Функции лексического повтора в повести В.Распутина "Василий и Василиса"

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Функции лексического повтора в повести В.Распутина "Василий и Василиса"

Ткаченко  А.А. 1
1Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 1501
Гришина  И.В. 1
1Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 1501
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Творчество В.Г.Распутина получило высокую оценку уже при жизни писателя: " Распутин остается в нашем представлении одним из лучших, ведущих современных прозаиков; его повести и рассказы оказывают огромное влияние на читателя, формируя и утверждая в нем лучшие человеческие качества: крепость духа, доброту, сострадание, любовь к родной земле и ее святыням, милосердие.[6] Распутин был признан и как мастер слова. А.И.Солженицын при вручении литературной премии оценил талант писателя:" Распутин — не использователь языка, а сам — живая непроизвольная струя языка. Он — не ищет слов, не подбирает их, — он льётся с ними в одном потоке. Объёмность его русского языка — редкая средь нынешних писателей ". [8]

На протяжении последних десятилетий написано достаточно большое количество работ, посвящённых анализу произведений Распутина: в 1980-1990 году опубликованы монографии, анализирующие личность и творчество Распутина (работы С.Г. Семёновой , Н.С. Тендитник , H.H. Котенко , И.А. Панкеева , В.Я. Курбатова ); были рассмотрены особенности миропонимания писателя, особенности его философского взгляда на мир и человека (показательны в этом отношении названия диссертационных работ : Мартазанов А. М. Идеология и художественный мир «деревенской прозы» (В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев); Дырдин А. А. Творчество В. Г. Распутина : (идейно-художественное своеобразие, национальные традиции); Кузина А. Н. В. Астафьев, В. Распутин: художественное осмысление нравственно-философских проблем современности); исследовались истоки системы ценностей Распутина, связь этой системы с народным миропониманием, с народной нравственностью, с особенностями русского национального характера (Большев А. О. Проблема народного характера в творчестве В. Белова, В. Астафьева, В. Распутина; Газизова А. А.Нравственно-философские искания современной советской прозы (Ч. Айтматов,В . Распутин); достаточно большое количество работ былио посвящено проблематике творчества писателя, жанровым характеристикам его произведений.

За последние 15 лет написаны исследовательские работы, посвящённые не только содержательным аспектам анализа, но и вопросам поэтики произведений Распутина (Анохина С. А. Фразеологические единицы, обозначающие чувства, в повести В. Распутина «Последний срок»; Большакова А. Ю. Поэтика прозы В. Распутина: художественная семантика времени ; Калинина И. П. «Я прихожу и ухожу...». Языковые реминисценции в повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» и др.).

Тщательное изучение поэтики произведений Распутина, очевидно, является задачей предстоящих исследований. Интерес в этом отношении представляет анализ творческих приёмов, которые служат выражению глубокого философского содержания творчества Распутина.

Чаще всего пристальное внимание исследователей обращено на такие произведения Распутина, как "Прощание с Матёрой", "Живи и помни", "Пожар", "Последний срок". Менее исследованными остаются рассказы писателя, среди которых - "Василий и Василиса". Сам рассказ достаточно высоко оценивается с точки зрения нравственного содержания, но глубокого разбора поэтических приёмов, позволяющих автору передать нравственное содержание, не предпринималось. Для нас интерес представило использование в тексте такого яркого приёма, как лексический повтор.

Основной целью исследования является выявление функций лексических повторов в тексте рассказа В.Г.Распутина "Василий и Василиса" и определение их связи с основной идеей автора.

Этим обусловлены конкретные задачи исследования:

1) изучить литературу об особенностях использования повторов различными авторами;

2) выбрать текстовой материал с лексическим повтором;

3) провести классификацию лексических повторов, использованных РаСпутиным;

4) определить связь лексических повторов с содержанием рассказа, с авторской позицией.

Актуальность исследования. В настоящей работе исследуется лексический повтор как приём, характеризующий поэтику прозы Распутина, на примере рассказа, который не рассматривался исследователями с точки зрения поэтики.

