ВВЕДЕНИЕ
Проблема исследовательской работы: «Способы выражения авторской позиции и тема социального дна в повести А. И. Куприна «Яма» (1909-1915)» Проблема раскрытия авторской позиции в произведении русской литературы, на мой взгляд, является одной из сложнейших задач при анализе. В каждую свою работу писатель закладывает определенные темы, проблемы, идеи, суждения. Чаще всего чувства, оценки, настроения героя произведения помогают осознать и авторское отношение к окружающему его миру, восприятие и времени, пространства.
В ходе исследования мы углубим понятия автор и авторская позиция, рассмотрим повесть А. И. Куприна «Яма», выделяя основные темы и проблемы произведения, определяя способы выражения авторской позиции.
Выбор А. И. Куприна обусловлен тем, что он является, на наш взгляд, ярчайшей фигурой своего поколения. Писатель показывает основные тенденции русского реализма рубежа: конца XIX - начала XX вв. Повесть «Яма» написана в разные периоды времени. На наш взгляд, именно изображение, повествование, относящееся к разным периодам времени, может показать изменения способов выражения авторской позиции на протяжении 6 лет и позволит яснее осознать авторское понимание и решение проблем, заложенных в произведении. В этой повести А. И. Куприн отразил самые сложные, живые, противоречивые чувства, которые интересно рассмотреть в рамках анализа способов выражения авторской позиции в повести.
Актуальность работы заключается в том, что при анализе любого литературного произведения всегда включается анализ выражения способов авторской позиции. На мой взгляд, знание основных способов выражения позиции автора помогает наиболее точно определить темы, идеи произведения и способствует соавторству, сопереживанию читателя с героями эпического произведения.
Мы попытаемся рассмотреть теорию способов выражения авторской позиции, творческое движение писателя, выявить особенности его стиля, осознать отклик писателя на события, происходившие вокруг него.
Цель нашего исследования: создать представление о мире, героях, суждениях, оценках А. И. Куприна путем выявления основных черт его стиля, способов выражения собственной позиции, отношения к «социальному дну» общества
Задачи научной работы:
познакомится с теоретическим решением темы в современном литературоведении и критике, изучить историю рассмотрения темы;
дать анализ произведения в плане содержательно-концептуальных подходов к теме, жанрово-композиционных особенностей изображения и выражения авторской позиции;
определить основные тенденции создания способов изображения и выражения позиции автора в повести.
Степень изученности данного вопроса: интерес к изучению творчества А.Куприна и способам выражения авторской позиции нашел свое отражение в многочисленных исследованиях российских литературоведов таких, как, например, Волков А. А, Иконникова Я. В, Мельникова Н. Н., Смирнова Л.А. , Соколов А.Г.
Обзор используемой литературы: При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи.
Основными источниками, раскрывающими теоретические основы мотивационного механизма, явились работы Волкова А. А, Иконниковой Я. В, Мельниковой Н. Н., Смирновой Л.А., Соколова А.Г. (список литературы в конце работы).
В данных источниках подробно рассмотрены понятия автор и авторская позиция, способы ее выражения, стилевые черты творчества А. И. Куприна, особенности повести «Яма».
Характеристика личного труда: в своей исследовательской работе мы попытались рассмотреть художественные особенности повести «Яма», способы выражения позиции автора по отношению к выбранным им темам, проблемам, героям, событиям. Нам удалось выделить наиболее выделяющийся и запоминающиеся авторские стилевые черты, позволяющие нам как читателям создать образ «социального дна» в процессе чтения повести.
Глава 1. Исследование содержания повести «Яма» современной
критикой или литературоведением (теоретические аспекты). Компиляция темы.
Понятия автор, авторская позиция и способы ее раскрытия
Слово «автор» (от лат. аuсtог — субъект действия, основатель, устроитель, учитель и, в частности, создатель произведения) имеет в сфере искусствоведения несколько значений. [11]
Это, во-первых, творец художественного произведения как реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт.
