Молодёжный сленг среди обучающихся 4-9 классов

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Молодёжный сленг среди обучающихся 4-9 классов

Шаврин А.А. 1
1МАОУ "СОШ № 55" г. Перми
Пищальников И.С. 1
1МАОУ "СОШ № 55" г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я выбрaл эту тeму нe случaйнo. Мoлoдeжный слeнг – oсобaя фoрмa языка, одна из составляющих процесса развития языка, его пополнения, его многообразия. Жаргонные слова и обороты не являются чем-то новым в нашей речи и возникли они не вчера. Но проблема в том, что эти «мёртвые слова» настойчиво просачиваются в речь школьников и прочно утверждаются в ней, тем самым вытесняя литературные слова и выражения, общеупотребительные слова, делая речь вульгарной и агрессивной.

В работе поднимается проблема употребления в русском языке жаргонных слов, сленга.

Новизна работы обуславливается тем, что исследование проводилось в МАОУ «СОШ № 55» г. Перми, полученный материал характеризует среду, в которой происходит взаимодействие между людьми разных возрастных групп.

Актуальность темы заключается в активном использовании сленга в речи учащихся школы во все времена, повышенном интересе школьников к сленгу как к кодифицированному языку. Из темы вытекает проблема, с которой столкнулся русский язык на современном этапе: засилье сленговых выражений в речи нынешних подростков. Оказалось, что сленг стал неотъемлемой частью общения школьников в конце XX века, да и сейчас без него не могут обойтись учащиеся нашей школы.

Любовь к русскому языку, интерес к научно – практической деятельности, стремление оказать пользу сверстникам в плане культуры речи вызвали желание исследовать данную тему.

Цель моей работы – изучение особенностей речи современных школьников.

Задачи исследования:

1) выяснить причины появления жаргонизмов среди обучающихся;

2) классифицировать жаргонные слова и выражения школьной лексики;

3) составить «Словарь жаргонизмов».

Объект исследования – языковая среда обучающихся.

Предмет исследования – молодёжный сленг.

Гипотеза: сленг оказывает большое влияние на формирование культуры речи подростков.

Методы исследования:

    •  

изучение литературы по теме исследования

    •  

беседы с обучающимися и учителями, анкетирование

Основные этапы исследования.

Исследование проводилось с октября 2016 года до настоящего времени и имело несколько этапов.

На первом этапе изучалась литература по теме исследования.

На втором этапе проводился опрос обучающихся и учителей, анализировались полученные результаты.

Практическая значимость работы заключается в том, что материал может быть использован на факультативах по русскому языку, в классах с углубленным изучением, на классных часах.

Глава 1. Теоретическая часть 1.1. Место сленга в русском языке

Вся лексика того или иного языка делится на литературную и нелитературную. К литературной относятся:

1) книжные слова;

2) стандартные разговорные слова;

3) нейтральные слова.

Всё это лексика, употребляемая либо в литературе, либо в устной речи в официальной обстановке.

Существует и нелитературная лексика:

1) профессионализмы;

2) вульгаризмы;

3) жаргонизмы;

4) сленг.

Эта часть лексики отличается разговорным неофициальным характером.

Профессионализмы - это слова, используемые небольшими группами людей, объединенных определенной профессией.

Жаргонизмы - это слова, используемые определенными социальными или объединенными общими интересами группами, которые несут тайный, непонятный для всех смысл.

Сленг – это слова и выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий, классов. С развитием массовой информации: прессы, радио, телевиденья, Интернет – технологий понятие сленг потеряло свой первоначальный смысл.

Теперь, на наш взгляд, определение сленга должно быть другим.

Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. С помощью сленга говорящий пытается наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции.

1.2. Причины появления молодёжного сленга

Изучая причины распространения сленга среди современной молодежи, можно прийти к выводу, что основными из них являются:

    •  

современная поп-культура;

    •  

увлечение молодежи европейской, особенно американской культурой;

    •  

Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии;

    •  

повальное увлечение компьютерными играми;

    •  

потребность молодежи в самовыражении и встречном понимании;

    •  

низкий уровень воспитания в семье;

    •  

бездумное увлечение низкопробной кино-продукцией, средствами массовой информации.

