Введение
Современный исторический период является кризисным для всего мира, и речь здесь идет не только об экономике и промышленности. Сегодня происходит кардинальная ломка духовных ценностей человека, изменение его духовной культуры, которая во все времена являлась важнейшей характеристикой цивилизации.
Понятие «духовность», отражает, по сути, направленность человека на высшие ценности, его стремление к совершенству, к идеалу.
С древнейших времен духовная культура интегрировала в себе две категории: религию (религиозное знание) и философию (философское знание), которые через проникновение в сущность бытия, стремились ответить на вопросы, волнующие человека: «Что есть добро и зло?», «Существует ли бессмертие?», «Зачем мы живем?». Эти вопросы религия и философия решают не одинаково, но именно от понимания ответов на них зависит дальнейшее развитие или гибель духовного потенциала человечества.
Актуальным, с точки зрения изучения процесса развития духовной культуры человека, является на наш взгляд, исследования специфики данных категорий, их взаимосвязи и различий.
Вышесказанное определило цель исследования: анализ взаимосвязи религии и философии и выявление их демаркации.
Объект исследования: религия и философия как элементы структуры духовной культуры.
Предмет исследования: процесс взаимодействия религии и философии с точки зрения формирования духовной культуры человека.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
-изучить литературу по рассматриваемым вопросам;
-выявить сущность понятий «религия» и «философия»;
-определить критерии сравнения и проанализировать религию и философию как элементы структуры духовной культуры;
-рассмотреть процесс взаимодействия религии и философии в историческом масштабе;
-сделать вывод.
Работа представляет собой реферативное изложение материала по названной теме, на основе анализа следующих источников: А.Л. Анисин «Взаимосвязь религии и философии как сфер духовной жизни человека» и «Религиозный путь философии»; Л.М. Емельянова «Соотношение философии, науки и религии»; И.В. Киреевский «О необходимости и возможности новых начал для философии»; Т.В. Савицкая «Философия и религия: точки пересечения и демаркация» и др.
Кроме того, для данного исследования имеют значение работы таких ученых как: А.В. Цуркан – о взаимодействии философии и религии; И.Н. Яблоков - об основах теоретического религиоведения; Н.С. Капустин – об этапах развития философии религии.
Работа состоит из ведения, основной части, заключения и списка литературы.
Свою собственную оценку мы понимаем, как необходимость единения религии и философ в вопросах, связанных с духовной жизнью человека и общества в целом.
Сущность понятий «религия» и «философия»
Религия – «мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах религии в качестве Бога, божества»[5, с 824]. Являясь общественным институтом, она занимает важнейшее место в структуре современного общества, так как отражает нормы поведения человека в окружающем мире, понятия добра и зла, регулирует общественные отношения.
Таким образом, сущность религии заключается в идеалистическом мировоззрении.
Философия представляет собой «особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях» [5, с.1083]. Она выступает как наука о поиске и понимании первопричин, начал и оснований всего сущего.
Таким образом, сущность философии можно определить как создание рациональной картины и места человека в нем.
Сопоставим два этих понятия, для удобства составив таблицу.
критерии |
религия |
философия |
цель |
жизнь в единении с Богом, направленная на отыскании путей для спасения души и нахождении прочной жизненной основы человека |
установление и постижение взаимосвязей между объективно существующими явлениями материального и духовного мира, стоит выше интересов человека |
объект |
абсолют |
мир в целом |
главенство |
вера в Бога |
объективное и проверяемое знание о природе вещей |
методы |
выход за пределы видимого существования и трансцендентный опыт |
выход за пределы видимого существования и трансцендентный опыт |
базируется |
на традициях, внутреннем опыте верующих, авторитете священных книг |
на опыте, стремлении к общезначимости |
ценность |
следование определенным нравственно этическим нормам |
свободное познание истины |
источник знания |
ригидные Священные тексты |
философские тексты, допускающие существование другого ответа на вопрос |
процесс познания мира происходит как |
движение верующего от ответа к ответу, сопровождаемое запретом на критическое переосмысление «последних вопросов», но предполагающее существенную перемену самого человека как субъекта веры |
движение от одного вопроса к другому, ответ на эти вопросы не только не задан, а зачастую и недостижим |
социальный статус |
определенный социальный институт, регулирующий отношения между людьми и постоянно воспроизводящийся в культуре |
абсолютно свободное дело отдельной личности подвергать критическому исследованию разумом «последние вопросы бытия», не имеет никакой социальной защищенности |
Таким образом, у религии и философии общий объект познания, но разные обоснования и понимания истины: в религии истинное знание уже есть, а философия стремиться к новому знанию. Выступая как различные формы мировоззрения, обе категории воссоздают свою картину мира, и определяют свою систему духовных ценностей.