Во-вторых, это образ автора, локализованный в художественном тексте, т. е. изображение писателем, живописцем, скульптором, режиссером самого себя.
И наконец, в-третьих (что сейчас для нас особенно важно), это художник-творец, присутствующий в его творении как целом, имманентный произведению.
Автор (в этом значении слова) определенным образом подает и освещает реальность (бытие и, его явления), их осмысливает и оценивает, проявляя себя в качестве субъекта художественной деятельности. [3]
Авторская позиция- это отношение автора к поставленной в произведении проблеме.
Авторская позиция может быть выражена прямо или косвенно, когда автор старается избегать однозначных оценок. Выделим наиболее распространённые способы её проявления. [9]
Семантические доминанты — компоненты произведения, которые приводят в движение и определяют отношения всех прочих компонентов. С доминантой обычно связано заглавие художественного произведения, которое традиционно воспринимается как «аббревиатура смысла» всего текста, как отражение авторской интерпретации. Заглавие выражает авторское видение изображаемых ситуаций, событий. Это своего рода первая интерпретация произведения, предлагаемая самим автором. Иногда оценка, выраженная в заглавии, может не совпадать с авторской позицией (например, эзопов язык в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дурак», в которой описываются великодушные поступки Иванушки, называемые «дурацкими»).
Ключевые слова выделяются на фоне других лексических единиц. Их основные признаки — высокая частотность, степень повторяемости в тексте и многозначность, соотнесение событийного и концептуального уровней текста.Важнейшие признаки ключевых слов- многозначность, семантическая осложненность, реализация в тексте их парадигматических, синтагматических, словообразовательных связей
Межтекстовые связи — это содержащиеся в том или ином конкретном тексте выраженные с помощью определенных словесных приемов отсылки к другим конкретным текстам. К распространённым приёмам межтекстовых связей относятся цитата, эпиграф, реминисценция, стилизация, пародия, «текст в тексте», параллельная межтекстовая связь, ремейк, пастиш, аллюзия.
В качестве эпиграфа может выступать небольшое целое произведение, пословица, афоризм, цитата. Эпиграф предваряет произведение, раскрывая его идею, характеры персонажей, особенности сюжета и связывает его с тем произведением, из которого он взят.
Портрет, особенности поведения персонажей, в том числе по отношению друг к другу, к природе, к конкретной ситуации и или вопросу.
Речевая характеристика героя. Раскрытие мыслей и чувств героя (психологизм). Языковые средства, передающие ощущения героя (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные).
Приём психологического параллелизма, когда внутреннее состояние и иногда даже «истинная сущность» персонажа сравниваются с состоянием природы.
Сюжет, композиция, отбор фактов, то, в каких ситуациях автор показывает персонажей. Так, проспекция – осуществляемая лексико-грамматическими средствами категория текста, направляющая внимание читателя на ключевой момент сюжета. Приём проспекции создаёт напряжение ожидания, выделяет значимость темы.
Художественная речь. В частности, риторические вопросы и риторические восклицания придают речи эмоциональность, помогая выражению авторской позиции.
Лирическое отступление — отклонение автора от фабулы, его лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они дают автору возможность в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам.