1.3. Источники пополнения молодёжного сленга

Как и прежде, источниками пополнения сленга являются иностранные языки, блатное арго, заимствования из языка музыкантов и спортсменов. Новым источником, пожалуй, в 90-е годы стали компьютерный язык и, к сожалению, лексика наркоманов. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга является обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается.70-е и 80-е годы стали временем массового изучения иностранных языков. В эти же годы к нам пришло молодежное движение хиппи. В русский язык проникло много иностранных (особенно английских) слов. Разумеется, это не могло не сказаться на сленге старшеклассников.

Появлялись новые вещи, а вместе с ними и новые слова. Так возникло, например, слово вертушка для обозначения проигрывателя и слово видак – для видеомагнитофона. Многие из этих слов перешли и в школьный сленг нашего времени.

1.4. Школьный сленг

Школьный сленг можно квалифицировать как корпоративный молодёжный сленг. В нём выделяется лексическая группа, которая является «ядром» школьного сленга - входящие в нее единицы реализуются в речи большинства школьников без каких-либо (например, территориальных) ограничений. Употребление этих слов не имеет функции оценки называемых людей (училка – это не «плохая учительница», а просто «учительница»). Оно наглядно демонстрирует намерение говорящего снизить общественный статус этих людей в глазах слушающего и в собственных и тем самым, как правило, повысить собственный статус (хотя бы на момент речи).

Носители молодёжного сленга – это люди 12-25 лет. До 16-17 лет каждый из нас неотделим от школы, и все проблемы связаны с ней. Можно сказать о том, что школьный язык – это возрастной язык, которым владел каждый в пору учения. Школьный сленг включает в себя наименования учебных предметов, школьных оценок, некоторых школьных помещений, отдельных работников школы, видов учебной деятельности. Как видно из школьного жаргона, любимым способом образования новых слов является сокращение слова либо отсечение его части: мафон – магнитофон, дискач – дискотека, денюха или днюха – день рождения, чел – молодой человек и другие. Также речь молодёжи богата словами – междометиями, происхождение которых определить невозможно: «типа», «короче», «блин», «прикинь» и другие. Наверное, во всех школах всегда были и будут такие слова, которые понятны любому человеку.

Названия учебных предметов

Матеша, физра, литра, русиш, инглиш

Названия оценок

Двояк – 2, тройбан – 3, пятак - 5

Свободное время

Дискач, дэнсы, сменка

Названия школьных помещений

Тубзик, тубаркас, столовка

Названия видов учебной деятельности

Контроша, домашка, лабораторка

Названия работников и учителей

Училка, химичка, физичка

1.5. Особенности школьного сленга

Во многих языках существовал и существует школьные жаргонизмы. В современном русском языке они тоже есть. Как и другие профессионально и социально ограниченные разновидности языка, они специфичны в области лексики (родоки, предки, шнурки – родители; домашка – домашнее задание и т.п.). Но по сравнению со многими социальными и профессиональными жаргонами школьные жаргонизмы имеют ярко выраженную отличительную черту: для носителей школьного жаргона характерна игра со словами и в слова, изменение его смысла и формы для того, чтобы создать выразительные, эмоционально окрашенные средства (ботаник – ученик, который занимается на «4» и «5»; лоханулся – допустил ошибку; лузер – неудачник и т.д.).

В этом языковом явлении наблюдается уход от обыденной, серой жизни, игра, выдумка. Школьный жаргон похож на его носителей – он такой же подвижный. Это продукт желания детей и подростков изменить мир, перекроить его на свой манер, утвердиться, показать своё «я».

Школьный жаргон быстро и легко впитывает в себя слова из уголовного языка: фильтруй базар – следи за своей речью; метлой не мети – перестань говорить и т.д. Активно используют ученики заимствования из разных языков: бойфренд – парень, с которым встречается девушка; фейс начистить – физически расправиться с кем-то.

В лексике школьного жаргона существуют две крайности: с одной стороны, чёткость и конкретность данных определений: тормоз – медлительный человек, плохо соображающий. С другой стороны, размытость значений. Иногда жаргонные слова невозможно перевести на литературный язык: прикольная игра – трудно определимая положительная характеристика предмета; наехать – совершать действие агрессивного характера. В последние годы школьный жаргон очень активно пополняется компьютерной лексикой: хакер, чайник, завис, скинь на флешку и т.д.

