Интерпретация мифологического образа русалки в литературе и других видах искусства

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Интерпретация мифологического образа русалки в литературе и других видах искусства

Ермошкина  У.Д. 1
1МАОУ «Лицей №1»
Перевозникова  Н.А. 1
1МАОУ «Лицей №1»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мифические представления о мире существовали в сознании людей многие сотни лет назад. Небо, воздух, земля, море, подземный мир и вся природа управлялись богами и богинями и были населены мифическими существами. Всё живое и неживое было в единой цепи.

С течением времени мифические представления о мире ушли в прошлое, но загадочные существа тех времен существуют и сейчас. С ними мы встречаемся в любимых книгах, фильмах и мультфильмах.

В литературе и других видах искусства часто встречаются такие примеры, когда мифологический образ становится источником вдохновения для творцов.

Интерпретация мифологического образа в литературе и других видах искусства представляет особый исследовательский интерес.

Ярким примером жизни мифологического существа в литературе и других видах искусства является образ русалки. Русалку мы встречаем у А.С. Пушкина, Х.-К. Андерсена, Г.Дж. Дрейпера, А.Л. Дворжака. И, конечно, на страницах повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или утопленница».

Прочитав это произведение, мы обнаружили противоречие между авторским образом и общепринятым представлением о русалках. Так, у Н.В. Гоголя русалка имеет человеческие ноги, в то время, как все мы привыкли думать, что русалка – это существо с рыбьим хвостом.

Это противоречие вызывает вопрос: каков мифологический образ русалки и сохраняется ли он в литературе и других видах искусства?

Так была поставлена цель исследовательской работы: выяснить, сохраняется ли мифологический образ русалки в литературе и других видах искусства.

Были поставлены такие задачи:

Изучить мифологический образ русалки.

Изучить образ русалки в литературе и других видах искусства.

Провести анкетирование.

Составить диаграммы на основе результатов анкетирования.

Сделать вывод на основе рассуждений.

Актуальность данной работы определяется следующими факторами:

Данный материал можно использовать на уроках литературы и МХК, при проведении классных часов и викторин.

Необходимость изучения литературы и других видов искусства.

Развитие эрудиции.

Объекты исследования:

литературные произведения, в которых встречается образ русалки;

картины, на которых изображены русалки;

скульптуры русалок;

музыкалные произведения, в которых встречается образ русалки;

фильмы, в которых встречается образ русалки.

В ходе выполнения данной работы были использованы следующие методы исследования:

анализ;

метод классификации;

анкетирование и его обработка.

Основная часть

Глава 1. Мифологический образ русалки

Русалка – персонаж славянской мифологии; опекает поля, леса и воды.. Чаще всего считается, что русалками становятся утонувшие девушки и те, кто родился или умер на Троицкой неделе(50–55 дни начиная с Пасхи), которая совпадает с временем пребывания и активной деятельности русалок на земле.

Русалка - один из наиболее вариативных образов народной мистики: представления о ней народов, проживающих на различных территориях, отличаются друг от друга (см. Приложение 3).

У русалок есть родственницы – мавки. В них превращаются дети, умершие без крещения. Живут они в лесах и являются людям под видом молодых красивых девушек. Так же как и русалки, они завлекают мужчин, принимаются щекотать и не отпускают, пока не защекочут до смерти. Мавки стараются мстить людям за то, что допустили их умереть некрещёными и лишили небесного царства.

В некоторых местах, где русалки считались водным духом, их называли фараонками. У всякой фараонки непременно есть рыбий хвост. Они водятся преимущественно в морях.

По мнению этнографа Д.К. Зеленина русалка - утопленница, душа погибшего неестественной смертью человека, обычно молодой женщины, некрещёной девушки, иногда — девочки.

По версии Л.Н. Виноградовой русалка – вредоносный дух, появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины в злаковом поле, в лесу, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде. Восточнославянский термин русалка связан с древнерусским названием языческого весеннего праздника русалии.

По мнению В.Я. Проппа русалка являлась персонажем, связанным с культом растений, плодородия, влаги, духом водоёмов, персонифицированной стихией природы (воды, «зелёной» жизни).

В некоторых поверьях, русалкам приписывалась способность к оборотничеству. Считалось, например, что они могли принимать вид белок, крыс, лягушек, птиц, либо показываться в виде коровы, коня, телёнка, собаки, зайца и других животных. Однако в большинстве рассказов русалки появляются в образе женщины или молодой девушки.

Корни легенд о русалках восходят к вавилонским божествам. У бога Солнца Оаннеса было тело человека, его венец был сделан из головы рыбы, а мантия - из рыбьей чешуи. Постепенно Оаннеса вытеснил бог Эа - полурыба-получеловек. А богиня Луны Атаргатис, полуженщина-полурыба, была предшественницей русалок.

Вавилоняне верили, что Солнце и Луна, заканчивая своё ежедневное путешествие по небесному своду, погружаются в море. И, естественно, боги, их символизирующие, должны были иметь подходящие тела для жизни как под водой, так и на суше. Необычный имидж этих богов - доведенный до абсолюта симбиоз рыбы и человека - и способность погружаться на неизведанные океанские глубины добавляли им таинственности. Русалки унаследовали эти качества.

Русалки упоминаются в фольклоре многих народов мира. Башкирский эпос не является исключением. Существует легенда об озере Тугар-Салган, в которой русалкой является прекрасная дочь подводного падишаха. На ней женится молодой джигит. Но не для живого человека эта чудесная жизнь под водой. Решил мудрый падишах отпустить молодых с богатым приданым на землю. Но, провожая их, предупредил: «При выходе из воды не оборачивайтесь назад», но джигит нарушил запрет и потерял всё приданое. Поэтому люди назвали озеро, на котором по преданию произошло все это, Тугар-Салган, что значит «Обернулся и потерял». И сегодня это уникальное карстовое озеро, расположенное у подножия горы Тратау, встречает нас прохладой прозрачной воды. И кто знает, может быть в нём до сих пор водятся русалки.

Глава 2. Образ русалки в литературе

2.1. Образ русалки в сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»

Всем известна русалочка, созданная великим датским сказочником Г.Х.Андерсеном.

Происхождение русалочки в сказке Андерсена мифологически загадочно - в сказке Андерсена мир русалок существует сам по себе, откуда он появился - непонятно, но ясно, что с появлением человека этот мир никак не связан.

В сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка» главной героиней представлена русалка, которую автор с самого начала произведения называет лучшей русалочкой из семи дочерей вдового Морского царя. Андерсен описывает младшую русалочку такими словами: «нежная и прозрачная, как лепесток розы, с глубокими синими, как море, глазами».

У русалочек Андерсена нет ног, но есть рыбий хвост, на котором они для обозначения сана носят определённое количество устриц: так у бабушки была целая дюжина, у младшей русалочки – восемь устриц, а у вельможей – шесть. Срок жизни русалок в этой сказке – три сотни лет.

Также несколько раз Г.Х. Андерсен называет свою героиню странным дитём, говорит, что она тихая и задумчивая. Ещё автор пишет, что «больше всего любила русалочка слушать рассказы о людях, живущих наверху, на земле», что особенно занимали и удивляли её различия моря и земли.

Русалочки Андерсена получают разрешение всплывать на поверхность моря только тогда, когда им исполнится пятнадцать лет. Младшая русалочка очень хотела увидеть «высший» мир и жадно слушала рассказы сестёр, уже увидевших его. Дождавшись пятнадцатилетия, русалочка выплыла на поверхность моря и увидела прекрасного принца на корабле, которого потом спасла от потопления по причине кораблекрушения. После этого случая русалочка всё время думала о принце.

Андерсен пишет: «Вообще каждая из сестёр была в восторге от того, что видела в первый раз, - всё было для них ново и поэтому нравилось; но, получив, как взрослые девушки, позволение плавать повсюду, они скоро присмотрелись ко всему и через месяц стали говорить, что везде хорошо, а дома, на дне, лучше». С младшей русалочкой дело обстояло по-иному: из-за любви к тому принцу, она хотела обрести бессмертную душу (так жители морского царства называть человеческую душу, т.к. после смерти она поднимается на небо; русалочка же , не имея души, в случае смерти превращается в морскую пену) готова была «отдать все свои сотни лет за один день человеческой жизни». Бессмертную душу Русалочка Андерсена по словам бабушки могла обрести только в том случае, если «кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, отдастся он тебе всем своим сердцем и всеми помыслами и велит священнику соединить ваши руки в знак вечной верность друг другу; тогда частица его души сообщится тебе, и когда-нибудь ты вкусишь вечного блаженства. Он даст тебе душу и сохранит при себе свою. Но этому не бывать никогда! Ведь то, что у нас считается красивым - твой рыбий хвост, например, - люди находят безобразным. Они ничего не смыслят в красоте; по их мнению, чтобы быть красивым, надо непременно иметь две неуклюжие подпорки, или ноги, как они их называют ». Услышав эти слова, «Русалочка глубоко вздохнула и печально посмотрела на свой рыбий хвост», но бабушка ответила ей такими словами: «- Будем жить - не тужить! Повеселимся вволю, триста лет - срок немалый, тем слаще будет отдых после смерти! Сегодня вечером у нас во дворце бал!»

На балу было весело : «Посреди залы вода бежала широким потоком, и в нём танцевали водяные и русалки под своё чудное пение. Таких звучных, нежных голосов не бывает у людей. Русалочка пела лучше всех, и все хлопали ей в ладоши». Но, недолго повеселившись на бале, Русалочка «опять стала думать о надводном мире, о прекрасном принце, и ей стало грустно, что у неё нет бессмертной души».

Далее, чтобы «отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки» она отправилась к морской ведьме. В обмен на удивительно-прекрасный голос Русалочки Ведьма дала ей зелье, выпив которое, Русалочка приобрела две ноги. Но не всё так просто: на этих прелестных ножках Русалочка ступала как на ножах, как и обещала ведьма. После Русалочка жила с принцем, который искренне её любил, но «он любил ее только как милое, доброе дитя, сделать же ее своею женой и королевой ему и в голову не приходило, а между тем ей надо было стать его женой, иначе она не могла обрести бессмертной души и должна была, в случае его женитьбы на другой, превратиться в морскую пену».

Чтобы спастись, она должна была вонзить нож в сердце принца. Его смерть – это её жизнь. Но Русалочка не смогла убить принца и выбросила нож в волны: "Еще минута - и она бросила его в волны, которые покраснели, точно окрасились кровью, в том месте, где он упал. Еще раз посмотрела она на принца полуугасшим взором, бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной». Русалочка превращается в морскую пену.

Таким образом, можно сказать, что и отношения с людьми Русалочки Х.К. Андерсена и мифологической русалки разные, прямо противоположные.

2.2. Образ русалки в сказке А.Н. Толстого «Русалка»

Алексей Николаевич серьёзно изучал народные поверья, и именно они послужили ему основой для создания цикла «Русалочьи сказки».

В начале сказки А.Н. Толстого «Русалка» дед Семён поймал русалку, которую сначала принял за «тёмную рыбину», лежащую на дне проруби. Смирная была «рыбина», хвостом не била. «Завернул дед рыбу в полу, и домой».

Лишь дома, вывалив из полы на стол свою добычу, обнаружил дед Семён, что была это не рыба, а русалка. А.Н. Толстой описывает её такими словами: «И на столе вытянула зелёный плес, руки сложила, спит русалка, личико – спокойное, детское…». Дед испугался, но успокоившись, он «пододвинулся ближе, потрогал – не кусается, и грудь у неё дышит, как у человека».

Старый рыжий кот, с которым дед жил рука об руку, сразу почуял неладное.

Дед же отнёсся заботливо к своей «добыче»: «Набрал дед тряпья, в углу на печке гнездо устроил, в головах шапку старую положил, отнес туда русалку, а чтобы тараканы не кусали - прикрыл решетом.»

Постепенно жизнь старика начинает рушиться: дед, не переча русалке ни в чём, сначала голодает вместе с котом, потом продаёт овцу, чтобы купить ей леденцов, прогоняет внучонка Федьку, продаёт лошадь ради дорогих камушков, душит своего верного и единственного друга – старого кота. Любовь старика к русалке оборачивается горем и страданием для тех, кто его любит.

Русалка А.Н.Толстого – воплощённый эгоизм. Дед дал ей всё, что мог, и стал ненужным.

Однажды дед взял русалку к девкам, ибо та слезливо его об этом просила, но на улице «за самое сердце укусила зубами русалка старого деда – впилась… Замотал дед головой да – и к речке бежать. А русалка вцепилась зубами ещё раз. Заревел дед и пал с крутого берега в омут». Бесчувственная русалка жестоко убила старика.

Русалка А. Н. Толстого не имеет души и причиняет деду только вред.

