ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА: СЛОВО БЛАГОЕ И СКВЕРНОЕ

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА: СЛОВО БЛАГОЕ И СКВЕРНОЕ

Денисова  И.В. 1Остапенко  Я.О. 1Панкратова А.О. 1Щетникова  Ю.Е. 1
1МБОУ «Средняя школа №34» города Смоленска
Лукашенкова  Ж.В. 1
1МБОУ «Средняя школа №34» города Смоленска
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

2017 год Президент Российской Федерации назвал годом экологии. Год был призван напомнить о важности заботы о своей планете, охране окружающей среды и разумном использовании природных богатств. Считаем необходимым обсуждать не только экологические вопросы из области природосбережения и природоиспользования, но и экологические проблемы, существующие в культуре и языке. Ведь экология природы, культуры и языка – грани одной проблемы: сохранить в человеке человечность.

Мы посвящаем нашу работу экологии слова, а значит, экологии души человека.

Актуальность

Словесная распущенность – одна из проблем речи современного человека, приобретающая ужасающие размеры. Ненормативную лексику слышим от сверстников, учащихся старших классов, от взрослых. Матерные слова льются с экранов телевизоров, в магазине, в транспорте, на улице. И это происходит несмотря на то, что все мы с детства, казалось бы, навсегда усвоили, что доброе слово – это хорошо, а скверное – плохо.

Размышляя над темой об экологии слова, мы выдвинули гипотезу: школьники не предполагают, что бранные слова наносят вред духовному и физическому здоровью человека.

Таким образом, сформулировали цели работы: 1 — рассмотреть проблему сквернословия с научной и богословской точек зрения; 2 — транслировать информацию школьникам об отрицательном влиянии сквернословия на здоровье человека.

Поставленная цель определила проектно-исследовательское направление деятельности. Цели достигали решением задач исследовательского и проектного характера.

Задачи исследовательского характера:

 

Подобрать и изучить литературу по теме, обобщить полученные сведения о воздействии слова на здоровье человека.

 

Провести опрос среди обучающихся школы и их родителей, проанализировать результаты.

Основные задачи проектной работы:

 

Составить на основе изученной литературы дидактический материал в помощь классным руководителям;

 

Пропагандировать школьникам отрицательное воздействие бранной лексики на здоровье человека. (Приложение 3)

Выполнять поставленные задачи нам помогал наш руководитель Ж.В. Лукашенкова. Для того чтобы понять духовную природу слова, его воздействие на человека, мы работали с литературой. На наш информационный запрос откликнулись только те библиотеки, где есть кафедры православной книги. Это областная детская библиотека им. И.С. Соколова-Микитова (старший методист Елена Владимировна Маллер), областная библиотека им. Твардовского. Существенную помощь оказали в храме Новомучеников и Исповедников Российских, где специально для нас священнослужители провели занятие-встречу и ответили на вопросы (иеромонах Филарет (Семченков), иеромонах Николай (Золотов), библиотекарь Анна Викторовна Баедова).

В качестве методов нами применялись:

Исследовательские методы:

поиск, изучение и обобщение информации; – опрос (анкетирование) и анализ полученных данных, – беседа со священниками прихода храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Проектные методы(с учётом специфики деятельности): – дизайн; – сценарий; – иллюстративный метод. (Приложение1, 2)

Этапы работы:

1 этап. Информационный поиск. Аналитическая работа над собранными материалами.

2 этап. Практическая работа.

3 этап. Выводы и обобщения по теме.

4 этап. Представление результатов.

Практическая значимость работы определяется возможностью использовать подготовленные учебные материалы на классных часах, на уроках православной культуры и литературы.

Основная часть

_______________________________________________

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В ПОМОЩЬ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ

__________________________________________________________________________________

СКВЕРНОСЛОВИЕ: ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ

1. Что такое «сквернословие»

Общаясь друг с другом, мы не задумываемся о том, что каждое наше слово несёт духовные смыслы, влияющие на нас и окружающих.

