Картина с подсветкой "Сохраним природу"

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Картина с подсветкой "Сохраним природу"

Белов Ф.О. 1Волкова Е.Р. 1Серг Я.В. 1Шевчук П.С. 1
1МБОУ Голицынская СОШ №1
Холопова И.В. 1
1МБОУ Голицынская СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Цель работы:

Изготовить для школьного интерьера информационную картину с подсветкой из бросового материала на тему: "Сохраним природу".

Задачи проекта:

Рассмотреть причины загрязнения природы, проблему мусора на нашей планете;

Познакомиться с современными художниками и скульпторами, которые применяют в своих работах нетрадиционные материалы;

Дать определение, что такое аппликация. Указать их виды;

Познакомиться с нетрадиционными техниками аппликации;

Развивать творческое воображение, творческие способности;

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

Сделать работу малой группой и с родителями;

Спроектировать работу из бросового материала, используя прием аппликации, на тему: "Сохраним природу".

Этапы исследования:

Начальный этап: выбор темы.

Результат: тема проекта выбрана. Картина-аппликация с подсветкой на тему: "Сохраним природу".

Подготовительный этап:

Анализ и сбор информации о применения бросового материала современными художниками и скульпторами;

Анализ и сбор информации о разновидностях аппликаций с применением нетрадиционных материалов;

Изучение исторических данных и интересных фактов.

Результат: Информация собрана и обработана.

Основной этап:

Создание реферата;

Практическая работа - изготовление настенного светильника.

Результат: Реферат создан, светильник - изготовлен.

Заключительный этап:

Защита проекта

Результат: Выступление перед учащимися начальных классов, защита проекта на школьной научно-практической конференции.

Актуальность проекта:

Загрязнение окружающей среды - одна из важнейших проблем в наше время. С каждым годом растёт объём отходов, в том числе и токсичных. Все отходы представляют угрозу для окружающей среды, многие из них опасны для здоровья человека, т.к. содержат красители, растворители, моющие средства, лекарства, ртуть и т.д..

Природа - это наш дом, и мы должны любить и охранять ее. Без природы жизнь на Земле прекратится, а значит, как и миллионы лет назад на Земле не будет ни одного живого организма. Человечество очень сильно загрязняет природу, это очень актуальная современная проблема.

У нас должно быть ценностное отношение к природе. Мы должны знать из чего производится бумага и картон и как их можно перерабатывать, тем самым сохраняя деревья; должны проявлять эстетические чувства, фантазию и творчество при работе с бумажными отходами.

Мы не должны разбрасывать мусор. Ведь бумага, брошенная нами, будет лежать более 2-х лет, консервная банка - 30 лет, полиэтиленовый пакет более 200 лет, а стекло 1000 лет.

Использование в работе бросового материала позволяет решать задачи экологического, умственного, эстетического воспитания, исследовательской деятельности, конструирования и ручного труда. Развивать творческое воображение и фантазию при использовании бросового материала для изготовления поделки. Воспитывать у нас чувство ответственности за своё поведение в природе!

I. Теоретический раздел.

1. Общие понятия.

1.1 Понятие природы.

Природа - это ВСЕ что нас окружает, от самой далекой звезды до песчинки под твоими ногами.

Часто мы произносим слово «природа», когда собираемся отдохнуть за городом или пытаемся охарактеризовать среду своего обитания.

Иногда мы сожалеем, что человечество не может покорить природу, или радуемся, осознавая, что она еще не уничтожена окончательно. Что же означает это слово? Определений ему множество. Самое простое гласит, что природа – это объект изучения естественных наук. Но оно вовсе не раскрывает сущность понятия. Так что же такое природа?

Что означает слово «природа»?

Термин «природа» имеет древнерусские корни. По сути, понятие состоит из двух слов – приставки «при» и корня «род», что означает «при Роде». Род – это божество в древнерусской мифологии, выступавшее воплощением рода, единства потомков от общего предка. Именно от имени этого бога произошли такие понятия, как «родиться», «новорожденный», «роженица».

Некоторые историки связывают термин с латинским словом natūra, указывающим на рождение или миропорядок, то есть на внешний мир, который существует многие миллионы лет и не может изменяться в результате человеческой деятельности.

Что такое природа?

Современная трактовка слова «природа» подразумевает естественную среду обитания человека или биосферу Земли, то есть оболочку нашей планеты, охваченную жизнью. Иными словами, природа – это всё, что нас окружает, за исключением вещей, созданных человеческими руками.

К ней можно отнести леса, моря, поля, речные русла, цветы и, в конечном счете, самого человека. Существует множество наук, которые занимаются изучением всего, что относится к природе. Это и география, и биология, и астрономия, и даже физика с химией.

Из чего состоит природа?

К природе можно отнести любые явления и объекты, не созданные человеком. В первую очередь, земной шар. На сегодняшний день Земля является единственной известной планетой, на которой существует жизнь. Появившись 4,54 миллиарда лет назад, она претерпела значительную эволюцию, превратившись из газопылевового облака в живую планету со своей атмосферой, водной средой и твердой земной оболочкой, состоящей из тектонических плит. Биологические и геологические процессы, происходившие на Земле, и сформировали ту природу, которую мы знаем сегодня.

