Введение
Я живу на пятом этаже многоквартирного дома. Каждый день, возвращаясь домой, прохожу мимо почтовых ящиков. Родители достают из почтового ящика квитанции для оплаты тепла, воды, света и газа. Но все больше и больше разных рекламных листовок стало появляться в наших ящиках. Часто вижу в подъезде огромное количество бумаги, разбросанной по всей площадке. Рекламу приносят в наши дома каждый день, но соседи выкладывают листочки из ящиков и оставляют бумагу в подъезде. Поэтому она копится, пока уборщица не выбросит ее. Для чего их приносят так много, если они все равно никому не нужны? Реклама рассказывает нам о новых товарах или услугах, скидках в каком-то магазине. Но можно ли узнать какой товар появился в магазине или где открылся новый магазин другим способом, не расходуя так много бумаги и краски? Мне стало интересно, я решил разобраться в этом вопросе.
Цель: Выяснить, можно ли меньше тратить бумаги, если экономно ее использовать.
Задачи:
1. Узнать, как производят бумагу.
2.Выяснить у соседей, друзей и одноклассников нужны ли рекламные листовки.
3. Провести математический расчет количества выпускаемых рекламных листовок.
4. Предложить вариант экономии средств на выпуск рекламных листовок.
Гипотеза:
Можно сэкономить тонну бумаги, если разумно ее использовать каждый день и дома, и на производстве.
Методы:
- изучение литературы;
- встречи, беседы, интервью;
- анкетирование;
- фотоотчет;
- презентация, выступление.
Лес и бумага.
Лесные ресурсы.
Природные ресурсы — это богатства природы, которые человек использует в жизни и хозяйственной деятельности (Приложение 1).
Ресурсы делятся на минеральные, земельные, водные и лесные.
Лесные ресурсы являются очень важными в жизни человека. Если разделить нашу планету на три части, то одна из трех частей будет лес. Но сейчас леса вырубают в большом количестве, а мы знаем, что деревья растут медленно и долго. Чтобы выросло дерево пройдет много лет, а чтобы его срубить достаточно одного часа. Возобновить этот природный ресурс можно, но долго и сложно.
Вырубка лесов началась еще тысячи лет назад, древесина использовалась для строительства кораблей и домов. За последние 20 лет более 300 миллионов гектаров тропических лесов (больше, чем площадь Индии) были уничтожены для сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых или развития городов. Площадь леса сократилась в два раза. Если продолжать так же вырубать лес, то по прогнозам ученых (оценки Института мировых ресурсов) почти половина леса исчезнет в течение 10-20 лет. А поскольку деревья поглощают углекислый газ, а выпускают кислород, то нам будет трудно дышать. И, к тому же, срезанные деревья выпускают накопившийся в них углерод.
Леса можно считать естественными плотинами, которые задерживают дождевую воду в своих деревьях, листьях и подстилке, а также очищают ее. Вырубка лесов позволяет воде быстро стекать и разрушает способность почвы ее впитывать.
Иногда происходит уничтожение или утрата лесов из-за пожаров. Пожар может начаться из-за удара молнии или сильной жары и засухи. Но в большинстве случаев это происходит из-за умышленного или неумышленного участия людей. Для того, чтобы спасти леса от пожаров, необходимо помнить правила пожарной безопасности.
1.2 Производство бумаги
Сегодня древесина является наиболее важным продуктом лесных ресурсов. Как правило, из нее изготовляют бумагу, картон, фанеру и т.д. Кроме того, во многих населенных пунктах и даже странах, древесину используют для получения тепла и приготовления пищи.
Бумага используется как упаковка, обои, туалетная бумага, афиши и календари, печатные книги, тетради, альбомы, билеты, листовки и т.д.
Производство бумаги состоит из следующих шагов. Сначала на комбинат доставляют бревна. Там их измельчают при помощи специальных станков, а затем варят со специальными веществами. После этого смесь фильтруют, в результате чего образовывается бумажная масса. Ее помещают в аппараты, где она превращается в полотно, а затем в бумагу.
Итак, для производства бумаги необходима древесина. Также требуется много воды. Поэтому многие комбинаты, производящие бумагу, располагаются на берегах рек вблизи лесных массивов. К тому же водоемы можно использовать для сплава леса. Бумагу чаще всего производят из ели, сосны и березы, но также используют и другое растительное сырье, например, солому или хлопок. В некоторых случаях используют макулатуру, что позволяет сократить вырубку леса.
