Происхождение псевдонимов

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Происхождение псевдонимов

Ерохина  В.В. 1
1Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждения Высшего Образования Белгородский Государственный Аграрный университет Имени В. Я. Горина
Журахова  С.А. 1
1Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждения Высшего Образования Белгородский Государственный Аграрный университет Имени В. Я. Горина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Одним из главнейших разделов современной русской онoмастики является антропонимика - наука об именах человека, которая включает в себя личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п.

Мы решили  классифицировать  фамилии по способу их образования, надеясь, что такая работа заинтересует студентов: каждому интересно узнать способ образования своей фамилии, её происхождение.

Мы решили начать  работу в данном направлении и выбрали для исследования такой  объект антропонимики  как  псевдоним.  

Если основные антропонимические единицы (имена, отчества, фамилии) уже давно являются предметом заинтересованного внимания ученых, они собираются, описываются и исследуются в различных аспектах, то псевдонимы — большой пласт неофициальных именований - анализируются в основном в трудах литературоведов, культурологов и недостаточно изучены с точки зрения языковой теории, поэтому они представляют особый лингвистический интерес.

                          Актуальность исследования.

Псевдоним - слово, и как слово оно составляет неотъемлемую часть языка, подчиняется его законам и должно изучаться лингвистическими методами.

Последние исследования определили свыше пятидесяти различных типов псевдонимов, но удовлетворительной классификации их до сих пор не существует, описаны далеко не все виды. Наука о псевдонимах, которую можно назвать псевдонимикой (т. е. наукой о ложных именах), равно близка лингвистике и литературоведению. Задача библиографов - определять принадлежность псевдонима тому или иному лицу, составлять словари псевдонимов; задача литературоведов — объяснять происхождение псевдонимов, вскрывать причины обращения человека к вымышленному имени; лингвисты должны изучать способы образования и семантику псевдонимов. Изучение псевдонимов позволяет полнее представить исторические события.

В своей работе мы не преследуем цель усовершенствовать  классификацию псевдонимов, так как это нам пока не по силам. А вот классифицировать псевдонимы русских писателей и поэтов по группам, исходя из способов их образования, и будет являться целью нашего исследования.

Люди, увлекающиеся литературой, взяв в руки очередную книгу, посмотрев на имя автора, зачастую не догадываются о том, что скрывается за этими именами - настоящая фамилия или псевдоним. Нам некогда думать об этой, казалось бы, мелочи.  Нам интересно содержание. Руководствуясь этой гипотезой, мы решили провести небольшое анкетирование среди студентов 2 курса СПО Белгородского ГАУ.

В анкетировании приняли участие 35 человек, это студенты  агрономического и ветеринарного факультетов

Результаты опроса полностью подтвердили выдвинутую гипотезу, тем самым еще раз подтвердив актуальность нашей работы.

          Задачи нашего исследования:

  1. Выявить причины появления псевдонимов.
  2. Изучить способы образования псевдонимов.
  3. Классифицировать их по определенным группам.

Объектом исследования является раздел науки антропонимики - псевдонимика.

Предмет исследования: псевдонимы известных русских классиков.

Методы:

 В ходе работы использовали следующие методы исследования:

  • теоретический (анализ фактов из литературных и Интернет-источников, обобщение материала);
  • эмпирический (проведение статистического исследования);
  • математический (статистическая обработка материала).

Практическая значимость исследовательской работы: материалы и результаты работы могут быть использованы  на спецкурсах и элективных   занятиях;  в курсе преподавания русского языка и литературы, как в  школе, так и в средних специальных заведениях;  в работе  библиотекаря.

  1. I.  Основная часть.

1.1.    Причины появления псевдонимов.

Прежде чем  назвать причины появления псевдонимов мы обратились к толковому словарю и этимологии слова псевдоним.

Псевдоним - общее название для вымышленных или измененных имени и фамилии, заменивших в подписи настоящие имя и фамилию.

