Образ маленького человека в комедиях И.С. Тургенева «Нахлебник» и «Холостяк»

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ маленького человека в комедиях И.С. Тургенева «Нахлебник» и «Холостяк»

Качаева  Е.С. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 64» г. Красноярск
Скогорева  Н.Н. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 64» г. Красноярск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Русская литература XIX века открыла читателям ряд типов героев, которые нашли свое отражение в произведениях известных писателей. Среди них – «Лишние» люди, новый человек, революционер-разночинец, буржуазный предприниматель. В этом ряду особое место занимает тип героя, которого принято называть «маленький человек». Образ «маленького человека» традиционно связан с такими именами, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский. Данный тип героя встречается и в творчестве И.С. Тургенева.

Объект работы – комедии И.С. Тургенева «Холостяк» и «Нахлебник».

Предмет работы – образ «маленького человека» в комедиях.

Цель – проследить, как раскрывается образ «маленького человека» в произведениях. Для этого были поставлены задачи: изучить, опираясь на научные статьи, типологию «маленького человека» в русской литературе; познакомиться с творческой биографией И.С. Тургенева; исследовать сюжет, систему героев, способы психологического изображения персонажей в пьесах; выявить черты, характерные для образа «маленького человека» в комедиях И.С. Тургенева «Нахлебник» и «Холостяк».

Новизна работы: имя И. С. Тургенева традиционно не связывают с типом «маленького человека» в русской литературе, однако ранние пьесы писателя и тематически, и типологически не только продолжают традиции Н.В. Гоголя, но и имеют прямую перекличку с ранними произведениями Ф.М. Достоевского.

Актуальность: обращение к классической литературе, стремление восстановить внутренние связи между писателями определенной эпохи помогают понять, как шел поиск «героя» той или иной эпохи, определить потребности времени, в которое жили писатели.

Методы: анализ, синтез, сопоставительный метод, метод сплошной выборки.

Перспектива: работа может быть использована на уроках литературы в старших классах и позволит проследить преемственность в разработке писателями темы «маленького человека» в произведениях разных жанров.

ГЛАВА I.

1.1. Проблема типологии в русской литературе

Проблема типологии героев – одна из ведущих в русской литературе.

В своей статье «М. Горький об особенностях типологии героев в русской классической литературе» Писарева О.А. указывает: «…типизация, как теоретическая и практическая проблема в литературоведении актуализировалась с появлением работ М. Бахтина, В. Проппа, Б. Храпченко, С. Машинского, Н. Павловой, В. Одинокова, А. Эсалнек, Н. Вердеревской» [5].

Типология в литературе, или типизация, - это «сгущение существенных явлений в образе» [4], а образ-персонаж, «отражающий ведущие черты эпохи, группы, социального слоя и тому подобное» [4], принято называть литературным типом. В русской классической литературе складываются типы литературных героев, которые «имеют общие характерологические признаки, их поведение обусловлено схожими обстоятельствами [10]. Самыми яркими из них являются такие типы героев, как «лишний человек», «маленький человек», простой человек.

1.2. «Маленький человек» как тип героя в русской литературе XIX- XX вв.

Тема «маленького человека» традиционна для русской литературы ХIХ века в эпоху развития реализма. С ней связаны лучшие гуманистические традиции.

В ХIХ веке тема «маленького человека» становится одной из сквозных в литературе. Понятие «маленький человек» ввел в употребление В.Г. Белинский в статье 1840 года «Горе от ума». Первоначально оно обозначало человека «простого» происхождения. С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным в произведениях второй половины XIX века [7].

Как правило, основная особенность «маленького человека» – низкое социальное положение; он не наделен высокой должностью, не амбициозен, не имеет чувства собственного достоинства, не принимается обществом.

Тип «маленького человека», открытый А. С. Пушкиным («Медный всадник», «Станционный смотритель») и Н. В. Гоголем («Шинель», «Записки сумасшедшего»), был дополнен новыми чертами Ф. М. Достоевским (Макар Девушкин, Голядкин, Мармеладов), А. Н. Островским (Бальзаминов, Кулигин), А. П. Чеховым (Червяков из «Смерти чиновника», герои рассказов «Толстый и тонкий», «Тоска»), а писатели XX века дали образу «маленького человека» новую жизнь (М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, А.П. Платонов, В. М. Шукшин и другие).

