Введение
В свободное от учёбы и тренировок врем я я люблю смотреть научные передачи по телевизору. Особенно мне нравится, когда ученые показывают свою работу в лабораториях. Там я часто слышал слово «эксперимент». Мне стало интересно, что это такое.
Поэтому, перед собой я поставил цель: узнать, что такое эксперимент.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Познакомить одноклассников с результатами работы.
Провести личный эксперимент.
Сделать вывод.
Гипотеза: я предположил, что эксперимент можно провести в домашних условиях.
Объект исследования: эксперимент.
Предмет исследования: особенности проведения экспериментов в домашних условиях.
В работе использовал следующие методы и приёмы исследования:
-наблюдение;
- опрос;
- метод статистической обработки;
- анализ литературы, электронных ресурсов;
- беседа;
- работа с текстом.
Глава I. Эксперимент как метод познания
Из энциклопедий
Своё исследование я решил начать с изучения научных книг (Приложение 1).
Из энциклопедий я узнал, что означает слово «эксперимент».
Слово «эксперимент» происходит от латинского языка и переводится как «проба», «опыт». Эксперимент – самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью под строгим контролем и в особых условиях изучают самые разные явления. У учёных есть специальные комнаты – лаборатории, в которых проводятся настоящие эксперименты. Для этого используют разные специальные приборы. Во время работы ученые наблюдают. Они считают, что наблюдение – это самое главное в эксперименте. Интересно узнать, почему?
Ученые считают, что только наблюдение помогает изучить окружающий мир. Я с ними соглашусь. Например, мы с родителями часто путешествуем. Я многое уже знаю, потому что многое уже видел и изучал.
Иногда наблюдать становится неинтересно, или долго.
Чтобы изучить все быстрее учёные придумали эксперимент. В лабораториях они с помощью специальных приборов проводят эксперименты в короткое время.
Чтобы поставить эксперимент над предметом или процессом, создают специальные условия и наблюдают. Часто учёные перед своей работой задают вопрос: «А что будет, если?..»
1.2. Виды и этапы экспериментов
Я узнал из литературы, что все эксперименты можно разделить на различные группы. Например, по цели исследования эксперименты могут быть подтверждающие что-либо, контролирующие, поисковые, решающие. Можно разделить эксперименты по условиям их проведения: естественные и искусственные, по месту проведения: лабораторные, полевые, производственные.
Проведение экспериментов – это очень увлекательный и познавательный процесс. Интересно, самостоятельно, дома, можно провести интересные эксперименты, если соблюдать все условия и правила?
Чтобы проводить эксперименты, нужно знать этапы. И я узнал о них.
1.Планирование. Перед экспериментом, нужно приготовить все инструменты, приборы и помещение. Под рукой всегда необходимо иметь материал для вытирания, если проводится эксперимент с жидкостью. На этапе планирования нужно ответить на вопросы:
• понял ли я цель эксперимента;
• понял ли я способы, которыми можно достичь эту цель;
• не принесут ли мои действия вред другим людям (или мне самому). Если на первые два вопроса ответы положительные, а на третий ответ отрицательный, то можно приступать к эксперименту.
2.Проведение. Важно проводить эксперименты в защитной одежде (фартуке). Комната, где работать, должна быть хорошо проветриваема. Лучше будет, если поблизости будет постоянно находиться кто-нибудь, кто сможет помочь. На этапе проведения нужно следить за действиями. Важно вести дневник, куда записывают все шаги и результаты по часам и дням.
3.Подведение итогов. Этот этап нужен для того, чтобы сделать выводы, обсудить результаты эксперимента.
Глава II. Эксперименты в домашних условиях
2.1. Мои эксперименты
В своей работе я бы хотел рассказать и показать Вам эксперименты, которые сделал дома при помощи простых и доступный предметов и, конечно же, при помощи родителей.
Итак, начнем.
1.Бумажная ракета.
Цель эксперимента: выяснить, можно ли сделать из бумаги ракету.
Для этого эксперимента мне понадобились пакетик обычного чая, металлический поднос, спички.