Неотъемлемыми составляющими природы являются погода и климат, различающиеся в зависимости от региона и высоты над поверхностью планеты. К природе относится вода – химическое соединение, без которого не может существовать ни одно живое существо. Вода наполняет озера, моря, океаны, течет в реках и ручьях, в твердом состоянии покрывает горные склоны, а в парообразном содержится в атмосфере.

Кроме того, природа – это почвы, растительный и животный мир, околоземное пространство, пустыни, горы, атмосферный воздух и многие другие компоненты, которые в совокупности создают наиболее оптимальные условия для существования жизни на Земле.

Человек мало понимает, что такое природа, потому что возводит заводы и фабрики, которые отрицательно сказываются на балансе природе. Реки становятся грязными, чистого воздуха становится меньше. Деревья не успевают очищать его, так как они вырубаются человеком для строительства новых городов. Может возникнуть ощущение, что природа живая, так как происходят природные катастрофы. За последнее время участились наводнения и цунами, землетрясения. Гибнет много людей. Природа восстанавливает баланс между людьми и природой.

1.2 Проблема загрязнения природы.

Загрязнение природы человеком представляет собой одну из самых древних проблем истории цивилизации. Человек издавна рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов, стремясь достигнуть независимости от нее, улучшить условия своего существования. Пока народонаселение и масштабы производства были не велики, а природные пространства были столь обширны, то для достижения поставленных целей люди были согласны пожертвовать частью нетронутой природы, равно как и некоторой степенью частоты воздуха и воды. Но, очевидно, этот процесс в нашем относительно замкнутом, небеспредельном мире не может продолжаться бесконечно. По мере роста масштабов производства его экологические последствия становились все более серьезными и распространенными, а природные пространства непрерывно сокращались. Расширяя сферу своей деятельности, человек начал создавать искусственную среду обитания - техносферу, в замен естественной природной среды - биосферы. Однако любая сфера практической деятельности человека требует знаний законов природы. Энергетики, проектирующие гидроэлектростанции, столкнулись с проблемами сохранения нерестилищ и рыбных запасов, нарушением естественных водотоков, изменением климата в районе водохранилищ, исключением из хозяйственного пользования площадей плодородных земель. Осушение болот ради расширения площади сельскохозяйственных угодий во многих случаях привело к обратному эффекту - снижению уровня грунтовых вод, гибели пастбищ, лесов, превращению огромных площадей в районы, покрытые песком и торфяной пылью. Предприятия, особенно химические, металлургические, энергетические своими выбросами в атмосферу, сбросами в реки и водоемы, твердыми отходами уничтожают растительный, животный мир, вызывают заболевания у людей. Стремление получать более высокие урожаи обусловило использование минеральных удобрений, пестицидов и гербицидов. Однако их чрезмерное применение приводит к высокой концентрации вредных веществ в сельскохозяйственной продукции, что может вызвать отравление людей.

Классификация загрязнений природы.

Существует несколько классификаций загрязнений природы, основанных на их источнике, направленности, других факторах.

Итак, выделяют следующие виды загрязнения окружающей среды:

Биологическое – источником загрязнения являются живые организмы, оно может происходить по естественным причинам или в результате антропогенной деятельности.

Физическое – приводит к изменению соответствующих характеристик окружающей среды. К физическому загрязнению относят тепловое, радиационное, шумовое и другие.

Химическое – увеличение содержания веществ или их проникновение в окружающую среду. Приводит к изменению нормального химического состава ресурсов.

Механическое – загрязнение биосферы мусором.

В действительности один вид загрязнения может сопровождаться другим или несколькими сразу. Это и повсеместное загрязнение воздуха промышленными отходами и газами, и загрязнение водоемов, а также проблема мусора и утилизации отходов.

1.3 Проблема мусора на нашей планете.

Отходов жизнедеятельности человека стало слишком много.

Жизнедеятельность человека тесно связана с возникновением продуктов распада, пищевых и производственных отходов. Некоторые из них должны подвергаться правильному способу обработки, иначе они могут нанести серьезный вред окружающей среде. Кроме того, время распада многих материалов зашкаливает за 100 лет. Активное загрязнение планеты и нерешенная проблема мусора привели к глобальным изменениям – уничтожению среды для существования живых организмов.

Вывоз мусора, особенно из больших городов, становится все большей проблемой современности. Ни одна из развитых и развивающихся стран не может похвастаться налаженной системой утилизации отходов. На сегодняшний день только 60% отходов получают вторую жизнь путем переработки, куда же деть оставшиеся 40%? Сжигание или захоронение не особо целесообразно, что осложняет и без того накаленную обстановку.

Куда девать отходы?

Проблема утилизации мусора касается абсолютно всех типов отходов: от бытовых до химических. Более того, многие из них имеют опасные продукты распада, что существенно усложняет способы переработки. Мусор, разлагаясь, выделяет спирты и альдегиды, которые затем просачиваются в почву, жилые дома и попадают в воздух. И без того загрязненная окружающая среда терпит еще одно вторжение токсичных веществ. И это ведь происходит не раз в год, а каждый день и во многих местах.