Язык мы воспринимаем как доброго друга. Но язык может оказаться и жестоким врагом. У сквернословия много определений: «нецензурная брань», «непечатные выражения», «матерщина», «нецензурная лексика», в государственных документах используется выражение «обесценная лексика».[9] Издавна «нецензурное» слово в русском народе именуется «скверной». Открываем словарь В.И. Даля – результат глубокого изучения живого русского языка – читаем: «Скверна- мерзость, гадость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина…; смрад, вонь; нравственное растление; всё богопротивное». [5]

В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, в статье 20.1., матерные слова именуются обесценными. [9] В русском языке бранные слова называют матерными. Корень этого слова – мать. Произносить такие слова – значит посягать на самое родное, самое святое, что есть у человека – на мать, на Богородицу, на Православную Церковь, на Родину. Не напрасно апостол Павел называет матерное слово «гнилым» (Еф. 4, 29). [2]

Женщина-мать – это венец творений Божиих, она составила последнее звено в творении живых существ. Имя матери произносится младенцем первым. Именем мамы напутствуется человек во все важные минуты своей жизни. Сам Христос Спаситель, среди тяжких мук на кресте, направлял слово утешения и ободрения возлюбленной Матери Своей...

Мать – одно из самых высоких понятий, святыня в роде человеческом. Мать любят и почитают, а не принижают бранью. Антон Павлович Чехов говорил о матерных словах: "Сколько злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо". [4]В ветхозаветное время приговаривали к смерти того, кто злословил на своего отца или мать.

2. Из истории матерного слова

По вопросу происхождения матерной ругани нам показалось интересным мнение о том, что в русском языке мата нет и быть не может.[7] Мат лежит за пределами великорусского языка.

В другой брошюре прочитали, что мат – явление архаичное, присущее древнейшим временам, странам и народам.[17]

Заблуждением является общепринятое мнение, что сквернословить – это славянская традиция. Сквернословие на Руси до середины XIX века не только не было распространено, но являлась уголовно наказуемо. Во времена Российского Государя Алексея Михайловича Романова (Тишайшего) услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. За сквернословия человека подвергали публичной порке на городской площади: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, при народе, для всеобщего назидания секли розгами. Сквернословов сажали в тюрьму, а тот, кто дерзнул выругаться вблизи храма Божия, мог и вовсе лишиться головы. [15]

При Петре I была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.

Потом пришли другие времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

3. Почему люди сквернословят?

В связи с изменением ценностей, идеалов и установок общества молодёжная культура считает сквернословие нормой повседневной жизни.

Почему же сквернословие стало настолько «модным»? На данный вопрос, познакомившись с содержанием некоторых книг и журнальных статей, мы можем назвать несколько причин:

    •  

Негативное влияние социальной среды.

    •  

Безответственность отдельных средств массовой информации.

    •  

Недостатки семейного воспитания.

    •  

Психологические особенности подросткового возраста.

    •  

Непонимание греховной природы матерщины.

Особо стоит отметить и духовные причины: потеря человеком Бога – высшей духовной составляющей личности.

В нашем подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь для подростка очень часто сквернословие – это (по заблуждению) проявление независимости, показатель взрослости. [1], [8], [10]

Но мало кто из ребят знает, что сквернословие, как и хамство, – оружие неуверенных в себе людей. Грубость лишь скрывает собственную уязвимость, слабость и неуверенность. Сквернословящий человек агрессивен. Мат засоряет язык, разрушает его красоту и стройность, ведет к деградации личности.

Доктор медицинских наук Дмитрий Колесов называет ещё несколько мотивов употребления нецензурных выражений [3]:

– матерная ругань – симптом физической недоразвитости, сексуальных отклонений. А ущербность, как известно, всегда агрессивна;

– иногда сквернословие надо расценивать как проявление асоциальное, когда человек бросает вызов окружающим, срывает на них свою злость;

– но более распространённой причиной употребления бранных выражений придётся признать, прежде всего, убогость мышления и языка. Примитивные мысли, нищенский словарный запас делают затруднительным убедительно и доходчиво изъясниться, и человек прибегает к нецензурным выражениям.

ВЛИЯНИЕ СЛОВА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

1. Наука о сквернословии

Не могла у нас не вызвать интереса и научная точка зрения на проблему сквернословия. Остановимся на ней более подробно. Оказывается, ненормативная лексика деструктивна в отношении нашего здоровья, она наносит человеку непоправимый вред.

