Учитель - тоже ученик

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Учитель - тоже ученик

Матвеева К.С. 1
1МАОУ "СОШ №55" г. Перми
Мотуз И.В. 1
1МАОУ "СОШ №55" г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Всякое образование начинается с грамоты и школы. Поэтому судьба будущей России лежит в руках русского учителя – преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей.

Профессия учителя во все времена была актуальна и востребована. Именно от учителя во многом зависит будущее человечества. Главная цель школы – это подготовка разносторонне развитой личности, обладающей необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых в жизни, но также и воспитание высоконравственной личности, любящей свою Родину, умеющей творчески подходить к любому делу.

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время в связи с преобразованиями, происходящими как в обществе, так и в самой системе образования, требования к профессии учителя очень возросли, что требует серьезных изменений от самого педагога. Отношение общества к ценностям образования и воспитания личности школьника оставляет желать лучшего, и роль учителя в данном процессе заметно снижается.

Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы разобраться за счет чего можно изменить отношение общества к процессу обучения и авторитету учителя.

Проблемы и перспективы профессии учителя изучали многие ученые, педагоги, как русские, так и зарубежные. Больше всего в своих статьях проблеме уделяют Иванова Т.М., Гончаренко Е.В., Кузина Е.Б., Громова В.В., Андреев В.И., японский педагог Т. Киучи и другие.

Объект исследования -  профессия учителя.

Предмет исследования -  личные и профессиональные качества учителя.

Цель – изучить взаимосвязь личных и профессиональных качеств учителя, и его авторитета среди учеников и родителей.

Задачи:

  • проследить изменения в профессии учителя со времен первых учителей до наших дней;
  • изучить требования к качествам современного учителя;
  • провести опрос среди учеников на предмет, какие качества они хотят видеть в педагогах, а какие качества снижают авторитет;
  • узнать у учителей, на что они готовы пойти, чтоб поднять свой авторитет среди учеников.

Гипотеза – хороший учитель — не только учит учеников всей своей жизнью, всеми поступками, но и учится у них.

Структура научно-исследовательской работы:

В первой главе рассмотрены вопросы возникновения профессии учителя, появление первых школ в мире и на Руси. Во втором параграфе приводятся объяснения, что же все такое учитель: профессия или призвание. Также в первой главе рассматривается вопрос, зачем же людям учителя.

Во второй главе приведены результаты опроса на предмет любимых и нелюбимых качеств у учителей. Также рассмотрены профессиональные и личностные качества современного учителя. Проанализирована возможность замены учителей роботами и компьютерами.  

  1. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ УЧИТЕЛЯХ?
  • 1.1. Первые учителя человечества.

 Учитель – специалист в области образования.

Профессия учителя является одной из (если не самой) древнейших. Ведь все другие профессии осваиваются только в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности! Необходимость передачи общественного опыта новым поколениям, подготовки этих поколений к жизни и труду привела к тому, что обучение и воспитание очень рано выделились в самостоятельную общественную функцию. Первые школы возникли в странах древнего Востока в период формирования рабовладельческого общества (Египет, Вавилон, Ассирия, Финикия). Земледельческое хозяйство в этих странах было основано на искусственном орошении. Это потребовало наблюдения за периодическими разливами рек (Нила, Тигра, Евфрата), построения плотин.

Постепенно из этих наблюдений и в процессе строительства городов и гидротехнических сооружений накапливался опыт общественно-полезной деятельности, связанной с использованием научных знаний об окружающем мире, появились зачатки наук — арифметики, геометрии, астрономии, медицины. Все эти сведения были недоступны подавляющему большинству населения и хранились жрецами в большой тайне, передавались из поколения в поколение лишь небольшому кругу лиц, предназначенных к будущей жреческой деятельности. В касте жрецов знания передавались от родителей к детям, но существовали и жреческие школы при храмах и больших городах. Таким образом, в странах древнего Востока учителями были главным образом жрецы, составляющие привилегированную касту.

