Рукописная книга – забытое прошлое или творческая современность?

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Рукописная книга – забытое прошлое или творческая современность?

Кокоулина И.А. 1
1МБОУ СОШ № 279
Мезенцева В.А. 1
1МБОУ СОШ № 279
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Люди, никогда не интересующиеся книгами,

совершают настоящее преступление.

Рэй Брэдбери.

Случайно попав на выставку рукописных книг в Мурманском художественном музее, я очень заинтересовалась темой рукописных книг. Мне стало интересно как, когда и где впервые появились книги, кто и как их писал, можно ли самой изготовить ценную рукописную книгу и будет ли это интересно? Все эти вопросы подвигли меня на начало исследования этой темы, что в дальнейшем привело к написанию данной работы.

Актуальность работы заключается в том, что сегодня книги общедоступны, но люди уже не ценят их так, как раньше, имея большое количество гаджетов заменяющих книгу. Привлекая одноклассников к написанию рукописных книг, я планирую повысить степень их заинтересованности бумажными книгами взамен гаджетов.

Гипотеза: предположим, что создание рукописной книги повысит интерес к чтению и книгам у современных детей.

Цель исследования: путем создания личной рукописной книги заинтересовать одноклассников процессом её изготовления, тем самым повысить интерес к чтению книг.

Задачи исследования:

1. изучить историю рукописных книг и их значение в развитии человечества;

2. создать свою рукописную книгу;

3. заинтересовать сверстников интересными сведениями о рукописных книгах и возможностью самостоятельного написания своей книги;

4. обработать полученную информацию и сделать выводы.

Объект исследования: рукописные книги

Предмет исследования: процесс изготовлениярукописных книг

Этапы исследования:

1. Сбор и изучение информации из литературных источников, источников сети Интернет, посещение выставки рукописных книг.

2. Проведение эксперимента и анализ результатов.

3. Обработка материалов и формулирование выводов.

Методы исследования:

1. изучение литературы и работа с информацией из сети Интернет;

2. выступления с презентацией на тему «Рукописные книги Древней Руси», «Профессии книгопечатания»;

3.изготовлениебуклета для школьной библиотеки по профессиям, связанным с созданием книг;

4. практическая работа по созданию рукописной книги.

Практическая значимость проекта состоит в создании рукописных книг, буклета по профессиям, связанным с созданием книги практике овладения некоторыми профессиями книгоиздательства. Материалы исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира и на тематических классных часах.

ГЛАВА I.Книги: история и современность.

1.1. История возникновения книг.

История книги тесно связана с развитием человечества в целом. Первой цивилизацией, в которой появилась письменность, была цивилизация шумеров, народа, жившего в IV-III тысячелетиях до нашей эры в междуречье Тигра и Евфрата. Именно они придумали клинописное письмо - последовательности нарисованных на глиняных табличках вертикальных и горизонтальных клиньев, которые складывались в тексты.

Но еще раньше шумеров люди испытывали желание записать свои мысли и донести их до потомков. Поэтому они поначалу рисовали в пещерах, выдалбливали рисунки на камнях. Потом появились глиняные таблички, затем папирус. Потом, ввиду многих причин, рисунки стали потихоньку заменять символами. Так, мало-помалу, люди стали использовать разные знаки, которые обозначали слова и целые выражения, а потом и отдельные буквы.

Позже изобрели пергамент, который делали из шкур животных, обрабатывая специальным образом. У него были огромные преимущества перед папирусом, так как на пергаменте можно было писать с двух сторон и он был очень крепким, так что его можно было сшивать в книги. Благодаря прочности пергамент можно было очень долго хранить.

Вот так пергамент завоевал мир. Пергаментные книги были произведениями искусства, в них кропотливо и аккуратно писали текст, расписывали его серебром и золотом, украшали причудливыми узорами, защищали драгоценными окладами.

В IV веке китайцы изобрели бумагу. В Европе бумага стала изготавливаться в XI веке. Но, все-таки, наравне с ней еще очень долго применялся и пергамент.