Первым тему «маленького человека» затронул А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель». Жизнь пушкинского персонажа Самсона Вырина изначально складывается нелегко, но герой остался человеком добродушным и беззлобным, несмотря на многолетнюю тяжелую службу. Станционный смотритель умирает от тоски и одиночества. Герой повести, как никакой другой, способен вызвать у читателя сострадание.

Не менее привлекательным персонажем является герой повести «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин наделен такими качествами, как терпение, смирение, незлобливость. Акакий Акакиевич – «маленький человек» не только в смысле социально-иерархического статуса, но и в самом буквальном смысле [16]. Эта «мизерность», «малая величина» Акакия Акакиевича проявляется совершенно во всем. Развитие темы «маленького человека» в русской литературе началось именно с этого произведения. Не случайно великий классик Достоевский однажды произнес знаменитую фразу: «Все мы вышли из Гоголевской «Шинели»» (по другим источникам, эта фраза могла принадлежать И.С. Тургеневу).

Продолжателем литературных традиций Пушкина и Гоголя в разработке типа «маленького человека» является Ф. М. Достоевский. Тема «бедных людей», «униженных и оскорбленных» становится главной в его творчестве.

Особое звучание данная тема получает в романе «Преступление и наказание». Мармеладов, опустившийся чиновник, осознает свою бесполезность и ненужность. И только душа Раскольникова откликается на то, что происходит с человеком, которому «некуда идти».

Образ «маленького человека» нередко встречается на страницах произведений А.П. Чехова. Однако маленький человек у Чехова очень разный. Особенно ярко он изображен в сатирических рассказах.

В рассказе «Смерть чиновника» Червяковым управляет необъяснимый страх перед начальником. В отличие от героя повести «Шинель», персонаж из рассказа Чехова не страдает от издевательств со стороны коллег и начальника, от нищеты и безденежья. Червякова убивает страх перед высшими чинами, вечное преклонение перед начальством [17].

«Маленькому человеку» М. Зощенко свойственно угождать каждому. Герои Зощенко настолько свыклись со своим низким положением в обществе, со своей незначительностью и даже ничтожеством, что совсем потеряли чувство самоуважения.

Во всех произведениях писателей 70-х годов XX века есть много об­щего: уважение к маленькому человеку, сочувствие его повседневным заботам, глубокое проникновение во внутрен­ний мир личности.

Особенно последовательно обращался к этой теме В.М. Шукшин. Писатель утверждал, что именно маленький человек, как правило, и проявляет такие ценные человеческие качества, как честность, порядочность, любовь к родине, гуманность, забота о судьбах го­сударства. Жизнь шукшинских героев наполнена напряженными поисками смысла бытия и достойна уважения.

Тема маленького человека вы­ражает важнейшие качества русской литературы, и прежде все­го ее демократизм и гуманизм [18].

ГЛАВА II

2.1. И.С. Тургенев и его герои

И. С. Тургенев (1818-1883 гг.) известен каждому современному человеку не только как великий писатель-реалист, но и как великолепный публицист, поэт, а также драматург, ставший одним из классиков русской литературы, внесших значительный вклад в её развитие. Творчество Тургенева вместило в себя шесть известных романов, огромное количество рассказов, повестей, всевозможных статей, незабываемых пьес и не менее замечательных стихотворений.

Тургенев родился 28 октября 1818 года. Его родным городом являлся Орел. Семья будущего писателя относилась к дворянскому роду. В имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 его семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833 году, поступает на словесное отделение Московского университета, а в 1834 году переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.

Еще будучи студентом-третьекурсником, Тургенев впервые пробует себя в литературе: он создает поэму «Стено». Это был 1834 год, а уже в 1838 году в печать поступают его 2 стихотворения - «Вечер» и «К Венере Медицейской». Всего же за данный период Тургеневым было написано около ста стихотворений [3].