Возникновение школы как социального института связано с дальнейшим развитием культуры, с появлением письменности и зарождением науки. Первое упоминание о школе встречается в египетских источниках, датированных за 2500 лет до н.э. Это была дворцовая школа для детей царских сановников. Чуть позже возникло даже особое учебно-научное учреждение «Рамессеум», где получали подготовку не только жрецы, но и воины, архитекторы, врачи. В Древней Греции первоначально появились школы грамматистов и школы кифаристов, в которых обучались мальчики примерно с 7 до 14 лет. Девочки же получали исключительно семейное воспитание. В школе грамматиста мальчиков обучали чтению, письму и счету. В школе кифариста, которую посещали одновременно с грамматической или после нее, мальчики учились музыке, пению и декламации стихов, например, отрывков из греческого эпоса — «Иллиада», «Одиссея» и др.

К первым учителям можно непосредственно отнести Пифагора, Евклида, Геродота, Гиппократа, Аристарха, Сократа, Конфуция и др.

Свободное время провождение, досуг, назывался по-гречески «сколэ» - «школа». В Древней Греции жители города Мителены, родины поэтов Алкея и Сафо, самым тяжелым наказанием считали запрет обучать детей грамоте и музыке. Одерживая военную победу, они налагали на побеждённых именно этот запрет.

Самый первый и известный в Китае учитель –Конфуций- «учитель Кун». С 22 лет посвятил он себя педагогике и с удовольствием делился знаниями за небольшую плату – связку мяса. В «Абрикосовом алтаре» выучились более 3000 учеников, 72 из них стали выдающимися личностями. Конфуций, живший за 500 лет до н.э., первым начал учить простолюдинов, утверждая, что в обучении не должно быть различия между людьми. Он считал, что образованный человек более нравственный и стремится исправить недостатки.

 В Европе в V-X веках. Везде царило невежество. Большинство рыцарей вместо подписи ставили крест. Франкский король Карл Великий (742-814) уже во взрослом возрасте стал учиться выводить буквы. И хотя грамотой он так и не овладел, при его дворе нашли прибежище многие учёные того времени. При монастырях стали возникать школы, где учителя-монахи преподавали латынь и Священное Писание. Не всегда охотно отдавали родители ребятишек «учительным людям» на «книжное учение». Но, выучившись, молодой человек умел истолковать Писание, разбирался в богослужебных канонах и пении и мог занять должность при монастыре или княжеском дворе.

В XII веке в Европе открылись первые университеты, но хороших педагогов было мало. Не хватало педагогов и в России, ведь профессии этой нигде специально не учили. Преподаванием занимались грамотные монахи, попавшие в плен образованные иностранцы, выписанные из-за границы гувениры. Часто в школах вели уроки старшеклассники. В XVIII веке некоторые выпускники духовный семинарий, навигацкой и других школ отправлялись работать учителями в начальную школу. Первое в России Главное народное училище для подготовки открылось в 1783 году. С образовательной целью будущим педагогам выделили библиотеку и коллекцию минералов.

Чтобы стать настоящим учителем, недостаточно было окончить курсы. Учитель должен был понимать детей, предвидеть их поступки, уметь вызывать у детей интерес к учёбе, быть справедливым, добрым и в то же время требовательным. «Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть наставником для других», -учил Конфуций. «Благочестив, разумен, смиренномудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не гневлив, не завистник, не смехостроитель, не срамословец, не чародей, не басносказатель, не пособитель ересем"- такие качества от учителей требовал устав одной из российских братских школ 1586 года. «…Важно, чтобы педагог был самым универсальным и самым прекрасным человеком в государстве, т.к. он должен сделать из себя источник радостного перерождения маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил», -мечтал нарком просвещения А. Луначарский в начале XX века.

А ещё учитель должен верить в человека и в будущее. Ведь он сам делает это будущее.

Оказывается, первое слово о «свободной школе» принадлежит великому русскому писателю Льву Толстому.

В 60-е годы XIX века он создал в своём имении Ясная Поляна школу для бедных крестьянских детей. Крестьяне, надо сказать, с неохотой отдавали детей в школу Толстого: там не бьют- значит, пустая трата времени, нечему не научат.

