Введение
Слово лидерство (leadership) произошло от английского глагола «lead», что значит «вести».. Феномен лидерства, как неотъемлемая часть современной жизни, сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Ситуация лидерства возникает практически везде, где имеется группа людей. Лидер оказывает огромное влияние на любые процессы, протекающие в группе: это и самоорганизация, и формирование групповых норм, правил, ценностей, а также поведение своих последователей.
Сегодня, современному государству катастрофически не хватает настоящих лидеров. Осенью 2017 года в нашей стране была запущена конкурсная программа «Лидеры России». Это уникальный опыт создания открытого и публичного социального лифта, которым может воспользоваться молодёжь России, с минимальным стажем руководящей работы. Естественно, одной из актуальных проблем современной молодёжи стало изучение природы и развития лидерских качеств. При этом в наше время придумано сотни приёмов, как произвести впечатление, выглядеть лучше, сильнее и жёстче, чем ты есть, - другими словами, как обманывать ради лидерства. Но кто такой лидер длябольшинства людей, и что вкладывается в это понятие? Ответ на этот вопроси является целью.
Цель исследования: выявить взаимосвязь природы лидерства с общественным бытием.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
выявить когнитивный потенциал понятия «лидерство» у современной молодёжи;
провести исследование феномена лидерства среди молодёжи конкретной группы;
определить ключевые качества современного лидера.
В работе используются следующие методы исследования: анализ статей, очерков, сборников и трудов некоторых ученых и обобщение выводов, приобретенных в ходе изучения данной проблемы. Тест - опросник Орлова Ю.М. «Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха»; Диагностика лидерских способностей. Тест – опросник Жарикова Е., Крушельницкого Е. «Способен ли ты быть лидером». Представленные методики позволяют оценить способность человека быть лидером.
В качестве объекта исследования был выбран коллектив средней общеобразовательной школы.
Предметом исследования стали мотивационные аспекты лидерства в старших классах.
Хоть это понятие лидерства существует довольно давно, изучаться оно стало лишь в начале 20 века..С 1930 по 1950 года учеными в этой области были предприняты попытки множества исследований и экспериментов, для того чтобы выявить основные проблемы лидерства и пути их решения. Первыми учеными в области исследований лидерства и авторы научных трудов были Зигмунд Фрейд, Куртд Левин, Уоррен Беннис, Стиван Килбоурн, Гарри Юкл и другие ученые. С 1970 года интерес к проблеме лидерства стал возрастать и становиться всё более и более актуальнее [1] .
Потребность в достижениях выступает источником активности личности. Она определяется уровнем самооценки человека. И это не случайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.
Понятие «Лидерство»
В различных словарях даются следующие определения понятию «лидер»:
Лидер (от англ. leader — ведущий) — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [5].
Лидер — самая авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [4].
Лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) — авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для группы проблемы и задачи [8].
Лидер — глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе [6].
Во всех определениях есть общие понятия, но не достает слов, несущих весь смысл понятия «лидер», особенно, когда мы говорим о лидере в молодежной среде. Это, прежде всего, то, что лидер должен нести в массы исключительно прогрессивные идеи, направленные на развитие и совершенствование своих последователей, повышение уровня их культуры, переориентацию ценностей на более «здоровые», правильные — здоровый образ жизни, занятие спортом, чтение книг, интеллектуальное и профессиональное саморазвитие, уважение к старшим, мотивация к учебе — всё это особенно важно в наше время.
Человек, который возглавляет группу людей, но своими действиями никак не повышает «качество» своих последователей или даже организует их во имя ложных ценностей, не может называться лидером. Такое жесткое суждение обусловила та ситуация, в которой сейчас находится современная российская молодежь. Кроме того, что демографическая «яма» 90-х годов ощутимо ударила по российскому человеческому «наследию», так это поколение подвергается влиянию всех средств уничтожения нормального, здорового, гармонично развивающегося цивилизованного общества. Такими средствами являются так называемые «легальные наркотики» — алкоголь и табак, не говоря уже о запрещенных наркотических веществах. Истинный лидер должен учитывать все эти факторы, побуждать массы к созиданию и никогда к разрушению (в том числе и самого себя)[9].
Исходя из вышесказанного, возникает вопрос: а нужен ли настоящий лидер современной молодежи? Чаще всего — нет. Большинству лидер не нужен. Ему нужен лже-лидер, который будет играть на примитивных потребностях современной бедной души молодых людей. И это каждый раз доказывает повседневная жизнь. Лидерство в молодежных группах в основном ориентируется на процесс, ведь главная ценность подрастающего поколения — хорошо провести время. Вместо семинаров, научно-познавательных конференций, выставок, музеев, библиотек — увеселительные клубы и места сомнительного развлечения, «тусовки» и общение ради общения [2].
Во время таких коммуникаций молодые люди получают подтверждение своей значимости среди сверстников, узнают свой статус. Им важна поддержка, потому что зачастую отсутствует собственная система ценностей, которая обычно формируется под воздействием средств массовой информации, Интернета, общения с другими людьми, а также тех, на кого они хотят походить [9].