В 1841 году молодой писатель приступает к активной научной деятельности и пишет первую диссертацию, благодаря которой получает высокое звание магистра философии.

В 1843 году Тургенев подружился с В.Г. Белинским, под влиянием которого в печать выходят новые стихотворения поэта, его многочисленные рассказы и повести, в число которых вошли произведения «Три портрета», «Поп» и «Бретер».

Благодаря приглашению Н.А. Некрасова к сотрудничеству, с 1847 года в известном всем на то время журнале «Современник» появляются тургеневские «Современные заметки», а также первые главы сборника «Записки охотника». Именно этот сборник принес великому автору ошеломительный успех и признание.

Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой природной гармонии, враждебной человеку, но неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар.

«Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: окрыли Россию и русского человека, положили начало «крестьянской теме» в отечественной словесности.

В конце 40-х – начале 50-х годов активно занимается драматургией, пишет пьесы «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник» (1848), «Холостяк» (1849), «Месяц в деревне» (1850), «Провинциалка» (1851). Всего перу Тургенева принадлежит 10 пьес.

После смерти известного русского писателя Н.В. Гоголя Тургенев пишет некролог, из-за которого на 2 года попадает в ссылку в родное село. В этот период он создал повести на «крестьянскую» тему: «Муму» (1852) и «Постоялый двор» (1852).

Писателя все больше занимала жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести «Дневник лишнего человека» (1850); «Яков Пасынков» (1855); «Переписка» (1856). Летом 1855 года в Спасском был написан роман «Рудин» и в последующие годы другие романы: в 1859 — «Дворянское гнездо»; в 1860 — «Накануне», в 1862 — «Отцы и дети». В данных романах, а также в повестях «Ася» (статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», 1858), «Вешние воды» (1872) – созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи: разночинцев и демократов, образы русских женщин.

После выхода в свет романа писателя «Накануне» и посвященной роману статьи Н.А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с «Современником». Конфликт с «молодым поколением» усугубился после издания романа «Отцы и дети» [12].

В повести «Призраки» (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в «Записках охотника» и «Фаусте» мистические мотивы; эта линия получит развитие в «Собаке» (1865), «Истории лейтенанта Ергунова» (1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (1877), «Песни торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883).

Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного на небытие, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева; наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе «Довольно!» (1865), воспринятом современниками как свидетельство ситуативно обусловленного кризиса Тургенева (пародия Ф. М. Достоевского в романе «Бесы», 1871).

Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин и Бабурин», 1874) и упомянутыми выше «таинственными» повестями, в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-1882), где представлены едва ли не все основные темы его творчества.

Тургенев был наделен особым чувством времени: ему довелось жить в эпоху ускоренного развития России. Писателю довелось быть свидетелем кризиса дворянской революционности 20-30-х годов, он видел борьбу двух поколений революционно-демократической интеллигенции 60-х и 70-х годов, борьбу, приносившую всякий раз не радость побед, а горечь поражений.

Как главные герои, так и второстепенные персонажи произведений Тургенева могут не иметь индивидуального сходства, различаться в нравственных ориентациях, иметь различный духовный опыт и быть по-разному близки к автору. При этом герои наделены чертами определенных психологических типов. Так, в целом ряде произведений можно обнаружить героев двух «вечных» типов – Дон Кихота и Гамлета. Это нашло отражение в работе Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» (1860).

Романы писателя превратились в своеобразную летопись смены разных умственных течений русского общества: идеалист-мечтатель, «лишний человек» 30-40-х годов в романе «Рудин»; стремящийся к слиянию с народом дворянин Лаврецкий в «Дворянском гнезде»; «новый человек», революционер-разночинец - сначала Дмитрий Инсаров в «Накануне», а потом Евгений Базаров в «Отцах и детях».

С Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, тургеневской девушки - Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны. Писатель изображает в своих романах и повестях период в женской судьбе, когда в ожидании избранника расцветает женская душа, пробуждаются ее возможности. Тургенев предпочел исповедовать культ влюбленной девушки, женщины, стоящей на самой высшей ступени любви — самопожертвования, когда в любви все личное сгорает, когда можно умереть от любви.

