria» была положена Ф. Шубертом на музыку) (см. приложение 1, п. 9). Как ещё несколько примеров, можно привести: (см. приложение 3).

Множество поэтических произведений обрели известность благодаря тому, что их прочли композиторы, однако стержнем родства является интонация.

Интонация (в литературе) – сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, логическое ударение, тон, паузы.

Интонация (в музыке) – мелодичный оборот, передающий смысл при помощи средств музыкальной выразительности (темп, ритм, тон, паузы, акценты и т.д.).

И в литературе, и в музыке интонацией можно назвать осознанную, качественно осмысленную музыкальную или разговорную речь.

Интонации могут быть различные: печальные, ласковые, грустные, весёлые, торжественные, обеспокоенные и т.д.

При внимательном прослушивании музыкального произведения, можно явственно услышать завершённые предложения, незаконченные фразы и всё то, что проявляется в речи. Музыковеды зачастую пользуются литературной терминологией. Есть группа определённых терминов, которые используются и там, и там. Интонация, образ, тема, мотив, пауза, метр, ритмика, тембр и другие.

Также многие писатели и поэты обращаются к теме музыки в своих произведениях. Авторы используют этот приём для того, чтобы подчеркнуть значимость момента, более широко и разнообразно раскрыть судьбу, душу персонажа.

Музыка часто встречается также и в различных сказках. Например, при помощи дудочки крысолова из города ушли все крысы. Или Садко так прекрасно исполнил песню на гуслях, что к нему вышел из Ильмень-озера Царь морской и предложил награду. Волшебные музыкальные инструменты помогают людям. Вряд ли народ и авторы просто так наделяют магическими свойствами именно эти предметы.

Музыка и литература отделились друг от друга, однако общие черты присутствуют в любом случае:

- Понятия добра и зла, ненависти и любви. Моральные принципы сближают эти виды искусства. Они поднимаются и там, и там.

- Стоит упомянуть такие вещи, как эмоциональная окраска и направленность. И музыка, и литература влияют на человека в глубоко-духовном плане. Автор может использовать хоть слова, хоть звуки, хоть ноты – всё равно, это нас трогает, заставляет задуматься.

- Читая произведение, мы зачастую слышим «внутренним ухом», «внутренним голосом» некое музыкальное или голосовое оформление, создающее атмосферу действия.

Рассмотрим значение музыкальных образов на примере некоторых прозаических произведений.

«После бала» Л. Н. Толстой

Образность занимает большое место в творчестве Толстого. Рассказ «После бала» был основан на контрастах и противопоставлениях (антитезах) музыки в различных эпизодах (во время бала, после него) и через неё переданы образы этих моментов.

Сначала в душе главного героя звучит музыка бала (см. приложение 1, п.1): мазурка, вальс, полька, кадриль и другая весёлая, танцевальная или романтическая музыка таких вечеров. Он влюблён, для него всё в этом мире прекрасно.

«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.»

«В душе у меня все время пело, …слышался мотив мазурки.»

Картина после бала отличается же от данной ранее кардинально (см. приложение 1, п. 2). Иван Васильевич (главный герой) видит, как нежно любящий отец и добродушный полковник перевоплощается в безжалостного мучителя. Это сопровождается «совершенно иной, нехорошей музыкой».

«Позади их стояли барабанщик и флейтщик и, не переставая, повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.»

Какой контраст душевного состояния передаётся при помощи музыки. Мазурки и вальсы сменяются визгливой и скрипящей музыкой точно также, как высокие, восторженные и восхищённые чувства сменяются «физической, доходившей до тошноты тоской».

Мазурка исчезает, появляется страшная музыка. Восторг сменяется ужасом от происшедшего зрелища. «Музыкальное сопровождение» в произведении помогает сопоставить эти две картины для более точной передачи разницы этих двух моментов и создания атмосферы момента.

    •  

«Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств.»

В. А. Сухомлинский

«Скрипка Ротшильда» А. П. Чехов

Роль музыки в жизни человека подчёркивает Антон Павлович Чехов. Музыкальный инструмент – один из важнейших деталей сюжета, играющий значительную роль в «Скрипке Ротшильда». Скрипка - это символ части души Якова. Части, олицетворяющей счастье, человечность, покой, чуткость. В самые тоскливые моменты он обращается к ней (см. приложение 1, п. 8).

«Мысли об убытках донимали Якова особенно по ночам: он клал рядом с собой на постели скрипку и, когда всякая чепуха лезла в голову, трогал струны, скрипка в темноте издавала звук, и ему становилось легче.»

Почти весь рассказ – это описание раздумий Якова – злого, меркантильного, угрюмого старика, не умеющего радоваться жизни, живущего одним единственным словом «убыток». Очень ярко этот момент показан в его размышлениях после визита к врачу:

«От жизни человеку — убыток, а от смерти — польза.»

Он отвергает саму жизнь как чудо.

«Это соображение, конечно, справедливо, но все-таки обидно и горько: зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?»