Объектом исследования является текст рассказа ""Василий и Василиса".

Предмет исследования - лексический повтор в тексте рассказа "Василий и Василиса".

Обзор литературы

"Любой текст характеризуется наличием повторов, определяющих его связность". [5,с.52] Одна из функций повторов - это сшивка отдельных эпизодов в одно целое. Кроме этого, повторы могут выполнять усилительно-выделительную и композиционную функцию. В.Е. Хализев уподобил повторы в этом отношении курсиву и разрядке в напечатанном тексте [9]. О том, что любой повтор выполняет функции выделения, подчёркивания пишет Л.И.Казаева в статье "Виды и функции повторов в текстах поэтического и художественного жанра".[3. с.51]. В этой же работе определена связь повторов с такими " содержательно-смысловыми планами, как образ автора и облик персонажа, соотносимыми с языковой личностью". [ там же, с.52]

Анализ лексических повторов , использованных писателем, во многом позволяет определить особенности индивидуального стиля автора .

Исследованию повторов в творчестве конкретного писателя или в отдельно взятом художественном произведении посвящены интересные работы.

Функции повторов в творчестве Н.В.Гоголя рассматриваются в cтатье

Л.В.Гушковой "Повтор как средство субъективности и экспрессивности в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Рассмотрев различные виды повторов, использованных Гоголем, Гушкова приходит к выводу: " ...повтор является субъективным средством выражения эмоциональной напряжённости повествования. Функции повтора в повести – это выделение семантической доминанты художественного текста" [2, с.13] Подобная функция повтора выявляется в речи героев ( тогда она связана с эмоциональностью высказывания), в речи повествователя ( у читателя создаётся иллюзия присутствия, это тоже придаёт повествованию эмоциональность), повтор используется автором для стилизации под народный сказ, былину. Повтор позволяет Гоголю возвращать читателя к уже сказанному, это, с одной стороны, задерживает читателя, с другой - позволяет затем более яркой сделать динамику повествования.

Использование повторов в творчестве Ф.М. Достоевского анализируется в диссертационном исследовании "Повтор как стилистическая категория в художественной прозе Ф.М. Достоевского" Л.И. Савченко. Среди функций повторов в этой работе отмечены характеристика эмоционального состояния героя, действий персонажей (характерологическая функция), создание особой эмоциональной атмосферы. Савченко отмечает, что повтор может реализовывать связность текста, а может быть и "композиционным средством воплощения содержательно-концептуальной информации, информации эстетико-художественного характера"[ 7]. В данном исследовании повторы рассматриваются в двух аспектах:

1) на уровне компонентов структуры художественного текста ( это повторы прежде всего в авторской речи (в повествовании, рассуждении и описании) и в речи персонажей );

2) на уровне единиц синтаксиса, объединенных повтором (в микро- и макроконтекстах).

Использование различных видов повторов в прозе А.П.Чехова проанализировано в книге Н.А.Кожевниковой "Стиль Чехова". Так, исследовательница

рассматривает такие виды повторов в прозе Чехова, как повтор ситуации, повтор характеристик, повтор как способ характеристики персонажей, повтор реплик, повтор с отрицанием, звуковые повторы. Кожевникова расценивает чеховские повторы как "общий принцип изображения персонажей" [4, с.181]. Особую важность повторы имеют, выполняя следующую функцию: "Благодаря повторам разных типов в прозе Чехова возникают множество точек пересечения между персонажами складываются самые разные отношения. Они могут быть устойчиво сближены друг с другом, они могут быть противопоставлены друг другу".[там же, с. 204] Повторы используются Чеховым и при описании внешнего мира. В таком случае повторы связывают разные планы в тексте, переходя из речи автора в речь персонажа. Повторяющиеся слова могут сближать разные временные планы. Звуковые повторы являются способом создания особой гармоничности чеховского стиля.