Но кто, же они — кумиры современной молодежи? Это различного рода певцы, актеры, «герои» шоу-бизнеса, звезды телевидения и прочие «знаменитости», которые часто ведут аморальный образ жизни и просто не могут быть предметом почитания и подражания для нормального человека. Реже кумирами являются спортсмены и это нельзя отнести к положительным факторам. Пустые души и головы у населения страны всегда были целью государственных управленцев, которые с помощью СМИ устанавливают качество жизни людей без их ведома. Делается это весьма просто:
С помощью СМИ изменяются и формируются приоритеты масс — это удел современных СМИ.
Убедить снизить планку запросов и сделать общество менее требовательным.
Наконец, предоставить людям то, чего они якобы сами теперь желают, подкрепив это специально выращенными общественными «лидерами» [7].
Эти подготовленные «вожди», завоевав еще не окрепшие умы молодых людей, ведут их за собой. Печальный результат подобных экспериментов мы имеем сегодня в лице современной российской молодежи. Поэтому необходимо четко уяснить, кто же такой настоящий лидер, а также уметь отличать его среди множества лже-лидеров.
Человек, претендующий стать лидером в молодежной группе, должен иметь определенные лидерские качества, которые будут выделять его среди других. Наличие или, наоборот, отсутствие необходимых лидерских качеств влияет на то, почему одни члены группы становятся её лидерами, а другие ею не принимаются. Лидерские качества — это система психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которая способна обеспечить эффективное выполнение задач и функций лидера [10].
Исследование феномена лидерства среди молодёжи
конкретной группы.
Исследование проводилось в декабре 2017года. В качестве обследуемой группы выбраны учащиеся старших классов, возраст15-18 лет, средней общеобразовательной школы города Омска. В составе 93 -х человек: девушки
и юноши. Первой проведенной методикой был опрос «Шкала оценки потребности в достижении», который позволяет измерить уровень мотивации достижения, мотивированности на успех, то есть для данного исследования, в соотношении с другими опросами, она является ключевой. Выбрана именно эта методика, так как юноши и девушки, имеющие потребность к власти, мотивацию быть лидером, наиболее заинтересованы в собственном престиже. Который непосредственно связан именно с мотивом в достижении. Были получены следующие результаты:
Повышенный уровень мотивации достижения успеха: 8 учащийся;
Средний уровень мотивации достижения у большинства опрошенных: у 80 учащихся;
Пониженный уровень мотивации имеют: 5 учащихся.
Необходимо отметить, что большая часть членов данной группы имеют средний уровень мотивации достижения, а высокий уровень мотивации имеют девушки в каждой возрастной группе и всего один юноша в возрасте 15 лет.Претенденты на лидерство существуют в каждом классе,кроме 11, где при этом, отсутствует пониженный уровень мотивации, и присутствует средний уровень мотивации. Можно предположить, что это связано с общими целями и задачами успешного окончания школы (Приложение 1.).
Можно так же предположить, что средний уровень мотивация у большинства опрошенных связан с отсутствием общих внешних проблем и задач, решаемых группой. Подобные ситуации возникают, когда видимая дружелюбность среди учащихся не что иное, как отсутствие конфликтов между внутренними участниками и внешними людьми. А, как известно, любой прогресс возникает при наличии противоречия.
Анализ пониженного уровня мотивации показал 4 юношей и 1 девушки 15-16 лет, можно предположить, что пониженный уровень мотивации к достижению связан, скорее всего, с высоким желанием выделиться, но низким уровнем умения управлять окружением [10]. Так как молодёжь данного возрастного периода еще слабо понимают механизмы управления людьми.
Второй проведенной методикой был опрос «Способен ли ты быть лидером?»В инструкциипредлагалось50 высказываний, на которые требовалось дать ответ “Да” или “Нет”. Среднего значения в ответах не предусматривалось, при этом предлагалось, долго не задумываться. Анализ полученных данных показал: что
Сильно выражены качества лидерства: у 2 человек;
Средне выражены качества лидерства: у 41 человек;
Слабо выражены качества лидерства: у 50 человек.
Анализ полученных нами данных показывает, что различий в проявлении лидерства у юношей и девушек практически не существует. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств (Приложение 1.2). Таким образом, проявление лидерства зависит более от индивидуальных особенностей личности и от условий воспитания и образования [10].
Какими же характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер?
В общем виде модель лидерства можно представить так:
Лидер формирует видение, ставит цели, задачи. Лидер должен не только осознавать это видение для себя, но и уметь мотивировать людей на достижение целей, уметь объяснять, почему это важно, зачем это нужно и что это даст в будущем.
Лидер всегда находится в поле системы: окружении и информации. Умение управлять этим полем — один из важнейших навыков лидера. Жить в невыдуманной реальности и грезить только мечтами, а ещё и объективно соизмерять свои идеи, планы, мысли с окружающей реальностью. Уметь выделять из непрерывного потока информации нужные сведения, распознавать полезные сигналы и трансформировать их в цели. Не ловить свой шанс, а методично формировать для его появления все условия.
