Введение
Почему практически все народы воспитывали младенца в подвесной качающейся люльке? Это не просто дань традиции, а важнейший элемент, который, наряду с материнской колыбельной песней, делает развитие ребёнка Здоровым и Гармоничны.
Колыбель — чудо из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких снов младенца. И сто лет, и много веков назад сидела мать у детской кроватки и пела песню-оберег своему ненаглядному крохе.
Тема моей работы «Физический смысл подвесной колыбели», так как воспитание здорового поколения остается основным вопросом человечества.
Новизна – в завершении своей работы, мне бы хотелось показать, что следование традициям предков – это не просто дань истории, а важный, научно обоснованный шаг.
Учитывая, что в современном мире, несмотря на разнообразие развивающих методик и развитие научной медицины, дети все чаще страдают опорно-двигательными, сердечно-сосудистыми, соматическими и многими другими заболеваниями я считаю, что данная тема актуальна, так как возрождение подвесной люльки может частично решить перечисленные проблемы. Проблема в том,что как ни парадоксально, наука данный прием культуры не только не изучила, напротив, просто отвергла, как и многие традиции и обычаи. Исходя из данной проблемы, целью моей работы является описание влияния подвесной люльки на психофизическое развитие ребенка.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить литературу о подвесной люльке.
Описать зависимость влияния подвесной люльки на гравитационную адаптацию ребенка после рождения.
Сравнить детей воспитывавшихся в подвесной люльке и в кроватке.
Выявить связь развития физических особенностей детей с укачиванием в подвесной люльке
Объект исследования – развитие детей в младенчестве.
Предмет исследования – подвесная детская колыбель.
Гипотеза работы – отказ от подвесной люльки в современности привел к негативным последствиям психофизического развития ребёнка.
Методы исследования – изучение литературы, социологический опрос, сравнение и анализ.
Этапы исследования: В первой главе я изучила историю детской колыбели, ее видоизменение в настоящем, а также ее достоинства и недостатки. Во второй главе рассматриваются практические аспекты влияния подвесной колыбели на адаптацию младенца к гравитационному полю Земли, а так же приводятся результаты социологического опроса.
Практическая значимость – рекомендации молодым мамам делать акцент на подвесной люльке, как посыл для правильного физического развития ребенка.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Научная работа состоит из аннотации, введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Глава 1: Колыбель в призме времени 1.1 История колыбели
С уверенностью можно сказать, что история люльки началась с рождением первых людей, праотцев человечества. В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а если еще не было, то изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному.
Выбирался материал для будущей зыбки ответственно: применяли камыш, лубок, сосновую дранку или кору липы. В Новгороде найдены лубяные зыбки XI века, что говорит о долговечности этого материала. Матери готовили полог на зыбку, который защищал не только от комаров, мух и света, но и от злых сил. Ткань подбиралась красивая, с вышивками или кружевами. В разных семьях украшали зыбку в зависимости от средств, но обязательно к ней крепились яркие разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки. Внутрь помещали маленькие иконки и обереги.
Укачивать люльку считалось целым искусством. Состоятельные семьи для “зыбания” (укачивания) своего ребенка нанимали нянек из бедных крестьян. Это обычно были девочки семи – восьми лет, среди которых попадались «славные пестуньи» — талантливые нянечки, способные быстро угомонить заигравшегося или капризничающего ребенка. Качать пустую зыбку строго возбранялось, считалось, что ребенок в ней не сможет спокойно спать.
Подвешивание колыбели к потолку было не случайным:у потолка скапливался самый теплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу.К тому же, у многих народов существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет и накапливает жизненную энергию.Чтобы защитить от них ребенка, под люльку клали разные колющие предметы: ножи и ножницы.
Главным достоинством люлек являлась возможность их подвешивания не только в доме, но и в поле, и в лесу (Приложение 1, рис. 1).
Отучить малыша от уютной зыбки было делом не простым. Для этого прибегали к разным хитростям: наряжали мужика «Букой» в вывернутый мехом наверх тулуп, приделывали мочальную бороду, в руки давали клюку. Он вбегал в горницу и, схватив люльку, уносил ее прочь. А удивленному ребенку объясняли: «Бука унес зыбку в лес свою дитятку «зыбать». Обычно такой прием действовал безотказно.
