Фуросики: путь японского платка

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фуросики: путь японского платка

Авдеев А.С. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия 2 (МАОУ Гимназия 2)
Силина С.В. 1
1МАОУ Гимназия 2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Фуросики (японское 風呂敷, где “фуро” означает ванна, а “сики” – расстилать, расправлять; буквально можно перевести как “банный коврик”) – квадратный платок, используемый для хранения или перемещения вещей различных форм и размеров.

Появившиеся предположительно в середине периода Нара (8 век нашей эры), фуросики и сферы их использования расширялись вместе с появлением новых тканей, способов их изготовления и окрашивания.

Целью данной работы является прослеживание пути развития фуросики, рассмотрение их особенностей и характеристик, а также анализ их роли в современном обществе и перспективы в будущем.

Рис. 1

Платок фуросики

Рис. 2

Пример оборачивания с помощью фуросики

История

Первые упоминания

Фуросики является текстильным изделием. Поэтому, чтобы проследить его историю, необходимо взглянуть на развитие ткачества в Японии в целом. Хотя достоверно неизвестно, когда именно японцы начали впервые изготавливать ткани, принято предполагать, что к 4-3 векам до нашей эры, когда в Японии сложилась земледельческая культура, ткани были уже в ходу и использовались для различных целей.

В 5-6 веках нашей эры Японию начинают посещать мастера из Китая и Кореи, что отражается на включении элементов их культур и технологий в японское ремесло ткачества. Среди находок, относящихся к тем временам, есть шелковые ткани, украшенные орнаментами.

В период Нара (710-784 гг.) мастерство ткачей становится более утонченным. Именно на этот период приходятся важные изменения в японском обществе, а также его культурный расцвет. Как раз в это же время и появляется обычай заворачивать предметы в квадратный кусок ткани. В то время он был известен как хирадзуцуми (“сложенный сверток”). Особенностью этой техники было то, что на ткани не завязывалось никаких узлов, а используемый предмет был надежно обернут.

Рис. 3

Техника хирадзуцуми

Происхождение названия

Название “фуросики” предположительно появилось в период Муромати (1336-1573 гг.). Люди при походе в общественные бани (сенто, общественные фуро – то есть ванные) приносили с собой специальную “баннную” одежду. С собой они брали и особый кусок ткани – коврик (сики), который они расстилали и на котором стояли, пока переодевались в купальную одежду. А переодевшись, в этот же коврик заворачивали то, в чем пришли в баню – уличную одежду. Наконец, по завершении купания мокрая банная одежда заворачивалась в коврик, чтобы ее было удобнее нести домой.

Существует и другой, схожий, но более детальный, вариант происхождения названия фуросики. Согласно нему третий сёгун Асикага Ёсимицу (25.09.1358 – 31.05.1408 гг.) построил в Киото большую купальню и пригласил туда феодальных князей из различных регионов Японии. Чтобы не перепутать свои вещи с остальными вещами многочисленных гостей они использовали платки с изображенными на них фамильными символами – чтобы оборачивать в них одежду и использовать как коврики при переодевании.

Рис. 4

Асикага Есимицу

Рис. 5

Фуросики с мон – фамильным символом

Расцвет

В период Эдо (1603-1868 гг.) фуросики получили повсеместное распространение. Торговцы использовали их для транспортировки товаров. Ремесленники заворачивали в них свои инструменты. При путешествиях с помощью фуросики оборачивали вещи и одежду.

В связи с таким ростом популярности стали возникать и развиваться различные традиции и способы складывания фуросики не только как удобного способа перемещения и хранения предметов, но и как материала для заворачивая подарков. Это, в свою очередь, послужило важным элементом становления и развития уникальной культуры преподношения подарков – ведь в Японии и сегодня не принято что-то дарить, предварительно это не упаковав. Такие подарки считаются неуважительными.

Рис. 6

Использование фуросики (период Эдо)

Рис. 7

Транспортировка вещей с помощью фуросики

(период Эдо)

Модернизация

С наступлением эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.) и сопутствующих ей реформ Япония перешла от своего закрытого феодального общества к современной его форме. Изменения затронули множество сфер, в том числе индустриальную. Ткацкие машины и новые методы окрашивания оказали влияние на всю текстильную промышленность, и фуросики в том числе. Их стало проще, быстрее и дешевле изготавливать.

С появлением современных школ и университетов добавилась и еще одна функция для фуросики – школьники и студенты стали заворачивать в них учебники. В них также было удобно заворачивать и бенто – особые коробочки с обедами.

