Введение
Мои родители очень любят читать, и с самого раннего детства меня окружают книги и журналы. Я начала читать с 3 лет. Особенно мне нравятся детские журналы. Очень люблю проводить свободное время за чтением своего любимого журнала «Непоседа»
Актуальность
В наше современное время школьники читают гораздо меньше, чем читали наши родители, бабушки и дедушки. Можно с помощью интересного красочного журнала полюбить чтение.
Считаю эту тему интересной и актуальной. В исследовании хочу показать, что содержание имеющихся материалов в журналах, которые адресованы детям, могут быть не только средством времяпровождения, но и способствовать формированию мировоззрения, кругозора, развитию внимания, творческих способностей и логики.
Цель: выявление читательских интересов младших школьников при знакомстве с журналами и показать возможности влияния детских журналов на развитие мышления, формирование кругозора знаний.
Задачи:
Изучить историю появления журналов для детей.
Узнать рынок периодических изданий для детей.
Провести анкетирование и выяснить, какие детские журналы читают младшие школьники в нашей школе.
Научиться делать выводы и составлять рейтинг детских журналов, которые читают чаще всего.
Опросить работника почты и выяснить, какие журналы чаще всего выписывают родители.
Выяснить в библиотеке, какие есть журналы и какие из них наиболее востребованы младшими школьниками.
Предмет исследования: современные детские журналы в России.
Объект исследования: влияние детских журналов на формирование личности ребёнка.
Гипотеза
Я предположила, что чтение детских журналов может быть не только средством времяпровождения младших школьников, но и способствует расширению кругозора, развитию логики, внимания и творческих способностей.
Методы исследования:
- изучение литературы;
- подбор материалов в сети Интернет;
- анкетирование;
- устный опрос;
- анализ периодических изданий;
- обобщение и выводы.
1. Основная часть
1.1. Что такое журнал?
Журнал ( фр. journal – дневник, подённая записка, от фр. jour- день, сутки) –печатное периодическое издание.
В соответствии с ГОСТ 7.60- 2003 «Печатные издания»- «периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным общественно- политическим, научным, производственным и др. вопросам, литературно- художественные произведения»
Журналы адресованы строго определённым группам читателей и являются либо мировыми и общегосударственными изданиями, либо рекламными каталогами.
С появлением Интернета журналы стали появляться в сети. Сначала на сайтах стали выкладывать архивы печатных изданий, позже стали появляться онлайн- журналы.
Они не выходили в печатном виде, а существовали исключительно на просторах всемирной сети Интернет. Сейчас некоторые из них имеют аудиторию в несколько раз большую, чем аналогичные печатные издания.
1.2. История появления первого детского журнала
Первый детский журнал появился 246 лет назад в Германии. В России первый детский журнал вышел в свет в Москве, в 1785 году, под названием «Детское чтение для сердца и разума». Его издавал известный российский просветитель и писатель Николай Иванович Новиков.
Журнал был познавательный: в нём печатали статьи о животных, растениях, птицах; а ещё стихи, загадки, анекдоты, повести и басни.
Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить « для сердца и разума», воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели.
Книг, адресованных детям, в те годы печаталось крайне мало, поэтому «Детское чтение…» пользовалось огромной популярностью.
Затем появились журналы «Подснежник», «Детское чтение», «Родник», «Рассвет» и другие. В них печатались лучшие произведения русской и мировой литературы, и издавались они, в основном, для юношества.
Большинство старинных детских журналов уже не издаются.
Но такие журналы, как «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Костёр», «Трамвай», которые читали в детские годы мои родители, издаются и сейчас, в современное время.
1.3. Классификация детских журналов
В детских журналах содержатся не только развлекательные материалы, но и многочисленные статьи о природе, о спорте, искусстве, которые не менее интересны и понятны для маленьких читателей, обогащают их важными знаниями об окружающем мире.
Все детские журналы можно классифицировать на следующие группы:
По возрастной категории:
- журналы для дошкольников;
- журналы для младших школьников;
- журналы для подростков.