2.3. Образ русалки в сказке О. Уайльда «Рыбак и его душа»

В произведении О. Уайльда «Рыбак и его душа» рассказывается о том, как рыбак отказался от своей души из-за любви к морской Деве, которую он однажды поймал.

«Каждый вечер рыбак выходил на ловлю, и вот однажды такою тяжелую показалась ему сеть, что трудно было поднять её на лодку». Вытащив сеть, рыбак увидел маленькую деву морскую, которая крепко спала. Автор описывает ей такими словами: «Ее волосы были подобны влажному золотому руну, и каждый отдельный волос был как тонкая нить из золота, опущенная в хрустальный кубок. Ее белое тело было как из слоновой кости, а хвост жемчужно-серебряный. Жемчужно-серебряный был ее хвост, и зеленые водоросли обвивали его. Уши ее были похожи на раковины, а губы - на морские кораллы. Об ее холодные груди бились холодные волны, и на ресницах ее искрилась соль».

Настолько Дева морская была прекрасна, что рыбак не хотел её отпускать обратно в море. Однако он согласился сделать это взамен на то, что красавица «на первый его зов поднимется к нему из глубины и будет петь для него свои песни: потому что нравится рыбам пение Обитателей моря, и всегда будут полны его сети».

Каждый вечер выходил молодой Рыбак на ловлю и звал к себе Деву морскую. И она поднималась из вод и пела ему свои песни о жизни в океане. У Девы был прекрасный голос.

Позже Рыбак признался Деве морской в любви, на что та ответила: «У тебя человечья душа! Прогони свою душу прочь, и мне можно будет тебя полюбить». У самой Девы души не было.

Далее Рыбак, получив отказ от священника в прогоне души, пошёл к Ведьме, которая и помогла ему избавиться от души. И Рыбак отправился к Деве в Царство морское.

Каждый год приходила Душа, искушая Рыбака, но его любовь к Деве морской была намного сильнее.

Однако, через три года, прибегнув к обману, Душа возвратилась к Рыбаку, но не смогла найти входа в его сердце, «ибо было окутано оно любовью к Деве морской» . После того, как Рыбак согласился помочь Душе войти в свое сердце, умирает Дева морская. Затем умирает Рыбак ( « Всегда любовь к тебе, к Деве морской, пребывала во мне, и была она так несокрушимо могуча, что все было над нею бессильно, хотя я видел и злое и доброе. И ныне, когда ты мертва, я тоже умру с тобою») , а Душа соединяется с сердцем Рыбака ( « Когда Рыбак увидел, что близок конец, он поцеловал безумными губами холодные губы морской Девы, и сердце у него разорвалось… и Душа нашла туда вход, и вошла в него, и стала с ним, как и прежде, едина»)

2.4. Образ русалки в поэме А.С. Пушкина «Русалка»

Увлечённый богатством и красотой поэзии народа, А.С. Пушкин в первую болдинскую осень работает над драмой «Русалка». Это одно из самых пленительных поэтических произведений Пушкина, проникнутое мелодиями песен народа.

У Пушкина русалка – это красивая, юная дочка мельника, которая утопилась в реке Днепр из-за того, что её возлюбленный – князь сообщил ей о своей женитьбе. Даже сообщение дочери мельника о том, что она беременна и носит под сердцем его ребёнка, князя не останавливает.

На свадьбе хор девушек пел странную песню, про утопленницу, но кроме князя внимания на это никто не обратил. Женившись, князь охладел и к супруге, и стал часто отлучаться из дома. Прошло семь лет, а детей у княгини и князя так и не было. В одну из своих поездок князь набрел на развалившуюся мельницу. Воспоминая нахлынули на князя. Он увидел обезумевшего от горя и жадности отца девушки, которую оставил. Осознание того, что он принёс столько горя, начинает его угнетать.

Дочь мельника, ставшая царицей русалок, рассказывает русалочке о том, что на берег пришёл её отец и оправляет заманить его на дно.

В это время князь на берегу разрывается муками совести. Из воды выходит русалочка и восхищает князя своим видом...

К сожалению, произведение своё Пушкин не закончил, но у нас есть возможность пофантазировать. И если причиняешь боль кому-то, то рано или поздно вернётся эта боль тебе.

Дочь мельника рожает ребенка, уже будучи русалкой, что тоже не противоречит мифологии, так как русалки могут иметь детей от земных мужчин.

Русалка Пушкина - прекрасная дева с длинными волосами, но вместо хвоста у нее ноги, поэтому она свободно может выходить на берег. Живут русалки под водой реки Днепр. Они свободно всплывают на поверхность и могут разговаривать с людьми, пугать их, смеяться, петь.

Днем русалки любят заниматься рукоделием, а вечером всплывают на поверхность, чтобы поиграть друг с другом или попугать людей, спутать сети рыбакам.

В мифологии русалки враждебны и опасны для людей. А у Пушкина? А.С.Пушкин не отступает от традиции. Его русалки тоже не любят людей. Главная героиня становится царицей русалок. И главная ее цель - отомстить своему возлюбленному за предательство, заманив его на дно.

Даже к своему отцу, бедному мельнику, русалка враждебна. Все, что было в прошлой жизни, для неё ушло безвозвратно. Смыслом ее жизни становится мщение. В своих коварных целях она использует ребенка – свою дочь, с ее помощью она хочет заманить князя на дно.

Таким образом, можно сделать вывод, что русалка Пушкина полностью соответствует мифологическому образу не только внешне, но и мир, в котором она живет, род занятий и отношение к людям нисколько не отступают от традиционного представления. Она коварна, жестока, хитра и преследует одну цель - навредить, отомстить, причинить боль. Русалке чужды земные чувства и отношения, она мстит за свою смерть людям.

2.5. Образ русалки в повести Ф. де ла М. Фуке «Ундина»

В произведении Ф. де ла М. Фуке русалка – дочка рыбака по имени Ундина (в переводе с немецкого – русалка).

Ундина – дочь морского царя, который посылает ее на землю, чтобы прожить человеческую жизнь, и для этого подкидывает ее маленькой девочкой к дверям хижины бедного рыбака. Как и другие духи, населяющие воды и леса, Ундина не имеет души и может получить ее только, если ее полюбит человек, и если она выйдет за него замуж. Рыбак и его жена не знают происхождения ребенка, которого им кто-то подкинул, и всей душой привязываются к прелестной девочке; она доставляет им много забот и хлопот своими шалостями и причудами, в которых проявляется характер ее стихийной природы.

