Транспортный налог как инструмент влияния на экологическое состояние окружающей среды

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Транспортный налог как инструмент влияния на экологическое состояние окружающей среды

Рыженкова И.В. 1
1ГАПОУ МО "Мончегорский политехнический колледж"
Юдина Е.В. 1Александрова М.А. 1
1ГАПОУ МО "Мончегорский политехнический колледж"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире невозможно представить жизнь без различных видов транспорта. Но, как бы ни были полезны и удобны все виды транспорта, они наносят серьёзный урон экологическому состоянию окружающей среды.

Среди популярных видов транспорта по объёму атмосферных загрязнений лидирует автомобильный. По статистике каждый пятый житель городов и других населенных пунктов имеет собственную машину, которую эксплуатирует ежедневно. Такое обширное использование транспорта приводит к следующим показателям загрязнения окружающей среды: загрязнение воздуха выхлопами – 95% от общего объёма выбросов; шумовой «мусор» – 50%; общее воздействие на климат – 70%. Для государства налоги являются косвенным рычагом влияния на различные аспекты общественной жизни [11]. Транспортный налог лишь один из них, в работе мы рассмотрим именно его.

Итак, актуальность данной темы обусловлена сильнейшим влиянием транспорта на экологическое состояние в стране и частичным решением проблемы с помощью налогов.

Объект исследования - влияние транспорта на экологию.

Предмет исследования - транспортный налог.

Цель исследования: изучение влияния транспортного налога, как одного из экологических налогов, на экологическое состояние и сравнение транспортного налога в России (на примере Мурманской области) и некоторых развитых странах мира.

Задачи исследования:

  • Рассмотрение транспортного налога в России в целом и Мурманской области в частности;
  • Рассмотрение транспортного налога за рубежом;
  • Изучение влияния налога на экологию;
  • Разработка рекомендаций по применению особенностей транспортного налога, применяемых за рубежом, в России в целом и в Мурманской области в частности.

ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА СОСТОЯНИЕ ОС

С каждым годом количество автотранспорта во всём мире только растёт. На 1000 человек приходится всё больше машин.

Рисунок 1. Обеспеченность населения автомобилями в мире

Все возрастающее количество автотранспорта не самым лучшим образом сказывается на состоянии окружающей среды, ведь количество выхлопных газов растёт.

Выхлопные газы (или отработавшие газы) – основной источник токсичных веществ двигателя внутреннего сгорания – это неоднородная смесь различных газообразных веществ с разнообразными химическими и физическими свойствами, состоящая из продуктов полного и неполного сгорания топлива, избыточного воздуха, аэрозолей и различных микропримесей, поступающих из цилиндров двигателей в его выпускную систему.

Основные виды топлива и их влияние на ОС

В качестве топлива в автотранспорте используются разные вещества, каждое из которых в различной степени оказывает пагубное влияние на экологию. Разберём самые популярные виды топлива.

Бензин - один из главных продуктов нефтепереработки и самый распространенный на сегодняшний день тип топлива.

Дизельное топливо – так же является продуктом нефтепереработки, основные потребители дизельного топлива: железнодорожный транспорт, грузовой автотранспорт, водный транспорт, военная техника, дизельные электрогенераторы, сельскохозяйственная техника, а также легковой дизельный автотранспорт.

О составе выхлопных газов автомобилей с различными типами двигателей можно судить по данным, приведенным в таблице 1. Выбросы при сжигании бензина приняты за 100%.

Таблица 1. Содержание основных загрязнителей в выхлопных газах автомобильных двигателей, %

Компоненты выхлопных газов

Содержание основных загрязнителей в выбросах двигателей

Бензин

Дизельное топливо

Окись углерода СО

100

10

Оксиды азота NO2

100

50-80

Сажа

Нет

100

Бензопирен

100

50

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что:

Выбросы оксида углерода и углеводородов у бензиновых двигателей существенно выше, чем у дизельных двигателей. Так же немного выше уровень выбросов оксидов азота.

Однако, дизельные двигатели явные лидеры по выбросу сажи.

Таким образом, ни один из популярных на сегодняшний день видов топлива не является экологически безопасным. Все они содержат высокотоксичные вещества, которые пагубно влияют на окружающую среду.

