Образ куклы в литературе

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ куклы в литературе

Чеботарь  А.Е. 1
1МАОУ лицей имени Героя России Веры Волошиной
Лисютина  Т.Н. 1
1МАОУ лицей имени Героя России Веры Волошиной
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы –

самая загадочная;

без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».М. Е. Салтыков-Щедрин.

1. Выбор темы-проблемы

1.1. Актуальность темы исследования.

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы подсознательно тянутся к размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Бесценным источником знаний о русской культуре является народное творчество. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является народная обрядовая кукла. Гипотеза:Древнее искусство создания традиционных народных обрядовых кукол актуально и востребовано в современном мире, чтобы понимать лучше искусство, культуру и литературу своего народа, нужно знать традиции и верования, представления населения.

1.2. Цель работы: исследовать историю возникновения кукол, проанализировать образы кукол в литературных произведениях школьной программы.

Задачи:- Изучить историю возникновения кукол;- определить актуальность обрядовых кукол в жизни наших предков;- провести анкетирование среди учениц 7 класса.

1.3. Объект исследования: куклы в произведениях литературы.Результаты исследовательской работы позволят подчеркнуть уникальность истории возникновения кукол и их роли в произведениях литературы.

2. Теоретические исследования.

2.1. Из истории возникновения кукол

Кукла появилась задолго до письменности. Тряпичная кукла неплохо сохранилась, ей больше 2000 лет. Куклы... на протяжении тысячелетий они являются неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Она сопровождает человека от колыбели до школьной скамьи. Возраст самых древних кукол найденных археологами насчитывает около 4 тыс. лет. Маленькие фигурки, которые иногда представляли из себя грубый чурбанчик без рук и ног, не предназначались для игр, а имели культовое значение - куклы хоронились вместе с хозяином в качестве погребального дара, чтобы умерший не был одинок.

Первые куклы-манекены стали создаваться во Франции, призванные демонстрировать наряды. Во второй половине 17 века французы создают прекрасных пандор.

Кукла Пандора. Франция, 17 век

В России кукольное ремесло развивалось своим особым путем. Центрами народного кукольного промысла считались Городец, Богородское . Кукол любили, берегли, передавали по наследству. Столицей кукольного царства является Сергиев Посад. Сергий Радонежский в монашеском уединении вырезал из дерева игрушки и отдавал их детишкам, которых приводили с собой богомольцы.

Кукол делали народные мастера. Сначала кукол изготовляли как оберег, без лица ( нельзя было чтоб кукла походила на человека), голова и туловище набивались подручными материалами.

Позже для богатых людей делались великолепные куклы на заказ. Лицо делалось из фарфора, волосы были натуральные. А бедные сами делали своим детям эти виды игрушек из всяческих подручных материалов, это могли быть опилки, лоскутки тканей, солома.

В 1949-1950 годах наладилось производство кукол из прессованных опилок. Ими набивали голову и туловище. Кукол набивали, грунтовали и проклеивали лаком. Поэтому игрушка была очень тяжелая, и с ней нужно было аккуратно обращаться, иначе из нее посыпались бы опилки. Вскоре кукол из прессованных опилок заменили гутаперчивые куклы. Они вытеснили прессованных, т.к. в их было вложено тепло рук и душа тех, кто мастерил эти игрушки. Голова, руки, ноги их были сделаны из гутаперча. Тело было набито опилками или ватой.А сейчас коллекционеры покупают коллекционных кукол. Таких экземпляров может быть один ила максимум два. Они сделаны вручную. Их головы и тела смастерены из фарфора. Волосы натуральные. А их наряды отображают быт царского времени и быт простых людей.

3. Практическое исследование

3.1. Проведение анкетирования

Я провела опрос среди своих одноклассников с целью выяснения отношения детей и родителей к куклам.

Вопросы анкеты:

1. Есть ли у Вас дома куклы?

2. Кому принадлежит кукла в Вашем доме?

3. играете ли Вы в куклы?

