Особенности употребления жаргонизмов учащимися МБОУ «Гимназия №2» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности употребления жаргонизмов учащимися МБОУ «Гимназия №2» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Визигина  В.А. 1Зиманова  А.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан
Колбасова  Е.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время проблема сохранения русского языка встаёт с всё большей остротой: это и нарушение языковых норм, и оскудение словаря, и нашествие разного рода жаргонных слов, иноязычных заимствований.

Такие проблемы существуют и в нашей школе.

Чтобы бороться с каким-либо явлением, следует изучить его специфику, выявить причины возникновения, определить факторы, обеспечивающие его существование. Этим и определилась актуальность избранной темы.

Для исследования явления была выдвинута гипотеза: специфика употребления учащимися жаргонизмов связана с возрастом, интересами, индивидуальным лексиконом, социальными особенностями.

Цель работы: определить специфику и причины употребления жаргонизмов учащимися в МБОУ «Гимназия №2».

Цель определила задачи: 1). рассмотреть разновидности молодёжного жаргона, выделить разновидности жаргона; 2). выявить качественные и количественные особенности жаргонизмов учащихся МБОУ «Гимназия №2»: а).круг наиболее употребительных жаргонных слов, б).частотность их употребления; 3).определить причины употребления учениками жаргонизмов; 4). выявить отношение учащихся к жаргону.

Объект исследования - речь учащихся МБОУ «Гимназия №2».

Предмет исследования: жаргон (сленг) учащихся МБОУ «Гимназия №2».

В исследовании по обозначенной проблеме были использованы орга-низационные методы (работа с понятийным аппаратом, формулирование гипотезы, цели и задач исследования), теоретические методы (изучение и анализ литературы по теории вопроса, анализ, обобщение), практичес-кие методы (наблюдение, анкетирование, опрос).

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в качестве подготовительного (диагностического) этапа социального проекта по оздоровлению речевой среды в МБОУ «Гимназия №2».

I

1. Для проведения исследования была изучена и проанализирована научная литература и материал по обозначенной теме в сети Интернет.

В книге Будагова Р.А. «Введение в науку о языке» в главе «Язык и языки» рассматривается понятие жаргона, его происхождение, типы и употребление, в том числе в произведениях русской и зарубежной литературы. Автор ещё в 1965 году утверждал, что «в наших условиях жаргоны постепенно приобретают пережиточный характер» (2, 430). Но время показало живучесть этого лексического явления.

Профессор Грачёв М.А. в книге «От Ваньки Каина до мафии» исследует природу арго и влияния его на личность человека, на общество. Во вступительной статьек «Словарю современного молодёжного жаргона» М.А.Грачёв отмечает и положительные, и отрицательные стороны этого явления. Новый словарь современного молодежного жаргона профессора М.А. Грачева охватывает значительный по объему и хронологическим рамкам (1980-2005 гг.) лексический материал. В нем зафиксированы специфические слова и выражения различных групп молодежи и отражены лексические особенности более 40 разновидностей молодежного жаргона. Автор словаря совершенно справедливо квалифицирует молодежный жаргон как один из "неопознанных лингвистических объектов".

О.Северская в книге «Говорим по-русски…» рассматривает современную языковую ситуацию с точки зрения «объектов», засоряющих и искажающих русский язык.

Была изучена также статья А.Т. Хроленко «Экология языка и культуры», в которой доказывается необходимость «защиты» языка, предлагаются пути его «оздоровления», что важно для данной работы.

Различные концепции обозначенной проблемы были сопоставлены, проанализированы, положены в основу собственного эксперимента.

2. Жаргон – разновидность разговорной речи, используемая определённым кругом носителей языка, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе, находящиеся за пределами литературной нормы. Жаргонизмы отличаются выразительностью, чаще всего это переосмысленные или переиначенные слова литературного языка. Жаргоны–понятие социально-лингвистическое. «С позиции литературного языка жаргоны всегда кажутся отрицательным и грубым явлением. Между тем в действительности природа жаргонов иногда бывает более сложной» (2, 429). В произведениях художественной литературы жаргонные слова и арготизмы использовались и используются с целью речевой характеристики персонажей.

В русском языке в зависимости от функций, словопроизводства, источников пополнения различаются: арго (лексика криминальной среды) и жаргоны. Жаргоны делятся на классово-прослоечные, производственные, по интересам и увлечениям и молодёжные, которые и являются предметом нашего исследования.