Советский Энциклопедический словарь говорит, что псевдонимусловное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящее имя или фамилию (либо и то и другое). Не допускается раскрытие псевдонима без согласия автора, кроме случаев, когда псевдоним используется в целях фальсификации авторства.

Обращаясь к этимологии слова, читаем «Псевдоним - заимствован в 19 веке из французского языка, в котором pseudonyme<греч.рseudonymos (рseudos «ложный» и onymа «имя».

Причин появления псевдонимов множество. Условно их можно разделить  на следующие группы.

  1. Проба пера. Это, пожалуй, один из самых распространенных случаев. Редкий начинающий автор уверен в своем успехе на все сто. Почему бы не воспользоваться псевдонимом или вовсе не подписаться?

Хрестоматийным примером здесь может служить случай с Н.В. Гоголем. Своё первое произведение – романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен» – Гоголь подписал псевдонимом В. Алов. К сожалению, опасение быть подвергнутым резкой критике оправдалось. Ф. Булгарин в своей рецензии иронически заметил, что «свет ничего бы не потерял, когда бы сия первая попытка юного таланта залежалась под спудом». Гоголь болезненно воспринял провал, и даже положительный отклик критика Ореста Сомова, который увидел в авторе «Ганца Кюхельгартена» «талант, обещающий в нём будущего поэта», не остановил отчаянной решительности будущего создателя «Мертвых душ». Он скупил в книжных лавках оставшиеся экземпляры книги и сжёг их.  

Еще один пример. Первый свой литературный опыт – книгу стихов «Мечты и звуки» – Н.А. Некрасов подписал инициалами Н.Н., последовав совету В.А. Жуковского, которому принёс рукопись, чтобы узнать мнение мэтра поэзии. Жуковский положительно оценил только два стихотворения, сказав: «Если хотите печатать, то издавайте без имени, впоследствии вы напишите лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Белинский, по признанию самого Некрасова, «тоже обругал книгу», поэтому начинающий автор уничтожил оставшиеся экземпляры сборника и «отказался писать лирические и вообще нежные произведения в стихах».

  1. Цензура. Это один из инструментов борьбы с инакомыслием. Не всегда эффективный, но всегда болезненный. Тем не менее, обойти ее считается делом чести. И здесь на помощь приходит псевдоним: на неизвестного, анонимного автора обращают меньше внимания, но до поры, до времени. Впоследствии нерадивого цензора увольняют, а автора - если повезет - находят и наказывают (вспомним случай с Радищевым, которого не спасла анонимность его "Путешествия из Петербурга в Москву").

В годы Советского Союза принято было считать, что политическая цензура и преследования - пережиток царской России. На наших примерах можно убедиться, что это не совсем так.

Инакомыслящий поэт 20 века И. Бродский  печатался под псевдонимом Борис Осипов,  детский писатель С.Я. Маршак - Доктор Фрикен.
3. Сословные предрассудки или недовольство родных.

Сочинительство, да еще и за деньги, считалось среди высшего сословия занятием недостойным. Приходилось маскироваться и чтобы не вызывать недовольство родных. Однажды Борис Николаевич Бугаев опубликовал  свою «Симфонию» под псевдонимом, потому что боялся огорчить отца - профессора математики Московского университета, который пророчил сыну научное будущее. Так появился  известный поэт-символист Андрей Белый.  Анна Ахматова в начале своего творческого пути тоже была вынуждена взять псевдоним из-за протеста отца, не видевшего в дочери большого поэта. В девичестве Горенко, она стала подписываться фамилией своей бабушки. 

  1. Другая профессия. В 1824г. в I Кадетском корпусе был издан приказ: давать по 25 розог каждому кадету, замеченному в сочинении прозы и по 50 розог - за стихи. Как видно, поэзия считалась занятием более крамольным, нежели проза.

