Введение
Выбор лирики Б.Ахмадулиной для нашего исследования объясняется в первую очередь субъективными предпочтениями - знакомство со стихами этого поэта вызвало яркое ощущение открытия, удивительной красоты не только поэтического слова, но и комплекса эмоций, заложенного в этих текстах. О возвышающем читателя воздействии стихов Ахмадулиной написано А.А.Михайловым: «В нём [поэтическом мире Ахмадулиной] не то чтобы уютно и непринуждённо, нет, без вечернего костюма туда не войдёшь и в кресле не развалишься, но ощущение собственной значимости остаётся, потому что атмосфера стихов обязывает быть и тонким, и изысканным, и умным»[8, с.427]. Стихи Б.Ахмадулиной вызвали устойчивое стремление разобраться в особенностях смысла текстов, в усложнённых метафорах, в образной системе её стихов. И.Бродский, характеризуя уникальность поэзии Ахмадулиной, подчёркивал: «Вообще её стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис — вязкий и гипнотический — в значительной степени продукт её подлинного голоса [...] Развертывание её стихотворения, как правило, подобно розе, оно центростремительно и явственно отмечено напряжённым женским вниманием к деталям — напряжённым вниманием, которое иначе можно назвать любовью».[1]. Для анализа мы выбрали образ, который в лирике Ахмадулиной повторяется, обогащается, меняется, но при этом появляется частотно, - это образ «дом». С точки зрения В.А.Масловой, такие слова-образы, в которые поэтом вкладывается «собственный смысл, лишь отчасти соответствующий словарному», являются концептами, составляющими «ядро творчества»[5, с.5 ]
Сегодня в литературоведении отмечается достаточная степень неизученности творчества Б.Ахмадулиной. Продолжительное время её лирика была объектом критических обзоров , за последние десятилетия её поэзия проанализирована с разных позиций: есть работы с целью определения традиционности и новаторства лирики этого поэта (монография Т.В. Алешка
«Творчество Б. Ахмадулиной в контексте традиций русской поэзии»), выяв-ления жанровой динамики в творчестве Ахмадулиной (И.В. Аведова, диссертация «Жанровая система поэзии Б. Ахмадулиной»), исследования динамики лирической книги Беллы Ахмадулиной как метажанра ( диссертация Михайловой М.С.«Поэзия Б.Ахмадулиной»), определения существенных черт художественного мира поэта ( диссертация Афанасенковой Е.Н.«Особенности творческой манеры Б.А.Ахмадулиной»). Появляются работы, исследующие поэзию Ахмадулиной с лингвистических позиций ( работы Плужниковой Д. М. о соматизмах в поэзии Б.Ахмадулиной; Кузьмина Т.В. «Формы имплицитного (синтаксического) выражения времени в поэзии Б.А.Ахмадулиной »; Е.В. Красильникова «Я - свойство дороги, черта и подробность...»: лексико-семантический анализ книги «Сад»; О.Г. Соломаева «Лексико-семантическое поле «сад» в поэзии Б. Ахмадулиной и A.C. Пушкина»). Новые подходы к исследованию поэзии Ахмадулиной предприняты в работах, посвящённых концептам в ахмадулинской лирике (Шаповалова И.В. «Индивидуально-авторская репрезентация концепта "пространство" в идиолекте Беллы Ахмадулиной»; Чулкина Д.В. «Реализация когнитивных признаков концепта "разлука" в художественной картине мира Б.Ахмадулиной»; Михайлова М.С. «Концепт сада и метафора цветочного времени в книге Беллы Ахмадулиной «Сад»).
Значимость аналитических разборов с позиции концепта определена В.А.Масловой: «...для скрупулёзного описания идиостиля поэта, его миросозерцания, самосознания необходимо знать его концептосферу, а объединив концептосферы величайших представителей русской национальной культуры, получим адекватный словарь концептов русской культуры» [6, с.34]. Анализ концептов «позволяет выявить «глубинные» убеждения автора, рассмотреть личностную составляющую художественного текста», - подчёркивает в своей диссертации О.В.Резник [8, с. 93].
В своей работе мы исследуем пласт лирики Ахмадулиной с использованием понятия "концепт" - при этом нами выбран концепт "дом" как достаточно широко представленный в текстах Б.Ахмадулиной. В доступных нам источниках, посвящённых лирике этого поэта, данный концепт ещё не рас-
сматривался как предмет исследования. Методологической базой для изучения концепта "дом" в лирике Ахмадулиной послужила монография В.А.Масловой «Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой».