Известен также случай, когда в 1945 году во время Второй мировой войны у пленного японского солдата при себе был найден платок с запечатленной на нем картой Юго-Восточной Азии. Платок также был украшен изображениями военной техники и текстом патриотической песни.

Рис. 8

Студент с сумкой из фуросики

Рис. 9

Фуросики как мешочек для бенто и покрывало для пикника

Современность

С окончанием войны и последовавшим стремительным ростом и развитием экономики Японии фуросики постепенно уступили место другим, новым предметам обихода: чемоданам для перевозки багажа, ручным сумкам для переноски личных вещей, оберточной бумаге для оборачивания подарков, пластиковым пакетам для переноски продуктов.

Тем не менее, в последнее время фуросики переживают новую волну популярности. Во-первых, различные методы складывания, ранее известные только в Японии, сегодня вызывают интерес у многих людей по всему миру. Во-вторых, фуросики привлекают любителей моды – их многообразие, функциональность, простота и доступность делают их идеальным аксессуаром. В-третьих, фуросики как инструмент для переноски вещей является здоровой экологичной альтернативой пластиковым и бумажным пакетам – их можно многократно использовать, а также проще перерабатывать. Так, отдав предпочтение платку вместо 10-граммового полиэтиленового пакета, можно предотвратить выбрасывание 61 грамма углекислого газа в атмосферу. Даже в качестве оберточного материала для подарков фуросики выступает в качестве более приемлемой альтернативы – это не только выглядит уникально, но и сам платок можно повторно и многократно использовать уже после того, как подарок был открыт.

Рис. 10

Фуросики как модный аксессуар

Рис. 11

Фуросики как материал для оборачивания подарка

Характеристики

Проследив путь развития фуросики, теперь можно ближе взглянуть на сами эти предметы и их отличительные свойства. Используемые для различных целей и с различными объектами, фуросики могут смело похвастаться своим удивительным разнообразием. Единственной же неизменной общей чертой фуросики является их форма – квадрат.

Размер

Одной общей меры для фуросики не существует, поскольку размер используемого платка определяет предмет, в него заворачиваемый. А предметов таких существует огромное множество. Тем не менее, самыми распространенными являются фуросики со стороной 45-50 см или 68-72 см. Однако, конечно, встретить можно как и умещающиеся в руке (наподобие карманного платка), так и превосходящие по размерам простыни фуросики.

Материал

Сегодня фуросики изготавливают в основном из хлопка, крепа, шелка, нейлона, полиэстера, вискозы. Выбор платка и, соответственно, материала, из которого он изготовлен, диктуется целью, для которой служит тот или иной фуросики. В повседневном обиходе скорее пригодятся простые и надежные платки, выбираемые более за счет их крепости и выносливости. Если же речь идет о моде, важных событиях и ценных подарках, то тут выбор может пасть на более элегантные и дорогие фуросики.

Рис. 12

Большой фуросики, украшенный с помощью традиционной техники сибори

Рис. 13

Плотные фуросики с классическими узорами

Внешний вид

Для этой характеристики свойственно наибольшее разнообразие. Во-первых, фуросики могут быть как одно-, так и двусторонними. Во-вторых, существует огромное количество тем, мотивов и узоров, которые можно встретить запечатленными на фуросики. Наряду с традиционными узорами, создаваемыми с помощью классических японских техник, таких как сибори, сегодня на платках можно увидеть и яркие, кричащие цвета, и даже любимых анимационных персонажей. Фуросики, как полотно, предоставляет свободу для творчества современным дизайнерам.

Рис. 14

Современный фуросики яркой расцветки

Рис. 15

Фуросики с необычной дизайнерской задумкой

Техники

Рассмотрев внешний, эстетический, аспект фуросики, можно перейти к их функциональной составляющей. За долгое время существования фуросики люди нашли удобные и эффективные способы заворачивать в них всевозможные объекты различных форм и размеров. Все они по-своему интересны и занятны. Рассмотрим некоторые наиболее элегантные и необычные из этих способов.

Две книги

Этот способ делает переноску двух книг одинакового формата очень изящным и удобным процессом. С другой стороны, он идеально подойдет для преподношения в подарок двухтомника. А с учетом современных тенденций, в таком виде можно подарить коллекционные издания любимых фильмов. Если же использовать фуросики большего размера, эта техника может подойти и для переноски, например, пары крупных папок или больших фотоальбомов.