На производство одной тонны немелованной бумаги уходит от 3,5 до 5 тонн древесины. «Одна страница стандартной офисной бумаги А 4 весит 5 граммов (80 граммов на квадратный метр), — пишет на одном из форумов руководитель лесного отдела «Гринпис России» Алексей Ярошенко. — Качественно изданные книги обычно печатаются или на такой же бумаге, или на бумаге чуть меньшей плотности. На производство тонны бумаги необходимо спилить 24 дерева. Для производства бумаги в мире ежегодно вырубается более 125 миллионов деревьев (по данным портала Ecoanaliz.ru). Чтобы спасти одно дерево от вырубки, необходимо собрать для вторичной переработки около 80 кг бумаги.
Исследование «Можно ли сэкономить тонну бумаги»
2.1. Наш почтовый ящик
Мы пользуемся бумагой в школе, родители на работе, каждый магазин старается рассказать о себе и использует яркие рекламы, листовки, газеты, напечатанные на бумаге. Каждый день в почтовые ящики нашего дома приносят огромное количество различных листовок (Приложение 2). Все мы знаем, что бумагу делают из дерева, значит, чтобы напечатать так много рекламы необходимо каждый день рубить деревья. Но сколько? Что нам важнее, узнать, что продается в магазинах, или сохранить лесные ресурсы?
Для ответа на этот вопрос я решил провести эксперимент. В течение недели я доставал из почтового ящика все, что приносили каждый день и складывал на своем рабочем столе (Приложение 3). Это оказались квитанции за квартиру (газ, свет, отопление и вода, обслуживание дома), реклама магазина «Красное и белое», «Магнит косметик», «Магнит», «Чебаркульская птица», «Рембыттехника», газета «Метро», реклама выставки «Мир камня», газета «Здоровье», реклама такси, различных услуг.
В нашем подъезде 10 квартир. Я подсчитал, что нам принесли 9 разных листовок, значит на наш подъезд было потрачено 9*10=90 листовок. В нашем доме 6 подъездов и в каждый приносили 90 листовок. Значит, 90 умножить на 6 подъездов я получу 540 листовок. Таких домов в нашем городе очень много. Расспросив друзей и одноклассников, я узнал, что они тоже получают такие листовки. Страшно подумать, сколько бумаги понадобилось, чтобы все это напечатать. У мамы я спросил, нужны ли ей эти листовки или я могу забрать их. Она попросила оставить только квитанции. А это всего 4 листочка. Значит большая часть того, что оказывается в наших почтовых ящиках не нужна. Для чего, же люди тратят на это огромное количество бумаги, краски, воды, электроэнергии?
2.2.Социалогический опрос.
Сегодня в наших почтовых ящиках опять появились новые рекламные листовки, они висели даже на дверных ручках каждой квартиры (Приложение 4)
Я собрал их и пошел к соседям, чтобы узнать, нужны ли эти листовки им. В нашем подъезде 10 квартир. Когда я предлагал им рекламу из почтового ящика, они вежливо отказывались, говорили, что они все это уже видели, читали и советовали мне выбросить их. (Приложение 5)
Я предложил им ответить на несколько вопросов и результаты занес в таблицу:
1.Как часто в вашем почтовом ящике появляется реклама? |
Все ответили – через день или каждый день. |
2.Вы забираете эти листы домой? |
Нет, никто не забирает рекламу домой |
3.Вы читаете эту информацию? |
Большинство не читает рекламу |
4.А на доске объявлений у подъезда вы бы прочитали его? |
92% читают на доске подъезда, 8% не интересуются рекламой и не читают . |
5.Как вам удобнее узнавать информацию – на доске или в почтовом ящике? |
Всем удобнее читать информацию на доске объявления |
На вопросы моей анкеты ответили некоторые друзья и знакомые. Оказалось, что и в других домах ситуация точно такая же.
Из таблицы видно, что большинство выбрали рекламную доску вместо листовок в почтовом ящике. Для всех удобнее прочитать информацию на доске объявления или в газете. Пусть это будет один большой яркий лист (Приложение 6).
Несколько раз я встречал уборщицу, которая была недовольна тем, что бумага из почтовых ящиков разбросана по всей площадке, а ей приходится каждый раз убирать горы мусора (Приложение 6)
2.3.Мнение учащихся.
