Введение
Актуальность темы исследования, определяется тем, что эффекты поведенческой экономики существенно влияют на предпринимательский потенциал управленческих решений и рациональность поведения потребителей. Научные и прикладные перспективы развития поведенческой экономики связаны с тем, что на ее основе формируется комплексная информационная и практическая база для принятия эффективных управленческих решений.
Изначально поведенческая экономика начала свое развитие в США и до сих пор является очень важной частью ее экономики. В 2017г. лауреатом Нобелевской премии по экономике стал Талер Р. за исследования в области поведенческой экономики. Следует отметить, что с недавнего времени начали производиться отечественные исследования в сфере поведенческой экономики, что особенно важно для нашей страны, так как особенности поведения потребителей в России сильно отличаются от поведения зарубежных граждан.
В современных условиях активный процесс интеграции поведенческой экономики с концепциями психологии приводит к комплексному использованию в рамках этой науки различных теоретических подходов таких как – когнитивистика, общая теория менеджмента, теория принятия управленческих решений и т.д., что способствует формированию междисциплинарных оснований системной парадигмы развития поведенческой экономики.
Все это способствует системной вариативности, как базовых оснований развития парадигмы поведенческой экономики, так и соответствующего инструментария, применяющегося для обеспечения полноты, достоверности и своевременности информационной поддержки эффективных экономических решений, влияющих на результативность предпринимательства.
Таким образом, проблематика совершенствования знаний о поведенческой экономике имеет существенную теоретическую значимость и практическую направленность.
Степень разработанности проблемы. Многоаспектность развития поведенческой экономики формирует широкий спектр исследований и теоретико-методологических дискуссий по проблемам влияния поведения потребителей на предпринимательский потенциал управленческих решений.
Фундаментальные теоретико-методологические основы до создания термина «поведенческой экономики» заложены в работах таких ученых как – Г. Тард, П. Рейно, Г. Саймон, А. Ньюэлл, У. Найссер, Л. Фестингер, и др.
А уже более современные и прогрессивные методы исследовалась в работах– В. Смита, А.Тверски, Д. Канемана, Р.Капелюшников, Р. Талера и др.
Как отмечается в работах данных исследователей в современных условиях очень сильно изменился подход к исследованиям в области поведения потребителя, рациональности действий индивидов и т. д .
Не смотря на значительный блок исследований посвящённых поведенческим аспектам принятия управленческих решений, еще недостаточно внимания уделяется функциональной характеристике влияния поведенческих эффектов в предпринимательском аспекте. Все это обусловливает актуальность исследования, постановку его цели и задач.
Целью работы – является теоретико-методологическое обоснование современных тенденций развития поведенческой экономики и истоков ее создания для определения функциональных характеристик поведенческих эффектов, влияющих на потенциал принятия управленческих решений.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки следующих задач:
– проанализировать основных дефиниций поведенческой экономики
– рассмотреть тенденции и этапы развития поведенческой экономики
– представить прикладной аспект поведенческой экономики и ее роль в управленческом менеджменте.
Объект работы – корпус научных исследований по поведенческим дисциплинам с 1902 года до 2017 года.
Предметом работы поведенческие эффекты и эксперименты, влияющие на принятие управленческих решений.
Научно-методический аппарат исследования представляет собой совокупность общенаучных и экономических методов системного подхода к поведенческой экономики. В процессе исследования применялись различные инструменты и методы познания: абстрактно-логический, эволюционный, ситуационный, графический и табличный методы анализа теоретического и эмпирического материала исследования.
1. Анализ основных дефиниций поведенческой экономики
Управленческие границы поведенческой и экспериментальной экономики значительно расширились, поскольку в модель индивидуального и группового поведения потребителей стали включать факторы, которые ранее игнорировались в рамках классического подхода на основе полной рациональности поведения потребителей.
Целевая функция определяется, прежде всего, системой потребностей экономических субъектов. В рамках классической теории принятие управленческих решений и поведение индивидов строится на основе на полной рациональности поведения индивидов «homo oeconomicus», максимизирующих уровень полезности (прибыли) экономических субъектов.
Представим временные изменения поведенческих парадигм.
Целевая функция поведения экономических субъектов представлялась как «черный ящик» с заранее установленным рациональным вектором развития, постепенно при смене различных научных парадигм экономической теории – формируется поведенческая парадигма (рисунок1.1)
В итоге, изменение теоретической основы принятия управленческих решений происходило в двух направлениях: с одной стороны – в русле мейнстрима (классического и неоклассического подхода), в ходе которого формируется точка зрения относительно вероятностного характера принятия управленческих решений, а с другой стороны – создается альтернативное понимание рациональности в поведении экономических субъектов.