Книги были рукописные, создавались долго. В Средние века в Европе книги стали писаться не только в монастырях, как это было раньше, но и в светском мире. Появились профессии, связанные с написанием книг. Копировщики, корректоры, рубрикаторы, одни переписывали книги, другие сверяли переписанную книгу с оригиналом, третьи оформляли заглавные буквы – инициалы, четвёртые рисовали миниатюры.

И вот пришло время создания печатных, а не рукописных книг. Так как переписывать книги - дело сложное, дорогостоящее и трудоемкое, люди задумались, как его можно было бы упростить. И придумали! В XV веке Иоганн Гуттенберг придумал печатный станок. С того времени, книгопечатание, а с ним и просвещение стало развиваться все более быстрыми темпами. Стали появляться типографии, а с ними и новые профессии, такие как наборщик текста, переплетчик и другие. Книги становились все более дешевыми с применением новых материалов и усовершенствованием печати.

XVIII век – «Век Просвещения» - позволил книге войти во все дома, она стала неотъемлемой частью жизни. Книги уже повсюду, они уже не являются (за редким исключением) показателем богатства своих обладателей. Теперь они больше показатель образованности (Приложение 1).

1.2. Книги в современном мире.

Сейчас книги переживают новый этап развития - появились электронные книги. За много веков так сильно изменилось донесение информации: от глиняной таблички и узора на своде пещеры до электронной книги. Но, несмотря на весь прогресс, человечество будет стараться сохранить книги прошлого, которые дошли до наших дней и ту бесценную информацию, которую они несут в себе.

В настоящий момент издание книги – это очень сложный механизированный процесс, в котором работает огромное количество людей разных профессий.Сначала, чтобы изготовить книгу, ее надо написать. Пишут писатели. Потом над рукописью работают издатели - редакторы, бета-ридеры, художники-оформители, корректоры. Когда рукопись доведена до совершенства, только тогда ее передают полиграфистам в типографию для выпуска. Книги изготавливают полиграфисты в типографиях - наборщики, верстальщики, печатники, инженеры-технологи, переплетчики. (Приложение 1, 2). Можно представить данный процесс в виде следующей схемы действий:

• Редактирование и корректура рукописи

• Верстка и вычитка макета

• Создание иллюстраций (коллажи, рисунки)

• Обработка иллюстраций

• Дизайн обложки

• Консультирование

• Печать в типографии

История рукописной книги не закончилась с появлением типографий со сложными механизмами – нет, она обрела новую жизнь и стала самостоятельным направлением. Рукописная книга. Странновато звучит сегодня, в век мобильных телефонов и электронных книг это словосочетание. Тем не менее, актуальна она, как оказывается, и сегодня. Существует целое направление «HandMadeBook», что дословно переводится как «сделанная вручную книга» и творческие объединения «Авторская рукописная книга» (например в Москве, Санкт-Петербурге, Кирове, Самаре). Также в России ежегодно проводятся международные и российские выставки-продажи, Национальная книжная выставка «Книги России» в которых участвуют, в том числе и авторы рукописных книг.

Некоторые литераторы, как, например, Алексей Ремизов, сочетали в себе автора и «рукописного» издателя. Известные поэты тоже выпускали свои произведения в виде рукописных книг. Эти книжечки, очень небольшого объема, обычно не более двух десятков страниц, каждый автор собственноручно писал и разукрашивал. Среди авторов рукописных книг тех лет были М.И. Цветаева, Андрей Белый, В.А. Гиляровский, Н.С. Гумилев, М.А. Кузьмин, О.Э. Мандельштам, Ф.К. Сологуб, В.Ф. Ходасевич и многие другие.

В наши дни решено продолжить это необыкновенное начинание, и в 2015 году, объявленным Годом литературы в России, была проведена акция по сбору рукописных книг современных поэтов. В фонд поступило более 100 рукописных книг, и все они были проданы на книжном аукционе по достаточно высокой цене - максимальная цена книги - 20 тысяч рублей (Приложение 3). Собранные средства пошли в пользу музея О.Э. Мандельштама во Фрязино. Второй экземпляр книг отправили в Государственный литературный музей, где сформирован соответствующий фонд.