Единственная жизнь Якова протекла бесцельно и бессмысленно.

«Не жалко было умирать, но как только дома он увидел скрипку, у него сжалось сердце и стало жалко. Скрипку нельзя взять с собой в могилу, и теперь она останется сиротой и с нею случится то же, что с березняком и с сосновым бором.»

Чехов очень точно передает пробуждение практически мёртвой души. Раскрытие таких качеств, как благодарность, жалость, раскаянье. Всё это зародилось в нём благодаря музыке. (см. приложение 1, п. 3)

«Яков вышел из избы и сел у порога, прижимая к груди скрипку. Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная, что, но вышло жалобно и трогательно, и слезы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка». «И опять заиграл, и слезы брызнули из глаз на скрипку.»

Мелодия заставляет Якова вспомнить то, что, казалось бы, забыто безвозвратно: вера, молодость, чувства и дочь с белокурыми волосами. Она превращает его злейшего врага в брата.

«Не могу... — проговорил Яков, тяжело дыша. — Захворал, брат.»

Она становится пиком жизни человека. Благодаря единственному произведению он обретает смысл жизни. Именно эта удивительная мелодия осталась после Якова в мире.

Скрипка появляется в самые кульминационные моменты. Когда Яков принимает смерть, как данное, ему уже не жаль и умереть, Бронза полностью лишается малейшего желания жить, которое до этого было у него, хоть и в мизерном размере. И в такой момент он вдруг кардинально меняет своё мнение, решение. Один взгляд на скрипку переворачивает его душу. Яков не хочет уходить из этого мира, потому что не хочет оставлять скрипку одну. Фундаментально изменения взглядов можно заметить, если сравнить его отношение к смерти Марфы. Якову практически всё равно. Когда умирает абсолютно посторонний человек, мы испытываем жалость и сострадание к нему, а в данном случае умирает его родная жена и он думает лишь о том, как хорошо, что похороны обошлись так дёшево и, прощаясь с Марфой в последний раз, удивляется тому, какой добротный вышел гроб для неё. Однако, скрипку он не хочет оставлять сиротой. Как мы видим в конце произведения, Яков относится к скрипке не только как к одушевлённому лицу, а даже как к своему умершему ребёнку. Используя выражения «прижать к груди» или «остаться сиротой», «баюкать», автор показывает отношение Бронзы, как отца. Скрипка - его наследница, любимица, та, что утешит и «подаст стакан воды» в старости. Это показывает кардинальность переосмысления взглядов. Он настоль ослеплён своим новым видением мира, что на предложение нового заработка отвечает решительным отказом, ссылаясь на хворь.

«И потом весь день Яков лежал и тосковал.»

Яков предчувствует скорую смерть. Батюшка, пришедший его исповедовать, спрашивает, не помнит ли он особых за собою грехов. На ум приходят две вещи:

«Несчастное лицо Марфы и отчаянный крик жида, которого укусила собака.»

Это то, о чём Яков сожалеет. Он уже не исправит своего отношения к жене, однако ещё одну вещь он изменить в силах. (см. приложение 1, п.6)

«Скрипку отдайте Ротшильду.»

Это высшая точка кульминации рассказа. Это первый и последний его поступок в жизни, самое важное, сделанное им, то к чему он шёл на протяжении всего произведения. В таком случае название показывается нам в ином свете. В повествовании Яков владеет скрипкой не только материально, но и духовно – как часть души. Передавая инструмент, Яков отдаёт Ротшильду душу, которая будет жить, пока существует скрипка, пока играют его мелодию. Читая заглавие, мы можем написать: «Скрипка Ротшильда = Душа Якова».

«Слепой музыкант» В. Г. Короленко

Также роль музыки в жизни человека подчёркивает Владимир Галактионович Короленко. Именно музыка и звуки являются ключевыми в рассказе «Слепой музыкант», на них основывается вся жизнь мальчика.

«Мир, сверкавший, двигавшийся и звучавший вокруг, в маленькую головку слепого проникал главным образом в форме звуков, и в эти формы отливались его представления.»

Благодаря своему дару он познаёт окружающий мир, природу, жизнь, людей, заводит знакомства, которые связывают его судьбу тесными узами.

«Теперь впечатления слуха окончательно получили в жизни слепого преобладающее значение, звуковые формы стали главными формами его мысли, центром умственной работы.»

Как уже было указано, музыка играет огромную роль в жизни Петра, а ведь всё началось с дудочки конюха Иохима. (см. приложение 1, п.4)

«В самом патетическом месте он почувствовал, как чья-то маленькая рука быстро пробежала легкими пальцами по его лицу, скользнула по рукам и затем стала как-то торопливо ощупывать дудку.»

Из-за отсутствия зрения, мальчику кажется, что он не нужен и бесполезен. (см. приложение 1, п. 5) Забота со стороны близких, особенно со стороны девушки Эвелины, помогает ему найти уверенность в себе. Не смотря на долгое общение, он ранее не задумывался о таком чувстве, как любовь.