Использование термина "концепт" в различных областях современной гуманитарной науки рождает разные трактовки его значения. Основной научной сферой изучения концепта является лингвистика, где под концептом понимается, например, «факт жизни, общественного сознания, теории, выраженной в языковой форме [...] Содержание концепта складывается из содержания множества слов, контекстов и текстов, в которых откладывается общее понимание некоторого факта сознания» [7,с. 36]. Широко используется термин "концепт" в лингвокультурологии. Так, Ю.С.Степанов определяет концепты как "некое коллективное достояние русской духовной жизни и всего русского, российского общества" [11,с.53]. В отличие от познавательных, художественные концепты - «это комплекс понятий, представлений, чувств, эмоций, иногда даже волевых проявлений, возникающий на основе художественной ассоциативности» [6, с.34]. В области литературоведения использование для анализа термина "концепт" предполагает следующую формулировку: «концепт - это смысловая структура, воплощённая в устойчивых образах, повторяющихся в границах определённого литературного ряда ( в произведении, творчестве писателя, литературном направлении, периоде, национальной литературе), обладающая культурно значимым содержанием, семиотичностью и ментальной природой» [3, с.19]. При исследовании концепта для нас важным оказалось положение о связи таких понятий, как «концепт», «образ», «мотив», которые семантически близки: «Концепт в поэзии, — это глубинный смысл, изначально максимально свернутый в смысловую структуру. В творчестве поэта он является воплощением мотива, породившего текст»[6, с. 31]. Подобный подход при изучении концепта в художественном произведении поддержан и в работе Т. И. Васильевой «Литературоведческий подход к изучению художественного концепта»: « При изучении художественного концепта интерес представляет его ценностная составляющая, а также сопутствующий эмоциональный комплекс, способствующий определенному контекстуальному восприятию художественного смысла [...] рассмотрение художественного концепта обязательным образом включает в себя анализ его ассоциативных связей, выявление наполнения ассоциативно-семантического поля содержания концепта и особенностей его репрезентации в произведении»[2].
Цель нашей работы - определить собственно авторское содержание концепта «Дом» в лирике Ахмадулиной. В связи с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу, посвящённую концепту .
2. Выбрать тексты лирических стихотворений Ахмадулиной, связанные с концептом «дом».
3. Проанализировать стихотворения Ахмадулиной, выявляя особенности концепта «дом» с точки зрения составляющих его содержание.
В работе были использованы следующие методы: сплошная текстовая выборка, описание; интерпретация.
Объектом нашего исследования является лирика Б.Ахмадулиной. Для анализа нами были отобраны 36 стихотворений, написанные в разные периоды творчества, но связанные мотивом дома (в названиях стихов частотно слово "дом": «Твой дом»,
«Москва: Дом на Беговой улице», «Дом и лес», «Дом с башней», «В опустевшем доме отдыха»).
Предмет исследования - концепт "дом" в лирике Ахмадулиной.
Глава 1. Концепт "Дом" в русской культуре
В работе «Ключевые идеи русской языковой картины мира» авторы пишут
об одной из главных ценностей в русской картине мира - это простор: «Без простора нет покоя, без простора — душная теснота. Только на просторе человек может быть самим собой» [4].В связи с этим акцентом значимости простора в восприятии мира русским человеком ясным становится отношение к противопоставленному уютному замкнутому миру дома: «Простор — холод, ветер и неожиданности, и в этом смысле он противоположен не тесноте, а уюту: «Все напасти и невзгоды постигают человека за пределами семейного круга, но что поделать: родные лица не могут заменить весь мир, и, как ни тепло дома, надо выходить на холодный ветер простора» (Ю. Нагибин)» [там же].Таким образом, в понятие уюта входит тепло и представление о домашнем очаге. В значении слова "дом" на первом месте - "строение", "жилище", но в состав этого значения входят и люди, семья, живущие вместе. Кроме этого, «дом - это внутреннее, обжитое человеком пространство, окружённое хаосом»[5]. Составными элементами значения "дом" оказываются "защита", "ограничение", Родина [ 5]. В русском сознании "мир часто ассоциируется с домом, где все устроено. Это касается и мира как вселенной и мира как метафорического обозначения общественного строя. Так понимаемому миру противостоит открытое пространство вне дома " [5].В поэтических текстах, появляющихся в русской литературе за последние десятилетия, концепт "дом" находит разнообразные реализации, причём исследователи подчёркивают, что в лирике современных поэтов «отражены основные параметры концепта “Дом”, характерные для славянской культуры. Это, прежде всего, “Дом-уют”, “Дом-покой”, “Дом-жилище”. Находит отражение и оппозиция “Дом-бездомность”», при этом происходят и изменения в семантических и эмоциональных признаках этого концепта [9,с.92]. Индивидуальное насыщение этого концепта «дом» происходит и в поэзии Б.Ахмадулиной.
