Кому на Руси жить хорошо? Или индивидуальный расчет инфляции для групп граждан по доходам

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Кому на Руси жить хорошо? Или индивидуальный расчет инфляции для групп граждан по доходам

Гадеева А.М. 1
1МБОУ "Гимназия №1"
Журавкова И.И. 1
1МБОУ "Гимназия №1"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Как неотъемлемая часть рыночной экономики, инфляция является важным фактором в жизни не только предприятий, но и домохозяйств. Для россиян данная тема приобретает особую актуальность в периоды экономических спадов, которые, как правило, оказывают прямое влияние на семейный бюджет. Несмотря на относительную стабилизацию динамики цен в России после финансового кризиса 2008/09 годов, государство столкнулось с новым всплеском инфляции в 2014/15 годах. Последний, в свою очередь, сменился рекордно низкими уровнями роста цен в 2016/17 годах, согласно данным государственной статистической службы. В данной работе я попытаюсь разобраться, насколько официально публикуемые данные по инфляции отражают реально ощущаемую динамику цен для домохозяйств с различным доходом. Для достижения целей моего исследования я обращусь как к собственным фактическим расчетам, так и к социологическим данным федеральных служб.

Актуальность: данная тема является крайне актуальной ввиду того факта, что инфляция играет важную роль в формировании бюджета любого человека.

Цель: выяснить индекс реально ощущаемой инфляции в 2016 году для разных категорий граждан посредством самостоятельного расчета, а также подтвердить данную оценку на основе социологических данных.

Гипотеза: если самостоятельно рассчитать индекс инфляции, используя цены, предоставленные Федеральной службой государственной статистики, можно определить, что уровень реально ощущаемой инфляции для разных категорий граждан по уровню дохода различен и может не совпадать с официально публикуемым единым показателем.

Задачи:

Изучить теорию;

Найти необходимые данные на официальном сайте Росстата;

Произвести собственные расчеты стоимости корзины, а также уровня реально ощущаемой инфляции для разных категорий граждан по уровню дохода;

Провести анкетирование учащихся для выявления влияния инфляции на их платежеспособность;

Сделать вывод, подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Основная часть Инфляция

Давайте же сначала разберемся с понятием инфляции. Инфляция (от лат. Inflatio — вздутие) — это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (их обесцениванием) и ведущее к перераспределению национального дохода1.

Другими словами, инфляция – это когда «слишком много денег гоняется за слишком малым числом товаров».

Причины инфляции следующие

1. Социальная политика Центрального Банка. В обороте появляются большие объемы валюты не обеспеченные товарами. Основная цель ЦБ и государства – подстегнуть производство, «запустить» процессы в экономке. В краткосрочной перспективе такие действия работают. Недостаток – длительное нарушение баланса на денежном рынке ведет к инфляции.

2. Социальная политика государства (увеличение выплат пособий, пенсий, стипендий, МРОТа и т.д.).

3. Дефицит бюджетных средств в государственной казне. Следствие – инфляция, темпы которой будут зависеть от дальнейших действий ЦБ и своевременности покрытия бюджета. Есть несколько решений проблемы:

- дополнительная эмиссия денег. Итог - максимальная инфляция;

- кредиты правительства в ЦБ. Итог - медленное протекание инфляционных процессов;

- размещение долговых обязательств вне ЦБ. Итог - наиболее низкий уровень инфляции.

4. Перевод экономики на «военные рельсы», милитаризация. Следствие – повышение расходов страны, резкий дефицит и инфляция.

5. Монополизация рынка. Создание и развитие монополий – основная причина развития и усиления инфляционных процессов. Крупные фирмы оказывают влияние на формирование цен. Результат - уменьшение эластичности ценообразования, разрушение основных механизмов рынка, пропадание конкуренции.

6. Активность профсоюзов приводит к появлению сложностей в процессе определения нормального уровня заработных плат, идеальных для экономики страны.