Создание рукописной книги требует достаточно много усилий, но при этом доставляет истинное удовольствие для любителей. Рукописная книга вызывает восхищение, даже если выполнена непрофессиональным каллиграфом и художником.

В настоящее время такие книги становятся очень популярными подарками для знакомых и друзей. Создаются клубы любителей современных рукописных книг, которые устраивают выставки, стараясь привлечь к своему хобби как можно больше внимания и сохранить эту удивительно богатую и интересную часть нашего культурного наследия.

Всё это доказывает, что рукописную книгу даже в век повсеместной компьютеризации и Интернета рановато сдавать в архив. Создание рукописной книги является актом огромного труда и напряжения интеллектуальных и нравственных сил. Книга была, есть и будет важнейшей частью исторического прошлого России, выдающимся памятником истории и культуры.

ГЛАВА II. Практическое исследование.

2.1. Подготовительный этап.

Проанализировав литературу и прочие источники информации, я сделала вывод о том, что рукописная книга мой давний спутник. Сама того не подозревая я была создателем нескольких своеобразных рукописных книг. Во-первых, я очень люблю делать различные книжки-малышки с рисунками или картинками на разные темы. Во-вторых, с детского сада я веду портфолио, которое постоянно обновляю - пополняю, оформляю и дописываю. В-третьих, начиная с 1 класса, я веду читательский дневник, в котором описываю прочитанные и заинтересовавшие меня книги. Всё это послужило хорошей подготовкой для дальнейшей работы над моим проектом по созданию настоящей рукописной книги.

Прежде чем приступить к созданию своей рукописной книги, мне необходимо было получить информацию по данной теме. Для этого я посетила музей рукописной книги в Мурманской областной детско-юношеской библиотеке, поработала в её читальном зале в поисках информации по теме проекта (Приложение 4).

Для работы по созданию рукописной книги мне понадобилась информация об истории книги, о структуре книги, о профессиях людей, создающих книги, о материалах и содержимом книг. Информации оказалось так много, и она меня так заинтересовала, что я решила поделиться ею с одноклассниками. На уроке окружающего мира я выступила с сообщением «Рукописные книги Древней Руси» и на классном часе - «Профессии книгопечатания» (Приложение 1). В рамках школьной недели профориентации я подготовила для школьной библиотеки и девятиклассников нашей школы буклет по профессиям, связанным с созданием книг (Приложение 2).

2.2. Создание рукописных книг.

В ходе выполнения практической работы я побывала в роли писателя и рерайдера, редактора и корректора, художника-оформителя, фотоподборщика и фоторедактора, фальцовщика и брошюровщика. Обо всех этих профессиях я узнала только при работе над проектом и была поражена тем, какое количество людей работают над созданием книги.

Решив примерить на себя все роли при создании рукописной книги, я принялась за изготовление своего экземпляра. Сначала я выбрала тему книги и материалы для её изготовления. Выбор пал на описание наших семейных путешествий по Кольскому краю и здесь я выступила в роли своеобразного летописца. Книгу я решила назвать «Путешествие Иры и Кати по Кольскому краю».

Затем я создала эскизы каждой страницы книги с предварительным отбором информации для неё. На данном этапе я перерабатывала, сокращала и преобразовывала тексты о городах и памятниках, выступая в роли рерайдера (Приложение 5). Описывала собственные впечатления о каждом городе, примеряя на себя роль писателя. И, в конце концов, исполняя роль и фотоподборщика и фоторедактора, подобрала необходимые фотографии, картинки, иллюстрации для каждой страницы книги. Макет каждой страницы был выдержан в одном стиле, но, тем ни менее, был уникален по-своему.

Следующим этапом стало изготовление декоративных и информационных элементов каждой страницы и их оформление. Для создания современных книг всё набирается и печатается в электронном виде и потому аналога профессий, соответствующих данному этапу нет. Данный этап был самым кропотливым, творческим и продуктивным, так как результатом стали рукописные и вручную оформленные страницы книги (Приложение 5).

После приготовления всех страниц я собрала их в один переплёт и закрепила в оформленную обложку, выполняя роли фарцовщика и брошюровщика одновременно (Приложение 5).