Глава 2. Концепт "Дом" в лирике Б.Ахмадулиной
В лирике Ахмадулиной встретим следующие обозначения дома: "милый
дом, и в нём каморка", "зачарованный мой чулан", " в комнате, где я живу" ( "Пора, прощай , моя сирень"), "мои углы" ("Черёмуха предпоследняя"), "здесь, где живу" ( "Луна до утра"), "мне следовало б в комнате остаться", " я в дом вернулась"("Преодолима с Паршином разлука").
Среди этого разнообразия обозначений редко встречается - "родимый дом","родной дом".
"Дом" в лирике Ахмадулиной может получать следующие определения: "чужой", "твой", "тот", "этот", "мой". При этом обозначение "мой дом" свидетельствует лишь о том, что в этом доме лирическая героиня живёт какое-то время - то есть это "временное пристанище", "временное жилище":
Последний день живу я в странном доме,чужом, как все дома, где я жила.
(«Последний день живу я в странном доме»)
"Родимый дом" появляется в стихотворении "Пока клялись беспечные снега" при обозначении состояния творческого кризиса, когда герой (героиня) - поэт в ощущении своего поэтического бесплодия "всё отринул, что грозит блаженством":
И проклял он родимый дом и сад,сказав: — Как страшно просыпаться утром!Как жжется этот раскаленный ад,который именуется уютом!
Он жил в чужом дому, в чужом саду ...
В результате анализа стихотворений можно выделить следующие смысловые насыщения концепта:
1.Дом - семья, любовь, забота, уют.
2.Дом - пристанище, где примут скитальца, сироту.
3.Дом - живое существо, участник происходящего с лирической героиней.
4.Дом любимого.
1.Дом - семья, любовь, забота, уют
Если исходить из трактовки концепта "дом" в традиционном понимании, то его составляющими элементами являются "уют", "семья", "дети".Такое понимание дома мы встретим в раннем стихотворении Ахмадулиной "Семья и быт" (1968). В этом тексте обозначено семейное единство - "наш узкий круг", постепенно расширяющийся появлением близких: щенка, котёнка, птенца, сверчка. Но нет в этом круге главы - мужчины, "забота старшинства" остаётся уделом героини. Ощущение счастья в этом замкнутом мире сочетается с чувством неполноты этого круга:
Останься с нами, кто-нибудь вошедший!
Ты сам увидишь, как по вечерам
мы возжигаем наш фонарь волшебный.
О смех! О лай! О скрип! О тарарам!
В лирике Ахмадулиной можем встретить мотив "разрушение любви - разрушение дома"; разрыв связи между любившими друг друга людьми, потеря "совместного", "общего" будет обозначено при помощи обращения к понятию "дом":
И мы увиделись. И в двери мы вошли.
И дома не было за этими дверями.
("Сентябрь")
Дом, защищающий от бед, ограждающий от мира внешнего, может дать ощущение "отрады":
...мне выпала отрада
жить в замкнутости дома и семьи,
расширенной прекрасным кругом сада.
( " Случилось так, что двадцати семи")
Жизнь в таком доме позволяет выстоять в моменты "печали и гнева". Такой дом связан с переживанием присутствия Бога:
Я улыбалась ночью в потолок,
в пустой пробел, где близко и приметно
белел во мраке очевидный бог,
имевший цель улыбки и привета.
При этом нет в тексте этого стихотворения оценки любви и заботы ближних - близких людей вообще как будто нет: героиня "выздоравливает" за "дверью...уединения", ощущая близость к саду.
В целом, счастье дома - это удел, далёкий от лирической героини Ахмадулиной; счастливый дом ( семья, любовь и уют) - в жизни других, часто - в прошлом. Так, в стихотворении «Сумерки» лирическая героиня переживёт этот уход из настоящего - в прошлое и увидит чужое счастье, которое будет во многом связано с идеальным представлением о доме:
Но в сумерках мои глаза вольныувидеть дом, где счастливо семейство,где невпопад и пылко влюблены,
где вечно ждут гостей на именины —шуметь, краснеть и руки целовать,где и меня к себе рукой манили,где никогда мне гостем не бывать.