Символика, значимые детали
Роль имён собственных в тексте. Антропонимы и топонимы участвуют в создании образов героев, развертывании темы произведения, формировании художественного времени и пространства, выявляя его скрытые смыслы. Имя персонажа выступает как одна из ключевых единиц художественного текста, особенно когда оно занимает позицию заглавия. [8]
Творческий путь автора к повести «Яма», исследование повести путем компиляции современной критикой
Повесть, несмотря на свою древнюю историю, не имеет четкого, общепризнанного определения, жестких жанровых границ. «Словарь литературоведческих терминов» дает следующее определение повести: «Повесть, эпический прозаический жанр. В теоретической литературе бытует понимание термина «повесть» как «средней» формы эпической прозы. С этой точки зрения повесть сопоставляется с романом (большая форма прозы) и новеллой или рассказом (малая форма)» [4]
Наиболее крупной прозаической формой на протяжении всего творческого пути А.И. Куприна была повесть (за исключением единственного романа «Юнкера», написанного на закате жизни). Появление «Молоха», «Поединка», «Ямы» вызвало общественный резонанс и заставило говорить не только о смелом даровании писателя-реалиста, но и о глубоких противоречиях общественной, социальной жизни России. Кроме того, гимн любви у А.И. Куприна прозвучал, прежде всего, на страницах его знаменитых повестей «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь». [4]
Повесть «Яма» - наиболее спорное произведение А. И. Куприна. Произведение это с его достоинства и недостатками- плод большого и тяжелого труда писателя. Собирать материалы для повести А. Куприн начал еще в 90-е года. [5]
Создавая свою повесть, А.Куприн руководствовался гуманистическими стремлениями. С глубоким сочувствием он относился к женщинам, оказавшимся на дне жизни. Образы проституток, созданные писателем, жизненны, художественно ярки, достоверны. Именно жизненная правда, точность и глубина психологических зарисовок составляют сильную сторону повести. Как не похожи друг на друга, внутренне и внешне разнообразны все эти несчастные женщины, собранные в «домах» Ямы [2]
Идейная направленность - любовь к человеку, стремление видеть его свободным и счастливым составляют основу его идейных и эстетических исканий. [1]
Герои А. И. Куприна стремятся к любви и красоте, но обрести прекрасное в жизни, где царят пошлость и духовное рабство они не могут [6]
Его привлекает живописность, красочность, необычность людей. Герои А. Куприна живут беспокойно и тревожно. Они плачут и смеются, радуются и огорчаются, их внутренний мир открыт читателю, и они, рассуждая вслух, посвящают нас в тайное тайных своих чувств и переживаний. А сам писатель старается держаться как бы в стороне от вызванных им к жизни образов.[4]
Повествование разворачивается медленно, детально, картины «дна» жизни следуют одна за другой длинной вереницей, с удивительной точностью и правдивостью, передавая томительно-бедной, нищее духом существования, взрываемое подчас пьяным безумием, кровавыми драками, самоубийствами и убийствами. Но и тогда тон рассказа продолжает оставаться спокойным, и даже в отступлении автора не слышится голоса осуждения, гнева. Пафос обличения не вытекает непосредственно из картин мира, эти картины не «сцементированы» негодованием, сатирическим обличением, бичующей иронией. В сущности, репортер Платонов не является в повести фигурой действующей. Он прежде всего комментатор картин, раскрывающихся перед читателем. [7]
А. Куприн не осознавал, что в «Яма» он описывал уродства жизни не с объективной, а с объективистской точки зрения. Возникшая в произведении натуралистическая описательность явилась для него самого неожиданным результатом и находилась в противоречии с теми эстетическими принципами, которые воплотились в ряде его предшествующих произведений, - с верой в человека, с воспеванием красоты, ненавистью к социальным силам, губящим эту красоту. [11]
Во второй части «Яма» этот пессимизм выступает особенно наглядно. По существу здесь решается один вопрос: возможно ли интеллигенту перешагнуть пропасть, отделяющую его от народа? Хотя морально-психологический «эксперимент» Лихонина является попыткой лишь одной человеческой души, в действительности этот «эксперимент» связан с задачей куда более важной. [2]
Беспредельные духовные возможности человека и его же неспособность их реализовать – вот что волновало А. Куприна и было запечатлено уже в ранних рассказах. [1]
Для него важно среда и пространство. Он остался в дореволюционном «пространстве», которое великие (пере)стройки начала – середины XXвека изменили, взломали почти до неузнаваемости. [6]
С локативным концептом «Дом» непосредственную связь обнаруживает концепт «материнство» и связанные с ним концепт «ребёнок» и ментальная категория детскости и т.д. Соположение «падшей женщины» с матерью ярче всего отражено в купринской «Яме» в отношениях между Женькой и кадетом Колей Гладышевым, материнская привязанность к которому удерживает её от умышленного заражения юноши сифилисом. В то же время всех обитательниц заведения Анна Марковны автор характеризует как настоящих «детей»: «Но если они и лгут, то лгут совсем как дети». [6]
Пробуждение личности А. Куприн тесно связывал с вечным чувством любви.
