Библиотека и читатель в современном обществе

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Библиотека и читатель в современном обществе

Красноперова В.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия"
Мандрыгина М.И. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сейчас все чаще говорят о том, что Россия столкнулась с серьёзной проблемой: современное поколение очень мало читает. Согласно опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения, 35% россиян не читают книг вообще. Ни для кого не секрет, что всемирная паутина отбила часть читательской аудитории у библиотек. Вдумчивое чтение заменяется пассивным восприятием развлекательной информации. Хотя, как утверждают многие источники, ещё несколько десятилетий назад наша страна была самой читающей в мире. Россия взяла путь на инновационное развитие. Но о каких инновациях, научных прорывах, развитии нанотехнологий может идти речь, если больше трети населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу. А ведь именно книги являются золотым ядром любой библиотеки. «Библиотека и читатель в современном обществе», так звучит тема нашего исследования.

Цель работы: расширение знаний о библиотеках и формирование интереса читателей к их посещению;

Для достижения поставленной цели определены задачи:

1. изучить историю происхождения и развития библиотек;

2. рассмотреть роль библиотек в обществе;

3. формировать образ библиотеки, как теплого и радостного дома;

4. поделиться полученной информацией с учениками гимназии с целью выяснения роли библиотеки в их жизни;

Объект исследования: библиотека - как центр развития читательского интереса.

Предметом исследования является:

- выявление читательских предпочтений одноклассников и их родителей;

- определение значимости библиотеки для современного читателя.

Мы выдвинули предположение, что библиотека - это центр всестороннего развития личности в современном обществе.

Методы:

1.теоретические:

- изучение различных источников информации по данной теме;

- анализ полученной информации

2. практические:

- проведение анкетирования;

- беседы с библиотекарями;

Актуальность темы: вопрос интеллектуального и творческого развития актуален всегда. Библиотека – не просто хранилище книг. Современные библиотеки - это информационно-образовательные центры развития общества, которые являются распространителями научных знаний, очагами просветительства

Практическая значимость:

работа будет интересна для детей и взрослых. Данные исследования помогут работникам школьной библиотеки и учителям для проведения бесед, классных часов, семинаров, выставок и других внеклассных мероприятий.

II Основная часть

2.1 Историческая справка

По словарю С.И. Ожегова «библиотека» - это учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-биографическую работу.[3] По словарю Т.Ф. Ефремовой «библиотека» - это учреждение, в котором собираются и хранятся книги, журналы и газеты для общественного пользования; собрание книг для чтения, научных занятий и т.п; помещение для хранения книг; книгохранилище; серия книг, родственных по типу или предназначенных для определенной категории читателей.[2]

Опираясь на эти определения, сделаем вывод: библиотека – это учреждение, организующее хранение произведений письменной культуры и выполняющее информационные, образовательные функции. Слово «библиотека» - греческое, состоит из двух частей: βιβλίον, книга + θήκη, хранилище, вместилище, ящик.[1]

Библиотеки впервые появились на древнем Востоке, в городе Библ (город в Ливане) (Библос, это бумага). Библия буквальный перевод бумажная. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденное в храме вавилонского города Ниппур. Она содержала около 30000 глиняных табличек, исписанных клинописью. На влажной мягкой глиняной дощечке писцы выдавливали знаки острыми трехгранными палочками, которые назывались «клин». Археологи нашли тысячи таких дощечек, которые сохранялись во дворцах и были рассортированы в зависимости от их тематики. Все это "листы" древнейших глиняных книг, которые собрал из различных стран образованнейший и жадный до наук ассирийский царь. По его указам делались копии с глиняных книг, хранившихся в библиотеках и храмах Вавилона и других городов Междуречья.

Самая известная древневосточная библиотека — собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Каждая книга знала свое место, все они были аккуратно разложены по деревянным полкам библиотеки. Для удобства пользования были составлены специальные каталоги - списки, в которых указывались названия книг и имена авторов всех хранящихся сочинений.

В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее Клеархом (IV век до н. э.). В одной из гробниц близ египетских Фив был обнаружен ящик с папирусами. В эпоху Нового царства Рамсесом II было собрано около 20000 папирусов. Лента из папируса сворачивалась в свиток. Каждый свиток хранился в кожаном футляре, к нему прикрепляли деревянные ярлыки с названием рукописи. Римляне называли эти ярлыки «титулюрсами». Отсюда и произошло название «титульный лист» - лист с названием.

