Влияние возраста человека на выбор приоритета любви

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние возраста человека на выбор приоритета любви

Иванюшева Е.М. 1
1школа
Заярнова В.В. 1
1МБОУ СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На протяжении столетий любовь была и остается предметом острых дискуссий в науке, искусстве, литературе, а также в обыденной жизни. Что же такое любовь?

Прагматики ответят, что это – чувство человека, романтики, что это – самое светлое чувство, которое испытывает человек. Однако до сей поры, никто так и не вывел универсальную формулу любви. Хотя частотные словари современных языков свидетельствуют, что это одно из самых употребитель­ных слов. В наше время существует множество разновидностей любви и еще больше представлений о любви.

У взрослых и подростков существуют определенные стереотипы любви, которые всем известны. Но ведь о любви размышляют не только люди этих возрастных групп, но и дети. И подумав об этом, мне стало интересно: что вкладывают в понятие любовь люди разного возраста?

Актуальность моего исследования обусловлена тем, что современное общество, переживая последствия распространения массовой культуры теряет духовные и моральные ценности. Тема любви, никогда не терявшая своей актуальности, теперь приобретает особое значение. Сложность и важность любви продиктованы тем, что в ней сфокусированы в органическом соединении физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое.

Цель исследования: выявить влияет ли изменение возраста человека на приоритеты любви.

Задачи:

Методы и приёмы:

При выполнении работы были использованы следующие методы исследования:

1) Анализ, систематизация и обобщение информации:

а) описательный;

б) сравнительный;

2) Статистический (сбор, обработка, анализ массовых исходных данных) – социологический опрос.

Объект исследования: люди разного возраста.

Предмет исследования: понятие любовь.

1.Теоретическое обоснование

1.1. Модели приоритетов.

Жизнь человека устроена так, что мы во всём расставляем приоритеты. Приоритет-это наш любимый цвет в картине жизни, область деятельности или принцип, который захватывает максимум нашего времени и внимания. Это то, что мы делаем в первую очередь, ради чего мы готовы отодвинуть всё остальное. Это то, что мы любим больше всего или больше всего нам нравиться, будь то цвет среди других, вкус, число, время года и др.

Меня заинтересовала тема приоритетов любви, я конечно понимаю обширность и безграничность этого понятия, но мне очень захотелось узнать, как меняются и меняются ли приоритеты любви с возрастом.

Существует множество моделей определения жизненных приоритетов, вспомним знаменитую таблицу человеческих потребностей, составленную в 1943 году американским психологом Абрахамом Масло,

систему ценностей по Баррету и матрицу Эйзенхауэра

1.2. Толкование слова «любовь»

Для того, чтобы узнать толкование слова «любовь» и разобраться в приоритетах любви обратимся к словарям.

Из Толкового словаря русского языка Ушакова мы узнали, что

Любовь - чувство привязанности, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости. Такое же чувство, основанное на инстинкте. Материнская любовь. Такое же чувство, основанное на половом влечении; отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством. Несчастная л. Счастливая л. Неразделенная л. Платоническая л. Чувственная л. Пылать любовью. Страдать от любви. Человек, внушающий это чувство. Она была моей первой любовью. Склонность, расположение или влечение к чему-н. Л. к искусству. Л. к работе.

2. Словарь Ожегова толковый словарь русского языка

Любовь

1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

2.Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, к детям.

3. Постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-н. Л. к правде, к истине. Л. к балету, к чтению, к театру, спорту. Л. к животным.

3. Психологический словарь А.В.Петровского

Любовь

1.Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (Л. к матери, детям, родине, музыке).

2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого т. о., чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

Изучив понятие любви в словарях, пришла к выводу, что под любовью подразумевается несколько направлений в каждом словаре, существуют определения, которые мы выбрали для нашего исследования:

-чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, к детям;

-постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-н. Л. к правде, к истине. Л. к балету, к чтению, к театру, спорту. Л. к животным;

-высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (Л. к матери, детям, родине, музыке).

Попробуем изучить подробнее предложенные авторами образы, которые в дальнейшем будем использовать в практической части исследования.

1.3. Женский образ в социокультурной рефлексии.

