Литературный жанр фэнтэзи как один из факторов формирования личности подростка

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Литературный жанр фэнтэзи как один из факторов формирования личности подростка

Кадычегова  В.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Опытненская СОШ»
Терских  С.Н. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Опытненская СОШ»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Чтение книг открывает нам новые горизонты, увлекает романтикой открытий необычайного, неизведанного, влияет на становление нравственно-эстетических вкусов, развивает воображение, творческую фантазию, расширяет кругозор, даже влияет на выбор профессии. Литературный жанр фэнтези также через эмоциональные переживания пробуждает стремление к самосовершенствованию. Чтение произведений фэнтези не только заставляет переживать за героя и вместе с героем, не только увлекает и развлекает, но и учит, помогает принимать решения. Именно фантастическая книга спасает от одиночества, скуки, обид. С самого детства я любила читать, мне нравилось мечтать, выдумывать. Я читала очень много сказок и переживала за судьбы каждых героев, будь это даже Колобок. Я чувствовала то, что чувствуют они, переносилась в пространстве и времени. Это доставляло мне массу удовольствия и позволяло уйти в мир полный загадок и тайн. Но я выросла, и сказки были заменены чудесным жанром фэнтези.

Цель работы - выявить воспитательный потенциал книг жанра фэнтези.

Объект исследования – литературный жанр фэнтези.

Предмет исследования – изучение личностных предпочтений подростков под влиянием фэнтези

Гипотеза – чтение фэнтези способствует формированию активной, творческой личности.

Задачи:

1. Изучить основные признаки литературного жанра.

2. Выявить воспитательный потенциал книг жанра фэнтези.

3. Определить наиболее популярных авторов данного литературного направления у подростков.

Методика исследования

Для пpоведения исследования были использованы беседа и анкетирование (прил.1,2). В данном исследовании мы использовали открытую анкету, требующую самостоятельного конструирования ответа. Для расчета количественной изменчивости показателей использован корреляционный и вариационный анализ (прил. 6,7,8,9). Статистическая обработка данных проведена с помощью пакета программ FieldExpert Д.Н. Акимова [4].

Глава 1. Обзор литературы

1.1. История возникновения жанра фэнтези

Как прием фантастика была известна искусству с незапамятных времен. В той или иной мере она присуща любому виду искусства. В литературе ее путь был долог и разнообразен: от первобытного мифа к волшебной сказке, от легенды и сказки - к литературе периода Средневековья, а позже романтизма. С развитием научно-технического прогресса пришла очередь научной фантастики, фэнтези [3,6]. Этот факт говорит о том, что понятие было известно, но совершенно не определено. Да и определить оказалось не так легко и просто. Среди исследователей до сих пор нет единого толкования жанра фэнтези. В словаре Осипова Л.А. «Фантастика от «A» до «Я» дается следующее толкование: «Фэнтези – разновидность фантастической сказки» [6, С.251]. В словаре Белокуровой С.П. отмечается, что «это своеобразие соединение сказки, фантастики и приключенческого рыцарского романа» [2, С.120].

Жанр фэнтези сложился в литературе в прошлом веке, но свое начало берет с древних времен и очень тесно связан с культурными традициями, обычаями народов, которые нашли отражение в мифах, преданиях, сказках. Считается, что предыстория этого жанра началась с рыцарских романов эпохи Средневековья. Обычно это было некое королевство, где рыцари силой, смелостью, смекалкой противостоят колдунам и чародея, чудовищам, великанам. В рыцарских романах стали зарождаться шаблоны, традиции современного фэнтези. В них впервые появляется образ идеального Светлого Королевства, ведущего ожесточенную борьбу, порой бесконечную, с могучими силами Тьмы, Зла. Здесь же возникают и тема борьбы за обладание неким священным предметом и образ доброго волшебника-помощника, не сразу помогающего герою.