В Древнем Египте библиотеки создавались при храмах. Египетские фараоны придавали большое значение образованию. При раскопках над входом в одно из помещений дворца Рамсеса II археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу.

Самой знаменитой стала Александрийская библиотека. Там сохранялись свыше 700000 свитков папируса. Все «книги» были классифицированы по 120 темам и сведены в каталог. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования. В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. Большая часть Александрийской библиотеки была уничтожена приблизительно в 270 году нашей эры.

Позже появляется материал, который заявляет о себе как конкурент папирусу. Пергамент – бычья кожа, которую долго вымачивали, дубили, сушили и использовали в качестве писчего материала. Пергамент был удобнее, а главное, намного долговечнее папируса. Сначала книги из пергамента делали по традиции в форме свитков, а затем стали сгибать большой лист пергамента вчетверо, в виде тетради.

В конце периода Средневековья, когда были построены величественные соборы, люди начали строить маленькие библиотеки при соборах. Университеты также начали коллекционировать книги. Университеты Парижа, Гейдельберга и Флоренции прославлялись своими коллекциями «прикованных» книг. Книги было так тяжело делать, что их приковывали к стенам большими цепями, во избежание неприятностей.

Изобретение печатного станка и развитие книгопечатания внесли огромные изменения в облик и деятельность библиотек, все более отличавшихся от архивов. Библиотечные фонды начинают стремительно разрастаться. С распространением грамотности растёт также число посетителей библиотек.

А как же появились первые библиотеки на Руси? Вот какую информацию мы нашли. История библиотек Руси ведет свое начало с 11-12 веков в Киевской Руси, когда после принятия христианства стали создаваться монастыри. Назначением первых библиотек и первой их задачей было хранение исторических документов, которые являлись рукописными книгами.

Первая библиотека на Руси создана в 1037 году новгородским князем Ярославом Мудрым. Летописи рассказывают, что он приказал в Новгороде до 300 детей «учите книгами». Книги и другие памятники письменности главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства.

Научные библиотеки стали возникать значительно позже, в основном при научных и учебных заведениях, так, при Академии наук библиотека была основана в 1714 году; при Московском университете в 1756 году. Первая публичная библиотека основана в С.-Петербурге в 1795 году (Императорская публичная библиотека.); Российская государственная библиотека (так называемая в прошлом «Ленинка») — в 1862 году.

С XIX века главным предназначением книги стало - просвещение народа. Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления XX века привели к дальнейшему развитию библиотеки.

27 мая 1996 года в нашей стране впервые торжественно отметили Всероссийский день библиотек. Этот праздник был установлен согласно Указу Президента РФ Б.Н. Ельцина от 27 июля 1995 года и приурочен ко дню основания в 1795 году первой государственной общедоступной библиотеки России, ныне Российской национальной библиотеки. Сегодня в нашей стране более 150 тысяч библиотек, в которых работают сотни тысяч квалифицированных библиотекарей. Всероссийский день библиотек - это не только праздник библиотекарей, библиографов, книговедов, информационных работников, ученых, педагогов, кто посвятил свою жизнь сохранению и развитию отечественной книжной культуры; это праздник всенародный,

праздник всех тех, кто любит книгу!

Нам стало интересно, а как появились первые библиотеки земли Пермской. Зарождение библиотечного дела в Пермском крае относится к 16 веку. В основном это были монастырские и церковные библиотеки, сыгравшие большую роль в распространении грамотности среди населения. Первыми частными библиотеками являлись книжные собрания заводчиков Строгановых, Всеволожских, Демидовых, которые использовались в основном для личных нужд.

В конце 18 века в России, в губернских городах, открывались главные народные училища, при которых полагалось иметь книгохранилище – библиотеку. Так, в Перми открылась общеобразовательная народная школа. Это была первая библиотека в Перми.

«Августа 17 дня 1786 года Ее Императорское Величество Екатерина II отправила из Царского Села в Пермь на имя губернатора Пермского и Тобольского рескрипт. (Приложение1) Генерал-губернатор Евгений Петрович Кашкин добросовестно исполнил повеление. 22 сентября 1786 года, в день коронации Екатерины II, «под колокольный звон и пушечную пальбу» в Перми состоялось открытие народного училища. Этот день следует считать днем открытия самого первого книгохранилища в городе, так как, согласно «Уставу народных училищ в Российской империи», при главном народном училище в Перми начала создаваться библиотека.