Повторы в структуре текста романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" рассматриваются Н.А.Николиной в пособии "Филологический анализ текста". Прежде всего, в тексте Булгакова определены такие функции повторов, как усилительно-выделительная и композиционная. Николина видит в использовании повторов-лейтмотивов черту литературы ХХ века. В работе выделяются повторы семантические, повтор синтаксических конструкций структуры или её частей. Среди семантических повторов рассматриваются и лексические повторы, которые могут отражать множественность точек зрения, представленных в повествовательной структуре романа. Повтор использован Булгаковым для "сближения (противопоставления) разных пространственно-временных планов, ситуаций, образов "[5, с.60]. Особенностью булгаковского текста оказывается принцип двойничества персонажей, для реализации такой системы образов используется повтор лексических средств.

Для нас текст рассказа В.Г.Распутина "Василий и Василиса" интересен прежде всего с точки зрения использования лексического повтора, то есть мы не рассматриваем семантический повтор с использованием лексем одного

семантического поля. В своей работе мы придерживаемся следующего понимания лексического повтора, основанного на определении повтора - это "приём в художественной речи - повторение одинаковых звуков, частей слов, слов или синтаксических конструкций в определённой последовательности. Звуковые, лексические повторы." [1 ]; таким образом, лексический повтор - это повторение слова или словосочетания в составе одного предложения, абзаца или целого текста.

Мы выбрали для работы над текстом Распутина один из приёмов, предложенных Л.И.Савченко, применённый при анализе повторов в прозе Достоевского: выделили повторы на уровне компонентов структуры художественного текста - это повторы прежде всего в авторской речи (в повествовании, рассуждении и описании) и в речи персонажей.

Анализ лексических повторов в тексте распутинского рассказа важен был для нас с точки зрения связи этого приёма с содержательной стороной текста. Поэтому для работы были выбраны методы сплошной текстовой выборки, наблюдения и описания, интерпретации.

Материалы и методы

В тексте рассказа "Василий и Василиса" лексический и фразовый повтор автором используется как один из ведущих композиционных приёмов.

В работе мы прежде всего определили основную авторскую идею рассказа. Потом выбрали все примеры лексических повторов из текста рассказа и распределили эти примеры по группам - повторы в авторской речи и повторы в речи героев. Дальнейшая работа была связана с определением связи каждой группы лексических повторов с авторской идеей рассказа, с авторской позицией.

Авторская идея

В центре внимания два героя - муж и жена, Василий и Василиса. Уже в их номинации использованы возможности повтора - дублирование в их именах.

Казалось бы, единство, гармония должны сопровождать эту семью, в которой растут дети, а родители много и с пользой работают. Но "задурил" хозяин - стал виновником потери ребёнка, не простила его жена, выгнала из дома, и стал он жить в амбаре. Там и пройдёт его жизнь в течение 30 лет - вроде и близко к семье, но отдельно.

В этом странном существовании мужа и жены не порвались связи между ними. Не разговаривая десятилетия, они видятся каждый день, потому что дом и амбар - это пространство общее.

В финале рассказа заболевший Василий останется один, без помощи сына и внука, и рядом с ним окажется Василиса. Подводя итог своей жизни, Василий почувствует непременное желание попрощаться с женой - и в этом слове ясным будет значение "попросить прощения". Именно в финале автор даёт возможность героям услышать друг друга: Василий будет говорить о том, что жизнь они прожили плохо, а Василиса, гордая и непримиримая на протяжении десятилетий, скажет о том, что жизнь их была совсем не плоха. Это и будет прощением и прощанием героев. И Василий останется улыбающимся – перед смертью.

Распутин говорит о возможности пути друг к другу любящих людей, разделённых сложностями характеров, страстями, трудностями жизни. При всей неправильности жизни Василия и Василисы они оказываются необыкновенно значимыми друг для друга.

Эта мысль вычитывается и при анализе функции повторов в тексте Распутина.