Каков же он, идеальный образ матери? Историки, литературоведы, культурологи, социологи, исследующие этот вопрос, отмечают его удивительную устойчивость. «Основные характеристики и эталонные черты образа женщины-матери со времен античности фактически не изменились, – пишет, со ссылкой на многочисленные исследования других авторов, в своей монографии «Женский образ в социокультурной рефлексии» Т.Г. Киселева. – Это женщина, обладающая неординарным жизненным опытом и даром интуитивного предвидения наиболее вероятных путей развития событий (особенно связанных с ее детьми), отличающаяся редкой добротой, чувством сострадания и умением понять своих детей и их решения, женщина, одаренная от природы неординарными способностями к воспитанию и убеждению; человек по природе необыкновенно стойкий, верный интересам своих детей и безоговорочно принимающий во имя их (или вместо них) любые испытания судьбы и т.п. Разумеется, в соответствии с культурными традициями разных народов, этот набор характеристик мог в большей или меньшей степени варьироваться, но в целом он остается относительно типовым в культурах большинства цивилизованных сообществ».

Высказывая своё мнение об образе мамы, мне сразу вспоминается мой дошкольный возраст 2,9, когда воспитатель детского сада на примере литературного героя показывает, как нужно относиться к маме. Вспомним строки Е. Благининой

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

Я уселась и сижу.

или «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!» С. Михалкова.

Когда мне исполнилось пять лет, педагог по вокалу познакомила меня с песней известной исполнительницы Ассоль.

Моя мама лучшая на свете.

Она мне как солнце в жизни светит.

Мама самый лучший в мире друг.

Как люблю тепло её я рук…

И пусть у каждого своя мама, но думаю, что не только благодарность живёт у каждого в сердце, но и любовь, и гордость за неё. Это любовь такая необъятная, какая может быть только к матери. Эта любовь неповторимая, прекрасная и чуткая, какая бывает только к одному человеку, которая сохраняется на всю жизнь, которая не покидает сердце никогда.

1.4. Образ Родины

Давайте попробуем обратиться к образу Родины. Что вкладывается в это понятие людьми. Говоря, об образе Родины необходимо четко определиться с терминологией и трактовкой слова Родина.

Слово Родина имеет древнеславянское происхождение. По словарю Даля слово Родина трактуется, как родить, родня.

Большая Советская энциклопедия даёт следующее толкование слова родина:

-отечество, отчизна, страна, в которой человек родился;

- исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов;

- более узко - чьё-либо место рождения;

- переносное значение - место возникновения, открытия или изобретения чего-либо. Другие источники-словари дают примерно такую же трактовку.

Наблюдая за людьми, заметила, что, став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве. Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»

И действительно, как не велика наша страна, я связываю свое чувство любви к ней с теми местами, где родилась, выросла, с улицей, по которой хожу, с двором. Солнечный - посёлок с интересной судьбой, красивой природой, достопримечательностями, сильными и талантливыми людьми. Считаю, что яркие впечатления о родной природе, об истории родного места останутся в моей памяти на всю жизнь.

2.Практическая часть исследования.

Для того, чтобы выявить влияет ли изменение возраста человека на приоритеты любви. Я провела социальный опрос среди людей разного возраста. Участниками стали ученики от 8 до 18 лет МБОУ СОШ № 1 это 2, 6, 9 и 10 классов, учителя школы, а также жители п. Солнечный в возрасте от 20 до 65 лет. Всего 146 человек.

Сначала участникам социального опроса было предложено расставить любовь к чему –либо или кому-либо по мере значимости без предложенных вариантов. Ответы получились разнообразные, кто-то на первое место поставил «любовь к футбольной команде», к «копчённым куриным крылышкам» или «коту». Было очень трудно и почти невозможно определить приоритеты по возрастам. Нам пришлось изменить ход исследования, конкретизировать понятия приоритетов и предложить участникам уже готовые анкеты.

-Любовь к природе/к животным-Любовь к путешествиям-Любовь к матери-Любовь к еде-Любовь к дому-Любовь к деньгам-Любовь к Родине-Любовь к противоположному полу

Участники сами вкладывали значимость в предложенные приоритеты.