4. Играли ли Ваши родители в куклы?

5. Какие произведения с участием кукол - героинь Вы знаете?

6. Какие качества кукол - героинь Вам нравятся больше всего?

3.2.Анализ произведений школьной программы, где героями являются куклы:

Все мы любим игрушки. Но не всем удается так выразить свою любовь, как это сделали писатели. И оставили нам такое замечательное наследие — оживили игрушки под волшебным писательским пером.

В произведениях мировой художественной литературы есть множество примеров, когда рядом с героем появляется игрушка, и её можно рассматривать как художественную деталь, как своеобразный прием характеристики героев. Игрушка дополняет психологический портрет своего хозяина. Рассмотрим на примере произведений, включённых в школьную программу, самые яркие и определим их функцию. Нередко излюбленной игрушкой героинь художественных творений становились куклы. Одной из первой кукол, с которой я встретилась при чтении произведений школьного курса, была кукла – красавица из рассказа В.Г. Короленко “В дурном обществе”. Именно кукла повлияла на душевное и физическое состояние героев. Дети из обеспеченной семьи во имя спасения своей новой знакомой, у которой не то, что игрушек, куска хлеба порой не было, готовы пойти на любые жертвы. Нарушая запреты, они приносят безнадёжно больной Марусе куклу – мечту любой девочки.

«У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери».

На эту куклу Вася возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать ее на время:

Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле».

И каким же оказалось воздействие куклы Сони на Марусю?

«…Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой... Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами.»

В данном случае кукла похожа на чудесного помощника – подарок матери, который, ненадолго, к сожалению, но спасает героиню, дарит ей минуты счастья, она лучше разных лекарств помогает Марусе. Именно игрушка «оживила» героиню, наполнила ее жизнь радостью и смыслом. А её новые друзья демонстрируют не детскую самостоятельность, ответственность, способность к милосердию и состраданию. К сожалению, это были недолгие минуты счастья в семье Тыбурция:

«Маруся опять слегла, и ей стало еще хуже; лицо ее горело странным румянцем, белокурые волосы раскидались по подушке; она никого не узнавала. Рядом с ней лежала злополучная кукла, с розовыми щеками и глупыми блестящими глазами. Мы решили, что куклу необходимо унести обратно, тем более что Маруся этого и не заметит. Но мы ошиблись! Как только я вынул куклу из рук лежащей в забытьи девочки, она открыла глаза, посмотрела перед собой смутным взглядом, как будто не видя меня, не сознавая, что с ней происходит, и вдруг заплакала тихо-тихо, но вместе с тем так жалобно, и в исхудалом лице, под покровом бреда, мелькнуло выражение такого глубокого горя, что я тотчас же с испугом положил куклу на прежнее место. Девочка улыбнулась, прижала куклу к себе и успокоилась. Я понял, что хотел лишить моего маленького друга первой и последней радости ее недолгой жизни».

Дети жертвуют самым дорогим во имя спасения другого. И этот поступок делает детей лучше и сильнее. Жестокий урок преподносит жизнь Соне и её брату. Кукла – это подарок Соне от ее умершей матери. Им дорожили все члены семьи судьи. И вдруг куклу не могут нигде найти. Кроме Васи, ее не мог взять никто. И отец устраивает сыну допрос:

Лицо отца было бледно, глаза горели гневом. Я весь съежился.

- Ну, что же ты?.. Говори! - И рука, державшая мое плечо, сжала его сильнее.

- Н-не скажу! - ответил я тихо.

- Нет, скажешь! - отчеканил отец, и в голосе его зазвучала угроза.

- Не скажу, - прошептал я еще тише.

- Скажешь, скажешь!..

Он повторил это слово сдавленным голосом, точно оно вырвалось у него с болью и усилием. Я чувствовал, как дрожала его рука, и все ниже опускал голову; слезы одна за другой капали из моих глаз на пол, но я все повторял едва слышно:

- Нет, не скажу... никогда, никогда не скажу вам... Ни за что!