Когда Ундина вырастает, становясь прелестной девушкой, в хижину рыбака попадает рыцарь, которого загнала в их сторону страшная буря, застигшая его в лесу. Мало кто решается ночью ездить через этот лес: он наполнен злыми духами, враждебными человеку. Много претерпел страхов на пути через лес и рыцарь Гульбранд; на него особенно нападал страшный лесной поток, то преграждая ему путь, то поднимаясь в вышину водопадом. На самом деле этот поток – дядя Ундины, Струй, – загонял рыцаря в хижину, наметив в нем жениха для своей племянницы. Тот же Струй разлился бурным потоком, отрезав на время стоящую на берегу моря хижину от всякого сообщения.

Рыцарь остается жить в бедной хижине и скоро сознает, что он полюбил прелестную Ундину. Тот же неистовый дядя Струй выкидывает из лодки, плывущей по морю, старого пастора и на своих волнах благополучно выносит его на берег к хижине рыбака. Пастор венчает рыцаря и Ундину, которые полюбили друг друга, – таким образом, Ундина получает наконец человеческую душу. Замечательно описывает Фуке перемену, происходящую в Ундине; из шаловливого, взбалмошного ребенка она превращается в кроткую, нежно-любящую молодую женщину, сохраняя прежнюю прелесть невинности и кристальной чистоты.

На следующий день после свадьбы Ундина открывает рыцарю тайну своего происхождения, открывает ему и то, что она, выйдя за него замуж, получила живую душу.

Ундина предупреждает рыцаря, что если он оттолкнет ее и заставит ее страдать, она бросится в воду и навеки вернется к своему отцу. Рыцарь клянется ей в вечной любви.

Буря утихает, дорога открывается. Простившись с добрым рыбаком и его женой, плачущими при разлуке с Ундиной, рыцарь спустя несколько дней везет молодую жену в город. По пути через лес они вновь встречают страшного дядю Струя, который провожает их, защищая от других лесных духов. Хотя Ундина, став настоящим человеком, теперь боится своей стихийной родни, Струй оберегает племянницу.

Недолго Ундина счастлива с Гульбрандом. Он разлюбил молодую жену и начал увлекаться гордой красавицей Бертальдой. Ундина сначала кротко терпит, но когда муж оскорбляет ее, она исполняет свое обещание и бросается в воду. Рыцарь сначала горюет о своей верной Ундине, но скоро забывает ее и собирается жениться на Бертальде. По стихийным законам подводного царства Ундина должна умертвить человека, изменившего ей. В самый день свадьбы она является Гульбранду в прежнем образе нежной, любящей Ундины, обвивает его руками и целует, горюя о том, что должна его погубить.

Гульбранд умирает в ее объятиях. Ундина является светлым призраком на похоронах рыцаря, следует за его гробом и разливается вокруг могилы супруга серебристым ручьем. Долго потом среди народа живёт преданье, «…что ручей тот – Ундина, Добрая, верная, слитая с милым и в гробе Ундина».

2.6. Образ русалки в повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Русалка – яркий образ повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или утопленница». Сопоставим художественный образ писателя с традиционными народными представлениями.

Из истории, рассказанной главным героем, Левко, узнаем, что русалка в повести – это несчастная панночка, утопленница. Так и в традиционных представлениях русалками становились утонувшие люди. Интересно отметить, что и превращение злой мачехи в русалку, тоже следует одному из народных представлений о происхождении русалок: «В одну ночь увидела она мачеху свою возле пруда, напала на нее и с криком утащила в воду». Так, в народе считалось, что если русалка сама утащит под воду, человек сам становится русалкой.

Появлению русалки в главе «Утопленница» предшествует описание благоухающего ночного пейзажа: «неподвижный пруд», «раскаты соловья», «странное упоительное сияние», «серебряный туман». В традиционных представлениях русалка – существо природное, тесно связанное с водной стихией и растительностью.

Главный герой, Левко, встречает русалку в мае, а именно в этом месяце, по народным представлениям, начиналась Русальная неделя – время наибольшей активности русалок.

Внешне художественный образ русалки Н.В. Гоголя так же совпадает с традиционными представлениями. В «Майской ночи или утопленнице» русалка предстаёт в образе прекрасной девушки с человеческими ногами. «Бледная, как полотно, как блеск месяца; но как чудна! Как прекрасна!» - пишет о своей русалке Н.В. Гоголь. Так и в традиционной мифологии: «На большом камне сидела русалка, всё тело её было очень бледным, почти белым» . Бледность русалки объясняется, с одной стороны, тем, что она чаще всего обитает в воде, где на дне нет дневного солнечного света, а с другой русалка – покойница, и поэтому она чаще предстает бледной.

Писатель не упустил из внимания и хороводы, которые водили русалки: «В тонком серебреном тумане мелькали лёгкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами рубашках…они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось при серебряном месяце. Хоровод, играя, продвинулся ближе» . Как говорится в книге М. Семеновой «Быт и верования древних славян»: «В ночь на Ивана Купалу, русалки водят хороводы, поют песни, пугают людей» .

Гоголевская русалка, так же как и традиционная, заманивает к себе мужчин: «Открыла глаза, светившие сквозь тёмно – русые волны волос и оперлась на локоть и видит: она качает слегка головою, она машет, она усмехается… Сердце его разом забилось…»

Русалка преследует во всём свою цель (мщение мачехе-ведьме) и, зная то, что она своей красотой может повлиять на человека, пользуется этим: «- Я готов на всё для тебя, моя панночка! – сказал он в сердечном волнении, - но как мне, где её найти?»

Левко помогает утопленнице, и в ответ она отвечает добром: «Чем наградить тебя, парубок? Я знаю, тебе не золото нужно: ты любишь Ганну; но суровый отец мешает тебе жениться на ней. Он теперь не помешает; возьми, отдай ему эту записку...“ Белая ручка протянулась, лицо ее как-то чудно засветилось и засияло... С непостижимым трепетом и томительным биением сердца схватил он записку и... проснулся». В традиционных представлениях также бытуют истории, в которых русалка благодарила людей за доброе отношение.

Таким образом, Н.В.Гоголь, создавая образ русалки в повести, следует народным представлениям о ней. Его русалка, так же как и традиционная, живет в воде, заманивает к себе мужчин, водит хороводы, внешне очень бледна. Вопреки большинству народных историй о русалках, в которых они несут смерть людям, гоголевская утопленница помогает главному герою. Но это так же не противоречит народным представлениям, т.к. известны истории, в которых русалки благодарили людей.

