Образы Сибири и сибиряков в сборнике рассказов Б.Ф. Никонова «Какая она, земля?»

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образы Сибири и сибиряков в сборнике рассказов Б.Ф. Никонова «Какая она, земля?»

Стрижак  В.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 64» г. Красноярск
Скогорева  Н.Н. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 64» г. Красноярск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы работы: творчество писателя Б.Ф. Никонова ранее не было исследовано, хотя отдельные произведения и получили в свое время высокий отзыв литературной критики: о молодом писателе можно прочесть в статьях М. Заскалько, И. Шулинина, а В. П. Астафьев принял активное участие в подготовке работ Б. Никонова к публикации.

Постановка и формулировка проблемы: Сибирь всегда была богата талантливыми писателями. Природа Сибири, характеры сибиряков вдохновляли таких художников слова, как В.П. Астафьев и А.И. Чмыхало, В.Н. Белкин и А.А. Щербаков, А.И. Третьяков и других. Но, помимо известных нам деятелей литературы, есть и другие, незнакомые широкому кругу читателей имена.

Не менее интересными по силе изображения и содержательными являются произведения сибирского писателя Б.Ф. Никонова, чье творчество было высоко оценено в своё время В.П. Астафьевым и вызывало неподдельный интерес у современников.

Разработанность проблемы. Во вступительной статье И. Шулинина, составителя сборника рассказов Б. Никонова «Какая она, земля?» есть очень точные слова, определяющие характер рассказов молодого писателя: «…родные места, люди – есть вечный источник вдохновения любого художника» [с. 8]. Об этом и сам Борис Никонов проникновенно писал в одном из своих стихотворений:

«С неба звезды // собирая, как монеты, //песен грусть в зеленый шум ваял, // бьется пульсом на лице планеты // древняя Саяния моя»».

Однако подробного исследования рассказов Б. Никонова, вошедших в сборник «Какая она, земля?», не отмечено.

В процессе исследования мы обращались к статье М. Заскалько «Самородок» (2012 г.), а также к монографическим работам А.Б. Есина «Принципы и приемы анализа литературного произведения», В.А. Кухаренко «Интерпретация текста».

Цель работы – проследить, как в рассказах Б.Ф.Никонова, вошедших в сборник «Какая она, земля?», раскрываются тема Сибири, сибиряков.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи: познакомиться с биографией писателя из доступных нам источников; исследовать рассказы Бориса Никонова, вошедшие в сборник рассказов «Какая она, земля?»: выявить сюжеты, систему образов, нашедших здесь своё отражение; определить художественные особенности рассказов.

Методы проведенных исследований: биографический метод, применяемый при изучении биографии автора, истории создания произведений; метод анализа – при исследовании рассказов сборника «Какая она, земля?»; метод сплошной выборки, используемый при работе с текстовой тканью произведений.

Практическаязначимостьработы:популяризация творчества Б. Никонова, что поможет нашим современникам сохранить память о человеке, который прошел короткий жизненный путь, но оставил яркий след в литературе Красноярского края.

Глава I. Личность и творчество Бориса Федоровича Никонова

Судьба Бориса Никонова

Каждому человеку предначертано пройти свой путь, который не всегда отмечен длинной метрикой жизни, но обязательно наполнен событиями, являющимися судьбоносными.

В жизни Бориса Никонова произошла трагедия, которая отмерила ему неполных 20 лет жизни. Михаил Заскалько, русский писатель-современник, в статье «Самородок», посвященной Борису Никонову, задается вопросами: «Как же надо прожить, имея скудный лимит времени, чтобы твой уход не остался незамеченным, чтобы что-то оставить после себя ценное, нужное людям? А главное – чтобы вспоминали тебя через двадцать, сорок… лет спустя?» [4]

Борис Федорович Никонов родился в п. Аспагаш Новоселовского района Красноярского края. С ранних лет отец читал мальчику книги, прививая любовь к литературе. Уже тогда, в раннем детстве, проявилась склонность Бориса Никонова к сочинительству: если подробности какой-то из историй им были забыты, мальчик тут же, на ходу, придумывал свой, оригинальный, вариант.