Александр Куприн проникает в диссонансы общечеловеческой психологии. В героях повести как бы столкнулись полярные тенденции: горделивая независимость – собственнические склонности; богатство несомненно самоцепных переживаний – пресыщенность плотскими наслаждениями; раскованность чувствований – связанность подозрениями. [2]
Его книги – это живейший источник смысла, непосредственный отчет о путешествиях, непотребствах и возможностях «русской души». А. Куприн как никто другой знал и чувствовал окружающую его русскую жизнь во всех ее пестроте и разнообразии, его мир цветист и разнообразен, а кругозор невероятно широк.
Александр Куприн прозревает смысл, ищет его в деталях, и слово для него – лишь средство, а миф – лишь обстоятельство или фон, вроде городского пейзажа или погоды. [5]
Глава 2. ПРОБЛЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКСТА ПОВЕСТИ.
Авторское видение мира и человека в произведении «Яма»
Тема социального дна
Тема, заявленная в заглавии, символична. Яма физическая может стать западней для невнимательного путника, может принести ему увечья, плен и погибель. Это ловушка, из которой трудно выбраться. Яма в переносном смысле чаще означает социальное дно. Имеет прямое отношение к упадку, опустившемуся морально человеку. Само слово яма вызывает ассоциации страха, пустоты, темноты, нищеты, глухоты, бедности.
Яма является оценочным взглядом автора на происходящее. Именно в заглавии читатель уже предчувствует трагизм произведения. Создаются ощущение безысходности, страдания, предопределенности. На мой взгляд, можно также ощутить такие темы как судьба человека, его жизненный путь, человек и общество, человек вне общества, униженность, любовь, одиночество и семья, мечта, бессилие и сила, человечность и бесчеловечность, надежда и воля, несвобода. Это философские и социальные, нравственные темы, которые актуальны всегда, то есть читатель может ощутить сложную проблематику повести вне зависимости от времени.
Повесть «Яма» состоит из трех неравных по величине частей. Первая часть (двенадцать глав) знакомит читателя с основными персонажами произведения. Во второй части (семнадцать глав) происходит назревание конфликтов, которые находят свое разрешение в третьей части повести (девять глав). Композиция однопиковая, наиболее острого момента в произведении нет, события перетекают друг в друга медленно, не спеша, художественное время тягучее, сгущенное. А. И. Куприн не хотел восхищаться «дном» буржуазной жизни, и тем не менее при чтении произведения действительно возникает ощущение, что автор иной раз немного любуется создаваемой им картиной.
На мой взгляд, кульминационным моментом произведения является самоубийство Жени (одной из обитательниц публичного дома), точнее, события, которые вызывают предощущения неминуемой гибели героини.
Рассказывая о своей биографии журналисту Лихонину, она произнесла следующее «выгорело во мне что-то главное. Нет у меня сил, нет у меня воли, нет желаний… Я вся какая-то пустая внутри, трухлявая». Жизнь на дне общества утомляет ее. С десяти лет живя по законам такого общества, ее душа медленно увядала, хотя в публичном доме девушка занимает положение «первой красавицы в классе». Женьку все уважают, к ее мнению прислушиваются не только остальные проститутки, но и хозяйка заведения. Она пользуется большим успехом у посетителей и заставляет их «шире тратиться» на себя, чем на других.
