Неземная орхидея

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Неземная орхидея

Яшкина В.Ю. 1
1МБОУ "СОШ №1" г.Калуга
Горленкова Л.И. 1
1МБОУ "СОШ №1" г.Калуга
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

1.1. Обоснование

У моей бабушки скоро будет день рождения, а я ещё не приготовила ей подарок! Что ей подарить? Одно я знаю точно, что подарок, выполненный своими руками в два раза приятней.

В России с давних времён женщины украшают свою одежду и свой дом. Именно поэтому темой своей исследовательской работы я выбрала выполнение изделия в технике плетение бисером. Мой подарок должен обязательно порадовать бабушку.

Творческое название: «Неземная орхидея».

Предполагаемый продукт проекта: «Неземная орхидея» в подарок.

Проблема: недостаток общения старшего поколения с младшим поколением.

Идея: объединение взрослых и детей через совместную деятельность.

Цель: разработать и изготовить изделие в французской технике.

Задачи:- изучить историю плетения бисером;

-заинтересовать взрослых и детей этим видом рукоделия;

-сделать подарок любимому человеку;

-сделать выводы, подвести итоги исследования.

Объект исследования - занятие рукоделием.

Предмет- плетение бисером.

Гипотеза- если найти общее интересное дело, например, плетение бисером, узнать о нём как можно больше и рассказать об этом одноклассникам, учителям, родственникам, то можно заинтересоваться этим видом рукоделия и через занятия сплотить классный коллектив

1.2.Вариативность

Французская техника плетения, или техника низания дугами, или круговая техника плетения - одна из наиболее распространенных и красивых техник, с помощью которой можно делать различные цветы, например, розы, фиалки, орхидеи, кактусы и многие другие.

Модель №1 Мне очень нравится, я постараюсь ее сплести маме на день рождения.

Модель №2. Такая композиция мне нравится, но я хотела бы ее оформить немного по другому

Модель №3. Эта работа очень интересная, но цветочные композиции мне нравятся больше чем животные.

Модель№1 Модель№2 Модель№3

1.3.Историческая справка.

История бисера неотрывно связана с историей стекла. Изготавливать стеклянные предметы древний человек научился еще в IV тысячелетии до нашей эры. В легенде рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло». Со временем мастерство совершенствовалось, и во II тысячелетии до нашей эры стали выплавлять прозрачное стекло, а в I тысячелетии нашей эры – цветное. Самым древним был способ вытягивания стекла. В большом горшке из огнеупорной глины варили шихту, однородную смесь из кристаллов соды, кварцевого песка и растертого порошок мела. Температура в чане была недостаточно высокой для того, чтобы смесь до конца расплавлялась. Затем в разогретую массу опускали металлический стержень и вытягивали нить, которую сразу же наматывали на другой стержень меньшего диаметра. Из полученной остывшей спирали и формировали бусинки: соединившиеся в круг нити отрезали от стержня, еще раз нагревали на огне и вручную полировали. В I веке до нашей эры изобрели новый способ получения стеклянных предметов, который лег в основу современного стеклоделия. Уже не нужно было вытягивать нить, а просто из капли стеклянной массы выдували нужные по размеру трубки стекла. Еще не остывшие, но отвердевшие трубки разрезали на части специальными ножницами, очищали их от осколков и помещали во вращающийся чан с толченым углем и мелом. Уголь и мел заполняли сквозное отверстие, и в таком виде бусинки складывали в горячий чан с песком. При невысокой температуре на бусинках сглаживались все неровности, и бисер получался ровным. С падением Римской Империи, в Европе появилось несколько центров выплавки стекла. Центр бисерного производства находится в Венеции.

Современными центрами стеклоделия и бисера по-прежнему остаются Венеция, Яблонец (Чехия), Кауфбейрен (Германия). Привозят бисер так же из стран Азии.

1.4 Виды бисера

Бисер – очень разнообразный материал. Его цветовая гамма не знает границ, он бывает разных размеров и формы. Существуют различные виды классификации бисера.

Условно весь бисер можно разделить на 5 больших групп:

    1.  

Рубленный бисер (рубка) это трубочки или цилиндры, иногда они могут быть гранеными.

    1.  

Стеклярус – разноцветные цилиндрики, используемые для украшения одежды, интерьеров, для декорирования различных предметов. Стеклярус отличается от рубки тем, что его длина намного превышает диаметр, а основной критерий стекляруса – его длина в миллиметрах.

    1.  

С бисером сочетаются бусины. Обычно они крупнее бисеринок, и могут выполняться разных размеров и расцветок. Граненые бусины («кристаллы») наиболее часто употребляются для создания бус или браслетов. Бусины, имеющие грубую фактуру, с необработанной поверхностью, носят название рустикальных.

    1.  