Подлинным основателем фэнтези считается вошедший в историю литературы под своим наследственным титулом — лорд Дансени. Эдвард Джон Мортон Дракс Планкетт, 18-й барон Дансени, (англ. Edward John Moreton Drax Plunkett, 18th Baron of Dunsany; 24 июля 1878, Лондон, — 25 октября 1957, Дублин) - ирландский англоязычный писатель и поэт, один из первопроходцев жанра фэнтези. Дансени писал в основном, чтобы развлечь искушенную публику, а книги публиковал за собственный счет под именем лорд Дансени (англ. Lord Dunsany). Дальнейшее развитие направления в Америке было связано с журналистом Абрахамом Мерритом (Abraham Merritt). После Меррита в американской литературе впервые появился термин «фэнтези». Именно в это время появляется Ро́берт И́рвин Говард (Robert Irwin Howard), написавший историю о Конане. Но, несмотря на большое количество разнообразных писателей, основоположником жанра фэнтези, в современном понимании, до сих пор традиционно считается Джон Рональд Руэл Толкиен (John Ronald Ruel Tolkien) (1892-1973), английский писатель, литературовед, у которого лучше всего проработан созданный им фантастический мир героев.

1.2. Жанровые особенности фэнтези

Определений жанра фэнтези довольно много, мы остановимся на двух, показавшихся нам наиболее интересными.

Фэ́нтези (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов [6].

Фэнтези - направление в литературе, в котором вымысел смешивается с реальностью, подавляет ее и, руководствуясь лишь только движением мысли автора, трансформирует в новую, отличную от действительной реальности. Это абсолютно уникальный мир, со своими законами и традициями.

По определению наиболее известных авторов фэнтези [3,10], этот жанр характеризуется созданием "вторичного мира", способного порождать "вторичную веру" в его существование (Дж.Р.Р. Толкиен). Цель фэнтези - исследование мира, скрытого за повседневностью. Фэнтези, несомненно, является отдельным жанром, так как данным произведениям присущи такие признаки, каких нет у других жанров.

Итак, к жанровым чертам фэнтези относятся:

1. Волшебная, сказочная атмосфера, в основе которой заложена тайна или загадка, связанная с необыкновенными явлениями, битвами, героями, различными магическими предметами.

2. Фантастические существа, предметы, необычные с виду, наделенные необыкновенными способностями, например: разумные звери, говорящие и ожившие деревья, духи природы, наводящие страх и ужас драконы, упыри, единороги.

3. Необъяснимая сила в обычных явлениях (живая и мертвая вода), в людях (чародеи, волхвы, ведьмы) или в предметах (различные артефакты).

4. Существование ирреального мира (другая планета, мифический Олимп, заколдованное королевство, невидимый мир духов).

5. Наличие знаний, выходящих за пределы научного познания о (характеристика магической системы, особенностей расы, различных открытий или изобретений).

6.Отметим еще один признак – полную свободу автора, который волен изменять сюжет повествования самым неожиданным образом [3].

Итак, жанровую структуру современного фэнтези определяет следование канонам той или иной мифологической системы, на основе которой создаются собственные мифы.

Понятие «фэнтези» недавно вошло в литературоведческий обиход, так что даже написание слова пока не устоялось. Иногда его пишут через «а»: «фэнтази», – сохраняя, насколько возможно, внутреннюю форму слова, обозначая его родство с «фантазией» и «фантастикой».

Глава 2. Результаты исследования

2.1. Влияние фэнтези на личность подростка

Фэнтези, вместивший в себя лучшие традиции классической литературы и фольклорную мудрость, на современном этапе во многом взял на себя роль, которую ранее с успехом выполняла реалистическая, классическая литература – воспитание личности. Очень сильное влияние на формирование моей личности оказала серия романов о Гарри Поттере. Они настолько всеобъемлющие, что последствия отложившихся представлений о дружбе, чести и храбрости ощущаются внутри до сих пор. Эти книги не повлияли на мое сознание, они его сформировали. Поэтому основной задачей в этой ситуации становится оказание помощи юному читателю в попытке разобраться в огромном потоке фэнтези, выбрать лучшие книги, отсеять шелуху, которой, к сожалению, немало встречается на книжных прилавках. Мы считаем, что отбор произведений фэнтези для рекомендации нам, учащимся-подросткам должен происходить в соответствии с определенными критериями. Критерий эстетической ценности произведения должен стать основным. Следующие критерии представляются нам не менее важными: неагрессивность и толерантность; соответствие читательскому возрасту и занимательность, что означает гарантированность прочтения произведения критической массой учеников; актуальность поднимаемых автором нравственных, психологических проблем; возможность выбора темы для обсуждения в классе; доступность текста. Фэнтези может существенно влиять на формирование мировоззрения, представлений о нравственном и эстетическом идеале. Кому-то это утверждение может показаться нелепым. Чему могут научить книги о героях, размахивающих мечами в битвах со всевозможной нечистью? Но мы уже говорили, что они способны увлечь читателя бескомпромиссностью, борьбой с ложью и злом. Не беда, что в большинстве книг, написанных в манере фэнтези, зло и ложь ничуть не похожи на те, с которыми придется встретиться в настоящей жизни. Ложь всегда остается ложью, привычка сражаться с ней не исчезает, и потребность, вызванная текстом фэнтези, станет реальностью. Герой должен быть героем. Именно фэнтези сохраняет образ сильного и гордого человека.

