Школьные частушки

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школьные частушки

Карабажак  О.Д. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адамовская средняя общеобразовательная школа №1 им.Михаила Иосифовича Шеменева»
Донцова  Е.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адамовская средняя общеобразовательная школа №1 им.Михаила Иосифовича Шеменева»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Кто сказал — частушка, вроде,

В наши дни уже не в моде.

Да и разве дело в моде,

Если любят их в народе!

Интерес к частушкам как жанру народного творчества у меня появился давно. Семья у нас поющая, и когда по праздникам все собираются вместе, частушки обязательно звучат в нашем доме.

Почему именно со школьными частушками? Актуальность темы моей исследовательской работы определяется следующей проблемой: многие ребята любят петь школьные частушки, с удовольствием слушают их, но знают таких частушек мало, не задумываются о причинах их появления в школьной среде, об их актуальности.

Исходя из этого, объектоммоего исследования стали школьные частушки.

Предмет исследования: частушки, собранные среди учащихся и учителей школы № 1, а также в сети Интернет.

Цель работы: показать, что школьные частушки - это уникальное явление современного фольклора, имеющее свои особенности и актуальное в жизни школы.

Для достижения цели мной были поставлены следующие задачи:

собрать материал о школьной частушке как жанре современногофольклора;

выявить причины появления школьных частушек и их тематику;

определить информационную ценность и актуальность школьнойчастушки в жизни школы и учащихся.

1. Частушка как жанр современного фольклора.

Что такое частушка знает каждый житель нашей необъятной Родины. В этой короткой народной юмористической песне заложена русская духовная традиция. Частушка (припевка, пригудка, коротушка) — самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гулянке, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще — гармони. Под неё нередко и пляшут. Это лирическая песенка, словесно-музыкальная миниатюра, живой отклик на текущие события или жизненные ситуации, поэтическая их оценка, то веселая, подчас не без лукавства, не лишённая юмора.

Русская частушка - уникальный жанр русского народного словесно-музыкального творчества, ничего подобного во всей мировой литературе нет! Поэтому и необходимо к ней особое отношение и внимание. Характерными чертами частушки являются выразительность и богатство языковых средств, ритмичность и афористичность, часто выходящие за рамки литературного языка. В ней можно высказать то, о чем не всегда и не все решаются сказать всерьез и вслух. Еще одно свойство частушек заключается в их предельной личности. Они всегда поются о себе и для себя и близких людей. Наиболее ценными качествами частушки как жанра являются

лаконичность,

актуальность,

относительная независимость от влияния официальной идеологии,

широкий спектр рассматриваемых проблем,

простота и понятность изложения материала,

критика несовершенств и отклонений от норм,

проницательность,

быстрота реагирования на изменение отношений между людьми,

связь с исторической эпохой,

сатира и юмор.

С точки зрения исследования проблем в обществе и взаимоотношений с государством, частушка является одним из наиболее интересных и информативных источников.

Частушка, зародившись во 2-й половине XIX века, идет в ногу с торопливым нынешним веком, успевает за всевозрастающим темпом жизни. Возникает мгновенно. И у читателя, вернее, слушателя, не отнимает много времени, которого нам всем не хватает. Она потому и такая живучая.

Главное назначение частушки не в том, чтобы подробно рассказать о тех или иных фактах, а в том, чтобы дать этим фактам и событиям определенную идейно-эмоциональную оценку, выразить те или иные мысли или чувства.

Эх, частушка, ты, частушка!

Ты поёшь про всё подряд,

Держишь время ты на мушке,

Ты звучишь, и каждый рад.

2. Школьная частушка - уникальное явление в современном фольклоре.

Весёлые и остроумные частушки — популярная и любимая всеми составляющая школьного юмора.

Своеобразным блоком среди этого юмора выступает школьная частушка. Озорные, задорные куплеты оживляют любые школьные праздники и мероприятия.

Школьные частушки необычайно разнообразны по своему тематическому содержанию. При знакомстве со школьными частушками, обращаешь внимание на то, что частушку интересует все.

Сюжет школьной частушки не надо искать долго и ходить за ним далеко: пришел на урок ученик с опозданием, сбежали пятиклассники с занятия, родители не могут решить сыну-первокласснику задачу, маленькая котлетка в школьной столовой и так далее.

3. Классификация частушек по тематике:

именные частушки (с именами мальчиков и девочек);

частушки, помогающие раскрыть личностные качества учеников и учителей;

частушки об учебном процессе и об отношении к учёбе

частушки о поведении учащихся на уроках и во внеурочное время;

частушки о школьных оценках, результатах учёбы;

частушки о школьных предметах и об отношении к ним;

частушки об учителях школы, об администрации;

частушки об экзаменах, об ЕГЭ

частушки о школьных праздниках и частушки - поздравления.

частушки о компьютерах, о технике и т.д.

Классификация частушек по тематике, конечно, условна, так как не поддается учету. Она богаче и разнообразнее самой школьной жизни. Частушки отличает необыкновенная широта тематики, самая тесная связь с современностью. Жемчужины школьной поэзии блещут всей красотой, сверкают всеми гранями, удивляют своеобразием, самобытностью, фантазией, меткостью слова.

4. Результаты опроса учеников и учителей школы № 1.

В ходе своей работы, изучив теоретический материал по теме и познакомившись со школьными частушками в сети Интернет, я решила выяснить, как относятся к частушке как жанру ученики и учителя школы №1, знают ли они школьные частушки. С этой целью я провела опрос и предложила следующие вопросы.

Изжил себя жанр частушки или продолжает активно использоваться?

Когда в современной жизни чаще звучат частушки?

Любите ли вы частушки? Что вам в них нравится?

Знаете ли вы частушки о школе? Если знаете, запишите их.