Книжное собрание главного народного училища в Перми почти не сохранилось. Основная его часть погибла во время пожара, который случился в сентябре 1842 года, но историки и краеведы донесли до нас некоторые факты, помогли частично воссоздать его состав, а также поведали о людях, много потрудившихся для организации первого в Перми книгохранилища: П. А. Назаретском и Н. С. Попове.

Нынче наш край по праву можно назвать крупнейшим хранителем произведений письменности, центром просвещения Урала». В ходе сбора материала нами найдены интересные сведения по данной теме. (Приложение 2)

Итак, сделаем вывод: библиотека - древнее создание человечества. «Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги – в библиотеках». Значение древних библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сохранили для нас ценнейшие памятники старины. Огромные перемены произошли в библиотечной системе с момента создания первой библиотеки до настоящего времени. Библиотеки стали местом духовного общения, где прививают любовь к чтению, стараются донести книгу до каждого, помогают работать, учиться и добиваться в жизни успеха.

2.2.Библиотеки города Чернушка

Современная библиотека - становятся многофункциональными информационными центрами с оказанием различных услуг: свободный доступ информации, Интернет, электронные энциклопедии, электронные базы данных, сканирование, ксерокопирование, оказание юридических услуг и др.

«Если в результате какой-нибудь разрушительной катастрофы с лица земли исчезнут все центры образования и культуры, если на свете не останется ничего, кроме библиотек – у мира и человечества будет возможность заново возродиться». Такую оценку роли библиотеки дал выдающийся российский историк и литературовед, просветитель и гуманист Дмитрий Лихачёв.

В каждом городе, как правило, не одна и не две библиотеки, их обычно несколько. В нашем городе существует более 7 библиотек.

Самая первая библиотека появилась в 1932 году (Межпоселенческая центральная библиотека). Началом истории Чернушинской районной библиотеки послужил приказ № 1 Чернушинского райОНО Уральской области от 7 января 1933 года: «Во вновь открытую Чернушинскую библиотеку назначить заведующей библиотекой тов. Храмцову Анастасию Артемовну с 1 ноября 1932 г. Располагалась библиотека в Доме колхозника по улице Пионерской. Первоначальную основу фонда составили книги из Рябковской библиотеки и подаренные первыми активными читателями. В библиотеке было 795 читателей и 7017 экземпляров книг. Позже библиотека переехала в Дом культуры и занимала там 2 комнаты на втором этаже.

На сегодняшний день Межпоселенческая центральная библиотека имеет самый богатый библиотечный фонд, который насчитывает более 225 тысяч экземпляров (в т.ч. электронные издания, аудиовизуальные документы, издания на языках народов).

Директор МЦБ Елена Алексеевна Шаяхметова рассказала нам о том, что с каждым годом расширяется круг мероприятий, проводимых библиотекарями. Многие из которых стали традиционными. К их числу можно отнести: семейные экскурсии в библиотеку, литературные марафоны, викторины и конкурсы, поле чудес, день православной книги, семейные чтения, библиосумерки, библиополночь, наедине с классиком, в гостях у сказки, лишь тот достоин уваженья, кто чтит историю свою, книжные выставки и др.

16 июня 1970 года Приказом райисполкома была учреждена городская библиотека – филиал №1 Чернушинской ЦБС. Первым помещением стал незаметный барак, а книжный фонд составил всего 7 тысяч экземпляров. Но и этому были несказанно рады первые читатели и заведующая библиотекой – Галина Никитична Кичанова.

Еговцева Ираида Владиленовна – директор Центральной городской библиотеки отмечает: «С 2007 года библиотека имеет статус Центральной городской и работает с разными возрастными категориями читателей. Здесь проводится много творческих мероприятий: книжные площадки под открытым небом, музыкально-поэтические программы, библиотусовка "Читай, пока молодой!», конкурсы чтецов, книжные выставки, встречи с интересными людьми, день дублёра, молодёжная площадка для чтения, общения и творчества и музицирования».

Мы хотим рассказать ещё про одну библиотеку. Центральная детская библиотека появилась 10 августа 1974 года. Отличается она от других библиотек тем, что сюда чаще приходят дети. Ребята любят поиграть в настольные игры, полистать интерактивные книги, посмотреть мультфильмы. Фонд этой библиотеки на начало 2017 года насчитывает 20165 экземпляров. Мои одноклассники называют её любимой с детства, гостеприимной.