Лев Николаевич Толстой ни в какой школе не учился. Но прежде чем создать свою школу, перечитал много педагогических сочинений, объездил лучшие учебные заведения Европы и сделал следующие заключение: «Интересно детям учиться, светятся их глаза – хорошая школа; скучно им, тусклые, без света глаза –школа дурная».

Вот что сказал напоследок Лев Николаевич: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят тебя, и твою науку, а ты воспитаешь их».

  • 1.2. Учитель – профессия или призвание

Учитель – это профессия и призвание! Я не случайно объединяю оба эти слова. Разграничить их - это как попытаться определить, какая из сторон медали важнее.

С давних времен профессия учителя признана одной из самых важных и нужных.

Случайные люди в школе, как правило, не задерживаются. Здесь работают большие энтузиасты своего дела. Ведь воспитать человека с современным мышлением, способного найти себя в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» вкладываются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки.

Учитель-профессионал должен быть увлечен своим делом — только в этом случае он будет способен реально чему-то научить. Умение найти контакт с теми, кого обучаешь, тоже обязательная черта учителя. Ну и конечно, в этой профессии очень важно врожденное спокойствие, безграничное терпение и неиссякаемое чувство юмора. Умение и желание учиться всю жизнь – обязательное качество настоящего учителя.

        «Профессия больше всего похожа на любовь. А в любви каждый имеет то, чего он заслуживает» (Л.Я. Гинзбург).

Учитывая важность профессии учителя, каждый, кто готовится к ней, прежде всего, должен понять, имеет ли он призвание к такого рода деятельности. Иметь призвание – значит быть призванным. Кто же нас призывает и к чему?

На призвание учителя следует смотреть как на дар. Верным признаком дара учительства служат искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно - радость и наслаждение, которые испытывает учитель в своей деятельности.

Другие должности и звания могут привлекать своими выгодами и удобствами. Учительское звание не обещает ни того, ни другого – это звание миссионера. Учитель не принадлежит себе. Не только свое время, но и все силы, всю энергию, свои способности, все его мысли, всего себя он посвящает школе. Учитель, имеющий призвание, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден любовью детей, уважением и сердечным расположением родителей, внутренней радостью.

Школа для ребенка – это второй дом, где он живет, проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живет. И в значительной степени от учителя зависит, полюбит ли ребенок школу и будет ли с тёплыми чувствами вспоминать её. Школа должна стать миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.

Призвание учителя – открывать мир.  В этом процессе учитель и ученик дополняют и учат друг друга. Дети сами идут на контакт. Поднятая рука ребёнка – это не только сигнал учителю, что «Я знаю», но и «Можно, я попробую». Эту попытку ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя. Тогда дети раскрывают себя и свои возможности на каждом уроке.

  • 1.3. Зачем людям учителя?

Учитель еще с древних времен был важной личностью в жизни каждого человека. Зачем нужны учителя? Они приносят свет знаний в наши темные головы. Они показывают нам путь в жизнь. Учителя наравне с родителями помогают обрести свое место в мире, каждому человечку в обличие ребенка. Учителя нужны для того чтобы помочь нам понять мир, понять других людей – людей великих и разумных. Именно в руках учителя хрупкое существо превращается в сильное и знатное. Именно учителя могут найти то самое оригинальное в наших головах, и не просто найти, а еще и раскрыть, показать миру. Зачем нужен человек, который посвящает себя изучению чужих жизней? Учитель — это духовный наставник, тот, что смог открыть тебя и покорить. При вопросе, зачем нужны учителя, нужно хорошенько вспомнить свою школу. Ведь есть множество вещей, которые вы узнали именно от учителя. Возможно, нам трудно понять истинное назначение учителя, но то, что эти люди делают титанические вещи, это точно. У себя в голове каждый может задать вопрос «а зачем нужны учителя?», и каждый найдет в своей голове логический и правильный ответ. Ведь учитель не тот, кто учит, а тот, кто научил!