Экологическая проблема мусора приобретает пугающие масштабы, ведь с каждым днем количество непереработанных отходов только возрастает, и никто не может дать четких указаний для борьбы с этой проблемой. В Италии, к примеру, уже несколько городов просто завалены неутилизированными отходами. Проблема мусора дает о себе знать наиболее остро в таких городах, как Неаполь и Палермо. Чтобы хоть как-то освободить для себя жилое природное пространство, жители сжигают мусор прямо на центральных площадях города. Страшно сказать, что творится на окраинах этих городов. Зловонные пары клубятся в воздухе и загрязняют и без того ужасный воздух.

С чего начинать решение проблемы?

Проблема загрязнения мусором зачастую не имеет решения из-за плохо налаженной системы вывоза, отсутствия надлежащего места или заводов для утилизации, а также компаний, совершающих такую грязную работу. Наиболее действенный, но в то же время трудоемкий процесс - перераспределение мусора на вторичную переработку или для использования в качестве удобрений. Особенно актуален метод для стран, имеющих развитую промышленность. Некоторый мусор, согласно такой политике, сжигается в печах для выработки энергии. Кроме того, переработка отходного материала в подобные новые продукты в итоге снижает затраты государства на производство и заодно решает проблему загрязнения мусором. Например, производство бумаги из макулатуры требует намного меньше затрат энергии и воды. Благодаря такому решению становится возможным решить не только проблему загрязнения мусором, но и избавить атмосферу от лишних парниковых газов.

2. Мусор как бросовый материал для творчества.

Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии. Что не жалко выбросить, но можно пустить в дело.

Для создания оригинальных украшений и функциональных предметов применяют не только покупную дорогостоящую фурнитуру и прочие принадлежности, но и бросовый материал. Это предметы, которые человек использовал в быту, а потом выбрасывает за ненадобностью. К нему относятся использованная картонная упаковка, пластиковые и стеклянные бутылки, ячейки для яиц, отслужившие свой срок шины и детали от различных вышедших из строя механизмов. Все, что не жалко выкинуть, может в умелых руках превратиться в оригинальный предмет, который может стать украшением интерьера или подарком для дорогого человека.

В мире назревает экологическая катастрофа из-за того, что резко возросло количество выбрасываемого мусора. Огромные свалки не только уродуют облик пригородов, но и создают угрожающую экологическую обстановку. Художники всего мира создают свои творения в модной технике треш-арт1. Это возможность неравнодушным и увлеченным людям всего мира использовать повторно бросовый материал. Это течение набирает обороты с каждым годом.

В оформлении дачи или приусадебного участка можно с размахом использовать бросовый материал. Это и старые покрышки, из которых можно сделать и многоярусные клумбы, и яркие скульптуры. Их также используют для изготовления уличной мебели, которой не страшны капризы погоды. Старые ведра и разбитая посуда могут послужить материалом для уличных светильников и кашпо для цветов. Вездесущие пластиковые бутылки - незаменимый материал для оформления грядок и клумб. С их помощью можно не только украсить участок и очертить границы посадок, но даже применять их в качестве устройства для полива, когда нет возможности часто посещать загородный участок. А стеклянные бутылки - это не только основа для поделок, но и дешевый строительный материал, из которого умельцы возводят беседки и другие строения. В умелых руках даже крышечки от бутылок превращаются в материал для творчества. Скучный забор из сетки - рабицы или глухая стена дома превращаются в арт - объекты после оформления их мозаикой из цветных бутылочных крышечек.

Можно широко применять при изготовлении поделок бросовый материал. Это предоставляет возможность дать простор фантазии. К примеру, стеклянные бутылки интересной формы, которых теперь так много в продаже, могут обрести вторую жизнь, если из них изготовить такой нужный в хозяйстве предмет, как ваза. Из бросового материала можно сделать светильники, кашпо для комнатных цветов, панно и картины. В ход могут пойти не только пластик или стекло, но и скорлупа от яиц, старые газеты и журналы, скорлупки от орехов. К примеру, фисташки могут стать основой для стильной бижутерии или венка. Также можно изготовить украшения из молний от старых вещей и ключей от сломанных замков. Фото бросового материала, превращенного в шедевры, можно найти в нашей статье. Яичная скорлупа может также стать источником вдохновения. Ее осколки можно наклеить на картонную основу и затем раскрасить красками или приклеить салфетки в технике декупаж2. Такая аппликация из "бросового" материала смотрится изысканно и благородно, словно старая мозаика или потрескавшаяся от времени масляная картина.

Вчерашние газеты, прочитанные за ужином, могут стать основой для поделок. Техника изготовления папье-маше известна уже давно, но благодаря современным новым идеям она расширилась. Современные мастерицы объединяют ее с другими видами рукоделия, к примеру, с декупажем, и получаются потрясающие вещички. А сколько людей увлечены плетением из газетных трубочек! Умельцы изготавливают и оригинальные корзинки, и кашпо, и коробки для мелочей. А некоторые умудряются даже изготовить плетеную мебель и вазы.

Бросовый материал – это замечательная основа для детского творчества. Малыши с удовольствием придумывают новые возможности для применения, казалось бы, ненужных предметов. Детская фантазия позволяет превратить несколько пластиковых стаканчиков в персонажей любимой сказки.