В каждой школе есть своя библиотека. Главная задача школьной библиотеки - оказание помощи учащимся и учителям образовательного учреждения, к которому она относится. Библиотеки школ ориентированы на учебные программы, значит, они должны быть доступны первокласснику и выпускнику школы, педагогу и директору. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Фонд литературы нашей школьной библиотеки более 40000 экземпляров. С первого посещения школьной библиотеки библиотекари Шашкина В.Н и Герасимова Ю.В. могут заинтересовать школьника, увлечь его в интересный мир книг. Ребята чувствуют, что их здесь ждут, им тут всегда рады. Наши библиотекари не просто люди, выдающие книги, а советники и наставники. Для всех первоклассников проводят часы знакомства с библиотекой. Детям показывают экземпляры красочно оформленных книг, знакомят со структурой книги, с детскими писателями, рассказывают о первых библиотеках, проводят экскурсию. Также готовят тематические выставки книг, семинары, классные часы и внеклассные мероприятия, предлагаются книжные новинки. А для тех школьников, которые углубленно изучают определённую тему, школьные библиотекари стараются подбирать справочную или научную литературу к моменту их посещения, чтобы дети чувствовали заботу и заинтересованность в их успехах. Для школьной библиотеки важно иметь гостеприимную атмосферу. В нашей библиотеке всегда много учеников и учителей, значит, библиотека интересна, в ней кипит жизнь, в ней всё в порядке!

Профессиональным праздником работников и посетителей всех школьных библиотек – считается четвёртый понедельник осеннего месяца октября. (Международный день школьных библиотек). Работа библиотекаря – это постоянный и кропотливый труд с использованием различных форм и способов наглядности. И именно от библиотекаря и способов его работы во многом зависит, сколько времени читатели будут посвящать общению с книгами, и насколько этот процесс общения с книгами будет им интересен.

2.3 Портрет библиотекаря и читателя.

Библиотекарь – старинная профессия. С возникновением первых книгохранилищ появились библиотекари. Библиотеки считались сосредоточием мудрости, и поэтому не каждый мог занимать должность хранителя книг. В Древнем Египте должность хранителя была государственной и передавалась по наследству, поскольку её могли занимать лишь те, кто обладал «высшими знаниями».

Как правило, на должности хранителя библиотеки были только мужчины, и вплоть до 1917 года в России государственная служба в числе сотрудников государственных библиотек для женщин была закрыта. Для того чтобы попасть на службу в главную библиотеку России – Императорскую публичную библиотеку, нужно было иметь не просто высшее образование, а специальные познания по разным отраслям науки: знание русского, французского, немецкого, латинского, греческого (или вместо одного из них – восточного) языков. Младший персонал должен был владеть русским и тремя любыми иностранными языками. Стать почётным библиотекарем было труднее, чем академиком.

Из беседы с заведующей Центральной Детской библиотеки Светланой Викторовной Ануфриевой мы узнали, что библиотекарь не просто хранитель книг. Он должен обладать искусством общения и перевоплощения, незаурядной выдумкой и высоким профессионализмом. Библиотекарь должен знать содержание художественной, научно-популярной, специальной литературы, методику проведения бесед, иметь навыки общения с людьми, знать формы и методы проведения выставок, конференций, правила учета и обработки книжного фонда. А также обладать такими качествами, как усидчивость, внимательность, аккуратность, организованность, склонность к выполнению монотонной работы, сосредоточенность, терпение, тактичность, и конечно - любить читать! Многие эти качества отметили в анкете и мои одноклассники.

А Медведева Анна Валерьевна, зам.директора городской библиотеки рассказала, что кроме обслуживания читателей, библиотекарь ведет учет, комплектование, составление списков новых поступлений литературы, составление алфавитного и систематического каталогов. Занимается проведением периодических инвентаризаций библиотечного фонда. Осуществляет связи с другими библиотеками. Принимает меры по созданию условий для современного удовлетворения запросов на литературу, обеспечивает составление библиографических справок и тематических выставок в оформлении наглядной агитации, стендов. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда. Ведёт статистический учет по основным показателям работы библиотеки в рамках установленной отчетности. Вся деятельность проводится на основании нормативно-правовых документов.

Портрет библиотекаря с прошлого века практически не изменился. Исключение составляет лишь пол (библиотекари в основном женщины), да знание информационно компьютерных технологий.

Недавнее исследование, проведенное публичной библиотекой города Огаста (Мэн, США), показало, что библиотекари являются одними из самых доверяемых (второе место) профессионалов среди представителей 22 изученных профессий. 78% респондентов оценили надежность библиотекарей как «очень высокую» или «высокую». В исследовании принимали участие 400 представителей различных демографических групп.