В эту минуту во мне сказался сын моего отца. Он не добился бы от меня иного ответа самыми страшными муками. В моей груди, навстречу его угрозам, подымалось едва осознанное оскорбленное чувство покинутого ребенка и какая-то жгучая любовь к тем, кто меня пригрел там, в старой часовне.

Угрозы со стороны отца реальны. Но любовь к новым друзьям сильнее любых угроз. Читатель замирает: посмеет ли отец ударить сына? На помощь мальчику пришел старший друг из подземелья- пан Тыбурций:

- Эге-ге!.. Я вижу моего молодого друга в очень затруднительном положении...

Отец встретил его мрачным и удивленным взглядом, но Тыбурций выдержал этот взгляд спокойно. Теперь он был серьезен, не кривлялся, и глаза его глядели как-то особенно грустно.

- Пан судья! - заговорил он мягко. - Вы человек справедливый... отпустите ребенка. Малый был в "дурном обществе", но, видит бог, он не сделал дурного дела, и если его сердце лежит к моим оборванным беднягам, то, клянусь, лучше велите меня повесить, но я не допущу, чтобы мальчик пострадал из-за этого. Вот твоя кукла, малый!

Он развязал узелок и вынул оттуда куклу.

Что дальше? Дальше начался разговор между двумя взрослыми мужчинами, после которого судья подошел к сыну внутренне совершенно другим человеком:

- Я виноват перед тобою, мальчик, и ты постараешься когда-нибудь забыть это, не правда ли?

Теперь я его уже не боялся.

- Ты отпустишь меня теперь на гору? - спросил я, вспомнив вдруг приглашение Тыбурция.

- Да-да... Ступай, ступай, мальчик, попрощайся, - ласково проговорил он все еще с тем же оттенком недоумения в голосе.

Да, история знакомства детей разных социальных слоев, их дружба, и особенно эпизод с куклой заставил и детей и взрослых по- иному взглянуть на окружающий мир, стать добрее как к самым близким людям, так и к мало знакомым.

Смерть маленькой Маруси оставила глубокий след в душах героев:

Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали эту могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей березы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями, первыми планами крылатой и честной юности.

Когда же пришло время и нам оставить тихий родной город, здесь же, в последний раз, мы оба, полные жизни и надежды, произносили над маленькою могилкой свои обеты.

Вывод: История с куклой становится в данном случае шагом на пути к взрослению и становлению личности, является средством связи мира взрослых и детей, способствует возникновению диалога ребёнка со взрослым.

2. В рассказе Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» представлена кукла из глины, сделанная русским офицером Жилиным для татарской девочки Дины. Жилин с Костылиным попадают в плен к людям другой веры. Жизнь в плену тяжела. Чтобы хоть как- то ее скрасить, Жилин то сидит и что-нибудь рукодельничает: или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье мастер был:

Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу. Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Динка увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются. Жилин снял куклу, подает им. Они смеются, а не смеют взять. Оставил он куклу, ушел в сарай и смотрит, что будет? Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала.

Что же стала делать Дина с этой куклой?

На утро Жилин смотрит, на зорьке Дина вышла на порог с куклой. А куклу уж лоскутками красными убрала и качает, как ребенка, сама по-своему прибаюкивает.

В суровой жизни горцев кукла стала для Дины настоящим дорогим подарком. Но что случилось дальше?

Вышла старуха, забранилась за нее, выхватила куклу, разбила ее, услала куда-то Дину на работу.

Может быть, на этом радость девочки и закончилась? Но нет. Завязавшаяся дружба между пленником и Диной нашла продолжение:

Сделал Жилин другую куклу, еще лучше, — отдал Дине.

Дина полюбила куклу, а продолжила дружбу и с мастером, человеком другой веры, культуры, и помогла ему бежать из плена. Он стал для неё тем, кто смог понять её детский мир.

Вывод: диалог между взрослым и ребёнком из двух разных миров оказался возможным благодаря глиняной кукле.