2.7. Образ русалки в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Мальчик рассказывает своим товарищам историю о слободском плотнике Гаврила такой невесёлый всё время. Как-то мужчина пошел в лес по орехи, заблудился и решил переночевать в лесу. Но только он задремал, как проснулся от того, что его словно кто-то зовет. Наконец Гаврила увидел сидящую на ветке «светленькую, беленькую» русалку, которая звала его к себе. Мужчина перекрестился – тут же русалка, которая до этого весело смеялась, расплакалась: «глаза волосами утирает, а волоса у нее зеленые, что твоя конопля». Гаврила баил, что голосок, мол, у ней такой тоненький, жалобный, как у жабы. И сказала русалка: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут же и пропала. А Гаврила с тех пор невеселый стал.

2.8. Образ русалки в балладе М.Ю. Лермонтова «Морская царевна» и в стихотворении «Русалка»

Ранняя любовная лирика Лермонтова имела конкретных адресатов. Точнее, она в подавляющем большинстве случаев была посвящена одной и той же особе – ветреной Екатерине Сушковой.

Этот странный роман длился без малого 10 лет и закончился громким скандалом: Лермонтов, разочаровавшись в избраннице, жестоко ей отомстил, скомпрометировав Екатерину Сушкову перед светским обществом, а потом еще и публично унизив. Отголоски этой мести можно найти в произведениях поэта: в стихотворении «Русалка» и в лирической балладе «Морская царевна».

Михаил Лермонтов никогда не увлекался народным творчеством и не пытался перекладывать на современный язык сказки, легенды и предания, сохранившиеся с незапамятных времен. Тем не менее, в его литературном наследии достаточно много произведений, которые основаны на фольклорных сюжетах. Одним из них является существующий миф о том, что человек, опустившийся на дно реки, становится жертвой прекрасных девушек-русалок, которые только и ждут того момента, чтобы заполучить в свое царство красивого юношу, который, возможно, согласиться взять одну из них в жены.

В стихотворении «Русалка», написанном в 1836 году, Михаил Лермонтов хоть и опирается на древний миф, однако все же пытается его опровергнуть. По его мнению, заполучив очередную жертву, русалки испытывают ни с чем не сравнимую тоску, так как понимают, что их мечта о замужестве стоит жизни очередному молодому человеку, спасти которого даже им не под силу.

Свой подводный мир русалка описывает с нежностью и волнением, рассказывая о том, на дне реки существуют «хрустальные города», которые населяют стаи золотых рыбок.

Лермонтов отмечает: «И пела русалка – и звук её слов/ Долетал до крутых берегов».

Для создания её образа, поэт использует такие выражения, как «озаряема полной луной» и «полна непонятной тоской».

Именно между Екатериной Сушковой и бездушной русалкой проводит поэт очень тонкую параллель, намекая на то, что этой женщине никогда не удастся вымолить у него прощение за все те низкие поступки и насмешки, которые Лермонтову довелось стерпеть от этой надменной красавицы.

В лирической балладе поэта под названием «Морская царевна», написанной в 1841 году, незадолго до трагической гибели автора, в образе сказочного персонажа легко угадывается все та же Екатерина Сушкова, которая из прекрасной морской царевны превращается в жуткое чудище, пытающееся заманить царевича в море. «Хвост чешуею змеиной покрыт, весь замирая, свиваясь, дрожит», — отмечает автор, иронизируя над своей жертвой и, одновременно, представляя ее в неприглядном свете.

Также, при описании русалки, Лермонтов использует выражения «В косу вплелася морская трава» и «Синие очи любовью горят».

Лермонтов не желает признаваться в том, что и сам поддался соблазну, попав в умело расставленные сети искусительницы. В стихотворении он отождествляет себя с царевичем, который легко раскусил хитроумный план морской царевны, вытащив ее на берег, где она превратилась в чудовище. Эта часть произведения глубоко метафорична, так как в реальной жизни поэт также публично разоблачил свою избранницу при свидетелях именно в тот момент, когда Екатерина Сушкова этого меньше всего ожидала. Резюме баллады довольно лаконично, но при этом содержит некую двусмысленность. «Едет царевич задумчиво прочь. Будет он помнить про царскую дочь!», — отмечает автор, подчеркивая, что образ Екатерины Сушковой по-прежнему живет в его сердце.

2.9. Образ русалки в стихотворении Л.А. Мея «Русалка»

Лев Александрович Мей, русский поэт, тонкий лирик, посвятил балладу «Русалка» своей жене Софье Григорьевне Мей. В балладе он также использует привычный образ народной фантазии – русалку.

Сюжет этого произведения почти совпадает с сюжетом поэмы А.С.Пушкина «Русалка». Героиня вспоминает, как когда-то была молодой, любимой дочкой в семье, первой красавицей на селе, трудолюбивой, умелой, весёлой и озорной. Полюбила деревенского парня, но была жестоко обманута им:

«Так ей полюбился, словно душу вынул,Да и насмеялся – разлюбил и кинул.Позабыл голубку сизокрылый голубь –И остались бедной смех мирской да прорубь…»

Бросилась красавица в прорубь и стала русалкой. А теперь ей постоянно видится храм божий, привлекает колокольный звон, который напоминает ей родимое село, мать – старушку. Хочет помолиться, но нельзя русалке молиться:

«Сотворить молитву забытую хочет –Нет для ней молитвы – и она хохочет…»

Вывод по главе 2

В литературе русалка в основном прекрасная девушка; не имеет души; часто имеет красивый голос; всегда взаимодействует с людьми; чаще имеет рыбий хвост, однако каждая героиня имеет свои отличительные черты.

Глава 3. Образ русалки в живописи

В мировой живописи русалки также как и в литературе, отличаются друг от друга. Нами была изучена 21 картина.