Читатели - это те, кто посещает библиотеку. Быть читателем очень просто - нужно только записаться в библиотеку и заполнить библиотечный формуляр. Быть талантливым читателем трудно, но чрезвычайно благотворно. Талантливый читатель – это личность, которая получает удовольствие от знакомства с книгой. Это человек, который способен уловить не только содержание книги, но и главную идею произведения, который может почувствовать эмоции героев и осознать замысел автора. Всегда использует прочитанную информацию с пользой, умело классифицирует ее и знает, в какой отрасли она может ему пригодиться. Такой читатель учится читая: учится грамотно писать, правильно говорить, учится жить.

Библиотечный абонемент предоставляет читателю право получить издание из библиотеки в своё распоряжение на определённый срок. Однако, есть книги, которые на дом не выдаются. В этом случае читатель имеет возможность знакомиться с книгой только в помещении библиотеки (как правило, в специально отведённом читальном зале). Это справочная литература: энциклопедии, словари, справочники, т.е. книги, которые имеются в одном экземпляре и могут понадобиться читателям в любое время.

В библиотеке читатель можно подготовить реферат, найдя нужную информацию в специальной литературе, или посредством доступа к Интернету, набрать и распечатать его, узнать о новинках художественной и научной литературы, прослушать диск, найти любой закон, снять (отксерокопировать) выкройку для модной одежды из журнала мод, отдать в дар свои уже прочитанные книги.

Мы уже отмечали, что деятельность читателя изменилась вместе с появлением и распространением компьютеров. Мы попробовали создать портрет читателя «прошлого», «докомпьютерного», и портер читателя настоящего, современного. Мы побеседовали с учителями, библиотекарями, родителями. Материалы этих бесед и легли в основу портретов. В нашей беседе приняли участие 10 взрослых от 25 до 45 лет, среди них были работники библиотек, учителя, родители учащихся 6 «А» класса.

читатель XX века

читатель XXI века

Читать престижно. Звучат фразы: «наша страна - самая читающая страна в мире», «книга – лучший подарок».

Престиж чтения снизился, хотя негативного отношения к чтению нет.

Читают регулярно (от 0,5 до 2 часов в день). Репертуар чтения разнообразен (как «деловая» литература для работы, учебы, так и художественная).

Время на чтение не уменьшилось. Читают данные из Интернет источников, развлекательные журналы и газеты.

В круг чтения входят книги, журналы (художественные и научно-популярные), газеты. Журналы и газеты выписывает каждая семья. Стоимость покупки доступна для всех категорий.

Среди книг указывают «деловую» литературу, читают информацию развлекательного и информационного характера, на художественную литературу нет времени. Журналы и газеты из 10 семей выписывает 2 семьи. Читают их редко (высокая стоимость).

Посещение библиотек было обязательным. Домашние библиотеки были почти у всех опрошенных. Купить книгу было сложно.

Подолгу сидели в читальном зале, работали со справочной литературой, писали рефераты, доклады.

Потребность в посещении библиотеки остается, но взрослые перестали читать классику, ее читают учащиеся, которым эти книги «задают в школе». Изменилась и работа со справочной литературой. Работа с энциклопедиями сводится к простому копированию нужных страниц.

Любовь к чтению прививается в семье. Телевизор смотрят редко, книги читают ежедневно. К чтению чаще приучали мамы и бабушки

По-прежнему женщины читают больше и чаще, чем мужчины. Из 10 опрошенных взрослых отметили, что в их семьях в библиотеке записаны 4 женщины и всего 2 мужчины. Чаще смотрят телевизор и «сидят в Интернете». Книги читают с детьми до 1,2 класса. Читающих родителей дети видят редко.

Основные причина чтения – «интересно», «нравится», но никак не «надо же чем-то себя занять».

Читают, чтобы повысить свой интеллектуальный и профессиональный уровень, для получения образования и т. д. Чтение художественной литературы не привлекает, т.к. есть много способов развлечься.

Рассматривая портрет современного читателя мы не могли не поинтересоваться мнением читателей - подростков, моих одноклассников. (Приложение 3) В результате проведенного анкетирования, нами было выявлено, что большинство учеников из моего класса посещают библиотеки крайне редко. Более того, не знают и половины существующих библиотек в городе. Но, к счастью, есть и такие молодые люди, которые идут по жизни, не расставаясь с книгой.

