Введение
Расскажи мне – и я услышу,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать самому –
И я пойму.
(Китайская пословица)
Вы знаете, что на Востоке считается символом любви, веры и надежды? Я расскажу вам легенду, которая очень похожа на быль и повествует о девочке по имени Садако Сасаки.
Девочка родилась в Японии, в 1943 году, а в 1945 во время бомбардировки Хиросимы погибли ее родители. Сама она заболела лучевой болезнью. Люди здесь с давних времен верили, что если сделать тысячу бумажных фигурок-журавликов, то исполнится самое заветное желание. Мечтая выздороветь, девочка один за другим складывала бумажных журавликов и просила о мире на Земле.Она успела сложить только 644 журавлика, но идею подхватили многие люди по всему миру.
После войны в г. Хиросима была установлена статуя, изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. Там написано: «Это наш крик, Это наша молитва, Мир во всем мире» (Приложение № 1)
Эту легенду я узнал чуть позже, а первую фигурку журавлика сложил, когда мне было всего три года! Конечно, это была игра – волшебное превращение простого листочка в игрушку. Оригами – это лучший конструктор, он состоит из одной детали (листа), с помощью которого создаются тысячи разных фигурок.
Моё исследование посвящено оригами, которым я занимаюсь шесть лет.
Обоснование актуальности: современное обучение выдвигает новые требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения.
Гипотеза: оригами имеет важное значение и улучшает способности ученика, ориентирует его на лучший конечный результат.
Цель: показать практическую направленность этого вида творчества.
Задачи:
познавательная (изучить литературу по теме);
обучающая (изучить виды конструирования);
развивающая (изготовить разные изделия из квадрата);
воспитательная (научить одноклассников технике оригами).
Методы:
поиск и анализ информации;
анкетирование второклассников МОУ ИРМО «Марковская СОШ»;
экспериментирование (мастер-класс для учащихся).
При изучении материала и литературы по данной теме я хочу попробовать узнать, где используются оригами, его назначение, познакомится с его историей, самостоятельно изготовить поделку с помощью классической техники оригами.
История происхождения оригами
Оригами – это японское искусство складывать модели из бумаги. Название произошло от японских слов «ори» – складывать и «гами» – бумага. Бумага была изобретена в Китае. Однако, родиной оригами стала именно Япония. Первые оригами появляются в храмах более чем 1000 лет назад. Один из ритуалов состоял в изготовлении бумажных коробочек Санбо. В них помещали кусочки рыбы и овощей, которые предназначались в дар богам.
Бумага была материалом редким и дорогим. Долгое время этот вид искусства был доступен не всем людям. Бумажные фигурки сопровождали шествия в храмах, красивые бабочки украшали свадебный стол, самураи складывали нехитрые фигурки для своих дам.
1.2. Распространение оригами
В Европе это искусство появилось во второй половине XIX века. Фокусники на глазах публики «превращали» лист бумаги в волшебство.
Любителем оригами был Льюис Кэрролл – автор «Алисы в Стране Чудес», преподававший математику: какая радость охватила его, когда он сумел сложить из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею крыльями, громкий хлопок. Поклонниками этого увлечения были Леонардо да Винчи, иллюзионист Гуддини. Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. При изготовлении первой поделки (петушок) он получил огромное удовольствие, он писал: «Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая её, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями…произведение такого петушка есть настоящее искусство»
Новый этап в развитии оригами после второй мировой войны связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава. Процесс складывания любого изделия он смог представить в виде серии чертежей, изобрел сотни новыхфигурок. В 1978году Акиро Йошизава приезжает в Россию, где демонстрирует свое искусство.
Основная часть
Одна из вещей, которая привлекательна в оригами, это то, что все материалы всегда есть под рукой. Бумагу можно найти повсюду. Существуют много разновидностей бумаги, каждая из которых имеет свое название.
В Японии до сих пор вручную производят листы специальной бумаги васи. Эта бумага очень прочна и выдерживает тысячи сгибов. Существует специальная бумага для оригами, часто называемая «ками» (бумага по-японски), которая продается в виде квадратов.