Таким образом по первой главе можно сделать следующие выводы:

  1. Профессия учитель – одна из самых древних профессий.
  2. Учитель – это и профессия, и призвание. Случайные люди в школе, как правило, не задерживаются. Здесь работают большие энтузиасты своего дела. Ведь воспитать человека с современным мышлением, способного найти себя в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом.
  3. Профессия учитель – одна из самых важных и нужных.
  4. Учитель — это духовный наставник, тот, что смог открыть тебя и покорить.
  5. СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ
  • 2.1. Качества современного учителя.

Казалось бы, профессия учителя хорошо известна всем, кто учился в школе. Учитель ведёт уроки, проверяет тетради, оформляет свою страничку в классном журнале, проводит классные часы и родительские собрания (если является классным руководителем), принимает экзамены. Есть учителя начальных классов, а есть учителя предметники – это тоже всем школьникам известно.

Учитель должен уметь объяснять материал учебной программы так, чтобы его понимали даже те дети, которые в силу своих индивидуальных особенностей заметно отстают от сверстников в умственном развитии. Учителю также надлежит в обязательном порядке разработать и подготовить всю наглядную составляющую уроков (картинки, карты, макеты, слайды, учебные фильмы, схемы, таблицы и прочие наглядные пособия). И всё необходимо каждый год корректировать, а то и вовсе переписывать заново с учётом внесённых в программу изменений и новых требований.

Какими же личностными и профессиональными качествами необходимо обладать учителю?

  • наблюдательность;
  • умение быстро переключать внимание;
  • выдержка;
  • терпение;
  • последовательность;
  • настойчивость;
  • самообладание;
  • умение выражать свои мысли грамотно, просто, понятно;
  • выразительность, эмоциональность речи;
  • способности к определённой области науки (для учителя-предметника);
  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

Очень важны организаторские умения и знания учителя. У него должно получаться занимать детей делами, увлекать заданиями. Дидактические способности тоже важны. Педагог обязан уметь подбирать интересный материал и преподносить его должным образом, то есть убедительно, интересно и понятно. Перцептивные способности – то, без чего не обойтись. Настоящий специалист сумеет подобрать к каждому ребенку подход, понять его внутренний мир и психику. Еще одна способность – коммуникативная. Здесь все понятно: преподаватель должен уметь общаться, его монолог должен быть понятным и, собственно говоря, такой человек обязан понимать других. И касается это не только детей, но еще и их родителей, а также педагогического коллектива. А еще учитель должен уметь влиять на учеников эмоционально-волевым способом. Всем нам известно, что дети плохо поддаются воздействию, однако истинный педагог сможет подыскать верный подход.

Качества, которые должны быть присущи хорошему учителю:

  1. Хороший психолог.
  2. Не стремиться всегда выставлять себя только в выгодном свете.
  3. Уметь докапываться до истинного в человеке.
  4. Учить всей своей жизнью, всеми поступками.
  5. Не вешать головы при неудачах.
  6. Желать себе и всем ученикам добра, красоты, здоровья.
  7. Улыбаться! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Улыбка – отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей и стрессов.
  8. Стараться хвалить ребенка за любое изменение к лучшему в поведении ребенка.
  9. Избегать пустых угроз.
  10. Воздерживаться от криков, угроз и оскорбительных слов – они могут только усилить в детях неприязнь, ненависть и чувство протеста.
  11. Стараться не выражать предпочтения одному из детей.

Золотой кодекс Учителя:

  1. Учи, ибо ты – учитель.
  2. Не суди, ибо ты – не судья.
  3. Возлюби коллег своих – всех и всяких.
  4. Возлюби и предметы чужие, как свои.
  5. Начальственной любви избегай, но от благоволения не отказывайся.
  6. Гнев же начальственный прими к сведению, но не к сердцу.
  7. Не умничай перед родителями учеников своих, ибо они их родители, а не мы.
  8. Не жди с трепетом благодарности ни от кого.
  9. Не обольщайся любовью учеников, ибо будут у них другие учителя, а у тебя – ученики.
  10. Не пророчествуй ученикам своим, ибо не дано тебе знать, что будет, а чего не будет.

И воистину счастлив будет тот из вас, кого когда-нибудь, кто-нибудь назовет своим Учителем. Учителем с большой буквы.

Я провела опрос среди учеников нашей школы, им нужно было назвать качества, которые нравятся и не нравятся в учителях. В опросе принял участие 91 человек.