В институте квантовой генетики было обнаружено, что ДНК реагирует на речь человека. Воздействие брани на живое равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген, под воздействием которых рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. Исследования, проведённые в Российской Академии наук, подтверждают: ДНК воспринимают речь человека и читаемый текст по электромагнитным каналам. Причём, одни тексты/речь оздоравливают гены, а проклятия и матерщина вызывают мутации, ведущие к болезням человека и неспособности продолжить здоровый род

Учёные отдела теоретических проблем РАН во главе с Петром Горяевым и Г.Т. Тертышным с помощью разработанной аппаратуры проводили эксперименты на семенах растения арабидопсис, подвергая их хуле и брани – семена почти полностью погибли, а те, что выжили, превратились в генетических уродов, не способных программировать развитие здоровых растений.

Учёные доказали: наши ДНК слышит человеческую речь! П. Гаряев считает, что с помощью слова, речи, а значит – мысли (речь есть результат мышления) - человек, как скульптор, ваяет свой генетический аппарат, и соответствующую информацию передает следующему поколению.

Японский исследователь доктор Масару Эмото несколько лет изучал свойства воды, изменение ее структуры под воздействием окружающей среды, музыки, слов [20]. Вывод такой: вода может запоминать слова, фразы и даже эмоции. Опыты Масару Эмото наглядно доказывают, что негативные эмоции сказываются на её структуре. Но ведь и наш организм на 80% состоит из воды. Если матерные слова оказывают такое сильное влияние на воду, то что, же происходит с нашим организмом? А ведь в своей жизни мы практически повседневно ощущаем на себе отрицательную энергетику этих слов.

К еще более поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждает, что ненормативная лексика активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Г.Чеурина: "О влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов" проверяли несколько НИИ - столичный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И высказанная Г.Чеуриным гипотеза была доказана.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой взаимосвязи слова и сознания человека. С математической точностью он доказал, что не только человек характеризуется определенным спектром энергии, но и каждое его слово несет энергетический заряд. И слово воздействует на гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость, значительно ухудшая общее качество жизни.

Бранная лексика – «болезнь» нашего языка. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искажённого сознания. Таково воздействие скверного слова не только произнесённого, но и услышанного – слово проникает в нас незаметно и глубоко, остаётся в подсознании.

Запомним предупреждение учёных: любое слово есть не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая как на нашу жизнь, так и на жизнь наших потомков.

Логичен вопрос, можно ли защититься от воздействия скверного слова? К радости, такой щит есть. Это православная молитва.

Наука о православной молитве

О православной молитве в этой связи хотелось бы сказать особо. В конце 20 века учёные пришли к сенсационным для атеистического мира выводам. Молитва необходима человеку для полноценной, гармоничной жизни так же, как деятельное бодрствование, как сон.[13], [16]. И с помощью современного научного инструментария попросту подтвердили знание о молитве, всегда присутствовавшее в Православной Церкви как важнейший элемент религиозной жизни христиан.

В 1999 году в аризонском университете (США) проходила всемирная конференция «Последние достижения науки о сознании». Доклад ученых Санкт-Петербургского Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева профессора В.Б. Слезина и кандидата медицинских наук И.Я. Рыбиной вызвал огромный интерес, если не сказать – сенсацию, в нем говорилось о научном открытии уникального феномена человеческого сознания.

Во время молитвы настоятеля одного из монастырей была записана его электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Выявлено, что в полном сознании в молитвенном состоянии ЭЭГ православного священнослужителя показывала полное выключение коры головного мозга. Православный монах молился, но у него полностью отсутствовал электрический импульс, свидетельствующий о работе коры головного мозга (состояние полного отключения мозга при ясном сознании). Этот феномен ученые назвали четвертым состоянием сознания. До этого открытия наука знала три состояния сознания: бодрствование, медленный и быстрый сон, которые отличаются друг от друга характерами электрических импульсов в коре мозга. На электроэнцефалографе это выглядит следующим образом. В моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа– и бета– ритмы биотоков с частотой от восьми до тридцати Герц. Когда же обследуемый погружался в молитвословие, то происходило замедление биотоков до частоты трех Герц. Сохранившиеся биопотенциалы имели столь малую амплитуду, что практически приближались к прямой линии. Эти медленные ритмы носят название дельта–ритмов и наблюдаются только у младенцев до трех-четырех месяцев. То есть обследуемый становился в буквальном смысле слова как младенец. А помолившись, возвращался к прежнему ритму электрических импульсов коры головного мозга. В.Б. Слезин сказал по этому поводу: «Мне кажется, что в подобном состоянии сознание начинает существовать вне тела».