2) По тематике:
- литературные журналы;
- журналы о животных и природе;
- журналы об искусстве;
- журналы о путешествиях;
- научно- популярные журналы;
- комиксы, юмористические журналы.
3) По содержанию:
- развлекательные;
- игровые и развивающие журналы (познавательные)
1.4. Содержание детских журналов
Прочитав несколько статей о разнообразии детских журналов, я поняла, что охарактеризовать каждый из них заняло бы отдельную исследовательскую работу. Я буду рассматривать только наиболее востребованные среди младших школьников.
К первой группе относятся журналы «Винни - Пух», «Журнал сказок», «Филя», «Спокойной ночи, малыши», «Тошка и компания», «Клёпа», «Кукумбер», «Эскиз» и многие другие. В этих журналах в доступной для детей форме рассказывают о животных и природе , истории, об искусстве и т.д.
В них печатаются стихи и рассказы современных авторов, классиков. Все материалы объединяются в подборку по темам. Такие журналы включают в себя и развлекательную часть; в итоге младшие школьники в игровой форме познают мир и одновременно приобщают к миру чтения.
К развлекательным относятся журналы «Микки- Маус», «Барби», «Том и Джерри», «Звёздные войны: Войны клонов». Это подборка весёлых комиксов с героями мультфильмов. Возрастная аудитория – без ограничений. Эти издания предназначены для развлечения детей, развивающей информации в них нет, просто картинки с подписями.
Развивающие журналы - «Узнавайка», «Лунтик», «Мой маленький пони», «Смешарики» и другие. Они предназначены для самых маленьких.
Журналы специально для девочек - «Играем с Барби», «Феи», «Принцесса».
Журналы для мальчиков- «Тачки», «Трансформеры», «Хот Вилз».
Мне нравится игровой, развивающий и увлекательный журнал для детей 7-10 лет «Непоседа». Выходит он 2 раза в месяц. Мои родители уже на протяжении 3 лет выписывают мне этот журнал. Для меня новый номер «Непоседы», словно встреча с другом.
Для своей работы я охарактеризовала только самые известные мне журналы.
«Тошка и компания».
- Весёлый журнал о животных для детей 5-8 лет.
- Много иллюстраций и фотографий, короткие тексты, загадки, логические задания и ребусы.
«Простоквашино».
Литературно – познавательный журнал для детей 7-10 лет. Издаётся в сотрудничестве с Эдуардом Успенским. Журнал «Простоквашино» интересно читать всей семьёй.
«Миша»
Литературно – познавательный, развлекательный журнал для детей начальной школы.
Вместе с журналом можно путешествовать по просторам Вселенной, изучать иностранные языки, читать рассказы и стихи, проводить нескучный урок истории, повадки животных. В каждом номере есть ребусы, игры, самоделки, комиксы, загадки.
«Клёпа»
Прекрасно иллюстрированный познавательно – развлекательный журнал для детей 8-12 лет.
Каждый номер включает в себя интересные факты, изложенные на доступном для детей уровне, рубрики о природе, об отечественной истории, «мастерскую», игротеку, комикс и качественную художественную литературу.
«Тошка»
Тошка - весёлый и любознательный щенок – будет верным другом для всех любителей животных. На страницах журнала он рассказывает о диких животных, о секретах воспитания и ухода за домашними любимцами. Вместе с Тошкой читатели отправятся в путешествия, узнают тайны и секреты животных, научатся рисовать, делать поделки, разгадывать кроссворды и головоломки.
«Весёлые картинки»
Постоянные рубрики:
«Школа карандаша»- учит рисовать;
«Школа самоделкина» учит мастерить игрушки;
«Весёлая азбука»- знакомство с буквами.
Также в журнале помещены стихи, рассказы, настольные игры, ребусы, шутки.
1.5. Интересные факты
Самый длительный срок издания у журнала «Мурзилка». В 2011 году был занесён в Книгу рекордов Гиннеса. С 1924 года по 2014 год вышло 1054 номера журнала.
1.6. Опрос работника почты.
По опросу работника почты, родители чаще всего выписывают следующие журналы: «Непоседа», «3/ 9 Царство», «Весёлые картинки», «Радуга идей» и другие.