В результате мною была собрана следующая информация.

В опросе принимали участие учащиеся 5 - 11 классов.

На вопросы анкеты отвечали 48 человек.

81% опрошенных (39 человек) считают, что частушка активно используется в современной жизни.

19% учащихся (9 человек) посчитали, что частушка как жанр изжила себя.

73% учеников отметили, что частушки им нравятся. Среди привлекающих особенностей названы следующие: хорошо поются, весёлые, с юмором, задорные, интересно слушать.

27% опрошенных отметили, что частушки им не нравятся. Они считают их однообразными, неинтересными, банальными.

В современной жизни ребята встречаются с частушкой на семейных праздниках, во время народных гуляний, в передачах «Играй, гармонь!» и «Мультличности», в школе во время праздников и на уроках литературы.

С заданием записать знакомые школьные частушки справились всего 2 человека.

9 участников опроса хотели бы познакомиться со школьными частушками поближе.

Подводя итог опроса, я сделала вывод, что школьная частушка, являясь зеркалом школьной жизни, нуждается в нашем внимании и возрождении.

Наш 1 класс, большой и очень шумный. Часто ребята, народ весёлый и не всегда дисциплинированный, мешают вести уроки, пытаются проявлять свои не самые лучшие качества. И это становится темой частушек, в которых она подмечает особенности классного коллектива .

1.Мы частушки вам споём

О классе дружном о своём,

Вы послушайте, ребята,

Как мы весело живём.

2.Наша школа, наша школаОчень симпатичная,

И ребята в нашем классе

Тоже все отличные.

Молчуны и ворчуныВ классе уживаются,Но учёбою ребятаВсё же занимаются.

Наш 1 класс хорош,

С ним совсем не устаёшь:

То балдеют, то кричат,

Ни минуты не молчат.

Гром гремит, земля трясётся,Это не дракон несётся.

Это наш же 1 класс

В раздевалку прёт сейчас,

А вахтёр ругается,

Все классы разбегаются.

На уроках устают,На уроках маются,А потом по 3 часаДо дому добираются.

Мой любимый, шумный классУдивляет каждый раз.Чтобы натиск их сдержать,Стеной Китайской надо стать.

Их по списку 22,Очень шустрая братва.Пока деточек усадишь,Идёт кругом голова.

Кроме общей характеристики класса в частушках мы встречаемся и с характеристиками отдельных ребят, узнаём об их достижениях и недостатках.

1.До чего хорош лицом.

Вечно улыбается.

У Артемки никогда

Рот не закрывается.

2.А другой Андрей молчит,

Никогда он не кричит.

Если что-то отчебучит,

То вся школа говорит.

3.Наш Роман – серьезный парень,

Основательный такой.

А ещё артист он классный,

С ролью справится любой.

4.Хитрый взгляд, лукавый вид,

Санька Огнев наш дурит.

Но может Саша помолчать

И толково отвечать.

5.Почему, ну почему

Наши девочки молчат?

Потому что их мальчишки

Всё равно перекричат.

Девчонки в 1 классе тоже разные. В каждой своя изюминка, неповторимость. И частушки подмечают каждую чёрточку, каждый штрих.

1.У Гулагиной Полины

Все дела в руках горят:

И поёт она, и пляшет,

Не девчонка, просто клад.

2.Молчалива и скромна,

В рисованье ас она.

Поручить любое дело

Нашей Саше можно смело.

3.В коллектив влилась Даша,

В нашем классе стала наша.

И танцует, и поёт,

От других не отстаёт.

Поболтает и поскачет

4.Наша Вика словно мячик.

Скачет, улыбается

С учёбою справляется.

5.У Карины добрый вид,

Очень мало говорит.

Ну а если скажет слово,

То не надо нам другого.

6.Рост модельный, внешность тоже.

На модель она похожа.

Даже в платье из газет,

Нашей Любе равных нет.

Частушка и жизнь всегда идут рядом, и тому ещё один пример из частушек.

Мы на конкурс собирались,

Очень сильно волновались.

Эти первые шаги

Так в науке не легки.

В частушке слышатся напевы наших отцов и дедов. А это очень важно для каждого человека всегда. Воспитывая в нас, учениках, любовь к народному творчеству, учитель воспитывает и любовь к своей родине и к своему народу.

Заключение

Частушка всегда идет в ногу с современностью, в ней отражаются важнейшие события из народной жизни. Для нее характерна не простая фиксация фактов, а выражение определенного отношения к ним — одобрения, отрицания и т.д.

Во время работы над темой мне удалось познакомиться поближе со школьными частушками, проанализировать причину их появления в жизни школы, проанализировать тематику частушек и определить их актуальность в жизни школы.

Пусть же жемчужины школьной поэзии заблещут всей красотой, засверкают всеми гранями, удивят своеобразием, самобытностью, фантазией, меткостью слова. Пусть жанр школьной частушки присутствует на праздновании календарных и некалендарных дат, праздниках первого и последнего звонка, дня учителя и родителя, в шоу-программах и просто дружеских вечеринках.

Литература

1.Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: Учебник для фил. Спец.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Высш. Шк., 1983.

2. Краткий этимологический словарь русского языка. Под редакцией С.Г. Бархударова – М., «Просвещение», 1971.

3. Орфографический словарь русского языка: Под редакцией С.Г. Бархударова и др. – 24 изд., М.: Рус.яз., 1986.

4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ С.Н.Барунова; Под редакцией Р.И.Аванесова М.: Рус.яз., 1987.

5. Энциклопедический словарь юного зрителя.- М. Педагогика, 1990.

6.Энциклопедический словарь юного литературоведа/ Сост.В.И.Новиков.-М.: педагогика, 1988.

Просмотров работы: 997