В ее рассказе, по-моему, заключается главная тема и проблема повести. Как увидеть человека? Что такое человек? Какова цена человеческой жизни? Но это проблема так и не раскрыта в произведении. В «Яма» философская часть как бы отделена от художественной составляющей, существует самостоятельно. Читатель ощущает лишь итог угнетения, ни его процесс, ни то, как оно (угнетение) проникает в душу героинь. Результат - смерть Жени. Смерть в этой части сюжета представляет собой искупление, очищение героини. Единственный способ освободиться от оков социального дна - это гибель души.
В первой части повести нет сюжетного стержня, который связывал бы воедино сцены из жизни проституток и их «клиентов». Композиция основана здесь на описании жизни «Ямы» с утра до вечера и изо дня в день. Единственным связующим является комментарии Платонова и Лихонина. Рассуждения Платонова, социальный «эксперимент» студента Лихонина, берущего себе в подруги проститутку, - все это как бы философски-исследовательская часть, разъясняющая основную картину. И это тоже ослабляет накал чувств, драматизм произведения. События как бы переплетены друг с другом, но не ощущается причинно-следственной связи между частями повести. А. Куприн показал в своей повести не мучительный процесс уродования человеческой личности под тяжестью существования в тяжелое время перемен буржуазного общества, а уже изуродованного этим обществом человека, опустившегося на самое дно.
Героини пытаются осознать самих себя и общество, тяжело воспринимают несправедливость, окружающую их, почувствовать счастье, любовь, а не одиночество, холод души, внутреннюю пустоту. Они наделены чуткой душой, воспринимающей все многообразие, разносторонность жизни, они умны, внимательны, отзывчивы, но невозможность разделить хоть с кем-нибудь богатство внутреннего мира угнетает их. Личность живет в бесконечной борьбе, которая изматывает, поглощая, обрекая на смиренность.
Также важную роль в выражении авторской позиции играют имена героинь, раскрывающие доминантные черты характера. В произведении названы настоящие имена женщин только у Тамары и Женьки.
Тамара переводится с древнееврейского как - "смоковница", а ее настоящее имя, Лукерья греческого происхождения, означает «сладкая». Это имя является народной формой имени Гликерия, упоминаемого как в православных, так и в католических святцах. Это имя было в обиходе у крестьянского сословия, в монашестве употреблялось полное имя – Гликерия. Ее настоящее имя хранит в себе память прошлого, жизнь в монастыре, показывает ее связь с богом. Героиням приходится отрекаться от собственных настоящих имен, последней связующей к жизни не на дне. Принятие этих имен показывает перерождение героинь, становление части общества ямы.
В речах Платонова вырисовывается позиция писателя. Уже в начале «Яма» писатель вкладывает в уста Платонова тираду, которая определяет тональность повести.
«-А материал здесь, - говорит Платонов о публичных домах, - действительно огромный, прямо подавляющий, страшный... И страшны вовсе не громкие фразы о торговле женским мясом, о белых рабынях, о проституции, как о разъедающей язве больших городов, и так далее и так далее... старая, всем надоевшая, шарманка! Нет, ужасны будничные, привычные мелочи, эти деловые, дневные, коммерческие расчеты, эта тысячелетняя наука любовного обхождения, этот прозаический обиход, устоявшийся веками. В этих незаметных пустяках совершенно растворяются такие чувства, как обида, унижение, стыд. Остается сухая профессия, контракт, договор, почти что честная торговлишка, ни хуже, ни лучше какой-нибудь бакалейной торговли. Понимаете ли, господа, в этом-то весь и ужас, что нет никакого ужаса! Мещанские будни - и только»
В реплике Платонова можно определить также основную идею произведения, которая заключается в привычности, сухости профессии, омертвлении души человека, эмоции и чувства угасают, оставляя место холодной расчетливости работе. На мой взгляд, герой так же в начале относится к женщинам как к «живому материалу» исследования, он сочувствует им, пытается помочь, он оплачивает время проститутки Паши для того, чтобы дать ей возможность отдохнуть от клиентов, искренне желает облегчить участь больной сифилисом Женьки, но просто не знает, как это сделать. Его привлекает отсутствие лжи, лицемерия, ханжества, сделок с общественным мнением, с навязчивым авторитетом предков, с своей совестью, никаких иллюзий, никаких прикрас. Героини свободны и вольны, откровенны перед собой, но не перед посетителями публичного дома. Тем не менее, он кажется немного застывший героем, выражающий авторскую позицию, неспособный к действию, к преобразованию действительности. Выступления репортера Платонова, устами которого комментируется происходящее, калейдоскопичны и довольно сумбурны. Читатель может услышать его резкие высказывания, согласиться или не согласиться с ним, но не может ощутить его роль в жизни героинь, взаимодействия с ними. Его речи больше напоминают лирические отступления от общего повествования, чем оценка действительности со своими суждениями, не авторскими.