7. Снижение объемов производства внутри страны. Приводит к обесцениванию национальной валюты из-за нарушения денежного баланса. Объемы денег не соответствуют существующим объемам товаров.

8. Ошибки во внешней политике. Большой объем импорта при неизменном объеме национальной валюты приводит к снижению ее курса.

Виды инфляции

1. По причинам возникновения:

- инфляция спроса – нарушение равновесия на рынке с позиции спроса. Экономика развивается, безработица на высоком уровне. Повышение объема заработных плат приводит к резкому увеличению спроса. Итог – рост цен.

- инфляция издержек – повышаются расходы на производство (увеличиваются цены на энергию, сырье, повышается заработная плата). Итог – увеличение стоимости услуг, товаров. Уменьшение предложения приводит к закрытию заводов, появлению безработицы, еще большим расходам;

- структурная инфляция - бесконтрольная эмиссия национальной валюты приводит к обесцениванию денег и дальнейшему росту цен.

2. По особенностям протекания:

- открытия инфляция характеризуется длительным увеличением стоимости товаров и услуг. Начинается активный, ничем не ограничиваемый рост цен;

- подавленная (скрытая) инфляция возникает при увеличении доходов граждан страны и прежних ценах. Имеет место жесткий контроль цен со стороны государства. Примером может послужить скрытая инфляция в СССР.

3. По темпам роста:

- умеренная (ползучая) инфляция характеризуется незначительным ростом цен (до 10%). Национальная валюта сохраняет свою стоимость. Для экономики страны – это лучший вариант. Процесс протекает за счет обновления ассортимента, плавного изменения цен, незначительных колебаний в спросе и предложении.

- галопирующая инфляция подразумевает более резкий рост цен – от 10% до 200% в год. Контракты заключаются с учетом инфляции, люди вкладывают средства в материальные ценности. Управлять таким процессом почти невозможно. Единственный выход – проведение денежной реформы. Наличие галопирующей инфляции – явный признак будущей стагнации и острого экономического кризиса;

- гиперинфляция – лавинообразный рост цен на 50-60% ежемесячно. Годовая инфляция может достигать 100% и больше. Люди теряют свой капитал, многие попадают за «черту бедности». Гиперинфляцией невозможно управлять. Результат – остановка производства, увеличение безработицы, закрытие компаний, банкротство. Примером является гиперинфляция в Зимбабве (самая высокая инфляция в мире), составляющая на 2008 год (пик) 231.000.000%.

4. По расхождению роста цен:

- сбалансированная инфляция – стоимость различных товаров меняется синхронно;

- несбалансированная инфляция – стоимость различных товаров меняется в разной степени (на одни товары цены растут, а на другие остаются на прежнем уровне).

5. По возможности прогнозирования:

- прогнозируемая инфляция учитывается в ожиданиях, высчитывается органами статистики. Позволяет принять защитные меры;

- непрогнозируемая инфляция – возникает спонтанно, под действием непредвиденных факторов.

Последствия инфляции

Появление и развитие инфляции приводит к следующим последствиям:

1. Для производства – безработица, нарушение систем регулирование экономики, обесценивание кредитов и фонда накопления, стимулирование за счет повышения процентных ставок.

2. Для экономических отношений – сложности в выставлении цены (для производителей), проблемы для потребителей (они не понимают, какая цена реальна), сложности с получением кредита, появляется бартер.

3. Для денежной массы – снижение стоимости национальной валюты, потеря функции меры цены.

4. При перераспределении доходов – обесценивается заработная плата людей, население беднеет, снижается потребление, реальный доход начинает измеряться товаром, падает покупательская способность.

5. Для экономики – искажаются основные показатели (рентабельность, ВВП, процент и так далее).

Расчет инфляции

Различают индекс цен производителей, индекс-дефлятор ВВП, индекс потребительских цен. Разница в них определяется составом благ, товаров и услуг. Мы будем говорить об индексе инфляции, связанном с потребительскими ценами.