3. Обзор современных художников и скульпторов, которые используют в своих работах бросовый материал.

Не один десяток современных художников доказал своим творчеством, что любой предмет может стать арт-объекто3м. В своих работах вместо красок и глины они используют нетрадиционные материалы, многие из которых обычно используются в быту. Кто-то по воле случая пришел к своему материалу, кто-то намеренно решил вдохнуть жизнь в безликие предметы, а кто-то постоянно экспериментирует с инструментами и материалами, выбирая их в зависимости от задуманного проекта.

Рассмотрим некоторых художников и скульпторов, взявших для творчества в свои руки бросовый материал (Приложение 1):

Сергей Шеховцов: скульптуры из поролона

В обыденной жизни поролон всегда спрятан, задекорирован; только на помойке из-под разорванной обшивки торчат неопрятные клочья. Сергей Шеховцов обнаружил, что скульптуры, вырезанные из поролона, становятся словно живыми: мягкая и рыхлая поверхность создает эффект реальной человеческой кожи. Впрочем, скульптор делает из своего любимого материала не только людей, но и предметы. В одной из самых знаменитых его работ - поролоновые люди в поролоновом театре смотрели поролоновый фильм.

Джейн Пёркинс: панно из мусора

Художница Джейн Пёркинс из Великобритании известна своими красочными панно из мелкого мусора. В 2006 году она получила учёную степень за проект «Использование вторичного сырья в искусстве и дизайне». С тех пор художница использует свои картины, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам экологии, наглядно показав важность сортировки, переработки и вторичного использования отходов. Её работы – яркий пример того, каким «красивым» может быть бесполезный с виду мусор. Среди картин Пёркинс – портреты знаменитостей и репродукции известных картин, выполненные с идеальной точностью из мелких деталей. Материал для своих картин художница находит на улице, блошиных рынках или получает от поклонников.

Йонг Хо Джи: скульптуры из шин

Кореец Йонг Хо Джи из Сеула делает скульптуры из старых шин. Среди его работ – реальные животные и фантастические существа, похожие на монстров из японских и американских фильмов. Процесс изготовления статуй занимает до трёх месяцев ежедневной работы. Сначала Хо Джи изготавливает каркас фигуры, затем обтягивает скульптуру полосками из шин, соблюдая все анатомические особенности. Сейчас статуи корейца можно увидеть в музеях его родной страны и США. Даже герцог и герцогиня Девоншир не остались равнодушными к работам скульптора и приняли в садах своего родового имения выставку современного искусства, которая была открыта для посещения с 9 сентября по 30 октября 2011 года.

Вик Мунис: картины и инсталляции из мусора

Бразилец Вик Мунис создаёт свои картины и инсталляции из мусора и еды. Став художником, он обратился к нетрадиционным материалам. В своём творчестве Вик Мунис использует всё, что можно найти на помойке. Мировую известность он получил в 2009 году благодаря серии гигантских инсталляций-полотен, созданных на свалке в Бразилии. Этот проект лёг в основу фильма «Свалка», получившего номинацию на «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм» 2011 года. Деньги, вырученные от продажи работ, были переданы натурщикам – сборщикам мусора.

Эль Анацуи: гобелены из алюминиевых банок

Эль Анацуи уже много лет собирает по всему Лагосу и Нсукке использованные жестяные крышки и алюминиевые банки. В этом ему помогают местные подростки, которые получают за свою работу денежное поощрение. Из собранного мусора художник делает удивительные гобелены и инсталляции. Работы Эль Анацуи украшают музеи и художественные галереи по всему миру, включая нью-йорский Метрополитен, Центр Помпиду в Париже и Британский музей. По словам художника, он «возвращает Западу то, что было привезено в Африку». Его «скульптуры», выполненные из мусора, символизируют общество потребления и соблазны, которое ассоциируются с ним.

Жиль Сеназандотти: cтатуи из морского мусора

Корсиканский художник Жиль Сеназандотти делает фигуры животных из пластиковых отходов, найденных на берегу океана. С помощью своего творчества он пытается обратить внимание общественности на проблему мусора, заполонившего планету. Идея статуй из пластиковых отходов пришла художнику вместе с увлечением сёрфингом. Катаясь на доске, он из раза в раз поражался тому, в каком состоянии остаются пляжи после очередного наплыва туристов. Вместе с другими сёрфингистами Сеназандотти стал очищать прибрежную полосу от пластика и делать из него скульптуры. Недавно он объединился с художником Тьери Леде, чтобы создать арт-группу. Первой совместной работой команды стала серия картин из отходов, найденных на берегу корсиканского пляжа «Кап-Корс».

Молли Би Райт: мозаика из жестяных крышек

Американская художница Молли Би Райт создаёт мозаики из жестяных бутылочных крышек. Сегодня на её счету сотни картин, каждая из которых весит, в среднем, 50 килограмм. Среди работ художницы – портреты и пейзажи, репродукции известных картин, изображения достопримечательностей и животных, сделанные как на заказ, так и по собственной инициативе. На создание своих полотен Би Райт тратить от 3000 до 7000 тысяч разноцветных крышек, а размер картин варьируется от 2 до 4 метров.