Нас, подростков привлекают именно «идеальные» качества героев фэнтези, те, которых в реальном мире читатели лишены, но хотели бы иметь. Как сказал один из героев В.Крапивина: «Он – это ты, каким ты хотел быть в детстве, но не стал...» [9]. Мы считаем, что взрослые не должны игнорировать предпочтения подростков: порой выходит, что «поп-литература» остается единственным средством найти взаимопонимание между поколениями. В таком случае мы должны использовать это средство, тем более что фэнтези – часть «поп-литературы», предлагающая эстетически достойные произведения, пользующиеся завидной и неугасающей популярностью среди подростков и юношества. Мы уже отмечали, что педагогические, воспитательные и даже образовательные возможности фэнтези широки. Любое волшебство – лишь средство, чтобы отстоять справедливость, одолеть зло.

Анализ результатов исследования показал, что в возрасте 13 - 16 лет литература оказывает значительное влияние на формирование личности. Однако, по мнению некоторых подростков (10%) книги нужны только лишь для умения читать, для образованности, а не для духовного и личностного развития. То есть, они не представляют, насколько важно регулярное чтение книг.

Из числа опрошенных, любят читать фэнтези и читают на данный момент (имеется ввиду, что читают в свободное время) – 32%, 51 % опрошенных не любят читать этот жанр, 17% ничего не читают сейчас (1-2 вопросы) (рис. 1). Читают только школьную программу - 71%, и 29% - сами выбирают что читать (3 вопрос) (рис. 2).

Рисунок 1. – Опрос школьников, 7-11 классы:

не любят читать этот жанр и ничего в настоящее время не читают; 2 - любят читать фэнтези

Рисунок 2. – Опрос школьников, 7-11 классы:

1 - сами выбирают что читать; 2 - читают только школьную программу

У 25% испытуемых есть любимый литературный персонаж в произведениях Емец Д., М. Семеновой, Р. Толкина (4 вопрос). На 5 вопрос все ответили: читают фэнтези «для развития, чтобы быть умными, образованными; не разучиться читать; книги этого жанра доставили мне море позитивных эмоций; хочется изменить некоторые вещи в своей жизни, тренировать волю» (прил. 1,2,3). Мы думаем, если автор смог заинтересовать читателя на изменение своей жизни в лучшую сторону, то это прекрасно.

Анализируя ответы на шестой вопрос анкеты (прил. 1) и используя метод статистической обработки (прил. 6,7,8,9) можно отметить, что размах варьирования между минимальным количеством прочитанных книг за год и максимальным количеством в 7 классе составляет 19 книг, в 8 – 7 книг, в 9 – 17 книг, в 10 классе – 19 книг и больше всего в 11 классе – 26 книг (рис. 3).

Рисунок 3. – Варьирование показателя «количество прочитанных книг за год», 7-11 классы: 1- 7 класс, 2 – 8 класс, 3 – 9 класс, 4 – 10 класс, 5 – 11 класс

Расчеты позволили установить, что размах изменчивости вокруг средней был самым значительным в 10 и 11 классах, так как коэффициент вариации (V, %) составил 82,25 % и 72 %, соответственно (табл. 1).

Таблица 1 - Количество прочитанных художественных книг за год, шт.

Класс

Количество прочитанных книг за год, шт.