Одним из типов героев Тургенева, нашедших отражение в ранних произведениях писателя, является тип «маленького человека». Таких героев писатель выводит в комедиях «Нахлебник» и «Холостяк».

2.2.1. Сюжет, композиция, система образов в комедии И.С. Тургенева «Нахлебник» (1848 г.)

Потапенко С.Н. в своей научной работе «Природа конфликта в драматургии И.С. Тургенева» пишет, что при создании комедий «Нахлебник» и «Холостяк» писателя интересовало «социальное бытие человека, степень его влияния на личностные качества людей» [8]. И это действительно так.

Обратимся к афише комедии «Нахлебник». В ней Тургенев использовал развернутые характеристики действующих лиц. Помимо возрастных данных, указания на социальную принадлежность или род деятельности, в афише раскрыты и прямо представлены нравственные черты почти всех персонажей, их моральные качества. Как видно, автору важно заранее сформировать читательское отношение к персонажам. Причем социальная характеристика действующих лиц доказывает, что жестокосердность, отсутствие жалости и сострадания свойственна как господам, так и слугам.

Так, Флегонт Александрыч Тропачев, помещик, сосед главной героини по поместью, «громко рисуется» «по природе грубоват и даже подловат» [6]; а Иван Кузьмич Иванов, другой сосед, «смирное и молчаливое существо» [6]. Ольга Петровна Елецкая, хозяйка поместья, в котором происходит действие, «доброе, мягкое существо» [6], а её избранник - Павел Николаевич Елецкий, петербургский чиновник, «холоден, сух» [6], человек дюжинный, не злой, но без сердца.

Мир, изображенный писателем в комедии, мрачен и недобр. Нарцыс Константиныч Трембинский, дворецкий и метрдотель Елецких, пронырлив, криклив, хлопотлив; Егор Карташов, управитель, где можно крадет; Прасковья Ивановна, кастелянша, «сухое, злое и желчное существо» [6]; Петр, лакей, «зубоскал и балагур» [6]. Но главному персонажу пьесы автор не дает подобных характеристик: «Василий Семеныч Кузовкин, дворянин, проживающий на хлебах у Елецких, 50 лет. Носит сюртук с стоячим воротником и медными пуговицами» [6]. Таким образом, автор выделяет

Сюжет комедии построен на следующих основных событиях: ожидание в поместье приезда молодой хозяйки – Ольги Петровны Елецкой – и её избранника; обед, во время которого главным «блюдом» становится унизительное положение Кузовкина; признание Кузовкина, что именно он – отец Елецкой; желание Ольги Петровны помочь Кузовкину деньгами в решении его проблем с поместьем. Важнейшими в пьесе становятся три основных мотива: ожидания, унижения и признания. В реализации каждого из них проявляются нравственные качества персонажей комедии.

2.2.2. Образ «маленького человека» в комедии И.С. Тургенева «Нахлебник»

Исследовательский интерес к драматургическому наследию И.С. Тургенева возник не сразу, одной из причин тому Потапенко С.Н. видит в цензурных запретах, которым подвергалось драматургическое творчество писателя. Так, комедия «Холостяк» была запрещена в 40-е годы цензурой как произведение, «равно оскорбляющее нравственность и дворянское сословие» [4].

В своей статье «Реализм и идеализм в нашей литературе» А. Григорьев пишет: «…процесс, совершавшийся в тургеневской натуре, имеет большее сходство с процессом натуры пушкинской» [2]. И это прежде всего проявляется в создании писателем определенного типа героев, а именно типа «маленького человека».

Обратимся к комедии И.С. Тургенева «Нахлебник». Здесь выведен образ героя, который своими чертами схож с пушкинским Самсоном Выриным, напоминает гоголевского Башмачкина, «бедных людей» Достоевского.

Василий Семеныч Кузовкин — нахлебник, бедный дворянин, более двадцати лет проживающий на хлебах в имении Кориных-Елецких. Автором не случайно его положение нахлебника в богатом поместье выведено в название пьесы. Судьба этого героя отражает социальное явление, уже нашедшее отражение в русской литературе того периода: беззащитность и униженность человека. Образ Кузовкина — это особый тип «маленького», «забитого» человека, долгие годы ведущего бесперспективную тяжбу за сельцо Ветрово, отчаявшегося и нравственно искалеченного еще в молодости, выполняющего роль шута в доме своего благодетеля, помещика Корина.

