Введение.
Однажды мы с мамой ходили по овощному рынку, покупали фрукты, ягоды. Дома, разобрав свою корзинку с фруктами, увидели, что салфетка, лежащая на дне, выпачкалась соком малины и черной смородины. Я удивилась яркости цветов сока, окрасившего местами салфетку. Перебирая ягоды вишни для приготовления варенья, я выпачкала руки вишнёвым соком, и не заметила, что сок попал на майку. Отстирать салфетку и майку от пятен фруктового сока было непросто. Красящий пигмент, находящийся в соке обладает хорошим свойством закрепляться на том, на что его нанесли. Именно это навело меня на мысль о создании рисунков природными красками.
Натуральные краски безопасны, позволяют воплотить свои творческие замыслы, используя непривычный для рисования материал и нетрадиционные техники.
Цель работы: воплощение творческих замыслов с использованием красящих свойств растений.
Задачи следующие:
- изучить историю красок;
- использовать природные компоненты при написании картины на бумаге;
- сравнить результат первоначального состояния картины и через время;
- повторить опыт написания картины на ткани;
- написать картину на ткани, используя растительные краски;
Объект исследования - растения, обладающие красящими свойствами;
Предмет исследования – свойства растительных красок, их способность окрашивать
При выполнении работы применялись методы исследования: эмпирические: изучение и анализ литературы; практические: эксперимент, наблюдение, сравнение.
1. Обзор литературы.
История возникновения красок.
Краски существуют так давно. Первыми, кто стал пользоваться красками, были наши древние предки. Они, за тысячи лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах и … на собственной коже. Как правило, в своих рисунках они изображали животных. Ведь считалось, что рисование - это самая настоящая магия. И если изобразить огромного буйвола, пронзенного стрелой, то охотнику обязательно улыбнется удача! Поэтому самыми распространенными рисунками в древние времена, были картины изображающие процесс охоты разнообразных расцветок – желтая, красная, зеленоватая и белая [1].
Для того чтобы картина лучше сохранялась, наши предки сначала высекали на стене пещеры рисунок и только потом раскрашивали его. Они втирали разноцветную глину в углубления контуров рисунков и покрывали их специальным жиром, чтобы краска лучше сохранялась. Именно благодаря их находчивости и умению мы до сих пор находим старинные рисунки и можем заглянуть в прошлое.
Время шло, и человек становился все сообразительнее. В арсенале у древних художников появилась черная краска – ее добывали из древесного угля и сажи.. Синюю краску получали из лазурита - минерала, который привозили в Европу из Китая и Средней Азии. Эта краска была очень дорогой, к тому же сложной в употреблении. Большой популярностью у древних художников пользовалась охра – природная смесь желтых, коричневых и красноватых минералов. Зеленый цвет давали соединения меди, прежде всего малахит. Находили наши предки и киноварь (ртутный минерал), дающую ярко-красную краску малинового оттенка. Киноварь и некоторые другие минералы, содержат ядовитые вещества, которые вредят здоровью[1,2].
Для того чтобы можно было бы разрисовывать выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани, потребовались другие краски. Эти краски дали растения. Растительные красители не образуют красочного слоя, а проникают в толщу окрашиваемой поверхности, поэтому они применяются в основном для окраски тканей. Народный способ окраски растениями известен издавна. [1]
Также природные красители получались при переработке мелких существ. Красящее вещество красивого, светло-коричневого тона получали из чернил каракатиц - морских головоногих моллюсков рода "сепия". В Х веке до н. э. финикийцы изготавливали пурпурный краситель из улиток-багрянок, который в течение нескольких веков являлся самым ценным красителем. Ведь для получения одного грамма пурпура требовалось обработать 10 тысяч улиток. Интересен тот факт, что в Древнем Риме простолюдина за ношения одежды пурпурного цвета могли обезглавить. Красная краска кармин добывалась из кошенили – насекомых семейства червецов. Отсюда в русском языке пошло слово «червонный» - красный, красивый.[2]
1.2.Растительные краски
Природные краски, получаемые из растений, принято называть растительными красками. Использование растительных красителей началось за 3 000 лет до н.э. Люди применяли краски, украшая свое тело, оружие, одежду и жилище. Первоначально использовались ярко окрашенные соки лепестков цветов, позже листья, стебли, корни и плоды деревьев, а еще позднее – специально приготовленные из растений красители.