Наиболее популярные ответы школьников на вопрос «Какие качества вам нравятся в учителях?»:

- доброта;

- чувство юмора;

- знание своего предмета;

- честность;

- уважительное отношение;

- забота;

- находчивость;

- доступное объяснение на уроках;

- хорошее настроение.

Наиболее популярные ответы школьников на вопрос «Какие качества вам не нравятся в учителях?»:

- строгость;

- повышение голоса;

- злость;

- равнодушие;

- не современность;

- неуважительное отношение;

- бесчувственность;

- ненависть;

- излишняя требовательность.

Также мной был проведен опрос среди учителей. На вопрос «Что вы готовы сделать, если потребуется повысить свой авторитет среди учеников?» учителя ответили:

- Стараться найти индивидуальный подход к каждому ученику.

- Проводить больше внеклассных мероприятий.

- Консультировать при выполнении домашнего задания.

- Повышать свой педагогический уровень, посещать различные курсы, общаться с коллегами из других учебных заведений, обмениваться опытом.

- Готовы к любым изменениям.

Интересно, что масштаб действий, на которые готов решиться учитель зависит от возраста. Наиболее молодые учителя готовы к большим переменам в процессе преподавания. А старожилы профессии готовы делать всё, чтобы быть максимально современными и идти в ногу с нынешними подростками.

  На второй вопрос, «Чему вы научились у своих учеников?», педагоги ответили следующим образом:

- бескорыстной любви и искренности;

- идти в ногу со временем;

- искромётному юмору;

- видеть красоту и гармонию мира;

- светлому взгляду на жизнь;

- преодолевать себя;

- терпению и выдержке.

Именно поэтому, учитель – тоже ученик. Учителя учатся у нас многому.

  • 2.2. Будущее профессии учитель.

Сейчас каждый может назвать своего любимого учителя. А что же ждет нас в будущем?

Я, например, беру уроки в шахматной школе по Интернету. Компьютер задаёт задачки, проверяет их решение, объясняет мои ошибки, в общем, делает всё, как учитель. Что же, учителей в скором времени смогут заменить машины?

Только представьте, как в школьном классе постоянно пустует стол учителя. Изучение нового материала, все инструкции от преподавателя, выполнение контрольных работ, ответы на все вопросы осуществляется при помощи компьютеров, которые будут размещены на парте каждого ученика. При этом единственным взрослым человеком в классе будет помощник, который постоянно следит за порядком, а также отвечает за решение любых технических неисправностей.

Недавно Оксфордский университет провел исследование, проанализировав 700 сфер деятельности, чтобы понять, какой из них угрожает наиболее существенный риск исчезновения. Выяснилось, что учителя относятся к категории, которой в ближайшие годы бояться нечего.

Чтобы попытаться ответить на вопрос, почему искусственный интеллект еще не скоро заменит учителя, не нужно иметь кандидатскую степень. Если у вас есть дети, для вас очевидно, что учитель — это не просто источник информации. Это человек, который даст жизненный совет, поможет выбрать карьеру, защитит того, с кем плохо обращаются сверстники. И в конце концов, попробуйте представить себе поход класса в театр под предводительством робота.

Иными словами, учитель, а если точнее — Учитель, для подрастающего поколения является путеводной звездой, нравственным ориентиром, наставником, заступником и старшим другом. Если сложить все эти ипостаси вместе, то становится очевидно, что скорее технологии заменят врачей, психоаналитиков и политиков, чем представителей уважаемой педагогической профессии.

  • Получить информацию и усвоить её – это не значит научиться мыслить. Учитель помогает «читать между строк».
  • Как компьютер будет проверять сочинения учеников? Проверка только на орфографические ошибки? Разве под силу «машине» понять тайну человеческой мысли?
  • Ребенок, который много времени проводит за компьютером, испытывает трудности в реальной жизни, в общении не может доходчиво выразить свои мысли, становится скованным, ему комфортнее с компьютером, нежели среди сверстников.
  • Учитель наставляет детей и показывает, как правильно вести себя в обществе. Ни одна современная технология не имеет столько человечности, чтобы сделать из простого ученика человека с большой буквы.