В школе мы тоже пользуемся бумагой, это наши тетради, черновики, книги, альбомы и разные карточки с заданиями. Наш учитель проводит самостоятельные и проверочные работы на маленьких листочках (Приложение 7). Так она расходует всего 3 листочка на целый класс. Теперь я понял, почему она так поступает. Наш учитель экономит бумагу.
Я решил узнать, что мои одноклассники и ученики других классов думают об экономии бумаги. Задумывались ли они над этим вопросом? Согласны ли они собирать макулатуру? Я провел опрос. (Приложение 8). В опросе приняли участие 101 человек. Результаты я занес в таблицу
2В |
3Б |
4А |
7Б |
Всего |
|
27 уч. |
24 уч. |
25 уч. |
25 уч. |
101 |
|
1. Что ты делаешь, чтобы беречь природу? |
Не ломают ветки – 55% не рвут цветы – 46% не мусорят на улице -47% |
Ухаживают за растениями – 45% не мусорят – 37%, мусор раздельно20% |
Не бросают мусор – 72% экономят воду - 20% |
Все ученики стараются не мусорить |
|
2.Зачем вырубается так много леса? |
Все участники знают, что лес вырубают для изготовления бумаги, строительства домов и изготовление мебели |
100% |
|||
3. Если бы ты был президентом, то какой закон об охране природы ты бы написал? |
Беречь лес и воду Не убивать зверей |
Не загрязнять озера и реки Срубил дерево- посади новые |
Штрафы за вырубку леса Ежемесячно собирать макулатуру |
Штраф за вырубку леса |
|
4.В вашем почтовом ящике много рекламы |
Все ответили – да. |
Да 100% |
|||
5.Забираете ли вы листовки домой? |
21 человека забирают и отдают родителям 12человек сразу выбрасывают, 68 человек оставляют в подъезде |
||||
6.Куда вы деваете старые тетради, альбом |
26% выбрасыв 74% на черновики |
Все 100% выбрасывают. |
Складывают дома – 40%, в мусор – 60% |
Выбрасывают – 50%, увозят на дачу – 50% |
|
7.Вы будете участвовать в сборе макулатуры? |
да -50% да -100% да – 100% да – 97% нет – 50% нет – 3% |
Да 87% |
Из анкет я узнал, что многие ребята берегут природу, больше половины не ломают деревья, некоторые ухаживают за растениями и животными, большинство экономят воду и не мусорят на природе. Каждый ученик знает, для чего вырубают лес и считают неправильным, что вырубают так много деревьев. Большинство учеников согласны собирать макулатуру, если будет организован сбор, поскольку ребята попросту выбрасывают старые тетради или складывают в шкаф. Не согласие некоторых учеников второго класса можно объяснить тем, что они еще не знают, что это такое.
Математический анализ
Я понял, многие люди устали от надоедливой рекламы, которая пачками разносится по домам каждый день. Никому не интересно читать ее.
И даже если в ней будет содержаться полезная информация, скорее всего никто не обратит внимания и не прочитает ее.
У многих домов сейчас организованы доски для объявлений и каждый житель дома перед тем как войти в подъезд видит ее и читает интересующую его информацию. Так зачем же тратить 540 листов бумаги на дом, если можно повесить всего 6 листочков на каждый подъезд. Все жители смогут увидеть их, и прочитать.
Что если посмотреть ни один дом, а целую улицу? Проведу математический расчет (Приложение 9). На нашей улице 22 дома. Умножаю 540 листов бумаги на 22 дома - это 11 880 листков на одну улицу. Если же вывешивать рекламные листы только на доску объявлений, то получается 22 дома на 6 листов - 132. Вот это разница!?
Я знаю, что один лист весит 5 грамм. Значит, 132 листа весят 660 грамм. А 11 880 листов - это 59400 грамм. Значит, чтобы напечатать и разложить рекламу в каждый почтовый ящик, потратят примерно 59 килограммов бумаги на одну улицу. В году 365 дней, умножаю на 59 килограммов, получим 21535 килограмм. А это примерно 21 тонна. Для производства одной тонны необходимо спилить 24 дерева. Значит, только для нашей улицы вырубается 504 дерева в год. А сколько на весь город?
Статья в «Саткинский рабочий»
Я решил обратиться к рекламным компаниям и магазинам с предложением уменьшить затраты на выпуск рекламных буклетов и написал статью в газету «Саткинский рабочий» (Приложение 10).