Существует фиксированный список потребительского набора товаров и услуг, в который входят наиболее важные и представительные для потребления домохозяйствами товары и услуги, он централизовано утверждается высшим статистическим органом России – Росстатом. Индекс инфляции отражает увеличение или изменение стоимости товаров и услуг их этого списка в текущем месяце или году по сравнению с предыдущим. Чем он выше, тем с более серьезными экономическими проблемами сталкивается государство и его граждане.

Чтобы определить индекс инфляции, нужно узнать статистические данные о стоимости рыночной корзины в данном, текущем году и определить ее отношение к стоимости этой же корзины в том году, который принят за базовый. Формула его выглядит так:

ИИ = (СКтг / СКбг) * 100%, где ИИ – индекс инфляции, СКтг – стоимость рыночной корзины в текущем году, СКбг – стоимость рыночной корзины в базовом году.

Реальный доход (РД) определяется по формуле:

РД = НД / ИИ, где: НД – номинальный доход – фактически полученный гражданином доход в виде заработной платы, процентов по вкладам, ренты и других видов прибыли.

Пользуясь данными формулами, можно рассчитать свой индивидуальный индекс инфляции и реальный доход и проверить, насколько цифры, которые показывает Росстат в своих ежегодных отчетах, расходятся с вашими личными показателями инфляции.

Что входит в состав потребительской корзины в 2017 году?

C 1 января 2013 года вступила в силу новая потребительская корзина2. В нее, в первую очередь, включены продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы, эта цифра не превышает 20%). Стоит упомянуть, что большинство российских семей тратят на продукты питания также больше половины семейного бюджета.

Во вторую группу включены непродовольственные товары – одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства.

Третья группа состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее. Ниже представлен фрагмент потребительской корзины.

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека)

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Жилье

В. м общей площади

18

18

18

Центральное отопление

Гкал в год

6,7

6,7

6,7

Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение

л в сутки

285

285

285

Газоснабжение

куб. м в месяц

10

10

10

Электроэнергия

кВт.ч в месяц

50

50

50

Транспортные услуги

поездок в год

619

150

396

Услуги культуры

процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

5

5

5

Другие виды услуг

процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

15

15

15

Как можно увидеть, данная корзина является более полной и реальной чем та, о которой нам говорят СМИ, и с ней трудно не согласиться, ведь в нее входят не только продукты первой необходимости, но и то, без чего не обходится жизнь обычного человека (например, походы в театр, кино, лекарства (особенно для пенсионеров)). Таким образом, используя эти данные, я могу самостоятельно рассчитать, сколько же на самом деле стоит полная среднестатистическая корзина. Практическая часть

С целью корректности и возможности использования официальных данных мною были взяты показатели 2015 и 2016 годов (ввиду того, что Росстат публикует данные во втором квартале года, показатели 2017 и 2018 годов нам еще недоступны).

В качестве практической работы с помощью данных, предоставленных Федеральной службой государственной статистики, мною была просчитана стоимость полной реальной корзины в 2015 и 2016 годах (числовые данные об объемах потребления перемножались с ценовыми данными Росстата). Полные расчеты можно увидеть в приложении 1.

В результате, среднегодовая стоимость реальной полной корзины составила:

По моим собственным расчетам

 

2015

2016

для трудоспособного населения, руб

268.720,5 (22.393,4 в месяц)

279.376,4 (23.281,36 в месяц)

для пенсионеров, руб

237.439,9 (19.786,6 в месяц)

246.715,9 (20.559,6 в месяц)

для детей, руб

286.981,1 (23.915,1 в месяц)

297.142,64 (24.761,8 в месяц)

Средняя месячная стоимость корзины, руб

22.031,7

22.867,6

По официальным данным Росстата

Месячная стоимость корзины, руб

13.404,32

14.212,11

Величина МРОТ, руб

5.965

6.204

Таким образом, мои подсчеты стоимости корзины превысили официальные используемые числа чуть ли не в 2 раза (а что касается МРОТа, то во все 4).