Автомобили на сегодняшний день в России - главная причина загрязнения воздуха в городах. Выбросы от автомобилей в городах особенно опасны тем, что загрязняют воздух в основном на уровне 60-90 см от поверхности земли. При истирании автомобильных шин об асфальт атмосфера загрязняется резиновой пылью, вредной для здоровья человека. Автомобиль расходует огромное количество кислорода. За неделю в среднем легковой автомобиль выжигает столько кислорода, сколько его четыре пассажира расходуют на дыхание в течение года.

Если двигатель машины работает на бензине, с добавлением свинца, то они загрязняют почву вдоль дороги в полосе шириной 50-100м. Свинец, загрязняющий почву, накапливается растениями, которыми питаются животные. С молоком и мясом металл попадает в организм человека. Постепенно накапливаясь в клетках, он может стать причиной тяжёлых болезней [2]. Угарный газ и окислы азота являются одной из основных причин головных болей, учащённого сердцебиения, низкой трудоспособности, ишемической болезни сердца, может приводить к инфаркту миокарда [4]. Сернистый газ воздействует на генетический аппарат, способствуя бесплодию и врождённым уродствам, а все вместе эти факторы ведут к стрессам, нервным проявлениям.

Автомобиль – очень удобное средство перемещения. И цена этому удобству - наше здоровье и состояние окружающего нас мира. Если мы ничего не изменим, а так и будем использовать столь неэкологичный вид транспорта, то через несколько десятков лет можем лишиться всего, что имеем сейчас.

Альтернативные виды топлива и их влияние на ОС

В результате научных разработок в последние годы появляется множество новых, так называемых "альтернативных" видов топлива, задача которых прийти на смену бензину и дизельному топливу.

Природный газявляется полезным ископаемым и уже сейчас повсеместно доступен потребителям многих стран. Он полностью сгорает.

Пропан, также называемый сжиженным нефтяным газом, представляет собой побочный продукт переработки природного газа или сырой нефти.

Электричество. С 2010 года электромобили переживают подъем. Они не выделяют практически никаких вредных веществ, практически бесшумны, электричество обходится значительно дешевле бензина.

Также существуют и другие альтернативные виды топлива [1]. Экологическими преимуществами по сравнению с бензиновыми ДВС (двигателями внутреннего сгорания) обладают двигатели, работающие на альтернативных видах топлива. Общее представление о снижении токсичности ДВС при переходе на альтернативное топливо можно получить из данных, приведенных в таблице 2.

Таблица 2. Содержание основных загрязнителей в выхлопных газах автомобильных двигателей, работающих на альтернативных видах топлива, %

Компоненты выхлопных газов

Содержание основных загрязнителей в выбросах двигателей

Пропан

Природный газ

Электричество

Окись углерода СО

10-20

5-10

нет

Оксиды азота NO2

30-80

25-50

нет

Сажа

Нет

Нет

нет

Бензопирен

3-10

3-10

нет

Из таблицы видно, что:

Выбросы окиси углерода, оксидов азота и бензопирена в выхлопных газах двигателей, работающих на пропане и природном газе значительно ниже, чем в двигателях, работающих на бензине или дизеле;

Ни пропан, ни природный газ при сгорании не выделяют сажу;

При работе на электричестве не происходит эмиссия вредных веществ.

Очевидно, что внедрение новых, более экологичных видов топлива помогло бы частично исправить проблему экологии в стране. Стимулирование использования населением экологичных автомобилей можно осуществить с помощью налогов.

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Транспортный налог в России и Мурманской области

Транспортный налог - обязательный безвозмездный платёж, который обязаны уплачивать владельцы транспортных средств.

Он относится к региональным налогам, то есть денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также порядок, сроки его уплаты, формы отчётности и налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ.

По целевой направленности транспортный налог конкретный. Это значит, что поступления от уплаты налога должны идти на поддержание и развитие улично-дорожной сети регионов, повышение уровня безопасности автомобилистов и пешеходов.

Плательщики налога. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации [9].

Ставки налога. Субъекты Российской Федерации вправе проводить собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости категории транспортных средств, года выпуска транспортных средств (срока эксплуатации).Ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов не более чем в 10 раз от ставки, указанной в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Налоговая база. Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя - лошадиных силах, указанных в регистрационных документах.

В отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигатели или в отношении которых не определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как единица транспортного средства.

Сумма налога. При расчете суммы налога для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей применяется повышающий коэффициент.

Мурманская область. В Мурманской области также установлены свои налоговые ставки, они представлены в Приложении.

В Мурманской области предусмотрены два вида льгот (полный список льгот см. в Приложении):

Полное освобождение (для героев РФ и СССР, ветеранов, опекунов, усыновителей и т.д.);

Пониженная налоговая ставка (для пенсионеров).

Транспортный налог в Великобритании

В Великобритании транспортный налог взимается с владельцев транспортных средств, двигатель которых работает на бензине, дизельном топливе и природном газе. До октября 2014 года автовладельцы должны были крепить на лобовом стекле автомобиля жетон, подтверждающий уплату налога на транспортное средство, однако после этого была введена система камер видеонаблюдения, способная считывать номера: каждый номер автоматически попадает в базу, и автомобиль проходит проверку на предмет уплаты налога в автоматическом порядке. Ставка налога на транспортное средство зависит от следующих критериев:

  • объема двигателя;
  • вида топлива;
  • объема выбросов СО2.
  • Все транспортные средства подлежат налогообложению, за исключением:
  • выпущенных до 1973 года;
  • не использующихся в течение 12 месяцев;
  • автомобилей военных пенсионеров и инвалидов;
  • электромобилей;
  • гибридных автомобилей.

При этом критерии, на основании которых определяется размер налога на транспортное средство, зависят от года выпуска автомобиля. Например, налог на автомобили 1973-2001 года выпуска зависит только от объема двигателя (больше или меньше 1549 куб. см). А вот исчисление налога на автомобили, выпущенные после 1 апреля 2017 года, будет зависеть только от объема выбросов в атмосферу СО2. В случае, если первоначальная стоимость автомобиля превышает 40000 фунтов, то собственник такого автомобиля будет доплачивать 310 фунтов в течение 5 лет с момента выпуска автомобиля.

Транспортный налог в Финляндии

В Финляндии налог на легковые автомобили (autovero) уплачивается разово на новые машины, произведённые или ввезённые в Финляндию или же на подержанные, импортированные в Финляндию из-за границы [5]. Уплата налога проводится в момент регистрации автомобиля на территории Финляндии. Налогом облагаются следующие типы автомобилей:

- Легковые автомобили класса M1 (легковые машины, способные перевозить до 8 человек);

- Малотоннажные грузовые автомобили класса N1 (весом до 3500 кг);

- Любые другие легковые автомобили весом до 1875 кг;

- Мотоциклы класса L3 и L4 (мотоциклы с двигателем объёмом больше 50 cm^3);

- Любые другие мотоциклы и мопеды.

Сумма, на которую начисляется налог, осталась без изменения. Для вычисления суммы используется стандартная потребительская цена на данную модель автомобиля на финском рынке в момент регистрации автомобиля. Если же стандартную цену на данный автомобиль невозможно определить, используется цена с вторичного рынка. После для получения налогооблагаемой суммы из стоимости автомобиля вычитается 4% от цены плюс 300 евро за новый автомобиль, и на подержанный автомобиль 5% + 750 евро или же 1500 евро в зависимости от того, какой из вариантов более выгоден потребителю. Максимальная величина скидки для новых автомобилей 20% и для подержанных 30% [7].

Налоговой процент рассчитывается с учётом указанной эмиссии CO2 в граммах на километр. Так же сумма налога облагается НДС.

Эмиссией CO2 обозначаются данные о выхлопе автомобиля предоставленные производителем на основание директивы EC oб эмиссии вредных веществ в условиях смешанной езды по городу и шоссе. На практике эмиссия CO2 присутствует всегда в автомобилях выпущенных после 2001 года, в редких случаях раньше. В случае, если в данных автомобиля отсутствуют данные об эмиссии или же они не соответствуют директиве ЕС, налог на легковой автомобиль рассчитывается из расчёта общей массы автомобиля и мощности мотора в соответствие с таблицей. Данный момент касается в основном старых, до 2001 года, выпуска автомобилей, а так же новых автомобилей выпущенных малыми сериями.