Само ядро лидерства, в первую очередь, определяется лидером как человеком. Но чтобы притягивать к себе людей, лидер должен обладать харизмой. Как было сказано выше, харизматичный лидер сам по себе является привлекателен для других. Такому лидеру хотят подражать и следовать за ним. Его сложно не заметить в толпе. Поэтому харизматичность является неотъемлемой составляющей настоящего лидера. Неспроста этому феномену в политике уделяется такое огромное значение, где харизматичность формируют при помощи специальных политтехнологий.
Помимо харизматичности, лидер должен транслировать правильные убеждения и вдохновляющие идеи. Это даёт окружающим пищу для размышления, наполняет лидера, как сосуд изнутри, создаёт внутренний стержень, опору. Люди понимают, что за словами и внешней оболочкой стоит конкретное дело, конкретная мысль, внутренняя убежденность.
Наконец, лидер должен обладать определенным набором качеств и умений, которые позволяют ему расширять своё поле влияния. На характеристиках и качествах настоящего лидера строятся целые феноменологические теории. Выделяют огромное число черт, которые необходимы лидеру.
Как мы уже определили, один из критериев, определяющих лидера, — это наличие последователей или сплоченной команды, способной поддержать лидера в его устремлениях и начинаниях. Скажи, кто твоя команда, кто те люди, которые следуют за тобой, и я скажу, кто ты. Лидер не может существовать без поддержки и команды. Умение найти настоящую команду и людей, на которых можно опереться, характеризует настоящего лидера.
Юноши и девушки, как правило, хотят добиться высоких результатов в различных видах деятельности. Для них важен не столько объективный результат деятельности, сколько признание со стороны общества, окружающего их. Для молодёжи быть лидером - это в первую очередь иметь возможность широкого общения, а также быть в центре внимания. Ведь эти моменты существенно важны.
Вывод:
Анализ трактовки понятия лидерство позволил выделить следующие основные её аспекты:
В различных словарях даются определения понятию лидерства, но не достает слов, несущих весь смысл понятия «лидер», особенно, когда мы говорим о лидере в молодежной среде.
Молодёжи, нужно подтверждение своей значимости среди сверстников. Им важна поддержка, потому что зачастую отсутствует собственная система ценностей, которая обычно формируется под воздействием средств массовой информации, Интернета, общения с другими людьми, а также тех, на кого они хотят походить.
Необходимо четко уяснить, кто же такой настоящий лидер, а также уметь отличать его среди множества лже-лидеров.
Человек, претендующий стать лидером в молодежной группе, должен иметь определенные лидерские качества, которые будут выделять его среди других. Наиболее важными лидерскими качествами являются:
Целеустремлённость;
Внутренняя целостность;
Системность мышления;
Любознательность;
Активность, инициативность;
Желание большего;
Организованность;
Последовательность;
Коммуникабельность;
Создание доверия;
Самообладание;
Смелость;
Умение говорить, убеждать;
Умение слышать и слушать.
Одной из важнейших характеристик лидера может служить реализация всех этих навыков и умений в поведении. Любое слово должно воплощаться в действиях и поступках. Если лидер много говорит и мало делает, доверие к нему резко падает.
Лидер не может существовать без поддержки и команды. Умение найти настоящую команду и людей, на которых можно опереться, характеризует настоящего лидера.
Лидерство, чаще всего проявляется в жёсткие, трудные времена.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что для полноценного существования в обществе молодёжи необходимо иметь коммуникативные навыки, но для того, чтобы добиться и общественных успехов нужно быть лидером. Но лидерами не рождаются, ими становятся. Это признание, которое надо заслужить. Это тяжелый и кропотливый труд, который под силу не каждому.
Жёсткие вызовы времени, порой кажущиеся нерешаемыми, выковывают из незаметного человека того, на кого затем взирают с надеждой миллионы.
Настоящий лидер — это созидатель, человек, действующий на благо своихпоследователей, руководствующийся нравственно здоровыми ценностями.
Ричард Никсон — американский государственный деятель, один их президентов США — справедливо заметил: «Мы богаты товарами, но бедны духом». Так вот задача истинного лидера — делать наши души богаче.
Список литературы:
Азимов Т.А., Безнощук Л.Ю. Семёнова Н.К. Проблемы понятия «лидерство»// Молодой ученый. – 2016.-№7(111).– С.745.
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе./ Н.П. Аникеева - Изд. 2-е. М.: Просвещение, 2000. 224 с.;
Вердебер Р., Вердебер К. Психология общения. СПб «Издательский дом Нева», 2003. 318с.
Головин С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.: Харвест; Минск; 1998. [Электронный ресурс]. — URL: http://vocabulary.ru/dictionary/25
Краткий психологический словарь / Ред. — сост. Л.А. Карпенко: Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. [Электронный ресурс]. — URL: http://pedagogic.ru/psycholo/index.shtml
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
Павловский И.В. Политика национальных интересов России: вектор развития современной России. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Зебра Е, 2008. 448 с.
Социология: Энциклопедия /Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
Чентырева М.Н., Мороз И.А. Портрет лидера современной молодёжи // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(13).pdf (дата обращения: 16.01.2018)
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. C.316-320.
Приложение № 1
Приложение № 1.2