V, %

min

max

X ± tSx

7

1,00

20,00

9,7±4,52

66,11

8

3,00

10,00

5,3±1,62

43,62

9

3,00

20,00

9,3±4,30

65,71

10

1,00

20,00

7,5±4,34

82,25

11

4,00

30,00

11,8±5,99

72,00

Во втором случае (количество прочитанных художественных книг в жанре фэнтези за год, шт.) наибольший размах изменчивости (V, %) от среднего значения отмечен в 9 классе – 79,6 % и в 8 – 76,6 % (табл. 2). При этом среднее количество прочитанных книг за год в жанре фэнтези составило в 11 классе 5 книг, в 7 – 4,8, в 9 – 3,3, наименьшее среднее количество прочитанных книг отмечено в 8 и 10 классах – 2,4 книги (рис. 4).

Рисунок 4. – Варьирование показателя «количество прочитанных книг в жанре фэнтези за год», 7-11 классы: 1- 7 класс, 2 – 8 класс, 3 – 9 класс, 4 – 10 класс, 5 – 11 класс

Таблица 2 - Количество прочитанных художественных книг в жанре фэнтези за год, шт.

Класс

Количество прочитанных книг за год, шт.

V, %

min

max

X ± tSx

7

1,00

10,00

4,8±2,34

69,31

8

1,00

6,00

2,4±1,29

76,58

9

1,00

10,00

3,3±1,80

79,60

10

1,00

5,00

2,4±1,07

62,73

11

3,00

10,00

5,0±1,40

40,00

На основе корреляционного анализа (прил. 6) установлено, что число прочитанных художественных книг имело среднюю зависимость (r-0,33) от возраста читателей, то есть возраст читателей только на 10 % определял количество прочитанных книг. Зависимости между возрастом читателей и числом прочитанных книг в жанре фэнтези не отмечено (прил. 7). Корреляция была не существенна на 5 % уровне значимости (r-0,15) .

В ходе беседы задавались вопросы по теме, выявлялось отношение подростков к книгам. Цель жанра - показать, как необходимы для человека добро и мечта, любовь и сострадание, и как разрушительны зло, жестокость, отчуждение. Однако из данного исследования следует, что не все подростки (33%) имеют желание делать усилия и актуализировать личностные качества, сопереживать героям, фантазировать над незаконченным финалом (прил. 1,2,3). Они равнодушны к вечным проблемам, которые затрагиваются в произведениях Емец Д., М. Семеновой, Р. Толкина и многих других авторов.

На наш взгляд, в школьную программу необходимо ввести произведения данного литературного жанра, что позволит заинтересовать обучающихся самим процессом чтения, научит их сопереживать героям, фантазировать над незаконченным финалом, не оставит их равнодушными к вечным проблемам, которые затрагиваются в произведениях Р. Толкина, Дж. Ролинг, М. Семеновой и многих других авторов.

Таким образом, книги для подростков весьма разнообразны. Но особой популярностью пользуются приключения, фантастика, фэнтези, произведения Емец Д., М. Семеновой, Р. Толкина. Литературный жанр фэнтези обладает мощным воспитательным потенциалом для читателей, в особенности для подростков. Исторические реалии, фантастические сюжеты, балансирование сил Добра и Зла, их противостояние, моральный долг, защита родной земли, чести, имени – эти вопросы ставятся перед читателем, и он вместе с героями находит на них ответы и принимает решения.

Заключение

В процессе исследования были сделаны следующие выводы:

1. Литература в жанре фэнтези имеет мощный образовательный и воспитательный потенциал для читателей, в особенности для подростков. Исторические реалии, фантастические сюжеты, балансирование сил Добра и Зла, извечное их противоборство и противостояние, моральный долг, защита родной земли, чести, имени – эти вопросы ставятся перед читателем, и он вместе с героями находит на них ответы и принимает решения.

2. Подростки читают фэнтези «для развития, чтобы быть умными, образованными; не разучиться читать; книги этого жанра доставляют много позитивных эмоций; хочется изменить некоторые вещи в своей жизни, тренировать волю». У 25% опрошенных есть любимый литературный герой в произведениях Емец Д., М. Семеновой, Р. Толкина (J.R.R. Tolkien). Мы думаем, если автор смог заинтересовать читателя на изменение своей жизни в лучшую сторону, то это прекрасно.