Презентовав свою книгу в классе, я предложила всем одноклассникам присоединиться ко мне и участвовать в создании коллективной рукописной книги, чтобы почувствовать цену труда над книгой и оценить свои творческие возможности.

Следующим этапом практической части моего проекта стала разработка и дальнейшее оформление коллективной классной рукописной книги «Пусть всегда бьётся сердце природы» по материалам «Красной книги Мурманской области». На данном этапе я исполняла роль рерайдера, обрабатывающего и сокращающего тексты, и писца, оформив несколько страниц книги. Также я выполняла роль художника-миниатюриста и художника-оформителя обложки (Приложение 6).

Две мои одноклассницы увлеклись данным видом работы и самостоятельно создали свои рукописные книги (Приложение 7).

В ходе работы над коллективной книгой было отмечено повышение интереса детей к книгам. На переменах дети чаще стали читать свои книги, принесённые для литературной пятиминутки, листать книги одноклассников. Из беседы со школьным библиотекарем Маршавиной Анной Александровной, я узнала, что мои одноклассники чаще стали приходить в библиотеку за книгами.

Создание данных книг доказало, что работа над каждой книгой - это длительный и трудоёмкий процесс, но, в то же время, это интересная творческая деятельность. Примерив на себя такое количество различных профессий, я поняла что написание произведения это очень важный этап, но не менее важным является этап создания и печати книги, для того чтобы донести до читателя ту информацию, которую приготовил писатель. Достойное и качественное оформление, грамотный набор текста очень важны на данном этапе. По-моему мнению значение книги возрастает от количества труда приложенного людьми для донесения её в массы. Нельзя также не отметить, что каждая книга уникальна, так как она создается в единственном экземпляре и является отражением творчества человека, создававшего её. Узнав о том, какой колоссальный труд многих людей стоит за каждой прочитанной мною книгой я стала ценить их ещё больше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над проектом я узнала о том, какое большое значение в жизни людей имели рукописные книги, но в современном мире они частично потеряли свою ведущую роль из-за активного развития телевидения, интернета и различных электронных устройств.

В результате проведённого эксперимента можно отметить повышение интереса детей к книге, а значит выдвинутая мною гипотеза о том, что можно привлечь внимание детей к книге путём написания рукописных книг, подтвердилась.

Книга - это универсальное хранилище всего того, что составляет нашу культуру и самую жизнь. С момента изобретения книги люди доверяли ей свое прошлое и мечты о будущем. Только через книги можно обучаться новым наукам, познавать мир, просто приятно проводить свой досуг. Как говорил академик Д. С. Лихачев, даже если все на Земле погибнет, но останутся библиотеки и книги, останется и надежда на вечность, потому что книги сохранят жизнь.

И чтобы не диктовал нам современный мир, наполненный разнообразной электроникой и инновациями, ничто не доставит истинного удовольствия как шуршание книжных страниц.

В ходе работы по созданию рукописных книг я приобрела следующие знания и навыки:

    •  

узнала об истории книги, о новых профессиях связанных с книгопечатанием;

    •  

научилась работать с текстом – отбирать нужную информацию, сжимать и перерабатывать информацию без потери смысла, писать мини сочинения на заданную тему;

    •  

научилась подбирать подходящие фотографии, картинки, иллюстрации;

    •  

научилась разрабатывать макеты страниц, проект книги в целом;

    •  

освоила на практике многие профессии книгоиздательства;

    •  

развила свои творческие способности.

Все 4 рукописные книги, изготовленные в нашем классе, стали победителями и призёрами XX Международного конкурса детской рукописной книги.