Также в произведении можно увидеть быт героинь
…такая навязчивость входила в круг их негласных обязанностей. Между девушками существовало даже какое-то вздорное, детское, странное соревнование в умении «высадить гостя из денег», – странное потому, что они не получали от этого никакого барыша, кроме разве некоторого благоволения экономки или одобрительного слова хозяйки. Но в их мелочной, однообразной, привычно-праздной жизни было вообще много полуребяческой, полуистерической игры.
По мнению автора, девушки напоминают детей. Дети – это самые первые врунишки и в то же время самый искренний на свете народ. Между собой они не лгут. Но посетителям они лгут потому, что они (мужчины) сами этого от них требуют, что обитательницы публичного втайне считают большими дураками и бестолковыми притворщиками. Наверное, ненависть к мужчинам даже воспитывается в публичном доме. Несмотря на то, что большинство женщин испытывало к мужчинам, за исключением своих любовников, полное, даже несколько брезгливое равнодушие, в их душах перед каждым вечером все-таки оживали и шевелились смутные надежды. Кроме того, несмотря на свою бесполость (по мнению автора), они все-таки не утеряли самого главного, инстинктивного стремления женщин – нравиться.
Люба, которая пыталась уйти из публичного дома, оказалась лишь экспериментом Лихонина, не способным полюбить девушку, относящийся к ней как подруге или сестре, а затем и вовсе готовый отдать ее своему другу Симановскому по-товарищески, ведь «разве ей не все равно: он, или я, или третий?». Судьба героини решается путем не ее собственных действий, а уже предначертанных планов студента, который захотел избавиться от героини. Он просто не видит в ней человека, личность.
А. И. Куприн противопоставляет интеллигентов к женщинам публичного дома. Например, знаменитая актриса Ровинская, пресыщенная преклонением зрителей, адвокат Рязанов, богатый композитор - дилетант Чаплинский и некая баронесса Тефлинг –люди, решающая окунуться в жизнь «Ямы». Они ищут «на дне» какие-то новые ощущения, пытаются вернуть себе чувства, жажду жизни.
Говоря о точной и живописной детали как о решающем и чуть ли не единственном приеме художественного воссоздания действительности. Произведение состоит из сцен, портретов, деталей, характеризующих жизнь обитательниц публичного дома. И все это вне общей логики развития характеров. Споры и столкновения идей не сведены к общему конфликту. Повесть отчетливо распадается на описание отдельных подробностей быта. Он рисует картины жизни не путем обобщения фактов, а путем накапливания их, выбирая их не сколько по их идейному значению, сколько по живописности, способности отразить характер героев.