Как оказалось, многие люди обеспокоены проблемой сбережения леса. Так, например, жители дома 11а по улице 40 лет Победы уже поставили специальные ящики и собирают использованную бумагу со всего дома. Об этом тоже напечатали в номере 50 газеты Саткинский рабочий от 15 декабря 2017года.В статье я рассказал о своем исследовании, о математических расчетах и обратился к рекламным компаниям и магазинам с предложением уменьшить затраты на выпуск рекламных буклетов. Пусть будет один большой красочный лист на доске подъезда. Сэкономьте Ваши средства и тем самым сохраните лесные ресурсы нашей страны.
После выхода номера я решил обратиться к директору одного из магазинов сети «Магнит» и узнать о том, как они отнеслись к моему предложению в газете? На мои вопросы отвечала директор магазина «Магнит» на проспекте Мира Зайцева Марина Александровна (Приложение 11).
- Марина Александровна, Вы читаете газету «Саткинский рабочий»?
- да, я иногда просматриваю эту газету на работе, но не выписываю домой, поскольку не проживаю в городе Сатка
-Марина Александровна, в нашей стране 2018 год назван годом экологии и по этому случаю я пишу научный проект. О моих выводах и расчетах была напечатана статья в газете Саткинский рабочий. Как Вы считаете, руководство магазина может прислушаться к нашему мнению и сократить расходы на выпуск рекламной продукции?
- Конечно, этим вопросом у нас занимается отдел маркетинга, но они всегда интересуются мнением отдельно взятого магазина по спросу и предложению. Поэтому, я думаю, можно предложить им на разработку такую идею.
Более того, корреспондент газеты Саткинский рабочий Александра Богданова пообещала, что редакция будет следить за продолжением начатой работы и обязательно освещать все инициативы.
Выводы
В нашей стране 2018 год объявлен годом экологии. Это не просто так. Мы хотим жить в чистых и благоустроенных городах, видеть рядом зеленый лес, сады и парки. Что поможет нам сохранить природу? Как это сделать?
Выполняя работу, я узнал как изготавливают бумагу, почему рубят так много деревьев, к чему это может привести. Многие люди стали сейчас задумываться над этим воросом, они согласны собирать и сдавать маккулатуру. Жители обеспокоены и недовольны тем, что в подъезды многоквартирных домов приносят так много надоедливой рекламы и поддерживают идею о сборе маккулатуры. В некоторых домах уже есть контейнеры в которые собирают пластик и стекло. Хочется добиться того, что в этом году будут организованы места со специальными коробками, в которые можно собирать и использованную бумагу.
О своих выводах я рассказал одноклассникам (Приложение 12). Они были удивлены, что так много бумаги используется впустую. Согласно опросу школьники согласны со мной и поддерживают идею сбора использованной бумаги. Гораздо приятнее прочитать информацию на доске объявлений при входе в подъезд, чем видеть горы мусора около почтовых ящиков.
Оказывается, можно сэкономить тонну бумаги и уберечь от вырубки целый лес!
Литература
1.Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов. Изд. «Советская энциклопедия» Москва, 1964г.
2. Большая иллюстрированная энциклопедия в 32 томах. Изд. Астрель, 2009г.
3. Детская энциклопедия от А до Я изд. Росмэн, 256 стр.2005г.
4. Земля Уральская: Энциклопедия для детей. - Челябинск: ОАО «Юж.-
Урал. кн. изд-во», 2004. - 128 с.
5. Лесной комплекс Южного Урала. К 60-летию Государственной лесной
службы Челябинской области. - Екатеринбург: Уральское изд-во, 2002. -
336с.
6. Источник: https://natworld.info/raznoe-o-prirode/lesnye-resursy-zemli Природа Мира|NatWorld.info (форум «Гринпис России»)
7. Источник: http://drukarstvo.com/ru/kak-delaetsya-bumaga/ Полиграфический портал
8 .Источник: http://premier.region35.ru/gazeta/np899/s17.html- общественно политическая газета Премьер
Приложения
Приложение 1
Изучаю литературу
Приложение 2
Почтовый ящик
Приложение 3
За неделю
Приложение 4
На дверных ручках
Приложение 5
Социологический опрос
Приложение 6
Мусор в подъезде
Приложение 7
Проверочные работы
Приложение 8
Мнение учащихся
Приложение 9
Математический расчет
Приложение 10
Статья в газете «Саткинский рабочий»
Приложение 11
Интервью с директором магазина «Магнит»
Приложение 12
Рассказываю в классе
27