Представителей других профессий, правда, розгами не наказывали, но и они были не прочь воспользоваться псевдонимом, разграничивая, таким образом, свою литературную и профессиональную ипостаси.

А. Куприн и К. Паустовский начали публиковаться ещё в годы ученичества. Первый был юнкером, второй – гимназистом. В военных учебных заведениях сочинительство преследовалось особо строго. Юному Куприну не помог псевдоним Ал. К-рин. Видимо, слишком прозрачен он был. За «бумагомарательство» будущий автор «Юнкеров» отсидел двое суток в карцере. К. Паустовскому повезло больше. Его первый рассказ «На воде» появился в киевском журнале «Дело» без неприятных последствий для дебютанта (в редакции ему посоветовали взять псевдоним). Гимназист Паустовский под вымышленным литературным именем К. Балагин  оказался неуязвим для начальства. 

Автор сказки «Чёрная курица, или Подземные жители» Антоний Погорельский  в жизни был попечителем учебного округа А.А. Перовским, а обличитель российской бюрократии, автор «Истории одного города»  Н. Щедрин занимал должность вице-губернатора, председателя казенной палаты и звался М.Е. Салтыковым. 

  1. Наличие однофамильцев. Вполне объективная причина для смены имени. Автор полюбившейся всем книги «Детство Тёмы» не мог подписать своё произведение настоящей фамилией Михайловский, потому что редактором журнала «Русское богатство», где он начал печататься, был тоже Михайловский. Совпали даже имена: оба были Николаи. Писатель взял псевдоним Н. Гарин. 

Писатель-этнограф Н.Ф. Лесков предостерегал читателя от заблуждений насчёт автора «Левши» и подписывался псевдонимом Корельский. Подобным образом поступил и однофамилец М. Шолохова. Он тоже выбрал псевдоним Синявский. А писатель и литературовед с родной фамилией  Синявский подписывался псевдонимом Абрам Терц. 

Известный в советское время писатель Борис Лавренёв (Сергеев), автор пьесы «Разлом» и повести «Сорок первый», вынужден был взять в качестве псевдонима фамилию одного из родственников. Однофамильцев в литературе хоть отбавляй. По причине распространённости всё той же родной фамилии Сергеев автор романа «Севастопольская страда» подписывался псевдонимом Сергеев-Ценский. 

Часто в печати выступали родственники: отец и сын, братья, брат и сестра.  Совпали имена и отчества двух поэтов – отца и сына К.К. Случевских. Сын, служивший во флоте, взял псевдоним Лейтенант С. 

Сын поэта К.М. Фофанова, тоже Константин, был известен как поэт-декадент Олимпов. 

Сестра поэта С.Я. Маршака, Лия Яковлевна, взяла псевдоним Елена Ильина. Поколения советских детей зачитывались книгой Елены Ильиной о героине Великой Отечественной войны Гуле Королёвой «Четвёртая высота», не подозревая о родстве автора с другим любимым писателем. Маршак – настоящая фамилия драматурга Михаила Шатрова, в советское время известного пьесами, написанными в жанре исторической хроники о пореволюционных событиях, Ленине и его соратниках. Редактор посоветовал начинающему автору взять псевдоним, поскольку за фамилией Маршак на литературном Олимпе уже  числились немалые заслуги.  

Чтобы избежать путаницы с родным братом, уже известным писателем Валентином Катаевым, один из авторов  «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка» взял псевдоним  Евгений Петров, будучи на самом деле Евгением Петровичем Катаевым.

  1. Неблагозвучность и обыденность настоящей фамилии.

Однажды Чехову предложили прочесть стихи лирического поэта Гусочкина. Он отказался: "Что это за фамилия для лирического поэта - Гусочкин?! Не буду его читать".