Рис. 1. Рукописные книги на конкурсе рукописных книг.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Богданова Н.Ф. От папирусов до электронных книг [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/6831/03-Bogdanova.pdf?sequence=1

История книги. Любопытные подробности обо всём на свете [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lubopitnie.ru/istoriya-knigi/#ixzz4a61cpCgU

ЛихачевД.С. Рукописная и печатная книга [Текст] /ЛихачевД.С., Рогозов Н.Н., Мыльников А.С. и др. – М.: Издательство «Наука», 1975. – с. 157

Маршак С.Я. Как печатали вашу книгу [Текст] /С.Я.Маршак – М., 1960. - с.32

Основы выбора профессии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/o-professiyah/professiya-illyustrator

Профессии в издательском деле [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://opis.pro/izdatelstvo/page/2

Славянская письменность, истоки русского каллиграфического письма [Электронный ресурс] – Режим доступа:ttps://alexmyll65.wordpress.com/2015/04/28/славянская-письменность-истоки-русс

Славянская письменность: от рукописной до электронной книги [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://keepslide.com/books/15220

Приложение 1

Сообщение с презентацией «Рукописные книги Древней Руси»

Сообщение с презентацией «Профессии книгопечатания»

Бильдредактор

Бильдредактор (фотоподборщик) - специалист печатного издания или СМИ, обеспечивающий поиск необходимых иллюстраций для статей.Главная задача фотоподборщика (бильдредактора) - найти фотографии для статьи, показать дизайнеру или фоторедактору, которые утверждают фото или отвергают его. Источниками фотоматериала служат работы фотографов или художников, а также готовые снимки в так называемых фотобанках. Иногда бильдредактор оценивает качество снимков, занимается ретушью, участвует в расстановке фотоматериала на странице.

Чтобы стать фотоподборщиком, не обязательно получить высшее специальное или среднее образование. Как правило, на такую работу устраиваются представители с опытом фотосъёмки или редактирования графических изображений.

Рерайтер

Рерайтер - редактор текста, который занимается его глубоким преобразованием с целью получить новый при сохранении первоначального смысла.Чаще всего рерайтеры специализируются на определённых отраслях: спорт, политика, образование и прочее. Это позволяет оптимизировать процесс, который часто поставлен на поток.Рерайтер, как копирайтер и как писатель, должен уметь грамотно излагать мысли, быть креативным и постоянно развивать свой профессиональный уровень.

Чаще всего в профессии можно встретить

Чтобы получить должность в СМИ или издательстве, необходимо окончить факультет журналистики или издательского дела. Учиться можно в таких вузах, как: Санкт-Петербургский государственный университет, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов.

Гуманитарные вузы Москвы: Академия социального управления, Государственный академический университет гуманитарных наук, Гуманитарный институт, Институт гуманитарного образования и информационных технологий, Институт журналистики и литературного творчества.

Библиотекарь

В Библиотеке имени Ленина содержится более 44 миллионов книг. В школьной может быть от нескольких сотен до десятков тысяч книг. Вот где рай для любителей почитать, особенно если посетителей не много.

С развитием интернета и появлением виртуальных библиотек эта профессия постепенно утрачивает свою актуальность. Уровень заработной платы в 8-12 тысяч рублей заставляет идти сюда только истинных любителей книг.

Это далеко неполный список профессии, но если Вы заинтересовались данной темой, предлагаю следующие источники:

    •  

http://opis.pro/izdatelstvo/page/2

    •  

http://edunews.ru/professii/obzor/Lingvo/svyazannye-s-literaturoj.html

Приложение 2

Любителям почитать предлагается…

Профессии связанные с книгами

Идеальная профессия – это хобби, за которое хорошо платят. При желании каждое увлечение можно превратить в прибыльное занятие – как, например, чтение.

Представляем вам список профессий связанных с чтением!

Писатель

Чтобы написать одну хорошую книгу, надо прочитать много других хороших книг. В интервью известные писатели часто признаются, что читают даже порой больше, чем пишут. Причём не обязательно эти книги написаны в том же жанре, в котором они работают. Великая литература может научить художественным приёмам, натолкнуть на создание своего стиля, новые идеи. Низкопробная – поможет распознать ошибки, покажет, как «делать не надо».

Редактор в издательстве

Ежедневно в крупные издательства приходят сотни рукописей. Задача редактора – найти тот шедевр, который станет бестселлером и будет распродан – в идеале с допечаткой дополнительных тиражей. Поэтому если за день пришло 50 писем от потенциальных авторов, желательно уделить время каждому и просмотреть хотя бы по страничке их «гениальных» работ.