 

8-9

12-13

15-16

16-18

20-35

36-50

50-65

1

любовь к противоположному полу

любовь к еде

любовь к природе/к животным

любовь к матери

любовь к дому

любовь к дому

любовь к дому

2

любовь к Родине

любовь к природе/к животным

любовь к матери

любовь к противоположному полу

любовь к матери

любовь к матери

любовь к матери

3

любовь к деньгам

любовь к матери

любовь к противоположному полу

любовь к дому

любовь к противоположному полу

любовь к Родине

любовь к Родине

4

любовь к дому

любовь к противоположному полу

любовь к дому

любовь к путешествиям

любовь к деньгам

любовь к путешествиям

любовь к путешествиям

5

любовь к еде

любовь к дому

любовь к деньгам

любовь к деньгам

любовь к путешествиям

любовь к деньгам

любовь к еде

6

любовь к путешествиям

любовь к деньгам

любовь к еде

любовь к еде

любовь к природе/к животным

любовь к противоположному полу

любовь к природе/к животным

7

любовь к природе/к животным

любовь к путешествиям

любовь к путешествиям

любовь к природе/к животным

любовь к еде

любовь к еде

любовь к деньгам

8

любовь к матери

любовь к Родине

любовь к Родине

любовь к Родине

любовь к Родине

любовь к природе/к животным

любовь к противоположному полу

Обработав результаты, я пришла в недоумение, так как неожиданный результат получился в приоритетах «любви к матери» и «любви к Родине» у детей 8-9 лет. Это послужило особому направлению исследования и поиску причин.

Остановлюсь на том моменте, что наиболее значимую позицию у детей 8-9 лет заняла «любовь к противоположному полу».

Считаю, что это связано с социальной ситуацией развития ребёнка, где в возрасте 7-12 лет она обусловлена с общением прежде всего сверстников с ребёнком, хотя ещё в возрасте от 3-7лет ребёнок полностью тянулся к взрослому.

Обратимся к поиску причин расстановки приоритетов любви у детей 8-9 лет.

На мой взгляд, если мы говорим про школьников, то первая и основная причина таких сформированных взглядов, выученная несамостоятельность, несформированность планирования это называется «учебная несамостоятельность, портящая отношения». Есть несколько причин, которые приводят к тому, что ребенок не может делать уроки сам, и в связи с этим родителям приходится сидеть с ним за уроками, что сильно портит отношения между родителем и ребенком. Сейчас ничто не настраивает ни родителя, ни ребенка на то, чтобы формировать самостоятельность. Причём она не возникает самотеком.

Попробую привести пример с разъяснением. Ребёнок посещает дошкольное учреждение утром его приводит мама, вечером забирает мама. После рабочего дня, вечером она может заняться игрой с ребёнком, посвятить себя домашним делам, работе на дому или посмотреть телевизор. Далее. Ребёнок пошёл в школу, у мамы уже нет выбора вечерних занятий. есть только одно занятие –уроки с ребёнком. Немалый вклад в это вносит школьная программа – она часто перенасыщена и подстроена не под возраст детей и их способности, а под амбиции образования.

Программа по части предметов сформирована так, что их невозможно освоить без взрослого. Например, второклассник, который начинает учить иностранный язык, получает учебник, в котором все задания даны на английском, а он еще не умеет читать по-английски. Очевидно, что без участия взрослого он их выполнять не сможет.

Опросив людей, которые уже имеют опыт воспитания детей, попросив их вспомнить первое родительское собрание в школе и речь учителя, выяснила, что только одна учительница сказала родителям: «Не вздумайте помогать детям делать уроки, они пришли учиться сами», все остальные сказали: «Родители, вы поступили в первый класс». И это тоже, конечно, формирует учебную несамостоятельность.