Далее, с помощью полученных данных удалось рассчитать индекс инфляции для разных категорий граждан как в целом по годовой корзине, так и по отдельным группам товаров и услуг, который, в целом, совпал с официальным показателем.

По корзине:

ИИтр.н. = (279.376,4/268.720,5)*100% = 103,9%

ИИпен = (246.715,9/237.439,9)*100% = 103,9%

ИИдет = (297.142,64/286.981,1)*100% = 103,5%

По официальным данным – 103,5%

По отдельным группам товаров и услуг:

Для трудоспособного населения:

ИИпрод = (140139,5/136684,7)*100% =102,5%

ИИнепрод = (45459/43482,4)*100% = 104,5%

ИИусл = (93777,9/88553,4)*100% = 105,8%

Для пенсионеров:

ИИпрод = (123179,5/120151,3)*100% = 102,5%

ИИнепрод = (41668,1/39925,6)*100% =104,4%

ИИусл = (81868,3/77363)*100% = 105,8%

Для детей:

ИИпрод = (123580,5/120820,3)*100% = 102,3%

ИИнепрод = (85447,04/82928,2)*100% = 103%

ИИусл = (88115,1/83232,6)*100% = 105,8%

Получив данные результаты, совпавшие с официальными, мне стало интересно, почему же тогда люди ощущают инфляцию в разы выше, чем она есть на самом деле? Так может это зависит от их дохода?

Чтобы узнать это, используя данные официальной таблицыораспределении населения по величине среднедушевых денежных доходов, я подсчитала долю корзин 2015 и 2016 годов от максимального годового дохода , что далее помогло рассчитать реально ощущаемую инфляцию для граждан с тем или иным уровнем доходов (результаты представлены в таблице ниже).

Данные Росстата на 2016 год

Собственные расчеты

Среднедушевой денежный доход в месяц, руб.:

Доля населения от 100%

Сумма дохода за год

(взят максимум)

Доля корзины 2016 (%)

Доля корзины 2015 (%)

Реально ощущаемая инфляция

до 7 000,0

6,0

До 84000

До 333%

До 320%

До 13%

от 7 000,1 до 9 000,0

5,0

108000

258%

249%

9%

от 9 000,1 до 12 000,0

8,8

144000

194%

187%

7%

от 12 000,1 до 15 000,0

9,1

180000

155%

149%

6%

от 15 000,1 до 20 000,0

14,0

240000

116%

112%

4%

от 20 000,1 до 25 000,0

11,6

300000

93%

89,5%

3,5%

от 25 000,1 до 30 000,0

9,2

360000

77%

75%

2%

от 30 000,1 до 35 000,0

7,3

420000

66,5%

64%

2,5%

от 35 000,1 до 40 000,0

5,7

480000

58%

56%

2%

от 40 000,1 до 50 000,0

7,9

600000

47%

45%

2%

от 50 000,1 до 60 000,0

5,0

720000

39%

37%

2%

от 60 000,1 до 70 000,0

3,2

840000

33%

32%

1%

свыше 70 000,0

7,2

Более 840000

Менее 33%

Менее 32%

Менее 1%

Я считаю, что данные этой таблицы вполне объясняют кривую Лоренца в России в последние годы, которая позволяет увидеть, насколько реальное распределение доходов страны между семьями отличается от абсолютного равенства.

Таким образом, из представленной таблицы мы можем увидеть, что полноценный размер корзины могут позволить себе лишь те, чей душевой доход составляет не менее 20000 рублей в месяц (около 57% населения страны). Это также те граждане, которые ощущают инфляцию на уровне официального единого показателя (от 3,5% и ниже).

Однако, тех, чей доход ниже данной цифры, согласно таблице, примерно 45% всего населения страны, т.е. около 60 миллионов граждан! Более того, согласно закону Энгеля, чем ниже уровень доходов семьи, тем больше доля ее расходов на продовольственные товары, поэтому основной задачей этой группы населения является обеспечение себя пропитанием, несмотря на то, что оно составляет лишь половину всей реальной корзины.

