Актуальные проблемы малого бизнеса на селе

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Актуальные проблемы малого бизнеса на селе

Людофа  Д.Б. 1
1МОУ "ЮАСОШ", 8 класс
Батуева Б.С. 1
1МОУ "Южно-Аргалейская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Основная проблема, которая будет рассмотрена в данном исследовании, – это неполное раскрытие предпринимательского потенциала селян, в том числе в силу недостаточной направленности специальных программ на развитие у жителей села предпринимательских качеств, а также деятельности институтов поддержки малого бизнеса – на содействие молодежному предпринимательству.

Данная проблема характерна, в том числе, для крупных российских городов, где сосредоточен значительный потенциал образовательных учреждений и имеется достаточно развитая сеть государственных и негосударственных организаций, призванных способствовать развитию предпринимательства, так и для малых сел, где нет доходных предприятий, рабочих мест.

Основной гипотезой работы является необходимость развития малого бизнеса сельских школьников и повышения конкурентоспособности, его государственная поддержка.

Цель работы: исследовать состояние и перспективы развития малого бизнеса в селе Южный Аргалей.

Задачи:

Изучить теоретический материал по теме;

Исследовать проблемы становления и развития малого бизнеса школьников и взрослых в Южном Аргалее;

Рассмотреть пути и решения проблем развития малого бизнеса.

На примере своего села Южный Аргалей мы исследовали, в каких условиях развиваются предприятия малого бизнеса, с какими проблемами сталкиваются предприниматели. В рамках этого исследования мы выделили несколько ключевых направлений: отношение к малому бизнесу школьников; отношение к предпринимательству родителей старшеклассников. Такой метод, на наш взгляд, даёт более достоверное представление об отношении общества к предпринимательству как социальному явлению и помогает выяснить степень понимания его роли и значения. На основе этого мы провели сравнительный анализ.

Перспективы развития предпринимательства взрослых и школьников

нами рассмотрены в нескольких аспектах: экономические возможности региона, профессия бизнесмена глазами старшеклассников, численность предпринимательского класса и количество способов для индивидуального и семейного бизнеса.

Используя социологический опрос, мы также обозначили морально-этическую сторону предпринимательской деятельности. Ведь ни для кого не секрет, что в обывательском представлении нередко «бизнесмен» - это хапуга, вор, обманщик. Кроме этого, морально-этический аспект предпринимательства отражают вопросы о том, что является приоритетной целью: прибыль или интересы потребителей, может ли предприниматель пойти на нарушение этических норм ради прибыли.

В работе также проведен сравнительный анализ отношения представителей старшего поколения и молодежи к проблемам и перспективам развития малого бизнеса детей в нашем селе. В ходе опроса также были предложены вопросы на определение степени удовлетворенности предпринимателей своей деятельностью.

В исследовании мы проанализировали статистический материал, отражающий главные направления развития малого бизнеса в селе Южный Аргалей. Это помогло составить объективную картину нынешнего положения дел в этой сфере.

Исследовав развитие малого бизнеса в селе Южный Аргалей можно сделать выводы:

Мы сделали вывод, что благодаря активности населения и выгодному географическому расположению села малый бизнес сельского поселения имеет достаточно хорошие перспективы для развития.

Работая над темой своего доклада, мы использовали несколько источников:

Интернет - ресурсы

2. Крутик А.Б., Горенбургов М.А. «Малое предпринимательство и бизнес -

коммуникации». Изд. «Бизнес-пресса» г.1998

    Мониторинг социально экономического положения Забайкальского края.

Глава 1. Теоретическая часть

Что такое малый бизнес?

Малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Согласно принятому в 2007 году Государственной Думой РФ закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» микропредприятиями признаются компании, с количеством сотрудников не более 15 человек. Малые предприятия – организации с количеством сотрудников от 16 до 100 человек. Компании с количеством работающих граждан от 101 до 250 уже считаются представителями среднего бизнеса. Таким образом, малый бизнес включает в себя все компании, занимающиеся предпринимательством со штатом работников до 100 человек. Это могут быть и юридические лица и индивидуальные предприниматели. [2]

Почему выгодно зарегистрироваться в качестве субъекта малого предпринимательства? Прежде всего, существуют законопроекты, направленные на поддержку развития малых и средних предприятий в области инновационных технологий. Кредитование малого бизнеса предусматривается рамками государственных программ содействия малому предпринимательству. [4]

Существуют определенные критерии, по которым то или иное предприятие можно отнести к малому бизнесу. Они обозначены в Федеральном законе 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Роль малого бизнеса для государства

Малый бизнес – важный сектор экономики.