Жанровая специфика произведения требует особого, пристального внимания к авторским ремаркам, а также к речи и поступкам героев.

Кульминационная сцена комедии – это сцена признания Кузовкина в том, что он, а не помещик Корин, родной отец Ольги. И это признание – плата за унижение, которое ему только что довелось пережить.

Тургенев наделяет своего героя Василия Семеныча Кузовкина такими чертами, как бедность, социальная незащищенность, беспомощность перед событиями жизни. При этом он имеет такие качества, как гордость, душевное богатство; он способен на самопожертвование ради любимого человека.

В комедии «Нахлебник» к маленьким людям относится не только Кузовкин, но и Иван Кузьмич Иванов. Его так же, как и Кузовкина, игнорируют дворовые люди; его поклона не замечают приехавшие в свое имение хозяева.

В своей комедии «Тургенев рассказывает не «маленькую драму маленьких людей». Писатель утверждает права каждой «незначительной» личности. Автор смотрит на своего героя трезво и правдиво, но тон его полон любви и сострадания, без умиления и унижающей жалости. Он понимает чувства своего героя» [13].

2.3.1. Сюжет, композиция, система образов в комедии И.С. Тургенева

«Холостяк» (1849 г.)

В комедии «Холостяк» автор остается верен себе и в афише, наряду с возрастом персонажей и их социальной роли, характеризует своих героев с нравственной стороны, указывает их привычки, а также внешние данные и даже темперамент.

Мир пьесы отражает прежде всего быт, нравы мира чиновников. Главный герой комедии – Михаил Иванович Мошкин, коллежский асессор 50-ти лет. Как пишет автор, это «живой, хлопотливый, добродушный старик» [11].

В качестве действующих лиц, влияющих на развитие сюжета, являются Петр Ильич Вилицкий, коллежский секретарь, молодой человек 23-х лет, и Родион Карловичфон Фонк – титулярный советник, которого автор характеризует как «холодное, сухое существо» [11]. Вилицкий вхож в дом Мошкина и считается женихом Марьи Васильевны Беловой – сироты, проживающейздесь в качестве воспитанницы.

Из другого социального круга в пьесе представлены помещик Филипп Егорович Шпуньдик, давний приятель Мошкина; Екатерина Савишна Пряжкина, тетка Марьи Васильевны; слуги в доме Мошкина и Вилицкого.

Сюжетообразующими событиями комедии являются обед в доме Мошкина, на который приглашен Петр Ильич Вилицкий (жених Маши – воспитанницы Мошкина) с другом – Родионом Карловичем фон Фонком; разговор Вилицкого и Фонка на квартире Вилицкого; письмо Вилицкого с отказом жениться на Маше; предложение руки и сердца, которое Мошкин делает Маше.

2.3.2. Образ «маленького» человека в комедии И.С. Тургенева «Холостяк»

В центре комедии И.С. Тургенева «Холостяк» стоит личность иного социального круга, другого материального состояния, нежели в комедии «Нахлебник». Тем не менее, Исследователь Потапенко С.Н. указывает на «безусловно имеющееся типологическое родство» [8] двух комедий, о чем ранее писали известные исследователи творчества И.С. Тургенева: А. Григорьев, Л.П. Гроссман, В.В. Виноградов.

Как правило, «маленький человек» - это человек из низшего слоя, имеющий маленькое социальное положение, происхождение, человек без особых талантов [14]. В произведении «Нахлебник» такую роль играет Михаил Иванович Мошкин, коллежский асессор, 50 лет. Михаил Иванович Мошкин, главный герой пьесы «Холостяк», социально самостоятелен: он служит, имеет чин коллежского асессора – чиновника, в соответствии с Табелем о рангах, восьмого класса – и, хотя не занимает высокого общественного положения, способен содержать себя.

Разработка персонажа Мошкина строится у Тургенева на осознании Михайлом Ивановичем любви к своей воспитаннице, что для самого персонажа вплоть до последней сцены оставалось тайной.