Мы конечно понимаем загруженность учителей ФГОСами и прочими вещами. У них нет задачи формировать эту учебную самостоятельность – у них много других задач и сложностей: это и большие классы, и огромная отчетность…

Хочу выделить ещё одну причину сложившейся ситуации в социальном опросе. В то время пока мама на работе, её чадо вернулось со школы, и чтобы скоротать время, заведомо зная, что мама будет ругать за разбросанные игрушки, ребёнок попросту их не берёт, а садиться за просмотр мультфильмов. Но опять же, обращаю ваше внимание не будет он сейчас смотреть рисованные мультики, например, такие как «Мешок яблок», «Мы делили апельсин». Готовясь к раскрытию данной темы просматривая ролики в интернете, я наткнулась на сюжет режиссера Сергея Игнатова о том, какой образ женщины и матери формируют современные (преимущественно западные) мультфильмы. Увиденное произвело и до сих пор производит огромное впечатление. Вот уж поистине достаточно один раз увидеть, чем сто раз услышать! Пересказывать содержание не буду, остановлюсь только на некоторых моментах на мой взгляд, особо интересных.

Просмотрев, по выражению автора, «километры пленки», съемочная бригада обнаружила любопытную закономерность: традиционный, привлекательный образ материнства представлен, в основном, в фильмах про животных.

В человеческом же обличье материнство, как правило, изображено нетрадиционно: мамы либо слишком стары (такими в наших мультиках изображают бабушек), либо непривлекательны. Они могут (как в сериале «Гуфи и его команда») быть изображены карикатурно и вести себя нелепо, тупо, заторможено и т.п. Могут напоминать ведьм (или в действительности ими являться), отталкивать неприятным выражением лица, властностью, злобой. Ну, а в мини-эпизоде, мелькающем на какие-то доли секунды в мультфильме «Красавица и чудовище», совмещены чуть ли не все эти характеристики. Сознание не в состоянии уловить и отрефлексировать изображение, а подсознание улавливает. С. Игнатов дает зрителям возможность подробнее рассмотреть раскадровку. Почему-то ни к селу, ни к городу рядом с прекрасной главной героиней возникает старая, некрасивая, бедно одетая женщина с перекошенным от злобы лицом. В «Корпорации монстров» мать просто не присутствует. В мультфильме «В поисках Немо» маму съедают в первых же кадрах. В «Истории игрушек» от матери – одни только ноги. Но и когда мама есть, вовсе не факт, что ее существование будет воспринято маленьким героем положительно. Сейчас можно, совершенно не напрягаясь, назвать достаточно большое количество мультфильмов, в которых мать изображена существом, мягко говоря, малосимпатичным. В лучшем случае карикатурно-нелепым, а то и просто гадким, отталкивающим. Более неприглядный образ материнства трудно себе представить.

В последние годы много написано о манипуляции сознанием. Полагаю, не надо долго объяснять, как опасно воздействие таких «скрытых» кадров на психику юных зрителей. Считаю, что неприкосновенность детства, охрана его чистоты уходит в прошлое, понятие «это не предназначено для детских глаз и ушей» все активнее вытесняется из поля культуры.

Хочу обратить внимание, на то, что все же до недавнего времени о систематической дискредитации образа матери в литературе, кино и других видах искусства речи не шло. Я, конечно, полагала, что дела обстоят неважно, но, право, не догадывалась, насколько они плохи, пока не занялась изучением данной темы вплотную. А между тем, «любая жизнеспособная культура опирается на систему положительных ценностей. Кто бы с кем ни воевал, кто бы кому ни противостоял, но рост этноса становился возможным только на яркой позитивной идее (по емкому определению Л.Н. Гумилева). Любая устойчивая культурная модель базируется на позитивном образе человека и его устойчивых связях с миром. Основа такой модели – представление о достойном человеке, чья ценность постоянно демонстрируется и доказывается». И «обязательный образ, на котором держится любая культура, – это положительная женщина-мать». Разрушение таких обязательных, фундаментальных образов влечет за собой слом культуры. Пока окончательного обвала не произошло, поскольку нелегко за несколько десятилетий погубить то, что создавалось веками. Но «сопротивление материала» не беспредельно. Что же творится с душой ребенка, когда так искажается святой образ матери, и чем это чревато? Ответ на этот отнюдь не риторический вопрос, пожалуй, и так очевиден.