…Женя, лежит за их спинами на кровати навзничь, читает растрепанную книжку «Ожерелье королевы», сочинение и. Дюма, и курит. Во всем заведении она единственная любительница чтения и читает запоем и без разбора., В обыденной жизни она, наоборот, трезва умом, насмешлива, практична и цинично зла. По отношению к другим девицам заведения она занимает такое же место, какое в закрытых учебных заведениях принадлежит первому силачу, второгоднику, первой красавице в классе-тиранствующей и обожаемой. Она – высокая, худая брюнетка, с прекрасными карими, горящими глазами, маленьким гордым ртом, усиками на верхней губе и со смуглым нездоровым румянцем на щеках.
Кажется, что автор любуется героиней, детально и подробно описывается ее портрет. Доминантными чертами ее лица являются глаза. Глаза обозначают способность к восприятию, познанию и пониманию окружающего мира. Она активна, хитра, умна, кажется, что героиня способна на многое, сильная и целеустремленная. В ней есть чувство собственного достоинства, довольно образованна, кажется, что Женя и является опорой и лидером девушек. После ее самоубийства, жизни героинь преследовала трагическая судьба.
На протяжении повести нередко в описании девушек встречается эпитет белый (белых чулках; с самым типичным белым добрым лицом; белые, льняные волосы; в лице у нее есть что-то тупое и невинное, напоминающее белого пасхального сахарного ягненочка;в одних нижних юбках и в белых сорочках, с голыми руками, иногда босиком; о белых рабынях). Белый - цвет спокойствия, чистоты и безмятежности. Белый цвет характеризуется совершенством, чистотой, невинностью, демонстрирует свободу выбора, возможностей. Чувствуется приподнятость, ощущения внутренней силы и неограниченности, самоотдачи, единства, но также изоляции, скуки, разочарования, отрешенности. Он символизирует хрупкость, расплывчатость и слабость. Внутренние миры героинь неустойчивы, переменны, они испытывают бурю эмоций, которые также быстротечны, противоположны, неустойчивы.
Наиболее сильно влияние в выражении авторской позиции на меня оказали портрет, композиция, символ, имена собственные, лирические отступления. Я согласна с мнением критиков о том, что в произведении художественная и философская части как бы отделены друг от друга, и обильное описание девушек, интерьера порой не показывают темы и проблемы произведения. Но каждая героиня уникальна, детально и бережно прорисована, в кратких абзацах емко умещены порой даже биографии, которые позволяют составить причинно-следственную связь развития характера. В речах Платонова вырисовывается точная и прозрачная позиция писателя, в которых проявляется некоторая односторонность, ограниченность позиции автора, приводящая к изменению трагического и обличительного пафоса объективистским описанием повседневности, воспринятой как бы статистически, как нечто неизменное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы исследовали художественный мир А. И. Куприна путем выявления основных черт выражения авторской позиции, таких как сюжет, отбор фактов, композиция, символика, детализация.
Рабочая гипотеза частично подтвердилась. Расцвет славы А.И. Куприна пришелся на рубеж веков. Внимание писателей ХХ века обращается к внутреннему миру человека, анализ его чувств и поступков приводит к упрощению событийного ряда, диалоговой составляющей произведений, напервое место выходит именно духовная жизнь личности. У меня не создалось ощущения активности действия и изменения движения характера героинь, картина как бы застывшая, чувствуется трагизм и невозможность перемен, хотя идея активного преобразования действительности, теория о человеке, который может изменить свою судьбу, является основой творчества многих писателей рубежа веков.
Необычное разнообразие действующих лиц повести, умение выделить в каждом из них наиболее выпуклые черты характера, яркое изображение обычаев и нравов городской окраины - все это свидетельствует о том, что А.Куприн и здесь остается крупным художником.
