Фокусы или как стать фокусником?

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фокусы или как стать фокусником?

Богатинов И.Д. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 117
Исрафилова А.Р. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 117
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: Я очень люблю наблюдать за работой фокусников. Это кажется магическим, загадочным. Предметы легко исчезают в руках фокусника и так же легко появляются в другом месте. Разрезанные верёвки становятся целыми. Из кармана или шляпы появляются кролики или голуби. Все загаданные карты или числа обязательно угадываются.

И вот мне стал очень интересно, каким образом они это делают, замешана здесь магия, или все фокусы можно объяснить?

Гипотеза: фокусы — это не волшебство, а что-то иное.

Предполагаю, что, раскрыв секрет фокуса, я смогу показывать фокусы.

Цель: раскрыть секреты фокусов.

Задачи:

узнать, что такое фокус и историю его возникновения.

выяснить какие виды фокусов бывают

изучить принципы фокусов.

научиться показывать самостоятельно фокусы.

анализ фокусов.

Теоретическая часть.

Глава 1. Что такое фокусы и откуда они взялись.

Википедия гласит: Фокус или иллюзия — номер иллюзиониста, демонстрирующий необъяснимый эффект, «чудо».

В специальной литературе дается следующее определение фокуса«ФОКУС» (от немецкогоHokuspokus) — трюк, поражающий зрителей загадочностью. Мастерство фокусника основано главным образом на быстроте и ловкости рук, движений исполнителя, а также на обмане зрения. Артист, демонстрирующий фокусы, называется фокусником или манипулятором»

Фокусы бывают в основном развлекательного характера. В основном — это выступления артистов в виде концертных номеров, аттракционов и иллюзионных спектаклей, шоу.

Показывая и наблюдая фокусы, люди развлекаются. Но не только. Один человек создал фокус, другие удивляются ему, пытаются разобраться в фокусе, понять его и добраться до истины.

Происхождение слова «фокус» — имеет интересную историю. Циркачи средневековья, когда показывали свои номера в самый главный момент кричали «волшебные» слова: «Фокус-покус!». Таким образом, они передразнивали католических священников.

Во время богослужения священники, как будто совершали «чудо», превращая в алтаре вино в кровь, а хлеб — в тело погибшего за человечество Иисуса Христа. При этом они громко возглашали таинственные латинские слова: «Хо́к эст ко́рпусме́ум», что значит: «Вот тело мое». В этот самый момент и совершалось «чудо».

Циркачи для пущей убедительности копировали заклинания священников, но использовали свои слова «фокус-покус!» Отсюда и пошло слово фокусник.

В каждой эпохе были свои известные фокусники. И до сих пор не ясно кем они были волшебниками, мошенниками или талантливыми иллюзионистами.

Сегодня профессия иллюзиониста не является редкостью. Этих людей можно увидеть на эстраде, в цирке.

Одним из первых фокусников был французский физик Николя-Филипп Ледрю выступавший под псевдонимом Комю (рис.1). Славу свою он приобрел благодаря световым и звуковым иллюзиям, магнетическими и электрическими эффектами. Фокусник развлекал своими трюками королевский двор, аристократов и простую публику.

Рис. 1. Фокусник Комю.

Одним из таинственных, талантливых, непредсказуемых фокусников был Гарри Гудини (рис.2). С детства он очень любил наблюдать за циркачами и фокусниками, так и увлекся иллюзией.

Мировую известность Гудини получил благодаря своим номерам, где он демонстрировал умение освободиться из различных пут. Так, прикованный к 30-килограммовому шару и брошенный в Темзу, Гарри не только не утонул, но, к всеобщему удивлению, быстро вынырнул абсолютно свободным.Трюки высвобождения были основными в его программе.

Рис.2 Гарри Гудини

Дэвид Копперфильд (рис.3)- американский иллюзионист и гипнотизёр, известный своими зрелищными фокусами.

С детства Дэвид отличался феноменальной памятью, а впервые повторил показанный ему карточный фокус в 4 года.

Прославился Копперфильд своими грандиозными и масштабными фокусами. Он мог заставить исчезнуть самолет.

Копперфильд является самым известным артистом такого жанра в мире, он продемонстрировал способности летать, прохождение сквозь великую Китайскую стену, побег из взрывающегося здания, падение из Ниагарского водопада, освобождение из смирительной рубашки, и выживание в столбе огня.

Рис. 3 Дэвид Копперфильд

Арутюн Амаякович Акопян (рис.4)– народный артист России, награжден орденом Трудового Красного Знамени, лауреат Государственной премии, лауреат семи международных конкурсов, обладатель «Гран-при» и большой золотой медали в Париже.

У этого артиста неповторимый стиль исполнения фокусов, он использует только ловкость рук и никакой аппаратуры.