Нина Бош: коллажи из проездных билетов

Немецкая художница Нина Бош делает коллажи из использованных проездных билетов нью-йоркского метро. В общей сложности художница собрала более 30 тысяч транспортных карт. Идея создать мозаику из столь необычного материала впервые пришла к художнице 12 лет назад, когда она думала над подарком для американской семьи, в которой жила по обмену. В результате Нина смастерила карту США из билетов. Среди работ художницы – портреты Джона Леннона, Вуди Аллена, Одри Хепберн, а также изображения Статуи Свободы, Бруклинского моста и других достопримечательностей Нью-Йорка.

Зак Фриман: картины из бытового хлама

Художник Зак Фриман посвятил своё творчество обычным людям, портреты которых он собирает из уличного мусора. В ход идёт всё, начиная от выброшенных ручек и пластиковых крышек, заканчивая детским конструктором и пуговицами от одежды. По словам самого художника, он понял, что мусору можно найти более достойное применение, чем просто выбросить его на свалку. Вблизи работы Фримана смотрятся, как груда хлама, но на расстоянии трёх метров они превращаются в объёмные портреты.

4. Аппликация. Виды аппликации.

Аппликация -вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей. Аппликация отличается от других видов изобразительной техники-силуэтностью, плоскостной обобщенной трактовкой образа, выразительностью изображения, более обобщенной формой.

Аппликация – один из самых доступных и понятных видов творчества. Ведь аппликация развивает моторику, мышление, эстетический вкус и воображение. Кроме того, любой вид аппликации поможет изучить свои тактильные ощущения, особенно, если вы будете работать с различными видами аппликаций, и будете брать для своих поделок не только бумагу, но ткань, крупу, засушенные листья и цветы. Итак, давайте рассмотрим, какие виды аппликации бывают.

Виды аппликации (Приложение 2):

Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи особенностей фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облако). Разрываем бумагу на кусочки и составляем изображение, так же можно усложнить технику: не просто рвать бумажки, а выщипывать контурный рисунок (фигурки).

Накладная аппликация. Позволяет получить многоцветное изображение. Последовательно создаем картину, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая последующая деталь была меньше по размеру.

Модульная аппликация (мозаика). Образ выкладывается из множества одинаковых форм разного цвета - рваных бумажек, вырезанных кружков, квадратиков, треугольников.

Симметричная аппликация. Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация. Способ позволяет получить гирлянду из изображений.

Силуэтная аппликация. Вырезание сложных силуэтов по нарисованному или воображаемому контуру.

5. Нетрадиционные техники аппликации с использованием бросового материала.

Рассмотрим нетрадиционные техники аппликации (Приложение 3):

Квиллинг4, также бумагокручение, - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Коллаж5 - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Оригами6 - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток. Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

возможность создавать шедевры без ножниц;

развитие мелкой моторики маленьких ручек;

развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликация из крупы. Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из соломы необычайно привлекательны: они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит, как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений. В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев - так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Аппликации из ваты и тополиного пуха. Пух тополя, который каждую весну покрывает «белым снегом» газоны, улицы города, залетает в открытые окна домов, вызывая неудовольствие жителей, оказывается, может и восхищать их. Иногда трудно поверить, что картину сделали только с помощью пуха без красок, кисти и клея. Аппликации из тополиного пуха однотонные, они напоминают гризайли. Они нежные, воздушные и изящные. Аппликация из тополиного пуха, как и аппликация из бумаги, может быть предметной, сюжетной и декоративной. Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы для аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Животных, птиц, растения надо выбирать с пушистой фактурой. Декоративные аппликации необычны, оригинальны. Это могут быть орнаменты, узоры на различных формах. С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков. Вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.

Аппликация из опилок. Удивительно интересный и податливый материал — опилки. На картоне сначала выполняют рисунок, на отдельные контуры которого наносится клей, а на клей — опилки, согласно рисунку его можно окрашивать в разные цвета. Для этого используется акварельные краски, гуашь, тушь. Краску разводят в воде, и в растворе, и в этот раствор засыпают опилки на 15-20 минут. Пропитанные в растворе опилки сушат на листах бумаги или ткани. при сушке опилки лучше перемешивать, чтобы высыхание происходило равномерно. заготовленные опилки раскладываются по цветам в конверты или коробочки. В соответствии с цветовым оформлением подбираются опилки необходимых цветов. Выполняя работу, на небольшой участок рисунка наносится клей, насыпается слой опилок нужного цвета и слегка придавливается. Опилки наклеивают сначала на все участки одного цвета, затем другого и т. д. Не приклеенные опилки стряхивают.

Аппликация из яичной скорлупы - яичная мозаика. Один из интересных и увлекательных способов создания аппликаций - это яичная мозаика. После того, как вы покушали с семьей яички, не выбрасывайте скорлупку. Раскрасьте ее разными цветами гуашью и положите сушиться. После того как скорлупа высохнет она готова к использованию. Для начала необходимо нанести контур рисунка на бумагу и промазать его клеем ПВА. Теперь нужно засыпать разными цветами скорлупки определенные места в рисунке. Пускай картина подсохнет. Готово!