Предприятия малого бизнеса более устойчивы к внешним изменениям. Малый бизнес демонстрирует свою гибкость, «живучесть», укрепляя и поддерживая рыночную экономику.

Малый бизнес - один из основных источников налоговых поступлений.

Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц.

Малый бизнес способствует развитию инновационных технологий. Малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства.

Социально-экономическая роль малого бизнесаМалый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге уменьшается безработица. [1]

Развитие малого бизнеса в мире.

На Западемалый бизнес и для власти и для населения является делом исключительно позитивным, мало того, в этих развитых странах существует самый настоящий культ малого предпринимателя. Не случайно 98%-99% американского, европейского бизнеса относится к категории «малого» и «среднего». А в Великобритании более 80% составляют небольшие компании, в которых трудятся менее 50 человек

Доля малого бизнеса в экономике ведущих стран мира: практически нет таких сфер, которые могли бы обойтись без его продукции и услуг.Так почему же малый бизнес так популярен в западных странах, какими преимуществами он обладает перед другими видами предпринимательства? Эксперты Академии Masterforex-V назвали некоторые из причин:

Создание новых рабочих мест.

Эффективность малых фирм.

Прибыльность.

Особое отношение к труду

Большая конкурентоспособность.

Мобильность.

Глубокая специализация и востребованность

Сравнительно быстро окупается.

Качество продукции и услуг.

Большое начинается с малого. Достаточно напомнить, сколько их, сегодня всемирно известных монстров современной экономики, начиналось с малого бизнеса. Самый яркий пример – «Макдональдс», выросший из дешёвой закусочной братьев Макдональдс, позволившей клиенту перекусить, не выходя из машины. [1]

В Российской Федерации, так же как и в остальных странах мира, малый бизнес является очень важным элементом экономики, который обеспечивает активный рост объемов производства, занятость и доходы населения, способствуя тем самым политической, экономической и социальной стабильности. Поэтому выделяют экономическую, социальную и политическую роли малого предпринимательства в экономике.

Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в последнее время стало не только экономической, но и политической задачей. Современные темпы развития экономики России определяют необходимость наращивания экономического потенциала, перехода на инновационный путь развития экономики. Существенная роль в этих процессах отводится малому предпринимательству, как важнейшему инструменту реализации инноваций в бизнесе, фактору, позволяющему решать как экономические, так и социальные задачи, в том числе способствовать формированию конкурентной среды, насыщать рынок товарами и услугами, обеспечивать занятость, увеличивать налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

В Забайкальском крае 11 ноября 2017 года насчитывалось 25 613 малых и средних предприятий. Любопытно отметить, что население Забайкальского края составляет примерно 0,7% от населения РФ, а количество забайкальских малых и средних предприятий – 0,44% от общего количества российских малых и средних предприятий. Как видим, соотношение количества субъектов малого и среднего бизнеса на душу населения в Забайкальском крае отстаёт от всероссийских показателей. Кроме того, количество субъектов малого и среднего бизнеса в Забайкалье с 2016 по 2017 года уменьшилось по всем категориям.

Однако важно уточнить, что в России, и в частности в Забайкалье, высоко число предпринимателей, работающих без государственной регистрации и соответственно не попадающих в официальную статистику.

В Забайкалье действует значительное число государственных — федеральных и региональных — и муниципальных программ, направленных на стимулирование предпринимательской деятельности. На уровне Забайкальского края существует программа «Экономическое развитие», рассчитанная на 2014—2020 годы. Она включает подпрограммы «Стимулирование инвестиционной деятельности в Забайкальском крае» и «Развитие малого и среднего предпринимательства». Существует муниципальная поддержка, которая предназначена для возмещения затрат, возникающих в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии субъектам предпринимательства предоставляются по результатам конкурсного отбора на безвозмездной основе.