Из 29 человек 18 человек - 62% посещает библиотеку редко. Систематически посещают лишь 11 человек - 38 %.

У 24 человек – 83% основная причина посещения библиотеки связана с учебной деятельностью (подготовка к урокам, поиск ответа на интересующий вопрос), 5 человек – 17% говорят о том, что проводят в библиотеке свободное время.

Можно сказать, что круг чтения за последнее время изменился. В нем преобладает чтение Интернет-информации, газет и журналов развлекательного характера – 18 человек (62%). Художественной литературе отдали предпочтение лишь 9 человек – 31%, 2 человека – 7% читают литературу, связанную с учебой.

В последнее десятилетие Интернет и телевидение занимают первое и второе место в досуге подрастающего поколения. То, что мы видим, требует меньших усилий для усвоения. Поэтому сегодня меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным. Следствие из этого - человеку всё труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно - повестях и романах. Из личных бесед мы выяснили, большая часть опрошенных предпочитает интернет вместо книг. Однако «Google может выдать вам 100 тысяч ответов, а библиотекарь только один. Зато правильный» (Нил Гейман).

Мало внимания уделяют чтению в семье. Только 6 человек - 20% отметили, что в свободное время дома читают книги. 80% - 23 человека любят смотреть передачи о путешествиях, приключениях, о природе, музыкальные программы и новости спорта, любят настольные и компьютерные игры, сериалы.

Мы считаем, что на вопросы анкеты ребята отвечали честно, т.к анкеты были анонимными. Результаты исследования говорят о том, что мои одноклассники посещают библиотеки редко. Библиотекари, в результате бесед, заметили, что «Библиотеки перевоплощаются. Современные библиотеки - это фестивали, лекции, мастер-классы и многое другое». Мы верим, что уже в недалеком будущем в ситуации, сложившейся вокруг чтения и библиотек, начнут происходить позитивные изменения. Работники библиотек и читатели смогут вовлечь в свои ряды новых книголюбов. Библиотека — это престижно! Это романтично! Это современно!

И в завершение, хочется сказать словами Посадской М.Б «Читайте! Падайте в бездонный океан литературы с головой, по уши погружайтесь на дно и взмывайте к небесам вместе с героями книг! Радуйтесь тому, что у вас есть бесценный дар - читать! Люди читающие, несите окружающим свою любовь к литературе, чтобы любовью к чтению зажигались все новые и новые сердца!»

III Заключение

В ходе исследования мы:

- изучили историю происхождения и развития библиотек;

- рассмотрели роль библиотек в обществе;

- выявили место библиотеки и чтения в ряду досуговых предпочтений одноклассников и их семей;

- выяснили читательские предпочтения современного читателя и читателя конца ХХ века.

- создали буклет с адресами и телефонами библиотек нашего города.

В результате проведенного исследования, нами было выявлено, что ученики моего класса посещают библиотеки, но крайне редко. Основная причина их посещения связана с учебной деятельностью. Большая часть опрошенных предпочитает использовать Интернет – источники вместо книги. Однако, они отметили, что Интернет не может заменить библиотеки полностью. С целью привлечения внимания к библиотеке и книге мы провели классный час, на котором поделились с учениками гимназии полученной информацией, рассказали о мероприятиях проводимых городскими библиотеками. Постарались представить образ библиотеки как информационно-образовательного центра, теплого и радостного дома. По отзывам ребят, нам стало понятно, что многие мероприятия, проводимые библиотеками, заинтересовали их.

Вывод: интерес к чтению в настоящее время действительно понизился, но говорить о «смерти» книги и библиотеки нельзя, люди продолжают читать, изменился лишь круг чтения, читательские предпочтения.

Считаем, что выполненная работа дала положительный результат.

Список используемой литературы

1.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. «Всеобщая история древнего мира»

2.ЕфремоваТ.Ф. Толковый словарь русского языка – М., ООО «А Темп», 2010 г.

3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010 г.

4. https://ru.wikipedia.org

5. http://kamensky.perm.ru/book2/bibhis.htm

6. http://gcbs.ru/lib/Konferenciya_%20chtenie/Posadskaya.htmhttp://www.gnesin-academy.ru/node/1502

7. http://school-ector.relarn.ru/project/sova/perm_gim4/htm6.htm

8. https://infourok.ru/proekt-na-temu-biblioteka-i-chitatel-v-sovremennom-obschestve-720738.html

9. http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1803857581

Просмотров работы: 5892