То время и действительность, в которой возможен этот счастливый дом, вызывают у лирической героини ощущение своей обделённости - то, «чужое», оказывается ближе, чем это, «своё».
С концептом «дом» оказываются связаны понятия «родина» и «чужбина». Возвращение в реальность - к «моему веку, моему часу, моему столу, моей кровати» - объясняется действием рассудка, а не душевным выбором. «Моё» оказывается «чужим»: «…я слышу, как на диком языке//мне шлет свое проклятие транзистор,//зажатый в непреклонном кулаке».
«Чужое» счастье в доме будет изображено во многих стихотворениях Б.Ахмадулиной:
Я вижу дом, гостей, детей, семью.
Из кухни в погреб золотистой финкитак весел промельк! Как она мила!
( «Дом с башней»)…в лесу нашла я разоренный хутор…Какое место уготовил домуразумный финн! Блеск озера слезилзрачок, когда спускалась за водоюкрасавица, а он за ней следил.Как он любил жены златоволосойподатливый и плодоносный стан!
(«Сирень, сирень – не кончилось бы худом…»)
На маленьком пространстве тишиныбыл дом как дом. И это означало,что женщина в нем головой качалаи рано были лампы зажжены.
(«Памяти Бориса Пастернака»)
2. Дом – пристанище для скитальца, сироты, странника
Дом выступает в поэзии Ахмадулиной силой, которая может спасти, согреть, даже не будучи «своим». Таким будет выступать дом в стихотворении «Гусиный Паркер» - дом будет давать приют бесприютному, тому, кто идёт «ночной равниной», равной бесконечности:
…ночной равниной,чья даль темна и грозен верх,идёт, чужим окном хранимый,другой какой-то человек.
Этот другой (озябший, без ночлега) будет спасён, если окажется на месте героини, поменяется с ней местами ( снежная равнина – тёплый дом) – в её «лучший час земной». Эта оценка своего счастья объясняется как раз пониманием своей защищённости домом, где тепло, где «кофейник бодро служит», где готово служить и «моё родное злато-гусиное перо».
Чужой дом может отогреть и душу человека, переживающего тяжёлый момент, мучающегося одиночеством ( «так скучно локтям опять ушибаться об угол сиротства»):
Явленью моих одичавших локтейхудожник так рад, и свирель его рада,и щедрые ясные лица детейдаруют мне синее солнышко взгляда.
(«Итог увяданья подводит октябрь»)
В этом стихотворении дом спасающий – это дом художника, в котором согревает героиню чужой уют и чужая любовь («все одиночества душ сплочены в созвездье одно притяжением сильным»), это дом, в котором она гостит, но из него она вернётся «домой», где всё то же одиночество:
Жить в доме художника день или два и дольше, но дому еще не наскучить,
случайно узнать, что стоят дерева под тяжестью белой, повисшей на сучьях, с утра втихомолку собраться домой... брести облегченно по улице снежной, жить дома, пока не придет за тобойлюбви и печали порыв центробежный.
Значение слова «дом» в приведённом тексте разное:
а) «в доме художника», «дому еще не наскучить»: дом - семья, круг близких людей;
б) «домой, дома» – обозначение места, где живу.
Значение «Дом как пристанище» выступает ярко в стихотворении «Постой». Начальная строка ( «Не полюбить бы этот дом чужой») сразу даёт оценку значимости чужого счастья, к которому можно прикоснуться, попав в дом – эта оценка будет повторена и в финале стихотворения :
Покинет гость чужие дом и звук,чтоб никогда сюда не возвращатьсяи тосковать о распре музык двух.Где – он не скажет. Где-то возле счастья.
Находящийся в этом доме будет обозначен словами «пришелец», «странник», «приживала», «жилец», «постоялец», «слушатель», «затворник», «гость». Среди них нет самого предсказуемого – «хозяин», потому что это дом может даровать ощущение счастья, то есть дом – хозяин сам по себе. Героиня, понимая ценность этого дома, стоит перед выбором:
Иль полюбить чужие дом и звук:уменьшиться, привадиться, втесаться,стать приживалой сущего вокруг,своё – прогнать и при чужом остаться?
Иными словами, возникает желание заменить «своё» - «чужим» или, по крайней мере, хоть на время задержаться у чужого счастья.
В тексте стихотворения «Постой» концепт «дом» включает в себя и элемент значения «живое существо».