Ещё одной особенностью школьного жаргона является его обновляемость. Меняются поколения, меняется и жаргон. Пройдёт лет пять – семь, и старые жаргонизмы сменятся новыми.

В качестве примера приведу отрывки из телевизионного детского юмористического журнала «Ералаш» разных лет, изобилующие жаргонизмами.

80-е годы. Отрывок из повести Н.В. Гоголя «Майская ночь или утопленница»

«Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клёвые воды свои. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины Днепра. А если дочешет, так гикнется, что копыта отбросит».

Конец 90-х годов. Отзыв старшеклассника на просмотренный фильм по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина»:

«Понял, блин, она его намотала. А он – раз и – ни-ни, а тот – шасть к ней, а она, во даёт, под электричку – и копец!»

2004 год. Отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», написанного В.А. Власовым и опубликованного в журнале «Чем развлечь гостей».

Однажды в весёлую зимнюю пору

Я из дому выскочил прямо в мороз.

Гляжу и балдею: из лесу на гору

Кобыла воз тянет за собственный хвост.

И тут я приметил: с ней рядом так чинно

Шурует пацан…этот, ну, Колобок.

В крутых башмаках и в прикиде нехилом,

А ростом не вышел – чуть больше сапог.

И смешно, и грустно. Ведь употребление жаргонных слов в среде школьников свидетельствует о низком уровне культуры говорящих.

Глава 2. Практическая часть 2.1. Наблюдение за речью учащихся

Для изучения проблемы употребления в русском языке жаргонных слов мною было опрошено 107 человек в возрасте от 10 до 16 лет. Наблюдение за речью обучающихся нашей школы показало, что дети, к сожалению, используют в своей речи жаргонные слова, которые не являются общеупотребительными, то есть их не следует употреблять в общественных местах. Также подростки употребляют в своей речи криминальный жаргон. Как девочки, так мальчики, никого не стесняясь, произносят в школе слова, которые носят ярко выраженный негативный характер: чмо, жрачка, жрать, пасть порву, лох, башка, заткнись, пришить, стибрить и другие.

Мною было проведено анкетирование на тему «Знаешь ли ты молодёжный сленг?» Подростки дали такие ответы. (Приложение 1).

Да - 100%

Нет – 0%

Результаты следующего опроса показали, что используют эти слова в своей речи 90% опрошенных (Приложение 2). Основной целью употребления сленговых выражений является желание учеников придать своей речи больше юмора, живости.

На следующий вопрос: «С какой целью употребляете?» большинство обучающихся ответили, что делают речь понятней для друзей, чуть меньше ответили – это модно (Приложение 3).

2.2.Причины резкого увеличения числа жаргонизмов в речи школьников

Откуда школьники узнают о жаргонных словах? Вот что ответили ребята: «слышал в школе от одноклассников», «из Интернета», «от старших друзей», «от родителей». Но, кроме субъективных, существуют объективные причины.

1.Стремление СМИ завоевать популярность любой ценой.

2. Низкий уровень речевой культуры.

3. Снижение интереса к русской классической литературе

4. Изменение нравственных ориентиров.

5. Постоянное обращение к услугам компьютера

6. Незнание языковых норм и нарушение правил речевого этикета

Для одних людей жаргон – это игра со словом, для других – стиль и норма общения, для третьих – своеобразная дань времени. Для меня такой вид речевого общения является неприемлемым. Я русский человек и носитель великого языка, языка А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Как завещание звучат сегодня слова Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

2.3. Результаты исследования

Показательно то, что в нашей школе обучающиеся не считают жаргонные слова каким-то злом (Приложение 4). Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают, что наблюдается тенденция к возрастанию уровня использования сленга в повседневной речи школьников. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени: одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, – тогда это просто какая-то людоедка Эллочка. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость. Но не стоит призывать ребят давать «торжественное обещание» никогда не употреблять слова молодежного жаргона. Гораздо важнее, на мой взгляд, заставить каждого ученика задуматься над тем, как он говорит, какие слова употребляет, насколько целесообразно использование в его речи жаргонных слов.