Рассказывая о сложных взаимоотношениях героев, проживших почти 30 лет раздельно друг от друга, но в рамках одной семьи, писатель прибегает к повтору и в речи героев, и в авторском повествовании.

Материалы с лексическим повтором

В тексте рассказа лексические повторы появляются на разных композиционных уровнях: в речи автора (в описательных фрагментах) и в речи персонажей ( в диалогах между героями).

Лексические повторы в авторском повествовании

Описательные фрагменты – условия жизни героев.

В первой части рассказа говорится о Василисе: " ...она как бы прикидывает день на вес, тяжелым он будет или нет. После этого Василиса вздыхает и опускает с деревянной кровати на крашеный пол ноги - кровать вслед за ней тоже вздыхает", немного дальше - " Василиса переносит самовар на стол, садится к нему поближе и вздыхает. Она всегда вздыхает, вздохи у нее имеют множество оттенков - от радости и удивления до боли и страданий"; заканчивается эта главка - "День еще только начался. Василиса вздыхает - весь день еще впереди". Следующая глава тоже закончится вздохами героини.

Авторское описание дня Василисы: " Василиса просыпается рано. Летом ее будят петухи, зимой она петухам не доверяет: из-за холода они могут проспать, а ей просыпать нельзя". Такой повтор в определённой степени связан с особенностями разговорной речи простого человека - он задаёт свой особый порядок не только фразы, но и самого поведения человека, его мыслей.

Пример использования лексического повтора в подобной функции - повторение слова "амбар" при характеристике жизни Василия: "Вот уже почти тридцать лет Василий живет в амбаре, среднем среди трех, стоящих одной постройкой. Амбар маленький и чистый, без сусеков, с ладно сделанным, как в избе, полом и хорошо подогнанным потолком. Летом раньше в нем спали ребята, но это было давно, очень давно - еще когда Василий жил в избе. На зиму он ставит к себе в амбар железную печку. Пять лет назад Петр провел к нему свет, но с тех пор ласточки почему-то перестали вить гнезда над дверью амбара и куда-то переселились. В первое время Василий огорчался, он любил наблюдать за ними, но потом привык и без них".

2. Описание взаимоотношений героев

Утренний ритуал - Василий приходит в избу пить чай: " Они молчат - ни разу они не сказали ни слова, будто не видят друг друга, и только по стакану, который ставится на середину стола, каждый из них знает о присутствии другого. Они молчат, и это не натянутое молчание, это даже вовсе не молчание, а обычное физическое состояние без слов, когда слов никто не ждет и они не нужны".

Описание чаепития: " Не говоря ни слова, Василиса наливает ему стакан чаю и ставит на середине стола. Он придвигает стакан к себе и отпивает первый обжигающий горло глоток, который уходит внутрь твердым комом. Василиса пьет чай вприкуску с сахаром-рафинадом. Василий пьет без сахара, он его не любит...Он выпивает свой чай и ставит стакан на середину стола. Василиса берет стакан, наливает и опять ставит на середину".

3. Описание значимых моментов в жизни героев.

Повтор слова "подводы" при описании проводов на войну: "Василиса первая подала ему руку, Василий пожал ее и, не договорив, ушел. Он аккуратно прикрыл за собой ворота и зашагал к сельсовету, где фронтовиков ждали подводы.

Потом подводы выезжали прямо со двора. Василиса проводила на войну двоих старших сыновей и дочь Липу. Каждый из них садился в сани или в телегу еще во дворе, и Василиса сама открывала ворота, прижимала фартук к губам и, крестясь, смотрела, как из дворов одна за другой выезжают подводы и медленно двигаются по улице за деревню, как поют пьяные мужики, как, хватаясь за них, голосят бабы. Василиса не ходила за деревню, она стояла у ворот, а потом закрывала за собой ворота, словно запиралась от новой подводы".