На 12 из них русалка – это девушка с человеческими ногами:

С.П. Панасенко (Михалкин), «Русалка»(1992)К.Е. Маковский, «Русалки»(1879)И.Н. Крамской, "Майская ночь"(1871)В. Прушковский, «Русалки»(1877)Г.Дж. Дрейпер, «Морская Дева»(1894)Г.Дж. Дрейпер, «Дух пены»(1892)Ф.Заска, 3 картиныГ.Дж. Дрейпер, «Морской ребёнок»Г.Дж. Дрейпер, «Морская мелодия»Ф.А. Моллер, «Русалка»

На 7 картинах русалка наоборот изображена девушкой с рыбьим хвостом:

Н.Н. Сперанский, «Разговор с русалкой»С.С. Соломко, «Русалка и Фавн»(1904)Д.У. Уотерхаус, «Русалка»(1901)Дж. Кольер, «Земной младенец»У. Брекспер, «Сирена»Г. Каффери, «Юная сирена»А. Бёклин, «Штиль»(1886)

На 2 картинах мы даже видим, как русалка с рыбьим хвостом при выходе из воды приобретает человеческие ноги:

Г.Дж. Дрейпер, «Одиссей и сирены»(1909)Д.У. Уотерхаус, «Сирена»(1900)

Практически на всех картинах русалка очень красива, часто имеет длинные волосы.

Глава 4. Образ русалки в скульптуре

В скульптуре образ русалки тоже присутствует. Нами была найдена информация о 7 скульптурах русалок. 5 из них – девушки с рыбьим хвостом, 2 – с человеческими ногами.

Знаменитая бронзовая скульптура Русалочки установлена в Копенгагене в августе 2001 года. В августе 2003 жители Копенгагена отметили 90-летие памятника героине сказки Андерсена. Вечно юная Русалочка давно стала всеобщей любимицей. Она будоражит фантазию детей и вдохновляет поэтов, художников и музыкантов. В столице Дании морская дева ежегодно становится центральным персонажем праздничных народных гуляний.

В августе 2003 года бронзовая скульптура Русалочки установлена на берегу озера Смолино в Челябинске. Копия датской Русалочки из камня стала украшением пляжа Центра реабилитации пострадавших от радиации — санатория «Смолино».

Скульптура «Русалка Арзы». Легенда рассказывает: в те времена, когда Крым был порабощен турками, в Мисхоре жила черноглазая девушка, красавица Арзы, которая любила юношу из дальней горной деревни. Но девушку приметил старик Али-Баба. Поговаривати, что старик занимается нехорошим делом: похищает красивых девушек и увозит на своей фелюге в Стамбул для продажи в гаремы. В день свадьбы Арзы взяла кувшин и пошла на берег, чтобы проститься с морем и с любимым источником, из которого каждый день набирала воду. Арзы подставила кувшин, и холодная влага звонкой струей побежала в сосуд. В эту минуту из-за скалы выскочили Али-Баба и его слуги. Накинув покрывало на девушку, разбойники быстро внесли ее на фелюгу, которая сразу же отошла от берега. В Стамбуле Али-Баба продал красавицу Арзы в гарем самого султана. Плакала и тосковала по родине Арзы. Родила она мальчика, но счастлива не была. И ровно через год, на закате солнца, невольница поднялась на угловую башню султанского сераля и бросилась в золотые волны Босфора. В тот же вечер печальную русалку с младенцем впервые увидели жители Мисхора. Она вышла из морской воды, подошла к пересохшему источнику и в нем снова зажурчала вода.

В 1983 году у подножия легендарного утеса, вдающегося в Рейн, установили бронзовую статую Лорелеи 5-метровой высоты. Наклонив голову, девушка без устали причесывает золотые волосы, глядя на свое отражение в реке. Годы, увы, наложили на эту Лорелею свой отпечаток: бронза сильно почернела. Но проплывающие на пароходах люди все равно не могут оторвать от нее глаз.

Скульптура-фонтан русалки Су Анасы установлена в 2000 г. в г.Казань. Автор — И. Н. Башмаков. Су анасы (водяная мать) — дух воды, существо женского пола, примерно то же, что русалка. Атрибутами водяной считаются золотые ведра или золотая гребенка. Су анасы обитает как в больших, так и в малых реках. Если в руки ей попадется человек, то она уже его не отпустит. Ловит она людей вечером, когда те купаются, хотя может схватить человека и днем.

Я видела эту скульптуру сама, и именно она вдохновила меня на написание этой исследовательской работы.

Также, Су Анасы в виде мозаики изображена на стенах одной из станций Казанского метрополитена – станции Габдуллы Тукая, ведь она является персонажем его поэмы «Су Анасы», в которой татарский народный поэт называет её «водяной ведьмой» с «растрепавшимися косами», которые она расчёсывает «чудным золотым гребнем».

В Варшаве целых две Русалочки – Сиренки. Сиренка — символ города Варшава. Через весь город в своих низких песчаных берегах без набережных, без гранита течет река Висла. По одной из многочисленных легенд в этой реке жила русалочка Сиренка. Одна из скульптур расположена набережной Вислы.

По другой легенде она жила в ручье, который начинается на площади Рынка. В этой части Старе Място есть памятник-фонтан Сиренки, задорно поднявшей меч и прикрывающей щитом обнаженную грудь.

Теперь русалочка изображена на гербе Варшавы.

Глава 5. Образ русалки в музыке

Существуют и музыкальные произведения, в которых встречается образ русалки. Нами было проанализировано 4 оперы.

«Дева Дуная» (иначе «Дунайская русалка» – опера-феерия, написанная в 1798 г. австрийским композитором Ф. Кауэром по пьесе К. Ф. Генслера «Дунайская нимфа». В основу положена немецкая легенда о бедной девушке Лорелее и её любви к богатому рыцарю, предавшему её. Лорелея от невыносимого горя бросилась со скалы Лорелей в Рейн и превратилась в русалку. Однако общий сюжет представляет собой не трагедию, а комедию: русалочью жизнь на речном дне и в водной стихии.

«Русалка» – опера Антонина Дворжака на либретто чешского писателя Ярослава Квапила. Девятая по счёту, «Русалка» является самой известной оперой Дворжака и единственной, часто ставящейся за пределами Чехии. Самая известная ария из неё — «Měsíčku na nebi hlubokém…» («Месяц мой, в дальнем поднебесье…») В опере русалка, дочь Водяного, влюбляется в Принца. Колдунья — Баба-Яга помогает ей. Русалка получает человеческую душу, но становится немой. Принц полюбил её и забирает в замок. Спустя некоторое время он уже думает о Княжне и собирается на ней жениться. Русалка возвращается в болото и становится блуждающим болотным огоньком. Когда Принц, понявший, что он потерял настоящую любовь, ищет Русалку на берегу, она говорит ему, что её прикосновение отныне для него — смерть. Но он не хочет без неё жить, целует её и умирает.

«Русалка» – опера А. С. Даргомыжского. В основу сюжета легла неоконченная поэма А. С. Пушкина, опубликованная после смерти поэта под названием «Русалка».