В произведениях русской литературы также можно отметить концепт обрыва, ямы, дна общества (в произведениях М. Горького «На дне» и А.Н.Островского «Гроза»). Сквозными темами являются человек и общество, надежда, мечта, судьба человека, воля, свобода и замкнутость, бесцельность жизни и жизненная активность. В произведении А. Островского характер главной героини Катерины находится в развитии на протяжении пьесы. С каждым новым действием, явлением, ее борьба против Кабановой, лица «темного царства», разрастается на протяжении всего произведения, также усиливается внутренний конфликт между разумом и чувством. Жители же «темного царства» довольно статичны. Они не хотят изменить свою судьбу, с неким недоверием относятся и к изменениям в окружающем мире и обществе. Как и в повести А. Куприна, невозможность жизни на дне, скованность и несвобода уничтожили личность героини. Тем не менее, в повести «Яма» не было разрастания конфликта, читателям уже была представлена картина умершей души, ощущающей трагическую невозможность выбраться со дна социальной жизни.
В драме М. Горького «На дне» автор вскрывает одну из важнейших тенденций развития общества – отрицание действительности, критическое к ней отношение, но при этом иногда неспособность, а порой и нежелание хоть как-то преобразовать, улучшить мир. Основными конфликтами в пьесе являются идеологический, философский и социальный. Именно противоборство «трех правд» - Бубнова, Сатина и Луки - движет сюжет произведения, раскрывает основные проблемы произведения: Нужна ли правда? Нужна ли ложь? Для чего нужно жить? Как бороться? И бороться ли?
Во всех трех произведениях смерть является успокоением души. Душа – это самое ценное, что имеет человек. Жизнь – это отклик, вечная борьба, надежда и изменения. Социальное дно гнетет, опускает, отделяет людей друг от друга. Каждый должен принимать участие в общественной жизни, потому что именно социум для всех есть возможность жить. Невозможность изменения судьбы человека составляет основу трагизма произведений русских классиков. А что выстраивает судьбу человека? Это неразрешенный конфликт, который каждый автор раскрывает по-своему. Грусть и печаль переплетаются в героях с желанием жить, чувствовать и ощущать, постигать любовь и счастье. Непосильные преграды и их преодоление – ключ к сильной, мужественной личности, способной противостоять чему угодно, стойко держаться, преобразовывать мир и социальное дно – «яму».
Список литературы
Волков А. А . История русской литературы xx века. Дооктябрьский период. Учебник для студентов пед. Ин-тов по специальности №2101 «рус.яз. И литература» изд.6-е, перераб., доп.М., «просвещение», 1977.- с.383
Волхов А. А Творчество А. И. Куприна. Издательство «Советский писатель» типография имени Володарского ленинздата. - Ленинград, Фонтанка, 57 1997. – с.454
Горшков А. И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика М.: АСТ, Астрель, 2006. — с.368
Иконникова Я.В. Жанр повести в прозе А. И. Куприна в период эмиграции. Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина. – Тамбов, 2011.- с.115-120
Курчатова Н. Русское пространство Александра Куприна. Литературная матрица. Учебник, написанный писателями. XX век: «-е издание – СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2011. – с.800
Мельникова Н.Н. «Бордельное пространство» русской литературы: (к вопросу о художественном воплощении локуса публичного дома). - Литературная учеба. 2010.-с.181-194
Смирнова Л.А. Русская литература: ХХ в.: Справ.материалы: Кн. для учащихся ст. классов/Л.А. Смирнова, А. А. Кунарев, Н.Н. Иванов и др.;. – М.: Просвещение: АО «Учеб.лит.» , 1995. – с.464
Соколов А.Г. С59 История Русской Литературы конца XIX-начала XX века: учебн. Для филол.спец.вузов.-3е издание испр. И доп. – М.: Высш.шк, 1988.- с.352
Хализев В.Е. Теория литературы. – Москва 2002.-с.364
Концепт публичный дом в художественном пространстве повести А.И.Куприна «Яма». [https://cyberleninka.ru/article/v/kontsept-publichnyy-dom-v-hudozhestvennom-prostranstve-povesti-a-i-kuprina-yama-gendernyy-aspekt]
Теория литературы / Под ред. Н.Д. Тамарченко — М., 2004 г. [http://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/avtor-proizvedenie/?q=478].