Жизнь изменилась со смертью отца. Вскоре объявили о строительстве Красноярской ГЭС. Старшая сестра Бориса и её муж поехали на стройку, поселились в Дивногорске. Побывав у них в гостях, Борис отказался уезжать и уговорил маму перебраться в Дивногорск. Гигантская стройка поразила мальчика: это позже найдет отражение в его рассказах о Дивногорске. 29 августа 1961 года ватага друзей, среди которых были Борис и его старший брат Виктор, отправились в тайгу за шишками. «Мать как чувствовала, не хотела отпускать сыновей, ноте горячо убедили маму, что кедр – это та же берёза, а по берёзам они лазают хорошо. Мать кедры в глаза не видела и поверила сыновьям» [4].

А на третий день к дому Никоновых подъехала «Скорая»… Борис сорвался с дерева и получил перелом позвоночника.

Мальчик пробыл месяц в коме и наконец пришёл в сознание. Кроме сломанного позвоночника, у него были повреждены некоторые внутренние органы. На тот момент Борису было всего лишь одиннадцать лет.

Вопреки предсказаниям врачей, Борис выжил, но положение со здоровьем было тяжелое. Мать выхлопотала путёвку в санаторий, затем Бориса перевезли в Симферополь, где лечением мальчишки занялся профессор-почечник. Благодаря ему жизнь Бориса продлилась ещё на несколько лет.

Короткая, но яркаяжизньписателя

В начале августа 1964 года в редакцию дивногорской газеты пришла немолодая женщина и принесла тетрадку со стихами и рассказами своего сына, которые он «целыми ночами напролет пишет» [9]. Это была мать Бориса Никонова. Тогда мальчику было 15 лет.

Когда Борис лежал в красноярской больнице, к нему приходили друзья, одноклассники. А узнав, что он пробует писать, принесли ему книгу Н.А. Островского «Как закалялась сталь». После прочтения мальчик твёрдо решил стать писателем и относился к своему творчеству уже более серьёзно. Будучи прикованным к постели, Борис не прекращал учёбу. Одноклассники помогали осваивать школьную программу. И. Шулинин, лично знавший Бориса Никонова и навещавший его дома, вспоминал, в комнате Бориса всегда было многолюдно: он «сразу ощутил атмосферу взаимопомощи и крепкой дружбы, царящую в этой семье» [9].

О его беде знал весь Дивногорск. Дом Никоновых стал проходным двором: шли все, кто хоть чем-то мог помочь мальчишке преодолевать несчастье. Часто приходили рабочие со стройки, просто поговорить с мальчишкой, который совсем недавно буквально не вылезал со стройки. Их рассказы потом находили отражение в произведениях Бориса.

Благодаря взрослым друзьям, стихи и рассказы Бориса попали сначала на радио, а затем с ними познакомились в редакции журнала «Уральский следопыт». С Борисом был заключён договор на публикацию его повести, состоящей из коротких рассказов, отрывков из дневника. А пока его отдельные произведения стали печатать в газете «Огни Енисея», впоследствии он стал её внештатным корреспондентом. Творчество молодого писателя появлялось на страницах краевых газет, на телевидении. Борис ознакомился с писателем-сатириком из журнала «Сибирские огни» Н. Самохиным, с журналистом журнала «Уральский следопыт» Ю. Яровым.

К сожалению, Борис не смог завершить задуманную повесть. В 1969-ом, на двадцатом году жизни, писателя не стало. «Погасла звёздочка, которой был отмерен слишком короткий срок. А талант Бориса Никонова только-только начал громко заявлять о себе» [4]. Борис был жизнерадостным, добрым мальчишкой, мужественным человеком, наблюдательным художником.

После смерти к молодому, талантливому писателю пришла более широкая известность и признание. В 1975 году крайком ВЛКСМ удостоил молодого писателя звания лауреата премии Ленинского комсомола Красноярского края. В этом же году в руки известного писателя-земляка Виктора Астафьева попала рукопись Бориса Никонова, начались переговоры об издании книги «Дивногорские этюды». Она вышла через два года в издательстве «Молодая гвардия». А ещё через год Борис Никонов стал дипломантом Всесоюзного конкурса «Корчагинцы 70-х». В этом же году Красноярское книжное издательство выпустило вторую книгу Бориса - «Какая она, земля?».