В этом направлении интересным оказывается ход в стихотворении «Дом и лес», где проводится параллель между, казалось бы, живым (лес) и неживым (дом), но и лесу, и дому будут приписываться одни и те же способности жизни: «Этот дом увядает, как лес…»
Ощущение связи с домом объясняется тем, что был он «- на мгновение – мой». Именно связанность, несвобода и подчёркивается в судьбе дома – он обречён заснуть навсегда, в отличие от леса, который впадает в «краткий обморок вечной судьбы» ( так обозначается зима в лесу); жизнь дома связана с драмами человеческой жизни:
В этом доме, отцветшем дотла,
жизнь былая жила и крепчала,
меж висков и в запястьях стучала,
молода и бессмертна была.
«Бессмертная» жизнь ушла из этого дома. Потому свободный ( он – «ничей, только почвы и неба ») лес – жив навсегда, а дом и человек, с ним связанный, – на время.
3.Дом - живое существо, участник происходящего с лирической героиней
Частым мотивом лирики Ахмадулиной будет «Я в дом влюбилась!», при этом дом сам по себе и вещи в этом доме оказываются родными существами для героини:
Четыре вещих граммофонаво тьме причудливо растут,
Я им родня, я погибаюот нежности, когда вхожу,я так же шею выгибаюи так же голову держу.
( «Я вам клянусь: я здесь бывала!»)
О любви героини, дома и сада как равноправных действующих лиц говорится в стихотворении «Палец на губах». Проживание летом в доме, который характеризуется как «чужой», «схимник», «изгнанник», оказывается для героини самым счастливым временем, к которому хочется, но невозможно вернуться. Красота дома и сада переживалась как единство в гармонии:
Я шла и отворялакалитку в нижний мир, где обитает тень, —чтоб видеть дом и сад из глубины оврагаи больше ничего не видеть, не хотеть.
Троим участником этой совместной жизни в ладу и сопричастности не нужны чужие: «Не ждали мы гостей, а наезжали если —//дом лгал, что он – простак, сад начинал грустить…».
Дом в этом стихотворении – это не жилище, это не собственность ( хозяин дома и сада «так и не узнает, какие дом и сад ему принадлежат»); одухотворённость дома и сада подчёркивается характеристикой – «беспризорный сад» и «бездомный дом», то есть сад и дом оказываются как бы свободными от хозяина, живущими сами по себе, со своим, отнюдь не меркантильным, предназначением:
Знал беспризорный сад и знал бездомный дом,-что дом – не для житья, что сад – не для оброка,что дом и сад – для слез, для праведных трудов.
У дома и сада есть прошлое – оно и объединяет их как общая тайна, но к этой тайне причастна и героиня: все они знают о Той, кому когда-то по-настоящему принадлежали дом и сад. Приятие домом и садом героини даёт ей качественную характеристику - их тройственный союз основан на стремлении к красоте, к высокому, к творчеству.
Отсюда та любовь друг к другу, которая как бы закольцовывает их троих в круг любви и красоты:
К делам других садов был сад не любопытен.
Он в золото облёк тот дом внутри со мной
так прочно, как в предмет вцепляется эпитет.(В саду расцвёл пример: вот шар, он – золотой.)
В тексте этого стихотворения тоже есть противопоставленность значений «дом» - «домой». Из мира летней гармонии с садом и домом нужно возвращаться «домой»: «Давно пора домой. Но что это: домой?»
Возникший вопрос возвращает к оценке: «Что такое настоящий дом? Где настоящий дом?». В контексте данного стихотворения домом для героини является как раз этот чужой дом, в котором есть возможность благотворного одиночества, способствующего творчеству , - дом, где «были в эту ночь прилежны и беспечны мой закадычный стол и лампа на столе».
В лирике Ахмадулиной дом оказывается активным действующим лицом в жизни лирической героини. Так, весь текст стихотворения «Твой дом» построен на олицетворении:
Твой дом, не ведая беды,меня встречал и в щеку чмокал.
Одушевлённым оказывается не только дом, но и кактусы ( «в беззащитном всеоружьи торчали кактусы в окне»), и сервиз («Как будто рыба из воды, сервиз выглядывал из стекол»).
В ситуации любовной драмы дом пытается спасти любовь между своим
хозяином и героиней, закрывая прошлое от неё, пряча «улики», доказывающие существование «другой» в жизни любимого:
Дом клялся мне, что никогдаон этой женщины не видел.
Этот дом оказывается не только «твоим», но и «чужим», и одновременно «моим» («О дом чужой! О милый дом! Прощай!»).