3. Цель жанра - показать, как необходимы для человека добро и мечта, любовь и сострадание, и как разрушительны зло, жестокость, отчуждение. Однако из данного исследования следует, что не все подростки, участвующие в опросе (33%) имеют желание делать усилия и актуализировать личностные качества, сопереживать героям, фантазировать над незаконченным финалом. Они равнодушны к вечным проблемам, которые затрагиваются в произведениях Емец Д., М. Семеновой, Р. Толкина (J.R.R. Tolkien) и многих других авторов.

4. Необходимо включить в программу среднего образования произведения данного литературного жанра. Обратить внимание на произведения следующих авторов – Семенова М., Емец Д., Толкин ДЖ. Р.Р. (J.R.R. Tolkien) и др. Ведь от того, какие книги мы читаем, зависит наше мировоззрение, восприятие современной жизни, формирование собственного отношения к тем или иным ситуациям.

Библиографический список

Акимов Д.Н. Обработка экспериментальных данных с помощью пакета программ Field Expert // Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»: сборник описаний работ (2006-2007 учебный год). Кн. 2. - М.: ООО «Чистые пруды», 2007. – С. 379.

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов/ С.П. Белокурова. – Спб: Паритет, 2006. -

Гоголева, С.А. Влияние готического романа на жанр фэнтези и его роль в становлении жанра/ С.А. Гоголева // Наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 166.

Дворак Е.Ю. Мифологические концепты фэнтезийиых миров в циклах К.Льюиса «Хроники Нарнии» и Ф. Пулмана «Темные начала» // Сборник статей и материалов по итогам Пятой Международной конференции «Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков». - Санкт-Петербург: ГПА, 2013. - С. 150-156.

Емец Д.А. Мефодий Буслаев. Стеклянный страж: Повесть/ Д.А. Емец. –М.: Изд-во Эскмо, 2009. – 352 с.

Осипов А.Н. Фантастика от «А» до «Я»: Краткий энциклопедический справочник / А.Н. Осипов. - М,: Дограф, 1999. – 351 с.

Семенова М. Волкодав: Самоцветные горы: Роман/ М. Семенова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 408 с.

Толкиен Дж. Р.Р. Хранители: Летопись первая из эпопеи «Властелин колец»/ Дж. Р.Р. Толкиен/ пер. с англ. А. Кистяковского и В. Муравьева. – М.: Дет. Лит., 1982. – 335 с.

Крапивин В.П. Летящие сказки/ В.П. Крапивин. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1991. – 608 с.

Яковенко О.К. Жанровые особенности фэнтези (на основе анализа словарных дефиниций фэнтези и научной фантастики). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovye-osobennosti-fentezi-na-osnove-analiza-slovarnyh-definitsiy-fentezi-i-nauchnoy-fantastiki.

Приложение

Приложение 1

Анкета

1.Ты любишь читать фэнтези?

2.Что ты сейчас читаешь?

3.Ты читаешь только то, что задали в школе, или еще сам (а) выбираешь книги?

4. У тебя есть любимый литературный персонаж? Напиши его имя. Почему он тебе нравится?

5. Как ты думаешь, зачем люди читают фэнтези?

6. Сколько художественных книг прочитано за год? Из них в жанре фэнтези ?

Приложение 2

Беседа

Тема: «Какую роль в вашей жизни играют книги (фэнтези)?»

План беседы:

1. Вступление. Объяснение для чего проводится беседа на заданную тему.

2. Вопросы. Получение ответов на них.

3. Высказывание мнений.

4. Завершение беседы. Подведение итогов.

Вопросы:

1. Читаете ли Вы фэнтези? Что полезного и нового Вы из них узнаете?

2. Какие книги в жанре фзнтези Вы помните? Назовите их.

3. Книги, какого автора Вы предпочитаете читать?