«Потом с удивлённым видом, и всё как будто не дождавшись чего-то, он дрогнул, тронул клавиши и, подхваченный новой волной нахлынувшего чувства, отдался весь плавным, звонким и певучим аккордам.»

«Что это было со мной?» - подумал он, и в то же мгновение в его памяти прозвучали слова, которые она сказала вчера, в сумерки, у старой мельницы: «Неужели ты никогда не думал об этом? Какой ты глупый!..»

Музыка и музыкальные инструменты помогают выражать свои чувства, даже позволяют обрести известность такому неудачливому, на первый взгляд, парнишке. Звуки дают Петрусе почувствовать себя полноценным человеком, возводят на музыкальный Олимп.

Заключение

Значение музыки в литературе огромно. Если о ней не говорится напрямую, то она обязательно слышится в произведении косвенно (начиная с ритма произведений, скрытого описания музыки, как духовной составляющей, заканчивая основной сюжетной линией рассказа). Музыка позволяет более полно и выразительно рассмотреть героев и сам смысл произведения, раскрыть основную идею.

Подводя итог, можно сказать о несомненно важном положительном влиянии на художественные произведения. Музыка – непосредственный язык души, однако и её возможности ограничены. С литературой ситуация аналогична. Два искусства дополняют друг друга, как пазл. Музыка и литература потеряли бы невероятно много друг без друга.

Существует множество вариантов связи между музыкой и литературой. Это интонация, звук, эмоциональная окраска и направленность смыслового значения.

    •  

Лирическое произведение— это музыкальное выражение душев­ных переживаний с помощью языка. (Л. Шлегель)

Эта цитата вполне может стать основным итогом всей нашей работы.

Список литературы

 

А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда», 1995 г.

 

В. Г. Короленко «Слепой музыкант», 2001 г.

 

Л. Н. Толстой «После бала», 2005 г.

 

Сборник «Библиотека музыкальных произведений», 2011 г.

Список интернет-ресурсов

 

http://music-education.ru/muzyka-v-literaturnyh-proizvedeniyah/

 

http://www.kazedu.kz/referat/163647

 

http://stud24.ru/music/obraz-muzyki-v-literature/303253.html

 

https://xreferat.com/49/1698-1-obraz-muzyki-v-literaturnyh-proizvedeniyah.html

Приложение 1

Для нашей проектной работы мы подобрали музыку для визуализации образа и создания атмосферы.

Список используемой музыки:

 

П.И. Чайковский. Мазурки из балета «Лебединое озеро»;

 

Аудиозапись «Блич. Скрипка и барабаны»;

 

Никколо Паганини «Каприз №16 для скрипки»;

 

Народная песня на дудке;

 

Людвиг ван Бетховен «Патетическая соната» 3 часть;

 

Карл Черни «Этюд №26»;

 

Вольфганг Амадей Моцарт «Турецкое рондо»;

 

Звук скрипки;

 

Ф. Шуберт Молитва «Ave Maria».

Приложение 2

Использование проектной работы:

 

Преподнесение материала проектной работы перед аудиторией восьмых классов учителем литературы. Тема урока: «Связь музыки с литературой»;

 

Преподнесение материала проектной работы перед аудиторией восьмых классов учителем искусства. Тема урока: «Музыка и литература как виды искусства»;

 

Использование восьмыми классами для литературно-музыкальной постановки произведения и подбора музыки.

Приложение 3

Музыкальное произведение

Литературное произведение

«Борис Годунов» Модест Мусоргский

«Борис Годунов» Александр Пушкин

«Снегурочка» Николай Римский-Корсаков

«Снегурочка» Григорий Островский

«Кармен» Жорж Бизе

«Кармен» новелла Проспера Мериме

«Щелкунчик» Пётр Чайковский

Сказка Э. Т. А. Гофмана

«Щелкунчик и мышиный король»

«Сказка о царе Салтане» Н. Римский-Корсаков

«Сказка о царе Салтане» А. Пушкин

«Руслан и Людмила» Николай Глинка

«Руслан и Людмила» А. Пушкин

Балет «Спящая красавица» П. Чайковский

«Спящая красавица» Ш. Перро

«Пер Гюнт» Эд. Григ

«Пер Гюнт» Г. Ибсент

«Пиковая дама» П. Чайковский

«Пиковая дама» А. Пушкин

«Письмо матери» Василий Липатов

«Письмо матери» С. Есенин

«Молитва» Николай Глинка

«В минуту жизни трудную…» А. Пушкин

«Евгений Онегин» Пётр Чайковский

«Евгений Онегин» А. Пушкин

«Воевода» П.И. Чайковский опера

комедия «Воевода» А.Н. Островский

"Maзепа" П.И. Чайковский опера

поэма "Полтава" А.С. Пушкин

«Золотой петушок» Н.А. Римский – Корсаков опера

«Золотой петушок» А.С. Пушкин

«Майская ночь» Н.А. Римский – Корсаков опера

«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголь

Просмотров работы: 14515