Техника и виды оригами.
Отрабатывая технику складывания различных элементов изделий оригами, нужно проверять “остроту” всех сгибов, чтобы сделать красивое,аккуратное изделие.
В Японии известно несколько видов оригами (Приложение № 2).
Классическое оригами - работа с квадратом, взятым за основу. Все модели создаются за счет правильных складок на бумажном листе – без склеек и прорезей. Например, журавлик, лебедь, самолетик из бумаги и другие.
Модульное оригами - в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги. Одной из разновидностей модульного оригами является кусудама.
Мокрое складывание – техника складывания, разработанная Акирой Ешизавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам (животных, цветов) плавности линий, выразительности.
Также существует техника кириками, бумагокручение (квиллинг), складывание по развертке.
2.2 Базовые формы оригами.
В основе любой поделки лежит определённая заготовка – базовая форма (Приложение № 3). Каждая форма имеет своё название. Базовые основы-формы для оригамиста — то же, что ноты для музыканта.
Оригами начинающим – рекомендации:
Заготовка должна иметь квадратную форму.
Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться.
Начинать изготовление оригами лучше с простейших базовых форм.
Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным.
Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться, совмещение сторон и углов должно быть точным.
После того, как игрушка готова, необходимо повторить приёмы складывания.
2.3. Результаты анкетирования второклассников
Символом мира стал белый журавлик,Символом счастья – бумажный кораблик.Сказочных бабочек, розовых зайцевВыполнить можно при помощи пальцев.Я предлагаю попробовать с вамиВыучить технику «оригами».
Среди второклассников я провел опрос для того, чтобы определить, знают ли они понятие оригами. В анкете (Приложение № 4) были даны вопросы с вариантами ответов. В анкетировании участвовали: 39 второклассников. Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что: 50% ребят знают, что такое «оригами»; менее 50% второклассников знают о том, лист какой формы обычно используют для оригами; пробовали делать фигурки в этой технике лишь треть ребят. Результаты опроса показаны в диаграммах №1, №2, № 3 (Приложение № 4).
Также я предложил выполнить своим одноклассникам оригами - бабочку, которая подойдёт для изготовления даже начинающим, а пошаговая инструкция с фото поможет разобраться с творческой работой. (Приложение № 5)
2.4.Значение оригами
«Чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.
Оригами это не просто забава, но и развитие природных способностей: развивается мелкая моторика рук; вырабатывается усидчивость; повышается концентрация внимания; тренируется память, мышление; пространственное воображение, сообразительность, развивается глазомер. Занятия оригами способны увлечь человека от его забот и тревог.
Оригами в педагогике. Во многих школах, в начальных классах, сейчас проводят уроки оригами, ученики быстрее осваивают математику, основы архитектуры и других искусств. Оригами в медицине. В наше время оригами успешно используют в лечебной и реабилитационной практике. Наблюдается позитивное влияние занятий оригами в работе с инвалидами слуха, зрения, опорно-двигательной системы. Оригами в психологии. Творчество объединяет детей и взрослых. Получив готовую фигурку оригами, возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то ещё. Оригами и праздники. Фигурки оригами это прекрасное украшение и приятный подарок. Оригами и мода. Французские дизайнеры придумали серию ювелирных украшений –оригами.
2.5. Удивительное об оригами.
2.5.1. Интересные факты
Центральная японская больница использует одну из лучших подготовительных программ в стране для хирургов: необходимо из маленьких листиков бумаги площадью 1,5 квадратных сантиметра сложить фигурку в технике оригами.
Художник Джонатан Бренд создал из бумаги точную полноразмерную копию автомобиля FordMustang! В нем есть и колеса, и мотор! У каждой детали реального авто есть свой бумажный аналог!
Японцы планируют запускать бумажные шаттлы с орбиты, а в Гарварде создали самособирающееся оригами. Технология имеет принцип «памяти формы».
2.5.2. Рекорды оригами
Конечно в оригами есть свои рекорды, список которых постоянно увеличивается. (Приложение 6).
