Создание фильмоскопа и диафильма.

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание фильмоскопа и диафильма.

Насаев  Н.С. 1
1МОАУ "СОШ №85" г.ОРЕНБУРГ
Дерябина С.И. 1
1МОАУ "СОШ №85" г.ОРЕНБУРГ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Однажды мама рассказала мне, что в детстве у нее был диапроектор, на котором в свободное время она с друзьями и родителями смотрела пленки с интересными историями. Эти пленки назывались диафильмами. Меня заинтересовала эта информация, и я захотел узнать об этом больше.

В Интернете я обнаружил, что есть люди которые тоже этим интересуются. В 2012 году был создан фестиваль «Диазавр», на котором не просто вместе смотрят диафильмы, но и показывают созданные своими руками пленки. Его основательницей является Евгения Ставицкая. 13 октября в Москве, Санкт-Петербурге и Орле прошел шестой фестиваль самодельных диафильмов [9].

Мне тоже захотелось, сидя в темноте, вручную прокручивать пленку и на белой стене просматривать кадр за кадром интересные истории. Для этого мне нужны были диафильм и фильмоскоп. Но ни того, ни другого у нас дома не сохранилось. И тогда мне пришла в голову мысль, что можно сделать фильмоскоп своими руками, а потом придумать и нарисовать для него пленку диафильма, как это делают участники фестиваля «Диазавр».

Актуальность проекта

Зачем же мне понадобился фильмоскоп, когда вокруг меня столько приспособлений и гаджитов, на которых можно посмотреть фильмы, и даже маленький ребенок умеет ими пользоваться? Но все эти действия в основном машинальные, автоматически многократно повторяющиеся, направлены на развлечения. В них нет осмысленности, они ни чему нас не учат. С другой стороны совершенно незаслуженно забыты диафильмы. Ведь они способствуют развитию речи, воображения, памяти, образного мышления, повышению техники чтения и улучшению дикции. К тому же просмотр диафильма не создает такого напряжения для нервной системы ребенка и его зрения, как компьютер, телефон или телевизор. Поэтому возвращение фильмоскопа с диафильмом в нашу жизнь я считаю очень важным и нужным делом.

Цель проекта:

Создать фильмоскоп и диафильм, и, познакомив с ними своих друзей и одноклассников, дать им новую жизнь.

Задачи:

Изучить строение фильмоскопа и создать собственную конструкцию.

2. Придумать историю для диафильма.

3. Создать пленку с диафильмом.

4. Устроить просмотр диафильма вместе со своими друзьями.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Строение фильмоскопа

Старые аппараты для просмотра диафильмов называют диапроекторами. Выясним в чем различия между диапроектором и фильмоскопом. Диапроектор – это проекционный аппарат для демонстрации диапозитивов (слайдов) и других носителей на прозрачной основе с увеличением. Значит основное назначение диапроектора – это показ слайдов, хотя они могут показывать и диафильмы. Фильмоскоп – это проектор, предназначенный только для просмотра диафильмов. Поскольку я хочу создать аппарат для просмотра диафильмов, то мое устройство будет фильмоскопом [4].

Работа фильмоскопа основана на принципе диапроекции [1]. Диапроекция – это получение на экране увеличенного изображения при прохождении света от источника света сквозь прозрачный объект проекции на экран. Простейший фильмоскоп можно сделать по схеме изображенной на рис. 1 (см. приложения).

Источник света, излучает световую энергию во всех направлениях, вокруг него располагают зеркальный отражатель, благодаря этому значительная часть света направляется на объект проекции. Объектом проекции является наш диафильм. Между источником света и диафильмом находится конденсор, обычно он состоит из двух линз, но может и из одной. Конденсор предназначен для равномерного освещения объекта проекции [3].