«Ундина» — вторая опера Петра Ильича Чайковского. Создавалась на уже готовое либретто В. А. Соллогуба, ранее (в изменённом виде) использованное в одноимённой опере композитора А. Ф. Львова. В основе — поэма Фридриха де ла Мотт Фуке, — одно из любимейших литературных произведений семьи Чайковских.

Образ русалки в операх совпадает с её образом в произведениях, на которые написаны эти оперы.

Глава 6. Образ русалки в кинематографе

В кинематографе образ русалки сильно размыт. Возможно, именно поэтому он столь привлекателен для массового зрителя. Фильмы про русалок чрезвычайно по-разному преподносят зрителям этот образ. Это может быть и прекрасное загадочное существо типа феи, или практически настоящая девушка, только обитающее в морских глубинах. Русалками в кинолентах, сделанных по сюжетам греческой мифологии, являются и сирены, смертельно опасные для мореплавателей морские обитатели. Эти мифические создания приносят погибель всем, кому случится их увидеть и услышать, завлекая к себе жертву сладкоголосым пением.

В кино русалкой чаще является совершенно не опасное для человека создание с рыбьим хвостом или без него, перекочевавшие в кинематограф из художественной литературы, сказок Г.Х. Андерсена или А.С. Пушкина. Такие фильмы про русалок не несут в себе ничего пугающего или ужасного, и являются лишь доброй сказкой, или фэнтези про любовь и дружбу. Однако бывают и исключения: в фильме «Гарри Поттер и Кубок огня» русалка выглядит вот так:

Атрибутом русалки в кинематографе являются распущенные, чаще светлые, волосы. Надо понимать, что русалка – это не человек, или “не совсем человек”, хотя и не всегда враждебное к человеку в фильме существо. Чаще всего в кинематографе русалки тянутся к людям, хотят походить на них внешне и стремятся к общению с обычными людьми с целью заполучить любовь “прекрасного принца” и даже стать обычным человеком, приняв обычный людской облик.

Жанровая тематика чрезвычайно широка. Это и приключенческие фильмы, и фэнтези, иногда и фильмы ужасов, и драмы, и подростковые или взрослые комедии, и фильмы для детей, и мелодрамы для взрослых. Все, кому небезынтересно познакомиться с этими неоднозначными персонажами и поразмыслить над их судьбой, смогут выбрать себе любой фильм про русалок по душе в любом из представленных жанров.

Список наиболее известных фильмов о русалках:

Аквамарин

H2O: просто добавь воды

Девушка из воды

Сабрина под водой

Моя мама русалка

Глава 7. Образ русалки в современном мире

В современном мире интерес людей к образу русалки не был потерян.

Русалки встречаются в современных компьютерных играх:

Приключения Русалочки и ее друзей — детский квест.

Русалочка: Волшебное Приключение — интерактивная игра для детей.

Раса русалок и тритонов присутствует во вселенной игр Disciples.

Раса амфибий, превращаются в русалок существуют в игре Perfect World.

Русалки присутствуют в игре Heroes of Might and Magic IV.

LEGO Pirates of the Caribbean: The Video Game.

Новая мода у будущих мам: фотосессия в образе русалки

Современный мир — это постоянные вызовы и конкуренция, всегда хочется хоть как-то удивить всех и показать, что ты являешься необычным человеком.

Вот и беременные женщины, находясь в ожидании появления на свет своего долгожданного ребенка, решили хоть как-то отличиться и сделать что-то памятное в момент своего необычного положения, запустив в Сети фото флешмоб, главной задачей которого является создать необычный снимок в облике русалки.

Только посмотрите на некоторые снимки, которые мы подготовили ниже, чтобы вам стало ясно о чем мы говорим. Здесь будущие мамочки, лежа на берегу с 3,5 кг малышами в утробе, предстают перед пользователями соцсетей в виде настоящих сказочных русалок. Фотографии действительно незабываемые и они по праву должны занять достойное место в семейном альбоме.

Макияж — нанесение на кожу лица различных видов декоративной косметики с целью украшения, а также камуфлирования существующих изъянов. Макияж является разновидностью грима. В современном мире макияж можно считать искусством. Широкую популярность обретают видео, связанные с ним. Так называемые «бьютиблоггерши» не обошли стороной и образ русалки.

Русалок часто можно увидеть в работах современных иллюстраторов.

1) Renee Nault

2) Silvia Lugli

3) Габриэль Пачеко

Глава 8. Заключение

Мифологический образ русалки имеет большое количество вариаций, поэтому и у творцов русалки имеют разный внешний вид и характер. Но главное, что объединяет всех возможных русалок – это то, что существо непременно должно быть связано с водой.

Изучив творения разных авторов, мы выяснили, что на образ русалки влияют именно мифы, а не принадлежность к определённому времени и стране.

Мир легенд и тайн манил к себе во все времена и века, желание соприкоснуться с ним будоражит фантазию и буквально заставляет создавать шедевры мирового искусства. Всех деятелей искусства привлекало, привлекает и будет привлекать сочетание в образе русалки волшебства, таинственности и красоты, поэтичности и трагизма, любви и смерти.

Тайные и загадочные творения, в которых встречается этот образ, завораживают и очаровывают людей по сей день, формируя их представления о русалках.

В результате анкетирования (см. Приложение 2), проведённого среди начальных, средних, старших классов и учителей (всего было опрошено 343 человека), выяснилось, что большинство людей считает, что русалка – прекрасная девушка с хвостом рыбы, у которой есть душа. Также, большинству людей русалки нравятся и ответом на вопрос «Если бы вы встретили русалку, что бы вы сделали?» большинство выбрало вариант б) захотели поговорить. Большинство опрашиваемых не верит в русалок.

На основе результатов анкетирования нами были составлены диаграммы (см. Приложение 4).