4. Описание эмоционального, психологического состояния героя

А) Василий уезжает из села:

"Спустили трап, Василий заволновался. Как-то рассеянно он пожал руки дочерям и ушел, через минуту они увидели его на палубе, но он уже не смотрел на них. Пароход трижды прогудел и отчалил, и Василий, уезжая, по-прежнему стоял на палубе и, кажется, все так же никуда не смотрел и ничего не видел".

Б) финальная сцена:

" - На меня твои слезы капают,- обрадованно шепчет Василий.- Вот опять. Он закрывает глаза и улыбается".

«- Давай попрощаемся, Василиса. Он подает ей руку, она пожимает ее и, всхлипывая, поднимается. - Теперь иди,- говорит он.- Теперь мне легче стало. Она делает шаг, второй, потом оборачивается. Василий улыбается. Она всхлипывает и выходит.

Он улыбается, лежит и улыбается".

Лексические повторы в диалогах героев

Повтор используется Распутиным и во фрагментах текста, представляющих собой диалоги героев.

1.Разговор Василия с сыном Петром:

- Может, ты со мной пойдешь? - спрашивает Василий, зная, что никуда тот не пойдет.

Петр вскидывает вверх свое курносое побритое лицо: - Так я бы пошел - да кто отпустит? Колхоз не отпустит. - Колхоз не отпустит,- соглашается Василий".

2. Разговор Василисы с бабкой Авдотьей:

"- Иду, дай, думаю, зайду на Василису погляжу! - снова кричит она.- А тебе и присясть некогды. - А как присядешь? - с готовностью откликается Василиса.- Весь день на ногах, то одно, то другое... - Ее и за тыщу лет не переработать! - кричит бабка Авдотья. - Попомни, Василиса, она все равно после нас останется. Хошь конем вози, а останется. - Останется, останется,- кивает Василиса".

3.Разговор Василисы с Александрой:

"Александра помолчала, но почти сразу же, не вытерпев, стала рассказывать: - Ему было четыре годика, совсем маленький. Меня взяли в трудармию, а он остался с моей мамой. Их без меня эвакуировали, я долго не могла попасть в город, пришла, а их нету. Она опять всхлипнула. - Скоро чай будет,- напомнила Василиса. - Маму дорогой ранило, ее сняли с поезда, а его повезли дальше. Говорили, что в вашу область. - Скоро чай будет,- опять сказала Василиса".

4. Финальный разговор Василия и Василисы:

« - Плохо мы с тобой жили, Василиса,- шепчет Василий.- Это я во всем виноватый. - Совсем не плохо,- качает головой Василиса.- Дети выросли, работают. - Плохо, Василиса. Стыдно перед смертью. Василиса подносит к губам край платка и наклоняется над Василием. - Тычего этовыдумал-то, Василий? - шепчет она.- Чего это тывыдумал-то? - На меня твои слезы капают,- обрадованно шепчет Василий.- Вот опять. Он закрывает глаза и улыбается. - Чего это ты выдумал-то, Василий? Боже мой, грех-то какой!»

Результаты

Функции лексических повторов в рассказе "Василий и Василиса"

Лексические повторы в речи повествователя выполняют разнообразные функции.

Есть в авторском описании дня Василисы повторы, которые создают определённый ритм, даже напевность текста: «Василиса просыпается рано. Летом ее будят петухи, зимой она петухам не доверяет…» Такой повтор в определённой степени связан с особенностями разговорной речи простого человека - он задаёт свой особый порядок не только фразы, но и самого поведения человек, его мыслей.