1.2 Колыбель – вчера и сегодня
Во всем мире семейный уклад складывался веками, и каждая местность имела свои традиции в пестовании младенцев. Разные народы называли колыбель по – разному: зыбка, люлька, качалка, баюколка, колыска, колыбелька. Люльки в разных местах изготавливались по-разному и из самых разнообразных материалов: дерева (долблёные, дощатые люльки), ивовых прутьев, ротанга, кожи, коры, веревок.
На Руси легкая зыбка (кузовок), сплетенная из сосновых дранок, подвешивалась на черемуховых дужках к очепу и имела подножку для качания. Очеп – это длинная, гибкая и крепкая жердь, прикрепленная к потолочной матице (верхний брус избы), в которую вбивали железное кольцо и вдергивали в него очеп. Как правило, очеп делали из молодой березы, потому что она хорошо гнётся (Приложение 1, рис. 2).
Иногда колыбель представляла собой пяльцы, обшитые холстом и привешенные за углы на веревках (Приложение 1, рис. 3). А в городах встречалась другая форма люльки — напольная, которая качалась по принципу «ваньки – встаньки» (Приложение 1, рис. 4).
Сегодня колыбель представляет собой спальное место стандартным размером 50 на 100 см, предназначенным для укачивания новорождённого.
Современные производители выпускают несколько видов данных приспособлений: классическая люлька-кроватка на ножках или колесиках (Приложение 1, рис. 5), подвесная люлька (аналог старинных люлек) (Приложение 1, рис. 6), люлька-качалка (с механическим блоком качания) (Приложение 1, рис. 7), электронная (с модулями укачивания, музыки, света) (Приложение 1, рис. 8), компактная колыбель-переноска (Приложение 1, рис. 9), комбинированные варианты (Приложение 1, рис. 10). Отличаются друг от друга все эти модели материалом изготовления (дерево, пластик), дополнительными устройствами и, соответственно, ценой.
Вывод
Чтобы определиться, нужна ли колыбель малышу, полезно узнать её плюсы и минусы. Неоспоримыми преимуществами люльки являются следующие: небольшие размеры позволят эксплуатировать модель в малогабаритных квартирах; оснащение колёсиками способствует передвижению колыбели по всем комнатам; дополнительные приспособления (музыка, свет, функции укачивания и др.); очаровательный дизайн моделей.
Передвижные, переносные и приставные колыбели (со съемной боковой стенкой) помогают реализовать идею комфортного сна и отдыха мамы и малыша.
К существенным недостаткам колыбелей можно отнести: назвать их недолгое использование (3-5 месяцев) и высокая стоимость (от 4000 до 25 000 р.).
Глава 2: Борьба с гравитацией 2.1. Мудрость предков
Ещё до «наката» технической цивилизации люди по всей Земле воспитывали младенцев в подвесной качающейся люльке. Значит, пребывание ребенка в грудничковом периоде в подвесной качающейся люльке несет в себе сообразную природе ребенка выработанную тысячелетиями культуру его вочеловечивания.
Известно, что, 9-ти месячный период внутриутробного развития ребенка по биологическому (генетическому) времени намного длиннее всей последующей жизни. Именно за эти 9 месяцев из 2-х клеток оформляется готовый маленький человечек. И весь этот этап развития проходит в жидкой среде, которая поддерживает процесс развития ребенка фактически в невесомости. А теперь представьте: из невесомости ребенок вдруг попадает в среду огромного гравитационного давления, в т.ч. «тяжелых» (по перепадам давления) гравитационных ритмов. Вот почему для младенца, вышедшего из материнской утробы, характерны разлитые по телу напряжения, мышечная скованность и судорожность движений. И снимется она только при настройке телесных ритмов, в т.ч. произвольно-волевых с ритмами земными (гравитационными). Но для такой настройки требуется продолжительный период времени и помощь.
2.2. Подвесная люлька – механизм адаптации младенца.
Подвесная люлька переводит вектор статического гравитационного давления в колебательно-волновой гравитационный ритм. В процессе качания младенец в ритмическом режиме испытывает своеобразные моменты невесомости (когда люлька достигает максимальной высоты и как бы на миг «замирает») и моменты воздействия наиболее высоких гравитационных сил (когда люлька проходит через низшую к земле точку) (рис.1). Следовательно, с помощью подвесной качающейся колыбели вектор однонаправленного гравитационного пресса «разворачивается» в адаптационную к земным условиям гравитационную жизнетворную волну.