В случае отсутствия данных об эмиссии CO2, налог можно рассчитать исходя из расхода топлива данной модели автомобиля и соответствующей эмиссии вредных веществ по директиве ЕС (80/1268/EY и 93/116/EY). Для подтверждения расчётов нужно предоставить сертификат производителя автомобиля или выписку из иностранного регистра, где указанны данные об эмиссии данного автомобиля.

Транспортный налог в Норвегии

В Норвегии основной упор делается на электромобили. Содержать бензиновые машины в это стране очень дорого, так как на них установлены высокие налоги. За авто среднего "возраста" норвежцы выплачивают примерно 1000 долларов ежегодно тогда, как владелец электромобиля платит всего коло 150 долларов. Существуют и другие причины, почему использовать электромобили дешевле, чем бензиновые. Например:

Импортные таможенные пошлины, акцизные и экологические сборы, регистрационный налог на электромобили равны нулю;

С 2001 года реализация электромобилей на территории Норвегии не облагается НДС (а он составляет 25%);

Станции для зарядки электромобилей равномерно покрывают всю дорожную сеть норвежского королевства;

«Заправиться» электричеством можно абсолютно бесплатно

Владельцы электромобилей имеют право бесплатного проезда по платным дорогам и мостам, а также на морских паромах [6].

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА НА ЭКОЛОГИЮ НЕКОТОРЫХ СТРАН МИРА

В европейских странах, США и других экономическое регулирование воздействия на окружающую среду в виде взимания платы за загрязнение начало формироваться в 70-х годах. В марте 1975 года в Рекомендации ЕС от 3 марта 1975 года отмечается, что целью взимания платежей за загрязнение являться стимулирование природопользователей к принятию необходимых мер к уменьшению загрязнения наиболее экономически выгодным способом.

Из развитых стран Европы наиболее богатый опыт в этой области накоплен скандинавскими странами. С середины 90-хх гг. интерес к экологическим налогам и платежам стали проявлять и более крупные европейские государства, включая Великобританию, Францию, Италию и Германию.

Великобритания

Наиболее активно природоохранное законодательство в Великобритании разрабатывалось в течение 1990-х гг. и начала 2000-х гг. в основном по части сохранения чистоты атмосферного воздуха.

Анализируя официальную статистику Великобритании, можно сделать вывод о то, что с 1990 по 2008 г. выбросы загрязняющих веществ значительно сократились при росте ВВП за данный период на 54%. Анализ показывает снижение всех выбросов: аммиака - на 21%, оксидов азота - на 46%, твёрдых частиц - на 52%, двуокиси серы - на 84%.

Великобритания достигла значительного прогресса в сокращении выбросов загрязняющих веществ, особенно двуокиси углерода, благодаря применению экологических налогов.

Норвегия

В списке стран по выбросу CO2 в атмосферу за 2016 год Норвегия занимает 60 место в то время, как Россия – 4 место [8].

Россия

Минтранс рассматривает возможность замены транспортного налога для автомобилей экологическим, учитывающим выбросы углекислого газа. По словам представителей транспортного ведомства, министерство подготовит обоснование целесообразности замены налога до конца года. Сейчас размер транспортного налога для автомобилей рассчитывается с учетом региональных ставок, мощности двигателя, марки и модели автомобиля, года его выпуска, времени владения транспортным средством. При замене сбора на экологический для расчета налога будут использоваться только конструктивные параметры машины по выбросам углекислого газа, указанные в паспорте технического средства (ПТС) [9].

Мурманская область

Мурманская область является промышленной. Предприятия горнометаллургического комплекса составляют основу экономики региона. Поэтому проблемы экологии особенно важны для Мурманской области. Не улучшает экологическое состояние и постоянно растущее количество автомобилей у насения.

Таблица 3. Количество машин на 1000 человек в Мурманской области

Год

2000

2002

2010

2013

2014

2016

Кол-во машин на 1000 человек

134

141

327

282

297

315

В такой огромной стране, как Россия, провести единовременно реформу невозможно, но региональный статус транспортного налога позволяет детализировать налог, установить налоговые ставки, исходя из экономических и географических особенностей каждого субъекта, закрепить четкие сроки уплаты налога, определить перечень налоговых льгот.