Я отрезал верхушку пакетика чая, высыпал оттуда заварку и выровнял сам пакетик. Этот цилиндр из пакетика поставил на металлический поднос и поджёг сверху. Из-за того, что масса целлюлозной бумаги очень маленькая, теплый воздух поднял пакетик в воздух! (Приложение 2)
2.Сделай батарейки сам!
Цель эксперимента: выяснить, можно ли сделать в домашних условиях батарейку.
Для эксперимента я взял лимоны, провода, монетки, гвоздики.Перед началом исследования приготовил лимон – слегка надавливая, покачал его по ровной поверхности. Так я активизировал сок. Затем сделал в лимоне два небольших прореза длиной с монету, расположил их на расстоянии чуть больше сантиметра друг от друга. Положил в них по одной чистой монете. Проследил, чтобы монеты не прикасались друг к другу. Прикоснувшись языком к обеим монеткам, заметил легкое пощипывание. Так я получил свой первый электрический заряд
Дело в том, что фрукты содержат в себе кислоты, которые по-разному реагируют с каждым из двух металлов. Одна монета получает положительный заряд, а другая - отрицательный. Разница в зарядах даёт электрическую энергию. Язык проводит электрический ток, и потому чувствует его. (Приложение 3)
3.Удивительная соль.
Цель эксперимента: узнать, что можно сделать из обычной соли?
Можно попробовать сделать красивые детские поделки из этого доступного продукта. Для этого мне понадобились только соль, вода, проволока немного терпения.
Я узнал, что соль имеет интересные свойства. Она может притягивать к себе воду, растворяясь в ней, увеличивая при этом плотность раствора. Но, когда соли в растворе слишком много, то она в опять превращается в кристаллы.
Для проведения эксперимента с солью из проволоки сгибаю красивую симметричную снежинку или другую фигурку. В банке с теплой водой растворяю соль, пока она не перестанет растворяться. Опускаю в банку согнутую проволоку, и ставлю в тенек на несколько дней. Проволока обросла в результате кристаллами соли, и стала похожа на красивую ледяную снежинку, которая не тает. На этот эксперимент я потратил 1 месяц времени. (Приложение 4)
С результатами работы я познакомил своих одноклассников (Приложение 5). Всем понравилось. Многие решили дома даже повторить эксперименты. Но для этого нужно знать правила безопасности.
2.1. Правила безопасности во время проведения экспериментов
Любой может проводить эксперименты дома. Только важно помнить правила безопасности. Поэтому для любителей экспериментов я разработал памятку «Эксперименты в домашних условиях. Правила безопасности» (Приложение 6).
Прежде чем начинать любой эксперимент, нужно:
1) обязательно прочитать всю инструкцию, и чётко следовать ей.
2) приготовить рабочее место, оборудование, приборы.
Во время эксперимента:
1)осторожно обращаться с открытым огнем, горячими предметами, с ножницами и другими острыми предметами.
2)для проведения опытов должна быть отдельная посуда. Нельзя использовать посуду, из которой потом будут есть. Нельзя наклоняться над посудой, в которой происходит реакция.
3)нужно беречь кожу и глаза от попадания на нихбрызгов.
После проведения опыта, нужно:
- хорошо убрать рабочее место, вымыть посуду и руки. Если есть необходимость, нужно проветрить комнату;
- используемые растворы следует аккуратно вылить в раковину, при включенной холодной воде (чтобы вода разбавляла раствор).
- вещества, которые используются для проведения опытов, должны храниться в хорошо закрытых и подписанных баночках, отдельно от продуктов питания.
Эти небольшие правила помогут не только правильно провести эксперимент, но и сохранить здоровье.
ВЫВОД
Выполнив данную работу, я узнал много интересного. Из литературы узнал, что означает слово «эксперимент». Что эксперименты проводят ученые в специальных комнатах, используют специальное оборудование.
Поэтому я предположил, что эксперименты можно проводить и в домашних условиях.
Проводить опыты можно и без специальной подготовки. Главное, нужно знать правила безопасности при проведении, помощь взрослых.