Но что же делать этим гражданам?

Ответ на этот вопрос мы можем найти в последнем Мониторинге НИУ ВШЭ3, согласно которому наиболее распространенными стратегиями поведения населения среди прочих (покупка товаров в кредит, займы) в таком случае остаются:

отказ от потребления отдельных видов товаров и услуг;

переход на более дешевые продукты питания;

поиск подработок;

расширение личных подсобных хозяйств и многое другое (приложение 2).

То есть, народ в такой ситуации не ждет помощи от государства, а сам пытается найти пути решения проблемы, хотя, к сожалению, не всем это удается.

Хочется также отметить, что, по моему мнению, даже увеличение МРОТа не приведет к изменению деления данных групп по доходам, ведь учитывается в среднем семья из 4 человек, и поэтому увеличение заработной платы на 3000 рублей не сильно отразится на покупательной способности граждан.

Социальный опрос

Также, мною был проведен опрос среди учащихся десятого класса (30 человек) с целью выяснения того факта, чувствуют ли они рост цен и как это отражается на их покупательной способности.

Путем анкетирования (анкета представлена в приложении 3) были получены следующие результаты. По поводу ведения собственного бюджета, мнения разделились – равное количество учащихся ответило положительно и отрицательно на вопрос об отслеживании своих денежных средств. Большинство респондентов отметили, что в основном карманные деньги они получают ежедневно и тратят преимущественно на обеды в столовой и развлечения.

Далее на вопрос о составе личного бюджета и покупательной способности на примере обедов в школьной столовой (по сравнению с прошлым годом) в ответах опрошенных наблюдается следующая ситуация: в то время как номинальное количество их денежных средств увеличилось, купить на эти деньги они могут сравнительно меньше.

Таким образом, на основе данных результатов можно сделать вывод, что даже обычные школьники способны ощущать влияние роста цен на их платежеспособность.

Аналогично, можно обратиться к социологическим данным на более широкой выборке. Так, агентство “инФОМ” проводит регулярный мониторинг по заказу ЦБ с целью выявить оценки населения относительно наблюдаемого и ожидаемого роста цен. Согласно отчетам ЦБ, уровень наблюдаемой населением инфляции остается заметно выше официального индекса потребительских цен:14,8% против 5,4% за декабрь 2016. Вместе с тем, можно заметить, что

ожидаемая инфляция, по мнению респондентов, остается на уровне 13-15% . При этом все же стоит отметить нисходящий тренд в динамике обоих показателей4.

Заключение

Мною было проведено целое исследование по выявлению причин недоверия народа к официальному показателю инфляции. Вместе с теоретическими основами, я также провела собственные расчеты и анкетирование, которые подвели меня к следующим выводам:

Подтвердилась моя гипотеза о том, что уровень реально ощущаемой инфляции для разных категорий граждан по уровню дохода различен и может не совпадать с официально публикуемым единым показателем;

Около 45% всего населения страны не может обеспечить себя и свои семьи реальной полноценной корзиной (см. таблицу по доходам);

Имея постоянное место работы (как правило, это бюджетные организации), которое, однако, не обеспечивает достойный уровень жизни, людям приходится искать дополнительные источники заработка, что накладывает эмоциональный отпечаток и явно не способствует формированию доверия к официальным «цифрам» Центрального Банка.

Теперь можно объяснить ту ситуацию, о которой говорила Эльвира Набиуллина: люди не то, чтобы не верят в низкую инфляцию, они просто ее не чувствуют ввиду того, что каждый имеет свой доход, который может быть недостаточен даже для обеспечения себя полной потребительской корзиной, утвержденной в 2013 году. Поэтому, в таком случае, минимальное изменение цен на рынке приводит к тому, что для человека с низким доходом реально ощущаемая инфляция является выше единого благополучного показателя нормальной инфляции.

