Путешествие капельки воды

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Путешествие капельки воды

Брызгалова  Е.М. 1Моисеева А.А. 2Чачкис  В.А. 2Демочко  О.Д. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №25».
2Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №25»
Пятибратова  А.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №25».
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Глава 1. Введение.

ПРОБЛЕМА. В начале учебного года, наш классный руководитель, провел диагностику «Мой вид интеллекта». В результате ее проведения, мы с интересом выяснили, что у каждого из нас различный вид интеллекта. В тот момент, когда учитель объясняет нам новую тему, каждый из нас ее понимает по- разному: один лучше усваивает, если видит, другой –слышит, третий, если создает что то своими руками, четвертый- узнают новое из книг и других средств информации.

Сколько же времени тратит учитель на подготовку к уроку? Зачем нужно учителю использовать различные формы и методы на уроке? Почему каждый из нас по - разному усваивает новый материал на уроке? Влияет ли использование наглядного материала на наши учебные достижения? Данная проблема нас очень заинтересовала, и мы решили исследовать данный вопрос.

(Приложение 1)

1.2. Актуальность.

Урок интересен для нас, обучающихся, если во время его проведения учитель использует различный наглядный материал: таблицы, схемы, рисунки, презентации.

У нас возникла идея, разработать тему одного урока (раздела) по предмету «Окружающий мир», с учетом включения в работу обучающихся класса с различными видами интеллекта. Предполагалась помощь родителей.

Определили тему «Вода. Свойства воды». Схем, таблиц, рисунков по теме имеется огромное количество. Подобрать нужный материал к уроку или презентацию не составит труда при умении владеть Интернетом.

НО У НАС БЫЛА ДРУГАЯ ЦЕЛЬ, создать действующую модель, при изготовлении которой и ее демонстрации, будут учтены все виды интеллекта обучающихся нашего класса. Нам предстояло создать что – то новое, свое, которое отражало бы все стороны изучаемого вопроса. Создать МОДЕЛЬ, КОТОРУЮ МЫ СМОЖЕМ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ на уроке для объяснения нового материала своим одноклассникам. Другими словами, побывать в роли учителя на уроке.

После нас, данную МОДЕЛЬ смогут использовать на уроках и будущие третьеклассники при изучении темы «Вода. Свойства воды». Актуальность данного исследования очевидна.

1.3. Составили диаграмму и выяснили, что у 27% ребят нашего класса визуально – пространственный вид интеллекта («Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»), 14 % имеют межличностный интеллект («Один в поле не воин»), 23 % носители исследовательского интеллекта («Познание приходит с опытом»), 14% имеют телесно – кинестетический интеллект («Руками пробую жизнь на вкус»), по 11% с вербально- лингвистическим(«Хочу все узнать сам») и логико – математическим видом

(Приложение 2)

Вывод. Не просто приходится учителю при подготовке к уроку! Ведь все виды интеллекта нужно учесть.

ОПРЕДЕЛИЛИ ОБЪЕКТ исследования: вода

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВНИЯ: свойства воды и ее превращения.

ГИПОТЕЗА. Если исследовать вид интеллекта каждого обучающегося 3 А, то мы выясним, что он различный и каждый из нас по – разному усваивает учебный материал на уроке.

ЦЕЛЬ: изучить различные свойства воды и создать модель изменения этих свойств, для демонстрации на уроках окружающего мира в 3 классе.

ЗАДАЧИ:

    •  

Определить тему (раздел) для изучения по программе предмета «Окружающий мир» в 3 классе;

    •  

Изучить литературу (презентации) по проблеме;

    •  

Провести экскурсию в методический кабинет начальной школы, с целью изучения имеющегося наглядного материала ;

    •  

Определить продукт проекта «Путешествие капельки воды»;

    •  

Разработать схемы, эскизы продукта проекта;

    •  

Определить доступность ресурсов для создания модели;

    •  

Произвести экономический расчет затрат ;

    •  

Оценить работу каждого с помощью «Табло самооценки»;

1.5. В ходе работы над проектом использовались следующие методы:

    •  

Диагностика «Мой вид интеллекта»;

    •  

Диаграмма обработки данных диагностики;

    •  

Сбор информации с использованием ИКТ и литературы по проблеме;

    •  

Опыты и эксперименты по изучаемой проблеме;

    •  

Составление схем, эскиза продукта проекта, таблица расчета его себестоимости;

    •  

Экскурсия в методический кабинет начальной школы;

    •  

Сборка макета по чертежу (эскизу);

    •  

Оценка работы с помощью «Табло самооценки».

1.6. НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ, после утверждения темы исследования, мы утвердили план работы над проектом.

1.Группа ребят с исследовательским видом интеллекта. Проведение опытов, экспериментов с водой.

2. Группа ребят, умеющих находить и отбирать нужную информацию самостоятельно. Работа с литературой и подбор сведений в сети ИНТЕРНЕТ( под контролем родителей и учителя);

3. Группа ребят, имеющих визуально – пространственный вид интеллекта. Экскурсия в методический кабинет начальной школы с целью ознакомления с имеющимся наглядным материалом, эскиз предполагаемого продукта;

4. Ребята, умеющие работать в группе. Сбор модели по эскизу.

5. Ребята с логико – математическим видом интеллекта. Расчет себестоимости продукта проекта.

5. Защита проекта ( по желанию).

Вывод: как мы видим, в результате проведенной диагностики «Мой вид интеллекта», мы наблюдаем точную картину того, насколько он различен у каждого из нас.

Глава 2. Сбор и обработка полученной информации.