Рисунок 1. Траектория движения подвесной колыбели повторяет движение математического маятника (положения 1, 3 – момент невесомости, 2 – момент перегрузки)
Итак, подвесная колыбель – это особая технология, абсолютно необходимая для эффективного постепенного нетравматичного вхождения и адаптации ребенка к гравитационной среде Земли.
В 80-ые годы ХХ столетия на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН был выполнен следующий эксперимент (Н. Ф. Казачкова). Одна группа матерей воспитывала младенцев в подвесной люльке, другая в обычной кроватке. При этом обнаружилось, что:
Младенцы из первой группы лучше спали, меньше плакали, лучше кушали.
У них быстрее стала расслабляться сжимающая тело гравитационно-мышечная напряженность, уменьшаться мышечная судорожность.
Заметно меньше у них был выражен нистагм глаз. В итоге их глаза быстрее стали фиксировать объекты, т.е. у них быстрее стал появляться осмысленный взгляд.
В среднем на 2-3 месяца раньше у них появилось гуление и первые четкие слова.
Дети были мене скованными.
На 1,5 – 2 месяца раньше дети стали вставать на ножки и ходить.
При развитии целенаправленных ручных действий у них в меньшей степени проявлялись мышечная скованность (судорожность).
Оформленность внутреннего гравитационного ритма – это оформленность не только внутренних вегетативных ритмов, но и духовной стойки, оформленность их устойчивости к различным неблагоприятным факторам внешней среды. Положительное влияние подвесной люльки сказывалось практически на всех последующих этапах онтогенеза. Например, в последующем:
У детей, воспитанных в люльке, меньше была внутренняя напряженность при письме. В итоге, они меньше склонялись над тетрадью при письме (диаграмма.1).
Кроме того, у них был совершеннее почерк, рисунок и даже музыкальный слух.
Свободнее и осмысленнее у них была речь.
Дети меньше подвергались различным страхам.
На более высоком уровне у таких детей была нервно-психическая устойчивость к стрессам.
Диаграмма.1. Средняя зрительно-рабочая дистанция у учащихся 1–2 классов.
2.3. Результаты опроса возрастного психофизического развития детей
В качестве исследования возрастного психофизического развития детей, мы провели небольшой опрос среди своих знакомых, в котором приняло всего 14 человек. Из общего числа опрашиваемых, как оказалось, семерых младенцев укачивали в люльке (далее – первая группа) с рождения до 3 – 4 месяцев, и семь мам укладывали свои чадо с рождения в кроватку (далее – вторая группа). Вопросы для опроса представлены в Приложение 2, таблица 1 и таблица 2.
Результаты опроса представлены в таблицах опроса «Физическое развитие» и «Психическое развитие (Приложение 3, таблица 3 и таблица 4), по результатом которых были составлены графики (Приложение 4, график 1 и график 2), на которых видна разница психофизического развитие детей.
Физическое развитие детей первой группы немного опережает детей второй группы. Явное различие просматривается в шестом пункте – «Бегает, влезает на стремянку, поднимается по лестнице» (на 4 месяца раньше). А вот отличие психического развития детей первой группы уже более отличается от детей второй группы. Дети «из люльки» в среднем на 2 месяца раньше реагируют на свое имя и произносят первые слова; более чем на 6 месяцев раньше начинают указывать на свои части тела и произносить отдельные слова; на 3 месяца раньше начинают говорить фразами.
Вывод
С исчезновением подвесных люлек из воспитательного арсенала привело к ухудшению развития у детей:
Телесно-координаторных способностей,
Разнообразных произвольно-моторных функций, в том числе речевых и ручных.
Привело к понижению функциональных возможностей базовых систем жизнеподдержания: сердечно – сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечного тракта и др. (Приложение 5, график 3).
В широком плане это обусловило понижение телесно-функционального и духовно-психического потенциала на уровне целого народа, что позволило по-новому взглянуть на величие народно-воспитательных культур, в том числе на особую развивающую роль русских качелей.
Заключение
Многие столетия все народы, населяющие планету Земля, растили своих младенцев в подвесной качающейся люльке. Но новые технологии принесли в мир детские кроватки, слинги, переноски и автомобильные кресла, и под натиском цивилизации идея подвесных люлек стала забываться.