В России ещё много предстоит сделать для создания сильного и эффективного малого и среднего бизнеса. Ещё более тяжелая ситуация в Забайкальском крае, где развитие малого и среднего бизнеса ниже по среднероссийским показателям. 2016 год отметился спадом для малого и среднего предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях, при этом, если в краевой столице в 2017 году наметилось восстановление позиций, то на краевом уровне продолжается болезненный спад. [1]

В крае создана и функционирует региональная инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. В ее состав входят 12 государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционный фонд развития, 2 бизнес-инкубатора, 3 лизинговых компании, 2 гарантийных фонда, 77 кредитных кооперативов (действующих преимущественно в сфере сельского малого бизнеса). Деятельность данных структур охватывает основной круг потребностей малого и среднего предпринимательства края и оказывает безусловную помощь в его развитии. Так, например, целью программы «Бизнес-инкубатор» является оказание имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства путем предоставления субъектам малого предпринимательства на льготных условиях нежилых помещений бизнес-инкубаторов и комплекса услуг на безвозмездной основе.

Глава 2. Практическая часть.

Развитие малого бизнеса является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов местного самоуправления в рамках решения вопросов социально- экономического развития территории поселения и смягчения социальных проблем. Но у нас, в сельском поселении «Южный Аргалей» на это направление не уделяется должное внимание, хотя оно обеспечивало бы решение ряда важных задач, таких, как насыщение

потребительского рынка товарами и услугами, формирование конкурентной среды,

стабильность налоговых поступлений в местный бюджет, содействие трудоустройству сельского населения.

Одной из основных преград на пути развития бизнеса на селе является меньший доход, по сравнению с городом, а также довольно низкая скорость развития. Как зарабатывать деньги в селе? Какие есть сильные преимущества у сел и деревень, которые можно выгодно использовать сельским предпринимателям?

Южный Аргалей - небольшое село Агинского района, расположенное в очень удобном месте: в 18 км от окружного центра, рядом с федеральной трассой «Чита-п.Забайкальский - КНР».

Численность населения села составляет 850 человек. Некогда развитый колхоз в 90-е годы развалился. На сегодняшний день в СПК им. Калинина рабочих мест – 26, бюджетных работников в сельском поселении – 97. На территории СП «Южный Аргалей» зарегистрированы 38 субъектов малого предпринимательства, из которых 15 представителей сельскохозяйственной отрасли, 3 индивидуальных предпринимателя занимаются розничной торговлей (содержат магазины). Среди наиболее динамично развивающихся предприятий торговли можно выделить магазин « У Андреевича» ИП Хандаковой Ц.С. 16 предпринимателей занимаются торговлей лесом, дровами, минеральными удобрениями. 4 предпринимателя - частные извозчики.

В селе существует традиционно уже сложившаяся и наиболее популярная возможность селян заработать денег - сбор и продажа лесных ягод. Это идеальный вариант собственного дела для жителей сельской местности. По сути, данный вид деятельности является одним из видов сельскохозяйственного бизнеса. У нас в округе всем известен малый бизнес населения села Южный Аргалей. Бизнес на сборе продаже лесных ягод начался в 90-е годы, когда месяцами не получали заработную плату, тяжело было с продуктами, трудно было собирать детей к началу учебного года. Вот тогда и взрослые, и дети начали собирать и продавать ягоду на федеральной трассе. См. Приложение 1.

Чтобы добиться устойчивого роста продаж ягод селяне изучили свой рынок, точнее людей, которые покупают наш товар. Необходимо было держать под контролем круг наших потребителей, ведь от этого зависело успех бизнеса. Мы, конечно, заинтересованы в тех потребителях, которые купят товар по цене, обеспечивающей получение прибыли в достаточном объеме и на протяжении длительного периода времени с тем, чтобы наш бизнес смог существовать и развиваться. Значит, наша первая задача - определить свой целевой рынок.

Поиск целевого рынка начинается с организации и проведения маркетингового

исследования.