Приложение 3

Рисунок 3. – Опрос школьников, 7-11 классы:

1- читают с определенной целю; 2 - не знают, почему читают этот жанр

Приложение 4

Список книг из серии «Мефодий Буслаев», автор Емец Дмитрий

Мефодий Буслаев. Маг полуночи (2004)

Мефодий Буслаев. Свиток желаний (2005)

Мефодий Буслаев. Третий всадник мрака (2005)

Мефодий Буслаев. Билет на лысую гору (2006)

Мефодий Буслаев. Месть валькирий (2006)

Мефодий Буслаев. Тайная магия Депресняка (2006)

Мефодий Буслаев. Лёд и пламя Тартара (2007)

Мефодий Буслаев. Первый эйдос (2007)

Мефодий Буслаев. Светлые крылья для тёмного стража (2007)

Мефодий Буслаев. Лестница в Эдем (2008)

Мефодий Буслаев. Карта Хаоса (2008)

Мефодий Буслаев. Ожерелье дриады (2009)

Мефодий Буслаев. Стеклянный страж (2009)

Мефодий Буслаев. Танец меча (2011)

Мефодий Буслаев. Огненные врата (2011)

Мефодий Буслаев. Книга семи дорог (2013)

Мефодий Буслаев. Ладья Света (2013)

Мефодий Буслаев. Ошибка грифона (2015)

Мефодий Буслаев. Самый лучший враг (2016)

Приложение 5

Список книг из серии «Волкодав», автор Мария Семенова

1. Волкодав. Право на поединок (1996)

2. Волкодав. Истовик-камень (2000)

3. Волкодав. Знамение пути (2003)

4. Волкодав. Самоцветные горы (2003)

Список книг из серии «Властелин колец», автор Толкин Дж. Р.Р.

Хоббит

Хранители. Содружество кольца

Две башни

Возвращение короля

Приложение 6

Возраст (класс - х) и количество прочитанных книг за год (у)

Значения признаков

Отклонения от средней

Квадраты отклонений

Произведения (X-x)*(Y-y)

(X)

(Y)

(X-x)

(Y-y)

(X-x)^2

(Y-y)^2

7,00

4,00

-1,79

-5,92

3,2022

35,06

10,596

7,00

5,00

-1,79

-4,92

3,2022

24,22

8,806

7,00

1,00

-1,79

-8,92

3,2022

79,59

15,964

7,00

10,00

-1,79

0,08

3,2022

0,01

-0,141

7,00

5,00

-1,79

-4,92

3,2022

24,22

8,806

7,00

20,00

-1,79

10,08

3,2022

101,59

-18,036

7,00

20,00

-1,79

10,08

3,2022

101,59

-18,036

7,00

12,00

-1,79

2,08

3,2022

4,32

-3,720

7,00

10,00

-1,79

0,08

3,2022

0,01

-0,141

7,00

10,00

-1,79

0,08

3,2022

0,01

-0,141

8,00

6,00

-0,79

-3,92

0,6233

15,37

3,096

8,00

5,00

-0,79

-4,92

0,6233

24,22

3,885

8,00

3,00

-0,79

-6,92

0,6233

47,90

5,464

8,00

10,00

-0,79

0,08

0,6233

0,01

-0,062

8,00

4,00

-0,79

-5,92

0,6233

35,06

4,675

8,00

5,00

-0,79

-4,92

0,6233

24,22

3,885

8,00

5,00

-0,79

-4,92

0,6233

24,22

3,885

8,00

3,00

-0,79

-6,92

0,6233

47,90

5,464

8,00

3,00

-0,79

-6,92

0,6233

47,90

5,464

9,00

3,00

0,21

-6,92

0,0443

47,90

-1,457

9,00

2,00

0,21

-7,92

0,0443

62,74

-1,668

9,00

5,00

0,21

-4,92

0,0443

24,22

-1,036

9,00

15,00

0,21

5,08

0,0443

25,80

1,069

9,00

17,00

0,21

7,08

0,0443

50,11

1,490

9,00

10,00

0,21

0,08

0,0443

0,01

0,017

10,00

20,00

1,21

10,08

1,4654

101,59

12,201

10,00

10,00

1,21

0,08

1,4654

0,01

0,096

10,00

8,00

1,21

-1,92

1,4654

3,69

-2,325

10,00

10,00

1,21

0,08

1,4654

0,01

0,096

10,00

16,00

1,21

6,08

1,4654

36,95

7,359

11,00

20,00

2,21

10,08

4,8864

101,59

22,280

11,00

12,00

2,21

2,08

4,8864

4,32

4,596

11,00

13,00

2,21

3,08

4,8864

9,48

6,806

11,00

5,00

2,21

-4,92

4,8864

24,22

-10,878

11,00

40,00

2,21

30,08

4,8864

904,74

66,490

11,00

4,00

2,21

-5,92

4,8864

35,06

-13,089

11,00

16,00

2,21

6,08

4,8864

36,95

13,438

11,00

10,00

2,21

0,08

4,8864

0,01

0,175

334,00

377,00

0,00

0,00

84,3158

2106,76

145,368

Продолжение приложения 6

Корреляция

 
 