Если сравнивать последние годы, то выписка журналов резко сократилась по различным причинам: повышение цен на печатную продукцию, много читателей журналов стали пользоваться Интернетом. Однако многие родители часто покупают журналы отдельными номерами на почте.
1.7. Диалог с библиотекарем.
Побеседовав с библиотекарем, я узнала, что некоторые журналы, которые выписывают по почте, есть в наличии в библиотеке, и дети любят их читать. Со слов библиотекаря, я узнала, что в целом, сегодня читают реже, чем например 10 лет назад.
1.8. Анкетирование младших школьников.
Я провела анкетирование среди учащихся 2-4 классов нашей школы
(Приложение 1). В анкетировании приняли участие 42 ученика.
Результаты анкетирования я сравнила и представила в виде таблицы
( Приложение 2)
Я пришла к выводу: большая часть младших школьников (66%) читают журналы. Среди любимых журналов школьники назвали «Непоседу», «3/9 Царство», «Мишутка», «Филя», «Смешарики» и другие. В журналах им нравятся рубрики: загадки, головоломки, стихи, рассказы, сказки, познавательные статьи про животных, викторины.
Анкетный вопрос «с какой целью ты читаешь журналы?» показывает, что дети редко называют только одну причину обращения к журналам. И это правильно. Все указанные цели можно обозначить словом - «развитие».
А вот веб - журналами в Интернете пользуются только 4 человека. Многие учащиеся нашей школы про такие журналы не знают.
Польза таких ресурсов огромна, ведь именно они младшему школьнику позволяют найти полезную информацию в любое время. Но всё же ничего нельзя не сравнить с настоящим журналом, который можно подержать в руках и, листая его страницы, узнать очень много интересного и полезного.
Заключение.
В завершении своей работы хочу отметить, что я добилась своих целей и выполнила поставленную задачу. В жизни младшего школьника обязательно должны присутствовать журналы, так как приносят большую пользу в развитии ребенка. Следовательно, подтверждается выдвинутая гипотеза: «Журнал – это не только средство времяпровождения, но ещё и способ развития разносторонних навыков и способностей». К тому же, чтение журналов по интересам сближает детей и даёт возможность развиваться и пробовать себя в разных направлениях.
Список использованных источников
Алексеева М.И. Советская детская журналистика 20-х гг., М., Университет, 1982
Википедия – свободная энциклопедия.- Режим доступа: http: //ru. wikipedia.
свободный.
http. // www. det-magazines.livejoournal. com
http : //images.yandex.ru,свободный.
Приложение 1
Анкета
Читают ли в вашей семье детские журналы?
Какие?
Где вы приобретаете журналы?
А) выписывают по почте;
Б) покупают в магазине, киоске;
В) берут в библиотеке, у друзей.
3. Какие рубрики тебе в нём нравятся?
4. С какой целью ты читаешь журналы?
Приложение 2
Анализ анкеты
Вопросы |
Результаты |
||
Читают ли в вашей семье детские журналы? Какие? ( количество выборов) |
+ |
- |
|
28 учащихся |
14 учащихся |
||
«Непоседа»- 8учащихся «3/9 Царство»- 8 учащихся
«Мишутка»- 4 учащихся
«Филя»- 3 учащихся
«Смешарики», «Саша и Маша», «Колобок», «Человек –Паук». «Принцесса» - по 1 учащемуся. |
|||
Где вы приобретаете журналы? |
Выписывают по почте |
Покупают в киоске |
Берут в библиотеке, у друзей. |
9 |
12 |
7 |
|
Какие рубрики тебе в нём нравятся? |
Стихи. Рассказы, сказки- 3 Статьи про животных- 2 Познавательные статьи- 2 Викторины- 3 Игры-9 Загадки, головоломки-5 Ребусы- 1 Кроссворды-2 Полезные советы-1 |
||
С какой целью ты читаешь журналы? |
Интересные- 7 Поучительные- 9 Весёлые ( смешные)- 5 Занимательные - 7 |