Введение.
Кто сказал — частушка, вроде,
В наши дни уже не в моде.
Да и разве дело в моде,
Если любят их в народе!
Интерес к частушкам как жанру народного творчества у меня появился давно. Семья у нас поющая, и когда по праздникам все собираются вместе, частушки обязательно звучат в нашем доме.
Почему именно со школьными частушками? Актуальность темы моей исследовательской работы определяется следующей проблемой: многие ребята любят петь школьные частушки, с удовольствием слушают их, но знают таких частушек мало, не задумываются о причинах их появления в школьной среде, об их актуальности.
Исходя из этого, объектоммоего исследования стали школьные частушки.
Предмет исследования: частушки, собранные среди учащихся и учителей школы № 1, а также в сети Интернет.
Цель работы: показать, что школьные частушки - это уникальное явление современного фольклора, имеющее свои особенности и актуальное в жизни школы.
Для достижения цели мной были поставлены следующие задачи:
собрать материал о школьной частушке как жанре современногофольклора;
выявить причины появления школьных частушек и их тематику;
определить информационную ценность и актуальность школьнойчастушки в жизни школы и учащихся.
1. Частушка как жанр современного фольклора.
Что такое частушка знает каждый житель нашей необъятной Родины. В этой короткой народной юмористической песне заложена русская духовная традиция. Частушка (припевка, пригудка, коротушка) — самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гулянке, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще — гармони. Под неё нередко и пляшут. Это лирическая песенка, словесно-музыкальная миниатюра, живой отклик на текущие события или жизненные ситуации, поэтическая их оценка, то веселая, подчас не без лукавства, не лишённая юмора.
Русская частушка - уникальный жанр русского народного словесно-музыкального творчества, ничего подобного во всей мировой литературе нет! Поэтому и необходимо к ней особое отношение и внимание. Характерными чертами частушки являются выразительность и богатство языковых средств, ритмичность и афористичность, часто выходящие за рамки литературного языка. В ней можно высказать то, о чем не всегда и не все решаются сказать всерьез и вслух. Еще одно свойство частушек заключается в их предельной личности. Они всегда поются о себе и для себя и близких людей. Наиболее ценными качествами частушки как жанра являются
лаконичность,
актуальность,
относительная независимость от влияния официальной идеологии,
широкий спектр рассматриваемых проблем,
простота и понятность изложения материала,
критика несовершенств и отклонений от норм,
проницательность,
быстрота реагирования на изменение отношений между людьми,
связь с исторической эпохой,
сатира и юмор.
С точки зрения исследования проблем в обществе и взаимоотношений с государством, частушка является одним из наиболее интересных и информативных источников.
Частушка, зародившись во 2-й половине XIX века, идет в ногу с торопливым нынешним веком, успевает за всевозрастающим темпом жизни. Возникает мгновенно. И у читателя, вернее, слушателя, не отнимает много времени, которого нам всем не хватает. Она потому и такая живучая.
Главное назначение частушки не в том, чтобы подробно рассказать о тех или иных фактах, а в том, чтобы дать этим фактам и событиям определенную идейно-эмоциональную оценку, выразить те или иные мысли или чувства.
Эх, частушка, ты, частушка!
Ты поёшь про всё подряд,
Держишь время ты на мушке,
Ты звучишь, и каждый рад.
2. Школьная частушка - уникальное явление в современном фольклоре.
Весёлые и остроумные частушки — популярная и любимая всеми составляющая школьного юмора.
Своеобразным блоком среди этого юмора выступает школьная частушка. Озорные, задорные куплеты оживляют любые школьные праздники и мероприятия.
Школьные частушки необычайно разнообразны по своему тематическому содержанию. При знакомстве со школьными частушками, обращаешь внимание на то, что частушку интересует все.
Сюжет школьной частушки не надо искать долго и ходить за ним далеко: пришел на урок ученик с опозданием, сбежали пятиклассники с занятия, родители не могут решить сыну-первокласснику задачу, маленькая котлетка в школьной столовой и так далее.
3. Классификация частушек по тематике:
именные частушки (с именами мальчиков и девочек);
частушки, помогающие раскрыть личностные качества учеников и учителей;
частушки об учебном процессе и об отношении к учёбе
частушки о поведении учащихся на уроках и во внеурочное время;
частушки о школьных оценках, результатах учёбы;
частушки о школьных предметах и об отношении к ним;
частушки об учителях школы, об администрации;
частушки об экзаменах, об ЕГЭ
частушки о школьных праздниках и частушки - поздравления.
частушки о компьютерах, о технике и т.д.
Классификация частушек по тематике, конечно, условна, так как не поддается учету. Она богаче и разнообразнее самой школьной жизни. Частушки отличает необыкновенная широта тематики, самая тесная связь с современностью. Жемчужины школьной поэзии блещут всей красотой, сверкают всеми гранями, удивляют своеобразием, самобытностью, фантазией, меткостью слова.
4. Результаты опроса учеников и учителей школы № 1.
В ходе своей работы, изучив теоретический материал по теме и познакомившись со школьными частушками в сети Интернет, я решила выяснить, как относятся к частушке как жанру ученики и учителя школы №1, знают ли они школьные частушки. С этой целью я провела опрос и предложила следующие вопросы.
Изжил себя жанр частушки или продолжает активно использоваться?
Когда в современной жизни чаще звучат частушки?
Любите ли вы частушки? Что вам в них нравится?
Знаете ли вы частушки о школе? Если знаете, запишите их.
В результате мною была собрана следующая информация.
В опросе принимали участие учащиеся 5 - 11 классов.