Итак, молитва – четвертое физиологическое состояние мозга – жизненно необходима человеку.

КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ СКВЕРНОСЛОВИЮ

Рекомендации (анализ журнальных статей) [1, 8, 10, 16, 18]

Как сберечь чистоту речи? В публикациях мы нашли несколько психолого-педагогических советов. Авторы статей уверены: если советы осознать и принять, будет легче преодолеть языковую распущенность. Приведём тезисы в нашей работе.

Тезис первый. Православная Церковь учит, что матерщина – это оскорбление Божией Матери и своей собственной матери. Вот совет Иоанна Златоуста: «Если в вас рождается какой-нибудь скверный помысел, то надобно подавить его внутри и не допускать ему переходить в слово».

Тезис второй. Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета, свой рейтинг (профессиональный, социальный, семейный). Если же копировать других, говорить «как все», то нечего потом удивляться, что у вас не всё в жизни ладится.

Тезис третий. Как быть с теми, кто сквернословит? Мы не можем исправить общество в целом, но стараться пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можем.

Тезис четвёртый. В речевом поведении следует восстанавливать приоритет настоящего времени, приоритет «сегодня». Сегодняшний день - мой главный день. Сегодняшнее моё слово - моё лучшее слово.

Тезис пятый. Осознать мерзость привычки осквернять мысли и язык бранью. Не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть «белой вороной». «Пусть все говорят, а я не буду!». Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, пусть оно не будет грязным.

Тезис шестой. Помнить о неприкосновенности личности и о запрете на сквернословие. В любой ситуации человек, если он личность, никогда не позволит себе на брань ответить бранью. Стефан Цвейг описывал случай, когда Наполеон, в присутствии всего двора, накричал на Талейрана, бросая ему в лицо самые низкие ругательства. В ответ Талейран сказал лишь одну фразу, которая оказалась сильнее всех тирад Наполеона. Он произнёс: «Как жаль, что такой великий человек так дурно воспитан».

Достаточно подробные советы Вы можете прочитать в статьях:

Азиз Л.В.Разговор о разговоре: Говорящим и слушающим// Начальная школа. 2001.-№12.-С.93;

Батманова Е.Л. Сквернословие как социально-педагогическая катастрофа // Воспитание школьников, 2010, № 6. С. 45-52.

Китаев-Смык Л.А. Социально-психологические аспекты употребления матерной речи // Вопросы психологии, 2007, № 6. С. 120-128.

Мурашов А.Жаргон: Преодолеть – изучая // Народное образование. 2001, №1.С. 179;

Харченко В.К. Молодёжи о сквернословии // Русский язык в школе.-1997, №1.С.97;

Потехина Е.Пойми меня правильно: семейный лекторий по культуре речи // Воспитание школьников, 2001, №2. С.39.

Может ли государство противостоять сквернословию?

В некоторых странах вопрос сквернословия решается на государственном уровне. Так, например, в США по требованию Федеральной комиссии по связи во всех телевизорах, выпущенных после 01.01.2000 г., должна быть реализована специальная технология V-чипов. Она позволяет осуществлять определённый контроль того, что смотрят дети, не допускать просмотра фильмов и программ, для них не предназначенных. (Технология основана на оценочных системах, разработанных в т.ч. и американской киноассоциацией).

Новая технология, разработанная в Канаде, блокирует сквернословие, звучащее с экранов телевизоров на платных каналах. Здесь слова и выражения, вошедшие в специальный список (он включает 400 позиций), при просмотре автоматически закрываются в титрах и заглушаются.

В нашей стране действует статья 20.1.КоАП РФ административного кодекса Российской Федерации, предусматривающая за сквернословие в общественном месте штраф или арест (Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) классифицирует обесценную лексику (мат) как мелкое хулиганство) [9].