Молодежные жаргоны включают в себя: жаргоны учащейся молодежи (школьников, учащихся лицеев, студентов техникумов и ВУЗов); жаргоны солдат срочной службы; жаргоны неформальных молодежных объединений; жаргоны молодых людей по общим интересам. Учёные считают, что сегодня существует около 40 типов жаргонов. (Приложение 4)

Молодёжь привлекает в жаргонизмах звучание, эмоционально-экспрессивная окраска. В 1927 году исследователь В.В. Малаховский писал, что юношество большое значение придаёт таким качествам речи, как яркость, эмоциональность, изобразительность. (8, 12) Д.С.Лихачёв в 1964 подметил «юмористический, шутливый … характер» жаргона. М. Грачёв считает, что жаргонизмы молодежи" несут экспрессию и разнообразят речь". Он отличает и ещё одно положительное явление; часть жаргонизмов (пусть малая) всегда пополняла и пополняет общенародный язык, в том числе и высшую его форму - литературный язык.

3. К концу XX века у термина «экология» актуализировалось значение «защита» и расширился круг вопросов, связанных ним, появилось понятие «экология языка» (Г.В.Степанов). «Проблема восстановления культуры есть прежде всего проблема восстановления языкового пространства и его возможностей» (цит. по 19, 112). Учёные полагают, что за обычным искажением языковых норм стоит обрыв вековых нитей национальной культуры. Л.И.Скворцов считает, что если есть предельные уровни загазованности и радиации, то есть и предельные уровни загрязнённости языка, выше которого необратимый процесс разрушения.

Экологию языка современные специалисты объясняют как культуру мышления и речевого поведения, воспитания лингвистического вкуса, защиту и «оздоровление» литературного языка, определение путей и способов его обогащения и совершенствования, эстетику речи. В наши дни складывается специальная дисциплина – эколингвистика.

II

1. Для проверки гипотезы в начале исследования по данной проблеме было проведено наблюдение за речью учащихся четырёх возрастных групп: 4-5 классы, 6-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы. Наблюдение проводилось в естественной обстановке (общение учащихся на перемене), что определило его объективность. По временным рамкам наблюдение было кратковременным: поведение учащихся отслеживалось в течение 4-х дней на больших переменах (20 минут) между 2-м и 3-м, 3-м и 4-м, 4-м и 5-м уроками. Анализ этого лексического пласта учащихся позволил сделать следующие выводы: количественно употребление жаргонных слов преобладает у учащихся 8-9 классов и резко снижается у старшеклассников. Отличается и качество употребляемых жаргонизмов: у учащихся 4-7-х классов доминируют слова, связанные с процессом учёбы, эмоционально-оценочные жаргонизмы; у 8-9-классников к этим словам присоединяются слова, связанные с отношениями, с интересами, а также увеличивается количество арготизмов. У старшеклассников жаргонизмы представлены группами: компьютерный сленг, эмоционально-оценочные жаргонизмы, слова, связанные с отношениями, с интересами. Соотношение групп приведено в таблице 1 (Приложение 1).

2. Анкетирование учащихся этих же возрастных групп было проведено с целью выявления причин употребления жаргонизмов. (Приложение 2). Результаты представлены в таблицах 2-8 (Приложение 1)

Для выявления представлений учащихся о влиянии жаргона на человека и их отношения к этому явлению был проведён опрос, результаты которого отражены в таблице 3. (Приложение 1) В таблицах видно, что с возрастом более осознанно указываются причины употребления жаргонизмов, указывая на их «новизну», «удобство» и большую выразительность.

В таблицах 4-6 (Приложение 1) показано отношение к жаргону и тем, кто его употребляет. Результаты отличаются по возрастам. Анкетирование и опрос показали, что в старшем школьном возрасте учащиеся избирательно относятся к жаргонизмам, признают право на существование одних и отвергают другие. Они признают отрицательное влияние большого количества жаргонных слов на существование языка. Большинство опрашиваемых всех возрастных групп ответили, что не задумываются о происхождении тех или иных жаргонных слов. Большинство учащихся 8-11 классов признаются, что не смогут обойтись без жаргона. Соотношение ответов дано в таблицах 7,8 (Приложение 1).

Все данные представлены в виде диаграмм. (Приложение 3)

Заключение

В силу своих психологических особенностей молодёжь (особенно подростки) стремится к новизне, выражает чувства протеста против всего устоявшегося, привычного, поэтому особенно быстро включается в процесс усвоения жаргонных слов. Через жаргон подростки проявляют остроумие, свой особенный взгляд на мир, творческий подход к языку.