Свет – это лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым [7]. Поэтому на схемах свет изображается лучом. Источник света располагается так, что лучи, выходящие из линзы конденсора образуют сходящийся световой поток. Он попадает на диафильм и проходит сквозь него. Объектив располагается приблизительно в фокусе линзы конденсора. Объектив тоже представляет из себя линзу. Он необходим для получения на экране четкого изображения. Изображение формируется за объективом и является увеличенным и перевернутым. Фокусировка объектива (наводка на резкость) осуществляется перемещением объектива вдоль оптической оси для совмещения создаваемого объективом изображения с поверхностью экрана.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Создание собственной конструкции

Изучив конструкцию фильмоскопа, я принялся за создание своего собственного прибора (рис. 2, см. приложения). В качестве источника света я выбрал диодную лампочку. Она создает мощный поток света и при этом мало нагревается. Поэтому не будет вызывать деформации пленки. Для того чтобы подключить лампочку к электрической сети в строительном магазине я купил патрон с пластиковым креплением и шнур с вилкой. Дома я присоединил шнур к патрону и ввернул лампочку, источник света был собран (рис.3).

Затем нужно было изготовить рефлектор. Я посмотрел видео в интернете и решил сделать его из пластикового стакана. Для того чтобы одеть его на патрон, я вырезал в дне стакана круглое отверстие с помощью прибора для выжигания (рис.4). Затем взял пищевую фольгу и клеем карандашом приклеил ее к стакану (рис.5). Край фольги укрепил скотчем. В качестве конденсора и объектива я решил использовать лупы с трехкратным увеличением. Основные элементы были подобраны и теперь оставалось собрать конструкцию в единое целое. Фильмоскоп я решил делать из картонной коробки подходящего размера (рис.6). Для увеличения жесткости я укрепил ее стенки переплетным картоном. Наибольшую сложность представляло подобрать две входящие друг в друга картонные трубы. Они должны свободно перемещаться друг в друге для наведения резкости и при этом не выпадать. Трубы необходимо было покрасить в черный цвет, чтобы свет меньше рассеивался (рис.7).

Источник света я прикрепил к задней стенке коробки с помощью болтов и гаек (рис.8). Рефлектор я приклеил к пластмассовому креплению клеем. Затем на рефлектор я надел лупу и приклеил ее к заранее сделанной конструкции для прохождения пленки скотчем и клеевым пистолетом (рис.9). Конструкция для прохождения пленки состоит из трех слоев переплетного картона. В наружных вырезаны окошки, а в среднем полоса для прохождения пленки (рис.10). Далее крепится труба большего диаметра, которая выходит за пределы коробки через вырезанное круглое отверстие(рис.11). В него вставлен труба меньшего диаметра на конце которой с помощью подъемного скотча и клеевого пистолета вклеена линза-объектив (рис.12).

Теперь необходимо провести первые испытания. Вставив имеющийся у нас кусок пленки, мы убедились что аппарат работает (рис.13). И изображение, которое он выдает перевернутое.

История для экранизации

Следующим этапом было создание самой пленки диафильма. Мне хотелось показать свою собственную историю. Незадолго до этого мы с мамой посмотрели в кинотеатре фильм «Пираты Карибского моря». И я под впечатлением решил написать сою собственную пиратскую историю. Историю эту я назвал «Приключения капитана Флинта». Мы оформили ее в виде буклета, который находится в приложении (рис.14).

Диафильм

Теперь нужно было нарисовать картинки к «Приключениям капитана Флинта», которые будут использоваться для диафильма. Существует много способов изготовления самодельных диафильмов. Кто-то царапает их на фотопленке, кто-то рисует на ней маркером [5, 8]. Я выбрал способ при котором диафильм распечатывается на прозрачную пленку на принтере [2, 6]. Пленку я решил сделать шире, чем с настоящими диафильмами. Рисовал я рисунки карандашом на бумаге (рис.15), потом обводил маркером (рис.16), чтобы линия была более видимой. Для того чтобы перенести их на компьютер, я отснял их с помощью фотоаппарата (рис.17). Затем, получившиеся изображения, я покрасил на компьютере в программе Фотошоп (рис.18). Полученный файл был распечатан на пленку, затем порезан на полоски и склеен. Получившуюся пленку можно увидеть на рис. 19 (см. приложение).