Печально, но действие этой статьи формальное – даже о её формулировке не знают, не то что о содержании…

Выскажем своё мнение: там, где сквернословие стало бытовым способом выражения, никогда не будет выполнена первая статья Конституции РФ, т.к. правовое государство, провозглашённое в ней, не совместимо с хамством.

В нашей стране опыт противостояния сквернословию формируется пока только на региональном уровне и только общественностью. Так, в Белгороде, в рамках областной акции против сквернословия в молодёжной среде, прошла выставка детского творчества «Великий русский язык», посвященная борьбе с ненормативной лексикой. Школьники области представили на ней около 300 художественных работ. Во Владимире преподаватели филиала Нижегородского лингвистического университета объявили «трехмесячник» борьбы с нецензурщиной.

ОТ СКВЕРНОСЛОВИЯ К ЭКОЛОГИИ СЛОВА

(эссе)

Можно ли назвать современного человека сильным и независимым благодаря высоте достижений научно-технического прогресса? Способны ли мы строить своё благополучие по собственному желанию? Можем ли мы создать счастье на основе известных законов материи? Нам кажется, что это риторические вопросы, и ответ на них известен. В мире помимо физических законов действуют законы духовные. Один из которых произносит апостол Павел: Отложите сквернословие уст ваших (Кол.3, 8).

Наш учитель русского языка с 5-го класса говорит нам, что язык — это, прежде всего, система правил, причем не только правил речи, но и правил поведения. Мы говорим с его помощью, но и он говорит "нами". Язык больше чем одежда сообщает о человека, о его интеллекте, отношении к окружающему миру, к самому себе.

Наша православная вера напоминает нам, что СЛОВОМ человек отличается от мычащего животного. Верующие Спасителя называем Словом, Логосом. Вспомним: чистым творческим словом Господь создаёт из небытия наш прекрасный мир – «космос», что в переводе с греческого языка значит «красота». Евангелие напоминает о нашем подобии Самому Богу. Мы имеем способности, дары и качества личности, которые отличают нас от других творений: разумной душой, свободой выбора и даром СЛОВА. Да, вот так: СЛОВОМ мы также уподобляемся Богу.

Нарушение духовного закона, запрещающего сквернословить, на наш взгляд, причина многих современных экологических бедствий. Почему мы так думаем? Потому что экология природы, культуры и языка – грани одной проблемы: сохранения в человеке человечности.

Ни одно слово, исходящее из наших уст, не теряется в пространстве бесследно. Мысль и слово (производное мысли) всегда оставляют след на духовном и телесном здоровье человека. Оскорбляя другого, посылая проклятия, мы тем самым навлекаем беду и на себя. На уроках физики мы усвоили, что слово – это звуковая волна, энергия, которая не может пропасть бесследно. Энергия материальна и во всех своих видах не теряется. Словом можно искалечить и даже убить, а можно и возродить, спасти, воодушевить. Достигнув к XXI веку удивительного технического прогресса, мы, тем не менее, забыли, что человеческое слово обладает творческой силой и воздействует на окружающую действительность.

Беседуя с родителями о взаимосвязи языка и нравственности человека, мы услышали новые для себя пословицы и поговорки. Вот они: «Страшный нож не за поясом, а на конце языка», «Дурной человек в речах познаётся», «Человеку даны два уха, два глаза и только один рот, чтобы мы больше внимали и меньше говорили»; «От гнилого сердца гнилые слова», «Язык разум открывает»...

Философ Сенека сказал: «Речь – это показатель ума». Уберите из речи сквернослова все грязные слова, и вы убедитесь в скудости его мысли. Честно оценивая себя и свою речь, мы прекрасно понимаем, что хорошей, спокойной, грамотной речи надо учиться долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Хотя это и трудно, но делать нужно. И учиться надо на произведениях великих русских классиков: И.С. Тургенева, А.П. Чехова, И. Бунина.