38

 

x=∑X/n

8,789473684

 

y

9,921052632

 

Sx

1,509571171

 

Sy

7,54582963

 

r

0,335834948

+ -0,156986808351001

Sr

0,156986808

 

tr

2,139255848

 

v

36

 

t 0,01

2,7

 

t 0,05

2

 

Вывод:

   

Корреляция существенна на 5 % уровне значимости.

Приложение 7

Возраст (класс - х) и количество прочитанных книг за год в жанре фзнтези (у)

Значения признаков

Отклонения от средней

Квадраты отклонений

Произведения (X-x)*(Y-y)

(X)

(Y)

(X-x)

(Y-y)

(X-x)^2

(Y-y)^2

7,00

1,00

-1,79

-3,47

3,2022

12,07

6,216

7,00

5,00

-1,79

0,53

3,2022

0,28

-0,942

7,00

7,00

-1,79

2,53

3,2022

6,38

-4,521

7,00

10,00

-1,79

5,53

3,2022

30,54

-9,889

7,00

5,00

-1,79

0,53

3,2022

0,28

-0,942

7,00

4,00

-1,79

-0,47

3,2022

0,22

0,848

7,00

3,00

-1,79

-1,47

3,2022

2,17

2,637

7,00

1,00

-1,79

-3,47

3,2022

12,07

6,216

7,00

5,00

-1,79

0,53

3,2022

0,28

-0,942

7,00

10,00

-1,79

5,53

3,2022

30,54

-9,889

8,00

6,00

-0,79

1,53

0,6233

2,33

-1,205

8,00

5,00

-0,79

0,53

0,6233

0,28

-0,416

8,00

3,00

-0,79

-1,47

0,6233

2,17

1,163

8,00

6,00

-0,79

1,53

0,6233

2,33

-1,205

8,00

3,00

-0,79

-1,47

0,6233

2,17

1,163

8,00

1,00

-0,79

-3,47

0,6233

12,07

2,742

8,00

2,00

-0,79

-2,47

0,6233

6,12

1,953

8,00

3,00

-0,79

-1,47

0,6233

2,17

1,163

8,00

3,00

-0,79

-1,47

0,6233

2,17

1,163

9,00

3,00

0,21

-1,47

0,0443

2,17

-0,310

9,00

2,00

0,21

-2,47

0,0443

6,12

-0,521

9,00

5,00

0,21

0,53

0,0443

0,28

0,111

9,00

2,00

0,21

-2,47

0,0443

6,12

-0,521

9,00

2,00

0,21

-2,47

0,0443

6,12

-0,521

9,00

4,00

0,21

-0,47

0,0443

0,22

-0,100

10,00

2,00

1,21

-2,47

1,4654

6,12

-2,994

10,00

5,00

1,21

0,53

1,4654

0,28

0,637

10,00

1,00

1,21

-3,47

1,4654

12,07

-4,205

10,00

2,00

1,21

-2,47

1,4654

6,12

-2,994

10,00

2,00

1,21

-2,47

1,4654

6,12

-2,994

11,00

16,00

2,21

11,53

4,8864

132,86

25,479

11,00

12,00

2,21

7,53

4,8864

56,65

16,637

11,00

6,00

2,21

1,53

4,8864

2,33

3,374

11,00

5,00

2,21

0,53

4,8864

0,28

1,163

11,00

5,00

2,21

0,53

4,8864

0,28

1,163

11,00

4,00

2,21

-0,47

4,8864

0,22

-1,047

11,00

5,00

2,21

0,53

4,8864

0,28

1,163

11,00

4,00

2,21

-0,47

4,8864

0,22

-1,047

334,00

170,00

0,00

0,00

84,3158

371,47

27,789

Продолжение приложения 7

Корреляция

 
 

38

 

x=∑X/n

8,789473684

 

y

4,473684211

 

Sx

1,509571171

 

Sy

3,168568968

 

r

0,152890312

+ -0,164707194108283

Sr

0,164707194

 

tr

0,928255216

 

v

36

 

t 0,01

2,7

 

t 0,05

2

 

Вывод:

   

Корреляция НЕ существенна на 5 % уровне значимости.