Автор известного в 20-е гг., а сегодня забытого читателем романа «Лапти» П. Замойский  имел собственную фамилию Зевалкин, которая мало подходила для писателя. Его современник писатель Елизар Мальцев, лауреат Государственной премии СССР, автор романа «От всего сердца», тоже поменял родную фамилию Пупко. Украинский советский писатель Яков Баш, автор романа «Горячие чувства», вынужден был сократить фамилию Башмак, чтобы придать ей некоторую респектабельность. 

7.По совету других людей.

По совету редактора взял псевдоним 14-летний школьник Боря Кампов. Сначала он позаимствовал псевдоним у своего любимого литературного героя, подписав заметку в газете «Тверская правда» Б. Овод. Но редактор порекомендовал взять что-нибудь оригинальное. Редактор же и перевёл «заковыристую» латинизированную фамилию Кампов на русский язык. «Campus» по-латыни «поле, равнина», вот и получилась фамилия Полевой у автора «Повести о настоящем человеке».

  1. Комический эффект.

Псевдонимы, целью появления которых было создание комического эффекта, называют пайзонимы (от греч. paizein - шутить). Как правило, они были временными и возникали не столько для сокрытия подлинного имени, сколько для того, чтобы подчеркнуть сатирический характер произведения.

Так, В. А. Жуковский печатался под псевдонимами Маремьян Данилович Жуковятников, председатель комиссии о построении Муратовского дома, автор тесной конюшни, огнедышащий экс-президент старого огорода. А.П. Чехов – Человек без селезенки.

          Помимо рассмотренных причин возникновения псевдонимов, существует ещё множество, не поддающихся классификации. Кроме того, не всегда возможно точно определить мотивы, по которым берутся те или иные псевдонимы.

 1.2.Классификация псевдонимов.

Все псевдонимы, какими бы они не были, делятся на определенные группы, в основе которых лежит принцип их образования.

Многие авторы произведений берут свои псевдонимы из нижеперечисленных групп, но в данной классификации данных не учтены некие факторы, ведь русский язык постоянно эволюционирует, т.е. добавляются новые псевдонимы, новые пути их образования, соответственно добавляются новые группы.

Хотелось бы остановиться и дать определение следующим классификационным группам псевдонимов.

Классификация принадлежит Дмитриеву В.Г., описана в книге «Скрывшие свое имя:   группы псевдонимов».  

1.3.  Этапы исследования. Результаты исследования.

На первом этапе нашего исследования мы обратились к теоретической части. Найдя,  проанализировав и обобщив  материал, мы выделили причины возникновения псевдонимов и классификационные группы, в основе которых лежит принцип их образования. На этом же этапе мы занялись выборкой литературных псевдонимов, чтобы составить как можно более объемный список писателей и поэтов, известных нам. Здесь мы хотели бы сделать акцент на том, что наш список включал только тех классиков, которые вошли в русскую литературу под прочно устоявшимися псевдонимами, тех, чьи фамилии мы воспринимаем как настоящие.

Второй этап – оказался самым трудоемким  и значительным. Мы занимались исследованием причин возникновения псевдонимов, способов их образования и составляли классификационную таблицу.

Способ  образования

Псевдоним

Настоящая фамилия

Комментарий

Апоконим - отсечение части или рассечение подлинной фамилии

1.А. Грин

1.Гриневский

1.Придал своей фамилии иностранный оттенок, пожертвовав ее второй половиной.

("Грин!" - так коротко окликали ребята).

Паленоним (анаграмма-перевертыш)  - написание  настоящей фамилии наоборот.

 Нави Волырк

Иван Крылов

Простой способ сделать фамилию неузнаваемой. Этот способ, несмотря на простоту, не получил распространения, потому что в результате, как правило, получалось некрасивое сочетание звуков

Геоним или тропоним – связанные с географическими объектами, чаще всего с местом рождения или жительства

1.Алтайский.

2.Амурский.

3.Брянцев

4.Северянин Игорь

 

 

1.Горелов.

2.Романенко.