Жить в стране великого Александра Сергеевича Пушкина и говорить грязными словами, считаем, непозволительно. Наши старшие товарищи из 7-го класса-шефа придерживаются точки зрения, что очищение языка должно начаться с контроля над своим собственным языком. Мы разделяем эту точку зрения, ведь ещё святые люди учили, что любое благое исправление должно начинаться с собственных мыслей, слов, поступков. Серафим Саровский учил: «Исправь себя самого – и ты увидишь, как вокруг тебя изменится многое». Но мы убеждены, что живущим рядом людям тоже надо рассказывать, что произносимые ими слова могут убить или воскресить. Обязаны помнить, что, обладание даром СЛОВА – это и есть умение выражать свои мысли, желания и чувства. Поэтому мы пришли к выводу, что нужны административные запретительные меры на сквернословие. Только с оговоркой: меры эти должны быть действенными (!), а не нацарапанными в законах-постановлениях... Кстати, депутаты от «Единой России» предложили арестовывать на 15 суток за мат в семье. Комитет Госдумы по законодательству инициативу поддержал. Конечно, мы не маленькие (нам уже исполнилось 12 лет), чтобы не понять, насколько это трудно исполнимо…

Работая над темой экологии языка, мы задавались вопросом, как просто и без назиданий рассказать одноклассникам, всем ученикам нашей школы, сколь пагубно сказывается скверна на здоровье человека. Также у нас возникло желание напомнить жителям города о необходимости держать злое слово за зубами. И такие способы были найдены. В школе мы с нашим 7 «В» классом-шефом организовали общешкольную акцию «Скажем сквернословию НЕТ» и оформили «Говорящую стену» высказываниями о языке. А для «общественности» избрали интересный для нас способ, который между собой назвали «Прокатимся в общественном транспорте». Мы не брали с собой плакатов и не скандировали призывов избавиться от сквернословия – мы надели специально подготовленные к этому случаю футболки, где написали: «Я против сквернословия» и в сопровождении нашего руководителя «покатились» по маршрутам в городских автобусах и трамваях. Надписью на футболке мы выражали свою жизненную позицию и, как очень хотим верить, напоминали пассажирам о важности чистоты собственного языка. Как реагировали пассажиры? Весьма активно. Задавали вопросы. Вступали в споры. Удивлялись, «зачем нам это надо?». Некоторые интересовались научной литературой, которая нам помогла осознать зло и добро, заключённое в произносимом слове. И мы, общаясь с пассажирами, рассказывали, что современная наука доказывает вред, наносимый ненормативной лексикой человеку. Матерная брань калечит, уродует личность.

Экология слова – это сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты. Понятия «экология языка» и «экология души» считаем равносильными.

В год экологии напомним: согласно Библии, Бог поставил человека немного ниже ангелов, НО – в центр Своего мироздания. И только нас Он наделил способностью к духовно-нравственному бесконечному развитию, чего лишены низшие животные. Сможем ли мы, наконец, осознать эту данную Богом высоту? Научимся ли жить в согласии с природой? Научимся ли соблюдать ее законы, оберегать от загрязнений и быть в гармонии с живой и неживой материей? Когда поймём, что словом, которое в своей сущности несёт или созидание или разрушение, творим мир? Сможем ли уберечь Землю от уничтожения? Задумаемся...

АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ

Для выявления понимания учащимися проблемы нецензурной речи, причин употребления бранных слов, а также знания о воздействии сквернословия на здоровье человека, учащимся 8-х классов было предложено ответить на ряд вопросов. В опросе участвовало 69 обучающихся

Анкета содержала следующие вопросы:

1. Что такое сквернословие?

2. Как Вы считаете, для чего люди употребляют в своей речи нецензурные (бранные, скверные) слова?

    •  

с целью показать своё «превосходство» над другими;

    •  

для «эмоциональной окраски» своей речи;

    •  

из-за недостаточного воспитания и убогости речи;

    •  

из-за падения нравственных устоев в обществе;

    •  

другое (впишите)

3. Знаете ли Вы, какое воздействие оказывает сквернословие на здоровье человека на генном уровне? Если «Да», то поясните.

4. Как Вы считаете, нужно ли запрещать употребление нецензурной лексики в общественных местах?

5. Какие пословицы, стихи о языке и важности сохранения его чистоты Вы знаете?

Рассмотрим результаты анкетирования.

На вопрос «Что такое сквернословие?» учащиеся показали знание лексического значения слова:

67 учащихся (97%) дали верное понимание значения,

2 учащихся (3 %) не знают, что такое сквернословие.