Для понимания процесса взаимодействия религии и философии с точки зрения формирования духовной культуры человека, рассмотрим его в историческом разрезе.
Древние Греция, Индия и Китай
Религия древней Греции базировалась на мифах, пришедших с Востока.
Э. Целлертак писал о ней: «Греческая религия не имела теологической систематизации и возникла на базе свободного соглашения о предмете веры. В собственном смысле слова в Греции не было общепризнанного религиозного учения, но только мифология» [4, с.18]. Философия не просто воспользовалась религиозными идеями, она трансформировала их для рационального обоснования жизни человека.
Первыми достоверными свидетельствами индийской философии являются, несомненно, сутры. В Индии существовали различные философские школы, до Нового времени индийская философия ориентировалась на Веды.
Что касается Китая, там со II века до нашей эры и до начала XX века, процветало конфуцианство, характеризуемое преобладанием морали над религией. Во главу был поставлен разум человека, религия имела ярко выраженную воспитательную направленность. Философия Китая нашла свое отражение в даосизме, в котором интегрировались вопросы поиска бессмертия человека и традиционные для страны обряды и верования.
Средневековье
В период Средневековья ключевыми становятся вопросы, связанные с взаимоотношениями философии и христианства. Религия отстаивала точку зрения о том, что истинное знание принадлежит Богу, а философия посредством патристики не признает истину как таковую, а только истину Откровения. Отношения философии и религии в этот исторический период носят неоднозначный характер: вера не будет полной без рационального подкрепления и логических доказательств (Климент Александрийский); Бог выше законов, навязываемых философствующим разумом (Квинт Тертуллиан); по мнению Августина Блаженного - философия и религия – одно и то же; Скот Эриуген считал, что разум главенствует над Священным писанием, но разум человека должен быть просвящен верой. Так обстояло дело в Европе.
В арабских странах религия и философия не соединялись друг с другом. Философы старались, чтобы их измышления не противоречили общепринятым нормам и ценностям. Арабские философы, с восточной мудростью, пытались гармонизировать религию и философию. Наср Ал-Фараби (870-950) считал, что «философия и религия не являются противоположностями, а лишь вариантами одной истины» [6, т.1, с.433]. В свою очередь Абу Али Ибн-Сина (980-1037) говорил, что религия основывается на риторических речениях, а философия – на достоверных суждениях, тем самым пересекаясь с мнением Европы: религия может быть объяснена посредством философии.
В XI появляется схоластическая философия, которая пытается осмыслить и прокомментировать опыт постижения человеком мира и Бога, что привело к приоритету разума над религией и стало началом разъединения философского и религиозного знаний. Петр Абеляр (1079-1142) так говорил об этом: «пришло время дистанцировать философию от религии, потому что самым главным для философов является исследовать истину рационально, и следовать во всем не доводам людей, а доводам разума»[1, с.98].
Преобладание разума, привело к противодействию религии, выразившемуся в идее превосходства веры. Р. Бэкон говорил, что сама по себе философия не может вступать в противоречие вере, так как сама является «следствием божественного откровения» [8, с.353].
Все это привело к еще большему разобщению религии и философии. Дунс Скот так разделил функции: религии он отвел роль практики, а философии – теории. Уильям Оккам в свою очередь полностью разделяет эти категории, возводя добро в абсолют, а знания – в философию.
И в XIII веке католичество признает полное разделение религии и философии. В это же исторический период происходит и определение сферы деятельности философии. Петрарка считал, что это – человек и окружающие его общество, а Пико дело Мирандола видел смысл философии в обретении человеком естественного счастья (без участия Бога как счастья сверхъестественного).
Эпоха Возрождения и Новое время
В этот период идеалом становится светское знание, философия признается единственным источником истины, в частности Мишель Монтене представляет философское знание как отдельное от религиозного, а Джордано Бруно категорически исключал вмешательство религии в истину науки и философии. К началу Нового времени философия полностью заняла научную нишу по постижению мира. М.В. Ломоносов был абсолютно убежден, что философия и наука имеют свои объекты изучения, которые совершенно не пересекаются с религиозными. Став самостоятельной наукой, философия занимается не только изучением человека и мира, одним из объектов становится Бог. С этого времени религия становится предметом изучения, а не источником знания. В частности Б. Спиноза считает, что «главное в Боге для философии – существование»[6, с. 283], то есть задача философии – доказать или опровергнуть существование Бога. Данные тенденции стали истоком позитивизма, заключающегося в преобладании знаний, полученных наукой. Так Огюст Конт, провозглашает религиозные и философские знания недостоверными, а потому должными уступить свое место истинной науке.