Мои родители помогли устроить дома небольшую лабораторию, где я провел свои эксперименты. Некоторые из них («Батарейка», «Ракета») смог провести за один день, а для другого («Необычная соль») – 1 месяц. С итогами своих экспериментов познакомил одноклассников. Многие из них решили повторить эти эксперименты, провести новые.
Таким образом, гипотеза о том, что эксперименты можно проводить и в домашних условиях, доказана. Главное, нужно соблюдать правила безопасности. Эти небольшие и легкие правила можно прочитать в брошюре.
Литература
1.Белько, Е. Веселые научные опыты для детей. 30 увлекательных экспериментов в домашних условиях / Е.Белько - Питер, 2015г. – 120 с.
2.Болушевский, С., Яковлев, М. Большая книга научных опытов для детей и взрослых / С.Болушевский, М.Яковлев. – М.: «Эксмо», 2012г. – 160 с.
3.Большая детская энциклопедия.- М: «Махаон», 2005. – 230 с.
4.Лемени-Македон, П. Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей/Пер. с нем. П. Лемени-Македона. – М.: «Эксмо»,2011. – 96 с.
5.Мотылёва, Э.И.Большая книга экспериментов для школьников / Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э.И.Мотылевой. – М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2010. – 190 с.
6.Пескунова, И.С. Большая книга научных развлечений / Дженис Ванклив;пер. с англ. И.С.Пескуновой.- М.: «АСТ: Астрель»,2009. – 203 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Изучаю литературу
Приложение 2
Эксперимент №1 «Бумажная ракета»
Приложение 3
Эксперимент № 2 «Сделай батарейку сам!»
Приложение 4
Эксперимент №3 «Необычная соль»
Приложение 5
Рассказываю об экспериментах
Приложение 6
Правила безопасности
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»
Эксперименты в домашних условиях
Правила безопасности
Автор:
Гильманов Родион
ученик 1 класса В
2018
г.Сатка
Мой друг!
Если ты читаешь эту брошюру, то значит мечтаешь, как и я, стать великим учёным! Мечтаешь ставить разные эксперименты, узнавать много нового!
Какой же учёный живёт без увлекательных экспериментов? Ты можешь им стать даже сейчас, сидя у себя дома! Удивительно, правда?
Поэтому, если тебе и вправду это интересно, то я желаю тебе только успехов!
В этой брошюре можешь найти один эксперимент. Он простой и очень интересный! Попробуй поставить его. У тебя обязательно получится!
Главное, при работе помни эти небольшие правила безопасности!
Перед началом эксперимента, нужно:
1) обязательно прочитать всю инструкцию, и чётко следовать ей.
2) приготовить рабочее место, оборудование, приборы.
Во время эксперимента:
1)осторожно обращаться с открытым огнем, горячими предметами, с ножницами и другими острыми предметами.
2)для проведения опытов должна быть отдельная посуда. Нельзя использовать посуду, из которой потом будут есть. Нельзя наклоняться над посудой, в которой происходит реакция.
3)нужно беречь кожу и глаза от попадания на них брызгов.
После проведения опыта, нужно:
- хорошо убрать рабочее место, вымыть посуду и руки. Если есть необходимость, нужно проветрить комнату;
- используемые растворы следует аккуратно вылить в раковину, при включенной холодной воде (чтобы вода разбавляла раствор).
- вещества, которые используются для проведения опытов, должны храниться в хорошо закрытых и подписанных баночках, отдельно от продуктов питания.
Эксперимент «Волшебная лампа»
В магазинах частенько можно видеть светильники, внутри которых двигается и переливается подсвечиваемая красивая жидкость. Дома, вместе с родителями, можно такую лампу сделать самому.
Вам понадобятся:
любой сок;
растительное масло;
таблетки – шипучки;
красивая емкость.
Берем емкость и заполняем ее соком более чем наполовину. Сверху доливаем растительное масло и бросаем туда таблетку-шипучку. Она начинает «работать», пузырьки, поднимаются со дна стакана, захватывают в себе сок и образуют красивое бурление в слое масла. Затем доходящие до края стакана пузырьки лопаются, и сок опускается вниз. Получается своеобразный «круговорот» сока в стакане. Такие волшебные лампы очень красивы и безвредны!