Изучив литературу и некоторые научные исследовательские сведения, без сомнений можно сделать однозначный вывод – дети, которых укачивают в подвесных люльках, имеют больше положительных показателей здоровья. Такой «лечебный» эффект подвесных люлек кроется в гравитационных силах. Когда малыша укачивают в подвешенной люльке, он периодически находится то в благоприятном для него состоянии невесомости, то испытывает максимальное действие гравитационного поля Земли.
Итак, мною изучена литература по заявленной теме, установлена зависимость влияния подвесной люльки на гравитационную адаптацию ребенка после его рождения и выявлены связи развития физических особенностей детей с укачиванием в подвесной люльке.
Таким образом, опираясь на результаты социологического опроса и эксперимент Н. Ф. Казачкова, можно с уверенностью сказать, что данная работа является убедительной рекомендацией для родителей пользоваться люлькой на ранних этапах жизни младенца для его правильного психофизического развития и последующей положительной динамике в онтогенезе.
Из личного опыта нашей семьи – меня и мою младшую сестру с рождения и до трех месяцев укачивали в подвесной колыбели (Приложение 1, рис.11 и рис. 12) и сегодня, я могу с уверенностью заявить, что в моих успехах есть немалая доля этого незамысловатого устройства.
Надеюсь, что моя исследовательская работа убедить хотя бы некоторых мам сделать предпочтение подвесной колыбели напольным детским кроваткам, несмотря на практичность последних. Так как влияние подвесной колыбели на психофизическое развитие младенца очевидна и доказательна.
Список литературы
Волков В. М. - «Русская деревня: труд, быт и нравы наших предков», М.: Белый город, 2004. - 48 стр. - (История России).
Забылин. М. - «Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия», М.: Рус.кн., 1996. - 496 стр.
Семенова Мария - «Быт и верования древних славян» – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2001. - 560 стр.
«Особенности психофизического развития ребенка»: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/12/13/osobennosti-psikhofizicheskogo-razvitiya-rebyonka, 13.12.2012
Базарный В. Ф. - «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса», 47 стр., Редакция журнала «Пульс», Москва 2009
«История детской колыбели. Чудо из глубины веков»: http://sna-kantata.ru/istoriya-detskoy-kolyibeli-chudo-iz-glubinyi-vekov/
«Как укачивали детей в прошлом веке? Истрия колыбельки, люльки, зыбки»: http://drevoroda.ru/interesting/articles/701/1221.html, 26.06.2012
«Почему все народы воспитывали младенцев в подвесной люльке»: https://veles.bz/articles/uchenye-dokazali-polzu-lyulek-dlya-mladentsev, 28.09.2016
«Подвесная люлька как механизм адаптации младенца»: http://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/podvesnaya-lyulka-kak-mexanizm-adaptacii-mladenca.html, 2016-11-05
«Подвесная люлька рассказывает нам о мудрости предков в воспитании детей»: http://ecology.md/page/podvesnaja-ljulka-rasskazyvaet-nam-o-mudrosti-predkov-v-vospitanii-detej, 04.04.2017
Жданов Л. С., Жданов Г. Л «Физика для средних специальных учебных заведений», 273 стр., учебник.—4-е изд., испр.— М.: Наука, 1984.