Конец XIX – начало XX века
Этот период интересен появлением новых взаимоотношений религии и философии - появлением религиозной философии. Давид Штраус ратовал за создание религии, которая отвечала бы критериям научности, базируясь на философии. Такая философия должна была интегрировать в себе разум и веру. Н.А. Бердяев писал: «Человечеству нужна новая свободная философия и философия свободы. Философия должна быть свободной, именно свободная философия приходит к тому, что мысль религиозна» [6,т.3,с. 273]. В свою очередь, В.С. Соловьев призывал к созданию новой «религиозной метафизики», считая, что вера главнее, чем философское знание и наука, он стремился гармонизировать религию, философию и науку.
Но не все ученые были согласны с таки единением. Так М.А. Бакунин считал, что религия не может достигнуть уровня мысли, свойственной науке. В противовес ему, Макс Шелер называл религиозное знание важнейшим, противопоставляя ему и философское и научное знание. А Э.Мах был уверен, что и религию, и философию необходимо исключить из науки.
Интересна точка зрения В. Виндельбанда, который уравновешивая две взаимно непримиримые стороны, допускает существование нескольких философий, опирающихся на разные системы знаний.
Именно это явление и существует в настоящее время, разрешая вопросы демаркации между религией и философией.
Заключение
Проанализировав взаимосвязь религии и философии, как в историческом разрезе, так и в соответствии с критериями, характеризующими их сущность, можно говорить о том, что на сегодняшний день обе эти категории представляют собой составные части духовной культуры человечества. Реалии сегодняшней жизни таковы, что без понимания религиозного знания, без принятия постулатов добра и милосердия невозможно будущее человечества, духовная культура которого должна базироваться и на философском, и на религиозном знании. И не случайно в XXI веке в России религия возрождает русскую религиозную философию, имевшую место в конце XIX – начале XX века.
Именно триединство: религия, философия и наука способно создать новое глобальное мировоззрение человечества, которое будет рождать человека, стремящегося жить в гармонии с собой и окружающим миром. Потому что как бы ни был рационален и разумен человек, в глубине души он верит в Бога или в нечто сверхъестественное. Возможно это «говорят» души наших предков, а может быть исследовательский интерес.
Несомненно, что религия и философия – взаимосвязанные и неразрывные сферы духовной жизни человечества, с его стремлением к познанию мира, Вселенной, самого себя.
Восстановление духовной культуры человечества должно начинаться с получения знаний о высшем мире, бессмертии души, любви к мудрости. Это возможно только при гармонии таких величин как религия и философия, которые формируют человеческую картину мира и являются неразрывными формами общественного сознания.
Список использованных источников и литературы
Абеляр П. Диалог между философом, иудеем и христианином//История моих бедствий.-М.:Акад.наук СССР.1959.
Анисин А.Л. Взаимосвязь религии и философии как сфер духовной жизни человека / А.Л. Анисин // Православие, образование и воспитание в XXI веке: материалы всероссийской научно-практической конференции.–Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. –С. 66.
Анисин А.Л., Анисина С.С. Религиозный путь философии / А.Л. Анисин, С.С. Анисина // Научные исследования высшей школы: сборник тезисов докладов. –Тюмень: ТюмЮИ МВД РФ, 2016. –С. 196.
Драч Г.В. Рождение античной философии и начало андропологической проблематик.-Ростов н/д:Феникс 2011.
Емельянова Л.М. Соотношение философии, науки и религии: Текст лекций / Л.М. Емельянова. - СПб.: СПбГУАП, 2014. - 21 с.
История философии: Запад-Россия-Восток: в 3 т. Под ред. Ю.А. Шичалина.- М.:Греко-латинский кабинет.1995-1999.
Савицкая Т.В. Философия и религия: точки пересечения и демаркация / Т.В. Савицкая // Вестник КРАУНЦ. –2013. - № 2. – С. 84-96.
Кимелов Ю.А. Философия религий.- М.: Nota Bene, 1998.
Н.С. Капустин – об этапах развития философии религии // Гуманитарные и социальные науки. – 2009. – № 6. – С.36–49. [Электронный ресурс]. – URL: http://www. *****/2009/06/09_00_13/04.pdf (дата обращения: 19.04.2018).
Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии / И.В. Киреевский // Разум на пути к истине: Философские статьи, публицистика, письма. – М.: Правило веры, 2014. – С. 231.
И.Н. Яблоков - об основах теоретического религиоведения. – М.: Космополис, 1994. – 224 с.
nauchforum.ru-[дата обращения - 20.04.2018]
mudriyfilosof.ru - [дата обращения - 16.04.2018]
http://5fan.ru/wievjob.php?id=99268 - [дата обращения - 22.04.2018]