Имя Бориса Никонова значится в библиографических указателях «Писатели Красноярского края» (1994 год), «Дивногорск литературный» (1999 год), в справочнике «Писатели Енисейской губернии и Красноярского края». Его судьба отражена в документальной повести В.П. Зыкова «Не покоряюсь!» [6].

И действительно, Борис Никонов не покорился обстоятельствам, в которые его поставила жизнь, и не только нашел в себе силы сохранить присутствие духа и оптимизм, но и определил для себя дело своей жизни – стать писателем. Не случайно Федоров И.Г. свою статью, посвященную судьбе Бориса Никонова и опубликованную в 2004-м году в газете «Огни Енисея», назвал «Корчагинец 70-х» [8].

Борис прожил короткую, но яркую жизнь. И оставил читателям образцы творчества, которые можно с лучшими образцами малой прозы.

ГлаваII. Художественныймирв сборникерассказовБориса Никонова«Какая, она, земля?»

Образчеловека иприродыврассказах

Во вступительной статье И. Шулинина, составителя сборника рассказов Б. Никонова «Какая она, земля?» есть очень точные слова, определяющие характер рассказов молодого писателя:

«…родные места, люди – есть вечный источник вдохновения любого художника» [с. 8]. Об этом и сам Борис Никонов проникновенно писал в одном из своих стихотворений:

С неба звезды собирая, как монеты,

песен грусть в зеленый шум в ваял, бьется пульсом на лице планеты древняя Саяния моя.

Образ природы

Образы деревенской жизни, картины окружающей природы тесно переплелись в сознании писателя с городскими реалиями – тем миром, который успеет полюбить будущий писатель, понять «нерв» города.

Мир живой и неживой природы активно проявляет себя почти в каждом произведении Бориса Никонова. Важны для композиции произведения не только повторяющиеся, но и противопоставленные друг другу образы [3].

Мальчик, переехавший с родителями в Дивногорск, герой рассказа «Мой город», «до слез скучал по деревне, по приветливым бескрайним березнякам, по пацанам-соратникам» [1, с. 12].

Герой, «Какая она, земля?» после сложнейшей операции ощущает биение сердца – и от этого испытывает уютное состояние, «как это бывает от сонного стука стенных часов, когда за окном идет долгий дождь» [1, с. 12].

Подросток из рассказа «Ученик и учитель», оставшись в березняке один, ощущает тревогу и одиночество, вдыхая «душный горький запах разогретой листвы» [1, с. 21]. Тем не менее, ученик испытывает удовольствие, увидев примятую траву-лежанку косуль: природа понятна ему, как открытая книга.

Описывая последнюю встречу Водолаза с его подружкой, автор создает картину лета, полную жизни, красок и событий: «Лето выдалось ясным, ярким, с хорошими веселыми ливнями, с дурманящим запахом черемухи, с белыми, гулкими рассветами, когда пустынная дорога и онемевшие дома помнят древность. В тайге рявкали сытые медведи, гибкие сильные рыси подстерегали у водопадов пугливых, быстроногих косуль, змеи охотились за птицами» [1, с. 28]. Но для самого Водолаза мир сделался «плоской тарелкой на спинах трех китов» [1, с. 28].

Глазами Лешки - героя из рассказа «Чужой» - читатель наблюдает переход состояния природы от ночи к утреннему рассвету: сначала «ковыли смутно переливаются от света луны и герой видел, как черная его тень беззвучно летела рядом с конем» [1, с. 34], а когда «заполыхало небо», лесные птицы «враз засвистали на разные голоса» [1, с. 35].

Образ летнего вечера в рассказе «Рысь» («Легкий ветер гулял по кудрявым макушкам берез, по островерхим сверчкам пихт и елей и, озорно высвистывая, летел на склоны сопок, переливчато качал по склонам желтый ковыль») [1, с. 51], не предвещал той трагедии, которая развернется на страницах дальше.

Образ суровой сибирской зимы с ее метелями и вихрями создан в рассказе «Метель», но на фоне этой суровой снежной тайги читателю раскрываются яркие человеческие характеры людей, способных на самопожертвование и сострадание.