Таким образом, главный герой комедии И.С. Тургенева «Нахлебник» Мошкин обладает рядом качеств, характерных для «маленького человека». Главный герой комедии лишен амбициозных притязаний. При этом он бесконечно добр, сострадателен, способен жертвовать своими интересами ради счастья других, деятелен. Он живет в согласии с собой, его внутренний мир светел. Говоря о Мошкине, автор сборника «Борьба за идеализм» А. Л. Волынский отмечает «красоту чистого сердца и беззлобной души, смешной и нелепой в своих житейских столкновениях, но чудесной и обаятельной в своих безотчетных порывах» [8].

2.4. «Маленькие люди» в комедиях И.С. Тургенева

В своих комедиях И.С. Тургенев показывает большую драму «маленьких людей» и утверждает права каждой «незначительной» личности называться человеком.

Известный исследователь А.Б. Есин в своей монографии «Принципы и приёмы анализ художественного текста» отметил, что «в драме, в отличие от эпоса, отсутствует повествовательная речь, что лишает драму многих художественных возможностей, присущих эпосу» [9]. В собственно литературном тексте драмы акцент перемещается на действия героев и их речь; соответственно драма тяготеет к таким стилевым доминантам, как сюжетность и разноречие. Драме свойственны также иллюзия «четвертой стены», реплики «в сторону», монологи героев наедине с самим собой.

«На первый план выходит характеристика героя через сюжет, через поступки, причем действия и слова героев всегда психологически насыщены и тем самым характерологичны. Другим ведущим приемом создания образа персонажа является его речевая характеристика, манера речи. Вспомогательными приемами выступают портрет, самохарактеристика героя и его характеристика в речи других персонажей» [9].

И.С. Тургенев в самом начале своего творчества обратился именно к драматургическим жанрам, в частности создал свои комедии «Нахлебник» и «Холостяк», в которых создал психологически похожий тип «маленького человека», поставив героев в принципиально разные социальные условия и жизненные обстоятельства.

Образ Кузовкина в комедии «Нахлебник» характеризует явление «маленького человека». Это человек без «своего круга», долгие годы ведущий бесполезную борьбу за имение Ветрово, нравственно искалеченный еще в молодости. Несмотря на заявленный автором жанр, Кузовкин – фигура трагическая: он выполнял роль шута в доме помещика Корина, где вынужден находиться в положении нахлебника, а потому как мог отрабатывал свой хлеб. Более того, герой вынужден скрывать свою грешную любовь к жене Корина.

Груз прожитых лет нашёл своё отражение и во внешности Кузовкина: он носит платье «с чужого плеча», его отличительные черты – безответность, смиренность и кротость. Однако маска «маленького человека» не смогла скрыть лицо дворянина: в кульминационный момент он не раз напоминает своим собеседникам об этом. Герой не растерял своего достоинства, но ради жертвенной любви к своей дочери готов отказаться и от своих слов, и от спасительных денег, которые предлагают ему молодые хозяева.

В комедии «Холостяк» И.С. Тургенев знакомит читателей с бытом и нравами среднего чиновничьего класса, а главным героем пьесы делает Михайло Ивановича Мошкина – 50-летнего коллежского асессора. Мошкин не получил блестящего образования, лишен таких качеств, как заносчивость, высокомерие, прагматизм, а потому не принадлежит обществу, в которое вхож Фонк. Говорящая фамилия Михайло Ивановича – Мошкин – дана герою автором не случайно. Михайло Иванович – деятельная натура. Он постоянно что-то устраивает, о ком-то заботится, стремится найти выход из любого положения, и это подтверждено целым рядом поступков.