Рис. 4 А.А.Акопян

В советское время была целая династия иллюзионистов - Кио. Родоначальником ее был Эмиль Теодорович Гиршфельд-Ренард (рис.5). Сыновья Кио, Эмиль и Игорь, со временем начали выступать вместе с отцом. Главным достоинством фокусника была его манера поведения на сцене, он слегка иронизировал над своими фокусами, словно бы предлагая зрителям найти несложную их разгадку. Игорь Кио ловкими руками распиливал девушку, а попавшая в клетку женщина превращается под куполом цирка в грозного хищника, царя зверей, льва (рис.6). Его по праву называют «загадкой ХХ века», «королем волшебников».

Рис. 5. Рис. 6

В наше время очень популярны иллюзионисты братья Сафроновы (рис. 7) – Илья, Сергей и Андрей. Братья Сафроновы - профессионалы своего дела. Шоу всегда яркие, со спецэффектами, складывается ощущение, что этой тройке не подвластны никакие законы химии и физики. Секреты фокусов братьев Сафроновых желают узнать много людей, настолько они интригующие и увлекательные. Иллюзионисты проделывают трюки с исчезновением большого количества народа, музейных экспонатов, огромных сооружений. Братья могут проходить сквозь стены и зеркала. Их ещё называют современными Копперфильдами.

Рис.7

Глава 2. Виды фокусов

Фокусы бывают различные и делятся на:

· математические

· графические

· оптические

· логические

· мнемотехнические

· психологические

· фокусы обоняния

· фокусы осязания

· звуковые

· научные

· аппаратурные

· факирские

· манипуляционные

Математические

Математические фокусы – фокусы, основанные на использовании математических закономерностей, арифметических и алгебраических действиях.

Графические

Графические фокусы – фокусы, которые рисуются на бумаге или холсте, основанные на искажении графического изображения.

Оптические

Оптические фокусы основаны на свойствах преломления, отражения световых лучей, расположении линз, зеркал, стёкол и т. д.

Логические

Это фокусы, основанные на неверных умозаключениях, внешне кажущихся правильными.

Мнемотехнические

Это трюки, основанные на скрытом от зрителя том или ином коде и, чаще всего, сводящиеся к демонстрации угаданного задуманного зрителем предмета, фразы, фамилии человека, года рождения и т. д. Обычно исполняются вдвоем.

Психологические

Трюки, основанные на дефектах восприятия, на недостаточной внимательности или неполной концентрации зрителя.

Фокусы обоняния

Трюки, основанные на искаженном восприятии запахов.

Фокусы осязания

Фокусы, основанные на использовании искажений, связанных с тактильными ощущениями.

Звуковые

Фокусы, основанные на искажении звуковых эффектов.

Научные

Фокусы, основанные на знаниях законов различных наук, например, физики, химии. Фокусник, пользуясь законами может изменить цвет жидкости, создать дым.

Аппаратурные или иллюзионы

Это крупномасштабные трюки, в которых используются крупная аппаратура, люди, звери.

Факирские

Это трюки, в которых происходит прокалывание тела ножами и кинжалами, проглатывание шпаги, хождение босиком по горячим углям и тому подобное.

Манипуляционные

Это фокусы исполняемые за счет ловкости рук. Фокусник развеивает пластичность рук и определённое умение работы с предметами.

Практическая часть.

Глава 3. Как стать фокусником.

Основная задача фокуса вызвать удивление и интерес, восторг, запутать зрителя. Главный принцип- отвлечение внимание.

Человек не в состоянии следить за несколькими разными действиями одновременно. Поэтому фокусник должен сделать ряд определенных движений в один момент и заставить зрителя увидеть только то, что происходит у него на глазах, скрыв при этом механизм трюка.

Все знают, что фокусы, это по своей сути обман зрителя. Но надо уметь так обмануть, чтоб зритель и не догадался, как это произошло. Попробую побыть фокусником.

Фокус 1. Математический фокус: Прошу зрителя задумать число. Потом это число зритель должен умножить на 2, прибавить к результату 8, разделить результат на 2 и задуманное число отнять.

В результате всегда ответ число 4!

Пример: Зритель задумал число 7.

7*2 = 14

14+8 = 22

22:2 = 11

11-7 = 4

Фокус 2. Графический фокус: Перед вами две линии, два отрезка. Скажите, какая линия длиннее (рис.8)?

Рис.8

Все говорят, что длиннее нижняя линия, но линии абсолютно равны по длине. Однако за счет боковых квадратов разного размера та, что ниже, кажется намного больше верхней.

Фокус 3. Самый распространённый оптический фокус – это отдельно лежащая голова на столе (рис.9, 10). Такой фокус создается с помощью специального оборудования. В нашем городе этот трюк демонстрирует Парк развлечений Галилео.