Аппликация из бисера и страз требуют внимательности и усидчивости, но результат стоит затраченных усилий. Поделки из бисера и рисунки стразами будут радовать и детей, и взрослых. Стразы и бисер бывают абсолютно разные. Бывают цветные, перламутровые и прозрачные. Клеятся они как самостоятельно при помощи клея, так и приобретаются готовые в магазинах, с подробной инструкции. Обычно, стразами или бисером драпируют спинку куртки, или, например, джинсы. Можно также делать из них полноценные картины.

Обратная аппликация. Это аппликация наоборот. Она выполняется на гладкой и прозрачной поверхности пластмассы или стекла, и ее изнанка становится лицевой стороной. Самое главное – сделать на бумаге хороший четкий рисунок, который подкладывается под перевернутую крышку. Перевернутое гладкой стороной к себе изделие представляет собой удивительный рисунок для картины или панно. Выполнить такую аппликацию можно несколькими методами: с выкладыванием контура из жгутиков, мозаикой из пластилиновых шариков.

Айрис фолдинг7 появился в Голландии. Эту технику называют также "радужным складыванием". Её принцип заключается в следующем: Необходимый фрагмент рисунка вырезается по контуру. С обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке, в соответствии с заранее приготовленным шаблоном или с составленной вами схемой. Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги. Прежде чем приступать к работе, необходимо научиться самим строить шаблон или запастись готовыми айрис-шаблонами.

Аппликация из конфетти. Чтоб сделать аппликацию из конфетти нужно сначала нарисовать контур, например, рыбки. Потом кисточкой нанести клей по всей поверхности рисунка. Густо посыпать весь лист бумаги конфетти. Стряхнуть лишнее с листа бумаги. Удивиться возникшей перед вами рыбкой.

Аппликация из поролона. Поролон красят краской. Затем рвут на мелкие кусочки. Поролон можно заменить зеленой бумагой или ватными шариками. После этого рисуют на бумаге простым карандашом то, что хочется сделать вам или детям. Смазывают клеем и приклеивают поролон.

II. Практический раздел.

1. Идея создания творческой работы из бросового материала как информационной картины с подсветкой для школы на тему: "Сохраним природу".

Мы долго думали и у нас появилась идея создания работы с использованием бросового материала, которая могла бы вдохновлять других использовать для творчества отходы, чтоб наша планета стала хоть чуть-чуть чище! Мы решили не только использовать бросовый материал, но и заложить определенный смысл в нашу работу. Нам захотелось, чтоб работа была информационной и говорила сама за себя, что природу нужно беречь! Поэтому мы решили создать настенную картину с подсветкой, мимо которой невозможно было бы пройти.

2. Подготовка к работе.

1. Выбор техники. При выборе техники изготовления, учитывая уровень подготовки учащихся, было принято решение использовать аппликацию как основной вид работы.

2. Выбор сюжета. Сюжет для аппликации был выбран не случайно. Мы решили сделать работу на тему "Сохраним природу". Были проведены беседы совместно с руководителем и родителями, и принято решение о выполнении предварительно эскиза с разработкой этапов по выполнению работы. На картине решили изобразить дерево - как символ природы, а по сторонам его человеческие руки - как символ бережливости. Картину решили сделать яркой и с подсветкой, чтоб она привлекала к себе внимание, чтоб мимо нее невозможно было пройти. Человек должен был остановится, посмотреть на нее и задуматься о смысле, который в нее вложен. Поэтому решили изобразить над деревом радугу и солнце, которое будет светиться! А на поляне, на которой будет стоять дерево, изобразить цветы. После того как сюжет был придуман, родители помогли выполнить предварительный эскиз с проработкой этапов работы. Подсветку решили выполнить из старой новогодней гирлянды на батарейках.

3. Подготовка материалов. Для работы мы подготовили: гуашевые краски; кисточки для клея и красок; новогоднюю гирлянду на батарейках; ткань; гофрированную бумагу; соль; клей ПВА; карандаши; цветные салфетки; лист ватмана; строительные отходы (деревянные бруски, остатки фанеры); гвозди, шурупы; декоративные наличники (остатки после ремонта); инструменты: молоток, строительный степлер, шуруповерт; техническое обеспечение: компьютер, принтер.

3. Изготовление картины-аппликации с подсветкой из бросового материала, бумаги и ткани "Сохраним природу".

Этапы работы (Приложение 4):

Изготовление эскиза картины с подсветкой "Сохраним природу" с проработкой этапов работы. Родители помогли выполнить предварительный эскиз с помощью графических программ на компьютере. Для этого мы с родителями обсуждали то, что должно быть изображено на картине-светильнике. После чего один из родителей, который умеет работать в графических программах, отрисовал эскиз и распечатал его на принтере.

Изготовление подосновы. С помощью одного из родителей была изготовлена подоснова под картину с подсветкой. Для этого были использованы отходы, которые остались после строительства дома - бруски и остатки фанеры. В районе, где должно быть солнце сделаны углубления, для изготовления подсветки.

Изготовление подсветки. Для подсветки решили использовать старую гирлянду на батарейках. Для этого с помощью дрели и под присмотром одного из родителей было сделано много дырочек в районе солнца. В отверстия были вставлены лампочки с обратной стороны подосновы. Коробочку с переключателем закрепили сбоку картины на ребре подосновы.