На вопросы анкеты отвечали 48 человек.
81% опрошенных (39 человек) считают, что частушка активно используется в современной жизни.
19% учащихся (9 человек) посчитали, что частушка как жанр изжила себя.
73% учеников отметили, что частушки им нравятся. Среди привлекающих особенностей названы следующие: хорошо поются, весёлые, с юмором, задорные, интересно слушать.
27% опрошенных отметили, что частушки им не нравятся. Они считают их однообразными, неинтересными, банальными.
В современной жизни ребята встречаются с частушкой на семейных праздниках, во время народных гуляний, в передачах «Играй, гармонь!» и «Мультличности», в школе во время праздников и на уроках литературы.
С заданием записать знакомые школьные частушки справились всего 2 человека.
9 участников опроса хотели бы познакомиться со школьными частушками поближе.
Подводя итог опроса, я сделала вывод, что школьная частушка, являясь зеркалом школьной жизни, нуждается в нашем внимании и возрождении.
Наш 1 класс, большой и очень шумный. Часто ребята, народ весёлый и не всегда дисциплинированный, мешают вести уроки, пытаются проявлять свои не самые лучшие качества. И это становится темой частушек, в которых она подмечает особенности классного коллектива .
1.Мы частушки вам споём
О классе дружном о своём,
Вы послушайте, ребята,
Как мы весело живём.
2.Наша школа, наша школаОчень симпатичная,
И ребята в нашем классе
Тоже все отличные.
Молчуны и ворчуныВ классе уживаются,Но учёбою ребятаВсё же занимаются.
Наш 1 класс хорош,
С ним совсем не устаёшь:
То балдеют, то кричат,
Ни минуты не молчат.
Гром гремит, земля трясётся,Это не дракон несётся.
Это наш же 1 класс
В раздевалку прёт сейчас,
А вахтёр ругается,
Все классы разбегаются.
На уроках устают,На уроках маются,А потом по 3 часаДо дому добираются.
Мой любимый, шумный классУдивляет каждый раз.Чтобы натиск их сдержать,Стеной Китайской надо стать.
Их по списку 22,Очень шустрая братва.Пока деточек усадишь,Идёт кругом голова.
Кроме общей характеристики класса в частушках мы встречаемся и с характеристиками отдельных ребят, узнаём об их достижениях и недостатках.
1.До чего хорош лицом.
Вечно улыбается.
У Артемки никогда
Рот не закрывается.
2.А другой Андрей молчит,
Никогда он не кричит.
Если что-то отчебучит,
То вся школа говорит.
3.Наш Роман – серьезный парень,
Основательный такой.
А ещё артист он классный,
С ролью справится любой.
4.Хитрый взгляд, лукавый вид,
Санька Огнев наш дурит.
Но может Саша помолчать
И толково отвечать.
5.Почему, ну почему
Наши девочки молчат?
Потому что их мальчишки
Всё равно перекричат.
Девчонки в 1 классе тоже разные. В каждой своя изюминка, неповторимость. И частушки подмечают каждую чёрточку, каждый штрих.
1.У Гулагиной Полины
Все дела в руках горят:
И поёт она, и пляшет,
Не девчонка, просто клад.
2.Молчалива и скромна,
В рисованье ас она.
Поручить любое дело
Нашей Саше можно смело.
3.В коллектив влилась Даша,
В нашем классе стала наша.
И танцует, и поёт,
От других не отстаёт.
Поболтает и поскачет
4.Наша Вика словно мячик.
Скачет, улыбается
С учёбою справляется.
5.У Карины добрый вид,
Очень мало говорит.
Ну а если скажет слово,
То не надо нам другого.
6.Рост модельный, внешность тоже.
На модель она похожа.
Даже в платье из газет,
Нашей Любе равных нет.
Частушка и жизнь всегда идут рядом, и тому ещё один пример из частушек.
Мы на конкурс собирались,
Очень сильно волновались.
Эти первые шаги
Так в науке не легки.
В частушке слышатся напевы наших отцов и дедов. А это очень важно для каждого человека всегда. Воспитывая в нас, учениках, любовь к народному творчеству, учитель воспитывает и любовь к своей родине и к своему народу.
Заключение
Частушка всегда идет в ногу с современностью, в ней отражаются важнейшие события из народной жизни. Для нее характерна не простая фиксация фактов, а выражение определенного отношения к ним — одобрения, отрицания и т.д.
Во время работы над темой мне удалось познакомиться поближе со школьными частушками, проанализировать причину их появления в жизни школы, проанализировать тематику частушек и определить их актуальность в жизни школы.
Пусть же жемчужины школьной поэзии заблещут всей красотой, засверкают всеми гранями, удивят своеобразием, самобытностью, фантазией, меткостью слова. Пусть жанр школьной частушки присутствует на праздновании календарных и некалендарных дат, праздниках первого и последнего звонка, дня учителя и родителя, в шоу-программах и просто дружеских вечеринках.
Литература
1.Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: Учебник для фил. Спец.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Высш. Шк., 1983.
2. Краткий этимологический словарь русского языка. Под редакцией С.Г. Бархударова – М., «Просвещение», 1971.
3. Орфографический словарь русского языка: Под редакцией С.Г. Бархударова и др. – 24 изд., М.: Рус.яз., 1986.
4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ С.Н.Барунова; Под редакцией Р.И.Аванесова М.: Рус.яз., 1987.
5. Энциклопедический словарь юного зрителя.- М. Педагогика, 1990.
6.Энциклопедический словарь юного литературоведа/ Сост.В.И.Новиков.-М.: педагогика, 1988.