Рисунок 1.1 –Эволюционная динамика основных научных парадигм экономической теории1
В рамках поведенческой парадигмы система потребностей экономических субъектов зависит от культурных традиций, психологических установок, самих суждений, восприятия информации, когнитивных ловушек и т.д. Все эти факторы при принятии решений на основе классического подхода не учитывались, поскольку считается, что каждый субъект при принятии решений действует рационально, обладает всей полной необходимой информации для принятия решений и издержки выбора решений не существенны, поэтому субъект всегда с легкостью выбирает эффективное управленческое решение.
В противоположность классическому подходу на основе рационального поведения экономических субъектов активно исследуется поведенческая экономика по проблемам не рационального, а «конвенционального поведения агентов, подчиненное не только целевой функции максимизации полезности или прибыли, но и принятым правилам и условностям с учетом традиций, культуры, менталитета, общественных норм и выработанных поведенческих стандартов» [1].
Представим анализ основных дефиниций поведенческой экономики.
Изученные определения поведенческой экономики отражены в таблице 1.1. Как видно из представленной таблицы, отсутствует единство мнений относительно концептуальных рамок предмета поведенческой экономики.
Таблица 1.1 - Дефиниция "поведенческая экономика"2
2 Подходы к исследованию сущности "поведенческая экономика"
Экономисты выделяют несколько подходов к исследованию сущности "поведенческая экономика". Представим эти подходы.
Первый подход, наиболее обобщенный предлагает нам экономический словарь в котором поведенческая экономика изучает влияние социальных, когнитивных и эмоциональных факторов на принятие управленческих решений отдельными лицами и учреждениями [2]. В данном определении субъекты и объекты поведенческой экономики отожествляются и понимаются как однопорядковые явления и сама дисциплина понимается обособленно среди других гуманитарных наук.
Второй подход Талера Р. [3] показывает значимость поведенческой экономики в настоящее время, её актуальность и влияние на многие сферы жизни, отражая признание ограниченной рациональности поведения индивидов в различных областях человеческой деятельности.
Третий подход к пониманию поведенческой экономики на основе асимметричности информации представлен в работе Суворов А. [4]. Ассиметричный эффект восприятия информации отражен на рисунке 1.2 [4].
Рисунок 2.1 - Ассиметричный эффект восприятия информации
Как видно из рисунка 1.2, на нем отображена модель, основанная на ассиметричном эффекте восприятия информации, соответственно человек воспринимает неравномерно одни и те же объемы информации, что связано с действием когнитивных и визуальных ловушек, определяющих нерациональность поведения потребителя.
Четвертый подход Журавлёвой Г. П., Манохиной Н. В., Смагиной В. В. [5] представляет поведенческую экономику частью неоклассической экономики, направленной на изучение потребностей индивида.
Пятый подход объединяет мнения сразу нескольких ученых Berg N. [6] Cooper J., Kovacic W [7], Berg N. [8], все эти ученые считают, что поведенческая экономика является частью или неотрывно связана с психологией и одно без другого существовать не может.
Шестой подход Levine D.K. [9] объясняет связь экономики ресурсов и поведенческой экономики говорит о том, что науки находятся в симбиозе.
Седьмой подход Brown G., Hagen D. [10] называет поведенческую экономику «экономическим империализмом» и также подчеркивает связь с психологией.
Восьмой подход, рассматривающийся в выбранных мной определениях, принадлежит Wright D.J., Ginsburg D.H. [11] они рассматривают поведенческую экономику, как одну из составляющих экономики труда и делают акцент на том, что она является следствием методологического развития экономики в целом.
Представленные теоретические подходы к понятию «поведенческая экономика» можно сгруппировать в четыре компоненты, что и отражено на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Теоретические подходы к понятию «поведенческая экономика»3
Как видно из рисунка 2.2 основными теоретическими подходами к исследованию понятия «поведенческая экономика», являются следующие:
Психология, как неотъемлемы элемент поведенческой экономики (Суворов А, Berg, N; James C. Cooper, William E. Kovacic; Nathan Berg, Gardner Brown, Daniel A. Hagen);
Поведенческая экономика, как часть неоклассической экономики (Талер Р., Журавлёва Г. П., Манохина Н.В, Смагина В.В);
Поведенческая экономика, как одна из составляющих экономического труда (Wright D.J. , Ginsburg D.H.);
Поведенческая экономика состоит из многих наук и является их симбиозом (Экономический словарь, Levine D.K.).