Показ диафильма в классе

Теперь все готово и можно показать мою работу друзьям (рис. 20). В один из классных часов я принес фильмоскоп в класс. Я объяснил ребятам его устройство и показал им, придуманный мною диафильм (рис. 21). Одноклассникам очень понравилось мое выступление. Они с удовольствием рассматривали фильмоскоп и пленку. Каждый хотел себя попробовать в роли создателя диафильма. Тогда мы договорились нарисовать рисунки и потом все их объединить в общую историю. Это будет диафильм, автором которого будет весь наш класс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, создав работающий фильмоскоп, я сумел привлечь внимание одноклассников к просмотру диафильмов и доказал, что существует гаджет, который может развивать и объединять людей в группу по интересам. Фильмоскоп сделал нас дружнее. После совместного просмотра с одноклассниками, мы решили придумать и нарисовать всем классом историю и создать по ней диафильм. Я думаю что теперь, создание новых диафильмов станет нашим общим увлечением!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Диаскопическая проекция. https://studopedia.su/1_29181_diaskopicheskaya-proektsiya.html (дата обращения: 08.09.2017).

Диафильм своими руками http://lanc.su/handmade/diafilm/ (дата обращения: 06.09.2017).

Для пионерской комнаты. http://rifmovnik.ru/lib/2/book16_3.htm (дата обращения: 08.09.2017).

Какой фильмоскоп или диапроектор выбрать? http://diafilm-nsk.ru/kakoi_filmoskop_vybrat.php (дата обращения: 09.09.2017).

Креативная физика для детей и их родителей. http://mariun.ru/nauchnyiy-master-klass-diafilm-svoimi-rukami/ (дата обращения: 05.09.2017).

Самодельный диафильм. https://webhamster.ru/site/page/index/articles/hmake/6 (дата обращения: 11.09.2017).

Современный толковый словарь русского языка Ефремовой https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/241843/Свет (дата обращения: 25.09.2017).

Техника - молодёжи 1954-09, страница 39. http://zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1954-09--num39 (дата обращения: 12.09.2017).

Фестиваль «Диазавр». https://daily.afisha.ru/archive/gorod/archive/diazavr-fest/ (дата обращения: 06.09.2017).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рис. 1. Схема фильмоскопа.

1 – источник света; 2 – зеркальный отражатель (рефлектор); 3 – линза конденсора, 4 – объект проекции, 5 – объектив, 6 – изображение объекта проекции, 7 – проекционный экран.

Рис. 2. Моя модель фильмоскопа.

1 – источник света, 2 –рефлектор, 3 –конденсор, 4 – отверстие для пленки, 5 –труба большего диаметра, 6 – труба меньшего диаметра, 7 – объектив.

Рис. 3. Сборка источника света

Рис. 4. Прорезаю дырку для крепления рефлектора

Рис. 5. Оклеивание рефлектора фольгой

Рис. 6. Коробка, из которой будет сделан фильмоскоп

Рис. 7. Крашу трубу для объектива

Рис. 8. Креплю источник света к коробке

Рис. 9. Закрепляю лупу, которая будет конденсором

Рис. 10. Устанавливаю приспособление для протягивания пленки

Рис. 11. Делаю отверстие для трубы

Рис. 12. Монтаж объектива

Рис. 13. Первые кадры с собранного фильмоскопа

Рис. 14. Буклет к диафильму

Рис. 15. Рисую кадры диафильма Рис. 16. Обвожу рисунок маркером

Рис. 17. Фотографирование кадров диафильма

Рис. 18. Раскрашивание в программе фотошоп

Рис. 19. Готовая пленка

Рис. 20. Готовый фильмоскоп и пленка диафильма

Рис.21. Показ диафильма в классе

Просмотров работы: 3312