На вопрос «Как Вы считаете, для чего люди употребляют в своей речи нецензурные слова?» из предложенных вариантов ответы выбраны такие:

    •  

с целью показать своё «превосходство» над другими – 20 опрошенных;

    •  

для «эмоциональной окраски» своей речи – 46 опрошенных;

    •  

из-за недостаточного воспитания и убогости речи – 38 опрошенных;

    •  

из-за падения нравственных устоев в обществе – 22 опрошенных.

Своё представление о причинах сквернословия респонденты выразили следующим образом: «по причине стресса», «из-за неуважения к человеку, на которого направлено ругательство», «чтобы обратить на себя внимание», «ближайшее окружение само сквернословит», «для самоутверждения».

Отвечая на четвёртый вопрос, 58 респондентов (84%) предлагают запретить употребление нецензурной лексики в общественных местах.

Вывод 1

Ответы на второй и четвёртый вопросы подтверждают существование проблемы сквернословия. Подростки слышат матерную брань и могут назвать причины её употребления.

На вопрос «Знаете ли Вы, какое воздействие оказывает сквернословие на здоровье человека на генном уровне?» получено 41 (58%) отрицательный ответ.

29 (42%) учащихся знают о негативном воздействии матерной брани («не заладится жизнь, дети будут постоянно болеть»; «проводит к тяжёлым болезням»; «человек состоит на 70% из воды, и воздействие сквернословия меняет её структуру, что ухудшает работу организма»; «деградация»; «мутации»; «ухудшение иммунитета»).

Вывод 2

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – больше половины опрошенных учащихся не осведомлены о разрушающей силе сквернословия.

Восьмиклассники (62 респондента = 89%) знают пословицы и поговорки о русском языке, о русском слове: «Слово воробей, вылетит – не поймаешь»; «.Язык мой – враг мой»; «Человеку даны два уха, два глаза и только один рот, чтобы мы больше слушали (внимали) и меньше говорили»; «Язык разум открывает»; «Язык есть, а ума нет»; «Держи язык за зубами»; «Слово может ранить сильнее меча»; «Слово – серебро, молчание – золото»; «Язык мой – враг мой»; «За словом в карман не полезет»; «Что написано пером, то не вырубишь топором»; «Что посеешь то и пожнёшь»; «Дурной человек в речах познаётся».

Могут привести цитаты из произведений русских поэтов: «Мы сохраним тебя, русская речь! Великое русское слово!» (А. Ахматова); «Словом можно убить, словом можно спасти…» (Вадим Шефнер); «Слово можно в разящий свинец перелить» (Вадим Шефнер); «О великий, могучий, русский язык!» (И.С. Тургенев); «Берегите чистоту языка, как святыню!» (И.С. Тургенев).

Вывод 3

Считаем, что приведённые респондентами выражения отражают их осознание силы слова и его воздействия на человека.

Заключение

Наша работа началась с простого желания выяснить, почему в современном мире, считающем себя цивилизованным и осознающим экологические проблемы окружающей среды, так много словесной грязи. В то время, как мы из различных источников и литературы складывали цельную картину проблемы, нас всё больше волновал результат опроса восьмиклассников: более 50% респондентов не знают о разрушающей силе воздействия сквернословия на здоровье человека? (См. п. 5 «Анкетирование учащихся. Выводы»).

Так возникла идея создания закладок-напоминаний (См. Приложение 1) и тематической выставки «Слово воскрешающее и слово убивающее» (См. Приложение 2), где представили мысли великих, записанные нашими мамами-папами в родительских опросниках.

Собранная нами информация легла в основу текстового проектного продукта «Учебно-познавательные материалы о слове благом и скверном в помощь классным руководителям» (См. Основная часть работы), которые мы планируем подарить учителям в электронном варианте вместе с подготовленной электронной презентацией для проведения бесед и обзоров по теме, а также для использования на уроках православной культуры и, возможно, литературы.

Заручившись поддержкой заместителя директора по воспитательной работе Анны Всеволодовны Медведевой, родилась мысль о проведении просветительской акции «Скажем сквернословию НЕТ» с привлечением к участию подшефного 6 «Д» класса (запланирована на май 2018). Цель акции: 1) способствовать формированию у обучающихся школы личного осознания сквернословия как бесстыдства языка и пагубности его воздействия на здоровье; 2) способствовать преодолению употребления нецензурных выражений.