Но следует отметить и другую сторону этого явления, которая вызывает вполне обоснованные серьезные опасения: жаргон стал циничнее и оскорбительнее. Современный молодёжный жаргон агрессивен. "Агрессивная лексика наносит непоправимый вред сознанию, отрицательно воздействует на нашу духовность" (7, 357). К.Чуковский утверждал, что если хотя бы одну неделю поговорить на арго, появляется и соответственно нехорошие мысли, от которых полшага до плохого поступка (7, 358). Это подтверждают и результаты наших исследований: те классы, где количество жаргонизмов в речи учащихся больше, имеют более низкий уровень воспитанности (по результатам обследования замдиректора по воспитательной работе, социального педагога, по отзывам учителей).

Наша гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась: количественные (сколько?) и качественные (какие?) показатели употребления жаргонизмов зависят от возраста, от индивидуальных интересов и от уровня развития речи учащихся. Существует и социальная обусловленность этого явления.

Речевая среда нашей гимназии пока далека от совершенства. Чтобы молодёжные жаргонизмы сыграли свою положительную роль в развитии языка и не переходили дозволенные нормы, не наносили ущерб русскому литературному языку, должны быть ограничения в их применении:

- жаргонизмы не должны быть агрессивными, циничными и оскорбительными;

- недопустимо употребление уголовного арго;

- жаргонные слова должны точно, красочно характеризовать именуемое понятие;

- употребляемый жаргонизм должен работать на экономию речевых средств;

- в речи таких слов не должно быть очень много;

- они должны быть уместны, употребляемы в неформальной обстановке, допускающей непринуждённое общение.

Все мероприятия по «оздоровлению» речевой среды МБОУ «Гимназия №2» должны быть разработаны с учётом данных, полученных в результате исследования. Дальнейшая работа в этом направлении в рамках нашей школы представляется в виде разработки долгосрочного социального проекта

«Мы сохраним тебя, русская речь!..»

Приложение 1

Результаты наблюдений, анкетирования и опроса

Таблица 1. Тематические группы жаргонизмов у учащихся

разных возрастных групп МБОУ «Гимназия №2

Тематические группы жаргонизмов

4-5 классы

6-7 классы

8-9 классы

10-11 классы

Учёба

5

7

7

4

Компьютер Техника

3

5

6

9

Одежда

-

1

2

-

Развлечения

1

2

5

6

Взаимоотношения

5

5

16

3

Деньги

-

-

3

3

Глаголы речи

-

5

5

1

Глаголы, обозначающие

восприятие, чувства

3

3

8

2

Оценочные слова, междометья

11

16

26

18

Другие

 

3

6

6

Из них арготизмы (грубые, оскорбительные, агрессивные)

-

6

24

4

Таблица 2. Причины употребления жаргонизмов.

Ответы

Класс

Все сверстники так говорят

Интересно,

весело,

по-новому

Не могу подобрать другие слова

Это модно, «круто»

Так короче и понятнее,

удобно

Не задумывался об этом

Другие причины

4-5 кл.

6

-

4

13

-

7

-

6-7 кл.

8

2

6

10

1

3

-

8-9 кл.

5

3

7

8

4

3

-

10-11 кл.

2

7

5

3

9

2

2

Таблица 3. Влияет ли употребление жаргонизмов на состояние русского языка?

Если да, то как?

Ответы

Класс

Никак не влияет

Положительно влияет

Отрицательно влияет

Смотря какие слова

Не знаю,

не задумывался

4-5 кл.

21

3

4

1

1

6-7 кл.

15

5

7

2

1

8-9 кл.

12

4

8

4

2

10-11 кл.

2

3

4

21

-

Таблица 4. Как ты относишься к употреблению жаргонизмов?

Ответы

Класс

Положительно, считаю необходимым

Отрицательно, нужно бороться

Смотря к каким словам

Не знаю,

не задумывался

4-5 кл.

9

9

2

10

6-7 кл.

14

4

3

9

8-9 кл.

16

4

5

5

10-11 кл.

10

6

12

2

Таблица 5. Хотел бы ты, чтобы твоя девушка разговаривала, употребляя жаргон?

Ответы

Класс

Да

Нет

Умеренно

и уместно

Не знаю,

не задумывался

Возможно, только не грубые

Мне безразлично

Всего

8-9 кл.

5

3

1

3

5

3

20

10-11 кл.

-

5

6

1

6

2

20

Таблица 6. Какие чувства вызывает у вас юноша, разговаривающий на жаргоне?

Ответы

Класс

Нравится

Не нравится, раздражает

Отношусь настороженно

Отношусь несерьёзно

Нормальные, если это не уголовный жаргон

Это никак не влияет на моё отношение

Всего

8-9 кл.

7

2

-

1

5

5

20

10-11 кл.

-

4

3

4

7

2

20

Таблица 7. Знаешь ли ты происхождение слов, которые употребляешь?

Ответы

Класс

Да

Нет

Не всегда

Всего

4-5 кл.