Самого маленького бумажного японского журавля сложил из квадратика 1 x 1 мм доктор Ватанабе из Японии. При работе он использовал микроскоп и иглы.
Самый большой- оригами кораблик из бумаги, созданный мастерами в Москве для выставки. Его размеры 3 на 1,5 м.
Европейский дизайнер СифоМабона (один из самых известных оригамистов в мире) сложил слона из цельного листа бумаги в натуральную величину (около трех метров). На выполнение задачи ушёл 1 месяц кропотливого труда.
Настоящий шедевр бумажного искусства был внесен в российскую «Книгу рекордов». Символ Москвы – бумажная скульптура Георгия Победоносца, ее вес составляет 55 кг.
Самым изобретательным творцом в оригами остается АкираЙошизава, он создал более 50 тысяч фигурок.
Петер Будаи- самый молодой изобретатель в оригами, в 12 лет уже выпустил 2 книги по оригами.
Наиболее сложным в изготовлении считается создание фигуры «морской еж», в ней более 2700 складок. Ее сложил Ганс Бикерландиз Норвегии в 913 этапов.
Заключение
Фантазии подвластныБумажные листы -Для дома и в подарок,И просто для игры.Но главное богатство,Что красоту творя,Простой листок поможет,Создать тебе себя!
Процесс оригами, с одной стороны, трудоемкий и сложный. Но именно поэтому он способен перенести в страну Творчества, в которой нет никаких ограничений.
Не все понимают японскую философию, но всем понятно оригами, в котором— ничто не конечно. Один и тот же лист бумаги может быть и лисичкой, и,бабочкой и собачкой, и портретом, и деревом.
Анализируя свою исследовательскую работу, я пришел к выводу, что оригами это не просто забава. Это серьезная работа над собой. Поэтому занимайтесь оригами, будьте мыслящими и инициативными!
Для меня оригами стало большим увлечением, я планирую и дальше развиваться в этом творчестве (Приложение №7.1, № 7.2, № 7.3) , перейти к более сложным композициям.
Список литературы
Долженко Г.И. 100 оригами [текст, образцы, схемы]- М.: Академия “Холдинг”, 2004 -222 с.
Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами [текст, образцы, схемы]- М.: –“АРИС –ПРЕСС”, 2004 – 186 с.
Соколова С. Школа оригами [схемы] – М.: Изд-во Эксмо – 175 с.
Евтишенков Е.Р. ВЕЛИКИЙ КВАДРАТ НЕ ЗНАЕТ ПРЕДЕЛОВ // Старт в науке. – 2017. – № 4-4. – С. 674-678;
Афонькин С. Афонькина Е. Волшебные шары кусудамы, СПб.: Кристалл, 2001. - 160 с.
Тихова Г. Модульное оригами для детей: создаем сказку своими руками, Ростов н/Д: Феникс, 2014.- 62 с.
http://nihon-go.ru/origami-kak-poyavilos-origami-i-deystvitelno-li-eto-iskusstvo/
http://rukodeliehobbi.ru/obuchenie/origami/244-origami-v-knige-rekordov-ginesa
http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/538235/
Приложения
Приложение № 1.СадакоСасаки «Дитя мира».
Приложение № 2. Виды оригами.
Классическое
Складывание по развертке
Мокрое складывание
Модульное оригами
Приложение № 3. Базовые формы.
Приложение № 4.1. Анкетирование второклассников
Анкета «Что вы знаете об искусстве оригами?»
Знаешь ли ты, что такое «оригами»?
Что используют для изготовления оригами?
Складывал ли ты когда-нибудь поделку в технике оригами? Кто тебе помогал в этом?
Как ты думаешь, что может развивать оригами?
Мною опрошено 39 учеников 2 классов.
Приложение № 4.2. Результаты анкетирования второклассников (диаграмма №1, № 2, №3)
Приложение № 5. Схема сборки Теплоход.
Приложение № 6. Рекорды оригами.
Приложение № 7.1. Мои работы.
Приложение № 7.2. Мои работы.
Приложение № 7.3. Мои работы.