Так, уже в Древнем Египте использовали краску синего цвета, изготавливаемую из растения рода индиго[4].
В древности индиго был широко распространен в Китае, Индии и Персии. Из Индии красители импортировали в Грецию. Индиго, с помощью которого окрашивали ткани, наделяя их ярким и насыщенным цветом, что придавало ему огромную ценность.
1.2.1.Краски на растительной основе, используемые в древности
В Персии красный краситель - получали из корней марены.
В Мексике синий, красный и черный краситель – получали из сандалового дерева кампеш. После открытия Колумбом Америки это дерево ставили вывозить и в Европу.
В Армении кармин (красный краситель) изготавливали из высушенной мохнатой тли, которая живет на кактусе опунции.
В Дагестане из марены красильной получали множество красителей, которые обладали неувядаемой яркостью и многоцветием. Особенно широко применяли такую краску для окрашивания шерстяных ковров. Недаром славились дагестанские ковры своей окраской.
В Древней Руси
красный краситель получали из цветка сафлора;
синий краситель из корня горца красильного;
вишневый краситель из лишайника степной залотянки;
желтую краску получали из корней щавеля конского;
фиолетовые тона получали из ежевики и черники[4].
Позднее краскоделы могли получать красители разных цветов из одного и того же растения, так
желтый, зеленый и черный красители получали из манжетки.
красный, желтый и оранжевый из зверобоя.
А вот привозными красителями в древней Руси пользовались крайне редко.
В Европе
синий краситель получали из растений мелколепестника.
Желтый краситель из корневища крушины или же лапчатки.
Черный краситель получали из дубовых орешков или же из чернил каракатицы или
oсьминога[4].
1.2.2.Процесс получения краски растительного происхождения
Для получения растительных красок, как правило, предварительно их размельчали, а затем кипятили в воде. Следующим шагом, раствор выпаривают для достижения нужной консистенции. А затем для окрашивания тканей (льна, шерсти) помещали их в горячую воду с полученным раствором. Для прочности добавляли соду или другие вещества.
Природные красители растительного происхождения используют не только для окраски тканей, но также и для приготовления напитков, кремов, карамели.
Одним из недостатков природных красок из растительного сырья является то, что они не хранятся долго, и именно по этой причине они не нашли широкого применения в промышленности. На смену растительным – пришли синтетические краски, которые широко используются в пищевой и других сферах народного хозяйства[4].
1.2.3. Краски из хны.
Лавсония неколючая (Lawsonia inermis представляет собой вечнозелёное культивируемое тропическое ветвистое растение.Хна - краска из высушенных листьев лавсонии. Уже тысячи лет хна используется в качестве красителя для волос, применяется в их лечении, она же используются в качестве сырья для производства духов, а так же является одним из главных инструментов в искусстве Менди - росписи по телу [2].
История использования хны. Хна самое востребованное косметическое средство всех времён. Археологи обнаружили остатки хны на волосах и ногтях египетских мумий, выдвинув предположение, что самые ранние свидетельства об использовании этого растения относятся к 1200 г. до н. э. Египтяне пользовались хной для окраски ногтей, а ногти, не покрашенные в красный цвет, считались дурным тоном. Говорят, великий Пророк Мухаммед красил хной волосы и бороду. Чтобы не отставать от своих мужчин, мусульманские женщины тоже окрашивали хной руки и ноги. Из Египта хна попала в Индию. Существует предание, что первой индийской царицей, которая нанесла на тело орнамент пастой из хны, была супруга правителя Шах-Джахана, в память о которой возведён мавзолей Тадж-Махал.