1

26

3

30

6-7 кл.

1

25

4

30

8-9 кл.

2

19

9

30

10-11 кл.

3

5

22

30

Таблица 8. Мог(ла) ли бы ты обойтись без жаргонных слов?

Ответы

Класс

Да

Нет

Не думал об этом

Всего

4-5 кл.

9

9

12

30

6-7 кл.

8

17

5

30

8-9 кл.

5

22

3

30

10-11 кл.

2

25

3

30

Приложение 2

Анкета

1. По какой причине вы употребляете жаргонные слова?

а) Считаете, что модно, современно. б) Нужны в речи для связи слов.

в) Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

г) Делают речь понятнее для друзей. д) Что-то другое.

2. Знаете ли вы значения жаргонных слов, которые употребляете? а) да б) нет в) не всегда.

3. Влияет ли употребление жаргонизмов на качества на состояние русского языка?

Если да, то как? а). Никак не влияет б). Положительно влияет

в). Отрицательно влияет г). Смотря какие слова д). Не знаю, не задумывался

4. Как ты относишься к употреблению жаргонизмов?

а). Положительно, считаю необходимым б). Отрицательно, нужно бороться

в). В зависимости от того, какое слово г). Не знаю, не задумывался

5. Знаешь ли ты происхождение слов, которые употребляешь?

а). Да б). Нет в). Не всегда г). Всего

6. Могли бы вы обойтись без них? а) Да. б) Нет. в) Не думал об этом

7. Хотел бы ты, чтобы твоя девушка разговаривала, употребляя жаргон?

а).Да б). Нет в).Умеренно и уместно г).Не знаю, не задумывался д).Возможно, только не грубые е).Мне безразлично

8. Какие чувства вызывает у вас юноша, разговаривающий на жаргоне?

а).Нравится б).Не нравится, раздражает в).Отношусь настороженно г). Отношусь несерьёзно д).Нормальные, если это не уголовный жаргон е).Это никак не влияет на моё отношение.

Приложение 3

Результаты наблюдений, анкетирования и опроса

1 – Учёба

2 – Компьютер Техника

3 – Развлечения

4 – Взаимоотношения

5 – Глаголы, обозначающие восприятие, чувства

6 - Оценочные слова, междометья

1 – Учёба

2 – Компьютер Техника

3 – Одежда

4 - Развлечения

5 – Взаимоотношения

6 – Глаголы речи

7 – Глаголы, обозначающие восприятие, чувства

8 - Оценочные слова, междометья

9 - Другие

1 – Учёба

2 – Компьютер Техника

3 – Одежда

4 - Развлечения

5 – Взаимоотношения

6 - Деньги

7 – Глаголы речи

8 – Глаголы, обозначающие восприятие, чувства

9 - Оценочные слова, междометья

10 - Другие

 

Учёба

 

Компьютер Техника

 

Развлечения

 

Взаимоотношения

 

Деньги

 

Глаголы речи

 

Глаголы, обозначающие восприятие, чувства

 

Оценочные слова, междометья

Другие

Наличие среди жаргонизмов арго, грубой, агрессивной лексики.

2 – арготизмы, грубая, агрессивная лексика.

 

 

Приложение 4

 

Список использованных источников

Литература

 

Береговская Э.М. Молодёжный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания – 1996, №3

 

Будагов Р.А. Введение в науку о языке. – Москва: «Просвещение», 1965.

 

Грачёв М.А. От Ваньки Каина до мафии. – СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2005

 

Грачёв М.А. Словарь современного молодёжного жаргона. – М.: Издательство Эксмо, 2007

 

Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку // Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобуков, П.А.Лекант; под ред. П.А.Леканта.- М.: Высшая школа, 1991

 

Колтунова М.В. Что несёт в себе жаргон? // Русская речь, 2003 №1

 

Луков В.А. Особенности молодёжных субкультур в России // Социологические исследования. 2002 №10

 

Мурашов А. Жаргон: преодолеть – изучая // Народное образование, 2001 №1

 

Северская О. Говорим по-русски с Ольгой Северской – М.: Слово, 2004

 

Скворцов Л.И. Что угрожает литературному языку? (Размышления о состоянии современной речи) // Русский язык в школе, 1994 №5

 

Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе, 1994 №1

 

Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии: учебное пособие / А.Т.Хроленко; под ред. В.Д.Бондалетова – М. Флинта: Наука, 2006

Интернет-источники

http://www.philology.ru/reviews/grachev-rev.htm

http://www.slovarus.ru

http://pro-mol.ru/molodezhny-zhargon.php

http://www.sunhome.ru

 

Просмотров работы: 73