Изготовление солнца. Углубления в подоснове, там где должно быть солнце и его лучи, мы закрасили гуашью в желтый цвет. Далее, чтоб закрыть сверху углубления в подоснове, натянули сверху прозрачную желтую ткань - органза (была использована старая тюль, которую было жалко выбросить).

Изготовление основы под небо и поляну. Сверху на ткань, там где должны быть небо и поляна, вырезали и наклеили бумагу. Был использован ватман (старые чертежи).

Изготовление неба. Небо выполнили в технике - рисование солью и гуашью. Для этого дети наносили клей на бумагу, сверху сыпали крупную соль и разравнивали ее руками. После этого, когда соль приклеилась, мы разбавляли голубую гуашь в воде и наносили ее кисточками на соль. Краска расплывалась по соли, создавая эффект облаков.

Изготовление радуги. Радугу выполнили из шариков цветных салфеток. Сначала мы дружно катали шарики разных цветов. Затем основу под радугу разбили на 7 одинаковых полос. После чего наклеили шарики на основу с помощью клея ПВА, на каждую полосу свой цвет. В итоге получилась очень яркая объемная радуга.

Изготовление поляны. Поляну выполнили из гофрированной бумаги. Нарезали бумагу на небольшие квадратики, обворачивали квадратиком конец карандаша. Далее - конец карандаша обмакивали в клей ПВА и наклеивали квадратик на основу. В итоге получалось, что уголочки квадратиков торчали вверх. Постепенно, бумажка к бумажке, и получилась объемная густая травка.

Изготовление ствола дерева. Ствол дерева выполнили из ткани. Были использованы старые коричневые джинсы. Мы дружно нарезали ткань на небольшие лоскуты. Затем вырезали из бумаги форму ствола дерева и с помощью клея и степлера зафиксировали ее на картину. Далее - клеили лоскуты коричневой джинсовой ткани на основу. Клеили постепенно, каждый лоскут немного накладывался на предыдущий. В итоге получилась интересная объемная фактура ствола дерева.

Изготовление листвы и цветов дерева. Дерево решили сделать определенным. Мы захотели, чтоб это была - цветущая яблоня. Т.к. ствол дерева был выполнен из ткани, то и листочки и цветы нужно было сделать из ткани. Листочки выполнили из зеленой атласной ленты разного оттенка (использовали ленты, которые остаются от украшений цветочных букетов). Из ленты вырезали форму листиков. Посередине листочка делали строчку зеленой ниткой, чтоб присобрать ткань, чтоб листочек немного выгнулся. Цветочки выполнили из нежно розовой ткани. Вырезали форму цветочков, сшивали в два слоя цветочки посередине, так чтоб лепестки в итоге торчали вверх. Далее - аккуратно, под присмотром родителей, обжигали края лепестков при помощи свечки, чтоб ткань не осыпалась. После чего листочки и цветочки наклеили на картину вокруг веток дерева. В итоге получилось нежное цветущее дерево - яблоня.

Изготовление цветов и бабочек на поляне. Цветы для поляны, как и саму поляну, выполнили из бумаги. Использовали остатки цветной и гофрированной бумаги. Получились цветочки разной формы и цвета. Бабочки выполнили из остатков ткани.

Изготовление рук. Человеческие руки выполнили из остатков фанеры. С помощью одного из родителей вырезали лобзиком форму рук. Далее приклеили руки к картине, и для надежности - прикрутили их шуроповертом. После чего покрасили руки в белый цвет.

Обрамление картины. Для того, чтобы придать картине эстетический вид, мы решили обработать ее края. Для этого прикрутили по бокам рейки.

Заключение.

Мы не привыкли задумываться о том, как уменьшить количество мусора и как его можно использовать вторично хотя бы на бытовом уровне, в условиях своего дома, квартиры. Нужно менять отношение людей к мусору. На примере нашей работы мы предлагаем более креативно взглянуть на мусор, который люди выбрасывают ежедневно, попробовать использовать его в своём творчестве на уроках технологии, кружках прикладного творчества, превратив ненужное в нечто прекрасное.

Аппликация может стать очень интересным и развивающим занятием. Во время работы с аппликацией развивается моторика и воображение. И немаловажный момент, это еще и общение друг с другом. Мы учимся видеть красоту в окружающем нас мире. Занятия аппликацией способствуют выработке умения видеть и передавать красоту, формирует художественный вкус, умение работать с материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия. Пусть сделанное, своими руками поначалу плохо будет получаться, но не стоит забывать о том, что старание и усидчивость приведут к успеху!

Таким образом, заканчивая свой проект, мы можем сказать, что любое изделие, сделанное своими руками, обладает душевной теплотой. Работая над данным проектом, мы узнали много нового для нас: о видах и типах аппликации, о разнообразии бумаги, научились делать аппликацию из бросового материала. Изучив все, мы сделали картину с подсветкой, которая может украсить интерьер нашей школы.

В процессе выполнения работы нам помогали наши родители: Белова Инесса Юрьевна, Белов Олег Юрьевич, Каримова Юлия Сергеевна, Серг Эльвина Владиленовна, Серг Василий Федорович, Шевчук Вера Викторовна, Шевчук Семен Юрьевич; и классный руководитель: Холопова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ Голицынской СОШ №1.