Рис. 9 Рис. 10

Достигается это при помощи зеркала. Человек сидит под столом, наверху лишь голова, но его тела не видно, так как зеркало отражает

Фокус 4. Психологический фокус. Спрашиваю зрителя: Перед вами лежит белый лист бумаги. Ответьте на вопрос: Какого он цвета?

— Белого.

Еще вопрос: Что пьет корова?

— Молоко.

Все отвечают молоко, но корова молоко даёт, а не пьёт. Первый вопрос был связан с белым цветом, и ассоциация сработала, белый и корова – значит молоко.

Фокус 5. Фокус, построенный на науке и физике. Наливаем жидкость в стакан (где-то на половину), и отрезаем кусочек бумаги чуть больше диаметра горлышка стакана. Затем накрываем листом бумаги, кладем ладонь сверху и, плотно прижимая листок к стакану, переворачиваем его вверх дном, убираем ладонь. И о чудо, вода не пролилась, а осталась в стакане (рис.11).

Рис .11

Почему так происходит? Воздух давит и на стакан с водой. Когда мы его переворачиваем, внутри стакана давление столбика воды получается меньшим, чем давление воздуха на эту воду снизу стакана. Поэтому вода не "падает" вниз.

Фокус 6. Берем надутый воздушный шар. Затем берем длинную спицу, протыкаем шарик насквозь, но волшебный шар остается целым (рис.12). Чтобы продемонстрировать зрителям, что шарик самый обыкновенный, прокалываем его иголкой. Шар лопается.

Рис. 12 Рис.13

Как же такое возможно? На шарик с двух сторон приклеивается по кусочку скотча – и реквизит готов. Кусочки скотча будут скреплять место прокола спицей и шарик не лопается (рис.13).

Фокус 7. Пример логического фокуса. Ставим на стол два стакана на некотором расстоянии один от другого. Даем зрителям лист бумаги, и предложите на эту бумагу, помещенную на стаканы, поставить третий стакан. Никто не поверит, что тонкий листик бумаги может выдержать тяжесть поставленного на него стакана (рис.14).

Рис.14

Но чтобы сделать этот фокус, нужно лист бумаги сложить гармошкой (рис15), и стакан будет стоять (рис.16).

Рис 15 Рис 16

Фокус 8. Оптический фокус. Берем стакан, наполненный наполовину водой, и ставим в него карандаш. Если смотреть сбоку на карандаш, то он кажется сломанным (рис.17).

Рис.17

Это оптическая иллюзия, основанная на свойствах преломления

Заключение

В результате проделанной работы я узнал, что фокусы существуют довольно давно и делятся на различные виды.

Из данной работы я сделал выводы:

- нельзя повторять фокус два раза подряд, так как зрители могут следить за фокусом более пристально и понять в чем его секрет.

- никогда нельзя объяснять секреты фокусов, даже традиционных, поскольку зритель сразу потеряет интерес к вам как к фокуснику

- нужно много тренироваться, чтобы техника исполнения фокуса была доведена до автоматизма.

- для математических фокусов надо уметь быстро и правильно считать.

-фокусы тренируют память, обостряют сообразительность, учат анализировать и сопоставлять.

- для демонстрации фокуса нужно знать не только секрет, но и обладать артистическими способностями.

Я понял, что главный секрет фокусов заключается не в волшебстве и магии, а в умении фокусника использовать научные законы и уметь показать фокус так, чтобы его секретная сторона была не видна зрителю. При этом надо не только знать техническую сторону фокуса, но быть артистичным. Каждый отдельно взятый фокус – это спектакль, который имеет свой сюжет.

Для фокуса обязательно нужен зритель, иначе он теряет смысл. Если искусство пения и танца можно использовать в своё удовольствие, то фокусы самому себе не покажешь.

Фокусы – это не только интересное увлечение, но как мне кажется ещё и полезное развивающее занятие, которое учит терпеливости, сосредоточенности, вниманию.

В завершении своего исследования можно сказать, что я достиг своей цели, раскрыл секреты фокусов и научился показывать некоторые несложные фокусы. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась.

Список используемой литературы

Этимологический онлайн-словарь русского языка. https://lexicography.online/etymology/

Акопян А.А Фокусы от Амаяка Акопяна;

Статьи из интернета

    •  

http://www.hintfox.com/article/fokysi-v-chem-ih-sekret.html

    •  

http://doshkolnik.ru/index/202-/4298-----.html

    •  

https://dekatop.com/archives/7710

    •  

http://fb.ru/article/278439/kio-emil-teodorovich-i-ego-syinovya-illyuzionistyi

    •  

http://fb.ru/article/138405/illyuzionistyi-bratya-safronovyi-sekret-ih-uspeha

Просмотров работы: 2839