Проведя социальный опрос, обработав результат, оформив практическую часть исследования, я поняла, что личность формируется и эволюционирует, а также меняется её отношение к окружающим и, в частности, к родителям- матери

в процессе жизненного пути. Ведь зрелый человек, если он стал еще и зрелой личностью, смотрит на вещи совсем под другим углом. Мы растем, наши взгляды меняются... Возможно, в молодости человек совершает много ошибок, но это нормально и естественно, потому что именно они преподают какой-то важный жизненный урок. Хуже было бы, если бы мы стояли на месте. Давайте посмотрим вместе, как меняется отношение ребенка к своим родителям, от младенчества до зрелости. Во многом вы узнаете себя

Думаю, мне удалось найти весомые причины расстановки «любви к матери» на последнее место: это и обучение ребёнка, и его досуг, организованный самостоятельно в свободное время.

Почему же образ Родины у учеников младших классов занял более близкую позицию, изучив литературу и проведя анализ фактов я пришла к выводу.

Образ Родины формируется в раннем детстве на основе подсознательных установок родителей и других людей вольно или невольно принимающих участие в воспитании ребенка. Эти подсознательные установки принимают вид ценностей личности по мере взросления ребенка, и в дальнейшем окрашиваются эмоционально и определяют его поведенческую реакцию.

По мнению исследователя образа Родины, у школьников А. И. Попова, образ Родины является одним из компонентов образа мира, и он выделяет следующие психологические компоненты образа Родины:

1. Когнитивный компонент - представляет собой совокупность знаний о своей Родине и признание их таковыми. То есть знание истории не говорит нам достоверно, что человек уважает свое государство.

2. Эмоционально-оценочный компонент - представляет собой переживания, связанные с Родиной и с её судьбой. Отделение "Родины" отчего-то иного и потенциально враждебного.

3. Поведенческий компонент - представляет собой деятельность и поступки человека во благо своей Родины.

На основе выше сказанного можно сделать вывод, что с возрастом на расширение образа Родины начинают влиять образование, воспитание и средства массовой информации. Понятие Родины в таком потоке информации может расшириться до масштабов планеты, но может и свернуться до одного населенного пункта. Такая защита границ показывает большую значимость этой психической структуры.

3.Заключение.

Сформировавшиеся взгляды людей в процессе жизни, были отражены в анкетах и тем, кому за 35, основными приоритетами выделили «любовь к матери», «любовь к дому», «любовь к Родине», данные приоритеты в зависимости от возраста занимали либо первую, либо вторую, либо третью позицию. Я пришла к выводу, что каждый из нас хочет жить в заботе, ласке, любви-этим приоритетом стала «любовь к матери», каждый человек хочет жить комфортно, иметь семью, детей, крышу над головой-это отразилось в «любви к дому» и конечно же каждый мечтает о мире, спокойствии, благосостоянии-этот приоритет «любовь к Родине». А малыши вырастут и их взгляды сформируются, только взрослым надо пристальнее обращать внимание и выстраивать процесс воспитания, образования и всё вокруг, так, чтобы не успеть ранить нежную психику детей и не получит в будущем плоды своих ошибок.

Нам удалось определить, что формирование приоритетов-динамическая система, поддающаяся влиянию определённых событий.

Список источников

  1. Т.Г. Киселева “Женский образ в социокультурной рефлексии”.МГУКИ, 2002
  2. Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». - 608 с.. 2006
  3. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М., — 494 с.
  4. К.М. Хоруженко «Педагогика: Словарь афоризмов и изречений» .Агенство «Социальный проект», 2007 г.
  5. https://velnesportal.ru/wellness-garmoniya/zhiznennye-prioritety
  6. http://inetmari.ru/2012/06/rasstavte-prioritety-v-lyubvi-i-budte-lyubimy/
  7. http://100k.net.ua/pr/110-no/376-prioritety-v-zhizni-cheloveka
  8. http://www.dnevniki.ykt.ru/Popova_Masha/729131
  9. http://www.uspeh-centr.ru/narodnaya-pedagogika/462-obraz-materi-v-narodnoj-pedagogike
  10. https://vinograd.su/upbringing/detail.php?id=42620&PAGEN_2=2
  11. https://4brain.ru/blog/%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0- %D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B %D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%83/
  12. http://900igr.net/prezentatsii/obschestvoznanie/CHelovek.html
Просмотров работы: 99