Таким образом, цель мною достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.

Список источников информации

http:/www.gks.ru/

http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/inflyaciya.html

Мониторинг НИУ ВШЭ «Население России в 2017 году: доходы, расходы и социальное самочувствие»

https://utmagazine.ru/posts/7030-inflyaciya

http://bs-life.ru/makroekonomika/potrebitelskaya-korzina2013.html

https://www.kakprosto.ru/kak-28363-kak-rasschitat-uroven-inflyacii#ixzz51snguFKA

Приложение 1

Пример расчета потребительской корзины за 2016 год

Продовольственные товары

Наименование

Затраты (в среднем на одного человека в год), руб

Трудоспособное население

пенсионеры

дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)

17206,5

13357,1

10419,1

Картофель

2033,1

1620

1784

Овощи и бахчевые

4496,9

3845,5

4414,5

Фрукты свежие

8515,2

6386,4

16760,7

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

1160,9

1034,1

1063,4

Мясопродукты

69761,5

64285,4

52380,7

Рыбопродукты

11731,9

10146,5

11795,3

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко

14917,6

13261,2

18554,4

Яйца

1347,5

1283,4

1289,8

Масло растительное, маргарин и другие жиры

5248,4

4771,3

2385,6

Прочие продукты (соль, чай, специи)

3720

3188,6

2733

Всего

140139,5

123179,5

123580,5

Непродовольственные товары

Наименование

Затраты (в среднем на одного человека), руб

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Верхняя пальтовая группа

2870,2

2507,3

8389,9

Верхняя костюмно-платьевая группа

16005,5

13444,6

13524,6

Белье

2250

2068

3666

Чулочно-носочные изделия

837,2

352,5

772,8

Головные уборы и галантерейные изделия

1600

1142

2285

Обувь

12187,5

11142,8

25277,7

Школьно-письменные товары

2100

2100

18900

Постельное белье

3000

3000

3000

Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения

476

476

476

Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства

4132,6

5434,9

9155,04

Всего

45459

41668,1

85447,04

Услуги

Наименование

Затраты (в среднем на одного человека), руб

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Жилье

466,5

466,5

466,5

Центральное отопление

11630,3

11630,3

11630,3

Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение

49575,7

49575,7

49575,7

Газоснабжение

818,8

818,8

818,8

Электроэнергия

2154,1

2154,1

2154,1

Транспортные услуги

13017,5

3154,5

8327,8

Услуги культуры

3883,1

3389,9

3648,6

Другие виды услуг

12231,9

10678,5

11493,3

Всего

93777,9

81868,3

88115,1

Приложение 2

Стратегии адаптации российского населения к новым экономическим условиям

Приложение 3

Анкета для учащихся 10 класса

Ведешь ли ты учет своего бюджета?

Да

Нет

Другое___________________________________________________________

Как часто тебе дают карманные деньги? (Раз в неделю, каждый день или др.)

________________________________________________________________

На что обычно тратишь карманные деньги? (Обеды в столовой, развлечения или др.)

________________________________________________________________

Больше или меньше по сравнению с прошлым годом тебе дают родители карманных денег?

________________________________________________________________

Больше или меньше по сравнению с прошлым годом можешь ты купить на эти деньги, например, в школьной столовой?

________________________________________________________________

Результаты анкетирования учащихся

1 Источник: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/inflyaciya.html

2 Источник: http://bs-life.ru/makroekonomika/potrebitelskaya-korzina2013.html

3 Источник: Мониторинг НИУ ВШЭ «Население России в 2017 году: доходы, расходы и социальное самочувствие».

4 Источник данных: ООО «инФОМ»; опрос по выборке, репрезентирующей население РФ от 18 лет и старше, каждый опрос: 2000 респондентов. Метод: личное интервью по месту жительства. География: 105 населенных пунктов в 55 регионах РФ. Статистическая погрешность: 3,3%.

Просмотров работы: 90