Рассказ «Рысь» проникнут щемящей жалостью к матери рысят, которые «гасли от голода» [1, с. 52]. А это значило, что она не могла вернуться в логово без добычи. Финал рассказа остается открытым: автор не говорит читателю, как закончилась судьба раненой рыси, проигравшей схватку с человеком. Но так хочется, чтобы она и ее детеныши выжили в суровом таежном мире.

Образысибиряков

Люди Сибири, характеры сибиряков – предмет пристального изучения писателя. Б.Никонов создал в рассказах яркие, колоритные типы как горожан, так и жителей села с их укладом жизни, представлением о счастье, о правде.

В рассказе «Мой город» создан собирательный образ горожан, делающих «огромное, невероятное дело» [1, с. 12]. Это и те, кто стоит в очереди за арбузами и виноградом, и дядька на строительной площадке, куда зашел из любопытства рассказчик – «деревенский малец» [1, с. 11], и «ревнитель порядка» в рабочем автобусе. Все они жили словами «перемычка, бетон, котлован». Дух города, его темп и ритм лежат в основе идеи произведения.

К рассказам городскойтематики, относятся «Какая она, земля?», «На пельмени!», «Малыш», «Чего здесь смешного?», «Кауров и сын», «Профессорские гости». Первые три рассказа цикла – «Мой город», «На пельмени!», «Какая она, земля?» – объединены образом рассказчика-подростка, недавно с родителями переехавшего из деревни.

Действие рассказа «На пельмени!» также происходит в Дивногорске в одной из школ города, куда ученики под руководством своего классного руководителя Аллы Анатольевны, решили пригласить шефов из одной из самых крупных организации города. Герои-школьники наделены умением радостно воспринимать мир, дружить, детской предприимчивостью. Они сумели создать праздник не только шефам – накормили вкусными пельменями – но и себе: вели себя как самые настоящие хлебосольные хозяева.

Если пространство города в рассказах «Мой город» и «На пельмени!» развернуто, то в рассказе «Какая она, земля?» сжато до пределов больничной палаты, где герой находится после операции, которая окончилась плохо. Днем рядом с ним другие пациенты – каждый со своей болью. Старший друг героя – бывший фронтовик. Болезнь отняла у него обе ноги и руку, но не лишила возможности любить жизнь, радоваться своей семье, не разуверила в людях. И своим примером он постепенно разрушает глухую стену отчуждения между рассказчиком и все остальным миром.

Центральное место в рассказах Бориса Никонова, относящихся к городской тематике, занимает тема взаимоотношения между представителями разных поколений.

Главный герой рассказа «Чего же здесь смешного?» - Сверчок – один из трех воришек, решивших ночью залезть в квартиру к обеспеченным людям, а Сверчку как самому маленькому предстояло осуществить задуманное. Разбуженный криками хозяйки ее муж Степан не только не вызвал милицию, но и сделал, к удивлению жены, несколько странных шагов: накормил гостя, расспросил о родителях (Сверчок «вдохновенно врал» [1, с. 44]), уложил спать в зале.

Рассказ «Чего же здесь смешного?» - о рождении человеческой мечты. Для Сверчка идеалом неожиданно для него самого стал дом, где есть семья, где всегда есть чай и печенюшки. «Я бы никогда не бил жену и покупал бы ей шали» [1, с. 44], - уверял Сверчок. На удивление, Степан серьезно воспринял эту недетскую мечту исковерканного чужой взрослой волей ребенка. И пусть вместе со Сверчком ночью из дома исчезла копилка – разбуженная совесть мальчика стоит гораздо дороже тех денег, что оказались в ней. Финал рассказа открыт: мальчик с досады на самого себя разбивает копилку, но неясно, как и куда будет его дальнейший путь и случится ли возращение к себе.

Григорий Кауров, герой рассказа «Кауров и сын», - много лет занимал руководящие должности и считал себя честным человеком. Он любил работу, дорожил семьей и считал, что во всем должен быть уют и слаженность. Кауров был уверен, что его единственный сын – восьмиклассник Вадим – его образ и подобие.