Стразы – модные сегодня ненатуральные камни, выполняются под драгоценные камни. Их можно крепить на одежду, или создавать из них украшения.

    1.  

Блестки отличаются от других подобных предметов тем, что являются плоскими, но их предназначение остается таким же – декорирование.

1.5 Виды работ из бисера

Встречаются различные виды работ из бисера.

Низание - плетение из бисера началось с того, что несколько нитей с нанизанным на них бисером, соединили через одну бисерину. Со временем эта техника развилась, такие изделия получались всё более красивыми по внешнему виду и сложными по исполнению.

Ткачество. Оно выполняется на специальном станке. Техника выполнения таких изделий не сложная, но требует терпения и внимания. Это старинная техника изготовления изделий. Для тканья используются узоры и рисунки вышивок крестом или тексты и орнаменты, нарисованные на бумаге в клетку.

Вышивка бисером. Техника вышивки бисером известна давно. Как только появился бисер, рукодельницы стали использовать этот материал в древнем искусстве.

Вышивки XVIII - XIX веков выполнены разными нитками. Иногда их дополняли блёстками, бисером. Вышивка бисером сочеталась с вышивкой серебряными или золотыми нитками, жемчугом, и поэтому делала одежду нарядной и праздничной.

Другие виды работ с бисером: вязание и вдавливание бисера в воск. Бисером выкладывали небольшие картины на воске - разогретые бисеринки вдавливали иглой в гладкую восковую пластину, и внешне работа отличалась от вышивки бисером только желтоватым фоном. Я узнала, что бисероплетение очень старый и распространенный вид народного творчества. Развитие бисероплетения зависело от веяния моды, усовершенствования и разнообразия самого бисера. Бисер – это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты и прочие украшения. История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Бусинами пользовались наши предки в качестве украшений, а также для того чтобы охранять себя от злых духов. При раскопках археологи нашли обработанные камни с просверленными дырочками – это тоже были бусины. Делали бусины и из глины, окрашивали и обжигали. С приходом железа в быт древних людей начали делать бусины металлические и конечно золотые. Историки находили бусины, сделанные из перьев и раковин. А, например, индейцы изготавливали их из кораллов, серебра, бирюзы, нефрита. Были найдены бусины из горного хрусталя и золота. В Древнем Египте в качестве материала использовали кристаллы. Родиной бисера считается Древний Египет, а появление бисера неразрывно связано с появлением стекла. Древние египтяне около 3000 лет тому назад научились делать стекло, а стеклянными бусинами украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья.

Идея массового производства бисера в России принадлежит М.В. Ломоносову, который в 1754 г. в Усть-Рудицах организовал первую фабрику.

В 1883 году в Одессе открылась фабрика Я.Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции.

Вначале бисер использовался в основном для вышивки или простого нанизывания, но далее мастерство людей в бисероплетении совершенствовалось. Мастера начали изготавливать самостоятельные изделия, придумали сетчатое плетение, потом появлялись все новые и новые варианты плетения по схемам и узорам. Бисерные изделия даже стали продавать другим странам, а секреты работы с бисером хранились в строжайшей тайне.

Бисер «покорял» страну за страной. В Китае бисер помог изобрести счеты (бусины на проволочке, закрепленной в рамке), а где-то был денежной единицей.

В Древней Руси украшали одежду и обувь бисером. Маленькие стеклянные шарики нашивали на воротник, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.

Одним из основных центров стеклоделия - Венеция, которая после распада Римской империи приняла на своей территории многих греческих и византийских мастеров. В Х—XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы

Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка. Спросом пользовался очень мелкий (диаметром 0,5 мм), блестящий бисер, парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

Конец 17 - начало 18 века бисер пришел в Германию и Францию, а к концу 18 века в Богемию (Чехия), где при изготовлении вместо соды придумали добавлять золу. «Секрет» освоили многие страны, и после этого наступило время популярности бисера во многих странах.

Во второй половине 18 века появились машины для вытягивания трубочек из стекла, что ускорило и сделало более дешевым производство бисера, и конечно способствовало появлению новых форм и расцветок бисера. Бисером украшали все: одежду, сумочки, веера, чехлы, кошельки и другое.

С конца 18века способы работы с бисером расширяются. К нему начинают проявлять интерес все модницы Европы. Входит в моду расшитая бисером одежда. В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов тех времён, которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности, благодаря этому долговечному материалу.

Большой расцвет увлечения бисером мир испытал в конце 19-начале 20 веков. Из бисера изготавливали дамские сумочки, бумажники, чехлы для чубуков, подстаканники, необыкновенные украшения, подарки, сувениры, игрушки и многое другое. История бисера развивалась, менялась, но во все времена работа с бисером была кропотливой и не дешевой.

2. Основная часть

2.1.Технологическая карта.

