ВВЕДЕНИЕ
Инфляция является одним из важных вопросов в современной экономике, с успешным решением, которого напрямую связано процветание, как отдельных государств, так и всего мира в целом.
Инфляция препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики. Обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту.
Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует её вытеснению, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.
Для того чтобы управлять инфляцией, сдерживать её в умеренных границах, проводить системную антиинфляционную политику с предсказуемыми и просчитанными последствиями, необходимо хорошо представлять себе её сущность, механизмы и факторы, приводящие эти механизмы в действие.
Для того чтобы экономика не переживала инфляционных кризисов:
Вся прогрессивная экономическая мысль человечества, положила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была, т. к. появились новые и более сложные ее формы.
В наше время, когда гласность и доступность информации упрочили свое положение в обществе, казалось бы, широкие слои населения должны знать об инфляции достаточно глубоко. Но при всем обилии информации на эту тему, население знает о ней слишком поверхностно.
Что такое «инфляция», виды, причины её возникновения и другие вопросы я постараюсь проанализировать в своей работе.
«Инфляция – чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее их обесценение», – так описывает этот термин толкователь русского языка С.И. Ожегов.
Словарь «Язык рынка» дает следующее определение: «Инфляция – процесс переполнения каналов денежного обращения, выраженный в обесценении денег, росте цен на товары и услуги и снижении реального жизненного уровня трудящихся.
Словарь банковско-биржевой лексики определяет инфляцию как «чрезмерную экспансию денежной массы, сопровождаемую ростом цен и сокращением спроса.
Суммируя все эти определения, можно сказать, что инфляция – это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванном избытком денежной массы в обращении.
Эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). Очевидно, что в таком случае субъекты хозяйственных отношений постараются по возможности избавиться от возникших избытков денег, увеличивая свои расходы и уменьшая денежные сбережения. Это вызовет расширение спроса, повышение цен и снижение покупательной способности денег – отрицательные последствия неверной денежной политики государства, чреватые значительными экономическими и социальными потрясениями.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Виды инфляции
Существует несколько видов инфляции.
В зависимости от темпа роста цен
3.Гиперинфляция – сверхвысокий, ничем не стеснённый рост цен (до 1000% в год)
Из всех видов инфляции наиболее губительной для экономики является гиперинфляция, где роль денег сильно снижается, население переходит на другие формы расчета. Появляются параллельные валюты, в том числе иностранные, а также квазиденьги (талоны, карточки и т.п.).
От гиперинфляции в первую очередь страдают население, имеющее фиксированные доходы, вкладчики-кредиторы и предприниматели.
В зависимости от характера протекания.
1.Открытая – отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги .Характерна для рыночной экономики .
2.Скрытая (подавленная) – возникает при неизмененных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов на селения, что проявляется в дефиците товаров. Характерна для централизованной экономики.
Подавленная инфляция отличается тем, что она возникает в условиях жесткого регулирования цен и доходов. Подавленная инфляция проявляется не в росте цен, а в обострении товарного дефицита.
В зависимости от ее распространения:
С точки зрения макроэкономического анализа инфляция бывает:
Так же инфляцию рассматривают по степени предсказуемости.
В этом случаи выделяют два вида инфляции: ожидаемую и неожидаемую.
В такой ситуации, если и экономике уже существовали инфляционные ожидания, население, опасаясь дальнейшего обесценения своих доходов, резко увеличивает расходы на приобретение товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономке, искажает реальную картину.
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой - особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
1.2. Методы измерения инфляции
Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.
Индексы - это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду.
Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100.
Существует несколько индексов цен.
Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен, который рассчитывается по отношению к базовому периоду.
В России Федеральная служба государственной статистики публикует официальные индексы потребительских цен которые характеризуют уровень инфляции. Кроме того, эти индексы используются как поправочные коэффициенты, например, при расчёте размера компенсаций, ущерба и тому подобное. Если изменить методику расчёта, то при тех же изменениях цен на потребительском рынке результаты могут существенно отличаться от официальных. В то же время эти неофициальные результаты не могут учитываться в реальной практике; например, на них нельзя сослаться в суде. Наиболее спорным моментом является состав потребительской корзины, как по наполненности, так и по изменяемости. Корзина может ориентироваться на реальную структуру потребления. Тогда со временем она должна меняться. Но любое изменение в составе корзины делает несопоставимыми предыдущие данные с текущими. Индекс инфляции искажается. С другой стороны, если не менять корзину, через некоторое время она перестанет соответствовать реальной структуре потребления. Она будет давать сопоставимые результаты, но не будет соответствовать реальным затратам и не будет отражать их реальную динамику.