Порошок хны и листья хны - подарок природы человечеству. Хна - естественный продукт, имеющий разностороннее применение: для росписи по телу (татуаж), краска для волос, лекарство для кожи головы и средство для улучшения структуры волос, используется в современной медицине, а также в Аювердической медицине, лечение дерматологических и стоматологических заболеваний [3].
1.3.Что такое батик.
Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
На ткань ( шёлк, хлопок, шерсть, синтетику) наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок)[2].
Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др.
Происхождение. Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска». Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
История батика. Многие археологические находки подтверждают факт существования батика в древних цивилизациях. Стоит вспомнить, к примеру, древние перуанские ткани, которые были распространены много тысяч лет тому назад. Технологию батика применяли в древней Японии, Китае, Шри-Ланке, Шумере, а также в различных африканских государствах. Искусство росписи тканей — батик, принесло миру сари Индии, кимоно Японии, сарафаны России. В качестве оригинального украшения в японском интерьере очень часто использовались ширмы с применением техники батика. Они украшались стихами, каллиграфией и живописью. Животные приемы, сами материалы (шелк, тушь), техника и методика весьма близка к древней китайской каллиграфии. Методика росписи требовала огромного умения, ведь шелк предварительно подвергался обработки рисовым крахмалом, специальными составами, квасцами. На полотнах зачастую писали полусухой кистью. Полностью готовое изделие создавало ощущение дороговизны, роскоши в традиционном лаконичном японском интерьере. Сравнительно недавно в нашем государстве возникла ручная роспись хлопчатобумажных и шелковых тканей. В начале 20-го века отечественные художники, которые изучали технику росписи на тканях, создали абсолютно новую технологию "ГУТТА" (применение резервирующего состава для точного нанесения контура рисунка), которая на сегодняшний день, является чрезвычайно популярной во всем мире. Современная методика батика вобрала в себе все самые лучшие художественные особенности многих изобразительных искусств — пастели, мозаики, витража, акварели и графики. В отличие от других художественных ремесел, тут нет прямых преемственных взаимосвязей с крестьянским бытовым и натуральным искусством и нет прочно утвердившихся традиций. Батик, роспись по ткани, оформляет идеи на изделиях, которые, так или иначе, дополняют костюм (галстуки, палантины, шарфы, шейные и головные платки), а также портьеры, панно, придающие абсолютно любому интерьеру своеобразную изысканность. Как бы там ни было в наши дни, как и прежде больше всего ценится ручная роспись на тканях, поэтому многие художники в основном создают ручные произведения искусства, сочетая традиции японско-китайской росписи и технологию яванского батика[5].
Современный батик — это ничто иное, как техника росписи ткани, которая черпает свои корни из древнего Китая, Индонезии, Африки, а также Южной Индии. Традиционно эскизы для батика наносились на ткань очень тонким слоем воска, после чего материал погружался в специальную краску. Стоит отметить, что при такой процедуре покрытые воском ткани не окрашивались.
1.4. Техника батика
Все множество существующих техник батика можно разделить на две основные группы: горячий батик и холодный батик.
1.4.1.Техника горячего батика
Метод горячего батика отличается от метода холодного тем, что в качестве резервирующего вещества используется воск (парафин, стеарин или их смесь). Горячий воск с помощью кисти из щетины или специальной медной лейки наносят нате места ткани, которые должны остаться белыми, (восковое пятно должно быть прозрачным и темным, а не белым и матовым). Затем вся поверхность ткани заливается сильно разбавленными растворами красителя. После высыхания ткани воском закрывают те участки, которые должны остаться светлоокрашенными, а остальное пространство закрашивается более в темные тона. Цикл: резервирование – крашение – сушка повторяется несколько раз и заканчивается нанесением черной краски.Для горячего батика потребуется растопленный воск, в качестве воска может служить белая хозяйственная свеча[5].
1.4.2.Техника холодного батика
Техника холодного батика более разнообразна. Холодный батик, также называемый европейским, в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. Холодный батик относится к европейской модификации классических техник. В технике холодного батика используют краски на основе анилина. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой ( резиновый ), и жидкий (на основе бензина). Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания живописных станковых либо декоративных работ.