1. НА ВТОРОМ ЭТАПЕ, ребята – исследователи предоставили нам следующую информацию. Ими был проведен ряд исследований различных свойств воды:

 

Вода не имеет запаха, вкуса. Вода- прозрачная жидкость и хороший растворитель.

    •  

Вода приобретает вкус того продукта, который в нее поместить.

    •  

Вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается

(Приложение 3-4)

Ребята, хорошо работающие с подбором информации самостоятельно (вербально – лингвистический вид) ответили на следующие вопросы:

    •  

Почему летом высыхают лужи? Почему, даже зимой, хоть медленнее, но сохнет мокрое белье на улице?

    •  

Какие виды (состояния) воды встречаются в природе? Почему в морозильной камере может лопнуть емкость с водой?

    •  

Почему, если одну и ту же массу воды налить в разные формы, вода примет форму этой емкости .

ДАННЫЕ сведения нам будут полезны не только при изучении тем по окружающему миру, но и при изучении предмета «Физика» в старших классах. ДА И В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ каждому человеку просто необходимо знать о свойствах воды.

ВЫВОД: вода имеет три состояния(жидкое, твердое, газообразное). Совершает некий круговорот в природе. Эти факты нас заинтересовали.

ДАЛЕЕ в работу включились ребята с визуально – пространственным видом интеллекта. Им предстояло просмотреть имеющийся наглядный материал в методическом кабинете начальной школы. Составить эскиз предполагаемого продукта проекта. Определить доступность ресурсов для его изготовления .

(Приложение 5)

ВЫВОДЫ: по изучаемой проблеме есть необходимый наглядный материал. Но модель, которую мы собирались изготовить, должна быть удобная в применении и наглядно показывать о превращениях воды в природе, быть компактной. На этом этапе мы обратились к директору МБОУ «СШ №25», Булавиной Т.А, с целью разрешения использования продукта проекта (модели) на уроке окружающего мира.

6

Мы утвердились в своем намерении и правильности наших действий.

НА ЭТАПЕ реализации плана, после отбора нужной информации и составления эскиза продукта, в работу включилась группа ребят, которым предстояло по эскизу, изготовить модель. На данном этапе нам потребовалась помощь родителей, так как в ходе сборки макета, мы столкнулись с трудностями несовместимости соединения некоторых его частей (пенопласт и картон). Пришлось дополнительно ознакомиться с способами соединения этих материалов .

(Приложение 6 -7 )

ГРУППОЙ РЕБЯТ, после сборки макета , был произведен математический расчет и себестоимость продукта. Для сравнения: стоимость таблиц по окружающему миру (УЧ Проект МСК), составляет в пределах двух тысяч рублей

В конечном результате была создана модель, которую мы вам представляем. Эта модель прошла пробную демонстрацию на уроке окружающего мира в 3 А классе. Преимущества данной модели в том, что она компактна и отражает все стороны изучаемой проблемы. На модели можно просмотреть те превращения воды, которые происходят в природе при различных ее свойствах. ДАННАЯ МОДЕЛЬ ВЫГАДЫВАЕТ по себестоимости. А самый большой плюс этой работы в том, что МЫ САМИ ее изготовили и в работе были задействованы ребята с различными видами интеллекта. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, каждый из нас участвовал в определенном этапе в зависимости от вида интеллекта

(Приложение 8 - 9)

НА ЭТАПЕ рефлексии, группой ребят был оформлен стенд «Табло самооценки», в котором каждый участник проекта оценил свой

Глава 3. Заключение.

Вода является основой жизни на земле. И даже в поисках внеземных цивилизаций ученые в первую очередь пытаются найти на новых планетах именно воду, потому что ничто живое не может существовать без воды.

Свойства воды очень разнообразны, все из них невозможно изучить в рамках одного исследовательского проекта. Поэтому, нами был определен круг изучаемых вопросов, которые рассматриваются при изучении в третьем классе.

Но нашей целью было не только изучить свойства воды, но попытаться

 

соединить изучаемую проблему с видами интеллекта обучающихся нашего класса. Ведь, как мы описали ранее, в ходе диагностики, интеллект ребят нашего класса различный. Значит и по- разному мы понимаем то, что говорит нам учитель на уроке. Именно поэтому мы и разработали и соединили в одно исследование эти два важных, в жизни человека, вопроса: вода и вид интеллекта человека. Учитывая это, создали модель «Путешествие капельки воды». Плюс ко всему, сведения о воде нам будут полезны при изучении предмета «Физика» в старших классах

ТЕМ самым ГИПОТЕЗА, выдвинутая в начале работы исследования, полностью подтвердилась.

Созданную модель мы поместили в методический кабинет школы для того, чтобы будущие третьеклассники могли ее использовать на уроках.

ВЫВОД: цель, которую мы поставили в начале работы над проектом, реализована полностью. Мы изучили различные свойства воды и создали модель изменения этих свойств , для демонстрации на уроках окружающего мира.

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3 -4

10

11

Приложение 5

12

Приложение 6 -7

13

Приложение 8 -9

14

Список источников и литературы

 

Калашников В.И. Тайны воды. Реки, озера, моря и океаны. – М.:»Белый город», 2009. – 48с.

 

Клейман Т. Многоликая вода. Детская энциклопедия. - №6. –с. 1-56

 

Шорыгина Т.А. Беседа о воде в природе. – Сфера, 2017. – 96

 

«Необычные свойства воды»

http//www.youtube.com/watch?yNQbroiGukl

15

Просмотров работы: 305