Таким образом, в «маленьких людях» – главных героях комедий И.С. Тургенева – читатель способен обнаружить черты и пушкинского Самсона Вырина, беззащитного перед хамством, и гоголевского Башмачкина – безответного и униженного, и «бедных людей» Достоевского, отстаивающих в разной степени свое человеческое право на уважение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема «маленького человека» в русской литературе берёт начало с творчества А.С. Пушкина. Одной из сторон личности Пушкина является его гуманистический взгляд на человека, активное неприятие всякого угнетения человеческой личности. По праву продолжателями пушкинских идей, лучших гуманистических традиций принято считать М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского Л.Н. Толстого. Не менее интересен в этом плане И.С. Тургенев, в ранних драматургических произведениях которого нашла отражение тема «маленького человека». Проведя исследование комедий И. С. Тургенева «Нахлебник» и «Холостяк», можно прийти к следующим выводам.

Комедии «Нахлебник» и «Холостяк» объединены интересом И.С. Тургенева к социальной сфере человека и степени её влияния на личность.

Герои комедий И.С. Тургенева, относящиеся к типу «маленького человека», имеют как общие черты, так и принципиальное отличие.

- И Кузовкин, и Мошкин – одного возраста. Герои наделены такими качествами, как способность сострадать, жертвовать ради счастья других, испытывать привязанность к людям, которые им дороги; они не лишены гордости, готовы бороться за своё человеческое достоинство.

- При этом положение нахлебника ставит обедневшего Кузовкина в унизительную для него зависимость от хозяев богатого поместья; чиновник Мошкин же социально самостоятелен и способен не только сам обеспечивать себя, но и оказывать помощь нуждающимся.

- Внутреннее развитие образа Кузовкина в комедии «Нахлебник» проходит от покорности к кратковременному бунту, а затем к смирению как единственной возможности сохранить тайну рождения Ольги Петровны.

- Разработка образа Мошкина строится на осознании им любви к своей воспитаннице, что для самого персонажа вплоть до последней сцены оставалось тайной.

- Комедии объединены общими мотивами: ожидания, унижения, утраты. Однако в конце пьес мотив обретения снижает трагизм ситуаций, в которые попадают герои: Кузовкин берёт у Ольги Петровны деньги, которые позволят ему вернуть имение, а значит, он перестанет играть роль нахлебника и шута; Мошкин обретает личное счастье – надежду на взаимное чувство своей воспитанницы Маши.

И.С. Тургенев, прибегнув к жанру комедии, расширил, обогатил представление читателей о «маленьком человеке», привнеся в тему утверждающий пафос, дающий возможность не только сочувствовать герою, но и испытывать к нему искреннее уважение.

ИСТОЧНИКИ

1. Виноградов В. В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой / В. В. Виноградов. — М.: Наука, 2003. – 390 с.

2. Сочинения: в 2т. Т. 1 / Григорьев А. А. – М.: Художественная литература, 1990. – 607 с.

3. Биография Тургенева И.С/http://kratkiy-pereskaz.ru/category/tyrgenev/show/93/.

4. К проблеме типологии и типизации в русской литературе / Булычева В.П. https://sibac.info/conf/philolog/xxiii/32857.

5. М. Горький об особенностях типологии героев в русской классической литературе / Писарев А.О.

http://litzbirnyk.com.ua/wp-content/uploads/2014/07/45.13.14.pdf

6. Нахлебник / Тургенев И.С. http://modernlib.ru/books/turgenev_ivan_sergeevich/nahlebnik.

7. Образ «маленького человека» в русской литературе / Чарушина И.Г. http://charushina-lit.ucoz.ru

8. Природа конфликта в драматургии / Потапенко С.Н. booksite.ru›fulltext/po/ta/pen/ko/15.htm.

9. Принципы и приёмы, анализ художественного текста / Есин А.Б. http://e-libra.ru/read/329742-printcipi-i-priemi-analiza-literaturnogo-proizvedeniya.html.

10. Составляющие «Литературного субъекта» / http://zdamsam.ru/a19379.html

11. Холостяк / Тургенев И.С. https://royallib.com/comment/turgenev_ivan/holostyak.html.

12. http://www.turgenev.org.ru/biogr.htm

13. http://www.litra.ru/characters/get/ccid/00619451295648377631/

14. https://repetitora.com/obraz-malenkogo-cheloveka-v-russkoj-literature

15. https://vuzlit.ru/597691/holostyak

16. http://modernlib.ru

17. http://fb.ru/article/251685

18. http://sochineniye.ru

Просмотров работы: 2637