Список использованной литературы

Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М.: Индрик, 1995

Мифологический словарь под ред. Е.М.Милетинского. М., Советская энциклопедия, 1991

Славянская мифология. Словарь-справочник. М., 1998

Юдин А. Русская традиционная народная духовность. – М.: Интерпракс, 1994

Приложение 1

Автор

Название произведения

Жанр

Год написания

Образ русалки

Характеристика,слова автора

Ноги/хвост

Отношения с людьми

Г.Х. Андерсен

«Русалочка»

сказка

1837

«Нежная и прозрачная, как лепесток розы, с глубокими синими, как море, глазами»

Срок жизни – три сотни лет

Русалочка имела прекрасный голос

Души у русалочки не было. Обрести её она могла только выйдя замуж за принца

Рыбий хвост, на котором она для обозначения сана носят определённое количество устриц

«Больше всего любила русалочка слушать рассказы о людях, живущих наверху, на земле»Любила принца, убила себя из-за него и превратилась в морскую пену

А.Н. Толстой

«Русалка»

сказка

1910

«Тёмная рыбина»; «И на столе вытянула зелёный плес, руки сложила, спит русалка, личико – спокойное, детское…»; «грудь у неё дышит, как у человека»; «добыча»

Не имеет души

Рыбий хвост

Вредила деду, пользовалась им, в конце произведения убила его

О. Уайльд

«Рыбак и его душа»

сказка

1891

«Ее волосы были подобны влажному золотому руну, и каждый отдельный волос был как тонкая нить из золота, опущенная в хрустальный кубок. Ее белое тело было как из слоновой кости, а хвост жемчужно-серебряный. Жемчужно-серебряный был ее хвост, и зеленые водоросли обвивали его. Уши ее были похожи на раковины, а губы - на морские кораллы. Об ее холодные груди бились холодные волны, и на ресницах ее искрилась соль»

У Девы был прекрасный голос

Не имеет души

Хвост

Любила рыбака

А.С. Пушкин

«Русалка»

поэма

1819

Дочь мельника, утопившаяся в Днепре из-за несчастной любви

Русалка Пушкина - прекрасная дева с длинными волосами.

Она коварна, жестока, хитра

Имеет ноги, поэтому она свободно может выходить на берег

Русалки свободно всплывают на поверхность и могут разговаривать с людьми, пугать их, смеяться, петь

Днем русалки любят заниматься рукоделием, а вечером всплывают на поверхность, чтобы поиграть друг с другом или попугать людей, спутать сети рыбакам

Русалки не любят людейГлавная героиня становится царицей русалокИ главная ее цель - отомстить своему возлюбленному за предательство, заманив его на дно, навредить, причинить боль. Русалке чужды земные чувства и отношения

Ф. де ла М. Фуке

«Ундина»

повесть

1811

Ундина – дочь морского царя, который посылает ее на землю, чтобы обрести душу, и для этого подкидывает ее маленькой девочкой к дверям хижины бедного рыбака

«Белокурая девушка поразительной красоты»

Ундина не имеет души и может получить ее только, если ее полюбит человек, и если она выйдет за него замуж.

Ноги

Ундина изначально любит Гульбранда, но убивает его, так как должна была умертвить человека, изменившего ей

Н.В. Гоголь

«Майская ночь, или Утопленница»

повесть

1829

Несчастная панночка, утопленница

Появлению русалки в главе «Утопленница» предшествует описание благоухающего ночного пейзажа: «неподвижный пруд», «раскаты соловья», «странное упоительное сияние», «серебряный туман»

Прекрасная девушка - «Бледная, как полотно, как блеск месяца; но как чудна! Как прекрасна!»Русалки Гоголя водят хороводы

«Открыла глаза, светившие сквозь тёмно – русые волны волос и оперлась на локоть и видит: она качает слегка головою, она машет, она усмехается…»

Ноги

Гоголевская русалка заманивает к себе мужчин

Русалка преследует во всём свою цель(мщение мачехе-ведьме) и, зная то, что она своей красотой может повлиять на человека, пользуется этим

Помогает главному герою

И.С. Тургенев

«Бежин луг»

рассказ

1851

«Светленькую, беленькую»; «глаза волосами утирает, а волоса у нее зеленые, что твоя конопля»Нет души(нельзя молиться)

Хвост

Сидит на дереве, заманивает человека

М.Ю. Лермонтов

«Русалка»

стихотворение

1832

«И пела русалка – и звук её слов/ Долетал до крутых берегов»; «озаряема полной луной» и «полна непонятной тоской»

-

Заманивает людей на дно

«Морская царевна»

баллада

1841

«Хвост чешуею змеиной покрыт, весь замирая, свиваясь дрожит»; «В косу вплелася морская трава»; «Синие очи любовью горят»

Хвост

-

Л.А. Мей

«Русалка»

стихотворение

1850

Сюжет этого произведения почти совпадает с сюжетом поэмы А.С.Пушкина «Русалка» - героиня вспоминает, как когда-то была молодой, любимой дочкой в семье, первой красавицей на селе, трудолюбивой, умелой, весёлой и озорной; полюбила деревенского парня, но была жестоко обманута им

Бросилась красавица в прорубь и стала русалкой

Нет души(не может молиться)

-

-

Приложение 2

Кто такие в вашем представлении русалки?

а) девушка с хвостом рыбы;

б) дух утопленницы;

в) девушка с человеческими ногами

Русалки – это …а) прекрасные девушки;б) ужасные и страшные существа

Есть ли у русалки душа? (да, нет)

Вам нравятся русалки? (да, нет)

Если бы вы встретили русалку, что бы вы сделали?

а) убежали;

б) захотели поговорить

Вы верите в русалок? (да, нет)

Приложение 3

Страна

Название

Характеристика

Индия

Нимфы

Имеют человеческий облик, искусно играют на лютне, необычайно красивы и соблазнительныНикогда не губят мужчин

Греция

Сирены

Прекрасные девы с рыбьим хвостом вместо ног и птичьими когтямиОчаровательными голосами зачаровывают мореплавателей

Сербия

Вилы

Крылатые красавицы с прозрачным телом, дети туч, хозяйки чистых родников, духи гор, озер и колодцевНосят длинные волшебные платьяРазгневавшись, способны убить взглядомЕсли им, когда они танцуют, удаётся затащить в свой хоровод юношу - зачаруют

Германия

Ундины

Духи воды, красавицы с роскошными волосами, прекрасно сложенные, длинноногие

Прибалтика

Наре

Обитательницы рек и озер; красавицы; до пояса – женщины, ниже – рыбы Топят людей

Ирландия

Мерроу

Дальние родственницы морских дев, красавицы с перепонками между пальцев рук и рыбьими хвостами Благосклонно относятся к людям и часто влюбляются в смертныхПорой выходят на берег в облике маленьких лошадок, а под водой им позволяют жить красные шапочки с перьями

Средняя Азия

Су-къзлар

Красавицы; наполовину девы, наполовину рыбыУ них голубые глаза, золотые косы, изогнутые брови, круглые подбородки, белая кожаЕсли увидят человека, бросаются в воду и больше не появляются

Приложение 4

Просмотров работы: 4919