Пример использования лексического повтора в подобной функции - повторение слова "амбар" при характеристике жизни Василия. Повтор слова "амбар" позволяет увидеть авторский акцент: "амбар" - это не естественное место жизни для человека, естественное течение жизни закончилось для Василия с момента изгнания его из избы - в амбар. Таким образом, повтор позволяет поставить акценты на противопоставлении "избы" и "амбара ( "было" - "стало"/"естественно" - "деформировано"/ " её "- "его")

В авторском повествовании есть повторы, которые служат объеди

няющим элементом, скрепой между большими фрагментами текста ( главками). Так, слово "вздыхает" при описании действий Василисы несёт в себе несколько смыслов - это и реакция на тяжёлую жизнь с её страданиями и потерями, и привычка, несущая уже большой комплекс эмоций. В целом, это слово окрашивание жизнь в интонацию грусти, и связано это со сказанным сыну на покосе усталой Василисой: " - Сил нету,- печально говорит она ему и вздыхает.- Износилася. Думала, помогу, ан нет".

Подобную роль скрепы с акцентом на значимым для понимания смысла происходящего с героями выполняет и повтор слова "подводы" при описании проводов на войну. Подводы оказываются знаком пришедшей беды, знаком прощания, определённым символом разлома мирной жизни

При описании отношений между героями повтор позволяет подчеркнуть особенность отношений Василия и Василисы: повторяется слова «молчат» во время утреннего чаепития; "молчание" - это знак разрыва близких отношений, однако это многолетнее молчание становится не просто привычным, но и каким-то чинным, соответствующим определённому, заведённому порядку. По сути дела, у Василия и Василисы сложился ритуал, церемониал начала дня - это время, когда они присутствуют в жизни друг друга фактически: сидя за одним столом. При описании такого утра автор пользуется повтром слова "стакан", которое обрастает контекстом при помощи глаголов, обозначающих действия со стаканом. " Ставит стакан на середину" - это и есть отстранённая, но общая их жизнь. Действие "ставит стакан на середину" становится как бы воплощением особенных отношений героев.

Такой повтор использован прежде всего для акцентирования особенностей отношения героев.

Лексические повторы, характеризующие психологическое состояние героя.

Таких повторов в рассказе Распутина меньше, но они тоже несут в себе важную оценку происходящего с героем. Так, описывая период в жизни

Василия, когда он пытается порвать со своим пребыванием в амбаре, уезжает из села, автор подчёркивает при помощи повтора решимость героя разорвать связи даже с детьми и с родными местами – повторяется " не смотрел на них", "никуда не смотрел ".

Особенное значение лексического повтора в такой функции имеет финальные страницы рассказа, когда умирающий Василий чувствует прощение Василисы. После её ухода Василий так и останется в этом благостном состоянии прощённого – улыбаясь. Здесь оказывается значимым не только эмоциональное состояние героя, но и общий пафос произведения –повтор слова "улыбается" связан с мыслью автора о настоящей связи, существующей между Василием и Василисой, проживший так трудно"вместе-врозь" свою жизнь.

Лексические повторы в диалогах героев

Использование в диалогах одних и тех же лексем или фраз позволяет писателю создать ощущение близких, тёплых отношений между людьми, когда то, что они говорят отражается в речи собеседника своеобразным эхом. Так, например, разговаривает Василий с сыном Петром. При всей драматичности содержания разговора (постаревший отец просит сына сопровождать его в тайгу, не надеясь на его согласие) в репликах отца и сына не просто однообразие лексики, а совместное переживание непростой жизненной ситуации. Они не просто понимают друг друга, а вместе принимают жизнь.

Подобное отражением эхом будет видно при использовании повтора в разговоре Василисы с бабкой Авдотьей .

" - Иду, дай, думаю, зайду на Василису погляжу! - снова кричит она.- А тебе и присясть некогды.

- А как присядешь? - с готовностью откликается Василиса".

В авторском комментарии этого разговора будет сказано: " Они долго и согласно кивают друг другу головами". Создаётся не просто общее настроение между двумя долгие годы знающими друг друга старухами, но и общее осмысление жизни.