В настоящее время готовим сценарий акции, который тоже пополнит итоги проектной работы.

Результатом проектной деятельности также считаем подготовку и совместное с руководителем проведение уроков на тему «Слово благое и скверное» в 7 «В» классе (22.11.2017) и 6 «Д» классе (13.11.2017).

Перспективой нашего проекта является:

    •  

презентация материалов на областных Свято-Елизаветинских чтениях в областной детской библиотеке им. И.С. Соколова-Микитова (ноябрь 2018) и на секции «Человек. Культура. Общество» студенческой недели в Смоленском институте экономики (24 мая 2018), о чём есть предварительная договорённость с сотрудниками учреждений;

    •  

подборка произведений русских и современных писателей и поэтов, побуждающих к размышлению о силе воздействия на душу человека произносимого и слышимого слова.

Список литературы

 

Батманова Е.Л. Сквернословие как социально-педагогическая катастрофа // Воспитание школьников, 2010, № 6. С. 45-52.

 

Библия. – С-Пб: Слово, 2016 г.

 

Богдевич А. Власть над речью – путь к здоровому будущему. – Режим доступа: http: //zаkonрravo. narod. ru. / 2005/ n4 20/ temа4 20. Htm

 

Владимиров Артемий, протоиерей. Мерзость красного словца. // От слов своих осудишься: сквернословие. Издательский Совет Русской Православной Церкви. М., 2007.

 

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. М., Русский язык, 2000.

 

Дунаев М.М. Сохраняем ли великое русское слово? // От слов своих осудишься: сквернословие. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007.

 

Ирзабеков В. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. – М.: Даниловский благовестник, 2008. 200 с.

 

Китаев-Смык Л.А. Социально-психологические аспекты употребления матерной речи // Вопросы психологии. 2007 г., № 6, С. 120-128.

 

Кодекс об административных правонарушениях. Правовой центр Логос. – М., 2017 г.

 

Кожевников А. Языковые составляющие речи школьников. // Домашнее воспитание. 2001 г., №1.С.46.

 

Лежнина А. Беседа о сквернословии. – Режим доступа: http: // trezvl. narod. ru. / radio/ r20. Htm

 

Миловатский В.С. Об экологии слова. – М., 2001. С. 63.

 

Наука и религия. Таинственная сила молитвы. // Крупицы мудрости. 2005 г. № 11 (50), ноябрь. С. 5.

 

Нечай Наталья Николаевна. Ненормативная лексика – болезнь нашего языка. Материалы для беседы и библиографического обзора. Издательство Архангельского института переподготовка и повышения квалификации работников образования. 2004 г.

 

Николаев Сергий, протоиерей. Грех или грешок. // От слов своих осудишься: сквернословие. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2007.

 

Новик Вениамин, игумен. Антислово // Русский дом, № 9, 2006. С. 46-47.

 

О грехе сквернословия. Нецензурная брань и ее пагубная сущность. – М.: Благо, 2000 г. 32 с.

 

Потехина Е. Пойми меня правильно: семейный лекторий по культуре речи // Воспитание школьников. 2001 г, №2. С.39.

 

Шишков А.С. Славянорусский корнеслов. СПб.: Фонд славянской письменности и культуры. 2002 г.

 

Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008 г.

Устные источники

 

Иеромонах Филарет (Семченков), преподаватель воскресной школы Храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских.

 

Иеромонах Николай (Золотов), помощник настоятеля по религиозно-образовательному и катехизическому служению; руководитель клуба для глухих и слабослышащих «Глас» при Духовно-просветительском центре прихода храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Приложение 1

ЭСКИЗЫ ЗАКЛАДОК

Проектный продукт

Приложение 2

«Живая» выставка

«Слово воскрешающее и слово убивающее»

Проектный продукт

(обучающиеся подшефного 6 «Д» класса)

Приложение 3

ТРАНСЛИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕРЕД ОБУЧАЮЩИМИСЯ

МБОУ «СШ №34» г. Смоленска

Проектный продукт

Просмотров работы: 454