Техника холодного батика более разнообразна.
Техника свободной росписи на ткани очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Ее еще называют акварельной техникой.
Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо резервирующих веществ, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, сольветозы, желатина, анальгина и др.). Для набора «батик – хобби» лучше всего подходит КМЦ, продающийся в магазинах в качестве обойного клея. Порошок КМЦ хорошо разводится в теплой воде, щетинистой кистью жидкий клей наносится на ткань, ткань высушивается и дальше по ней можно работать как по акварельной бумаге.
Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью[5].
Холодный батик требует более аккуратной и тщательной работы над произведением, так как он создаётся «в один слой» (в отличие от многослойного горячего батика). В технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания живописных или декоративных работ.
2.Практическая часть
Опыт 1.Получение на бумаге следа сока растений.
Началась наша работа с того, что мы проверили, насколько хорошо оставляет след на бумаге сок растений. Для этого собранные цветы и растения отбивали на белой бумаге. Результаты оказались удовлетворительными : силуэты растений были видны, но не было чёткости контура, яркости цвета (приложение I, фото 1 - 3)
Опыт 2.Получение рисунка на бумаге с помощью свёклы.
В этом случае мы использовали трафареты, а окрашивали рисунок, используя кусочки свежеочищенной свёклы. Результат этого опыта был более удачным: полученные рисунки были более яркими (приложение II, фото 4 - 9).
Изучая в литературных и интернет источниках вопросы о написании картин растительными красками, мы нашли заинтересовавший нас момент – использование растительного сырья – хны. Попробовать работу с хной решили в технике батика. Для работы в этой технике необходимо было подготовить деревянные рамы, на которые натянули и закрепили хлопчатобумажную ткань.
Опыт 3.Выполнение рисунка на ткани красками из хны.
Для письма по ткани мы использовали технику холодный батик — ручную роспись по ткани с использованием резервирующих составов. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Мы использовали готовый резерв – жидкий прозрачный раствор.
Холодный резерв наносится специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, которые оснащены удлинённым носиком. Наносится резерв по контуру рисунка на полотне, чтобы не допустить в последующем растекания краски по волокнам ткани. Им мы нарисовали очертания цветов и листьев. Чтобы изображения цветов были ровными, мы подложили распечатанное на бумаге изображение под полотно
и снизу подсветили лампой для лучшей видимости ( приложение III, фото 11 и 12) . Полученный на полотне контур рисунка оставили на сутки, чтобы он хорошо просох.
Порошок хны разных цветов подготовили к работе ( приложение III, фото 12 и 13)
При письме хной на тканевом полотне для изменения оттенок и цвет используемой хны, мы использовали следующие инструкции:
Чтобы цвет хны был более насыщенным и ярким, в 100 г хны добавить 10 г молотой гвоздики.
Для получения пурпурного оттенка добавить в кашицу с хной свекольный сок.
Для получения светло-жёлтого оттенка добавить в хну крепко заваренный чай.
При смешивании с горячим красным вином хна становится красноватой.
Для получения тёмного оттенка в хну добавить кефир.
На следующий день продолжили выполнение рисунка (приложение III, фото 14 и 15)
Для выделения некоторых частей рисунка использовали дополнительный раствор хны, который используется для нанесения временных татуировок.
После выполнения рисунка с изображением цветов, в той же технике был выполнен рисунок с изображением жирафов(приложение IV, фото 16 и 17)
Опыт 4. Выполнение рисунка на ткани соками фруктов и овощей.
Для выполнения работы были приобретены замороженные ягоды облепихи, черники, смородины и корнеплод свёклы. Ягоды измельчили блендером до однородного состояния, свёклу натёрли на ручной тёрке, полученные массы отжали через марлю (приложение V, фото 18,19,20). Ещё в качестве краски использовали разведённый порошок куркумы.