Но данный вид бизнеса является нелегальным, так как это незарегистрированный доход и соответственно нет от этой прибыли выгоды для сельского поселения. Бизнес на сборе и продаже ягод на дороге не всегда безопасен как для детей, так и для взрослых.

При проведении исследования мы выяснили, что и школьники и взрослое население достаточно безграмотны в вопросах ведения бизнеса. Большая часть населения села не знают ничего о целевых программах по поддержке малого бизнеса.

В наше время рыночных отношений молодые люди стремятся, как можно раньше начать зарабатывать. Поэтому неудивительно, что труд подростков в различных организациях стал обыденным явлением.

У нас в селеЮжный Аргалей организована школьная экспериментальная площадка по Агробизнесу. Как только начинается уборка картофеля, так и начинается заработок школьников. Ведь кто сажает много картофеля, не может справиться сам и поэтому предлагают школьникам подзаработать. Этот бизнес начался с 2000 года, когда после тяжелых 90-х годов население села постепенно начало укреплять, расширять домашнее подсобное хозяйство. В связи с этим нужны стали дополнительные рабочие руки на сезонные работы. Здесь и понадобились платные услуги школьников-старшеклассников. Те классы, в которых много учащихся, имеют хороший заработок. Конечно, для того чтобы иметь много клиентов, надо было добросовестно и качественно работать. Некоторые классы имели постоянных клиентов и из года в год могли возможность хорошо заработать.

Вот, к примеру, развитие начального этапа бизнеса выпускников 2015 года Южно-Аргалейской средней школы. См. Приложение 2

Заключение

Мы сделали вывод, что благодаря активности населения и выгодному географическому расположению села малый бизнес сельского поселения имеет достаточно хорошие перспективы для развития.

Проанализировав состояние малого бизнеса, проведя опрос жителей села, изучив опыт развития малого бизнеса в других регионах, проконсультировавшись с опытными предпринимателями села, мы выявили факторы, мешающие дальнейшему развитию предпринимательства – это 1.Недостаточная бизнес-грамотность населения, например – незнание преимуществ ведения «легального» малого бизнеса, неосведомленность населения о действующих федеральных и региональных организациях поддержки малого

2. ведение Агробизнеса (выращивание и продажа рассад, овощных культур, ягод, переработка сельскохозяйственных продуктов);

3. изготовление ремесленных изделий из дерева и камней;

4.заготовка леса, дров;

5.продажа минеральных удобрений (навоза).

II. Создать новую инфраструктуру для поддержки малого бизнеса на селе:

Обучение азам бизнеса

Тренинги

Помощь в получении кредита

Бизнес-ликбез

Офисные услуги

Предоставление Интернета

Поиск нужной информации

Предоставление офиса на час

Увеличение членов кооператива

Предоставление кредита для СМП на ведение бизнеса

Моделирование

бизнеса

Первые шаги

Бизнеса 10

Улучшить условия для развития малого бизнеса на селе.

Обустроить придорожный рынок

Обеспечить охрану, безопасность для данного рынка (дежурство, видеонаблюдение).

Создание придорожных летних кафе

Протянуть в кафе Интернет, Wi-Fi-доступ.

Обустроить теплицы и пришкольный участок для ведения Агробизнеса

- подключить обогрев за счет альтернативных источников энергии (солнечных батарей, энергии ветра и пр.),

- сделать капельное орошение, авто – полив.

Литература

1. Интернет - ресурсы.

2. Крутик А.Б., Горенбургов М.А. «Малое предпринимательство и бизнес -коммуникации». Изд. «Бизнес-пресса» г.1998

3. Кравченко А.И. «Обществознание». Изд. «Русское слово» г. 2003

4.Липсиц И.В.«Экономика». Изд. «Вита-пресс» г.2007

5. Мониторинг социально экономического положения Забайкальского края.

6. Симоненко В.Д. «Основы предпринимательства». Изд. «Вита-пресс» г. 2006

Приложение 1. Анализ семейного бизнеса на сборе и продаже ягод.

Семья Содномовых состоит из 8 человек. Двое взрослых, четверо школьников и два дошкольника.

Заработали на продаже земляники: около 300 литров- 147000руб.

Семья Балдандашиевых состоит из 5 человек. Двое взрослых, один студент и двое школьников.