Однако жизнь посылает Каурову испытание: Каурову по телефону сообщили о том, что его сын проводит время в пьяной компании. И Каурову, имеющему «твердое представление о жизни» [1, с. 65], пришлось поступиться своими принципами, по-новому взглянуть на жизнь. Мир для него приобрел другой ход: сын вырос и заявил право на взрослость и независимость.

Деревенскаятемазанимает основное место в сборнике рассказов Б.Никонова, «Какая она, земля?». Это объясняется фактами биографии самого писателя: его становление как человека пришло именно в атмосфере деревенской жизни, а значит, автор обратился к тем реалиям, которые были ему близки и понятны.

В рассказах деревенской тематики Б. Никонов зачастую создает образы стариков и детей – тех, кто оказывается более беззащитным и ранимым. Быть может, поэтому так пронзительны сюжеты произведений сборника.

Темадетствапредставлена в рассказах «Водолаз», «Поп на «бобике», «В стороне от дороги», «Чужой», «Простокиша». В этом ряду лишь один рассказ – «Поп на «бобике» - не содержит в себе трагического звучания. Здесь повествуется о том, как в деревню приехал поп крестить, а ребятишки, для которых появление «батюшки» стало настоящим событием, вдруг восприняли обряд крещения как личную опасность.

Мальчик-рассказчик спрятался от матери в погреб, чтобы переждать время, пока поп не уедет. А Люська, его подружка, которую бабка собиралась окрестить тайком от родителей, «плакала так самозабвенно» [1, с. 24], что бабка вынуждена была не только отступиться, но и задобрить девочку: купила ей капроновые ленты для кос.

Героем рассказа «Водолаз» является мальчик с больным сердцем – фантазер и выдумщик. Его прозвали «Водолазом» потому, что он «с малого детства бредил морем» [1, с. 25]. Ватага мальчишек, например, могла собраться вместе с ним идти к морю: он верил в мечту, в свои силы, был убежден, что «ром и солонина» - самое необходимое в пути.

А затем, когда Водолаз немного подрос, началась для него другая жизнь – «ожидание смерти» [1, с. 28]. А наступившее отчуждение от внешнего мира и одиночество скрашивала лишь его подружка: она покинула уже не встававшего с постели Водолаза последней, когда поехала сдавать экзамены в институт.

Финальная часть рассказа – попытка писателя заглянуть в будущее через двадцать лет: ей, чьего имени автор так и не назовет, будет пусто в этой жизни без Водолаза, без его способности чувствовать жизнь.

Семилетний Сашка, герой рассказа «В стороне от дороги», в своем отчаянном стремлении помочь умирающему коню Степану, обратился к доктору Голову, приехавшему из города в деревню на отдых. Но мольбы мальчика помочь лошади, которых «человеческий доктор» никогда не лечил, вызвали непривычные чувства: растерянности и испуга. Столкнулись две позиции: «чего это, в колхозе старых лошадей держат» Голова и «не объедят» Сашки, «слава богу, люди не увидят, как городской холеный хирург возится с лошадью» Голова и стремление сделать невозможное для того, чтобы поднять коня, – Сашки.

Лешка из рассказа «Чужой» был сиротой и жил со своим отчимом – угрюмым, неласковым человеком, которого ненавидел и боялся. Все, что осталось светлого в этой жизни, – это воспоминания о матери, а еще жизнь конного двора, за которым Лешка любил наблюдать в того время, пока отчима не было дома.

В этот вечер, который описывает автор, в сознании Лешки возник бунт: все мерзости и несправедливости жизни с отчимом вылились во фразу: «Я тебе не раб!» [1, с. 32]. Он сумел выбраться из чулана, куда его затолкал отчим, вывести из стойла на конном дворе жеребца: в нем Лешка интуитивно ощущал товарища по несчастью.

У пятилетнего мальчика Коли из рассказа «Простокиша» была замечательная возможность обрести в лице Простокиши доброго, любящего деда, способного удивить малыша премудростям кузнечного дела. Но бабка решила о внуке: «не простокишных кровей» [1, с. 74]. В субботу, получив получку, Простокиша купил новоявленному внуку матрешку, которую так и не подарил мальчику: родители и родная бабушка увезли его из маленькой простокишинской избушки навсегда.