Так как для Мурманской области вопрос экологии очень важен, можно опробовать нововведения именно в этом регионе.

Чтобы сделать транспортное налогообложение в России более экологичным, основываясь на опыте зарубежных стран можно:

Изменять ставки в зависимости не от мощности двигателя, а от объёма выбросов CO2, объёма двигателя и вида топлива;

Внедрять автомобили, работающие на альтернативных видах топлива (влияние некоторых альтернативных видов топлива см. в п.1.2);

Поощрять использование автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива путём снижения налоговых ставок или освобождения от налогообложения для этих автомобилей;

Повышать налоговые ставки на автомобили, работающие на бензине и дизеле;

Ввести высокие единовременные выплаты при покупке машины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнительный анализ транспортного налога и его влияния на экологию за рубежом и в России показал, что Российское транспортное налогообложение не так эффективно, как зарубежное. При расчёте налога в нашей стране учитывается лишь мощность двигателя автомобиля. В европейских странах при расчете налога тоже учитывается мощность. Но это не самый важный критерий. Наибольшее влияние имеют параметры выбросов CO2, т.к. именно от этого показателя во многом зависит размер вреда от автомобиля. В списке стран по выбросу CO2 Россия находится на 4 месте, а Норвегия, благодаря использованию подобного налогообложения и распространённости электромобилей, занимает 60 место.

Российское налогообложение далеко от идеала, оно требует изменений. Но единовременно произвести реформу в такой огромной стране невозможно. Но т.к. транспортный налог региональный, изменения можно ввести в одном конкретном регионе. Мурманская область подходит для этого, потому что является промышленной, вопрос экологии для нее очень актуален. Такие нововведения, как учет размера выбросов CO2, вида топлива, возраста автомобиля и т.д., можно апробировать именно здесь.

Далее положительный опыт Мурманской области могут перенять и другие регионы, что со временем приведёт к улучшению экологического состояния по всей стране.

Список литературы

  1. Виды топлива [Электронный ресурс] : KORKORT.ru - Электрон. дан.- Режим доступа: https://korkort.ru/theory/vidy-topliva/
  2. Выхлопные газы [Электронный ресурс] : Устройство Авто - Режим доступа: https://www.studiplom.ru/Technology-DVS/Exhaust_gases.html
  3. Васильев Е. Электричество вместо бензина. Норвежский путь (опубликовано 03.08.2017 10:52) [Электронный ресурс]: Новостной сайт «Деловой Петербург» - Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2017/08/03/JElektrichestvo_vmesto_benz
  4. Влияние загрязнения атмосферы на человека (от 23.03.2015) [Электронный ресурс]: HintFox.com – Режим доступа: http://www.hintfox.com/article/vlijanie-zagrjaznenija-atmosferi-na-cheloveka-rastitelnij-i-zhivotnij-mir.html
  5. Налоги в Финляндии [Электронный ресурс] : russian.fi – Режим доступа: http://www.russian.fi/info/story/finansy/autovero.html
  6. Норвежский отрыв: как потомков викингов пересаживают на электромобили [Электронный ресурс] : Forbes - Режим доступа: http://www.forbes.ru/tehnologii/344131-norvezhskiy-otryv-kak-potomkov-vikingov-peresazhivayut-na-elektromobili
  7. Налоги в Финляндии для физ. и юр. лиц [Электронный ресурс] : [сайт]. - Режим доступа: http://vne-berega.ru/articles/biznes-za-graniczej/nalogi-v-finlyandii.html
  8. Список стран по эмиссии CO2 [Электронный ресурс]: ВикипедиЯ – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
  9. Транспортный налог на автомобили могут заменить экологическим (от 08.09.2017 01:40) [Электронный ресурс]: Известия.Ru – Режим доступа: https://iz.ru/642962/2017-09-08/transportnyi-nalog-na-avtomobili-mogut-zamenit-ekologicheskim
  10. Транспортный налог [Электронный ресурс] : Федеральная налоговая служба - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/yul/organization_pays_taxes/transport_tax/
  11. Экологические налоги [Электронный ресурс]: ВикипедиЯ – Режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/
Просмотров работы: 549