Глава 1. Введение.
ПРОБЛЕМА. В начале учебного года, наш классный руководитель, провел диагностику «Мой вид интеллекта». В результате ее проведения, мы с интересом выяснили, что у каждого из нас различный вид интеллекта. В тот момент, когда учитель объясняет нам новую тему, каждый из нас ее понимает по- разному: один лучше усваивает, если видит, другой –слышит, третий, если создает что то своими руками, четвертый- узнают новое из книг и других средств информации.
Сколько же времени тратит учитель на подготовку к уроку? Зачем нужно учителю использовать различные формы и методы на уроке? Почему каждый из нас по - разному усваивает новый материал на уроке? Влияет ли использование наглядного материала на наши учебные достижения? Данная проблема нас очень заинтересовала, и мы решили исследовать данный вопрос.
(Приложение 1)
1.2. Актуальность.
Урок интересен для нас, обучающихся, если во время его проведения учитель использует различный наглядный материал: таблицы, схемы, рисунки, презентации.
У нас возникла идея, разработать тему одного урока (раздела) по предмету «Окружающий мир», с учетом включения в работу обучающихся класса с различными видами интеллекта. Предполагалась помощь родителей.
Определили тему «Вода. Свойства воды». Схем, таблиц, рисунков по теме имеется огромное количество. Подобрать нужный материал к уроку или презентацию не составит труда при умении владеть Интернетом.
НО У НАС БЫЛА ДРУГАЯ ЦЕЛЬ, создать действующую модель, при изготовлении которой и ее демонстрации, будут учтены все виды интеллекта обучающихся нашего класса. Нам предстояло создать что – то новое, свое, которое отражало бы все стороны изучаемого вопроса. Создать МОДЕЛЬ, КОТОРУЮ МЫ СМОЖЕМ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ на уроке для объяснения нового материала своим одноклассникам. Другими словами, побывать в роли учителя на уроке.
После нас, данную МОДЕЛЬ смогут использовать на уроках и будущие третьеклассники при изучении темы «Вода. Свойства воды». Актуальность данного исследования очевидна.
1.3. Составили диаграмму и выяснили, что у 27% ребят нашего класса визуально – пространственный вид интеллекта («Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»), 14 % имеют межличностный интеллект («Один в поле не воин»), 23 % носители исследовательского интеллекта («Познание приходит с опытом»), 14% имеют телесно – кинестетический интеллект («Руками пробую жизнь на вкус»), по 11% с вербально- лингвистическим(«Хочу все узнать сам») и логико – математическим видом
(Приложение 2)
Вывод. Не просто приходится учителю при подготовке к уроку! Ведь все виды интеллекта нужно учесть.
ОПРЕДЕЛИЛИ ОБЪЕКТ исследования: вода
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВНИЯ: свойства воды и ее превращения.
ГИПОТЕЗА. Если исследовать вид интеллекта каждого обучающегося 3 А, то мы выясним, что он различный и каждый из нас по – разному усваивает учебный материал на уроке.
ЦЕЛЬ: изучить различные свойства воды и создать модель изменения этих свойств, для демонстрации на уроках окружающего мира в 3 классе.
ЗАДАЧИ:
Определить тему (раздел) для изучения по программе предмета «Окружающий мир» в 3 классе;
Изучить литературу (презентации) по проблеме;
Провести экскурсию в методический кабинет начальной школы, с целью изучения имеющегося наглядного материала ;
Определить продукт проекта «Путешествие капельки воды»;
Разработать схемы, эскизы продукта проекта;
Определить доступность ресурсов для создания модели;
Произвести экономический расчет затрат ;
Оценить работу каждого с помощью «Табло самооценки»;
1.5. В ходе работы над проектом использовались следующие методы:
Диагностика «Мой вид интеллекта»;
Диаграмма обработки данных диагностики;
Сбор информации с использованием ИКТ и литературы по проблеме;
Опыты и эксперименты по изучаемой проблеме;
Составление схем, эскиза продукта проекта, таблица расчета его себестоимости;
Экскурсия в методический кабинет начальной школы;
Сборка макета по чертежу (эскизу);
Оценка работы с помощью «Табло самооценки».
1.6. НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ, после утверждения темы исследования, мы утвердили план работы над проектом.
1.Группа ребят с исследовательским видом интеллекта. Проведение опытов, экспериментов с водой.
2. Группа ребят, умеющих находить и отбирать нужную информацию самостоятельно. Работа с литературой и подбор сведений в сети ИНТЕРНЕТ( под контролем родителей и учителя);
3. Группа ребят, имеющих визуально – пространственный вид интеллекта. Экскурсия в методический кабинет начальной школы с целью ознакомления с имеющимся наглядным материалом, эскиз предполагаемого продукта;
4. Ребята, умеющие работать в группе. Сбор модели по эскизу.
5. Ребята с логико – математическим видом интеллекта. Расчет себестоимости продукта проекта.
5. Защита проекта ( по желанию).
Вывод: как мы видим, в результате проведенной диагностики «Мой вид интеллекта», мы наблюдаем точную картину того, насколько он различен у каждого из нас.
Глава 2. Сбор и обработка полученной информации.