Лексический и фразовый повтор в речи героев становится знаком их настроенности друг на друга, близости их отношений, знаком взаимопонимания. В диалогах чужих друг для друга героев повторы не встречаются. Так, Василиса показана в отношениях с новой женой Василия, которой даётся следующая

характеристика: " Василий привел в амбар чужую, не деревенскую, которая как-то ненароком забрела в деревню и задержалась, переходя из избы в избу и обшивая баб сарафанами да платьями". История этой несчастной женщины трогает душу Василисы, но никакого созвучия в их речи не возникнет - не будет лексического повтора во фразах героинь, обращённых друг к другу. Повтор реплики Василисы "Скоро чай будет" говорит о её отзывчивости, о стремлении отвлечь от горя собеседницу. Это повтор, который характеризует Василису, а не отношения двух чужих друг другу героинь.

Экспрессивным средством окажется повтор в финале рассказа. Заболевший Василий останется один, без помощи сына и внука, и рядом с ним окажется Василиса. Подводя итог своей жизни, Василий почувствует непременное желание попрощаться с женой - и в этом слове ясным будет значение "попросить прощения".

Василий повторяет несколько раз "плохо жили". Повтор слова "плохо" будет важен и для акцента на мысли Василия, но и для подчёркивания неожиданной оценки Василисы: " Совсем не плохо".

Василиса в этом свидании будет с тревогой повторять : " Ты чего это выдумал-то, Василий?" - оказывается, любовь к нему всё живёт в её душе, потому и плачет она, и это даёт возможность виноватому перед ней мужу, почувствовать радость перед уходом из жизни, смягчает горечь от осознания своей вины перед семьёй.

Заключение

Анализируя текстовой материал рассказа «Василий и Василиса», можно увидеть значимость для Распутина приёма лексического повтора, даже если мы основываемся только на количественной аспекте.

Повторы лексем и фраз в рассказе В.Г.Распутина «Василий и Василиса» выполняют следующие функции:

1) акцентирование особенности отношений между героями;

2) объединение, скрепа между большими фрагментами текста;

3) ритмизация текста;

4) характеристика эмоционального состояния героя;

5) выделение главной идеи - повторы позволяют маркировать отношения между людьми: близкие, жизненно важные отношения проявляются в том, что в речи героев своеобразным эхом отражается речь собеседника.

Можно увидеть подобие функций повторов в рассказе Распутина и в текстах Достоевского, которые отмечала Л.И.Савченко: реализация связности текста, композиционное средство воплощения содержательно-концептуальной информации, информации эстетико-художественного характера.

Таким образом, проведённая работа по анализу лексических повторов в тексте рассказа «Василий и Василиса» дала возможность определить функции лексических повторов в тексте Распутина. Поставленная цель достигнута – сформулированы функции повторов, установлена их связь с содержанием рассказа, с авторской позицией.

Исследование поэтики данного рассказа с точки зрения лексических повторов является актуальным, так как показывает новые пути анализа произведений В.Г.Распутина. Важным оказывается определение, насколько данный приём характерен для текстов этого писателя, является ли он стилистической особенностью автора.

Список литературы

1. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

2. Гушкова Л.В.Повтор как средство субъективности и экспрессивности в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» . Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2015 №3, с. 13

3. Казаева Л. И. Виды и функции повторов в текстах поэтического и художественного жанра.- Вестник Югорского государственного университета. 2006 г. Выпуск 5. С.51

4. Кожевникова Н.А. Стиль Чехова. М.: - Издательский центр "Азбуковник", 2011, с.181

5. Николина Н.А.Филологический анализ текста: Учеб.пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003,с.52

6. Панкеев И.А. Валентин Распутин (По страницам произведений) http://www.russofile.ru/articles/article_71.php

7. Савченко Л.И. Повтор как стилистическая категория в художественной прозе Ф.М. Достоевского. http://www.dissercat.com/content/povtor-kak-stilisticheskaya-kategoriya-v-khudozhestvennoi-proze-fm-dostoevskogo

8.Солженицын А. И.. Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000.http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2000/5/solgen.html

9.Хализев В.Е. Теория литературы. 1999г.http://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/literaturnoe-proizvedenie/povtori-i-variacii/372/?q=471&n=372

Просмотров работы: 871