Таким образом, поведенческой экономики в системе рыночных отношений отражает процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и представления нефинансовой информации, на основании которой руководство предприятия принимает оперативные и стратегические решения предприятия, а также экономики государства. Современные тенденции экономики развиваются в сторону поведения потребителя и психологии покупателя, соответственно эти знания служат комплексной информационной поддержки принятия эффективных управленческих решений для устойчивого развития предприятий и государств на базе применения знаний после проведенных исследований.
3. Ценность поведенческой экономики
Несмотря на многообразие теоретических подходов в рамках поведенческой парадигмы для теории принятия управленческих решений важно следующие заслуги поведенческой экономики:
– во-первых, поведенческая экономика уделяет особое внимание психологическим факторам, влияющим на принятие управленческих решений, ранее не упитывающихся в рамках полной рациональности поведения экономических субъектов.
– во-вторых, поведенческая экономика носит более прикладной характер, инициируя проведение контролируемых экспериментов и использование разнообразных практических инструментов.
– в-третьих, поведенческая экономика создает гуманитарную платформу для формирования единой модели «homo oeconomicus» в рамках социологических, психологических, когнитивных и экономических наук;
– в-четвертых, поведенческая экономика широко использует применение математического аппарата для обоснования процессов принятия управленческих решений на основе ограниченной рациональности поведения экономических субъектов.
Важно отметить, что управленческие границы поведенческой экономики отражают процессы идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и представления управленческой информации, на основании которой руководство предприятия принимает эффективные управленческие решения.
Таким образом поведенческая парадигма переносит фокус научно–практического интереса исследователей в сторону поведения потребителя и психологии покупателя, соответственно эти знания служат для комплексной информационной поддержки принятия эффективных управленческих решений, нацеленных на обеспечение устойчивого и конкурентного развития хозяйствующих субъектов.
Заключение
Рассмотрение современных тенденций развития поведенческой экономики и истоков ее создания для определения функциональных характеристик поведенческих эффектов, позволило сделать следующие выводы.
Поведенческая экономика отражает процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и представления нефинансовой информации, на основании которой руководство предприятия принимает оперативные и стратегические решения для устойчивого развития предприятия.
Рассмотрев генезис поведенческой экономики с начала 20 века, делается вывод, что поведенческая экономика действительно вышла из психологии и сегодня к ней добавляется когнитивистика, общая теория менеджмента, теория принятия управленческих решений и т.д., что способствует формированию междисциплинарных оснований развития системной парадигмы поведенческой экономики.
В исследованиях Нобелевского лауреата по экономике (2017) Талера Р., на основе различных психологических экспериментов обосновано действие разнообразных психологических эффектов, связанных с нерациональными установками индивидов и доказано влияние эмоций и ситуативных суждений на принятие управленческих решений. Поведенческая экономика имеет и свои ограничения применения .
Таким образом поведенческая парадигма переносит фокус научно–практического интереса исследователей в сторону поведения потребителя и психологии покупателя, соответственно эти знания служат для комплексной информационной поддержки принятия эффективных управленческих решений, нацеленных на обеспечение устойчивого и конкурентного развития хозяйствующих субъектов.
Список литературы
Журавлёва Г. П., Манохина Н. В., Смагина В. В. Поведенческая экономика: современная парадигма экономического развития: монография. – Научная школа «Экономическая теория» в РЭУ им. Г. В. Плеханова. – М. –2016. – 340 c.
Экономический словарь. //Под ред. Азрилиян А.Н., Азриелян О.М., Калашникова Е.В и др. – М. – 2012 . – 1472с.
Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать— 2017. — 227с.
Суворов А. Психология поведения потребителей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/(дата обращения: 21.01.2018).
Журавлёва Г. П., Манохина Н. В.,. Смагина В. В Поведенческая экономика: современная парадигма экономического развития: монография. — Научная школа «Экономическая теория» в РЭУ им. Г. В. Плеханова.— М. — 2016. — 340 c.
Berg N. Normative behavioral economics. //Journal of Socio-Economics. – 2015. – №4(12). – P.407-415.
Cooper J., Kovacic W. Behavioral economics: implications for regulatory behavior. – Ox. –2013. – 115р.
Berg N. Behavioral Labor Economics.– C. – 2016. – 49р.
Levine K. Is behavioral economics doomed? The ordinary versus the extraordinary. – Ox. –2012. – 247р.
Brown G., Hagen D. Behavioral Economics and the Environment.– C. – 2015. – 97р.
Wright D., Ginsburg D. Behavioral law and economics: Its origins, its fatal flaws, and its implications for liberty. //Northwestern University Law Review. –2015. – №62(12) – P.120-125.
1 Разработано автором
2 Разработано автором
3 Разработано автором