п/п

Описание операции

Графическое

изображение

Оборудование

1

Отмеривание

проволоки для листка

 

Ножницы, линейка,

проволока

2

Набор бисера и закрепление

первого ряда цветка

 

Проволока, бисер,

ножницы

3

Набор последующих

рядов цветка

 

Проволока, бисер

4

Плетение серединки

цветка и его сборка

 

Проволока, бисер,

ножницы

5

Плетение листьев

 

,

Проволока,бисер,

ножницы

2.2.ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.

1.Аккуратно работать с ножницами и иглами.

2.Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

3.Передавать и переносить ножницы колечками вперед, и с сомкнутыми лезвиями.

4.Не оставлять ножницы около подвижных частей машины.

5.Соблюдать правильную осанку во время работы.

Санитарно-гигиенические правила

    1.  

Нельзя перекусывать нитку зубами.

    1.  

Мыть руки перед началом работы.

    1.  

Рекомендуется делать перерывы в работе не реже, чем через каждые 1,5 часа, так как устают пальцы и утомляются глаза.

ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ:

    •  

изделие должно быть заметным, т.е. оно должно быть красивым и выделяющимся и соответствовать моде.

    •  

работа из бисера должна быть аккуратной, оригинальной и яркой.

2.3.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

№п/п

Наименование инструментов, материалов.

Цена единица измерения.

Количество

Сумма

1

Бисер

20 рублей

5 пакетиков

100 рублей

3

Гипс

25рублей-100

грамм

100 грамм

25 рублей

4

Проволока

1 катушка 60рублей

1

60 рублей

5

Нитки мулине

35 рублей

1

35рублей

Итого:

220 рублей

     
         

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

По расчётам себестоимости изделия я сделала вывод, что изделия, выполненные своими руками несколько раз выгоднее, чем купить в магазине. Например, в магазинах и на рынке подобные изделия стоят очень дорого, поэтому выгодно изготовить своими руками, да и к тому же это изделие для меня будет дороже и бесценным, и прекрасным подарком для мамы

2.4.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Процесс изготовления и эксплуатации моего изделия не повлекут за собой изменения в окружающей среде, нарушения в жизнедеятельности человека, так как моя работа изготовлена из экологически чистых материалов. Остатки материалов пригодятся мне для выполнения следующих проектных работ.

3.Реклама

Умелец может сделать из железки. Из камня, дерева - шедевры красоты. Из разноцветья бисера и лески…

Как в сказке, чудеса творим и мы

4.Заключение

За время своей работы я значительно углубила знания в истории плетения бисером. Узнала много нового и интересного о рукодельницах старшего поколения моей семьи. Глубже узнала историю своей семьи. Доказала, что изготовленные мной и моей семьей изделия не принесут никакого вреда окружающей среде, так как изготовлены из экологически-чистых материалов. Но чтобы удовлетворить свои желания и задумки потребовались выдержка, терпение, ну и конечно материальные средства, без которых в наше время никуда. По моему мнению, проделанная исследовательская работа оказалась очень интересной и познавательной. Я узнала, сколько учащихся в нашей школе № 1 увлекается плетением бисером, таких оказалось очень много. Таким образом, я выполнила все поставленные перед собой задачи и полностью удовлетворена проделанной работой. На мой взгляд, изделие у меня получилось красивым, интересным, оригинальным, и я считаю, что выполненная мною работа «Небесная орхидея» очень понравиться бабушке, так как, выполняя, её я соблюдала все рекомендации, работала аккуратно.

5.Список литературы

Бисероплетение. Флора и фауна: Практическое пособие/ Состав. Ю.В.Гадаева. - СПб.:

КОРОНА принт, 2001

Божко Л.А. Бисер. - М.: Мартин, 2003

ГлёкерШтефани Цветы из бисера: подарки, украшения, аксессуары. - Арт-родник, 2008 Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. - М.: Айрис-пресс, 2003

Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006

ЯкимовскаяJ1.B., Свиридова А.А. Уроки бисероплетения. - СПБ.: КОРОНА принт, 1998

http://biseropletenie.com/ - Бисероплетение сот - портал о вышивающих бисером людях

Приложение

Исследования

Плетение бисером - один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания изделий из бисера известно с давних времен. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились плести бисером. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Мне стало интересно, плетут ли бисером мои сверстники или нет. Для этого я провела небольшой опрос. В нем участвовало 20 сверстников. Мой опрос всех очень заинтересовал. Они с удовольствием отвечали на мои поставленные вопросы. Вот результат:

вопрос

сверстники

 

да

нет

1. Вы умеете плести бисером?

15

5

2. Занимаетесь ли Вы плетением сейчас?

7

13

3. Хотели бы Вы научиться плести новыми техниками?

17

3

Наш класс посещает кружок бисероплетения «Бусинка»,мы участвуем с нашими работами в конкурсах и выставках.Вот примеры работ:

Просмотров работы: 70