Стариковскаятемаотражена в сборнике Бориса Никонова в таких рассказах, как «Простокиша», «Дед Санька», «Горькая калина» и «Сад».

У Простокиши из одноименного рассказа не было своих детей, но был сын у старухи Натальи, на которой дед Федор (так звали Простокишу) женился 10 лет назад. Именно приезд сына Александра со своей семьей – женой и маленьким Колей – и является завязкой в рассказе.

Для деда приезд гостей стал предметом гордости; и не случайно: все для него в жизни приобрело гармонию и порядок. Он чувствовал необъяснимую нежность к мальчику, видя его счастливое лицо после экскурсии по кузнице: видимо в его сознании зародилась мысль, что будет кому передать свой человеческий опыт. Оттого он и ходил по деревне «празднично обновленный» [1, с. 73], сообщая каждому встречному о приезде дорогих гостей.

Автор не ставит точку в конце рассказа, предлагая читателю остаться один на один с потрясенным Простокишей и его горем.

Главный герой рассказа «Дед Санька» - общественный пастух. Автор намеренно останавливается на отдельных деталях в портрете деда Саньки: «будто вытесан топором»,

«нависший», «тяжелый» лоб, «суровые» глаза, «ржавый» голос. Но душа героя, неизмеримо богатая, откликалась на малейшие изменения в мире природы. С тревогой дед наблюдал за все тем, что казалось ему непонятным и незнакомым, и в таком состоянии «он верил, что коровы умеют плакать, птицы разбиваются о землю от тоски, а змея ест своих детенышей из жалости» [1, с. 75].

В рассказе «Горькая калина» автор создал образы двух стариков – Трофима и Игната. Они давно схоронили своих жен и жили прошлыми радостями. В доме Игната было тепло оттого, что там жил внук с женой и маленьким Сашей, а в доме Трофима было пусто, холодно. Их объединяла Ленка – девушка, которую когда-то любил Трофим, но та выбрала Игната. Случай рассорил их: Трофиму на постой определили девушку с таким дорогим для деда именем – Ленка; заботами Ленки дом Трофима ожил, засиял чистотой.

Трофим пригласил Игната в гости, и за разговором Игнат признался в том, что не любил Ленку, а решил отбить ее у Трофима, «чтобы покрасоваться» [1, с. 87]. Нет, не за себя было обидно Трофиму, за свое несостоявшееся счастье, а за Ленку, которой так и не довелось узнать, какая она – настоящая любовь. И самым страшным в этом было невозвратность.

Не менее трагичным по своему содержанию является рассказ «Сад». Старик Евсеич, сторож сада, узнал, что сад скоро снесут под строительство свинофермы. В те два дня, о которых идет речь в рассказе, старик лишился всего: старухи и сада. Старуха вывезла из дома мебель, ушла тайком, выполнив давно звучавшую угрозу. Сад тоже не удалось отстоять, даже с ружьем в руках. Образ плачущего старика, волочащего по земле бесполезное теперь ружье, идущего последний раз через свой сад в никуда, проникнут трагизмом и не может оставить равнодушным читателя.

2.2. Юмор в рассказах

Помимо трагических интонаций, которыми проникнуты многие рассказы из сборника Бориса Никонова, можно встретить в них также и светлый юмор, задорный смех. «Среди приемов создания комического содержания выделяют ситуативно обусловленную иронию, контраст, комическое преувеличение (гипербола), умаление (литота), манеру недоразумения, неожиданности» [7]. Ярким примером использования комического преувеличения, неожиданности служат рассказы «На пельмени!», «Поп на бобике».

В основе рассказа «На пельмени!» - веселая история о том, как пятиклассники пригласили своих шефов на пельмени. Улыбку при чтении вызывают многие эпизоды: и название вечера, предложенное Генкой Закусиловым, – «Разговором сыт не будешь», и обида Витьки Кириллова на рыжего дядьку, обозвавшего его «карапузом», и опасение шефов, что школьники пришли за металлоломом и могут снова «укатить» скаты или «увести генератор». Глазами пятиклассника читатель видит, как «ходят десятиклассники и раскаиваются, что сами не взяли «шефство». И все-таки пятиклассники своим радушным приемом растопили сердца шефов, которые, прощаясь, сказали ребятам: «Если надо чего – обращайтесь!» [1, с. 18]

Приезд попа на «бобике» в деревню («Поп на «бобике») вызвал бурную реакцию жителей. Бабка Арышиха приняла увиденное за священный сон, а мальчишки, видевшие попа только на картинках, с восторгом кричали: «Тетенька с бородой!»