1. НА ВТОРОМ ЭТАПЕ, ребята – исследователи предоставили нам следующую информацию. Ими был проведен ряд исследований различных свойств воды:
Вода не имеет запаха, вкуса. Вода- прозрачная жидкость и хороший растворитель.
Вода приобретает вкус того продукта, который в нее поместить.
Вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается
(Приложение 3-4)
Ребята, хорошо работающие с подбором информации самостоятельно (вербально – лингвистический вид) ответили на следующие вопросы:
Почему летом высыхают лужи? Почему, даже зимой, хоть медленнее, но сохнет мокрое белье на улице?
Какие виды (состояния) воды встречаются в природе? Почему в морозильной камере может лопнуть емкость с водой?
Почему, если одну и ту же массу воды налить в разные формы, вода примет форму этой емкости .
ДАННЫЕ сведения нам будут полезны не только при изучении тем по окружающему миру, но и при изучении предмета «Физика» в старших классах. ДА И В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ каждому человеку просто необходимо знать о свойствах воды.
ВЫВОД: вода имеет три состояния(жидкое, твердое, газообразное). Совершает некий круговорот в природе. Эти факты нас заинтересовали.
ДАЛЕЕ в работу включились ребята с визуально – пространственным видом интеллекта. Им предстояло просмотреть имеющийся наглядный материал в методическом кабинете начальной школы. Составить эскиз предполагаемого продукта проекта. Определить доступность ресурсов для его изготовления .
(Приложение 5)
ВЫВОДЫ: по изучаемой проблеме есть необходимый наглядный материал. Но модель, которую мы собирались изготовить, должна быть удобная в применении и наглядно показывать о превращениях воды в природе, быть компактной. На этом этапе мы обратились к директору МБОУ «СШ №25», Булавиной Т.А, с целью разрешения использования продукта проекта (модели) на уроке окружающего мира.
6
Мы утвердились в своем намерении и правильности наших действий.
НА ЭТАПЕ реализации плана, после отбора нужной информации и составления эскиза продукта, в работу включилась группа ребят, которым предстояло по эскизу, изготовить модель. На данном этапе нам потребовалась помощь родителей, так как в ходе сборки макета, мы столкнулись с трудностями несовместимости соединения некоторых его частей (пенопласт и картон). Пришлось дополнительно ознакомиться с способами соединения этих материалов .
(Приложение 6 -7 )
ГРУППОЙ РЕБЯТ, после сборки макета , был произведен математический расчет и себестоимость продукта. Для сравнения: стоимость таблиц по окружающему миру (УЧ Проект МСК), составляет в пределах двух тысяч рублей
В конечном результате была создана модель, которую мы вам представляем. Эта модель прошла пробную демонстрацию на уроке окружающего мира в 3 А классе. Преимущества данной модели в том, что она компактна и отражает все стороны изучаемой проблемы. На модели можно просмотреть те превращения воды, которые происходят в природе при различных ее свойствах. ДАННАЯ МОДЕЛЬ ВЫГАДЫВАЕТ по себестоимости. А самый большой плюс этой работы в том, что МЫ САМИ ее изготовили и в работе были задействованы ребята с различными видами интеллекта. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, каждый из нас участвовал в определенном этапе в зависимости от вида интеллекта
(Приложение 8 - 9)
НА ЭТАПЕ рефлексии, группой ребят был оформлен стенд «Табло самооценки», в котором каждый участник проекта оценил свой
Глава 3. Заключение.
Вода является основой жизни на земле. И даже в поисках внеземных цивилизаций ученые в первую очередь пытаются найти на новых планетах именно воду, потому что ничто живое не может существовать без воды.
Свойства воды очень разнообразны, все из них невозможно изучить в рамках одного исследовательского проекта. Поэтому, нами был определен круг изучаемых вопросов, которые рассматриваются при изучении в третьем классе.
Но нашей целью было не только изучить свойства воды, но попытаться
соединить изучаемую проблему с видами интеллекта обучающихся нашего класса. Ведь, как мы описали ранее, в ходе диагностики, интеллект ребят нашего класса различный. Значит и по- разному мы понимаем то, что говорит нам учитель на уроке. Именно поэтому мы и разработали и соединили в одно исследование эти два важных, в жизни человека, вопроса: вода и вид интеллекта человека. Учитывая это, создали модель «Путешествие капельки воды». Плюс ко всему, сведения о воде нам будут полезны при изучении предмета «Физика» в старших классах
ТЕМ самым ГИПОТЕЗА, выдвинутая в начале работы исследования, полностью подтвердилась.
Созданную модель мы поместили в методический кабинет школы для того, чтобы будущие третьеклассники могли ее использовать на уроках.
ВЫВОД: цель, которую мы поставили в начале работы над проектом, реализована полностью. Мы изучили различные свойства воды и создали модель изменения этих свойств , для демонстрации на уроках окружающего мира.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3 -4
10
11
Приложение 5
12
Приложение 6 -7
13
Приложение 8 -9
14
Список источников и литературы
Калашников В.И. Тайны воды. Реки, озера, моря и океаны. – М.:»Белый город», 2009. – 48с.
Клейман Т. Многоликая вода. Детская энциклопедия. - №6. –с. 1-56
Шорыгина Т.А. Беседа о воде в природе. – Сфера, 2017. – 96
«Необычные свойства воды»
http//www.youtube.com/watch?yNQbroiGukl
15