3. Еще одно произведение школьной программы - рассказ Евгения Ивановича Носова «Кукла». Этот рассказ автобиографичен. Сначала он назывался «Акимыч». Зачем переименовали рассказ? Кто такой Акимыч? Это один из героев произведения, сослуживец рассказчика:

Выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он — в Углич.

Начинается рассказ с описания природы:

В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.

Пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний.

Рассказчик в очередной раз едет в знакомые места. Поехал и не узнал реки:

Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав,прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».

Вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло». Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».

Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей. Кто виноват в трагическом состоянии природы? Почему люди? Какие они? Люди стали жестокими и бессердечными. Жестокость людей проявляется в глумлении, издевательстве над куклой.

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова даются следующие определения:

1. Глумиться-издеваться

2. Святотатство- поругание,оскорбление чего-нибудь заветного, святого

3. Варварство-грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям

4. Кощунство –оскорбительное отношение к чему-нибудь

Автор описывает куклу:

В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой.

Кого нам напоминает эта кукла? Носов подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком, ведь кукла имеет человеческий облик: «миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы».

Акимыч воспринимает глумление над куклой, как серьезную трагедию:

«Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.

Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы:

А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером — из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!.,

Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.

Воспринимая эту куклу как живое существо, он намерен похоронить куклу:

Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и опустил в сырую глубину ямы, Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.

Мои чувства при чтении этой сцены совпадают с чувствами Акимыча: на глазах слезы, трудно дышать. Точно такие же эмоции пережили и мои одноклассники. Кукла похоронена. Одной несправедливостью в этом мире стало меньше… И что? Теперь всё будет хорошо? Хотелось бы в это верить. Но.. Писатель не заканчивает на этом свой рассказ:

И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:

--- Всего не закопать..

Всего не закопать… Эти слова Акимыча надо понимать так: на Земле много зла, и в одиночку с ним не справиться. Бороться надо всем вместе. Нельзя быть равнодушным. Именно равнодушие приводит к проявлению зла, жестокости и даже к преступлению. Подтверждением этого могут служить слова польского писателя Бруно Ясенского:

Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство.

Вывод: отношение персонажа к кукле отражает его внутренний мир, учит бережно и гуманно относиться к окружающему миру, к людям, к природе.

4. Вывод по всей работе

В ходе анализа выбранных мною произведений были установлены следующие функции игрушки как художественной детали:

    •  

дополняет психологический портрет хозяина;

    •  

выступает в роли «чудесного помощника»;

    •  

оказывает влияние на персонажа и отражает его внутренний мир;

    •  

символизирует мечту, цель жизни;

    •  

способствует взрослению, становлению личности;

    •  

является средством связи мира взрослых и детей, способствует возникновению диалога ребёнка со взрослым;

    •  

формирует, отражает систему морально-нравственных качеств персонажа;

    •  

способствует определению социальной роли ребёнка в будущем: «репетиция» социальных ролей;

    •  

учит бережно и гуманно относиться к окружающему миру, к людям, к природе;.

5. Заключение.

Кукла существует уже много столетий. Она неотъемлемая часть жизни каждого человека. В моей работе была предпринята попытка изучить историю возникновения куклы, определить её роль в жизни людей и в судьбах героев художественных произведений. Для достижения главной цели исследования я обратилась к творениям литературы, включённым в школьную программу по литературе. Анализ текстов показал, что в произведениях художественной литературы игрушка является очень важной деталью, требующей дальнейшего изучения. Исследование по обозначенной теме будет продолжено, поскольку круг анализируемых произведений может быть расширен в 8-11 классах.

6.Список используемой литературы.

 

Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: Пособие для воспит. детск. сада / Коссаковская Е.А - М., 1997.

 

Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре // [Электронный ресурс] http://www.detskiysad.ru/igra/562.html

 

Народная кукла:[Электронный ресурс] //vedjena.gallery.

 

Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.

 

Славянская доктрина:[Электронный ресурс] //mirtesen.

7.Результаты анкетирования

Просмотров работы: 2434