Рис. 16

Две книги, обернутые

с помощью фуросики

Рис. 17

Две бутылочки, обернутые с помощью фуросики

Две бутылочки

Еще один способ для заворачивания парных предметов. С помощью него можно надежно зафиксировать бутылочки, а получающаяся сверху петля делает их удобными для переноски. Обернутые таким образом бутылочки можно не только преподнести в качестве подарка, они также идеально подойдут и для того, чтобы взять их с собой на пикник.

Оборот в 4 завязывания

Обернутая с помощью такой техники вещь будет напоминать праздничную коробку с подарком, увенчанную сверху бантом. Однако впечатления, которые она произведет, будут отличаться своей уникальностью и особым чувством теплоты.

Рис. 18

Оборот в 4 завязыания

Рис. 19

Пример моего оборота

Свой пример

Во время моего исследования, вдохновившись изученными примерами, я решил и сам попробовать создать какую-нибудь необычную технику оборачивания. В результате получилась техника, с помощью которой можно оборачивать, а затем и удобно переносить предметы цилиндрической формы.

Заключение

Итак, подводя итоги, можно сказать, что фуросики являются куда более многогранным феноменом, чем может показаться вначале. Во-первых, они могут похвастаться своей богатой историей и важным местом в культуре Японии. Во-вторых, фуросики – это одновременно и объект (платок), и технология, позволяющая эти платки использовать. Фуросики – это уникальное сочетание практичности и эстетики. В-третьих, фуросики несмотря на свой солидный возраст являются современным холстом для самовыражения, в чем можно убедиться на примере дизайнерских платков.

И самая на сегодняшний день важная характеристика фуросики – их экологичность. Простой, элегантный и многофункциональный способ заботы об окружающей среде, который доступен каждому.

В связи с этим для будущих работ представляет интерес рассмотрение фуросики именно с данной точки зрения. Что если не ограничиваться использованием фуросики только в быту и повседневной жизни? Что если соединить их техники и характеристики как с традиционными, так и самыми последними разработками в области оригами? На мой взгляд, исследование данных вопросов содержит возможности для дальнейших открытий, которые будут интересны как с эстетической точки зрения, так и полезны с практической.

Термины и определения

Бэнто (яп. 弁当) – приготовленная на вынос или упакованная дома порция блюд на одного человека в коробочке с крышкой.

Ёсимицу, Асикага (яп. 足利 義満, 25 сентября 1358 – 31 мая 1408 гг.) –

третий сёгун сёгуната Муромати. Правил с 1368-го по 1394 год.

Мейдзи (яп. 明治維新 – Мэйдзи Исин) – серия событий и реформ в Японии в 1868-1869 годах, в результате которой была восстановлена власть императора. Период продлился с 1868-го до 1912 года.

Мон (яп. 紋), также Камон (яп. 家紋), Монсё (яп. 紋章) – в Японии оригинальный знак рода, семьи или человека, достаточно известного, чтобы иметь личный символ.

Муромати (яп. 室町時代 – муромати дзидай) – эпоха в истории Японии, длившаяся с 1336-го по 1573 год.

Нара (яп. 奈良時代 – нара дзидай) – эпоха в истории Японии, длившаяся с 710-го по 794 год.

Сибори (яп. 絞り染め – сибори-дзомэ) – традиционная японская техника окрашивания ткани с помощью заматывания, прошивания, складывания или сжатия.

Хирадзуцуми (яп. 平包) – обычай и техника заворачивания предметов в квадратный кусок ткани без использования узлов.

Эдо (яп. 江戸時代 – эдо-дзидай) – эпоха в истории Японии, время правления клана Токугава, длившаяся с 1603-го по 1868 год.

Список ресурсов

Япония – страна экологии // Niponica http://web-japan.org/niponica/backnumber/pdf/Niponica_07_digest_Ru.pdf (Дата обращения: 19.08.2017).

Японские ткани «окутывают» мир // Niponica http://web-japan.org/niponica/index_ru_11.html (Дата обращения: 19.08.2017).

Furoshiki // Информационный сайт о фуросики http://www.furoshiki.org (Дата обращения: 20.08.2017).

It’s a wrap! Traditional Cloth Used to Combat Climate Change // Информационный сайт о Японии http://web-japan.org/trends/07_lifestyle/lif071003.html (Дата обращения: 21.08.2017)

Furoshiki // Wikipedia https://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Furoshiki&oldid=836894194 (Дата обращения: 24.08.2017)

Просмотров работы: 314