Наша работа была продемонстрирована учащимся из параллельных классов. Также мы приняли участие в выставке поделок среди учащихся начальных классов, где лучшие работы были отмечены грамотами.

Мы очень надеемся, что наша работа с использованием бросового материала вам понравится и вдохновит многих использовать подходящие для творчества отходы, и от этого наша планета станет чуть-чуть чище!

Список используемой литературы:

Цирулик, Н.А. Уроки творчества. Учебник для 4-го класса. / Н.А. Цирулик, Т.Н. Преснякова - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2002. - 112с.

Выгонов, В. В. Практикум по трудовому обучению [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / В. В. Выгонов - Москва: Издательский центр "Академия", 1999. - 256 с.

Выгонов, В. В. Аппликация [Текст]: издание для досуга / В.В. Выгонов, Э.М. Галямова, И.В. Захарова - Москва: Издательский Дом МСП, 2006. – 96 с.

Геронимус, Т.М. 150 уроков труда в 1–4 классах / Т. М. Геронимус - Тула: Издательство Арктоус, 1996. - 168с.

Щеблыкин, И.Н. Аппликационные работы в начальных классах / И.Н. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Кагакова - Москва: Просвещение 1983. - с.160

Акимова, Т.А. Основы экоразвития - учеб. пособие. / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин - Москва: Изд-во Рос. экон. акад., 1994. - 312 с.

Алексеев, В.П. Очерки экологии человека / В.П. Алексеев - Москва: Наука, 1993. - 191 с.

Анцырев, А.А. Эколого-экономические основы природопользования: Практикум / А.А. Анцырев, Г.М. Комарицкий, В.Н. Панькова - Новосибирск: Новосиб. ин-т нар. хоз., 1994. - 74 с.

Интернет-ресурсы:

Сайт Всезнайка, Статья "Что такое природа" [Электронный ресурс] - URL: http://www.vseznaika.org/priroda/chto-takoe-priroda/

Костин, С.Н. Проблемы загрязнения окружающей среды / С.Н. Костин [Электронный ресурс] - URL: http://www.ecosystema.ru/07referats/zagr.htm

Сайт FB.ru, статья "Бросовый материал - это что такое? Определение" [Электронный ресурс] - URL: http://fb.ru/article/273825/brosovyiy-material---eto-chto-takoe-opredelenie

Приложения.

Приложение № 1. Обзор современных художников и скульпторов, которые используют в своих работах нетрадиционные материалы.

1. Сергей Шеховцов: скульптуры из поролона

2. Джейн Пёркинс: панно из мусора

3. Йонг Хо Джи: скульптуры из шин

4. Вик Мунис: картины и инсталяции из мусора

5. Эль Анацуи: гобелены из алюминиевых банок

6. Жиль Сеназандотти: статуи из морского мусора

7. Молли Би Райт: мозаика из жестяных крышек

8. Нина Бош: коллажи из проездных билетов

9. Зак Фриман: картины из бытового хлама

Приложение № 2. Виды аппликации.

1. Обрывная аппликация.

2. Накладная аппликация.

3. Модульная аппликация (мозаика).

4. Симметричная аппликация.

5. Ленточная аппликация.

6. Силуэтная аппликация.

Приложение № 3. Нетрадиционные техники аппликаций.

1. Квиллинг.

2. Торцевание.

3. Коллаж.

4. Оригами.

5. Аппликация из салфеток.

6. Гофрированная бумага.

7. Аппликация из ткани.

8. Аппликация из крупы.

9. Аппликация из соломы.

10. Аппликация из засушенных растений.

11. Аппликация из ваты и тополиного пуха.

12. Аппликация из опилок.

13. Аппликация из яичной скорлупы - яичная мозаика.

14. Аппликация из бисера и страз.

15. Обратная аппликация.

16. Айрис фолдинг.

17. Аппликация из конфетти.

18. Аппликация из поролона.

Приложение № 4. Изготовление картины с подсветкой из строительных отходов, бумаги и ткани "Сохраним природу".

1. Эскиз картины с подсветкой "Сохраним природу" с этапами работы.

2. Изготовление подосновы.

3. Изготовление подсветки.

4. Изготовление солнца.

5. Изготовление основы под небо и поляну.

6. Изготовление неба.

7. Изготовление радуги.

8. Изготовление поляны.

9. Изготовление ствола дерева.

10. Изготовление листвы и цветов дерева.

11. Изготовление цветов и бабочек на поляне.

12. Изготовление рук.

13. Обрамление картины.

14. Готовая работа.

1 Треш-арт - от английских слов trash - мусор, art - искусство.

2 Декупаж - от французского слова decoupage - вырезать. Это искусство украшать объекты, предметы, мебель техникой вырезания и приклеивания бумаги, салфеток, кружев, фотографий в сочетании со специальной краской, лаком, росписью.

3 Арт-объект - это объект искусства, вещь, которая представляет не только материальную, но и художественную ценность.

4 Квиллинг (англ. quilling) - от английского слова quill - птичье перо.

5 Коллаж - от французского слова collage - приклеивание.

6 Оригами - от японского слова "бумага".

7 От английского слова iris folding - радужное складывание.

Просмотров работы: 114