Приложение 1: Колыбели
Рис. 1. Подвесная колыбель на природе. |
Рис. 2. Закрепление подвесной колыбели в избе. |
Рис. 3. Подвесная колыбель – пяльцы. |
Рис. 4. Напольная люлька. |
Рис.5. Современная классическая люлька-кровать. |
Рис. 6. Современная подвесная люлька. |
Рис. 7. Люлька-качалка с музыкальным сопровождением. |
Рис. 8. Электронная люлька-качалка. |
Рис. 9. Компактная колыбель-переноска. |
Рис. 10. Комбинированные вариант люльки. |
Рис. 11. Ниязова Регина, 4,5 месяцев |
Рис. 12. Кожахметова Камила, 3 месяца |
Приложение 2: Вопросы социального опроса, для выявления психофизического развития детей
Таблица 1. Вопросы для опроса по физическому развитию детей
Физическое развитие |
||
|
В положении на животе удерживает голову, поворачивает ее в стороны. |
|
|
Хорошо держит голову, поворачивается на бок, сидит с поддержкой, приподнимает верхнюю часто туловища |
|
|
Сам сидит, встает на четвереньки, сам переворачивается, стоит с опорой. |
|
|
Ползает, стоит и ходит с поддержкой |
|
|
Первые самостоятельные шаги, приседает за игрушкой |
|
|
Бегает, влезает на стремянку, поднимается по лестнице |
|
|
Одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки |
Таблица 2. Вопросы для опроса по психическому развитию детей
Психическое развитие |
||
|
Фиксирует взором предметы, улыбается, гулит. |
|
|
Захватывает предметы, следит за движущимися предметами, узнает мать, смеется, четко произносит гласные звуки. |
|
|
Различает окружающих, рассматривает и переставляет игрушки, хлопает в ладоши, произносит слоги «ма», «ба», выражает удивление и интерес. |
|
|
Реагирует на свое имя, понимает запреты, произносит слова «мама», «папа», берет предметы двумя пальцами, знает названия игрушек. |
|
|
Указывает части тела, ест сам ложкой, произносит отдельные слова, выполняет большое количество инструкций. |
|
|
Легко повторяет слова и фразы, понимает их смысл, в предложении по 3-4 слова. Различает цвета, понимает сюжет простых картин. |
|
|
Запоминает стихи и песенки, появляются вопросы «зачем?», «когда?», имеет понятие о количестве предметов. |
Приложение 3: Результаты социального опроса по психофизическому развитию детей
Таблица 3. Результаты опроса по физическому развитие детей
Физическое развитие |
Детская кроватка (7чел) |
Подвесная люлька (7чел) |
|||
|
В положении на животе удерживает голову, поворачивает ее в стороны. |
2,3 мес |
1,9 мес |
||
|
Хорошо держит голову, поворачивается на бок, сидит с поддержкой, приподнимает верхнюю часто туловища |
4,6 мес |
3,6 мес |
||
|
Сам сидит, встает на четвереньки, сам переворачивается, стоит с опорой. |
6,4 мес |
6,1 мес |
||
|
Ползает, стоит и ходит с поддержкой |
7,7 мес |
7,3 мес |
||
|
Первые самостоятельные шаги, приседает за игрушкой |
9,7 мес |
9 мес |
||
|
Бегает, влезает на стремянку, поднимается по лестнице |
18 мес (1 год 6 сем) |
14,1 мес (1 год 2 мес) |
||
|
Одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки |
26 мес (2 года 2 мес) |
24,6 мес (2 года) |
Таблица 3. Результаты анкетирования по психическому развитию детей
Психическое развитие |
Детская кроватка (7чел) |
Подвесная люлька (7чел) |
|
|
Фиксирует взором предметы, улыбается, гулит. |
2 мес |
1,9 мес |
|
Захватывает предметы, следит за движущимися предметами, узнает мать, смеется, четко произносит гласные звуки. |
2,4 мес |
2,1 мес |
|
Различает окружающих, рассматривает и переставляет игрушки, хлопает в ладоши, произносит слоги «ма», «ба», выражает удивление и интерес. |
4,7 мес |
4 мес |
|
Реагирует на свое имя, понимает запреты, произносит слова «мама», «папа», берет предметы двумя пальцами, знает названия игрушек. |
9,3 мес |
7 мес |
|
Указывает части тела, ест сам ложкой, произносит отдельные слова, выполняет большое количество инструкций. |
13,6 мес (1 год 1 мес) |
7,1 мес |
|
Легко повторяет слова и фразы, понимает их смысл в предложении по 3-4 слова. Различает цвета, понимает сюжет простых картин. |
18,9 мес. (1 год 6 мес.) |
15,3 мес (1 год 3 мес) |
|
Запоминает стихи и песенки, появляются вопросы «зачем?», «когда?», имеет понятие о количестве предметов. |
22 мес (1 год и 10 мес) |
23,4 мес (1 год 11 мес) |
Приложение 4: Сравнительные графики по итогам социального опроса психофизического развития детей
График 1. Физическое развитие детей в первые два года жизни детей, которых укладывали спать в детскую кроватку и детей, которых укладывали в подвесную колыбель.
График 2. Психическое развитие детей в первые два года жизни детей, которых укладывали
Приложение 5: Кардиоинтервалы учащихся 1 – 2 классов
График. 3. Вариационное распределение кардиоинтервалов (сердечных сокращений) у учащихся 1–2 классов