3.Белоусов

4.Лотарев Игорь Васильевич

Самый распространённый способ

Игорь Васильевич был уроженцем Петербурга и его псевдоним, скорее всего, призван был подчеркнуть его духовную связь с севером России.

По другой версии - в юности он отправился с отцом в путешествие на Дальний Восток (1904). Эта поездка вдохновила поэта – отсюда и псевдоним Северянин

Аллоним или гетероним – замена именами реальных или  исторических лиц.

1. М.Осоргин.

 

 

2. Эдуард Багрицкий

 

 

1. М. А.Ильин.

 

 

 

2. Эдуард Григорьевич Дзюбин

1.Хорошо известное древнерусское дворянское имя.

 

2. В честь своего партизанского прошлого в 1-й Конной Армии Буденного. Сам он характеризовал свой псевдоним так: " В нем звучит боевое время. В нем есть что-то от моих стихов".

Френоним - сочетание имени, подлинного или придуманного, с качественным прилагательным, как правило, указывающего на главную черту характера, жизни, особенность его творчества

1.Максим Горький

 

 

 

 

2.Андрей Белый

1.А. Пешков

 

 

 

 

 

2.Б. Н. Бугаев

1. Ассоциировал себя и свое творчество с горечью жизни и горечью правды

 

2. Белый - священный, утешительный цвет

Героним – принятая в качестве псевдонима фамилия литературного персонажа

1. Демьян Бедный

 

1. Придворов Ефим Алексеевич

Однажды он принес в типографию стихотворение "О Демьяне Бедном, мужике вредном" и следующий его приход работники типографии встретили возгласами: " Демьян Бедный идет!". Это прозвище приросло к Придворову и стало впоследствии его псевдонимом. Кстати, дядю поэта, действительно бедного крестьянина с Херсонщины, звали Демьяном.

Патроним - патронимические имена на –ич.

1.Серафимович.

 

1. Александр Серафимович Попов.

 

Калька – перевод настоящей фамилии на другой язык

1.Борис Полевой

 

1. Борух (Борис) Николаевич Кампов

1. Псевдоним Полевой родился в результате предложения одного из редакторов фамилию Кампов “перевести с латинского” (campus – поле) на русский.

Проксоним – настоящая фамилия кого-либо из родных

Анна Ахматова

 Анна Андреевна Горенко 

 Фамилия прабабушки.

Матроним – образование от имени или фамилии матери

Афанасий Афанасьевич Фет

А.А. Шеншин

 Фамилия матери.

Эйдоним – характеризует внешность автора

Саша Черный

Гликберг Александр Михайлович

В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли "Белый", брюнета - "Черный". Отсюда и псевдоним.

 

 Заключение.

             Выполняя данную работу, нам было очень интересно. Удалось, хоть на секунду, заглянуть в тайные лабиринты антропонимики, понять причины, которые побуждают писателей и поэтов взять тот или иной псевдоним, и провести классификацию по способу их образования. Удивительно, какое разнообразие псевдонимов существует в мире классической литературы.         Работа может быть продолжена и расширена, ведь как сказано выше: появляются новые псевдонимы и новые группы. Безусловно, материал нашей работы будет интересен не только преподавателям  русского языка и литературы, но и студентам нашего вуза. Результаты нашего исследования мы распространили  в буклетах среди студентов.

         Литература

 

  1. Библиографический словарь под ред. П.А. Николаева «Русские писатели» в 2-х частях. - М.: Просвещение, 1996. - 448с.
  2. Дмитриев В.Г. Скрывшие свое имя. - М.: Просвещение, 1996. – 544с.
  3. Шанский Н.М., Боброва Т.А.. Школьный этимологический словарь русского языка. - М.: Дрофа, 2000. – 398с.
  4. Электронный ресурс: РС DVD-ROM «Большая советская энциклопедия», 2007г.
  5. История русской литературы XIX века. - М.: Просвещение, 1989.
Просмотров работы: 10502