Приложение 8

Вариационный анализ

Количество прочитанных художественных книг за год, шт.

Номер пары

7 класс

8 класс

9 класс

1

20,00

3,00

7,00

2

5,00

4,00

20,00

3

1,00

6,00

6,00

4

5,00

8,00

8,00

5

20,00

6,00

17,00

6

10,00

5,00

5,00

7

10,00

5,00

2,00

8

10,00

10,00

3,00

9

12,00

3,00

15,00

10

4,00

3,00

10,00

7 класс

 

X=

9,70

 

S^2=

41,12

 

S=

6,41

 

V%=

66,11

 

Sx

2,03

 

Sx%=

20,91

 

X ± tSx=

9,7±4,5269

 
       

8 класс

 

X=

5,30

 

S^2=

5,34

 

S=

2,31

 

V%=

43,62

 

Sx

0,73

 

Sx%=

13,79

 

X ± tSx=

5,3±1,6279

 
     

9 класс

 

X=

9,30

 

S^2=

37,34

 

S=

6,11

 

V%=

65,71

 

Sx

1,93

 

Sx%=

20,78

 

X ± tSx=

9,3±4,3039

 

Продолжение приложения 8

Количество прочитанных художественных книг за год, шт.

Номер пары

10 класс

11 класс

1

4,00

16,00

2

3,00

4,00

3

5,00

30,00

4

3,00

12,00

5

8,00

20,00

6

1,00

13,00

7

20,00

5,00

8

16,00

4,00

9

10,00

4,00

10

5,00

10,00

10 класс

 

X=

7,50

 

S^2=

38,06

 

S=

6,17

 

V%=

82,25

 

Sx

1,95

 

Sx%=

26,01

 

X ± tSx=

7,5±4,3485

 
       

11 класс

 

X=

11,80

 

S^2=

72,18

 

S=

8,50

 

V%=

72,00

 

Sx

2,69

 

Sx%=

22,77

 

X ± tSx=

11,8±5,9987

 

Приложение 9

Вариационный анализ

Количество прочитанных художественных книг в жанре фэнтези за год, шт.

Номер пары

7 класс

8 класс

9 класс

1

2,00

5,00

4,00

2

3,00

1,00

10,00

3

5,00

3,00

3,00

4

1,00

1,00

2,00

5

5,00

3,00

2,00

6

4,00

2,00

2,00

7

7,00

1,00

1,00

8

10,00

1,00

2,00

9

10,00

6,00

2,00

10

1,00

1,00

5,00

7 класс

 

X=

4,80

 

S^2=

11,07

 

S=

3,33

 

V%=

69,31

 

Sx

1,05

 

Sx%=

21,92

 

X ± tSx=

4,8±2,3415

 
       

8 класс

 

X=

2,40

 

S^2=

3,38

 

S=

1,84

 

V%=

76,58

 

Sx

0,58

 

Sx%=

24,22

 

X ± tSx=

2,4±1,2934

 
     

9 класс

 

X=

3,30

 

S^2=

6,90

 

S=

2,63

 

V%=

79,60

 

Sx

0,83

 

Sx%=

25,17

 

X ± tSx=

3,3±1,8509

 

Продолжение приложения 9

Количество прочитанных художественных книг в жанре фэнтези за год, шт.

Номер пары

10 класс

11 класс

1

2,00

5,00

2

3,00

6,00

3

5,00

4,00

4

1,00

10,00

5

2,00

3,00

6

1,00

5,00

7

1,00

5,00

8

2,00

5,00

9

2,00

4,00

10

5,00

3,00

10 класс

 

X=

2,40

 

S^2=

2,27

 

S=

1,51

 

V%=

62,73

 

Sx

0,48

 

Sx%=

19,84

 

X ± tSx=

2,4±1,0704

 
       

11 класс

 

X=

5,00

 

S^2=

4,00

 

S=

2,00

 

V%=

40,00

 

Sx

0,63

 

Sx%=

12,65

 

X ± tSx=

5±1,4049

 
Просмотров работы: 1206