Заключение

В результате работы я пришёл к следующим выводам.

1. Сленг, который активно использует современная молодёжь – своего рода протест против окружающей действительности, против типизации и стандартизации.

2. Для сленга характерна абсурдная игра слов. Это некое «кодирование» того или иного понятия.

3. Жаргонные слова оказывают негативное влияние на развитие интересов учащихся.

4. Жаргонизмы засоряют наш язык и мешают нормальному общению людей разных поколений.

5. Главное, что происходит в наше время – это освобождение языка от пут морали. Вот только немного страшно, что русский язык получает освобождение от любой морали. Кто-нибудь из нас понимает последствия этой свободы? А ведь нужно над этим задуматься…

Рекомендации

Для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы, советую

1) читать хорошую литературу;

2) включить самоконтроль за речью, своей и чужой;

3) практиковать выступления перед аудиторией и дружеские

беседы;

4) повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.

Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, в том числе и культуры речи.

В дальнейшем будет продолжено собирание лексического материала для классификации жаргонизмов по наименованиям.

Список литературы

1. Виноградов, В.В. История русского литературного языка. [Текст] / В.В. Виноградов. – М.: Просвещение, 1978. – 156 с.

2. Горшков, А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл. [Текст]/ А.И. Горшков. – М.: Дрофа, 2001. – 464с.

3. Крысин, Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. [Текст] / Л.П. Крысин. – М.: Наука, 1989. – 64 с.

4. Кронгауз, М. И. Русский язык на грани нервного срыва. [Текст] / М.И. Кронгауз. – М.: Языки славянских культур, 2007. – 90 с.

6. Локшина, С.М. Краткий словарь иностранных слов. [Текст] / С.М. Локшина. – М.: Русский язык. 1979. – 352 с.

7. Розина, Р.И. Состояние и тенденции развития общего русского сленга. [Текст] / Р.И. Розина. – М.: Русский язык, 2000. – 142 с.

8. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Словарь русского языка: 57000 слов. [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Русский язык,1984. – С.382.

10.Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – 2-е изд., испр./ ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999. С. 679.

Интернет-ресурсы:

file:///C:/sputnik/Resurs/http_rus.1september.ru_urok

Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5

Словарь жаргонизмов

Б

Базар – разговор, обсуждение какой – либо темы.

База – дом.

Балдеж – удовольствие.

Блин – (слово – паразит) имеет междометную функцию.

В

Валяй – говори.

Все в шоколаде – все хорошо.

Выеживаться, выпендриваться, привлекать к себе внимание.

Г

Гнать – врать.

Д

Догонять – понимать.

Дятел – глупый человек.

Дебош – выяснение отношений.

Дурить – глупить.

Ж

Жить в малине – жить богато.

З

Зацени – попробуй.

Забить – перестать заниматься чем – либо.

Запалить – поймать.

Заметано – договорились.

Замутить – начать какое – либо дело.

Замочить – убить.

К

Косяк – что – либо сделанное неправильно.

Крыша – защита.

Кент – парень.

Круто – здорово.

Л

Лажа – вранье, чушь

Лепить – врать.

Левый – неправильный.

Ляпнуть – сказать что – то невпопад.

М

Маза – мысль.

Мутить – дружить.

Мент – милиционер.

Н

Надыбать – найти.

Ништяк – хорошо.

Напрячь– заставить насильно что – либо делать.

О

Облом – что – либо не получается.

Отстой – ерунда.

Отпад, офигеть – здорово.

Оттягиваться – хорошо проводить время.

Отвалить – отойти.

П

Прикольно – здорово, отлично.

Параллельно – все равно.

Подфартило – повезло.

С

Свалить – уйти.

Стопудово – точно.

Т

Тусовка – дискотека.

Тормозить – медлить.

Трескать – есть.

Тачка – машина.

У

Улет – круто.

Ф

Фигня – ерунда.

Фуфло – лицо, рожа.

Х

Хилый - слабый

Хавать – есть.

Хавчик – еда.

Хата – квартира.

Ч

Чел – человек.

Ш

Шняга – вещь.

Щ

Щемиться – пролезать вперед.

Я

Ящик – телевизор.

18

Просмотров работы: 1049