Все эти аргументы встают на защиту профессии учителя. Компьютерные технологии никогда не смогут заменить учителя на 100%. Они могут только облегчить учительский труд. Гораздо уместнее было бы, если роботы станут выполнять всю бумажную работу учителей, которая отнимает много времени. А учителя проводили бы это время с детьми.

Учитель будущего должен обладать универсальными качествами, между учителями и учениками должны быть более дружеские и теплые отношения, кроме этого учителю будущего необходимо внедрять на своих занятиях все возможные компьютерные и технические новшества.

По мнению родителей, в учителе будущего должно быть все самое лучшее, что есть в человеке.

А еще учитель будущего – это дипломат, которому необходимо занять промежуточное звено между учеником, родителями и администрацией, быть хорошим психологом.

Учителю будущего нужно опережать время, быть мобильным, владеть инновационными технологиями.

Таким образом, исходя из данных опроса и изученного материала, можно сделать следующие выводы:

  1. Ученики не любят, когда учитель повышает на них голос.
  2. Ученикам не нравятся слишком требовательные и строгие учителя.
  3. Ученики ценят доброту, честность, справедливое и уважительное отношение.
  4. Учителя готовы идти в ногу со временем и учиться новому, чтобы соответствовать требованиям современности.
  5. В ближайшие десятилетия профессия учителя не исчезнет.
  6. Учитель будущего должен обладать всеми самыми лучшими качествами, которые есть в человеке.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта; новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий, отдающий свое сердце детям! Он формирует духовный мир молодежи в соответствии с принципами и ценностями современного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общества в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Понимаем то, что педагог выполняет роль «двигателя» в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новой и прогрессивной производственной технологией, специалистов, быстро схватывающих все передовое в разносторонней жизни.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого: «Быть с веком наравне». На данном этапе, важнейшая задача учителя, преподавателя - научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога. Ставки делаются на специалистов, способных осваивать новшества, способных принести в школьный класс творческий дух и энергию. Педагогические работники должны чутко реагировать на все изменения в стратегии образования, разумно использовать информационно-коммуникативные возможности нового века.

Конфуций говорил: «Учитель и ученик растут вместе».

В наш век бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем: владеть компьютером, мобильно использовать интерактивную доску. Главная задача школы и учителя - способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой бы каждый ученик почувствовал необходимость обучения.

Важным компонентом педагогической деятельности является высочайшая политическая, нравственная, эстетическая культура ее носителя. Передача ребенку знаний, умений и навыков, организация его многообразной и разнообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований.

Таким образом, чтобы соответствовать всем этим требованиям, учителям крайне необходимо учиться и заниматься саморазвитием и самообразованием.

Моя гипотеза подтвердилась, хороший учитель — не только учит учеников всей своей жизнью, всеми поступками, но и учится у них.

Все поставленные задачи выполнены, цель работы достигнута. Я изучила взаимосвязь личных и профессиональных качеств учителя, и его авторитета среди учеников и родителей. Добрые, проявляющие заботу, в меру строгие, справедливые учителя обладают более высоким авторитетом среди учеников, а учителя, постоянно повышающие голос, злые, с плохим настроением, не умеющие доносить материал до учеников, не являются авторитетом для учеников. 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 2000. 
  2. Егоров С.Ф «История педагогики в России» ,1999 г.
  3. Колпакова О.В. «Секреты профессий», 2010 г.
  4. Ремизов А.А., Таранин А.Б «Профессии XXI века», 2009 г.
  5. Филюрский А.Ф., Дубинина Н.Ю. «Клёпа»,1990 г.
  6. Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс. М., 2006 г.
  7. Шамякин И.П. «2000 профессий», 1986 г.
  8. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Текст] / О. А. Клименко. — СПб.: Реноме, 2012. — С. 405-474.
  9. Мельников О.Н., Горелов Н.А. Смена образовательных парадигм как условие креативного развития личности обучающегося и формирования профессиональных компетенций. Креативная экономика. — 2013. — № 3 (75). 
Просмотров работы: 1407