Индекс розничных цен набора из 25 важнейших видов продуктов питания;
индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение;
индекс стоимости жизни - показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения).
Выделяют и другие, менее известные индексы цен:
индекс оптовых цен производителя;
дефлятор валового национального продукта (ВНП), т. е. отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен).
В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения).
Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.
1.3 Функции инфляции
Под функциями инфляции понимают положительные социально-экономические последствия инфляции.
Инфляция выполняет две основные функции:
– стимулирующую;
– эволюционную.
Под стимулирующей функцией подразумевается, что ожидание некоторого роста цен в будущем побуждает потребителей приобретать товары сегодня.
Соответственно, состояние экономики начинает стремиться к кризису, поскольку происходит рост запасов готовой продукции на складах, и, как следствие, снижение производства вплоть до полной его остановки.
Под эволюционной функцией понимается тот факт, что инфляция служит фактором «естественного отбора». В условиях инфляционного развития экономики разоряются слабые предприятия, которые не способны выжить в жестких условиях и, таким образом, в национальной экономике остаются функционировать только самые сильные и эффективные предприятия.
Все остальные функции являются социально-экономическими последствиями инфляции.
1.4 Причины инфляции
В экономической науке различают следующие причины инфляции:
В ходе особо сильных инфляций, как например, в России во время Гражданской войны, или Германии 1920-х гг. денежное обращение может вообще уступить место натуральному обмену.
1.5 Борьба с инфляцией
А) Антиинфляционная политика
Антиинфляционная политика – это комплекс мероприятий, экономических и административных механизмов, которые помогают бороться с инфляцией.
Антиинфляционное регулирование, в основном, использует следующие методы: дефляционная политика, политика доходов и политика валютного курса.
Б) Дефляционная политика
Этот пакет мер направлен на установление контроля над ростом цен и оплаты труда. Политика доходов направлена на нормализацию роста производственных издержек. Главная ее цель – стабильность цен на товары, услуги и труд. К мерам воздействия политики доходов относят:
Главный инструмент сдерживания инфляции, который применяют страны, зависящие от экспорта. Его цель – стабилизировать курс национальной валюты, и вернуть доверие игроков на финансовом рынке. Фиксация курса на определенном уровне или установление определенного коридора курсов обмена позволяет ограничить падения курса национальной валюты по отношению к зарубежным.
Б) Институциональные меры
Институциональные методы антиинфляционной политики – это меры по созданию внутри страны комфортных условий для естественного роста экономической активности. Чем лучше работают рыночные механизмы, тем проще новому бизнесу выходить на рынок, создавать предложение и рабочие места. А увеличение предложения способствует замедлению или остановке роста цен. Чем либеральнее механизмы государственного регулирования экономики, тем эффективнее невидимая рука рынка наводит порядок в распределении местных ресурсов.
Денежная реформа – это вывод из обращения старых, обесцененных денег и ввод новой валюты, стабильность которой на первых порах поддерживается государством и обеспечивается малым ее объемом. Работают такие жесткие меры только в комбинации с другими проявлениями антиинфляционной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
Отрицательные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государства периодически проводить денежные реформы – преобразования в сфере денежного обращения для упорядочения и укрепления денежной системы. Они осуществляются различными методами в зависимости от цели, экономической и политической ситуации в стране, темпа инфляции, степени обесценения денег под влиянием инфляционных и иных факторов, соотношения сил между ведущими экономическими субъектами рыночной экономики, политики государства и ее теоретической основы, компетенции денежных властей.
Как свидетельствует мировой опыт, для управления инфляционным процессом необходимо разумное сочетание комплекса рыночных и государственных методов.
Инфляция в России должна стать регулируемым процессом. Это один из факторов социально-экономической стабилизации страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