Подобное смешение характеристик дома связано с иным насыщением концепта у Ахмадулиной: дом причастен к жизни человека не просто как место проживания, место сбора близких людей; дом наделяется своей волей, своими желаниями, устремлениями, своими выборами. Он сам по себе – лицо активное, способное многое изменить в жизни человека, способное испытывать сочувствие и желание помочь – укрыть, защитить «озябшего делегата от неурядиц всей земли». И не его вина, если не удаётся сохранить отношения между героями «я» и «ты».
4. Дом любимого
Дом в лирике Ахмадулиной связан с творчеством. Автобиографичность многих стихов приводит к возникновению отношения "дом" - "твой дом" - "дом любимого" - "дом художника" - "творчество". Именно в такой системе координат жизнь - настоящая:
Был дом на Поварской
(теперь зовут иначе)... День-деньской,
ночь напролет я влюблена была -
в кого? во что?
В тот дом на Поварской,
в пространство, что зовется мастерской
художника.
(" Потом я вспомню, что была жива")
Дом становится той точкой в мире, в которой соединяются любовь и творчество, и это делает его особо значимым элементом жизни. При этом самый простой подъём по лестнице или на лифте на верхний этаж дома, где живёт художник , любимый, - приравнивается к процессу "возвышения", вдохновления:
Мне — выше, мне — туда, где долженпришелец взмыть под крайний свод,где я была, где жил художник,где ныне я, где он живет.
(" Я вам клянусь: я здесь бывала!")
Любовь может изменить и восприятие своего дома как места, где живёт героиня:
Войди же в дом неимоверный,где быт – в соседях со вселенной,где вечности озноб мгновенныйбыл ведом людям и вещам...
Рядом с любимым и город может оказаться «родным домом». Так, возвращение в Москву начинает оцениваться как возвращение «домой», в «дом столетний», который не только объединяет любящих - в пространстве дома, но и в порыве «ввысь»:
Вселенная в окне — букварь для грамотея,читаю по складам и не хочу прочесть.Объятую зарей, дымами и метелью,как я люблю Москву, покуда время есть.
(«Возвращение из Ленинграда»)
В такой связке понятий «дом» и «творчество» частым насыщением концепта «дом» становятся следующие лексемы: «лампа», «тетрадь», «свеча». Особе место занимает в этой системе «окно», которое является не только «глазами» дома, но и выходом в широкий мир, вызывающий яркие эмоции, необходимые для творчества.
Заключение
Таким образом, проанализировав выбранную лирику Б.Ахмадулиной, можно прийти к выводу, что концепт «дом» в ее поэзии частотно насыщается не традиционным значением: дом не связан с семьёй, с родными людьми, с уютом и комфортом; дом одухотворён, способствует творчеству, дом вызывает любовь как живое существо; дом сам выбирает, давать ли пристанище человеку, реализована связь концептов "дом" и "сад". В целом, концепт "дом" в лирике Б.Ахмадулиной тесно связан с концептом "творчество", потому частотными составляющими его являются "лампа", "свеча", "стол", "окно".
Список литературы
Бродский И. Вступительное слово на вечере поэзии Беллы Ахмадулиной для студентов Амхерст — колледжа (штат Массачусетс, США). 1987 г. Перевод с английского языка В. Куллэ .http://www.stihi.ru/2010/11/30/860
Васильева Т.И. Литературоведческий подход к изучению художественного концепта. http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2012_7-1_10.pdf
Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения. - М.: Флинта: Наука, 2016
Зализняк А. А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Д.. Ключевые идеи русской языковой картины мира. https://studfiles.net/preview/4285852/page:15
Маслова В. Введение в когнитивную лингвистику. http://mirror7.ru.indbooks.in/?p=273594
Маслова В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2004
Матвеева Т.В.Учебный словарь ( Русский язык, культура речи, стилистика, риторика). - М., 2003
Михайлов А.А. Избранные произведения в двух томах: Ритмы ХХ века, Панорама поэзии. Т.1 М.: Художественная литература, 1986
Пономарёва Т.А., Концепт "Дом" в современной поэзии. Актуальные проблемы в славянской филологии. - Выпуск XXIII, часть 4,
Резник О.В. Типология и поэтика персонализма в автобиографической прозе первой волны русской эмиграции: дис. …д-ра филол. наук. — Симферополь, 2010. — 430 с.
Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. - М.: 1997.
Шмелёв А. Д. В поисках мира и лада / А. Д. Шмелев // А. Зализняк, И. Левонтина, Шмелёв А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира : сб. ст. – М. : Языки славянской культуры, 2005, с. 112–113