Земляника: 50литров- 25000руб.

Голубика: 200литров- 20000руб

Брусника: 20литров- 4000руб.

Итого:49000руб.

Моя семья Батоевых состоит из 5 человек. Двое взрослых, старшая сестра работает, вторая сестра – студентка и одна школьница.

Земляника:35литров- 16000руб.

Голубика:30литров- 5000руб.

Брусника:15литров- 3000руб.

Итого:24000руб.

1

2

Приложение 2.

Анализ бизнеса школьников на уборке картофеля

3

4

5

6

Приложение 3. Ответы респондентов на вопросы анкеты

1. Как бы Вы могли описать материальное положение Вашей семьи за последний месяц?

Варианты ответов

Количество ответов

% от общего количества респондентов

Нам не хватает денег даже на еду

1

3%

Нам хватает денег на еду, но покупка одежды - проблема

3

8,5%

Нам хватает денег на еду и одежду, но не на холодильник

7

20%

Хватает денег на покупку бытовой техники, кроме машины

17

48,5%

Мы не испытываем финансовых затруднений

7

20%

Всего

35

100,0

2.В целом, как Вы относитесь к людям, которые занимаются предпринимательской деятельностью?

Варианты ответов

Количество ответов

% от общего количества респондентов

Положительно

21

60%

Нейтрально

6

17%

Отрицательно

8

23%

Всего

35

100,0

3.Знакомы ли Вы с людьми, у которых есть свой бизнес (возможен более чем 1 вариант ответа)?

Варианты ответов

Количество ответов

% от общего количества респондентов

Да, это один из членов моей семьи

3

8%

Да, это один из моих друзей (знакомых)

16

46%

Да, я сам предприниматель

7

20%

Нет, я не знаком с такими людьми

9

26%

Примечание: на этот вопрос было получено 35 ответов из 35 анкет

4.Планируете ли Вы сами в будущем организовать (продолжить) свой бизнес?

Варианты ответов

Количество ответов

% от общего количества респондентов

Да

25

72

Нет

6

17

Затрудняюсь ответить

4

11

Всего

35

100,0

5.Согласны ли Вы со следующим утверждением: «Я уже сейчас обладаю необходимыми знаниями и навыками для того, чтобы заняться предпринимательской деятельностью (малым бизнесом)»

8

Варианты ответов

Количество ответов

% от общего количества респондентов

Согласен

2

5,7

Не согласен

28

80

Частично согласен

2

5,7

Не знаю

3

8,5

Всего

35

100,0

6.Часто говорят: «Он обладает предпринимательскими способностями». Как Вы считаете, что в таком случае понимают под «предпринимательскими способностями»?

Открытый вопрос: респонденты давали свои варианты ответов

7.Сейчас Вы учитесь, получаете образование. Считаете ли Вы, что получаемое Вами образование улучшает следующие Ваши качества:

Качества

Получаемое Вами образование улучшает Ваши качества

Всего

Да, улучшает

Скорее улучшает

Скорее не улучшает

Нет, не улучшает

Работа в команде

количество

8

11

12

4

35

%

23

31

34

12

100,0

Креативность

количество

12

14

5

4

35

%

       

100,0

Ответственность

Количество

19

10

4

2

35

%

       

100,0

Коммуникабельность

Количество

18

12

3

2

35

%

       

100,0

Оргнизаторские способности

количество

14

11

7

3

35

%

       

100,0

Умение находить информацию, анализировать ее и на этой основе принимать решения

количество

17

14

3

1

35

%

       

100,0

8. Нужно ли получать высшее образование человеку, который решил стать малым предпринимателем?