Автор намеренно обращает внимание на детали в портрете попа, причудливо сочетающие архаическое и современность: «От попа пахло ладаном и одеколоном «Шипр» [1, с. 23], а из-под платья выглядывали «носки модных ботинок». Улыбку вызывает желание героя узнать, носит ли поп штаны. А желание киномеханика Аркашки затеять с попом антирелигиозный спор вызвало у разгневанных старух такую бурную реакцию, что тому пришлось спасаться бегством.

Самозабвенные слезы Люськи, никак не соглашающейся креститься, твердое решение главного героя не креститься, при этом убеждающего себя, сидя в подвале, что «если нет Бога, так и чертей не должно быть», - все это ставит рассказ «Поп на бобике» в один ряд с юмористическими рассказами русских писателей XX века и несет в себе жизнеутверждающее начало.

Заключение

Кухаренко В.А., известный российский лингвист, говоря о том, из чего складывается художественный мир произведения, писал: «Творческая индивидуальность художника неотделима от современных ему социальных и общественных условий, а результат его творческих усилий, художественное произведение, создается под влиянием сложного единства субъективных и объективных факторов» [5].

Так в чем же сила художественного воздействия на читателя произведений сибирского писателя Бориса Никонова? На эти вопросы постарался найти ответ автор данной работы: эта сила – и в трагической биографии самого писателя, решившего не сдаваться и до конца бороться с обстоятельствами жизни, и в его художественном таланте, способности к обобщению, умению в частных картинах искать проблемные точки окружающей его действительности.

Несмотря на вопросительный знак, который стоит в названии сборника, само название можно воспринимать в утвердительно: это мир города и деревни, мир родной, понятной и близкой писателю природы Сибири; это люди с их болью и радостью, с мечтою о будущем или размышлениями о прошлом.

Сюжеты рассказов часто построены на взаимоотношениях взрослых и детей. Особенно остро данная тема обозначена в рассказах «Чужой», «Кауров и сын». В рассказах деревенской тематики автор часто прибегает к созданию образов стариков и детей: причем старики или глубоко несчастны, или одиноки («Простокиша», «Горькая калина», «Дед Санька», «Сад»), а детям приходится решать совсем не детские проблемы. Это прежде всего отражает трагическое мироощущение самого писателя.

В ряде рассказов, несмотря на трагизм судьбы самого писателя, используется юмор как форма проявления комического («На пельмени!», «Поп на «бобике»). Это ставит рассказы Бориса Никонова в один ряд с известными юмористическими рассказами русских писателей XX века и несет в себе жизнеутверждающее начало.

Открытый финал – одна из особенностей ряда произведений, вошедших в сборник Б.Никонова «Какая она, земля?». Автор, ставя многоточие в конце своих рассказов, оставляет читателя один на один со своими героями, позволяет читателю самому представить дальнейшую их судьбу.

Источники

1.Никонов Б.Ф. «Какая она, земля?»: Рассказы. – Красноярск, Кн. изд-во,1979

2.Горшков А.И. Русская словесность// «От слова к словесности» - Москва, Кн. Изд-во, 1996

3.Есин А.С. «Композиция образной системы» изд. «Флинта-Наука»

4.Заскалько М. http://parnasse.ru/prose/essay/publicism/samorodok.html

5.Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – М.: Просвещение, 1988. 6.Литературная карта Красноярского края. http://litkarta.kraslib.ru.

7. Сафонова Е. В. Формы, средства и приёмы создания комического в литературе // Молодой ученый. — 2013. — №5.

8. Федоров И.Г. Корчагинец 70-х. «Огни Енисея». – 2004. - № 51

9. Шулинин И.А. Вступительная статья//Какая она, земля? - Красноярск, Кн. изд-во,1979

18

Просмотров работы: 589