На полотне, как и в предыдущем случае, нарисовали контур будущего портрета и жидким холодным раствором для батика обвели его (приложение V,фото 21).
На полотно нанесли первый желтый слой краски, дали ему просохнуть. Цвет оказался слабым, едва заметным и мы нанесли ещё один слой, теперь уже куркумы. Затем начали писать другими красками. Работу оставили для просушки. Краски опять стали не такие яркие, как хотелось бы, желтый цвет выделялся больше всех (приложение V, фото 22). Для получения более интенсивного цвета приходилось сок наносить неоднократно, использовали большое количество сока. Для получения более чёткого изображения выделили необходимые части красками из хны. Когда на следующий день сок на портрете высох, то краски остались яркими, заметными.
Следующий портрет, благодаря приобретённому опыту, был написан быстрее (приложение,VI фото 23 и 24).
Заключение.
По литературным и интернет источникам были изучены история происхождения и приготовления красок из растительного сырья, изучена техника выполнения разных видов батика.
При выполнении рисунка на бумаге был использован сок , полученный из свёклы. Получился довольно яркий, бордовый цвет, который при высыхании немного посветлел. Через время цвет немного изменился.
После подготовки холстов были выполнены две работы в технике холодного батика с использованием красок из хны, Получившиеся работы были выполнены в жёлто- коричневых тонах, достаточно яркие. Работы выполнены пять месяцев назад, цвета не изменились.
Следующие работы были выполнены, как и предыдущие на ткани с применением растительных красок из соков облепихи, черники, смородины, свёклы и куркумы. Для получения желаемого цвета и оттенка приходилось наносить растительную краску неоднократно. Для придания более чёткого контура при написании портретов применили краски из хны, которые имеют более тёмный цвет.
Подводя результаты своего опыта, можно отметить, что выполняя художественные работы растительными красками, можно добиться очень интересных результатов. Наши картины сохранили свой первоначальный вид в течение полугода. К тому же это довольно необычная и экологически чистая замена красок, созданных с использование химических компонентов.
Список литературы.
1.http://allforchildren.ru/why/misc9.php
2.https://ru.wikipedia.org/wiki
3.http://www.persianshop.com.ua/info.php?articles&articles_id=14 Тайны хны
4.http://kraskamira.ru/article/rastitelnye-kraski
5.http://mrvov.ru/risunok-na-tkani-tehnika-i-metodika-naneseniya/
ПРИЛОЖЕНИЯ
КУМИЦКАЯ Ирина Радионовна
Краснодарский край, г. Абинск
МБОУ СОШ № 38 , 8«Г» класс
ПРИМЕНЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНЫХ КРАСОК ПРИ
НАПИСАНИИ КАРТИН В ТЕХНИКЕ БАТИКА
Научный руководитель:
Игнатенко Ирина Сергеевна, педагог организатор
МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Абинск Приложение I
Получение отпечатков сока растений.
Фото 1. Подготовка растений.
Фото 2.Отбивка растений
Фото 3.Полученные отпечатки.
Рисунки свекольным соком. Приложение II
Фото 4.Подготовка трафаретов и сока свёклы. Фото 5. Нанесение сока на трафарет.
Фото 6-7.Получение отпечатка свекольным соком через трафарет
Фото 8 и 9. Рисунки, выполненные свекольным соком.
Нанесение и выполнение рисунка на ткани хнойПриложение III
Фото 10 и 11. Нанесение контура рисунка на полотно
Фото 12 и 13. Подготовка хны к работе.
Фото 14 и 15. Выполнение хной рисунка на полотне.
Работы, выполненные хной. Приложение IV
Фото 16. Цветы
Фото 17. Жирафы.
Приложение V
Выполнение рисунка на ткани растительными соками.
Фото 18 и 19 . Подготовка сока ягод к работе
Фото 20 Подготовка сока. Фото 21.
Фото 21 и 22. Написание портрета растительными соками.
Приложение VI
Работы, выполненные растительными соками и хной.
Фото 23.
Фото 24.