Варианты ответов

Количество ответов

% от общего количества респондентов

Да, нужно

18

51

Нет, не нужно

7

20

Не обязательно

6

17

Не знаю

4

11

Всего

35

100,0

9.По Вашему мнению, какими качествами обладает российский предприниматель, работающий в сфере малого бизнеса? (выберите не более 3-х вариантов ответа из списка или предложите свой вариант)

Варианты ответа

Количество ответов

% от числа респондентов

Лидерские качества, активность

21

12,5

Умение договариваться, вести переговоры

29

17

Смекалка, изобретательность

24

14

Трудолюбие, целеустремленность

18

10

Склонность к риску, авантюризм

9

5,3

Умение установить связи с «нужными людьми», дать взятку

8

4,7

Образованность, профессионализм

18

10,7

Расчетливость, экономность

15

8,9

Нечестность, способность действовать в обход закона

5

2,9

Честность, порядочность, законопослушность

16

9,5

Другое

5

2,9

Примечание: количество ответов превышает 35, т.к. респонденты в ходе опроса могли давать несколько вариантов ответа на этот вопрос

10.В Вашем понимании, чем занимается малый предприниматель, на что направлена его деятельность? (выберите не более 3-х вариантов ответа из списка или предложите свой вариант ответа)

Варианты ответов

Количество ответов

% от общего количества респондентов

Зарабатывание денег, извлечение прибыли

23

66

Управление компанией, организация

16

46

Удовлетворение потребностей потребителя

9

26

Внедрение инноваций, реализация оригинальных идей

9

26

Перепродажа товара по более высокой цене

21

60

Изготовление, выпуск конкретной продукции

13

37

Другое

6

17

Примечание: количество ответов превышает 35, т.к. респонденты в ходе опроса могли давать несколько вариантов ответа на этот вопрос

10

11.Представьте себе успешного предпринимателя, занятого в сфере малого бизнеса. Этот человек: (выберите не более 3-х вариантов ответа из списка или предложите свой вариант ответа)

Варианты ответов

Количество ответов

% от общего количества респондентов

Профессионал в своей сфере

35

100

Много лет ведет свой прибыльный бизнес

27

77

Богатый, материально обеспеченный

28

80

Воплотил в жизнь свою мечту

19

54

Смог обойти всех своих конкурентов

26

74

Думает не только о себе, но и помогает

11

31

Другое

   

Примечание: количество ответов превышает 35, т.к. респонденты в ходе опроса могли давать несколько вариантов ответа на этот вопрос

12.По вашему мнению, что необходимо малому предпринимателю для достижения успеха в бизнесе? (выберите не более 3-х вариантов ответа из списка или предложите свой вариант ответа)

Варианты ответов

Количество ответов

% от общего количества респондентов

Обладать предпринимательской хваткой, лидерскими качествами

29

83

Много работать, быть целеустремленным

25

71

Иметь стартовый капитал

21

60

Иметь оригинальную идею

12

34

Иметь обширные связи

17

49

Быть удачливым, везучим

29

83

Иметь хорошее образование

15

43

Иметь поддержку со стороны властей и организаций, содействующих развитию малого бизнеса

9

26

Иметь большой профессиональный опыт

16

46

Другое

   

Примечание: количество ответов превышает 35, т.к. респонденты в ходе опроса могли давать несколько вариантов ответа на этот вопрос

13.В Аргалее человек, который организовал свой малый бизнес и успешно им занимается, пользуется уважением в обществе

Варианты ответов

Количество ответов

% от общего количества респондентов

Да

17

49

Нет

5

14

Затрудняюсь ответить

13

37

Всего

35

100,0

11

14.Большинство школьников в Аргалее рассматривает малое предпринимательство как желательный выбор карьеры

Варианты ответов

Количество ответов

% от общего количества респондентов

Да

19

54

Нет

11

31

Затрудняюсь ответить

5

15

Всего

35

100,0

15.Вас волнует только сиюминутная выгода, вы не заботитесь о качестве продукции или оказываемых услуг

Варианты ответов

Количество ответов

% от общего количества респондентов

Да

7

20

Нет

25

71

Затрудняюсь ответить

3

9

Всего

35

100

16.Малые предприниматели заботятся только об улучшении собственного благосостояния и не приносят пользы обществу

Варианты ответов

Количество ответов

% от общего количества респондентов

Да

15

42

Нет

17

49

Затрудняюсь ответить

3

9

Всего

35

100,0

17. Большинство малых предпринимателей не соблюдают законов, уклоняются от уплаты налогов

Варианты ответов

Количество ответов

% от общего количества респондентов

Да

12

34

Нет

21

60

Затрудняюсь ответить

2

6

Всего

35

100,0

Просмотров работы: 921