Большую часть книг вам придётся бросать на первых же страницах. Редактор не может позволить себе тратить время на произведения, которые издательский дом не сможет продать. Помимо чтения редактор занимается оформлением договоров с авторами, утверждает обложки и иллюстрации, продумывает новые книжные серии, отправляет рукописи на корректуру, отслеживает работу конкурентов и т.д. Чем мельче ИД, тем больше у сотрудника может быть обязанностей. Средняя зарплата от 40-50 тысяч рублей.

Бета-ридер

Прежде чем отправить книгу редактору, авторы часто обращаются к бета-ридеру. Его задача: найти огрехи в сюжете, сверить описания героев (чтобы не было ситуаций, когда в первой главе у героини голубые глаза, а к концу книги они становятся карими), выявить непонятные моменты, отметить затянутые описания.

Когда писатель создаёт новое произведение, он может полностью погрузиться в этот мир, и многие вещи кажутся ему привычными. Бета-ридер – человек, которые обнаружит эти промахи. Можно теребить знакомых просьбами о проверке, но надежнее заказать читку профессионалу.

Запросы на услуги бета-ридера чаще всего можно встретить в сетевых литературных сообществах. В среднем за вычитку одного авторского листа (40 000 знаков с пробелами) платят 1000 рублей. Корректура и редактура в эту сумму не входят.

Дизайнер / иллюстратор

Ещё одна профессия, связанная с изданием книг. У каждой книги есть обложка, у некоторых – иллюстрации. Чтобы герой получится таким, каким его задумал автор, художнику нужно прочитать произведение, и желательно не один раз.

Зарплаты у иллюстраторов – от 25 000 рублей. Но иллюстраторы с опытом, которые уже оформляли крупные серии, могут зарабатывать в несколько раз больше.

Корректор

Основная задача корректора – сделать текст визуально аккуратным и грамотным, поэтому знание языковых правил становится ключевым. Также необходимо разбираться в специальных символах, которыми обозначают ошибки. Из навыков важна усидчивость, грамотность и внимательность.

Корректоры часто работают внештатно. Хотя встречаются типографии и редакции, где у корректора полная занятость. В столице заработную плату предлагают от 35 000 рублей, в провинции можно найти вакансии от 14 000 и более рублей.

Книжный обозреватель/ рецензент/ литературовед

Задача обозревателя – прочитать книгу и написать своё мнение о ней. Из плюсов – новинки могут доставаться раньше, чем они попадают на полки книжных магазинов. Из минусов – некоторые издательства предлагают написать рецензию в обмен на книгу. То есть вы покупаете книгу, но не за деньги, а за своё время и писательский навык.

Рецензенты, которые работают в крупных СМИ (штатно или удалённо), за свои обзоры получают гонорары или зарплату.

На более глубоком уровне произведения исследуют литературоведы. Они оценивают книги с профессиональной точки зрения: насколько стиль соответствует правилам и нормам языка, есть ли в тексте художественная и культурная ценность. То есть литературовед может выявить и описать все достоинства и недостатки произведения, которые не заметил бета-ридер и пропустил редактор.

Буклеты для библиотеки по профессиям связанным с созданием книги

Буклеты для девятиклассников по профессиям связанным с созданием книги

Приложение 3

Рукописные книги Евгения Мусохранова, организатора «Клуба авторской рукописной книги в Вятке»

01.04.2016 Государственный музей им. А. С. Пушкина - аукцион рукописных книг современных поэтов.

Приложение 4

Посещение Музея Рукописной книги в Мурманской детско-юношеской библиотеке.

Приложение 5

Поиск и переработка информации

Оформление текста

Оформление каждой страницы книги и обложки

 

По страницам рукописной книги…

Приложение 6

Работа над коллективной рукописной книгой и результат.

Индивидуальные листы одноклассников перед сборкой в книгу Готовые книги

Приложение 7

Самойлова Лера 4Б класс со своей рукописной книгой

Червинская Софья 4Б класс со своей рукописной книгой

Просмотров работы: 3109